Десантно-штурмовые действия в современном военном конфликте и перспектива их развития
Полковник запаса А.В. ЗЕЛЕНОВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Описаны основные положения руководящих документов по содержанию формы действий войск — десантно-штур-мовые действия; проведен краткий анализ десантно-штурмовых действий многонациональных сил США и НАТО в операции «Буря в пустыне»; приведены некоторые взгляды отечественных военных специалистов на содержание и порядок ведения десантно-штурмовых действий в современных операциях. Предложены некоторые пути развития десантно-штурмовых формирований и совершенствования де-сантно-штурмовых действий.
The paper describes the main provisions of guiding documents on the content of assault and landing form of troop activity. It briefly analyzes the assault and landing actions by the United States and NATO multinational forces in Operation Desert Storm; cites some views by domestic military experts on the content and sequence of actions in assault and landing activity in modern operations. It also suggests some development lines for assault and landing formations and for improving assault and landing actions.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Воздушно-десантные войска, десант-но-штурмовые формирования, десант-но-штурмовые действия, тактические воздушные десанты.
Airborne troops, assault and landing formations, assault and landing actions, tactical assault forces.
РАССМАТРИВАЯ Воздушно-десантные войска (ВДВ) как высокомобильный род войск, необходимо отметить, что их тактические формирования в современном бою решают огневые задачи с широкой номенклатурой целей поражения, что предопределяет применение разнотипных образцов вооружения и военной техники.
Вместе с тем анализ структуры войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) и стран НАТО свидетельствует о том, что приоритет в мобильном компоненте (формировании группировки войск (сил) быстрого развертывания) отдается десантно-штурмовым соединениям, частям и подразделениям. И хотя в процессе становления и развития войск структура, название и подчи-
ненность десантно-штурмового компонента ВС РФ неоднократно менялись, проблемы теории и практики его боевого применения до настоящего времени окончательно не решены.
Руководящими документами форма применения — десантно-штур-мовые действия — предусматривает совместные действия десантников с боевыми и транспортно-боевыми вертолетами на этапе их высадки
(выброски), сбора и маневра. Совместные действия десантников с вертолетными подразделениями при захвате, уничтожении и выводе из строя объектов противника предусмотрены только на этапе ближайшей задачи десанта и ограниченны по срокам — от 40 минут до 1,5 часов.
В основе десантно-штурмовых действий лежат несколько вариантов их проведения, представляющие собой либо одновременное массированное применение сил и средств, либо последовательную высадку (выброску) одного или нескольких тактических воздушных десантов (ТакВД) звена «рота—батальон» вертолетами с последующим их возращением. Однако, как правило, совместные десантно-штурмовые действия вертолетных подразделений и десанта включают десантирование ТакВД в тыл противника и, как это было указано выше, участие в огневой поддержке боя десанта на этапе выполнения ближайшей задачи. При этом возникает необходимость в создании условий для десантно-штурмовых действий, одним из важнейших которых является завоевание и удержание господства в воздухе, что проблематично в современных условиях ведения военных действий.
В операции «Буря в пустыне» многонациональными силами США и НАТО десантно-штурмовые действия проводились несколько иначе1. Так, в полосах наступления соединений перед их фронтом и на флангах действовали вертолетные рейдовые отряды, представляющие собой тактические аэромобильные группы (ТАМгр), как правило, в составе роты. Их основной задачей было уничтожение сил противника в каком-либо районе нанесением стремительных ударов с различных направлений в целях оперативного сосредоточения или переноса усилий при необходимости усиления в короткие сроки
различных формирований, в том числе действующих в тылу противника, а также наиболее эффективного использования результатов ударов высокоточным оружием (ВТО).
В ходе сближения с противником ротные ТАМгр использовались вместе с войсками прикрытия на открытых флангах, а также действовали самостоятельно в зоне между войсками прикрытия и авангардами или совместно с авангардами, т. е. по сути — в качестве наших передовых отрядов. Кроме того, ротные ТАМгр участвовали в разведке боем и охранении своих войск блокированием отдельных направлений со стороны противника, вели противодесантные и противопартизанские, ложные и демонстративные действия, а также выполняли задачи в интересах бригад первого эшелона, в том числе в преследовании, окружении и уничтожении отходящего противника. При этом предусматривалась различная комбинация районов применения десантно-штурмовых формирований относительно элементов оперативного построения группировки войск противника и объектов силового воздействия. Удержание же ими важных районов и объектов в тылу противника носило скорее вспомогательный характер.
