УДК (UDC) 62-233.3/.9
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ILOGIC В AUTODESK INVENTOR ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ 3D-МОДЕЛИ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА И ПРОВЕДЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЙ
APPLICATION OF ILOGIC TECHNOLOGY IN AUTODESK INVENTOR TO CREATE PARAMETRIC 3D-MODEL OF A GEAR WHEEL AND CONDUCT
RESEARCH
Петракова Е. А., Самойлова А.С. Petrakova E.A., Samoilova A.S.
Московский политехнический университет (Москва, Россия) Moscow Polytechnic University (Moscow, Russian Federation)
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос создания {
параметрической детали в Autodesk Invevtor с при- {
менением технологии iLogic. Представлен алгоритм {
и инструменты создания управляемых 3D-моделей с {
помощью iLogic на примере проектирования 3D- {
модели зубчатого колеса. В зависимости от исход- {
ных данных, которыми являются передаваемый {
крутящий момент, передаточное число и допускае- {
мое контактное напряжение, в файле детали Auto- {
desk Inventor проводится проектный и проверочный {
расчет зубчатого колеса, в результате которого, {
при каждом изменении исходных данных 3D-модель {
перестраивается и на экран выводятся ее геомет- {
рические параметры и масса. Создан удобный ин- {
терфейс диалоговых окон ввода исходных данных и {
вывода результатов расчета детали. Приведены {
примеры исследований, проведенных с помощью со- {
зданного программного продукта в Autodesk Invevtor {
с применением iLogic, проведен анализ изменения {
геометрических и физических параметров зубчато- {
го колеса при различных комбинациях исходных дан- {
ных, приведены данные о быстродействии создан- {
ного программного продукта. Параметризация {
трехмерных моделей с применением технологии {
iLogic позволит инженеру в короткие сроки решать {
различные исследовательские и оптимизационные {
задачи, создавать библиотеки типовых и стан- {
дартных изделий в CAD-программе, получать {
быстрое перестроение геометрии изделия, которое {
происходит на основе созданных расчетов внутри {
CAD-программы. {
Ключевые слова: параметрическое моделирование, {
iLogic, Visual Basic, Autodesk Inventor, CAD- {
программы. {
Î
Дата принятия к публикации: 19.12.2019 {
Дата публикации: 25.03.2020 {
Î
Сведения об авторах: {
Петракова Екатерина Алексеевна - кандидат {
технических наук, доцент, доцент кафедры «Техни- {
ческая механика» Московского политехнического {
университета, e-mail: [email protected] {
Abstract. The article considers the issue of creating a parametric part in Autodesk Invevtor using iLogic technology, which allows engineers to create parametric 3D models of objects, controlled by calculations written using the rules of the Visual Basic language inside the CAD program itself. The article presents an algorithm and tools for creating controlled 3D models using iLogic on the example of a 3D model of a gear wheel. Depending on the input input data, which are the transmitted torque, gear ratio and contact voltage, Autodesk Inventor performs design and verification calculation of the gear wheel, as a result of which, each time the input data is changed, the 3D model is instantly rebuilt and its geometric parameters and weight are displayed on the screen. The user-friendly interface of dialog boxes of input of initial data and output of results of calculation of a detail is created. The article provides examples of research conducted using the software Autodesk Invev-tor with the use of iLogic, analysis of changes in geometrical and physical parameters of the gears for various combinations of source data, data on the time of receipt of the results. ILogic technology allows the engineer to create a library of standard and standard products in a CAD program to get a quick rebuild of the geometry of the product, which is based on the calculations in CAD programs immediately after you change the source data specification. Parameterization of three-dimensional models using iLogic technology will allow the engineer to solve various research and optimization tasks in a short time.
Keywords: iLogic, Visual Basic, parametric modeling, Autodesk Inventor, CAD programs.
Date of acceptance for publication: 19.12.2019
Date of publication: 25.03.2020
Authors' information:
Ekaterina A. Petrakova - Assistant Professor, Ph.D., Department of Technical Mechanics, Moscow Polytechnic University, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-6938-2778
ORCID: 0000-0002-6938-2778 t Самойлова Анастасия Сергеевна — студент t
факультета Машиностроения Московского политех- t
нического университета, e-mail: [email protected] t
1. Введение
В настоящее время для параметрического моделирования 3D-моделей деталей и сборочных изделий известны следующие способы:
а) параметризация с помощью внутреннего функционала CAD-программы [1, 2];
б) параметризация путем интеграции данных в CAD-программу из одной [3, 4] или двух [5, 6] сторонних программ.
