DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_333 УДК 343.9
ПРИМЕНЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ USE OF TACTICAL TECHNIQUES IN THE INTERROGATION OF MINORS IN CASES OF CRIMES AGAINST PROPERTY
УШАКОВА Виктория Викторовна,
адъюнкт, Академия управления МВД России. E-mail: ushakovavika1999@yandex.ru;
Ushakova Viktoria Viktorovna,
adjunct, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: ushakovavika1999@yandex.ru
Краткая аннотация: статья посвящена тактике допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в конфликтной и бесконфликтной ситуациях. В ней рассмотрены и описаны наиболее распространенные тактические приемы допроса по преступлениям против собственности. Акцент сделан на проблемных моментах допроса, предложены пути решения складывающихся противоречий.
Abstract: the article is devoted to the tactics of interrogation of juvenile suspects (accused) in conflict and non-conflict situations. It examines and describes the most common interrogation tactics for crimes against property. The emphasis is on the problematic aspects of the interrogation, ways of solving the emerging contradictions are proposed.
Ключевые слова: допрос, тактика, конфликтная ситуация, бесконфликтная ситуация, несовершеннолетний.
Keywords: interrogation, tactics, conflict situation, non-conflict situation, underage.
Для цитирования: Ушакова В.В. Применение тактических приемов при допросе несовершеннолетних по делам о преступлениях против собственности//Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 333-336. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_333.
For citation: Ushakova V. V. Use of tactical techniques in the interrogation of minors in cases of crimes against property // Law and state: theory andpractice. 2023. No. 4(220). pp. 333-336. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_333.
Статья поступила в редакцию: 18.02.2023
Допрос выступает одним из самых часто реализуемых следственных действий. Высокая заинтересованность обусловлена его эффективностью, получением большого объема информации и простотой организации.
Р.С. Белкин в своих трудах раскрывает сущность допроса, как «процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие. И дело не только в том, что следователю нередко противостоит человек, не желающий говорить правду или вообще давать показания; ошибаться, заблуждаться может и искренне стремящийся сообщить все известное ему по делу. Искажение и вымысел надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний» [6, с. 990].
Допрос несовершеннолетних подозреваемых может складываться как в конфликтной, так и бесконфликтной ситуациях. Для двух видов ситуаций, на наш взгляд, необходимо использование тактических приемов, применение которых в ходе допроса помогает следователю получить наиболее полные и объективные сведения о происшедшем криминальном событии. Как в конфликтной, так и бесконфликтной ситуациях перед следователями возникают две тактические задачи: установить причины искажения информации и оказать помощь подростку в адекватном воспроизведении имеющейся у него в памяти информации о происшедшем криминальном событии.
Для решения первой задачи, на наш взгляд, целесообразно выяснять у несовершеннолетнего: реальные условия, в которых происходила ситуация (погода, время, место, освещённость места события и т. д.); состояние несовершеннолетнего в момент описываемого им события; наличие у него заболеваний; точное время события (для того, что бы установить, сколько времени прошло с момента преступления до момента допроса) и т.д. Выяснив указанные особенности восприятия, сохранения в памяти и передачи информации, следователь может переходить к решению второй тактической задачи. Она заключается в оказании помощи по адекватному воспроизведению информации о событии, которая хранится в памяти допрашиваемого несовершеннолетнего.
Для эффективного применения тактических приёмов в ходе допроса несовершеннолетнего целесообразно принять во внимание классификацию подозреваемых с учётом их поведения на предварительном следствии, психолого-возрастных особенностей, интеллектуального развития, жизненного опыта и вида совершенного им преступления.
Анализ материалов уголовных дел позволил нам предложить следующий основания классификации тактических приемов: по психологическим особенностям личности; по уровню интеллектуальных способностей и жизненного опыта; по положению, занятому в процессе расследования. Бесконфликтная ситуация чаще всего характерна для допроса потерпевших и свидетелей, но встречаются в практике обстоятельства, которые дают почву для бесконфликтной линии допроса подозреваемого (обвиняемого).