Основу ротных ТАМгр составляли аэромобильная рота, рота транспортно-десантных вертолетов и взвод (рота) боевых вертолетов (всего до 25—30 вертолетов), до батареи 105-мм буксируемых гаубиц, аэромобильный разведывательный и саперный взводы, подразделения тыла. Взводные ТАМгр создавались для действий в качестве патрулей дальней разведки. При этом собственно 101 воздушно-штурмовая дивизия (вшд) использовалась как база для формирования и подготовки бригадных, батальонных и ротных воздушно-штурмовых тактиче-
ских групп, воздушных и наземных рейдовых отрядов, а также аэромобильных десантов (аналогов наших ТакВД) с использованием штатных или приданных противотанковых, транспортно-десантных вертолетов и вертолетов боевого обеспечения (в первую очередь с системами минирования и радиоэлектронного подавления), которые действовали в качестве основного средства передвижения и поражения противника в бою. Их применение свидетельствует о том, что аэромобильные войска способны эффективно действовать в районах, где противник подавлен высокоточным оружием, действует на широком фронте или на труднодоступной для наземных войск местности, либо имеет несбалансированную по видам и родам группировку войск (сил).
Таким образом, основным отличием во взглядах США и стран НАТО на применение десантно-штурмовых формирований является то, что они действуют не только в качестве тактических воздушных десантов, но и ведут самостоятельные боевые действия на отдельных направлениях при поддержке различных типов вертолетов. Наличие вертолетов в составе десант-но-штурмовых формирований позволяет их применение, как в сухопутной, так и аэромобильной группировке. Например, 101 вшд способна за один вылет высадить в тыл противника одну треть своих боевых частей, подразделений обеспечения и обслуживания (например, штатным комплектом армейской авиации воздушно-штурмовой бригады перебросить за один рейс до 380 тонн груза и три пехотных аэромобильных батальона).
По взглядам ряда отечественных ученых и военных специалистов2, разновидностью десантно-штурмо-вых действий являются десантно-ударные, рейдовые десантные и разведывательно-диверсионные действия, проводимые как централизованно по
единому замыслу и плану, так и самостоятельно с выделением для их ведения только части сил и средств. При этом десантно-ударные действия рассматриваются по схеме: десантирование — удар — маневр (возвращение) через линию фронта в расположение своих войск. Рейдовые десантные действия предусматривают ведение поиска, разведки и последовательное уничтожение нескольких объектов противника по схеме: поиск (дораз-ведка) — высадка — уничтожение объекта — маневр — поиск (доразвед-ка) —уничтожение объекта и далее — маневр (возвращение) через линию фронта на свою территорию. Диверсионно-разведывательные действия предусматривается осуществлять подразделениями десантно-штурмо-вой бригады, оснащенными средствами минирования, в звене, как правило, «отделение—взвод».
При этом десантно-штурмовые действия предполагали: единовременное или последовательное уничтожение нескольких объектов противника воздушно-рейдовыми отрядами из десантно-штурмовых подразделений на вертолетах; наземную и (или) воздушную атаку объекта противника; одновременные или разновременные действия десанта и вертолетов в тылу противника; постоянный полет и огне-
Руководящими документами
десантно-штурмовые действия предусматривают совместные действия десантников с боевыми и транспортно-боевыми вертолетами на этапе их высадки, сбора и маневра. Совместные же их действия при захвате или уничтожении объектов противника предусмотрены только на этапе ближайшей задачи десанта.
вую поддержку вертолетами или сосредоточение их на определенный период выполнения десантом задачи в укрытом районе; наземный или на вертолетах маневр десанта между объектами захвата (уничтожения) (районами выполнения боевой задачи).
