Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ: ОБЗОР'

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ: ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1274
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / КОМБИНИРОВАННАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СИНТЕЗИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВЫЕ КАРТЫ / ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тычков Александр Юрьевич, Буныгин Егор Валерьевич, Бутров Никита Андреевич, Китаев Максим Владимирович, Лутохин Артем Сергеевич

Рассматриваются компьютерные трехмерные модели внешнего мира, созданные посредством набора специализированных технических средств. Предметом исследования являются технологии и средства военно-промышленного комплекса, направленные на повышение эффективности отбора и профессионализма солдат и пилотов, военных врачей и механиков. Анализируется и обобщается уникальный опыт современных разработок в области проектирования виртуальных приборов и программ военного назначения. Проводится анализ виртуальных моделей боевых пространств (виртуальное поле боя и военный полигон), а также комбинированных систем вооруженных сил, направленных на обучение солдат и офицеров сухопутных и военно-десантных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тычков Александр Юрьевич, Буныгин Егор Валерьевич, Бутров Никита Андреевич, Китаев Максим Владимирович, Лутохин Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ: ОБЗОР»

УДК 004.032.6

А. Ю. Тычков, Е. В. Буныгин, Н. А. Бутров, М. В. Китаев, А. С. Лутохин, А. А. Суроваткин

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ: ОБЗОР

Аннотация. Рассматриваются компьютерные трехмерные модели внешнего мира, созданные посредством набора специализированных технических средств. Предметом исследования являются технологии и средства военно-промышленного комплекса, направленные на повышение эффективности отбора и профессионализма солдат и пилотов, военных врачей и механиков. Анализируется и обобщается уникальный опыт современных разработок в области проектирования виртуальных приборов и программ военного назначения. Проводится анализ виртуальных моделей боевых пространств (виртуальное поле боя и военный полигон), а также комбинированных систем вооруженных сил, направленных на обучение солдат и офицеров сухопутных и военно-десантных сил.

Ключевые слова: виртуальные модели, комбинированная виртуальная реальность, синтезированное пространство, цифровые карты, военная техника, обучение

Введение

Виртуальная реальность (virtual reality, VR) позволяет повысить эффективность человеческой деятельности в различных сферах жизни с учетом физических и профессиональных показателей пользователя. Виртуальная реальность (virtual reality, VR) согласно [1] описывает компьютерную модель внешнего мира, созданную набором специальных технических средств, передаваемую пользователю посредством органов зрения, слуха, обоняния, осязания и обеспечивающую восприятие нахождения в искусственно синтезированном пространстве. Применение систем VR отличается высокой эффективностью воздействия на органы восприятия, благодаря чему обеспечиваются глубокое усвоение знаний, быстрое овладение профессиональными навыками и приобретение пользователем опыта [2].

По прогнозам Jimmy Vainstein, аналитика компании World Bank [3], к 2025 г. рынок VR займет область военно-промышленного комплекса объемом не менее 1,4 млрд долл. В настоящее время VR используется для моделирования боевых действий и полетов, симуляции движения транспортных средств, отработки первой медицинской помощи в особо опасных условиях [4]. Технологии VR активно внедряются наземными, воздушными и военно-морскими вооруженными силами различных стран. Системы военной подготовки на основе трехмерного моделирования используются в США, Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Великобритании, Турции и России [5]. VR применяется для создания и испытания оружия, военного планирования и обучения личного состава вооруженных сил [6]. VR военного назначения позволит снизить временные и финансовые затраты на обучение военнослужащих, травматизм, повысить эффективность обучения за счет экономии боеприпасов и различного вида горючего, а также получения знаний и опыта по поведению при внештатных ситуациях и исключения возможности нанесения ущерба реальным образцам военной техники [7].

Виртуальные модели боевых пространств

В 2016 г. группа компаний «Кронштадт» представила систему «Виртуальное поле боя», предназначенную для планирования и отработки боевых действий [8]. Система предназначена для компьютерной имитации военных действий на заданной территории.

© Тычков А. Ю., Буныгин Е. В., Бутров Н. А., Китаев М. В., Лутохин А. С., Суроваткин А. А.,

2020.

Поле боя УЯ отображает действия пользователя и создает события в соответствии с заданными алгоритмами функционирования образцов военной техники.

