Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТОВ В АРКТИКЕ / ARCTIC REGION / FORMS OF EMPLOYMENT AND METHODS OF ACTION OF AIRBORNE FORCES IN ARCTIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таненя Олег Степанович, Урюпин Владимир Николаевич

Рассмотрены формы применения и предложены способы действия формирований Воздушно-десантных войск в Арктике как в составе созданных группировок войск (сил), так и самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF AIRBORNE FORCES EMPLOYMENT IN RUSSIAN ARCTIC

Forms of employment and methods of action of Airborne Forces joint as well as separate formations in the Russian Arctic are discussed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ»

Некоторые аспекты применения Воздушно-десантных войск в Арктическом регионе России

Полковник О.С. ТАНЕНЯ, кандидат военных наук

Полковник в отставке В.Н. УРЮПИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены формы применения и предложены способы действия формирований Воздушно-десантных войск в Арктике как в составе созданных группировок войск (сил), так и самостоятельно.

SUMMARY

Forms of employment and methods of action of Airborne Forces joint as well as separate formations in the Russian Arctic are discussed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Арктический регион, формы применения и способы действий воздушных десантов в Арктике.

Arctic region, forms of employment and methods of action of Airborne Forces in Arctic.

С НАЧАЛА XXI века интерес к Арктике со стороны ведущих государств значительно возрос. Повышенное внимание обусловлено как наличием в Арктике огромного ресурсного и транспортного потенциала, так и отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации северных морских пространств и арктического шельфа. Арктика — уникальный по геополитическому, социально-экономическому и военно-стратегическому значению регион, где сталкиваются интересы крупнейших стран современного мира1.

В этих условиях для реализации национальных интересов и достижения стратегических приоритетов Российской Федерации в Арктике утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года2. В ней, в частности, указывается, что для обеспечения военной безопасности, защиты и охраны государственной

границы Российской Федерации предусматривается создание благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого уровня боеготовности группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов управления в соответствии с существующим и прогнозируемым характером военных

¡йюЫ.Вжцёв" ^ ' чЯИИИ

200-мильная экономическая зона РФ

200-мильная экономическая зона других стран региона

Границы зоны морского шельфа, на которую претендует Россия (1,2 млн. кв. км)

А. V. ^

ЛЯта Потенциальные претенденты ч^ЬгЙ на арктический шельф

По данной !

опасностей и военных угроз России в Арктике. В условиях нарастания противоречий российское военное присутствие необходимо для защиты суверенных прав России в Арктической зоне, обеспечения возможностей беспрепятственного осуществления всех видов деятельности, стратегического сдерживания, нейтрализации военных угроз в мирное время, а в случае вооруженного конфликта — для отражения агрессии и прекращения военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации.

В целях реализации государственной политики в области военной безопасности и обеспечения единого управления военными силами и средствами в арктической зоне 15 декабря 2014 года на базе Северного флота сформировано Объединенное стратегическое командование (ОСК), в состав которого вошли две арктические бригады, формирования ПВО, береговые

войска, морская авиация и подводные и надводные силы ВМФ. При необходимости сухопутный компонент ОСК может быть усилен соединениями и воинскими частями Центрального и Восточного военных округов3.

Войска и силы, дислоцированные на островных территориях и на мысе Шмидта, сведены в Объединенную тактическую группу, которая с октября 2014 года приступила к выполнению задач по обеспечению военной безопасности России в Арктической зоне. Она оснащена современными образцами вооружения, военной и специальной техники, адаптированными для арктического региона, в том числе мобильными береговыми ракетными комплексами «Рубеж» и зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С1»4.

Для обеспечения жизнедеятельности и боевой подготовки созданных группировок войск (сил) реализуется широкая программа

строительства инфраструктурных объектов, в частности запланированы и проводятся работы по реконструкции и восстановлению аэродромов «Тикси», «Нарьян-Мар», «Алыкель», «Амдерма», «Анадырь», «Рогачево» и «Нагурская», имеющих важное значение как для логистики, так и для обеспечения мобильности войск5.

