Применение тактических
воздушных десантов в современных военных конфликтах: проблемы и пути их решения
Полковник А.В. ДЫННИК, кандидат военных наук
Полковник запаса А.В. ВДОВИН, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Анализируются актуальные проблемы применения тактических воздушных десантов в ходе операций (боевых действий), обусловленные развитием средств вооруженной борьбы, изменением характера и содержания современных военных конфликтов. Предложены некоторые возможные пути их решения в качестве основы для дальнейших научных исследований и развертывания дискуссии по данной теме.
Тактический воздушный десант, десантирование, легкобронированный десантный вертолет, транспортер-вездеход, беспарашютная высадка.
The paper analyzes the current problems of tactical airborne troops use during operations (combat activities), caused by the development of means of armed fight, changes in the nature and content of modern military conflicts. Some possible ways of their solution are offered as a basis for further research and deployment of discussion on this topic.
KEYWORDS
Tactical airborne assault, landing operation, lightly armored landing helicopter, off-road transporter, rappelling.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
КАК свидетельствует история войн и вооруженных конфликтов, одной из важнейших движущих сил военного искусства является оснащение войск новыми средствами вооруженной борьбы. Так, поступление в Советскую Армию в середине 1960-х годов вертолетов способствовало дальнейшей эволюции глубокой наступательной операции, предусматривающей одновременное подавление обороны противника средствами поражения на всю глубину, прорыв ее тактической зоны на избранном направлении с последующим стремительным развитием тактического успеха в оперативный путем ввода в сражение эшелона развития успеха (танковых и мотострелковых объединений, соединений) и высадки воздушных десантов.
Неизменно возрастали и масштабы применения десантов. Так, в ходе крупных маневров «Запад-81» планировалось высадить в тылу условного противника 166 воздушных десантов различной численности, большинство из которых (около 120) представляли собой тактические воздушные десанты (ТакВД) в составе усиленных мотострелковых подразделений.
На современном этапе развития военного искусства актуальность повышения мобильности войск, обеспечивающей быстрый перенос и сосредоточение усилий на избранных направлениях, еще более возросла, что подтверждается результатами эксперимента по созданию десантно-штурмо-вых соединений «нового типа» и приоритетным их внедрением в структуру Воздушно-десантных войск (ВДВ)1'2.
В то же время применение в ходе операций и боевых действий ТакВД как элементов боевого порядка мотострелковых дивизий (бригад) и оперативного построения общевойсковых армий (группировок войск (сил) на операционных направлениях) в силу различных причин объективного и субъективного характера постепенно утрачивает свое значение, прежде всего в связи с ограниченными возможностями по созданию благоприятных условий для реализации их боевого потенциала.
Необходимо отметить, что сложившиеся в 70—80-е годы предыдущего столетия теория и практика боевого применения ТакВД за прошедшие годы не получили существенного развития, изменения в основном сводились к совершенствованию способов выполнения ими боевых задач в тылу противника, а также изысканию и освоению новых тактических приемов совместных действий с вертолетами и на них. По этому поводу среди военных ученых развернулась оживленная дискуссия, особенно активизировавшаяся после публикации в настоящем
журнале статьи А.В. Зеленова, посвященной проблеме ведения десант-но-штурмовых действий в современных военных конфликтах3.
Участники диалога обратили внимание на необходимость трансформации традиционных (классических, типовых) подходов к боевому применению воздушных десантов в изменяющихся условиях ведения вооруженного противоборства, особенно в урбанизированных районах Европейского театра военных действий при насыщении тактической зоны обороны потенциального противника современными средствами разведки и поражения, особенно беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), зенитными ракетными комплексами, в том числе переносными (ПЗРК), ударными ракетными системами и артиллерией, применяющими высокоточные боеприпасы4. Речь, в частности, идет о необходимости превентивного выявления уязвимых мест противника, завоевания временных преимуществ в различных сферах, развития и закрепления успеха за счет наращивания и/или переноса усилий, составляющих суть достижения превосходства над противником на поле боя в современных условиях, движущая сила которого — эффективное применение средств вооруженного противоборства5.
