METHODS OF TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL CONTENT USING TECHNICAL MEANS
OF INTELLECTUAL DATA PROCESSING
S.V. Stepanov, M. V. Mitrofanov, M. V. Temnikov, O.N. Kiselev
Currently, the speed of transformation of production technologies is outpacing the pace of generational change, there is a need not only for improvement and additional professional development, but also for repeated development of new types of activities throughout the professional career: continuing education becomes an integral part of everyone's life. To simplify the perception of the increasing flow of information in the educational process at its various stages, it is necessary to introduce innovative information technologies, including technical means of intellectual processing of educational content, on the quality of which the course and result of the educational process depend.
Key words: educational content, intelligent processing, artificial intelligence, abstract.
Stepanov Sergey Vladimirovich, doctoral, steppasws@mail.ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of Communications named after S.M. Budyonny,
Mitrofanov Mikhail Valeryevich, candidate of technical sciences, docent, head of the department, vonafortim@yandex.ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of Communications named after S.M. Budyonny,
Temnikov Mikhail Valeryevich, applicant, MiH.Temm@mail.ru, Russia, Saint-Petersburg, Military Academy of Communications named after S.M. Budyonny,
Kiselev Oleg Nikolaevich, candidate of technical sciences, docent, onkiselev@,yandex.ru, Russia, Saint-Petersburg, Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation
УДК 377.169.3
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-95-102
АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЛЕКСОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ
А.С. Абрамов, Л. Ю. Сафонов, Н.Е. Стариков, Ю.А. Чадаев
В статье анализируются тренажёрные комплексы и учебно-тренировочные средства, используемые для обучения военнослужащих российской армии. Представлена классификация учебно-тренировочных средств, а также произведена попытка классификации продукции предприятий Тульской области и перспективных тренажёрных систем.
Ключевые слова: тренажеры, тренажерные системы, виртуальная реальность, образовательные программы, программное обеспечение, классификация
В современных условиях модернизации военной техники и переподготовки военнослужащих различных видов войск Российской Федерации для обеспечения достаточных компетенций, вместе с техникой модернизируется и военно-специальная подготовка военнослужащих. Военно-специальная подковка - это не только процесс овладения обучаемыми систематизированными фундаментальными знаниями, но и формирование навыков и умений выполнения боевых задач на основе применения вооружения, военной и специальной техники, их эксплуатации и ремонта [1]. Необходимые компетенции для эффективного выполнения поставленных задач, вне зависимости от объёма полученных знаний, человек может получить только в результате деятельности, связанной непосредственно с эксплуатацией оборудования. Однако, в связи с высокой экономической стоимостью военной и специальной техники, а также высокой вероятностью спровоцировать поломку оборудования обучающимся, обучение на действующих образцах не является рентабельным.
Для рентабельной подготовки высокопрофессиональных кадров используются комплексы учебно-тренировочных средств (УТС). УТС - специально организованный набор технических средств обучения, комплекс приборов, агрегатов и приспособлений, максимально имитирующих устройство и его работу, в том числе и специальные тренажёры. Тренажёр -учебно-тренировочное устройство, предназначенное для отработки навыков управления объектом. Современные тренажёры относятся к «человеко-машинным» системам, которые отвечают требованиям соответствующих методик, регламентируемых ГОСТ 26387-84 и обеспечивающих контроль качества деятельности обучаемого.
Производство серийных образцов УТС, ставших прообразом тренажёров современного типа началось в 1970 годах в г. Муром (завод им. Орджоникидзе) и в г. Тула (Центральное конструкторское бюро аппаратостроения). Данные модели были выполнены в виде натурных стендов и представляли физические объекты реальных объектов бронетанковой техники (БТТ). Комплексы УТС развивались следом за развитием военной техники и запросом образовательных организаций вооруженных сил. Их исполнение и оснащение зависело от технического прогресса страны, и разработка и совершенствование тренажёрной техники шло последовательно. В соответствии с этим, комплексы УТС делят на несколько поколений [2].
