Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2098
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непарко М.В., Бурин В.А.

На протяжении последних лет в отношении России действуют экономические санкции со стороны США и стран ЕС, наиболее активным инициатором которых является США. Санкции направлены на ограничение перемещения экспорта и импорта товаров, а также запрет на въезд на территорию этих государств руководителей отдельных государственных и коммерческих структур, физических лиц. В целом санкции направлены на подрыв экономики России, снижения объемов производства и конкуренции в определенных отраслях таких как нефтегазовый сектор, военно-промышленный комплекс и банковский сектор. Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и принимаемые меры со стороны иных членов ВТО противоречат основополагающим принципам этой организации. В статье рассматриваются меры противодействия принятым ЕС и США санкциям, в том числе изменение таможенно-тарифного регулирования во внешней торговле касающееся сырьевых ресурсов и химической промышленности. Данные решения являются ответной мерой России на жесткую политику США и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Непарко М.В., Бурин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF FOREIGN TRADE UNDER SANCTIONS

In recent years, economic sanctions have been imposed on Russia by the United States and EU countries, the most active initiator of which is the United States. The sanctions are aimed at restricting the movement of exports and imports of goods, as well as banning the entry into the territory of these states of the heads of individual state and commercial structures, individuals. In general, the sanctions are aimed at undermining the Russian economy, reducing competition in certain industries such as the oil and gas sector, the military-industrial complex and banking capital. Given that the Russian Federation is a member of the World Trade Organization, these measures contradict the fundamental principles of this organization. The article discusses measures to counteract the sanctions adopted, including changes in customs and tariff regulation in foreign trade related to raw materials and the chemical industry. These measures are Russia's response to the harsh policy of the United States and the EU.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

EDN: GKJAWB

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», fai_rai@mail.ru,

M.V. Neparko - associate Professor of the Department of customs A/fairs OF Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;

В.А. Бурин - студент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», burinva@studklg.ru,

V.A. Burin - student of the Customs Department of the Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky.

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF FOREIGN TRADE UNDER SANCTIONS

Аннотация. На протяжении последних лет в отношении России действуют экономические санкции со стороны США и стран ЕС, наиболее активным инициатором которых является США. Санкции направлены на ограничение перемещения экспорта и импорта товаров, а также запрет на въезд на территорию этих государств руководителей отдельных государственных и коммерческих структур, физических лиц. В целом санкции направлены на подрыв экономики России, снижения объемов производства и конкуренции в определенных отраслях таких как нефтегазовый сектор, военно-промышленный комплекс и банковский сектор. Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и принимаемые меры со стороны иных членов ВТО противоречат основополагающим принципам этой организации. В статье рассматриваются меры противодействия принятым ЕС и США санкциям, в том числе изменение таможенно-тарифного регулирования во внешней торговле касающееся сырьевых ресурсов и химической промышленности. Данные решения являются ответной мерой России на жесткую политику США и ЕС.

Abstract. In recent years, economic sanctions have been imposed on Russia by the United States and EU countries, the most active initiator of which is the United States. The sanctions are aimed at restricting the movement of exports and imports of goods, as well as banning the entry into the territory of these states of the heads of individual state and commercial structures, individuals. In general, the sanctions are aimed at undermining the Russian economy, reducing competition in certain industries such as the oil and gas sector, the military-industrial complex and banking capital. Given that the Russian Federation is a member of the World Trade Organization, these measures contradict the fundamental principles of this organization. The article discusses measures to counteract the sanctions adopted, including changes in customs and tariff regulation in foreign trade related to raw materials and the chemical industry. These measures are Russia's response to the harsh policy of the United States and the EU.

Ключевые слова: экономические санкции, экспорт, импорт, запреты, ограничения, таможенно-тарифное регулирование, конкуренция, нефтегазовый сектор.

Keywords: economic sanctions, export, import, prohibitions, restrictions, customs and tariff regulation, competition, oil and gas sector.

Введение

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций является одним из способов государственного воздействия на внешнюю торговлю путем применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, регулирования экспорта и импорта, обеспечивая при этом защиту интересов отечественного бизнеса и пополнение государственного бюджета. В настоящее время федеральный бюджет России более 30% обеспечивается поступлениями от таможенных платежей. Практика взимания и обеспечения их уплаты показывает несовершенство механизма их администрирования, что создает не только значительные финансовые потери, но и снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом [3].