В связи с этим такие типовые принципы применения ТакВД, как внезапная высадка по единому замыслу и плану на направлении главного удара с решительными целями и для выполнения важных задач, которые не могут быть решены другими воинскими формированиями, надежное огневое поражение средств ПВО и войск противника в интересах десанта, организация и поддержание тесного взаимодействия с силами и средствами, привлекаемыми для поддержки и прикрытия, в том числе с соединениями, наступающими с фронта, а также всестороннее обеспечение его действий, ввиду существенно-
го повышения эффективности средств разведки и поражения потенциального противника и переноса большей части противоборства в городские агломерации (урбанизированные анклавы) требуют, на наш взгляд, существенной трансформации по сути, содержанию и условиям реализации.
Трудности в организации и применении ТакВД связаны и с наличием отличающихся друг от друга научных и практических подходов к завоеванию господства в воздухе, предусматривающих учет разных показателей, в частности, таких как соотношение сил авиации сторон, степень поражения (подавления) радиотехнических и радиолокационных станций, разведывательно-ударных и разведывательно-огневых комплексов (РУК, РОК), систем ПВО и пунктов управления противника в полосе пролета десанта и ближайших подступах, снижение интенсивности действий его авиации и средств ПВО, нарушение управления ими, введение противника в заблуждение о намерениях и некоторые другие, критерии измерения которых также отличаются6.
Кроме того, проблематичной в современных условиях стала реализация мер и действий по скрытию подготовки десанта, массовой транспортировке вертолетами в тыл противника вооружения и военной техники (ВВТ), особенно боевых машин и буксируемой артиллерии, надежному поражению противника в полосе пролета и ближайших подступах к ней до начала высадки. Также требуют пересмотра показатели применения ТакВД, их состав, нормы выделения средств воздушного транспортирования (вертолетов), порядок построения боевых порядков и распределения средств поражения, содержание и способы выполнения боевых задач, в том числе тактические приемы применения поступающих на оснащение новых образцов ВВТ.
Более подробно влияние современных условий и факторов на применение ТакВД, существующие проблемы и возможные пути их решения рассмотрим по этапам его подготовки, десантирования и выполнения поставленных боевых задач в тылу противника.
Работа по организации применения ТакВД начинается с восприятия органом управления соответствующей войсковой инстанции потребности в создании данного элемента оперативного построения (боевого порядка) по результатам уяснения боевой задачи и оценки обстановки.
В соответствии с положениями современной теории военного искусства ТакВД предназначен для наращивания усилий на направлении главного удара в целях содействия войскам в разгроме противостоящего противника и достижении высоких темпов наступления, воспрещения (затруднения) маневра его резервами, а также нарушения управления войсками, оружием и работы тыла. На ТакВД могут возлагаться следующие основные задачи: захват и удержание важных рубежей (объектов); уничтожение (вывод из строя) наземных элементов РОК, РУК и пунктов управления противника; уничтожение тыловых формирований и вывод из строя коммуникаций; захват и удержание аэродромов и др. Исходя из этого и с учетом возможностей противника по борьбе с десантами определяется состав ТакВД и обеспечивающих его успешное применение сил и средств.
Представленная классика как элемент глубокой наступательной операции приемлема и в настоящее время, в первую очередь на неурбанизированных территориях со значительной оперативной емкостью направлений, доступных для действий войск. Однако анализ опыта военных конфликтов последних десятилетий, протекавших в густонаселенных районах Восточной Европы, Центральной Азии и Ближ-
него Востока, дает основание утверждать, что основное силовое противоборство и, соответственно, усилия противоборствующих сторон развертываются и сосредоточиваются в городских агломерациях и урбанизированных анклавах с опорой на объекты инфраструктуры и оперативного оборудования территории, причем нередко с использованием мирных граждан в качестве живого щита.
Критическая важность большинства из данных объектов определяется существенным снижением безопасности жизнедеятельности населения в случае их разрушения при захвате, что практически исключает возможность нанесения по ним мощного огневого поражения. Прохождение через агломерации транспортных коммуникаций с узлами дорог, т. е. путей подвоза, эвакуации и маневра, только усугубляет ситуацию.