Описываемая система строится на основе цифровых карт, данных аэрофотосъемки, спутниковых снимков и фотографий [8]. Виртуальное поле боя создает модели и сцены движения и стрельбы военнослужащих, информационно-командного обмена, военной техники и вооружения, в которых отображаются их реальные параметры (угол и скорость наведения, характеристики и возможности прицельных комплексов, характеристики боеприпасов). На рис. 1 приведена модель учебного класса для отработки навыков военнослужащего в едином виртуальном поле боя.

Рис. 1. Модель учебного класса «Единое виртуальное поле боя»

Адекватная оценка свойств местности позволяет принять верное решение при выборе направления военного удара, оперативного построения армии, а также организации взаимодействия между боевыми подразделениями [9].

Виртуальная модель боевого пространства [10] представляет собой цифровое описание рельефа и объектов местности в трехмерных сценах, обеспечивающее топографическое синтезированное изображение реальной местности. Масштаб данной модели пространства может быть любым, за счет чего обеспечивается корректное решение информационно-расчетных задач с разной степенью детализации, обусловленной характером и уровнем принятия решений. На рис. 2 приведен пример топографической виртуальной модели боевого пространства.

Рис. 2. Топографическая виртуальная модель боевого пространства

Следующая разработка - военный полигон VR - Marine Tactical Decision Kit (MTDK) [11] - предназначена для тренировки военнослужащими тактики ведения боя в транспорте, для презентации экспортной техники и технологий военного назначения, а также для моделирования поведения вооружения в различных условиях и при различных нагрузках. MTDK обладает следующим функционалом: моделирование систем управления военной техникой, что позволяет добиться высокого качества визуального представления и оперативно реагировать на действия пользователя в рабочих, аварийных и внештатных ситуациях; имитация поведения военной техники в условиях проходимости разных дорожных покрытий при различных климатических условиях; обучение военным специальностям: техник, водитель, наводчик, радист. На рис. 3 приведены модели техники военного полигона MTDK.

Рис. 3. Модели техники военного полигона MTDK

Военный полигон MTDK [11] предоставляет возможность командных тренировок экипажей боевых машин, определяя роль командиров отдельных транспортных средств и комплексов, позволяет тренировать тактическое взаимодействие на поле боя. В состав военного полигона входят симуляторы боевых машин и радиостанции, работающие в интерактивном режиме.

Виртуальные комбинированные системы вооруженных сил

Комбинированная VR реализует принцип искусственной динамической среды, основанной на синтезе физической и виртуальной реальности [12]. В настоящее время данный подход активно используется для подготовки специалистов сухопутных войск [13]. Суть технологии заключается в создании специфических искусственно созданных сцен VR и реального оборудования, снабженного специальными датчиками и сенсорами: шлем с зD-дисплеем, переносной компьютер, сенсоры положения тела, имитатор стрелкового орудия.

Одним из примеров комбинированной VR военного назначения является система Dismounted Soldier Training System (DSTS) [14]. Данная система предоставляет возможность визуализации участков местности и отработки ведения боя с различным оружием. Кроме того, система позволяет создавать внештатные ситуации: внезапное наступление врага, бой в одиночку и т.д. На рис. 4 приведен пример реализации комбинированной системы DSTS.

Рис. 4. Комбинированная система DSTS

Другая система Virtual Vehicle Trainer (VVT) [15] позволяет работать пользователю как индивидуально, так и в составе экипажа. Она дает возможность освоить навыки управления боевыми бронированными машинами и оружием. Система может обучать до 24 пользователей одновременно. На рис. 5 приведен пример реализации системы VVT.

Рис. 5. Система VVT

Следующая система VR военного назначения Meggitt Training Systems (MTS) [16] представляет собой физическое поле с углом обзора 300 градусов, обеспечивающее реалистичное погружение пользователя в виртуальную среду. Система состоит из пяти плоских экранов и цифровых камер, которые образуют поле погружения пользователя. На экраны выводится видео в масштабе 1:1 и объемный звук. Система поддерживает до 20 видов смоделированного оружия и сцен VR. На рис. 6 приведен пример реализации системы MTS.