Первое поколение тренажёрной техники (1973-1980 г.) сформировалось на основе ламповых усилителей, в связи с чем были разработаны тренажёры кинопроекционного типа. В тренажёрах первого поколения военнослужащий двигался согласно определённому сценарию, который проецировался на экран перед ним, и не имел возможности влиять на то, что показывалось на экране. От обучаемого требовалось при демонстрации на киноэкране определённого фрагмента воспроизвести необходимую последовательность действий.
Второе поколение (1980-1992 г.) основывается на базе интегральных схем и относится к телетренажёрам, в которых в качестве демонстрационной системы используется телевизионный экран, помещённый на подвижный макет местности. В качестве макета местности использовалась конечная лента, имитирующая разные поверхности. Системы второго поколения давали возможность отклониться от сценария линейного движения, однако это отклонение ограничивалось площадью имитационной ленты.
Третье поколение (1992-1999 г.) сформировалось на основе модернизации тренажёров второго поколения внедрением ЭВМ. Формирование компьютерных тренажёров обусловлено погружением обучаемого в виртуальную реальность, через замену канала визуализации с кинопроекционного на компьютерный. Если в тренажёрах предыдущих поколений решающую роль играл инструктор, который следил на предмет правильности действий за обучаемым, то в тренажёрах третьего поколения внедряется система унифицированной компьютерной оценки.
Четвёртое поколение (2000 - н.в.) базируется на современных мощностях ЭВМ и использует компьютерные имитационные модели. Тренажёры предыдущих поколений, осуществляя свои обучающие функции, опирались на электромеханические устройства, однако четвёртое поколение опирается на программное обеспечение.
Некоторые конструкторы и разработчики тренажёрной техники выделяют отдельное пятое поколение УТС, которое основано на научно-технических достижениях в сферах технологий виртуальной реальности, ЭВМ и нейросетей. Таким образом, к пятому поколению относят унификацию одного комплекса УТС под широкую номенклатуру техники, относительную свободу действий внутри тренажёра и возможность симуляции значительного количества ситуаций и простоту изменения параметров симуляции, а также обратную связь от тренажёра к обучаемому. Тренажёры, с вышеуказанными параметрами, создаются на основе результатов интеллектуальной деятельности профильных военных образовательных организаций и их совместных разработок с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Широкое распространение получили разработки на основе языков веб-программирования (Html, Java) для любых ЭВМ и межплатформенных сред разработки Unity, UnrealEngine 3 для ЭВМ, работающих с виртуальной реальностью [3, 4].
С начала серийного производства комплексов УТС производились стационарные комплексы с большим количеством компонентов сложные для транспортировки и монтажа оборудования. Указанные комплексы, относящиеся к первому и второму поколению, устанавливались в тренировочных аудиториях без возможности быстрого демонтажа оборудования. На сегодняшний день существуют мобильные комплексы УТС, которые применяются на выездных образовательных мероприятиях. Данные комплексы бывают носимые, возимые и могут иметь собственное шасси. Данные комплексы могут разделяться на различные классы и несут различные функции.
На текущий момент комплексы УТС разделяются на статические и динамические. Структурная схема приведена на рис. 1 и рис. 2 соответственно. Рабочее место статических тренажеров позволяет обучаемому взаимодействовать с органами управления способом, максимально приближенным к реальному взаимодействию. Рабочее место инструктора позволяет воздействовать на тренажёр и выбирать необходимые для обучения параметры [5].
Особенностью статических тренажёров является отсутствие математической модели процессов, появляющихся при использовании реальной техники. В основе обучения на статических УТС лежит демонстрация и проверка алгоритма действий в определённой ситуации. Инструктор в данном классе тренажёров задаёт сценарий работы, а также получает результаты выполнения алгоритма обучаемым.
Рис. 1. Структурная схема УТС статического класса
В основе динамических УТС лежит математическая модель физических процессов, воздействующих на военную или специальную техники, а также на обучаемого. В тренажёрах этого класса контролируется не только знание алгоритма действий на определённые ситуации, но и реакция обучающегося на внешние воздействия, приближенные к реальным. В основе лежит имитационный компьютер, содержащий программное обеспечение, моделирующее режимы воздействий. Инструктор задаёт сценарий работы обучающегося и режимы воздействия, в качестве обратной связи получает данные о прохождении сценария и параметры физического состояния обучающегося.