В связи с этим своевременный выход на соединение с ТакВД войск, наступающих с фронта, существенно затруднен и непредсказуем по срокам, что ограничивает возможности десанта по выполнению задачи удержания важных элементов местности и объектов оперативного оборудования территории в тылу противника.
В то же время критически важные объекты в тылу противника достаточно эффективно в современных условиях уничтожаются (выводятся из строя) дальнобойными высокоточными средствами поражения воздушного, наземного и морского базирования, поэтому привлечение ТакВД к решению данной задачи представляется, на наш взгляд, нецелесообразным. При таком подходе перечень задач для ТакВД, которые не могут быть выполнены другими силами и средствами, должен стать более ограниченным и функциональным.
Также назрела необходимость пересмотра состава ТакВД. В настоящее время в него обычно назначают уси-
ленный мотострелковый батальон (роту) от общевойскового объединения (соединения) или находящееся в их оперативном подчинении десант-но-штурмовое формирование на штатной технике. Им придаются, как правило, подразделения разведки и РЭБ, самоходной или буксируемой артиллерии, ПВО, огнеметчиков и саперов, а также расчет БПЛА и авианаводчик.
Переброска данных подразделений в тыл противника со штатной техникой и запасами материальных средств, размещаемых внутри грузовых кабин и на внешней подвеске транспортных вертолетов, требует привлечения значительного ресурса армейской авиации при снижении дальности ее полета в связи с максимальной нагрузкой. Если же применять ТакВД только с легким переносным вооружением, то он будет обладать невысокими огневыми и маневренными возможностями при низкой продолжительности ведения автономных (самостоятельных) действий в тылу противника.
Кроме того, загрузка транспор-тно-боевых вертолетов (Ми-8МТ, Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5) обычно составляет до 1,5 взводов (24—36 чел.) с переносным вооружением (без экипажей и расчетов боевых машин), а транспортных (Ми-26) — до роты (82 чел.), что может привести к значительным потерям при перелете в силу ограниченных возможностей вскрытия и подавления средств ПВО противника, работающих в пассивном режиме, особенно ПЗРК.
Наиболее целесообразный путь решения данной проблемы — существенно уменьшить количество перевозимых на одном борту десантников (до 8—10 чел.), что, в свою очередь, предопределяет необходимость расширения линейки транспортно-боевых вертолетов за счет создания и принятия на вооружение легкобронированных десантных образцов емкостью на отделение (рис. 1)7.
Рис. 1. Предлагаемая модель легкобронированного десантного вертолета на отделение
Для открытого боя данный легкобронированный вертолет не подходит, однако при оснащении его носовой 30-мм авиационной автоматической пушкой, двумя 7,62-мм и двумя 12,7-мм бортовыми пулеметами, а также комплектами неуправляемых и управляемых противотанковых ракет он может успешно применяться в качестве воздушного средства огневого прикрытия или аэромобильной боевой машины. Технология складывания винтов в футляр сверху корпуса вертолета с последующей их раскладкой способствует достижению скрытности их перевозки в исходный район для десантирования в конструкциях контейнерного типа как автомобильным, так и железнодорожным транспортом подрядными организациями, что показало свою актуальность в ходе специальной военной операции на Украине.
Серьезной проблемой является также неприспособленность организационных структур воинских формирований, выделяемых в состав ТакВД, к выполнению соответствующих специфических задач. Так, подразделения, назначаемые в ТакВД от общевойсковых объединений (соединений), обладают ограниченными возможностями по созданию полноценных элементов боевого порядка и применению штатных ВВТ, в то время как привлечение десантно-штурмовых подразделений
требует довольно продолжительного согласования, что не всегда позволяет оперативно реагировать на резкие изменения обстановки.
В качестве одного из вариантов решения данной проблемы целесообразно обратиться к опыту боевых действий в Афганистане, когда в состав отдельных общевойсковых соединений или их разведывательных батальонов входили десантно-штурмовые батальоны и разведывательно-десантные роты соответственно. При реализации подобного решения данные подразделения необходимо оснащать адаптированными к специфике применения ТакВД образцами ВВТ.