Бесконфликтная ситуация допроса складывается тогда, когда между интересами сотрудника по получению искомой им информации и интересами допрашиваемого по передаче сведений следователю нет противоречий.
Несовершеннолетний может передавать информацию правдиво или искаженно, независимо от его намерения ввести в заблуждение
следователя. Искажение может возникать из-за различных факторов, таких как условия наблюдения, воображение, психофизиологические особенности, хранение в памяти и передача информации.
В криминалистической литературе имеются рекомендации, касающиеся линии поведения следователя в бесконфликтной ситуации. Так, в бесконфликтной ситуации следователю следует опираться на следующие критерии:
1) активное поведение, когда следователь не должен ограничиваться пассивным занесением в протокол всего сказанного несовершеннолетним допрашиваемым, ему необходимо целенаправленно выяснять все обстоятельства и моменты, которые могут иметь отношение к делу;
2) следователь не может «вымогать» показания у несовершеннолетнего, в этой ситуации недопустимо угрожать, запугивать, предъявлять свои условия, давать ложные обещания. Учитывая возрастные особенности, следователю необходимо направить внимание подростка на важные вопросы для расследования, при необходимости оказать помощь при воспоминании событий;
3) устанавливая источник информации, лицо, проводящее допрос, должно помнить, что несовершеннолетний в силу возрастных особенностей может фантазировать, додумывать обстоятельства или искажать их;
4) уточнять ключевые моменты, необходимые для оценки надежности показаний, а именно: окружающая обстановка в момент описываемого события; существование других лиц, наблюдавших то же событие; данные о личности подозреваемого, его взаимоотношениях с другими участниками процесса;
5) следователь должен сохранить спокойствие, вежливость и дружелюбие по отношению к подростку.
Анализ судебно-следственной практики позволил сделать вывод о том что, доля допросов, происходящих в бесконфликтной ситуации, значительно меньше, чем конфликтных ситуациях. Предположение, что если допрос проходит в бесконфликтной обстановке, то следователю не стоит прибегать к тактическим приемам - ошибочно. Возможность применения тактических приемов - это базис следователя по получению полной, объективной информации.
Бесконфликтная ситуация заключается в том, что интересы следователя и несовершеннолетнего допрашиваемого объективно не противоречат друг другу. Несовершеннолетний владеет искомой следователем информацией, корректно её воспринимает, хочет и может без искажений передать, у сотрудника же с другой стороны, нет оснований сомневаться в таком намерении. Основной тактической задачей в подобной ситуации является получение максимума информации об обсуждаемых в процессе допроса событиях.
В криминалистической литературе выделяются основные приемы допроса в условиях бесконфликтной обстановки, которые применимы ко всем возрастным категориям и ко всем участникам уголовного процесса: разъяснение допрашиваемому лицу важности показаний для установления истины; постановка вопросов, активизирующих в сознании ассоциативные связи; демонстрация фотографий (видеозаписей), схем и других объектов, способствующих активизации памяти; ознакомление допрашиваемого с фрагментами показаний других участников; предложение изложить факты, строго соблюдая последовательность событий; допрос на месте происшествия.
Рассмотрим подробнее некоторые варианты приемов, направленных на активизацию памяти несовершеннолетнего о событии, предмете и участниках:
1) пограничность - данный прием позволяет установить необходимые сведения, опираясь на информацию о уже полученных обстоятельствах, находившихся в пространственной или временной связи с искомыми;
2) предметность - прием дает возможность получить конкретную словесную характеристику признака определенного объекта;
3) контрастность - прием помогает установить важные для следователя сведения об объекте, которым подозреваемый затрудняется дать подробную характеристику, по средствам указания на контрастные признаки;
4) тождественность - дает возможность следователю получить информацию о событии, предмете или лице, которую подозреваемый затрудняется назвать, с помощью ассоциативного ряда;
5) допрос на месте происшествия - способствует оживлению памяти, хранящей информацию о событии, в котором непосредственно участвовал подозреваемый.
