Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии виртуальной реальности / VR – технологии / военные / virtual reality technologies / VR technologies / military

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.Д. Шарапатова, А.П. Багаева

В статье рассматривается применение VR – технологий для обучения военных кадров, основные возможности и приспособления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А.Д. Шарапатова, А.П. Багаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY FOR TRAINING MILITARY PERSONNEL

The article discusses the use of VR technologies for training military personnel, the main features and adaptations.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ»

Секция «Информационно-экономические системы»

УДК 004.051

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ КАДРОВ

А.Д. Шарапатова Научный руководитель - А. П. Багаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nastya2000sharap@mail.ru

В статье рассматривается применение VR - технологий для обучения военных кадров, основные возможности и приспособления.

Ключевые слова: технологии виртуальной реальности, VR - технологии, военные.

APPLICATION OF VIRTUAL REALITY TECHNOLOGY FOR TRAINING MILITARY PERSONNEL

A.D. Sharapatova Scientific Supervisor - A. P. Bagaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nastya2000sharap@mail.ru

The article discusses the use of VR technologies for training military personnel, the main features and adaptations.

Keywords: virtual reality technologies, VR technologies, military.

На сегодняшний день технология виртуальной реальности широко распространена среди пользователей различных областей. Назначение использования VR - технологий так же имеет широкий спектр действий. Одной из таких областей стала военная отрасль, где активно используются все возможности предоставленные виртуальной реальностью.

Обучение военных кадров - вот для чего используется данная технология. Привлекательность использования виртуальной реальности как среды обучения обусловлена возможностью проводить на тренажерах все виды операций, обучать кадры без географической привязки, гибко адаптировать тактики, использовать модели как традиционного, так и гибкого противника. Основными направлениями VR-обучения являются отработка тактических приемов в командных тренажерах, управление боевой техникой, стрелковая подготовка, защита от оружия массового поражения, ремонт и ТО техники. 3D - очки - одно из основных приспособлений для погружения в виртуальную реальность и обучения солдата. Они создают иллюзию работы в мире виртуальной реальности, которое создано с помощью 3D - моделей и фотореалистичных круговых панорам. Например, военная медицина требует отработки не только процесса оказания помощи пострадавшим, но и возможность отработки действий прямиком на поле боя. Для этого в виртуальной реальности создаются аналогичные условия и обучаемый будущий военный медик слышит свист пуль, крики и стоны пострадавших, взрывы боеголовок, раскатистое громыхание бомб, хаос голосов, других солдатов вокруг и тому подобное, что полностью погружает его в процесс. И в этих стрессовых — пусть и виртуальных- условиях обучаемый должен правильно сделать свою работу. Применение данного приспособления может использоваться не только для визуализации виртуального пространства, но и для

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

дополненной и смешанной реальностей. Также важная часть обучения - это имитация реального оружия для тренировок в виртуальной реальности. Корпорация Striker VR показала новейшую разработку - игровой бластер Arenalnfinity. Это устройство, работающее на аккумуляторе минимум три часа с момента полного, имитирующее отдачу при стрельбе из разных видов оружия, в том числе крупнокалиберные пулеметы или M4. Изобретение специально заточено на использование в виртуальном мире. На сегодняшний день с использованием аналогичных приспособлений обучают будущих специалистов связи. Например, связисты, которые работают на реальных радиостанциях с учебной радиосетью и те, которые полностью находятся на виртуальном обучении используют оборудование для сопряжения и соединения радиосети. То есть половина обучаемых находятся в реальных условиях, другие - в виртуальных. Но это только некоторые из примеров возможностей использования приспособлений виртуальной реальности для военнослужащих. Уже разработаны и применяется в военном обучении симуляторы управления различными боевыми машинами, масштабные многопользовательские симуляторы боевых действий для пехоты, симуляторы командования отдельными битвами и ходом целых военных кампаний, симуляторы применения различного оружия. Так же распространенный тренажер — тренажер управления техникой. Подобный тренажер используется для первичной подготовки и повышения квалификации. Он состоит из кабины боевой машины и сферического экрана или шлема виртуальной реальности для демонстрации обучающего контента. Такие тренажеры можно использовать и для индивидуальных занятий, и в составе групп, работающих в едином информационном пространстве, когда несколько комплексов одновременно используют один и тот же контент. Основываясь на данных технологиях возникает вопрос - возможна ли полная замена реального учения в поле виртуальным обучением. Во многих военно-учебных учреждениях считают, что видеоигры и VR играют важную роль. В современных условиях ведения боевых действий военнослужащим необходимо работать с множеством информации в режиме реального времени, и те, кто прошел через подготовку в виртуальной и дополненной реальности реагируют в реальной ситуации намного быстрее и качественнее тех, кто тренировался без помощи виртуального мира. Они четче и быстрее обрабатывают информацию, больше запоминают и просто быстрее принимают решение с наименьшим количеством ошибок.

И, неоспоримо, самая главная и основная причина применения VR для военных — это многократное снижение стоимостных и временных затрат на прохождение обучения военнослужащими, снижение вероятности получения травм, повышение эффективности обучения и вероятная отдача при ходе реальных боевых действий. Сегодня глобальный рынок только одних военных симуляторов для обучения военнослужащих оценивается в 12,7 миллиардов долларов. И эта цифра будет только расти. По самым разным прогнозам, именно военное применение VR в итоге через десять лет займет нишу от 10% до 50% всего глобального рынка этих технологий.

Библиографические ссылки

1. Применение дополненной реальности в военной промышленности [Электронный ресурс] URL: https://ru-bezh.ru/news/2017/08/25/ekspertyi-obsudili-primenenie-virtualnoi-realnosti- ё!уа-оЬисЬет(дата обращения: 31.03.2022).

2. Военные новости: использование виртуальной и дополненной реальности Пентагоном [Электронный ресурс] URL: https://inosmi.ru/military/20170821/240068488.Мт!(дата обращения: 31.03.2022).

3. Для чего военные используют технологии AR/VR [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/company/lanit/blog/554596/(дата обращения: 31.03.2022).

© Шарапатова А. Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.