ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО МЕХАНИЗМА ПРИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ
В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
П.С. Пахомов, студент
Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-226-229
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы импортозамещения товаров и технологий в России. Особенно это актуально для высокотехнологичной продукции, которая применяется в области информационно-коммуникационных технологий. В этой работе участвуют таможенные органы, которые способствует развитию внешнеэкономической деятельности, обеспечивают соблюдение запретов и ограничений, а также защиту отечественных производителе, охрану объектов интеллектуальной собственности. В статье рассматриваются таможенные механизмы, используемые в процессе им-портозамещения, а также мероприятия по переходу промышленности на отечественные технологии, устранению зависимости от зарубежных технологий.
Ключевые слова: импортозамещение, технологии, внешнеэкономическая деятельность, таможенные механизмы, конкурентоспособность.
Импортозамещение - одна из форм протекционизма, активно применяемая в мировой экономике как переходный механизм в процессе реструктуризации национальной экономики и развития новых направлений национальной промышленности. Политика импортозамещения предполагает развитие экономики на начальных этапах преимущественно с использованием ее внутренних ресурсов с последующим переходом к экспортно-ориентированной модели развития с выходом на новые рынки сбыта.
Целью статьи является рассмотрение таможенного механизма импортозамещения в Российской Федерации на основе нормативных актов таможенно-тарифного регулирования.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- провести анализ нормативно-правовых актов для изучения особенностей взаимодействия государства и промышленных предприятий с целью развития технологического суверенитета страны;
- рассмотреть действия по внедрению таможенного механизма импортозамеще-ния;
- определить импортозамещение как модель формирования конкурентоспособного производства.
Проводимая государственная политики импортозамещения включает таможенно-тарифное регулирование как инструмент развития отечественной промышленности в условиях экономических санкций. Таможенный механизм при импортозамеще-нии предусматривает введение таможенных пошлин и других ограничительных мер на импортные товары, чтобы обеспечить конкурентные преимущества для отечественных производителей. Основная цель таких мер - создать благоприятные условия для развития отечественного промышленного комплекса, повысить его конкурентоспособность на внутреннем рынке и укрепить его позиции на мировой арене.
Применение таможенного механизма при импортозамещении имеет несколько важных аспектов. Во-первых, это помогает снизить зависимость от импорта, обеспечивая стране большую экономическую независимость. Путем увеличения производства и потребления отечественных товаров российская экономика становится менее уязвимой к внешним факторам и экономическим кризисам.
Во-вторых, применение таможенных мер способствует развитию отечественного производства, что благотворно сказывается на росте экономики. Увеличение объема производства ведет к созданию новых рабочих мест, улучшению социально-экономической ситуации в регионах и содействует росту национального дохода. Это стимулирует развитие инноваций, технологий и научного потенциала в стране.
В-третьих, применение таможенного механизма при импортозамещении способствует повышению качества отечественной продукции. Конкуренция с импортом вынуждает отечественных производителей улучшать качество своей продукции, повышать ее эффективность и востребованность на рынке. По результатам такой конкуренции, производители переосмысливают свои стратегии, вкладывают больше средств в разработку новых технологий и стандартов качества, что положительно сказывается на развитии всего отраслевого комплекса.
В сентябре 2022 года Правительством РФ был принят документ, в котором запущен механизм ипотеки на покупку производственной недвижимости. Промышленная ипотека подразумевает льготный кредит для покупки производственных площадей для быстрого запуска или расширения бизнеса. Приобретая готовую производственную площадку, бизнесу легче будет запуститься с «нуля». Заемщики кредитуются под следующие объекты недвижимости: здания, строения, сооружения либо части сооружений, приобретаемые для промышленного производства. На 2022-2025гг. на реализацию механизма заложено более 970 млн рублей.
В ноябре 2022 года предложено расширить механизм промышленной ипотеки, включив в него не только приобретение площадей, но и их строительство, капремонт и реконструкцию.
Программой предусмотрены две льготные процентные ставки:
- 3% годовых - действует для технологических компаний;
- 5% годовых - действует для иных компаний.
Максимальный размер кредита составит 500 млн рублей. По расчетам Правительства РФ, в среднем, эта сумма позволит приобрести 10 тыс. кв. м промышленной недвижимости. Срок кредитования будет составлять не более 7 лет.
Правительством РФ разработана и внедрена новая мера поддержки в условиях санкций - это программа стимулирования разработки российскими предприятиями конструкторской документации (постановление Правительства РФ от 18.02.2022 № 208). Ее основной целью документации является выпуск критически важных комплектующих. Ключевым оператором программы является «Агентство по технологическому развитию».