В криминалистической литературе также отмечается, что тактическая задача сотрудника правоохранительных органов при допросе заключается в том, чтобы не сделать реальную обстановку допроса конфликтной, не спровоцировать своими действиями и вопросами противоречия с несовершеннолетним подозреваемым. Подросток должен видеть и ощущать искреннюю заинтересованность следователя, в первую очередь, в самом допрашиваемом. Нарушить бесконфликтный характер допроса сотрудник может торопливостью проведения или наоборот затягиванием начала, переговорами с коллегами или по телефону, грубость, формализм, нежелание понять несовершеннолетнего - все это может привести к изменению настроя подростка на дачу показаний.
Ю.Г. Запрудский понимает под конфликтом «явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящимся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку» [3, с. 45].
Конфликт выступает обостренной формой противоречия и служит так же способом выявления и разрешения существующих противоречий. Так, Г.И. Козырев понимает под конфликтной ситуацией «такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создаёт почву для реального противоборства между различными социальными субъектами» [4, С. 67].
В процессе следственного действия при возникновении конфликтной ситуации чаще всего несовершеннолетний встает на противопо-
ложную сторону от следователя, отрицает вину, не идет на контакт, дает ложные показания, проявляет агрессию - все эти обстоятельства в результате создают конфликтную ситуацию [2, С. 105]. Если такая ситуация сложилась, то сотруднику необходимо принять меры к установлению психологического контакта с допрашиваемым, а также выяснить мотивы такого поведения. Поводами могут выступать: нежелание нести ответственность, стремление уменьшить размер наказания, боязнь мести соучастников, желание скрыть определенные обстоятельства и другие.
В зависимости от личности несовершеннолетнего и сложившейся конфликтной обстановки, следователь может воспользоваться приемами установления психологического контакта: заверить несовершеннолетнего в объективности следователя; заинтересовать подростка в общении; создать и поддерживать в ходе всего процесса спокойную обстановку; соблюдать служебный этикет, культуру речи.
Если следователю удалось наладить психологический контакт с несовершеннолетним - это половина успеха допроса, ведь налаживание контакта еще не делает ситуацию бесконфликтной, теперь необходимо не потерять установившийся баланс и выбрать правильную, грамотную тактику допроса.
По утверждению А.А. Файзуллиной, «спецификой тактики допроса обвиняемого в условиях конфликтной ситуации является применение тактических приемов, основанных на предъявлении собранных по делу доказательств, и более широкое применение приемов психологического воздействия (активизация положительных качеств лица, разъяснение правовых последствий деятельного раскаяния)» [9, С. 188].
Известный отечественный исследователь А.Р. Ратинов отмечал «воздействие следователя на психику участвующих в деле лиц является одним из основных элементов следственной тактики» [8, С. 195]. Считаем, что данное направление верное, так как психологическое воздействие, оказываемое, следователем на несовершеннолетнего допрашиваемого имеет место и огромнейшим образом влияет на само следственное действие.
Если в ходе беседы следователю не удается переломить ситуацию из конфликтной в бесконфликтную, это не значит, что следственное действие стоит отменять. Для преодоления сложившихся противоречий, сотруднику необходимо применить один или несколько тактических приемов, которое помогут провести допрос и «добиться» правдивых показаний. Рассмотрим наиболее эффективные приемы:
1. Фактор внезапности. Такой прием рекомендуется применять сразу после задержания подростка или после обнаружения доказательств. Так же прием работает при неожиданной постановке вопросов, особенно уличающих несовершеннолетнего. Во всех случаях у подростка не будет времени обдумать показания, посоветоваться или придумать легенду.