На сегодняшний день из-за неурегулированных в международном правовом отношении споров о принадлежности арктического шельфа и отсутствия полностью согласованных морских границ в регионе сохраняется значительный конфликтный потенциал. Высока вероятность того, что задачи по обеспечению военной безопасности России в Арктике будут дости-

гаться демонстрацией военной силы, а при возникновении вооруженного конфликта — применением группировок войск (сил), в том числе в форме боевых действий, операций и специальных действий.

Следует отметить, что и на формы применения, и на способы действий группировок войск (сил) в Арктике непосредственное влияние будут оказывать состав сил и средств противника, вероятный характер его действий, удаленность баз материально-технического обеспечения и особенно физико-географические условия региона: большой пространственный размах, разнообразный рельеф местности, суровые климатические и погодные условия, сплошной ледовый массив и др.

1. Территория Мурманском области

2. Территория Немецкого автономного округа

3. Территория Чукотского автономного округа

4. Территория Ямало-Ненецкого автономного округа Территории муниципальных образований «Беломорский муниципальный район», «Лоухсиий муниципальный район» и

| территории субъектов РФ, включенных в состав сухопутной части Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 20К г. № 296 Карелия»

с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 27 июня 2017 г. № 287 > южная граница Арктической зоны Российской Федерации

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН #

--границы федеральных округов Российской Федерации

I Северо-Кавказский федеральный округ Российской Федерации

5. Территория муниципального образоаания городского округа «Воркута» (Республика Коми)

Территории Алпаихоесиого улуса (района),

(Деягаио-ЭаеккиЯского) уяуса (района), Буяуиског» уяуса (района),

Устъ'Яиского уяуса (района) (Республика Саха (Якутия)) 7. Территории городского округа города

Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Турухаиского района (Красноярский край) I. Территории муниципальных образований "Город Архангельск". "Мезенский

(Архангельская область) V. Земли и остром, расположенные •

Северном Ледоаитом океане, уиаиииые • Постановлении Президиума Центрального

от 15 апреля 1924 года "Об объявлении территорией Сов» ССР земель и остроаоа, расположенных о Северном Ледовитом океане" и Других актах СССР.

Группировки войск (сил), созданные и создаваемые для защиты национальных интересов России в Арктике, будут выполнять задачи на ее материковой части, архипелагах и островах, в акватории морей и океана (нефтедобывающие

платформы, дрейфующие научные станции и другие объекты) и на всем протяжении Северного морского пути.

Оценивая вероятный характер действий противника в случае агрессии, мы полагаем, что он бу-

дет стремиться не столько разрушить экономическую инфраструктуру в регионе, сколько захватить ее для дальнейшего использования в интересах своей экономики. Поэтому ряд крупных предприятий топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, горнодобывающей, металлургической и атомной промышленности, морские и речные порты, аэродромы и оборудованные взлетно-посадочные полосы, объекты морской инфраструктуры являются критически важными в системе обороны наших группировок войск (сил).

Малочисленность постоянно проживающего в Арктическом регионе населения, его занятость на важных объектах экономики, с учетом того, что значительная часть работников предприятий комплектуется «вахтовым методом» из числа жителей других регионов России, приводят к дефициту людских мобилизационных ресурсов, что не позволит в сжатые сроки обеспечить отмобилизование частей и соединений.

В этих условиях становится очевидной необходимость применения в регионе высокомобильных соединений и частей, к которым в первую очередь следует отнести Воздушно-десантные войска (ВДВ), для усиления группировок войск (сил), выполнения боевых задач как в их составе, так и самостоятельно. Такой подход концептуально всесторонне обоснован в нормативных правовых документах и обусловлен следующими основными факторами:

перспективами экономического развития региона и его потенциальными возможностями, возрастанием роли в экономике государства;

нарастающими противоречиями и столкновением интересов стран и блоков современного мира;

недостаточными возможностями соединений и частей постоянной готовности Сухопутных войск, береговых войск ВМФ, а также формирований войск Росгвар-дии, дислоцированных в Арктике, по обеспечению надежной охраны и обороны критически важных объектов экономики;

отсутствием достаточного людского мобилизационного ресурса.

Оценивая существующий состав созданной группировки войск (сил) в Арктике, следует отметить, что соединения и части ВДВ в ее состав непосредственно не включены, но с учетом их высокой мобильности они могут быть переброшены на угрожаемые направления для усиления ее сухопутного компонента, а при необходимости — для действий самостоятельно на отдельных направлениях в целях обеспечения оперативного реагирования на агрессию в отношении Российской Федерации, упредив при этом иностранные государства в наращивании и применении воинских контингентов.