Рис. 2. Схема взаимодействия динамической УТС
Имитация физических эффектов окружающей среды и военной техники, а также органов управления этой техники, в разных комплексах УТС для одной и той же номенклатурной единицы могут подразделяться по составу моделируемых факторов.
Тренажёры для психологической подготовки операторов военной техники созданы для развития и поддержания требуемого уровня сформированных навыков и психических функций для выполнения задач в штатных и нештатных ситуациях. Данные тренажёры применяются для создания гибкой не конкретизированной системы навыков для возможности их быстрого и эффективного переноса на конкретную сферу деятельности [6].
Процедурные тренажёры моделируют алгоритмы действий без соблюдения физических эффектов и без привязки к элементам интерьера рабочего места оператора.
Комплексные тренажёры, помимо моделирования алгоритмов деятельности, моделируют совокупность факторов деятельности и результатов деятельности оператора.
Основное функциональное назначение комплексов УТС состоит в сокращении сроков освоения техники, при повышении эффективности её использования. Для этого в методологии обучения лежит ряд задач, под которые формируются программно-аппаратная составляющая тренажёрных комплексов (ТК). Исходя из их назначения, УТС классифицируются следующим образом:
- ТК предъявления информации;
- ТК формирования и закрепления умений;
- ТК контроля знаний;
- комбинированные.
О пропускной способности тренажёра можно судить по числу одновременно проходящих обучение на одном комплексе УТС, где они классифицируются на одиночные и групповые. Под групповыми УТС подразумеваются число обучаемых расчётов военной и специальной техники, одновременно работающих в одном образовательном поле тренажёра.
По способности тренажёра имитировать различные виды военной техники и адаптироваться под модернизацию существующей на одном комплексе УТС, путём изменения программного обеспечения (ПО) и характеристик симуляции можно выделить универсальные и не универсальные.
Схема классификации представлена на рис. 3. Анализируя номенклатуру продукции предприятий ОПК Тульской области в области тренажёростроения, а именно АО «Центрального конструкторского бюро аппаратостроения», АО «Тулаточмаш» и АО «Тренажёрные системы», в соответствии предложенной классификацией, можно сделать вывод о том, что часть продукции данных предприятий, отвечающая за обучение управлением бронетанковых средств, относится к стационарным комплексам УТС третьего и четвертого поколения, обладающих комбинированными методологическими функциями. Данные комплексы представлены, как статическими (У-74ТР), так и динамическими тренажёрами (У-55ТР), которые моделируют все виды факторов. Однако данные тренажёры не являются универсальными и конструировались под определённую номенклатуру техники. Пропускная способность данных тренажёров является одиночной. Среди комплексов УТС, производимых указанными предприятиями для обучения расчётов противотанковых ракетных комплексов и противозенитных ракетных комплексов, существуют мобильные носимые и возимые образцы, которые, в том числе, подходят для обучения в группах. Однако, данные тренажёры не всегда универсальны и без модернизации аппаратной базы не способны имитировать некоторые физические свойства реальных боевых комплексов.
Комплексы УТС
По
МеТОДОЛОТИЧеСКИМ
функциям:
По поколениям:
Предъявления информации
Формирование и закрепление умении
Контроля зианни
Комбинированные
1-е поколение
2-е поколение
По
размещению:
По
моделированию ощущений:
Мобильные
Стационарные
По еостаау моделируемых факторен
Салические
Динамические
По пропуск! юй способности:
По
уни нереальности:
Одиночные
Групповые
Процедурные
"Гсихолотическо*
1ОД1ТЖЭВКН
Упинерсалыпае
Не
универсальные
Рис. 3. Классификация комплексов УТС
Усилия предприятий, занимающихся созданием тренажёров для обучения управлением военной и специальной техникой, сегодня направленны на улучшение иммерсивности тренажёрной техники, улучшению визуальной составляющей фоноцелевой обстановки, которая передаётся через визуальные каналы тренажёра и уменьшению экономической стоимости комплексов УТС. Достижение данных показателей сопряжено с внедрением прикладных наукоёмких технологий, таких как технологии виртуальной реальности, нейросетевое программное обучение и использованием ЭВМ с высокими вычислительными мощностями, как аппаратных процессорных вычислений, так и вычислений дискретной видеографики. Что постепенно приведёт к появлению пятого поколения тренажёрной техники с достаточным соответствием показываемой фоноцелевой обстановки в тренажёре и при реализации реальной боевой задачи. А также расширит спектр действий обучаемого внутри одного сценария тренажёра и создаст большее возможное количество ситуаций для обучения.