В боевой порядок десантно-штур-мовых формирований предлагалось включать: группу захвата (1-й эшелон); вертолетную группу поддержки; группы прикрытия (на угрожаемые направления); воздушно-штурмовую группу (2-й эшелон) и другие. Состав этих групп определять с учетом построения системы защиты предстоящих объектов захвата или уничтожения, соответственно — охрана, оборона или прикрытие.
Проведенный анализ подходов к десантно-штурмовым действиям дает основание утверждать, что их основным содержанием следует рассматривать десантно-штурмовую атаку, сущность которой заключается в нанесении по противнику внезапных и стремительных ударов с разных направлений подразделениями десанта составом рота—взвод, высаженными с вертолетов, в сочетании с одновременными ударами большей части боевых и транспортно-боевых вертолетов, и в осуществлении при необходимости широкого маневра силами и средствами десанта по воздуху; а также воздушно-штурмовую атаку, заключающуюся в нанесении по противнику внезапных и стремительных ударов с разных направлений боевыми и транспортно-боевыми вертолетами, в сочетании с одновременным поражением противника десантом с бортов вертолетов, с использованием стрелкового вооружения (огневых точек), а также пулеметов ПКМ в десантном отсеке и широким маневром по воздуху.
Таким образом, если объект надежно укреплен, атака главных сил предусматривается в пешем поряд-
ке при поддержке огнем боевых и транспортно-боевых вертолетов с одновременным или заблаговременным маневром воздушно-штурмовой группы на вертолетах к его функционально важным элементам. В то же время при уничтожении малоразмерных или слабо защищенных объектов предусматривается воздушно-штурмовая атака без спешивания одновременно с нескольких направлений (или по периметру). При этом необходимо учитывать, что действия на вертолетах по уничтожению объектов могут носить только скоротечный характер (от 20—30 минут до часа), что позволяет десантно-штурмовым подразделениям своевременно уходить из-под удара противодесантных резервов противника. Кроме того, данное время лимитируется запасами топлива и боеприпасов на вертолетах. Так, например, ТАМгр США в составе батальона способна совершить 5—6 скачков по 15 км каждый, в то время как вертолеты огневой поддержки, входящие в состав группы, только — 2. Это обусловливается главным образом наличием боеприпасов на вертолетах огневой поддержки и их запасами на вертолетах обеспечения. В то же время при одном скачке батальонная ТАМгр способна уничтожить до 350 целей, т. е. разгромить до батальона пехоты, а в обороне отразить удар нашей мотострелковой бригады (полка).
Размещение же на местности элементов боевого порядка десант-но-штурмового подразделения при удержании важного района в ходе десантно-штурмовых действий и пространственный размах системы оборонительных позиций, районов и рубежей зависят от огневых и маневренных возможностей приданных вертолетов. Так, при круговом построении обороны по направлениям целесообразно предусматривать упреждение противника за счет скоростного
маневра на вертолетах из глубины, т. е. борьбу с ним еще в ходе выдвижения с широким применением вертолетных засад. В составе элементов боевого порядка при этом рассматриваются: во-первых, подразделения, выделенные для обороны (спешенная часть десанта), во-вторых — группы вертолетов, закрепленных за спешенными подразделениями, в-третьих — подразделения, назначенные в засады (до взвода на вертолетах) и, наконец, воздушно-штурмовые группы (вертолеты огневой поддержки).
Аналогом подобных подходов можно считать аэромобильную операцию «Эль Пасо» американских войск во Вьетнаме в июле 1966 года, в рамках которой создавались поисково-ударная десантно-штурмовая группа и группа основных сил на вертолетах, которая высаживалась в тылу и на флангах разведанной группы противника для ее уничтожения.
Однако в принятых руководящих документах ВС РФ подходы к организации и ведению совместных действий десантно-штурмовыми и вертолетными подразделениями сведены к применению тактических воздушных десантов в звене «рота— батальон» в наступлении мотострелковой бригады или дивизии в армейских операциях. Указанный подход свидетельствует о том, что детальная научная проработка десантно-штур-мовых действий в современной военной теории России отсутствует.
Основным содержанием десантно-штурмовых действий следует рассматривать десантно-штурмовую атаку высадившегося десанта и воздушно-штурмовую атаку боевых и транспортно-боевых вертолетов.