В данной связи применять соединения и воинские части ВДВ в Арктическом регионе, на наш взгляд, наиболее целесообразно в качестве высокомобильного и маневренного компонента следующим образом:

на материковой части — десантно-штурмовые части и подразделения из состава десант-но-штурмовых дивизий (дшд), де-сантно-штурмовых бригад (дшбр) с тяжелой боевой техникой и вооружением (танки, БМД, CAO и др.);

на архипелагах и островных территориях, на объектах инфраструктуры ТЭК, расположенных в акватории морей и океанской части — парашютно-десантные подразделения из состава воздушно-десантных дивизий и дшбр с легким вооружением;

на маршрутах Северного морского пути — небольшие подразделения с легким вооружением (рота, взвод), в том числе и со средствами усиления, из состава парашютно-десантных, десантно-штурмовых полков и бригад.

Во всех случаях части и подразделения ВДВ могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с группировками Сухопутных войск, береговых войск ВМФ, Пограничных войск ФСБ России и войск Национальной гвардии России, а также с формированиями народного ополчения, создаваемыми на объектах экономической инфраструктуры региона по решению командующих группировками.

В зависимости от цели предстоящих действий, боевой задачи и условий их выполнения определяется состав десанта, форма его применения, способы действий и десантирования: парашютный, посадочный, комбинированный, морским транспортом.

По нашему мнению, в случае передачи соединений, частей и подразделений ВДВ в оперативное подчинение командующему группировкой войск (сил), десантам могут ставиться следующие основные задачи: овладение важными элементами оперативного оборудования территории и их удержание; охрана (усиление охраны) критически важных объектов; деблокирование объектов в случае их захвата; воспрещение высадки морских и воздушных десантов, выдвижения резервов; нарушение работы тыла и срыв подвоза материальных средств противника.

Безусловно, командующие (командиры), применяющие воздуш-

Десантирование подразделений 98 гв. вдд парашютным способом в ходе учений в Арктике

ные десанты в рамках проводимых операций (боевых действий), должны руководствоваться основным принципом — оптимальности задействованных сил и средств, т. е. определять им задачи, которые не могут быть выполнены другими элементами оперативного построения (боевого порядка) или другими воинскими формированиями группировки в конкретно складывающейся обстановке. При этом действия воздушных десантов от постановки задачи и до ее выполнения, как известно, обеспечиваются командующим (командиром), его применяющим.

Иная ситуация будет иметь место в случае создания по решению Верховного главнокомандующего самостоятельной группировки ВДВ для действий на отдельных направлениях.

Учитывая колоссальный пространственный размах арктического региона, возможности высокомобильных соединений и частей ВДВ по переброске за короткое время в удаленные районы, в том числе и на островные территории, это будет посильной задачей для ВДВ при условии всестороннего ее обеспечения. Вся ответственность за подготовку, организацию взаимодействия, управления и всесторон-

Апробация новых людских парашютных систем в сложных климатических условиях в ходе учений

него обеспечения действий подчиненных войск в этом случае ляжет на командование ВДВ.

На наш взгляд, применение соединений и частей ВДВ в Арктике в составе самостоятельной группировки целесообразно проводить в форме десантно-штурмовых или аэромобильных действий. Для выполнения задач командующему группировкой ВДВ необходимо выделять ресурс военно-транспортной, оперативно-тактической и армейской авиации (АА), силы и средства флота, других силовых структур (ведомств) либо передавать их в оперативное управление на период создания и функционирования группировки.

Передвижение на поле боя с использованием лыж в условиях Арктики

При приеме во внимание физико-географических условий региона, представляется, что на материковой части формами применения группировки ВДВ могут быть бой, десант-но-штурмовые действия, разведывательно-боевые действия6, а выполнение поставленных задач десантом в рассматриваемых условиях будут сочетать наступательные, оборонительные и засадные способы действий.

На островах формами применения могут быть поисково-разведывательные, поисково-штурмовые действия в назначенных полосах, в указанных направлениях и на определенную глубину.