Относительно вооружения ТакВД прежде всего отметим, что после высадки десантники вынуждены нести на себе значительные по весу боекомплекты, запасы материальных средств и предметы экипировки, и это негативно влияет на быстроту их действий и маневренность подразделения в целом. В ходе эксперимента по созданию десантно-штурмовых соединений ВДВ «нового типа» проверялась возможность использования для этих целей квадроциклов и багги различных модификаций. Однако оказалось, что они не в полной мере отражают потребности в грузоподъемности, проходимости и огневой мощи, а автомобили специ-
ального назначения на шасси «Тайфун-ВДВ» имеют слишком большие массогабаритные характеристики.
В связи с этим необходима, на наш взгляд, разработка линейки неприхотливых полноприводных транспортеров-вездеходов повышенной грузоподъемности контейнерного типа на отделение (расчет), способных перевозить боекомплекты на взвод и роту к стрелковому оружию, гранатометам, ПТРК, 82-мм минометам и другому оружию, а также сред-
ства связи, маскировки, продовольствие, топливо и др. Важно, чтобы они имели функцию дистанционного управления, а их массогабаритные характеристики обеспечивали возможность воздушного транспортирования. Конечно, в некоторых условиях, например, в степях и предгорьях для блокирования незаконных вооруженных формирований могут быть весьма полезны высокоскоростные багги, но все-таки ТакВД нужны именно транспортеры-вездеходы (рис. 2).
Рис. 2. Предлагаемые модели транспортера-вездехода на отделение
Наряду с этим подразделения, предназначенные для действий в ТакВД, целесообразно оснащать барражирующими боеприпасами, БПЛА различного назначения и средствами борьбы с ними, корректируемыми и управляемыми боеприпасами к артиллерии, самонаводящимися средствами поражения, системами разведки (распознавания) и целеуказания, станциями обнаружения, защищенными средствами связи и другими эффективными ВВТ.
Для подготовки ТакВД к применению назначается исходный район, удаление которого от линии соприкосновения в соответствии с действующими руководящими документами составляет 20—30 км в соединении и 50—70 км в объединении (армии). Однако, как показал опыт специальной военной операции на Украине, возможности противника по разведке и нанесению высокоточных ударов с учетом по-
ставок странами НАТО самоходных (М109) и буксируемых (М777БК) гаубиц, а также реактивных систем залпового огня (Р142 ШММАВБ), существенно возросли и превышают 70 км. В связи с этим очевидной становится необходимость уточнения показателей удаления исходных районов для десантирования ТакВД в оперативном построении и боевых порядках войск (сил) с учетом их прикрытия в общей системе ПВО.
По существующей классике военного искусства ТакВД применяется после выполнения главными силами ближайшей задачи (прорыва тактической зоны обороны), когда образуются разрывы в боевых порядках противника и созданы условия для наращивания усилий вводом в бой вторых эшелонов (резервов), или позднее, но при поддержании войсками устойчивых темпов наступления.
Однако исследование опыта специальной военной операции на Украине
показало, что иногда ТакВД целесообразно высаживать и с началом наступления в расчете на достижение внезапности, но при условии своевременного выхода на соединение с ним обходящих (рейдовых) отрядов с бронегруппами назначенных в десант подразделений, вводимых в сражение с началом операции в образовавшиеся бреши и разрывы боевых порядков противника и продвигающихся в обход его основных узлов сопротивления.
Немало вопросов вызывают и возможности по надежному поражению средств ПВО, а также элементов систем управления войсками и оружием противника в интересах ТакВД в полосе пролета армейской авиации и ближайших подступах к ней в преддверии полета на десантирование. В условиях насыщения его тактической зоны обороны ПЗРК и зенитной артиллерией указанные возможности, в первую очередь по вскрытию, весьма ограниченны. Кроме того, довольно сложно организовать одновременное привлечение к удару по ним в короткий промежуток времени перед взлетом ТакВД значительной части ракетных войск и артиллерии, РЭБ, штурмовой, истребительной и бомбардировочной авиации. А ведь необходимо еще исключить возможность восстановления противником боеспособности большей части пораженных и подавленных сил и средств ПВО до подлета армейской авиации с главными силами десанта.