Рис. 6. Система MTS

Другая VR система, разработанная на военной базе McGшre-Dix-Lakehurst, предназначена для имитации стрельбы [17]. Ее особенностью является оригинальная визуализация полета пули. Пользователь может оперировать набором сенсоров для управления и маневра пули, прицеливаясь посредством дисплея, установленного на УК шлеме (рис. 7). Через дисплей и микрофон пользователь может видеть поле боя на 360 ° в отличие от предыдущей системы MTS. Визуальными объектами-целями в известной системе могут быть военные и гражданские люди, грузовики и бронетехника, вертолеты и самолеты.

Рис. 7. VR система имитации стрельбы

Другая разработка - GunnAR - помогает пользователям прицеливаться, корректировать наводку, передает приказы и требования руководителя, а также отображает сведения о количестве запаса боеприпасов [18]. А известный программно-аппаратный комплекс Tactical Augmented Reality [19] позволяет отображать не только объекты и цели на мониторе пользователя, но и местоположение бойца на карте посредством лазерного дальномера и вычислять расстояние до мишени, выводя на экран соответствующие подсказки.

Программные решения с применением VR-технологии используются также при разработке нового шлема «Сварог» российского производства для управления беспилотными летательными аппаратами на расстоянии. Система оснащается двумя видеоэкранами, набором датчиков и сенсоров для отслеживания положения пользователя и летательного аппарата.

В ряде развитых стран оборудование и специализированные программные средства с использованием VR уже официально утверждены для обучения солдат и офицеров военно-десантных сил [20, 21]. В настоящее время известна система VR для обучения воздушно-десантных войск [22], представляющая собой 10 автоматизированных рабочих мест, объединенных в одну сеть, и место руководителя для контроля над действиями пользователей и определения уровня их подготовки (рис. 8). Представленная система состоит из подвесных креплений и VR шлема. На экране дисплея отображается рельеф местности, куда планируется десантировать личный состав.

В будущем технология VR военного назначения будет направлена на повышение эффективности отбора и профессионализма служащих: солдат и пилотов, военных врачей и механиков.

Рис. 8. Система УЯ для обучения солдат и офицеров военно-десантных сил

Заключение

Перспективой развития представленных систем УЯ военного назначения является создание шлемов и гарнитуры для применения в период реального боя в режиме реального времени. Ожидается, что в ближайшие годы появится техника, которая позволит проводить успешные военные операции смешанным образом: часть команды будет действовать в горячей точке, в то время как связисты, артиллеристы, механики-водители и летчики будут работать из контрольного пункта, удаленно.

Материалы публикации подготовлены при поддержке Российского научного фонда (проект № 17-71-20029-п).

Библиографический список

1. Liu, X. Virtual Reality and Its Application in Military / X. Liu, J. Zhang, G. Hou, Z. Wang // Conference Series Earth and Environmental Science. - 2018. - Vol. 3. - C. 32-41.

2. Граневский, К. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности и возможность их применения в военном образовании / К. В. Граневский, Н. А. Кубенин // Наука и образование в XXI веке : тр. VI Межунар. заоч. науч.-практ. конф. - Кузбасс : КГТУ, 2017. - С. 16-22.

3. The VR/AR Association appoints Jimmy Vainstein of the World Bank as Co-Chair of the committee, VR for Good. - URL: https://www.thevrara.com

4. Strengthening the defense of NATO's Eastern frontier / Billy Fabian, Mark Gunzinger, Jan van Tol, Jacob Cohn, Gillian Evans // Center for Strategic and Budgetary Assessment. - Washington, 2019. -64 p.

5. Army technology. Airbus DS Communications. - URL: https://www.army-technology.com

6. Свиридов, С. Г. Внедрение технологии виртуальной реальности в процесс подготовки военных специалистов / С. Г. Свиридов, Н. А. Пеньков, Д. В. Митрофанов // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2017. - № 4. - С. 171-178.

7. Горчица, Г. И. Содержание и направления развития систем имитационного моделирования боевых действий войсковых формирований в полномасштабных технологиях виртуальной реальности / Г. И. Горчица, В. А. Ищук, В. Н. Пишков // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. - 2019. - № 1. - С. 60-69.

8. Трубецкой, А. И. Технология создания виртуального оперативного (боевого) пространства для применения в современных АСУ военного назначения / А. И. Трубецкой, О. Е. Савченко // Информация и Космос. - 2007. - № 1. - С. 15-18.