В этих формах применения приоритетными, по нашему мнению, станут следующие разведывательно-штурмовые способы действий: высадка десанта на вертолетах на выявленных направлениях выдвижения противника; организация на них засадных действий, разнесенных по фронту и глубину; сковы-вание главных сил боем; передача целеуказаний авиации и ракетным войскам и артиллерии (РВиА) для нанесения ударов высокоточными боеприпасами как дежурными средствами, так и основной группировкой. В дальнейшем при нанесении поражения противнику в ходе ударов ВТО — выход десанта из боя, сосредоточение в районе сбора, погрузка на вертолеты в целях маневра на другие направления в назначенной полосе (зоне).

В этих действиях главным будет являться оперативная оценка противника, своевременное вскрытие его намерений и характера действий, сковыва-ние его главных сил, придание его боевому порядку статичного

положения, доразведка и оперативная выдача целеуказаний средствам огневого поражения, базирующимся в том числе на кораблях и подводных лодках. Возрастет роль передовых авианаводчиков и корректировщиков огня РВиА.

Завершение разгрома противника может осуществляться в ходе десантно-штурмовых действий — ударами вертолетов и огнем десантных подразделений с бортов транспортно-десантных вертолетов с последующим маневром на другие направления.

На объектах нефтегазовой инфраструктуры и на Северном морском пути целесообразно применять сочетание поисково-рейдовых и десантно-штурмовых действий с воздуха и моря. При этом действия с моря могут быть как отвлекающими, так и основными в зависимости от поставленной задачи, распределения сил десанта, его состава и обеспеченности средствами передвижения. Главное — создать для противника такие условия, при которых у него возникнет понимание безысходности сложившегося положения по удержанию захваченного объекта, и вынудить его прекратить сопротивление и сдаться. С этой целью в том числе необходимо осуществлять демонстративные действия, иногда на нескольких направлениях.

При действиях на морских десантно-доступных направлениях по воспрещению высадки морских десантов десантно-штур-мовые действия должны сочетать действия как на море, так и на местности, у уреза воды. В данном случае после вскрытия намерений противника по высадке морского десанта, его состава и времени часть сил десанта занимает участок прибрежной местности, одновремен-

но осуществляется минирование десантно-доступных направлений вручную, вертолетным способом, а водную акваторию реактивными системами залпового огня (РСЗО) и авиацией. Систему оборонительных позиций (районов, рубежей) целесообразно строить очаговым методом, отдавать предпочтение засадам, вынуждая противника действовать на разобщенных, невыгодных для него направлениях, разрозненными группами. Завершать уничтожение высадившегося десанта противника необходимо нанесением ударов ВТО различного базирования, ударами боевых и транспортно-боевых вертолетов с десантном на борту.

При действиях по деблокированию захваченных объектов в море (нефтегазовые платформы, корабли и др.) следует прежде всего нанести удары в направлении объекта боевыми вертолетами, затем блокировать захваченное судно кораблями и принудить его к снижению хода. В данном случае высадку штурмовых групп на судно прикрывают снайперским огнем из вертолетов из положения зависания, а также стрельбой газовыми и шумовыми гранатами подразделения десанта. Экипажи вертолетов в ходе этих действий в целях предотвращения их поражения отстреливают тепловые ловушки и применяют системы радиоэлектронной защиты, другие средства активной и пассивной защиты.

В связи с удаленностью Арктической зоны от мест дислокации соединений и частей ВДВ необходимо обеспечить готовность для их быстрой переброски (перевозки) в кризисные районы. Для этого соединения и части следует оснащать вооружением, военной и специальной техникой, обеспечивающей эффективное выполне-

ние задач в арктических районах, а личный состав — соответствующим образом экипировать и обучать действиям в суровых климатических условиях.

Полагаем целесообразным заблаговременно определять структуру и состав самостоятельной группировки войск (сил) на основе ВДВ, осуществлять планирование, апробировать перспективные формы применения и способы действий, научно их обосновывать, предусматривать подготовку органов управления и войск для согласованных действий по различным вариантам при развитии кризисной ситуации в Арктике.