В первом способе можно, в свою очередь, выделить два метода:
а) параметризация изделия с помощью параметрического ряда (бескодовая параметризация) [1];
б) параметрическое программирование [7].
Параметрическое программирование является одним из самых эффективных методов параметризации. Многие программы 3D-моделирования имеют возможность программирования, создания различных макросов на Visual Basic или других языках программирования. Однако большинство инженеров хотя и слышали об этом методе, но не применяют его в повседневной практике, поскольку данный метод требует знания языка программирования, которым инженеры зачастую не владеют.
Если инженер знаком с языком программирования Basic, то он может начать применять данный метод для реализации проектов, создаваемых, модифицируемых, управляемых и/или конфигурируемых с помощью программных правил или пользовательского ввода. Программа Autodesk Inventor проводит построение компонентов на основе технологии iLogic, обеспечивая проектирование по правилам, записанным на языке программирования Visual Basic. Технология iLogic добавляет в Autodesk Inventor широкие функциональные возможности. Инженер-проектировщик может с помощью правил iLogic параметризировать трехмерные модели деталей и сборочных изделий внутри
Anastasia S. Samoilova - student of the Faculty of Mechanical Engineering, Moscow Polytechnic University, e-mail: [email protected]
CAD-программы без обращения к программам-посредникам. iLogic позволяет автоматизировать процесс перестроения типовых изделий, создавать интеллектуальные 3D-модели деталей, узлов и конструкций. Язык iLogic является упрощенной версией Visual Basic. Правило iLogic - это программа на Visual Basic, которая может производить различные расчеты внутри CAD-программы и связывать полученные результаты с параметрами эскизов и формообразующих операций в 3D-модели. iLogic внедряет правила в виде объектов непосредственно в деталь, сборку и документы чертежей. В результате создания 3D-модели, управляемой правилами iLogic, инженер может при изменении исходных данных в считаные секунды получать новые типоразмеры 3D-модели изделия. Таким образом, в результате параметризации деталей с применением технологии iLogic инженер получает возможность в максимально короткие сроки:
- получать линейку типоразмеров деталей и изделий одинаковой конфигурации;
- оперативно производить контроль геометрических параметров изделия и его физических свойств - массы, объема, площади поверхности при изменении исходных данных;
- проводить целый спектр исследовательских задач, например, решать оптимизационные многокритериальные задачи [8, 9].
Технология iLogic позволяет также создавать интерфейс форм для параметров, свойств и правил детали, сборки или чертежа Inventor. Например, создание пользовательского интерфейса в виде форм для исходных данных и результатов расчета позволит легко взаимодействовать с параметрами в моделях и чертежах как самому создателю программы, так и пользователю, который не знаком с правилами iLogic.
Не обращаясь к правилам iLogic, даже начинающий пользователь Inventor пользователь может работать с 3D-моделью, управ-
ляя ее параметрами с помощью созданных диалоговых форм.
Такой подход к проектированию типовых деталей избавляет инженера от рутинной работы при создании линейки типовых деталей, существенно сократив сроки их создания. При этом исключаются ошибки проектирования, которые часто возникают при ручном переносе результатов расчета в 3D-модель.
2. Задача и исходные данные исследования
Задача исследования: применить метод параметрического программирования iLogic в Autodesk Inventor для создания параметрической 3D-модели прямозубого зубчатого колеса и, управляя ее параметрами, провести анализ изменений физических и геометрических свойств детали. При этом параметризация модели должна производиться на основе проектных и проверочных расчетов, записанных с помощью правил iLogic в файле 3D-модели.
Исходные данные для проектирования прямозубого зубчатого колеса:
- номинальный крутящий момент на зубчатом колесе T2, Нм;
- передаточное число U;
- допускаемые контактные напряжения зубьев [о]н, МПа;
- расположение колеса относительно опор (симметричное, несимметричное, консольное).