Кроме этого, на протяжении последних лет в отношении России действуют экономические санкции со стороны США и стран ЕС, которые подрывают экономику России, путем ограничения экспорта и импорта жизненно необходимых товаров, что вызывает со стороны

Российской Федерации необходимость принятия мер по поддержке реального сектора экономики, стимулированию отечественного производства, поиску иных рынков сбыта природных ресурсов, товаров отечественного производства.

Основная часть

Таможенно-тарифное регулирование способно оказывать как положительное, так и разрушительное воздействие на экономику страны, это зависит применяемых запретов и ограничений, санкций.

В связи с событиями 2022 года и положением на Украине, под видом санкций России объявлена экономическая война. Правительство РФ в целях обеспечения экономической безопасности одобрило ряд законопроектов Министерства финансов России о внесении изменений в таможенное законодательства, которыми предусмотрены дополнительные меры таможенно-тарифного регулирования.

В частности, в сфере таможенно-тарифного регулирования и алкогольного рынка предусматривается:

— предоставление права ввоза многокомпонентных товаров по нескольким внешнеторговым сделкам в течение 6 лет;

— не предоставление участникам ВЭД, осуществляющих свою деятельность менее года, обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов;

— участникам ВЭД, которые внесли залог при выпуске товаров, освобождение от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы;

— расширение эксперимента по маркировке импорта алкогольной продукции (начатого в Калининграде) в течение восемнадцати месяцев до 31 мая 2024 года;

— отмена требования об отсутствии задолженности по таможенным платежам для выдачи федеральных специальных марок до 31 декабря 2023 года [4].

Также предусматривается освобождение иностранных резидентов от налогообложения доходов от участия в проекте по добыче полезных ископаемых в рамках соглашений о разделе продукции и в виде курсовых разниц. В рамках реализации инвестиционных проектов предоставляется тарифная льгота в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных части к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории РФ, приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для Российской Федерации.

Предоставлено право Правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями выдавать разрешение на покупку газа «недружественными» странами в новом порядке, т.е. расчет по всем контрактам с лицами из недружественных стран за природный газ с 1 апреля 2022 года будет осуществляться в национальной валюте Российской Федерации. Кроме этого, Правительство РФ определило новые пути стабилизации рынка продуктов нефти, как-то - внедрение процедуры лицензирования экспорта, согласно которой нефтяные компании получили возможность реализовывать зарубежные поставки исключительно после исполнения обязательств по насыщению рынка России [2].

В целях поддержки участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного регулирования Решением Коллегии ЕЭК от 21.09.2021 г. «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитиро-ванных электродов, происходящих из Китайской народной республики и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС» предусматривается применение антидемпинговых мер для упрощения ввоза графитированых электродов, происходящих из КНР, на таможенную территорию ЕАЭС. Антидемпинговая пошлина должна применяться с 1 апреля 2022 года [5].

Следующим фундаментальным нововведением является принятие с 1 января 2022 года новой версии Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Напомним, ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Механизм актуализации кодов ТН ВЭД предусматривает

отслеживание кодов, утративших действие и не имеющих определенного приемника. Такие позиции будут отображены с пустым новым кодом при обработке актуализации.

С 2022 года в России изменилась ставка вывозных таможенных пошлин на лом и отходы чёрных металлов с 5 % (но не менее 70 евро за 1 тонну) на 5 %, (но не менее 100 евро за 1 тонну).

Одновременно введено ограничение на вывоз леса. С 2 января по 31 декабря 2022 года повышены экспортные пошлины на отдельные виды лесоматериалов: для хвойных пород древесины пошлины установлены в размере 200 евро за кубический метр, для ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) - от 250 до 370 евро за кубометр (до этого пошлины составляли - 50 евро за кубометр). Данное ограничение позволит ограничить вывоз необработанной древесины под видом пиломатериалов.

Также в постановлении Правительства РФ действующие ставки экспортных пошлин приводятся в соответствие с седьмым изданием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и правом Евразийского экономического союза.