2. Детализация показаний. Данный тактический прием применяется для уточнения определенных фактов, выявления противоречий в показаниях.
3.Создание впечатления об осведомленности следователя о событии. Цель - создать для допрашиваемого ощущение большей информированности об обстоятельствах дела, чем есть в реальности.
4. Создание впечатления о меньшей осведомленности следователя.
5. Метод косвенного допроса. Прием дает возможность обойти «оборону» несовершеннолетнего и получать правдивый ответ на один из второстепенных вопросов следователя, информации о котором подросток не придает значения, следовательно, не «защищает» свою позицию враньем или агрессией.
6. Использование реально существующих противоречий между показаниями участников уголовного процесса. Следователь, оперируя имеющейся противоречивой информацией, дает понять подростку, какую позицию заняли его соучастники, чтобы с учетом личностных качеств убедить его первым занять правильную позицию и дать правдивые показания. Важно отметить, что недопустимо искусственное создание противоречий между участниками.
7. Несоответствие в показаниях допрашиваемого могут свидетельствовать о том, что его показания могут быть не совсем правдивыми или точными.
8. Разъяснение несовершеннолетнему обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание.
9. «Допущение легенды». Следователь записывает все показания несовершеннолетнего, содержащие заведомо ложные сведения, подробно фиксирует в протоколе. Затем используются приемы активного изобличения допрашиваемого.
10. Стимуляция темпа допроса. Следователь уменьшает интервал между задаваемыми вопросами, что не дает возможность несовершеннолетнему обдумывать ответы, затрудняя тем самым дачу ложных показаний.
11. Прием повторного допроса или повторной постановки вопросов. В процессе применения данного приема следователь просит подробно рассказать о событиях предшествующих описываемому и о событиях, которые произошли после. Допрашиваемый путается и не может рассказать в другой последовательности о событии, если лжет во время следственного действия.
12. Побуждение положительных качеств допрашиваемого. Следователь прибегает к положительной стороне подростка, что вызывает у последнего чувство важности, помогает налаживанию психологического контакта со следователем.
Помимо того, что следователь при применении тактических приемов обязан соблюдать требования закона, не допускать в отношении несовершеннолетнего обвиняемого насилия, угроз, также обязан исключить применение неэтичных приемов [1, С. 53-54]. К таким приемам можно отнести приемы основанные на обмане, шантаже, запугивании, приемы принуждающие подростка к аморальным поступкам, использовании отрицательных побуждений (чувства корысти, мести, ревности, национальной вражды и др.), порождение конфликта между допрашиваемым и другими участниками уголовного процесса. Опасность и недопустимость подобных приемов обусловлена высокой степенью вероятности самооговора несовершенного или преподношение «искомой» информации следователю, которая не отражает реальности.
Так, сообщит ли несовершеннолетний допрашиваемый информацию зависит от отношения сотрудника к подростку, увидит ли он в следователе человека, способного понять его жизнь. С этой целью сотруднику целесообразно перед допросом, в процессе беседы сообщить ему какую-либо «личную» информацию о себе. В процессе следственного действия следует сопереживать чувствам несовершеннолетнего, говоря о том, что чувства подростка следователю понятны, и он работает с ним не с целью наказать, а с целью помочь - показать честный правильный путь в жизни.
Ряд авторов предлагают для активизации памяти несовершеннолетнего допрашиваемого использовать в следственной практике сеансы гианореппродукции. Однако отсутствие законодательного закрепления и единого мнения в науке по поводу методик допроса лиц, находящихся в состоянии гипноза, не позволяет говорить о возможности опроса таких лиц.
Учитывая вышесказанные обстоятельства, можно установить ряд общих закономерностей, которые необходимо учитывать при проведении допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Таким образом, сложность допроса подростка обусловливается рядом моментов: трудность налаживания контакта следователю с допрашиваемым; необходимость получения полных показаний о прошедшем событии; особенности психологии несовершеннолетних; обязанность проводить следственное действие в присутствии адвоката, законных представителей и педагога (психолога).