Разработки тренажёрных систем, основанные на технологии виртуальной реальности, начали активно развивались за рубежом в прошлом десятилетии. На сегодняшний день в России комплексы УТС, включающие в себя элементы технологии виртуальной реальности, нахо-
дятся в начальной стадии, они используются в качестве инструментария для подготовки не только гражданских, но и военных специалистов. Если разработки в данной отрасли будут признаны успешными, то можно будет говорить о создании пятого поколения тренажёров. Отличие от других поколений будет основано на возможности создания сложных сценариев обучения с ситуациями близкими к происходящим в реальной деятельности, при сохранении свободы действий обучаемого. Уникальностью тренажёрных систем пятого поколения, вероятно, будет возможность моделирования ситуаций широкого спектра: от рутинных работ до воссоздания критической ситуации, которые при использовании УТС предыдущего поколения и обучения в стандартных условиях, были либо невозможны к воссозданию, либо представляли угрозу жизни обучаемого.
Другим важным параметром, по которому можно выделить данные разработки в следующее поколение тренажёров является иммерсивность технологии. Пользователь, помимо увеличенной по объёму программы обучения, получает также иной чувственный опыт внутри образовательной деятельности. При росте использования технологий виртуальной реальности внутри комплекса УТС, путём внедрения уже существующих аппаратных инструментов технологии, появляется возможность воздействовать на обучаемого не только через визуальный и аудиальный канал, но и физически, что увеличивает вовлеченность в процесс обучения, и акцентирует внимание на необходимые детали образовательной программы.
Определим место тренажёров на базе технологий виртуальной и дополненной реальности в соответствии с предложенной классификацией. Будем рассматривать минимальный комплект аппаратуры, состоящий из шлема виртуальной реальности, манипуляторов и ЭВМ с периферийным оборудованием.
В предложенном сочетании комплекс УТС сможет выполнять функцию визуализации техники, отдельных её агрегатов и механизмов, принцип их работы и фоноцелевую обстановку в различных её сценариях. Внутри тренажёра, так же можно оформить список задач, аналогичных техническим регламентам на действующей технике, однако с минимальным комплектом аппаратуры обучаемый будет запоминать только последовательность действий на агрегатах боевой машины, т.е. будет использовать принцип, работающий в Веб-тренажёрах, но с некоторыми особенностями:
- необходимый для конкретного алгоритма агрегат занимает не всё образовательное пространство, а только его часть, при этом его расположение аналогично расположению на реальной боевой машине;
- возможно целиком увидеть работающий агрегат внутри изучаемой техники и его взаимосвязь с другими механизмами машины;
- внешний вид образовательной области максимально приближен к внешнему виду настоящей техники;
- возможность взаимодействия с другими пользователями с разными задачами внутри одного образовательного поля.
Таким образом, УТС на базе технологий виртуальной реальности реализует методологическую функцию предъявления информации максимально возможным образом. Функция закрепления умений при наличии минимального комплекта аппаратуры остаётся на уровне повторения алгоритма, но не полного физического взаимодействия с образовательным пространством. Исходя из этого, для осуществления функции контроля необходимо либо расширять номенклатуру задействованной аппаратуры виртуальной реальности, либо использовать другие средства УТС.
Развёртывание и настройка рассматриваемого комплекса УТС занимает не более получаса, при этом основными параметрами места установки является стандартный сетевой источник питания и свободное пространство с минимальной площадью 2х2 м. Вес оборудования составляет не более 10 кг, что, учитывая указанные характеристики, позволяет классифицировать данный тренажёр, как мобильный.