3. Алгоритм решения задачи и применяемые инструменты
Построение параметрической модели с помощью iLogic в Autodesk Inventor проводится в следующем порядке:
а) в файле детали Inventor создают необходимые эскизы и выполняются формообразующие операции для получения трехмерной модели детали [2, 10];
б) с помощью инструмента iLogic составляют расчет детали, который записывают в виде правил на языке Basic;
в) геометрическим параметрам, которые
являются переменными (зависят от результатов расчета), присваиваются пользовательские параметры [5];
г) добавляют в пользовательские параметра имена переменных, используемых в расчете iLogic;
г) создают пользовательский интерфейс (диалоговые окна) для ввода исходных данных и вывода результатов.
Рассмотрим некоторые правила и формы iLogic Autodesk Inventor. Инструмент iLogic находится во вкладке «Управление» (рис.1).
Окно для создания правил iLogic состоит из нескольких полей, главными из которых является поля, обозначенное поз. 1 и поз. 2 на рис. 2. В поле 1 автоматически выводятся параметры модели и пользовательские параметры. Таким образом, при составлении расчета, который записывается в поле 2, можно видеть все необходимые для составления расчета параметры. Расчеты могут включать в себя как математические выражения для вычисления тех или иных параметров, так запись различных условий для выполнения логические функций, создание массивов, комментариев, записанных с помощью операторов и правил на языке Basic.
Для решения рассматриваемой задачи в поле 2 на языке Basic был записан проектный и проверочный расчет зубчатого колеса, составленный согласно классическим методикам [11-13]. Проектный расчет зубчатого колеса ведется от определения межосевого расстояния aw, которое в дальнейшем выбирается из стандартного ряда по ГОСТ 2185-66.
Поскольку модуль m зависит от размеров зубчатого колеса и назначается инженером-проектировщиком согласно рекомендациям [11] в диапазоне 0,01 aw > m > 0,02aw по стандартному ряду ГОСТ 9563-60, в правилах iLogic в поле 2 рис. 2 записано правило, автоматически вызывающее при запуске расчета появление диалогового окна (рис. 3), в котором пользователю предлагается выбрать значение модуля из выпадающих значений стандартного ряда в соответствии с рассчитанным программой диапазоном межосевого расстояния. Диаметр отверстия в ступице зубчатого колеса определяется по формуле [11]:
Файл 3D-модель Эскиз Аннотации Проверка Инструменты
"Розо
Обновить
Перестроить все
¡J Обновить масс, свойсте;
Обнсвить
Добавить правило
Управление ^ Обозреватепь ¡Logic ffa. Инициаторы событий Ф И н и ци ато р Invento г
Модель Журнал ¡Logic + Cg Добавление формы
Правила Формы Глобальные формы 1 íi ^ Псвторно создать все правила
Q Iubch_koleso_diam_otv_opiecielyaetsya ■fij-. Построение зубчатого колеса ^ Удалить все правила -[3 ¡Logic
Рис. 1. Инструмент iLogic в панели инструментов Autodesk Inventor
■ правило- no-:Tpo£HJbiye^iTorc колеса i ' í1
4 р. л
To^t 5К1
У Е
A J i -t li i" TÍ с It. "П™■ ■ Ervd If Ключ^о^е - Очроторы - ■■ 4J
л 3;1зч _к:лЕО)_.1;>таи отс Пада"« тпь: «oteni /у Попьулттепьг>:иг гчеин^оы
aiq: nu^Bhtin
[ ^ BOijemel i>50<=2
r>penti p
dim
du
M
d&TB
Фори'ила
72 nn J3S w ISt w 2?нч
\
ba =
Kh - 1 - (2*ba/52i
m - ¡Гггл+ll) ' (/ ( i К2' 2) Сг с л* P? J ) г |1/Э)
'Гост ntí
= K0U JnLegeH) [0,40, БО,ЕЗГ71,30, 90,1П0, 112, 12S,14D,16Ú,ISO,2QQ,23 ^ 6iC'rTLOr3aO, 900, 1000, I12Ú, 1250, HO'j, 1600, 1300, 2000, 2210,2530} For i - 0 TD ЭВ
ач < iía2a:ivl (l I -'-'■:e^l
awl = Ma^alvl íi). HKÍ- Гэг
En¿ If
[JeK^ 1
ModUleKyÜ12 = inv Dü^tlefH 055, 0.06, 0.07, 0.-35, 0.D9, 0.1, 0.11, a.12, 0.14, 0,1
0.45,0.5., 0.55, 0.6, йЛ,0.В,О.Э,1.О, 1.125, 1. 25, 1 . 37 5, 1 .5, 1 .75, 2 .Or 2 . 25, 2. 5, 2 .75, 3. 1ÍH, 0 г 11, 0., 12,0,14 ,0,1 f. 0, 12 .B. £0,0,22. 0,25. 0,23,0, 0,36.3,-10. DrlS. 0,50, C,S5.0, 'Гост для. HDflyjis. 34 дгя г^рБогс ряцо г 33 значения дгл второго ря^а, t'
itoúaleRi'ia - 1Т= Г'^и:. 12 {10) [} у - О
I'oi i - 0 le 6*
IE awl * o,Gi < ModuiERyautiJ ¡Lid awl " о,oí > poüuijeRvaií fi) TEien wcj-suieRyii (v.; = Miduieayau (i)
y - Y + 1
, 250, 150. 315, 35Б,
0 . IE, D.2, j 0, 3. 5, 4.0,4. SC.0,70.0,8« энитаывд дг
Hex- 1
М - 1 ^[.[11L : :tBu [h", McdiilgSydl rM , Title
мддлд. ГОСТ ?563-¿3*, Listil^TL'
■CY^.