Рассматривая тактические приемы допроса в конфликтной и бесконфликтной ситуациях, мы пришли к заключению, что данные при е-мы являются универсальными, как для несовершеннолетних, так и для взрослых лиц. Уже в процессе допроса следователь, выбрав тактический прием, видоизменяет его под определенного подростка, учитывая его возрастную категорию и психологические особенности. Но необходимо отметить, что не все следователи обладают такими способностями, чаще всего сотрудник допрашивает по «накатанной схеме», которая нацелена на взрослых лиц. В связи с чем, следователь не получает от несовершеннолетнего полных и правдивых показаний, следовательно, процесс расследования затягивается и усложняется. Так же необходимо отметить, что следователю, который редко работает с несовершеннолетними, трудно распознать причины и механизмы возникновения отрицательного поведения подростков.
Поэтому важна общепсихологическая грамотность следователя при использовании тактических приемов допроса несовершеннолетнего, умение общаться с подростками, находить баланс во взаимоотношениях именно с несовершеннолетними участниками процесса. Результативной работы с подростками сотрудник сможет достичь, если только будет работать непосредственно с данной категорией подозреваемых, изучать особенности, нарабатывать практику, проходить дополнительное обучение. я
В связи с вышесказанным, считаем необходимым установить специализацию следователей по расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Данный эксперимент в конечном итоге, позволяет достичь положительных результатов по расследуемым уголовным делам, совершенным несовершеннолетними.
Библиогра фия:
1. Дворянское И.В. Нетрадиционные методы допроса и уголовно-правовая оценка // Инструментальная детекция лжи: реальность и перспективы использования борьбы с преступностью. Материалы международного научно-практического форума, 25-28 апреля. Саратов: СЮИ МВД России, 2006. С. 53-54.
2. Драпкин Л. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987. С. 163.
3. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт (Политологический анализ). Ростов-на-Дону. 1992. С.239
4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. - М., 1999. С.174.
5. Кривошеин И.Т. Криминалистическая характеристика личности обвиняемого и тактика его допроса. Автореферат кандидата юридических наук Томск 1991г. С. 212.
6. Криминалистика: учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. - М.: НОРМА, 2001. - С. 971.
7. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. - Минск, Высшая школа, 1973. С. 367.
8. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. С. 521.
9. Файзуллина А.А. Особенности расследования умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, совершенного путем поджога:
диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург, 2015. С. 272. References:
1. Dvoryanskoe I.V. Non-traditional methods of interrogation and criminal law assessment // Instrumental lie detection: reality and prospects for the use of the fight against crime. Materials of the international scientific and practical forum, April 25-28. Saratov: SUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. P. 53-54.
2. Drapkin L. Ya. Fundamentals of the theory of investigative situations. Sverdlovsk, 1987, P. 163.
3. Zaprudsky Yu. G. Social Conflict (Political Analysis). Rostov-on-Don. 1992. P.239
4. Kozyrev G. I. Introduction to conflictology. - M., 1999. P. 174.
5. Krivoshein I.T. Forensic characteristics of the personality of the accused and the tactics of his interrogation. Abstract of the candidate of legal sciences Tomsk 1991.
P. 212.
6. Criminalistics: a textbook for universities / Ed. R.S. Belkin. - M.: NORMA, 2001. - P. 971.
7. Porubov N.I. Interrogation in Soviet criminal proceedings. - Minsk, Higher School, 1973. P. 367.
8. Ratinov A.R. Forensic psychology for investigators. M .: LLC Publishing house "Yurlitinform", 2001. P. 521.
9. Fayzullina A.A. Features of the investigation of the deliberate destruction or damage of another's property committed by arson: dissertation for the degree of candidate of legal sciences. Ural State Law University. Yekaterinburg, 2015. P. 272.