Кроме того, отсутствует и научно обоснованная система совместного применения парашютно-десантного и десантно-штурмового компонентов в операциях, хотя в научных исследованиях ряда отечественных военных ученых рассматривались вопросы совместного боевого применения парашютного и вертолетного десантов по единому замыслу и плану3. По их мнению, высадка десантно-штурмо-вых подразделений на вертолетах для захвата и удержания важных районов (рубежей) на подступах к району десантирования должна предшествовать парашютной выброске главных сил десанта.
В частности, один из способов выполнения воздушным десантом своей ближайшей задачи предусматривает:
• огневое поражение противника в районе десантирования, его ближайших и глубоких резервов авиационными и ракетными ударами старшего начальника;
• воздушно-штурмовую атаку и захват десантно-штурмовым полком господствующих высот на подступах к району десантирования главных сил дивизии и ведение маневренной обороны на путях выдвижения резервов противника;
• стремительное сближение с противником с фронта главных сил дивизии на направлениях, доступных для действий войск, с одновременным совершением маневра и выходом обходящего отряда на вертолетах во фланг и тыл обороняющейся на направлении главного удара группировке противника;
• подавление уцелевших и вновь выявленных целей огнем всех средств поражения дивизии, нанесение противнику потерь в живой силе и технике, приведение его во временно небоеспособное состояние;
• захват оборонительных позиций противника главными силами дивизии в разных направлениях из меж-
горной долины и воздушно-штурмовую атаку обходящего отряда с господствующих высот при поддержке ракетными войсками и авиацией группировки войск (сил) с последующим овладением указанным районом (рубежом). Завершение уничтожения объектов противника при этом предусматривает десант-но-штурмовую атаку.
Таким образом, характерными чертами десантно-штурмовых действий целесообразно рассматривать: оперативность, преодоление больших расстояний, стремительность ввода в бой и выхода из него; быстроту рассредоточения на значительной площади; широкий фронт, большую глубину, отсутствие резко выраженных границ и очаговый характер действий; внезапные удары во фланг и тыл противника; разнохарактерность решаемых задач в одно и то же время; высокую динамичность боевых действий.
В качестве одного из важных направлений повышения эффективности ведения десантно-штурмовых действий следует считать необходимость модернизации современных транспор-тно-боевых вертолетов в сторону увеличения в первую очередь количества перевозимого личного состава и дальности полета. Например, модернизированные с учетом практики боевого применения вертолеты Ми-8МТВ-5 и Ми-8АМТШ способны принимать на борт уже 36 и 28 десантников вместо 24, при одновременном повышении дальности их полета на 190 и 90 км соответственно.
Указанные факторы и условия, при существующей тенденции к со-
вершенствованию и развитию де-сантно-штурмового компонента как основы формируемых в ВС РФ войск быстрого развертывания, предопределяют и совершенствование форм применения десантно-штурмовых соединений и частей воздушно-десантных войск и способов выполнения ими поставленных боевых задач, основными из которых предлагаются:
• в мирное время — боевая служба, боевое дежурство, специальные (боевые) действия кризисного реагирования, специальные акции;
• в период непосредственной угрозы агрессии: сдерживающие и блокирующие действия, а также специальные акции;
• в военное время — десант-но-штурмовая операция, десант-но-штурмовые (аэромобильные) действия и акции.
При этом аэромобильные операции, действия, акции предусматриваются в своем тылу, в то время как десантно-штурмовые — в тылу противника.
Таким образом, десантно-штур-мовые действия являются перспективной формой применения подразделений (воинских частей) ВДВ, обеспечивающей выполнение объединениями и соединениями Сухопутных войск боевых задач в труднодоступных и удаленных районах местности. Ее реализация в виде рейдовых действий воздушно- и десант-но-штурмовых групп в военных конфликтах, позволит решать внезапно возникающие задачи, которые не могут быть решены другими силами и средствами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Опыт применения воздушных десантов в боевых примерах: учеб. пособие. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2011. С. 17—24.
2 Вдовин А.В. Развитие теории боевого применения десантно-штурмовых формирований: монография. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2017. 150 с.
3 Там же.