Создание и действия самостоятельной группировки ВДВ на отдельном, важном направлении, на наш взгляд, может включать несколько этапов:

первый — перегруппировка, развертывание (сосредоточение) в районе боевого предназначения (базовом районе, районе базирования), взятие под контроль (охрану) аэродромов, портов в прибрежной морской зоне воздушно-десантной (десантно-штурмовой) дивизией (бригадой) — передовым эшелоном, обеспечение десантирования (переброски) главных сил группировки ВДВ;

второй — ведение десант-но-штурмовых, аэромобильных действий главными силами — огневое и радиоэлектронное поражение противника, десантирование и захват (деблокирование удерживаемых противником) критически важных объектов (аэродромов, портов, узлов дорог, коммуникаций, полярных станций, объектов экономики и др.); взятие их под охрану (оборону) или, при необходимости, удержание до подхода своих войск, наступающих с фронта;

третий — действия (десант-но-штурмовые, аэромобильные, боевые, специальные) по воспрещению высадки десантов противника (морского, воздушного) на охраняемые объекты в зоне ответственности;

четвертый —завершение боевых действий.

Рассматривая этап создания группировки, необходимо отметить, что на перевозку десант-но-штурмового компонента сил и средств ВДВ в район конфликта воздушным транспортом (или десантирование его посадочным способом) необходимо планировать значительный ресурс авиации. Так, по опыту учения с 98 гв. вдд, проведенного в 2014 году, предусматривалось одновременное выделение до 6о военно-транспортных самолетов ИЛ-76МД. С принятием на вооружение самолетов ИЛ-76МД-90А количество воздушных судов при формировании воздушного эшелона десанта может быть значительно меньшим.

Также одним из проблемных вопросов на этапе создания группировки ВДВ является отсутствие в арктических районах соответствующей инфраструктуры, позволяющей обеспечить развертывание и полноценное функционирование всех систем группировки. Это в первую очередь обусловлено неоказанием в недалеком прошлом должного внимания развитию региона, а также существующими сегодня взглядами на использование мощностей созданной инфраструктуры с опорой на имеющиеся в арктическом регионе военно-политические и экономические центры, которые с большой вероятностью будут рассматриваться противником как первоочередные объекты для поражения или захвата. Выход из сложившегося

Все элементы оперативного построения или боевого порядкау как бы они ни назывались, должны

создаваться по принципу модульности — под конкретную боевую задачу и иметь свой комплект сил и средств для ее выполнения.

положения видится в увеличении возможностей группировки по материально-техническому обеспечению, достижение максимальной ее автономности (создание запасов ракет, боеприпасов, ГСМ, продовольствия и иных материальных средств, возможность их оперативной подачи в район действий и др.), что напрямую повлияет на продолжительность ее самостоятельных действий.

Кроме того, необходимо уделять должное внимание мобилизационной готовности Арктического региона, для чего уже сейчас целесообразно выдавать мобилизационные задания соответствующим организациям по обеспечению материальными ресурсами группировок войск (сил) в период непосредственной угрозы и в военное время.

Рассматривая возможности выполнения задач в Арктике самостоятельной группировкой ВДВ, основу которой может составить воздушно-десантная (десантно-штурмовая) дивизия (бригада), следует обратить внимание на особенности применения тактических воздушных десантов (ТакВД) как составной части десантно-штур-мовых (аэромобильных) действий. Основная их них заключается в том, что выход своих войск (передовых частей группировки) в район действий ТакВД не всегда будет возможен, в частности из-за физико-географических особенностей региона. Поэтому после выполнения боевой задачи подразделениям десанта придется либо совершить

маневр на другое направление, либо вести продолжительные самостоятельные (автономные) действия в тылу противника в отрыве от главных сил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данных условиях принцип своевременного соединения десанта с войсками, наступающими с фронта, который неукоснительно соблюдается при применении ТакВД в классической операции (бою), уходит на второй план, а на первый выходит принцип всестороннего обеспечения боевых действий. Это связано с децентрализованным применением сил и средств самостоятельной группировки ВДВ, которая будет выполнять задачи на обширной территории, по направлениям в границах назначенной зоны ответственности, высадкой ТакВД, а также рейдовыми (десант-но-штурмовыми, обходящими) отрядами, группами, созданными в основном на базе усиленного батальона (роты), а иногда и взвода, т.е. на тактическом уровне.