По типу моделируемых ощущений, тренажёр относится к динамическим, потому что, даже без физического воздействия со стороны тренажёра, обучаемый получает психологическое воздействие, которое можно документировать посредством измерения артериального давления, пульса, частоты дыхания и электроэнцефалограммы мозга. Также при создании сценария обучения фактически задаётся математическая и физическая модель взаимодействия пользователя и смоделированных агрегатов техники. Существующие российские тренажёры в области военной техники на текущем этапе создания выглядят скорее статическими, поскольку демонстрируют только отдельные элементы техники без моделирования их взаимосвязи, за ис-
ключением некоторых отдельных представителей тренажёров данного типа (комплекс УТС для подготовки к прыжкам с парашютом для военно-воздушных сил). В области специальной и медицинской техники уже используются тренажёры на базе технологий виртуальной реальности, внутри которых лежит математическое моделирование отдельных объектов. Таким тренажёром является медицинские реабилитационные тренажёры Дальневосточного федерального университета и тренажёр оператора железной дороги разработки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» (ГУАП).
В рассматриваемом варианте тренажёров основным создателем моделируемых факторов являются запрограммированные в программное обеспечение тренажёра сценарии. От качества используемых трёхмерных моделей зависит качество фоноцелевой обстановки. При достаточном качестве, образовательное пространство будет аналогично реальной обстановке, внутри которого можно создавать критические ситуации для оценки стрессоустойчивости кадрового состава и наработке навыков для действий в данных обстоятельствах. При минимальном комплекте аппаратуры создание комплексных моделирующих факторов невозможно, однако создание процедурного тренажёра с добавлением точных трёхмерных копий рабочих мест боевых машин, с соблюдением их технических и эргономических характеристик возможно.
При проводном подключении нескольких шлемов к одному ЭВМ и дополнительных корректировок ПО возможно объединение нескольких пользователей внутри одного образовательного поля. Возможно также подключение оборудования на основе технологии беспроводной локальной сети с устройствами со стандартами IEEE 802.11 - Wi-Fi, либо локальное проводное соединение нескольких ЭВМ в сети интернет с подключённым к ним оборудованием виртуальной реальности. При этом построение сценария обучения может проходить и таким образом, что при отсоединении других пользователей от одного образовательного поля, обучаемый не потеряет необходимые компетенции, потому что действия, производимые другими пользователями в процессе обучения, может выполнять программа. Таким образом, данные тренажёры могут быть одновременно групповыми и одиночными в зависимости от присутствия людей внутри одного образовательного пространства.
Универсальность данных комплексов УТС зависит от наличия необходимого ПО и запрограммированных сценариев. Для указанных задач, технически оборудование может воссоздать любую сцену и любую технику. Однако для этого необходимы компетентные специалисты в области методологии обучения по конкретным видам техники, специалисты в области трёхмерного моделирования и программисты.
Рис. 4. Комплексы УТС на базе технологий виртуальной реальности внутри
классификации 100
Таким образом, было определено возможное место комплексов УТС на основе технологий виртуальной реальности с минимальным комплектом аппаратуры внутри рассмотренной классификации. С результатами отнесения к классификации можно ознакомиться на рис. 4, где блоками с белым фоном обозначено однозначное внедрение на данную позицию указанных тренажёров, штрихпунктирной линией и жёлтым фоном возможное внедрение на данную позицию, пунктирной линией и красным фоном проблемы внедрения в связи с техническими особенностями, либо неполнота технического оснащения, для попадания на данную позицию.
В рамках гранта правительства Тульской области в сфере науки и техники (договор номер ДС/267 от 25 октября 2021 года).
Список литературы
1. Феофилактов И.А. Использование технических средств обучения в служебно-плановых формах обучения в национальной гвардии Российской Федерации // МНКО. 2017. №2 (63). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-v-sluzhebno-planowh-formah-obucheniya-v-natsionnalnoy-gvardii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.11.2021).
2. Колосков Б.Б., Стариков Н.Е. Факторы развития тренажеров вождения объектов бронетанковой техники российского производства // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2016. Вып. 12. Ч. 1. С. 321 - 334.