Столб. i
Ур : fc ¿ha » У ^КЛ.-.fl ' ]Г|Vi
Саироничш эпщлепть | Зпрригти
Рис. 2. Окно создания правил iLogic
dotv = 140 3
T
9550
Полученное значение dotv выбирается до ближайшего большего из стандартного ряда значений по ГОСТ 12080-66. Листинг этой части правила iLogic представлен ниже:
dotv = CInt(14 0 * ((T2 / 9550) л 0.3333))
Massiv1 = New Intger()
{20,22,24,25,28,30,32,35,36,38,40,42,
45,48,50,53,55,60,63,65,70,75,80,85,90
,95,100}
For i = 0 To 27
If dotv < Massiv1(i) Then
dotv = Massiv1(i)
Exit For
End If
Рис.3 Диалоговое окна выбора модуля
Однако в случае, если известен диаметр участка вала под зубчатое колесо, то параметр dotv следует включить в исходные данные.
При проведении проверочного расчета в программе записаны условия сравнения расчетных контактных и изгибных напряжений зубьев с допускаемыми. В случае не соблюдения условия программа автоматически производит возврат в проектный расчет, увеличивая межосевое расстояние до следующего большего значения по стандартному ряду, и снова проводит проектный и проверочный расчет зубьев с новыми геометрическими параметрами зубчатого колеса.
Важно, что для идентификации программой имен новых параметров, используемых при написании правил iLogic, они должны быть добавлены в список пользовательских параметров (вкладка «Управление» -«Параметры»).
Правила iLogic запускаются автоматически в ответ на изменение значений переменных параметров, используемых в формулах расчета. После завершения выполнения правила iLogic сохраняет измененные значения переменных обратно в SD-модель. Результаты расчетов могут просматриваться пользователем в окне «Параметры» вкладки «Управление».
Однако, для удобства ввода исходных данных и вывода результатов расчета целесообразно настроить интерфейс. Настройку диалогового окна ввода исходных данных и окна сообщений вывода результатов расчета производят с помощью вкладки «Формы», которая автоматически появляется в меню инструментов после создания правил iLogic.
При решении поставленной задачи были созданы формы «Входные данные» (рис.4, а) и «Результаты расчета» (рис.4, б). Выбор значений передаточных чисел организован из выпадающего списка стандартных значений по ГОСТ 25301-95 с помощью функции «Создать несколько значений» в окне «Параметры». Аналогично создан список вариантов для выбора расположения зубчатого колеса относительно опор (рис.4, а).
Примечательно, что в окно вывода результатов при необходимости можно вывести значение массы детали. Как известно, определение массы 3D-модели детали или сборочного изделия программа Autodesk Inventor производит автоматически для каждой созданной 3D-модели. Значение массы детали или сборочного узла по умолчанию программа определяет во вкладку «Физические» (окно «Свойства Inventor», вызываемое из контекстного меню). Однако для пользователя, который в дальнейшем будет проводить сбор выходных данных детали, будет значительно удобнее видеть значение массы в окне сообщений результатов наряду со всеми необходимыми геометрическими параметрами.