О сложности данной задачи и масштабности привлекаемых ресурсов написал в своих мемуарах ветеран войны во Вьетнаме генерал-лейтенант армии США Г.Г. Мур. По его словам, на поддержку батальона, высаженного в качества десанта в ходе «битвы в долине Йа-Дранг (реки Дранг)» в 1965 году в Южном Вьетнаме, артиллерия 1-й кавалерийской дивизии израсходовала 33 тыс. 105-мм снарядов8.
Решить указанную проблему возможно, на наш взгляд, на основе творческого развития теории комплексного воздействия на противника в операциях, предусмотрев системное применение средств разведки, поражения и защиты во всех сферах противоборства, а также путем создания межвидовой автоматизированной разведывательно-ударной системы.
После подготовки ТакВД к применению осуществляется его переброска по воздуху в тыл противника, включающая взлет вертолетов с десантом, построение их боевого порядка в воздухе, перелет и высадку подразделений в районе десантирования. Не касаясь тактики действий армейской авиации при перелете, следует отметить низкую живучесть вертолетов, особенно в связи с применением противником ПЗРК, а также самого ТакВД при высадке на площадки приземления до рассредоточения подразделений и начала их поддержки штатной артиллерией, силами и средствами ПВО.
Наличие ПЗРК позволяет противнику атаковать маловысотные воздушные цели на дистанциях в несколько километров, что делает его удобным средством для защиты войск от ударов с воздуха. В настоящее время основным способом защиты от ПЗРК считается применение средств инфракрасного противодействия (ложные тепловые цели). Однако новейшие зенитные ракеты способны отличать температуру двигателя и выхлопных газов вертолета от ловушки, а некоторые из них и вовсе выбирают цель сразу по нескольким параметрам.
Поэтому для защиты вертолетов от средств ПВО противника (поиска, подавления и срыва атак) требуется разработать и установить на них специальное оборудование, в частности приборы, позволяющие своевременно предупреждать экипаж о радиолокационном и лазерном облучении, созда-
вать активные помехи и осуществлять оптико-электронное (лазерное) подавление (ослепление) головок самонаве-
дения зенитных ракет (рис. 3), а также смонтировать экранно-выхлопные защитные устройства.
Рис. 3. Бортовой комплекс обороны «Президент-С» на вертолете Ми-8АМТШ
Кроме того, целесообразно включать в боевой порядок армейской авиации при полете на десантирование разведывательно-ударную группу в составе БПЛА в различном снаряжении и воздушных мишеней, по своим параметрам идентичных вертолету Ми-8, а также барражирующие боеприпасы. В целом же для заблаговременного вскрытия системы ПВО противника в преддверии высадки десанта следует планировать групповой вылет на воздушное фотографирование БПЛ А «Орлан-10» с нагрузкой «универсал» в режиме радиомолчания на глубину более 100 км.
Сложность высадки десанта непосредственно на объект захвата при восстановлении боеспособности большей части его сил прикрытия, охраны и обороны обусловливает необходимость изыскания и внедрения неординарных подходов к определению состава сил и средств групп доразвед-ки и передовых подразделений, пред-
варительно отправляемых впереди главных сил ТакВД по маршруту полета, мест их высадки и способов действий по подавлению средств ПВО, прикрытия и обороны противника и обозначению площадок приземления. Наиболее приемлемыми в этом плане могут стать, на наш взгляд, наработанные приемы по беспарашютной высадке передовой десантной группы с помощью спусковых устройств (шнуров) и специальных канатов без посадки вертолетов на грунт (рис. 4)9, что будет способствовать своевременному созданию элементов полосы обеспечения на подступах к району десантирования главных сил ТакВД для ограничения действий ближайших резервов противника.
Типовой способ выполнения ТакВД боевых задач в тылу противника заключается в нанесении противнику огневого поражения и последующей атаке главных сил с нескольких направлений при поддержке огня
Рис. 4. Высадка десанта с помощью спусковых устройств и канатов
артиллерии с одновременным (заблаговременным) выделением части сил на прикрытие, а также в поражении подходящих резервов противника авиационными и ракетными ударами. Серьезной проблемой при этом является низкая живучесть десанта в ограниченном районе высадки и в ходе выполнения поставленной задачи из-за вероятного интенсивного огня артиллерии и ударов средств воздушного нападения противника, в том числе находящихся вне зоны досягаемости средств поражения, имеющихся у ТакВД.