Новые санкции лишили Россию статуса благоприятствуя во внешней торговле. Такие меры не соответствуют условиям соглашений Всемирной торговой организации (ВТО), которые невыгодны для России. Так, в марте 2022 года Канада и Япония в отношении России ввели повышенный размер таможенной пошлины - 35 %. Часть европейских стран уже запретила импорт и экспорт товаров из России. Помимо этого, 14 стран ЕС предложили исключить Россию из ВТО. Россия стала членом ВТО в 2012 году. Вступление в ВТО для России имело определенный позитивный эффект: она получила режим наиболее благоприят-ствуемой нации, а также ограничения на транзит и субсидии были отменены.

Россия, как член ВТО, взяла на себя определенные обязательства. Например, снизить тарифы по импортным пошлинам на многие товары в среднем до 7,8 %, изменить экспортные сборы, снизить таможенную пошлину на природный газ до 30 %. Кроме того, РФ приняла на себя обязательства по 116 секторам услуг. Например, в сфере страхования Россия обязалась повысить общую квоту иностранного участия с 25 до 50 %.

После вступления России в ВТО многие отрасли оказались незащищенными по сравнению с западными, например, авиационная промышленность, станкостроение, машиностроение и автомобилестроение. В сложившейся ситуации выход России из ВТО приведет к аннулированию благоприятствуемой среды, создаст трудности в международной торговой деятельности, урегулированию торговых споров между правительствами, когда одна сторона считает, что другое государство нарушает обязательства в рамках контрактов и международных соглашений. Но, в тоже время, выход России из ВТО может способствовать принятию мер по защите отечественных отраслей промышленного производства, сельского хозяйства, которые начинают действовать.

Прорабатываются вопросы по упрощению экспорта товаров электронной коммерции, то есть тех товаров, которые были произведены на территории Союза, чтобы эти товары также можно было успешно торговать на интернет-площадках и приносить их ближе к потребителям за рубежом. Особое внимание уделяется деятельности уполномоченных экономических операторов. Ведется работа по дальнейшему совершенствованию и развитию данного института путем разработки и принятия нормативных правовых актов в ТС ЕАЭС. Это решение позволило операторам использовать свои печати вместо инструментов таможенной идентификации, что потенциально может сократить время таможенных операций и затраты.

Все перечисленные меры и их реализация облегчат и снизят издержки субъектов внешнеэкономических связей, чтобы в будущем сделать таможенный контроль действительно менее заметным и затратным для законопослушного бизнеса.

Важной задачей таможенных органов является обеспечение стабильного роста объемов транзитных грузоперевозок и повышение качества обслуживания всех участников внешнеэкономической деятельности путем создания единой системы таможенного транзита, так называемых коридоров доверия на основе использование навигационных пломб и унифици-

рованных гарантийных механизмов. Для реализации этой задачи в 2022 году одним из приоритетов и приоритетов является проект соглашения об использовании навигационных пломб для слежения за движением в Союзе.

Использование электронных пломб обеспечивает прозрачность перевозок, а также их сохранность, позволит отслеживать в режиме реального времени, что особенно важно для высоколиквидных грузов, но и что особенно важно для бизнеса, так это то, что использование навигационных пломб позволит Участнику Государства оптимизировать систему управления рисками и свести к минимуму случаи досмотра или досмотра содержимого грузовых контейнеров транспортных средств.

Все перечисленные нововведения таможенно-тарифного регулирования будут реализованы путем создания электронной таможни, интеллектуальной обработкой информационно-аналитических систем, развитием информационных систем таможенных органов, правовых институтов предварительной информации. Это обусловлено тем, что дальнейшее будущее и развитие таможенно-тарифного регулирования таможенными органами напрямую связано с развитием телекоммуникационных информационных систем, информационно-аналитических ресурсов [3].

В условиях цифровизации будет совершенствоваться специфика применения взыскания пошлин по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке, перевозке товаров в соответствии с определенной таможенной процедурой. Основной целью данного усовершенствования будет являться создание более удобной системы уплаты или обеспечения уплаты таможенных платежей, возможность применения упрощенного таможенного декларирования, таможенных процедур, льгот и преференций, определение таможенной стоимости и расчета таможенных платежей.

Таким образом, учитывая, что к России, как к члену ВТО применяются меры не соответствующие и противоречащие основным принципам этой организации, необходимо рассматривать целесообразность участия Российской организации в ВТО. Принимаемые Россией ответные таможенно-тарифные меры на санкции ЕС и США позволят усовершенствовать систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, смягчить влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок, скорректировать цены и обеспечить сырьём отечественных производителей, укрепить валюту Российской Федерации.