- * ■ | m к. ■ «в
Эскиз Аннотации Проверка Инструменты Управл
-Q IIlIw и я е а
Р о & в ^ , ©t
Нгчать Выдавливание Вращение Отверстие Сопряжение
Эскиз
Создать
Изменить *
щ ¡Logic X Правила ] форчы Глобальные форт | ' h
Входные данные Резуле>тать1 расчета
Входные данные
Крутящий момент на зубчатом колесе (Им) Допускаемое контактное напряжение (МПа) Передаточное число
Расположение колеса относительно опор
ОК
Отмена + Приме несимметричное
симметричное
Q i i @
Нлчагь- Выдылив^тк Вращение ^ ® —' Отверстие Сопряжение ^ ®
2D-W § [L,
Р^Гг'Пьпт,.! рдоСТ*
Параметры убчатого мии/
Твердость материала 215
Число зубьев 115
Делительный диаметр, мм 287.5
Диаметр вершин. мм 292,5
Диаметр впадин, мм 281.25
Ширина эубчатго венца, мм 72
Диаметр отверстия в ступице, мм 53
Диаметр ступицы, мм 82
Масса зубчатого копосэ, кг !2,57
Шпаночный псгз
Высота шпоночного паза, мм 3.3
Ширина шпоночного паза, мм 12
ПаричетрЬг фбчатай передачи;
Межосееое расстояние передачи, мм 180
Модуль 2.5
Готово
а) б)
Рис. 4. Формы iLogic: а) «Входные данные»; б) «Результаты расчета»
Для этого в поле 2 окна создания правил iLogic необходимо записать командный код:
Mass = Round(iProperties.Mass, 2), затем в пользовательские параметры внести новый параметр «Mass» и добавить его в форму «Результаты расчета».
Аналогично, при необходимости можно вывести в список результатов объем детали и ее площадь, записав, соответственно, командные операторы:
Volume =Round(iProperties. Volume, 2) Area=Round(iProperties. Area, 2) рисунка:
4. Исследования, результаты и их анализ
С помощью созданного программного продукта были проведены исследования массы зубчатого колеса в зависимости от передаточного числа U зубчатой пары для следующих исходных данных:
- номинальный крутящего момент на зубчатом колесе T2 выбран согласно стандартному ряду по ГОСТ 25301-95 для цилиндрических зубчатых передач редукторов: Т2=250; 500; 710 Нм;
- передаточные числа задавались в диапазоне от 2 до 8 по ГОСТ 2185-66: 2; 2,24; 2,5; 2,8; 3,15; 3,55; 4; 4,5; 5; 5,6; 6,3; 7,1; 8.
- допускаемое контактное напряжение было задано постоянным, равным 500 МПа, что соответствует твердости зубчатого колеса 235 НВ;
- расположение зубчатой пары относительно опор задано - симметричное.
Модуль зубьев т выбирался в зависимости от получаемого в процессе расчета межосевого расстояния: для Т2=250 Нм - т=2; для Т2=500; 710 Нм - т=2,5.
Полученные результаты представлены в виде графиков зависимости массы зубчатого колеса от передаточного числа (рис. 5).
Поскольку для построения 3D-модели зубчатого колеса программа производит расчет основных геометрических параметров не только зубчатого колеса, но и сопряженной шестерни, в качестве результатов расчета могут быть выведены и основные параметры сопряженной шестерни (диаметры, ширина венца, количество зубьев), если это потребуется для анализа параметров сопряженной детали.
Важнейшим параметром зубчатых передач является межосевое расстояние. Прогнозирование межосевых расстояний зубчатых пар на ранних этапах проектирования позволяет определять габаритные размеры зубчатой передачи с учетом корпусных деталей [14, 15] в
случае, если передача является закрытой (редуктор или мультипликатор). Для приведенных выше исходных данных были получены стандартные значения межосевых расстояний, графики которых в зависимости от передаточного числа представлены на рис. 6.
25 20 15 10 5
0 -U
2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 7,5 8
—в-Т2=250 Нм —•- Т2=500 Нм —•- Т2=710 Нм Рис.5. График зависимости массы зубчатого колеса от передаточного числа
220
200
180 »
160
140
120
U
2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 7,5
8
—Т2=250 Нм -*-Т2=500 Нм -*-Т2=710 Нм Рис.6. График зависимости межосевого расстояния зубчатой пары от передаточного числа
Таким образом, для получения выходных данных, представленных на рис. 5 и 6, расчет зубчатой пары и автоматическое перестроение 3D-модели зубчатого колеса автоматически производилось программой 39 раз.