Максимальный размер гранта составляет 100 млн рублей, но не более 80% всего бюджета проекта. Грант может быть израсходован:
- на оплату труда работников, участвующих в разработке документации (до 70% суммы гранта);
- на приобретение оборудования и запасных частей, изготовление опытных образов (до 50% суммы гранта);
- на привлечение подрядных организаций (до 30% суммы гранта);
- на производство опытной партии, тестирование, сертификацию и испытание (до 70% от суммы гранта).
Максимальный срок разработки конструкторской документации два года. Программой также предусмотрены показатели результативности гранта - превышение объема выручки, полученной от продажи критически важных комплектующих разработанных по КД, окупаемость оказанной поддержки в 2 раза за 4 года с даты окончания работ по разработке КД.
Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по госу-
дарственной поддержке импортозамеще-ния и ряд федеральных законов. В частности, Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамеще-ния была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработанная федеральная программа, по сути, определила ключевые цели импорто-замещения:
- формирование конкурентоспособного производства;
- создание инноваций и методов использования передовой техники;
- развитие индустрий, выпускающих инновационную продукцию.
При этом в документе четко установлен бюджет, который будет выделяться на реализацию намеченных планов: порядка 330 млрд рублей ежегодно
Начиная с весны 2022 года Государственная Дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:
- установление приоритета отечественного по, входящего в особый реестр, при госзакупках;
- необходимость приобретения отечественной продукции при организации конкурсных и аукционных процедур;
Библиографический список
1. Круглов, В.Н. Модели и инструменты развития таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации / В.Н. Круглов, Е.В. Алексеева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2021. - № 17. -С. 75-78. - EDN ШШШ.
2. Гомон, И.В. Таможенные платежи в системе таможенно-тарифного регулирования / И.В. Гомон, А.М. Выродова, М.В. Козачек // Экономика и бизнес: теория и практика. -2020. - № 12-1 (70). - С. 194-198. - DOI 10.24411/2411-0450-2020-11046. - EDN BZDDSS.
3. Непарко, М.В. Об устойчивости развития предприятий машиностроительного комплекса / М.В. Непарко // Экономический журнал. - 2012. - № 2 (26). - С. 104-110. - EDN PWNOXH.
4. Непарко, М.В. Таможенно-тарифное регулирование в России: современные тенденции и перспективы / М.В. Непарко // Научные труды Калужского государственного уни-
- полноформатный запрос на покупку иностранных товаров для определенных секторов промышленности;
- обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории России в установленных минимальных долях;
- внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики.
В соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 31.03.2022, в стране должны быть увеличены всевозможные гранты на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.
В последние годы Россия активно развивает стратегию импортозамещения в промышленном комплексе, стремясь сократить зависимость от импорта и стимулировать развитие отечественного производства. Один из важных инструментов для достижения этой цели - применение таможенного механизма, который способствует защите отечественных производителей и снижению импорта.
Таким образом, применение таможенного механизма при импортозамещении в промышленном комплексе России играет важную роль в достижении государственных целей по развитию отечественного производства и снижению зависимости от импорта. Этот механизм способствует укреплению экономической независимости, стимулирует рост промышленности, создание новых рабочих мест и повышение качества продукции.
верситета имени К.Э. Циолковского: материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции, Калуга, 16 января 2017 года. - Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2017. - С. 283-287. - ББК 2ЛК0УУ.
5. МКРУ «Российскую экономику ожидает погрузка в глубочайшую рецессию» (2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mk.ru.
6. МТС Касса «Импортозамещение в России в 2022 год года» (2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kassa.mts.ru/blog/for-business/importozameshchenie-v-rossii-v-2022-godu/.
APPLICATION OF THE CUSTOMS MECHANISM FOR IMPORT SUBSTITUTION IN
THE CONTEXT OF SANCTIONS
P.S. Pakhomov, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses the problems of import substitution of goods and technologies in Russia. This is especially true for high-tech products that are used in the field of information and communication technologies. Customs authorities are involved in this work, which contributes to the development of foreign economic activity, ensures compliance with prohibitions and restrictions, as well as the protection of domestic producers, the protection of intellectual property objects. The article examines the customs mechanisms used in the process of import substitution, as well as measures for the transition of industry to domestic technologies, eliminating dependence on foreign technologies.
Keywords: import substitution, technologies, foreign economic activity, customs mechanisms, competitiveness.