Такие условия не могут не вызвать изменения как в способах действий выделяемых воинских формирований, так и в организации управления и всестороннего обеспечения. Все элементы оперативного построения или боевого порядка, как бы они ни назывались (ТакВД, рейдовый отряд, десантно-штурмовой отряд или группа и др.), должны создаваться по принципу модульности — под конкретную боевую задачу и иметь свой комплект сил и средств для ее выполнения.

Неизменным в рамках рассматриваемых действий для воздушных десантов будет только одно — доставляться в район боевого предназначения они будут по воздуху на летательных аппаратах, возможности которых ограничены по транспортно-десантной нагрузке и по тактическому радиусу действий. Поэтому утверждение, что воевать отряды (группы) будут с тем, что взяли с собой, бесспорно, и скорее всего это будет легкое вооружение и минимальное количество техники, предназначенной (подготовленной) для действий в Арктической зоне. Опираться при этом следует на базовые районы (районы базирования, оперативные базы) с запасами материальных средств.

Подобный вариант децентрализованного применения десант-но-штурмового соединения не нов, он применялся армией США в ходе операции в Ираке (2003). В оперативной глубине обороны противника создавалась оперативная база общевойскового формирования, подразделений десанта и армейской авиации (так называемых баз подскока) и, опираясь на них, аэромобильные подразделения выполняли задачи.

На основе анализа имеющегося опыта применения подобных формирований, в том числе в Арктике, и принимая во внимание сложный рельеф местности, особенно на островах, условия полярной ночи, недостаточного количества ориентиров, низких температур, сложной электромагнитной обстановки и глубокого снежного покрова, а также экстремальную ледовую обстановку в акватории морей и океана на Северном морском пути, можно предложить несколько следующих способов их действий:

Первый способ. Перелет отряда (группы) из исходного райо-

на для десантирования (базового района) на вертолетах (конверто-планах, экранопланах) в район десантирования, десантирование, захват (уничтожение) объектов противника, выход к назначенным посадочным площадкам, посадка (погрузка) в вертолеты и перелет в исходный район базирования (базовый район). Авиационная поддержка боя десанта осуществляется вертолетами, действующими с площадок приземления (базирования, подскока) по вызову или из положения дежурства в воздухе одного-двух звеньев вертолетов. При этом способе необходима периодическая смена площадок базирования армейской авиации. Предложенный способ, на наш взгляд, будет приемлем для действий на арктических архипелагах и островах, а также объектах экономики, расположенных в морской акватории. Для реализации данного способа следует предусмотреть возможность как десантирования на воду, так и дальнейшей эвакуации с нее. Для этого личный состав десанта должен иметь соответствующую экипировку (гидрокостюмы, акваланги) и пройти подготовку к действиям на плавательных средствах различного типа: надувные лодки, плоты, гидроциклы и другие табельные и подручные средства, приспособленные для десантирования различными способами.

Второй способ. После выполнения задачи по захвату и уничтожению объекта в одном районе отряд (группа) на вертолетах (кон-вертопланах, экранопланах) совершает маневр по воздуху в ранее назначенный другой район (районы), захватывает и уничтожает новые объекты, затем возвращается в исходный район базирования (базовый район) на вертолетах.

Данный способ наиболее актуален в ходе проведения операций по контролю территории в назначенных зонах ответственности в условиях, когда подразделения противника рассредоточены, а их боевые возможности незначительны.

Третий способ. Перелет вертолетов (конвертопланов, экрано-планов) с десантом (отряд, группа) осуществляется в едином боевом порядке в назначенной полосе пролета. После рубежа боевого расхождения вертолеты (конверто-планы, экранопланы) совершают маневр и одновременно (разновременно) высаживают подразделения десанта в нескольких районах. Десант атакой с разных направлений захватывает и уничтожает объекты противника, затем переходит к удержанию (обороне) захваченного важного участка местности без эвакуации в базовый район. Данный способ может применяться в случае, когда необходимо удерживать важные участки местности (морского побережья), десантно-доступные направления, горные проходы, перевалы, каньоны, барьерные рубежи в целях воспрещения подхода резервов противника и для обеспечения действий главных сил группировки.