Успешно решить проблему повышения живучести ТакВД в районе высадки и при выполнении задач в тылу противника возможно, на наш взгляд, путем реализации следующих мер и действий:
• выработка и внедрение приемов комплексного применения БПЛА разных типов с различной целевой нагрузкой, а также барражирующих боеприпасов для разведки и пора-
жения противника на подступах к удерживаемому десантом району, в том числе во взаимодействии со средствами РЭБ и артиллерии;
• оптимизация создаваемых на командных пунктах общевойсковых формирований, применяющих ТакВД, органов управления средствами воздушной разведки и огневого поражения;
• выработка приемов создания полосы обеспечения (зоны ограничения доступа противника) на подступах к основному району обороны ТакВД (не менее чем на глубину детальной разведки), в том числе путем дистанционной установки минных (противопехотных, противотанковых и противовертолетных) заграждений и передатчиков помех;
• совершенствование способов действий мобильных огневых групп и кочующих огневых средств, скрытия сил и средств ТакВД как на подступах к переднему краю, так и в районе обороны его главных сил;
• повышение эффективности систем управления ТакВД и применяющих его общевойсковых формирований на основе перспективных разработок и предложений оборонной промышленности для обеспечения помехозащищенного обмена информацией «всех со всеми» в любых физико-географических условиях;
• автоматизация процессов управления огнем артиллерии, ПВО и ударами авиации;
• объединение всех пунктов управления, командиров подразделений всех звеньев, военнослужащих и экипажей вертолетов на основе единой системы передачи данных.
Претворение в жизнь данных мер позволит значительно повысить живучесть ТакВД путем упреждения противника в осуществлении цикла управления войсками (силами) и оружием за счет информационных, технологических и технических преимуществ над ним, а также эффективного комплексного поражения его систем и средств вооруженной борьбы
при обеспечении сохранности своих подразделений и ВВТ. Тем самым создаются благоприятные условия для высокой результативности действий (реализации потенциальных возможностей) ТакВД с наименьшими потерями, временными, трудовыми и материальными затратами (ресур-соемкостью).
В заключение необходимо отметить, что наличие значительного количества актуальных, требующих незамедлительного решения проблем применения ТакВД в современных военных конфликтах обусловливает целесообразность рассмотрения его в качестве специфической формы действий общевойсковых формирований, требующей создания особых условий для достижения успеха при минимальных потерях. Это, в свою очередь, вызывает необходимость проведения доскональных дальнейших исследований по данной тематике и продолжения соответствующих научных дискуссий, в том числе на страницах настоящего журнала.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сердюков А.Н. «В составе ВДВ появятся штурмовые соединения нового типа». Командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Андрей Сердюков — о реформах в «крылатой пехоте» и перспективном вооружении // Известия. 2020. 18 декабря.
2 Винтокрылая пехота: в ВДВ приступили к созданию батальонов нового типа // Известия. 2021. 24 февраля. URL: https://iz.ru/1128589/roman-kretcul-aleksei-ramm/vintokrylaia-pekhota-v-vdv-pristupili-k-sozdaniiu-batalonov-novogo-tipa (дата обращения: 10.01.2023).
3 Зеленов А.В. Десантно-штурмовые действия в современном военном конфликте и перспектива их развития // Военная Мысль. 2021. № 6. С. 28—35.
4 Современный российский взгляд на десантно-штурмовые действия. URL:
https://rostislavddd.livejournal.com/445804. html (дата обращения: 12.01.2023).
5 Вдовин А.В. Теоретические основы достижения превосходства над противником в управлении // Сборник материалов военно-научной конференции. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2022. С. 41—48.
6 Вдовин А.В. Развитие теории боевого применения десантно-штурмовых формирований: монография. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2017. 150 с.
7 Гиндранков В.В. Господство в воздухе: мифы и реальность // Военная Мысль. 2020. № 9. С. 70—78.
8 Мур Г.Г. Когда-то мы были солдатами... И молодыми: мемуары. USA: Random House, 1992. 432 с.
9 Руководство по беспарашютному десантированию (РБПД-2020). М.: Командование ВДВ, 2020.