Источники:

1. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). С. 36-38.

2. Мигел А.А., Непарко М.В., Костылев Д.А. Поступления таможенных платежей в Российский бюджет от экспорта углеводов: оценка и перспективы снижения зависимости от нефтяной конъюнктуры // Modern Economy Success. 2021. № 3. С. 117-122.

3. Петрушина О.М., Соколова Т.С., Меркулова А.И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 290-293.

4. Официальный сайт Минфин России. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://minfin.gov.ru/ru/document/ (дата обращения 31.03.2022 г.).

5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://government.ru/docs/43945/ (дата обращения 31.03.2022 г.).

6. Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.rbc.ru/business/ 31/03/2022/6245b6c39a7947e7182a7ff2 (дата обращения 31.03.2022 г.).

References:

1. Akhmedzyanov R.R., Miguel A.A., Vorobyeva E.D. The state and directions of development of the export control system in Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 6 (41). pp. 36-38.

2. Miguel A.A., Neparko M.V., Kostylev D.A. Receipts of customs payments to the Russian budget from the export of carbohydrates: assessment and prospects for reducing dependence on the oil conjuncture // Modern Economy Success. 2021. No. 3. pp. 117-122.

3. Petrushina O.M., Sokolova T.S., Merkulova A.I. The practice of collecting and ensuring the payment of customs duties in Russia // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 29 (3). pp. 290-293.

4. Official website of the Ministry of Finance of Russia. [Electronic resource] - Access mode -https://minfin.gov.ru/ru/document / (accessed 31.03.2022)/

5. Official website of the Government of the Russian Federation. [Electronic resource] - Access mode -http://government.ru/docs/43945 / (accessed 31.03.2022).

6. The official website of RBC. [Electronic resource] - Access mode -https://www.rbc.ru/ busi-ness/31/03/2022/6245b6c39a7947e7182a7ff2 (accessed 31.03.2022).

EDN: GQPESG

С.А. Носкин - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), noskin@ttp89.org,

S.A. Noskin - contender at Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU);

О.С. Надежина - к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), olgasyv@mail. ru,

O.S. Nadezhina - Ph.D. in Economics, Associate Professor at Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (SPbPU).

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ФАКТОРОВ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION BASED ON THE FACTORS OF DIGITAL DEVELOPMENT

Аннотация. Современные особенности социально-экономического развития регионов России можно охарактеризовать как неустойчивые, ввиду того, что субъекты расположены в различных природно-климатических зонах, имеют особенности в географическом положении, развитии инфраструктуры, обеспеченности кадрами и т.д. Особо острым, по-прежнему, остается вопрос поиска резервов устойчивого развития в постпандемийных условиях с учетом процессов цифровой трансформации, что предполагает необходимость поиска адекватного методического инструментария оценки уровня экономической безопасности регионов на основе комплексной системы критериев и показателей, позволяющих учесть всю совокупность внутренних и внешних факторов. Актуальность данного вопроса обусловлено также очевидной необходимостью поиска направлений снижения воздействия или полной нейтрализации угроз экономической безопасности, а также выработки механизмов управления рисками для стратегического регионального развития.

Abstract. Modern features of the socio-economic development of the regions of Russia can be characterized as unstable, due to the fact that the subjects are located in different natural and climatic zones, have features in geographical location, infrastructure development, staffing, etc. The issue of finding reserves for sustainable development in post-pandemic conditions, taking into account the processes of digital transformation, remains particularly acute, which implies the need to find adequate methodological tools for assessing the level of economic security of regions based on a comprehensive system of criteria and indicators that allow taking into account the totality of internal and external factors. The relevance of this issue is also due to the obvious need to find ways to reduce the impact or completely neutralize threats to economic security, as well as to develop risk management mechanisms for strategic regional development.

Ключевые слова: экономическая безопасность, управления рисками, факторы, цифровое развитие.

Keywords: economic security, risk management, factors, digital development.

Тренды цифровой трансформации предопределяет по-новому взглянуть на проблему обеспечения экономической безопасности систем управления, в частности, отдельных регионов, ввиду появления новых вызовов и требуют совершенствования действующего механизма выявления, систематизации и нейтрализации угроз для оценки реального и потенциального ущерба от их реализации. Следует отметить следующие особенности, которые, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.