С учетом того, что введение исходных данных в форму «Входные данные» (рис.4, а), выбор модуля во всплывающем диалоговом окне (рис. 3), автоматическое перестроение 3D-модели и вызов окна «Результаты
расчета» (рис. 4, б) происходит в среднем за 10 с, то время получения 39-ти трехмерных моделей зубчатых колес с выводом значений расчетных выходных параметров составило около 6,5 мин.
Ассоциативность двумерного чертежа с 3D-моделью в Autodesk Inventor, позволяет одновременно c перестроением 3D-модели получать рабочий 2D-чертеж [16] для каждого типоразмера зубчатого колеса.
aw, мм
В качестве примера еще одного из возможных исследований приведем данные о влиянии материала зубчатой пары на передаточное число и, межосевое расстояние а„, диаметр вершин da, ширину Ь и массу т зубчатого колеса, полученные с помощью созданного программного продукта. Исследование проведено для номинального крутящего момента на зубчатом колесе Т2=710 Нм с модулем т=2,5 и допускаемыми контактными напряжениями материала [о]н=600; 700; 800 МПа, что соответствует значениям твердости стали 290; 345; 400 НВ [17].
В табл. 1 приведены результаты исследования для передаточных чисел: и = 2; 4 и 6,3.
Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что увеличение допускаемых контактных напряжений с 600 до 700 МПа приводит к уменьшению массы зубчатого колеса на 21...25%, межосевого расстояния -на 20 мм, диаметра колеса и его ширины - на 11.12,5%. Увеличение допускаемых контактных напряжений с 600 до 800 МПа приводит к уменьшению массы зубчатого колеса на 40.46%, межосевого расстояния - на 35.40 мм, диаметра колеса и его ширины -на 20.21,8%.
Таблица 1 Параметры зубчатой пары_
U aWi мм Ма разме] сса и габаритные ры зубчатого колеса
m, кг da, мм b, мм
о]н=600 МПа
2 160 7,7 217,5 64
4 180 12,9 292,5 72
6,3 200 18,0 350 80
о]н=700 МПа
2 140 5,8 192,5 56
4 160 9,8 260 64
6,3 180 14,3 315 72
[о]н=800 МПа
2 125 4,1 170 50
4 140 7,4 230 56
6,3 160 10,9 280 64
Получение подобных результатов с помощью созданного программного продукта существенно сокращает время на принятие решения по выбору материала проектируемого изделия уже на этапе получения исходных данных (технического задания).
5. Заключение
В созданной с помощью iLogic параметрической трехмерной модели изделия при изменении исходных данных происходит проведение расчетов изделия и перестроение его геометрии согласно результатам расчетов. Технология iLogic позволяет вывести на экран компьютера необходимые геометрические размеры, кинематические характеристики, а также массу, объем, площадь изделия и другие параметры, полученные в ходе расчета изделия.
Применение метода актуально на ранних этапах проектирования для анализа изменений геометрических параметров детали и ее физических свойств (массы, объем, площади поверхности) при различных комбинациях исходных данных, визуализации трехмерной модели и оперативного получения рабочих чертежей, ассоциативно связанных с 3D-моделью. Параметризация деталей с помощью iLogic может использоваться также для создания типовых деталей и пополнения библиотеки стандартных изделий, отсутствующих в CAD-программе.
Создание интерфейса диалоговых окон ввода входных данных и вывода результатов позволяет создавать программные продукты, которыми в дальнейшим может пользоваться инженер, владеющий навыками работы в Autodesk Inventor, но не обладающий знанием Visual Basic.
Создание параметрических 3D-моделей с помощью iLogic позволяет проводить целый ряд оптимизационных и исследовательских задач в короткие сроки, исключив ошибки расчетов и ошибки переноса данных на 3D-модель при перестроении ее геометрии, а также получать размеры и визуализацию изделия в целом и всех его деталей в отдельности при различных комбинациях исходных данных.