Четвертый способ. После высадки десанта вертолеты (конвертопланы, экранопланы) сосредоточиваются в районах сбора. Подразделения десанта после уничтожения (захвата) объекта противника самостоятельно выходят в район сбора и возвращаются на вертолетах в исходный район базирования (базовый район). Данный способ целесообразен тогда, когда объект захвата представляет особую важность и десанту необходимо достичь внезапности действий.

Пятый способ. Вертолеты (конвертопланы, экранопланы) десантируют отряд (группу) на значительном удалении от объекта захвата, затем возвращаются в район базирования. Десант захватывает и уничтожает объекты, совершает маневр (рейд) в район сбора, откуда в указанное время вертолеты забирают его и доставляют в исходный район базирования (базовый район).

Данный способ действий актуален при наличии у командира, применяющего десант, ресурса сил и средств (авиации, ракетных войск и артиллерии) для огневой поддержки десанта на большом удалении, а также огневой поддержки кораблями ВМФ. Одним из условий успешной реализации данного способа является готовность личного состава к действиям на лыжах, снегоступах, снегоходах, мотонартах и других средствах передвижения в условиях большого снежного по-

крова. Не исключается возможность применение средств передвижения, захваченных у противника, а также оленьих и собачьих упряжек.

При выполнении задач группировкой ВДВ в арктических условиях многократно возрастет роль и значение вопросов всестороннего обеспечения боевых действий.

Апробация снегоступов в ходе учений в Арктике

В частности, для бесперебойного функционирования системы связи в условиях частых и сильных магнитных бурь требуется создание группировки космических аппаратов, ориентированных на Арктику. Становится очевидной необходимость создания группировки сил и средств радиоэлектронной борьбы и радиотехнических войск для ведения разведки, обеспечения защиты органов и пунктов управления группировки ВДВ при выполнении задач, выдачи целеуказаний для сил и средств огневой поддержки в реальном масштабе времени, подавления и нарушения систем управления противника, в том числе высокоточным оружием и средствами разведки, включая и космические аппараты.

Материально-техническое обеспечение группировки имеет свою специфику, обусловленную удалением северных территорий от баз снабжения и сложностью подвоза материальных средств к войскам, который возможен только воздушным и морскими транспортом. Следует отметить, что время на проводку судов по основным навигационным трассам Северного морского пути даже в относительно легких ледовых условиях составляет в июле до 18, а в августе — до 13 суток7. Перевозка грузов военно-транспортной авиацией затруднена сложными погодными условиями, характерными для Арктики в течение большей части года.

В связи с этим при организации материально-технического обеспечения командующему и штабу

группировки войск (сил) необходимо обеспечить частям и подразделениям максимальную автономность действий в течение продолжительного времени. Для этого потребуется создавать повышенные запасы вооружения, военной и специальной техники, ракет, боеприпасов, горюче-смазочных материалов (ГСМ), продовольствия и других материальных средств с учетом их использования на вероятных направлениях боевых действий в условиях длительной изоляции8.

Как показывают предварительные расчеты, в арктических воинских формированиях должны быть созданы запасы основных материальных средств (вооружения, военной и специальной техники, ракет, боеприпасов, ракетного топлива, горюче-смазочных материалов, продовольствия, топлива и других) не менее чем на два месяца9.

Очевидно, что успешное применение десантов будет во многом зависеть и от возможностей вооружения, военной техники и экипировки, которые должны быть приспособлены к выполнению задач в арктических условиях. Их разработке сегодня уделяется пристальное внимание в армиях приарктических государств, в том числе вошедших в Совет Баренцева-Евроарктиче-ского региона (СБЕР), созданного в 1992 году. В армиях иностранных государств прослеживается четкая тенденция в стремлении к облегчению тяжелых типов вооружения. Так, в армии США калибр вооружения формирований, предназначен-

Успешное применение десантов будет во многом зависеть и от возможностей вооружения, военной техники и экипировкиу которые должны быть приспособлены к выполнению задач в арктических условиях.

ных для действии в арктических условиях, ограничен 105 мм — для орудий (105-мм гаубица на единой платформе «Страйкер») и 120 мм — для минометов с автоматом заряжания на этой же платформе. В арктических формированиях других государств средства огневого поражения представлены в основном минометами (81 мм, 6о мм).

Анализ отечественного и зарубежного опыта использования и эксплуатации техники и средств передвижения (транспортировки) различного назначения в арктических условиях свидетельствует о том, что практически все образцы техники или специально разрабатываются для подобных условий, или проходят серьезную доработку.