9. Войт, Н. Н. Обучающий симулятор военного полигона / Н. Н. Войт, Р. С. Молотов // Системы проектирования, технологической подготовки производства и управления этапами жизненного цикла промышленного продукта ^AD/CAM/PDM - 2016) : тр. XVI Междунар. молодежной конф. - Москва : Аналитик, 2016. - С. 60-62.

10. Гусев, А. А. Реализация взаимодействия имитационных моделей боевых машин в составе симулятора военного полигона в среде UNITY / А. А. Гусев, Р. С. Молотов //Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2016. - № 3. - С. 44-47.

11. Изюмов, Д. Б. Учебно-тренировочные средства сухопутных войск США / Д. Б. Изюмов, Е. Л. Кондратюк // Инноватика и экспертизы. - 2019. - № 2. - С. 168-176.

12. Коротеев, А. Г. Комбинированная реальность в тренажерах для подготовки военнослужащих сухопутных войск / А. Г. Коротеев, Г. Л. Коротеев, В. Н. Соколов // Человеческий фактор в сложных технических системах и средах : тр. II Междунар. науч.-техн. конф. / под ред. А. Н. Анохина, П. И. Падерно, С. Ф. Сергеева. - Санкт-Петербург : Международная эргономическая ассоциация : ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» : Северная звезда, 2016. - С. 250-255.

13. Virtual Reality Exposure Therapy for Combat-Related PTSD / J. Cukor, M. Gerardi, S. Alley, C. Reist, M. Roy, B. O. Rothbaum, J. Difede // Posttraumatic Stress Disorder and Related Diseases in Combat Veterans. - Springer, 2015. - P. 69-83.

14. Girardi, R. Virtual Reality in Army Artillery Observer Training / R. Girardi, J. C. de Oliveira / / 21-st Symposium on Virtual and Augmented Reality (SVR). - Rio de Janeiro, Brasil : IEEE, 2019. -P. 36-42.

15. Применение дополненной реальности в военной промышленности. - URL: https://make-

3d.ru

16. Meggitt gets immersive with its FATS 300 virtual weapons trainer. - URL: https:// www.armytimes.com

17. Virtual Reality goes to work, helping train U.S. Army Soldiers - Defence Blog. - URL: https://monkeyviral.com

18. Bhagat, K. A cost-effective interactive 3D virtual reality system applied to military live firing training / K. Bhagat, C. Chang, W. Liou // Virtual Reality. - 2016. - Vol. 20. - C. 127-140.

19. Goldberg, S. Assessing the Effectiveness of A Networked Virtual Training Simulation: Evaluation of the Close Combat Tactical Trainer / S. Goldberg, T. Mastaglio, W. Johnson // Learning without Boundaries. - 2006. - C. 119-133.

20. Кочетков, В. Е. Основные направления совершенствования воздушно-десантной подготовки на 2017-2025 годы / В. Е. Кочетков / / Военная мысль. - 2017. - № 8. - С. 59-62.

21. Gace, I. Virtual Reality Serious Game Prototype for Presenting Military Units / I. Gase, L. Jaksic, I. Murati, I. Topolovac // 15th International Conference on Telecommunications (ConTEL). -2019. - 8 c.

22. New virtual reality lets operators simulate jumps into combat. - URL: https://www. wearethemighty.com

Тычков Александр Юрьевич, доктор технических наук, заместитель директора научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований, доцент, кафедра радиотехники и радиоэлектронных систем, Пензенский государственный университет. E-mail: tychkov-a@mail.ru

Буныгин Егор Валерьевич, студент, Пензенский государственный университет. E-mail: rtech@pnzgu.ru

Бутров Никита Андреевич, студент, Пензенский государственный университет. E-mail: rtech@pnzgu.ru

Китаев Максим Владимирович, студент, Пензенский государственный университет. E-mail: rtech@pnzgu.ru

Лутохин Артем Сергеевич, студент, Пензенский государственный университет. E-mail: rtech@pnzgu.ru

Суроваткин Александр Анатольевич, студент, Пензенский государственный университет. E-mail: rtech@pnzgu.ru

Образец цитирования:

Виртуальная реальность для вооруженных сил: обзор / А. Ю. Тычков, Е. В. Буныгин, Н. А. Бутров, М. В. Ки-таев, А. С. Лутохин, А. А. Суроваткин // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. -№ 4 (32). - С. 107-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.