3. Медведев В.И., Шишленин Д.А. Виртуальная реальность с новыми разработками - к новым рубежам // ВВО. 2021. №4 (31). С. 72 - 76.
4. Мусихин А.Г., Фримучков А.Н. Разработка симулятора для обучения студентов на военной кафедре // Academy. 2017. №6 (21). С. 16 - 18.
5. Белов В.В., Водиченков Д.А., Власов Н.Н. Анализ принципов и российского опыта построения учебно-тренировочных средств // Cloud of science. 2016. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-printsipov-i-rossiyskogo-opyta-postroeniya-uchebno-trenirovochnyh-sredstv (дата обращения: 05.11.2021).
6. Халин А.Ф. Концепция развития комплекса учебно-тренировочных средств для освоения вооружения, военной и специальной техники // Программные продукты и системы. 2018. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-kompleksa-uchebno-trenirovochnyh-sredstv-dlya-osvoeniya-vooruzheniya-voennoy-i-spetsialnoy-tehniki (дата обращения: 05.11.2021).
Абрамов Антон Сергеевич, заместитель начальника управления научно-исследовательских работ, 89105585032@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сафонов Лев Юрьевич, аспирант, младший научный сотрудник, safoklit10@gmail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Стариков Николай Евгеньевич, д-р техн. наук, проф., начальник Военного учебного центра, starikov_taii@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Чадаев Юрий Андреевич, канд. физ.-мат. наук, доцент, директор, старший научный сотрудник, yury-chadaev@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS AND CLASSIFICATION OF TRAINING COMPLEXES AND FACILITIES A.S. Abramov, L.Yu. Safonov, N.E. Starikov, Yu.A. Chadaev
The article analyzes the training complexes used to train servicemen of the Russian army. An attempt is made to classify training complexes, as well as an attempt is made to classify the products of enterprises in the region and prospective training complexes.
Key words: simulators, training systems, virtual reality, educational programs, software, classification.
Abramov Anton Sergeevich, research and developent department, vice-head, 89105585032@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Safonov Lev Yurievich, postgraduate, junior researcher, safok-lit10@gmail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Starikov Nikolai Evgenievich, doctor of technical sciences, professor, head of the military training center, starikov_taii@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Chadaev Yury Andreevich, candidate of physical and mathematical sciences, docent, director, senior researcher, yury-chadaev@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.146
DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-102-108
МЕТОДИКА РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СРЕДСТВ АТТЕСТАЦИИ ОПЕРАТОРОВ ПУНКТОВ КОНТРОЛЯ
М.В. Темников, М.В. Митрофанов, С.В. Коробка, В.С. Кокошенко
В статье представлен процесс исследования операторской деятельности, завершающим этапом которой является аттестация. Последовательный анализ различных подходов позволил осуществить рациональный выбор средств аттестации операторов пунктов контроля, который базируется на комплексном использовании инженерно-психологических и социально-психологические методов, построении математических моделей деятельности и выборе инверсной задачи, как основы методики.
Ключевые слова: аттестация, операторы пунктов контроля, система «человек-машина».
Широкое внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) непосредственно в деятельность дежурных смен операторов пунктов контроля привело к возникновению ряда научных направлений, в том числе инженерной психологии, которая изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем [1, 2].
Система «человек - машина» (СЧМ) есть система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины (технических устройств), посредством которой он осуществляет свою профессиональную деятельность.
В настоящее время достаточно хорошо развиты методы проектирования алгоритмов и аппаратуры СЧМ, в то время как методы аттестации индивидуальной и групповой деятельности операторов в системе практически отсутствуют. Это связано с тем, что существует определенный разрыв между подходами к описанию психологических характеристик человека-оператора и функционирования машины. При разработке конкретных методик выбора средств аттестации операторов пунктов контроля необходимо:
- создание единого подхода к описанию функционирования технической части системы и операторской деятельности;
- учет индивидуальных психофизиологических характеристик деятельности человека - оператора;
- учет динамики показателей деятельности в процессе обучения и отбора операторов с характеристиками, необходимыми для работы на конкретном объекте управления;
- учет изменения функциональных состояний человека - оператора.