Так, пристальное внимание сегодня уделяется разработке и модернизации воздушного транспорта для действий в условиях экстремально низких температур. В частности, концерном «Вертолеты России» разработан и представлен новый вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Главной его особенностью является наличие уникальной системы подогрева агрегатов системы смазки и трансмиссии, благодаря которой при температурах до -6о°С возможен быстрый запуск двигателей при автономном и безангарном базировании. Кроме этого, вертолет оборудован внешними дополнительными топливными баками, что позволяет совершать полеты на дальность до 1400 км. Ми-8АМТШ-ВА способен выполнять задачи мониторинга зон ответственности, транспортно-десантного обеспечения, по доставке, высадке десанта и его авиационную поддержку10.

Имеются и другие образцы вооружения и военной техники, которые заслуживают внимания.

В инициативном порядке предприятия ВПК проводят исследования в области создания конвертопланов, экранопланов, ранцевых вертолетов, складных самолетов, парашютных систем, внедрение которых, по мнению разработчиков, способно значительно расширить применение и подразделений ВДВ в арктических условиях. Также расширит возможности по выполнению разведывательных и ударно-огневых задач новая противообледени-тельная система, разработанная для беспилотных летательных аппаратов. Назрела необходимость подключения к этой работе военных специалистов для ее оценки и выдачи технических условий и заданий на образцы техники и вооружения, к которым Министерство обороны проявит интерес.

Сбор подразделения после десантирования на учениях в Арктике

Значительно продвинулись работы в области специальной индивидуальной экипировки личного состава. Принятый на снабжение комплект «Ратник», предназначенный для ведения боевых действий в условиях Арктики, кроме специального комплекта теплой одежды включает дополнительную систему для обогрева, которая начинает работать при длительном нахож-

дении на открытом воздухе. В его состав также входит специальный комплект масок, защищающий от северных ветров.

Известно о разработке концерном «Калашников» в рамках инициативного научно-исследовательского проекта «Северный десант» боевой экипировки для подразделений арктической группы войск, в том числе для подразделений специального назначения и ВДВ.

Конечно, все это необходимо рассматривать и в контексте того, что десантник при себе будет иметь вооружение и боеприпасы значительной массы — от 30 до 50 кг, что будет существенно влиять на его мобильность на поле боя. Решение этой проблемы возможно путем оснащения их экзоскелетами различного предназначения.

Одним из перспективных направлений повышения боевых возможностей арктических формирований также является оснащение их

различными многофункциональными робототехническими комплексами военного назначения.

Таким образом, одной из важнейших задач первого этапа реализации Стратегии является «обеспечение фундаментальных, проблемно ориентированных и прикладных научных исследований в Арктической зоне Российской Федерации, включая разработку средств для решения задач обороны»11.

Эта задача предполагает инициирование и проведение военно-научных исследований в интересах развития и совершенствования вооружения и военной техники, организационно-штатной структуры войск, форм применения и способов их действий в условиях Арктики, всестороннего обеспечения и организации взаимодействия с другими силовыми структурами и органами государственного и местного управления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ларченко Л. В. Современная Арктика: проблемы освоения и социально-экономического развития // Региональная экономика: теория, практика. 2011. № 11. С. 194.

2 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_142561/ (дата обращения: октябрь 2018).

3 Википедия.

4 Там же.

5 Вестник Академии военных наук. Спецвыпуск. 2015 г. № 4 (53). С. 64.

6 Таненя О.С., Литвиненко В.И. Совершенствование способов ведения разведывательно-боевых действий де-

сантно-штурмовыми подразделениями ВДВ в вооруженном конфликте // Армейский сборник. 2016. № 11. С. 40—47.

7 Хряпов А.Д., Фалалеев Е.Л. Особенности материально-технического обеспечения группировки войск (сил) в Арктической зоне // Военная Мысль. 2017. № 5. С. 34-40

8 Военная энциклопедия. Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 214—215.

9 Хряпов А.Д., Фалалеев Е.Л. Особенности материально-технического обеспечения группировки войск (сил) в Арктической зоне.

10 Обозрение форума «Армия 2016». АБЕ-Медиа, 2016.

11 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.