Список литературы
1. Randy H. Sh. Parametric Modeling with Autodesk Inventor 2018. SDC Publications. 2017.
2. Tickoo S. Autodesk Inventor Professional 2018 for Designers. CADCIM Technologies. 2017. 1370 p.
3. Петракова Е.А., Власов А.С., Федоров Д.Ю. Параметрическое моделирование твердотельных конструкций в Autodesk Inventor // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2017. № 2. C.35-42. DOI: https://doi.org/10.14489/ hb.2017.12.pp.035-042
4. Петракова Е.А. Создание параметрической зубчатой пары в Autodesk Inventor с использованием внешних данных // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2017. №5. C.26-32. DOI: https://doi.org/ 10.14489/hb.2017.05.pp.026-032
5. Петракова Е.А., Суматохин В.А. Параметрическое моделирование деталей машин в Autodesk Inventor. М.: Московский Политех, 2018. 128 с.
6. Петракова Е.А., Суматохин В.А. Оптимизация инженерного труда при создании параметрических конструкций с интеграцией данных PTC Mathcad в Autodesk Inventor // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2019. №3. C. 27-34. DOI: https://doi.org/10.14489/ hb.2019.03.pp. 027-034
7. Альшакова Е.Л., Альшакова Е.А. Программная реализация параметрических компонентов САПР // Информатика и технологии. Инновационные технологии в промышленности и информатике: Сб. научн. тр. Междунар. научно-техн. конф. 2016. С. 218-221.
8. Лагерев И.А., Шатунова Е.А. Проектирование поворотных гидродвигателей для манипуляционных систем мобильных машин на основе многокритериальной оптимизации // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2016. №4. С. 34-51.
DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2016-02-04-34-51
9. Лагерев И.А. Предпроектная оптимизация манипуляционной системы с гидрав-
Î References
j 1. Randy H. Sh. Parametric Modeling with
j Autodesk Inventor 2018. SDC Publications,
î 2017.
î 2. Tickoo S. Autodesk Inventor Profession-
j al 2018 for Designers. CADCIM Technolo-
j gies, 2017. 1370 p.
î 3. Petrakova E.A., Vlasov A.S., Fedorov
j D.Yu. Parametric modeling of solid structures
j in Autodesk Inventor. Spravochnik.
j Inzhenernyj zhurnal s prilozheniem, 2017,
î No.1, pp. 35-42. DOI: https://doi.org/
j 10.14489/hb.2017.12.pp.035-042 (In Russian)
î 4. Petrakova E.A. Creating a parametric
j gear pair in Autodesk Inventor using external
j data. Spravochnik. Inzhenernyj zhurnal s
j prilozheniem, 2017, No.5, pp. 26-32. DOI:
j https://doi.org/10.14489/hb.2017.05.pp.026-
j 032 (In Russian)
j 5. Petrakova E.A., Sumatokhin V.A. Para-
j metricheskoe modelirovanie detaley mashin v
j Autodesk Inventor [Parametric modeling of
j machine parts in Autodesk Inventor]. Moskow,
j Moskovskiy Politekh, 2018. 128 p. (In Rus-
j sian)
j 6. Petrakova E.A., Sumatokhin V.A. Op-
j timization of engineering work in the creation
j of parametric structures with the integration of
j data PTC Mathcad in Autodesk Inventor.
j Spravochnik. Inzhenernyj zhurnal s
j prilozheniem, 2019, No.3, pp. 27-34. DOI:
j https://doi.org/10.14489/hb.2019.03.pp.027-
jj 034 (In Russian)
j 7. Alshakova E.L., Alshakova E.A. Soft-
j ware implementation of parametric CAD com-
j ponents. Informatika i tekhnologii. Innovaci-
j onnye tekhnologii v promyshlennosti i in-
j formatike. Sbornik nauchnyh trudov mezhdu-
j narodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii,
j 2016, pp. 218-221. (In Russian)
j 8. Lagerev I.A., Shatunova E.A. Design of
j rotary hydraulic motors for handling systems
jj of mobile machines based on multi-criteria op-
j timization. Nauchno-tekhnicheskij vestnik Bry-
j anskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016.
j No.4, pp. 34-51. DOI:
j https://doi.org/10.22281/2413 -9920-2016-02-
j 04-34-51 (In Russian)
j 9. Lagerev I.A. Pre-design optimization of
j handling system with hydraulic drive of mobile
лическим приводом мобильной транспорт-но-технологической машины // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2017. №1. С. 2645. DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2017-03-01-26-45
10. Большаков В.П., Бочков А.Л., Лячек Ю.Т. Твердотельное моделирование деталей в CAD-системах: Au-toCAD, КОМ-nAC-3D, SolidWorks, Inventor, Creo. СПб: Питер, 2015. 480 с.
11. Гулиа Н.В., Клоков В.Г., Юрков С.А. Детали машин. СПб: Лань, 2013. 416 с.
12. Петракова Е.А. Детали машин и основы конструирования. М.: МГИУ, 2012. 197 с.
13. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Высшая школа, 2000. 447 с.
14. Петракова Е.А., Суматохин В.А. Прогнозирование основных размеров одноступенчатых цилиндрических редукторов на ранних этапах проектирования // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2019. № 3. С. 386-395.
DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2019-05-03-386-395
15. Petrakova E.A., Parshina S.A., Tran D.V., Azizi M.-F. Analysis of the influence of the gear pair materials on the mass, dimensions and cost of a single stage cylindrical reducer for mass production // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering International Workshop "Advanced Technologies in Material Science, Mechanical and Automation Engineering - MIP: Engineering -2019". Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. Bristol, United Kingdom, 2019. - p. 32046.
DOI: https://doi.org/10.1088/1757-
899X/537/3/032046
16. Альшакова Е.А. Автоматизация выполнения чертежей соединений в системе Autodesk Inventor // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. 2017. Т. 17. № 5. С. 1220-1223.
17. Петракова Е.А., Ахмедов М.У., Молоканов М.А. О целесообразности выбора
transport and technological machine. Nauchno-tekhnicheskij vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017, No.l, pp. 26-45. DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2017-03-01-26-45 (In Russian)
10. Bolshakov V.P., Bochkov A.L., Lyachek Yu.T. Tverdotelnoe modelirovanie detaley v SAD-sistemakh: AutoCAD, KOMPAS-3D, SolidWorks, Inventor, Creo. [Solid modeling of parts in CAD systems: AutoCAD, KOMPAS-3D, SolidWorks, Inventor, Creo]. Saint-Peterburg, Piter, 2015. 480 p. (In Russian)
11. Gulia N. V., Klokov V.G., Yurkov S.A. Detali mashin [Machine parts]. Saint-Petersburg, Lan, 2013. 416 p. (In Russian)
12. Petrakova E.A. Detali mashin i osnovy konstruirovaniya [Machine parts and basic engineering]. Moscow, MGIU, 2012. 197 p. (In Russian)
13. Dunaev P.F., Lelikov O.P. Konstruiro-vanie uzlov i detaley mashin. [Designing units and parts of machines]. Moscow, Vysshaya shkola, 2000. 447 p. (In Russian)
14. Petrakova E.A., Sumatokhin V.A. Prediction of the main dimensions of single-stage cylindrical gearboxes at the early stages of design. Nauchno-tekhnicheskij vestnik Bry-anskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, No.3, pp. 386-395. DOI: https://doi.org/10.22281/2413-9920-2019-05-03-386-395 (In Russian)
15. Petrakova, E.A., Parshina, S.A., Tran, D.V., Azizi, M.-F. Analysis of the influence of the gear pair materials on the mass, dimensions and cost of a single stage cylindrical reducer for mass production. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering International Workshop "Advanced Technologies in Material Science, Mechanical and Automation Engineering - MIP: Engineering - 2019". Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. Bristol, United Kingdom, 2019. p. 32046.
DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/537/ 3/032046
16. Alshakova E.A. Automation of connection drawings in Autodesk Inventor system. Fundamentalnye problemy radioelektronnogo
высоколегированных сталей для зубчатых пар в закрытых передачах // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2018. №10. С.18-28. DOI: https://doi.org/10.14489/ М.2018.10.рр.018-028
t priborostroeniya, 2017, Vol.17, No.5, pp.
J 1220-1223. (In Russian) t 17. Petrakova E.A., Ahmedov M.U.,
t Molokanov M.A. About expediency of the
t choice of the high-alloyed steels for gear pairs
J in the closed transfers. Spravochnik. Inzhenernyj
J zhurnal sprilozheniem, 2018, No.10, pp.18 -28.
J DOI: https://doi.org/10.14489/hb.2018.10.
j pp.018-028 (In Russian)