Научная статья на тему 'Применение таксономии «зелёных» проектов в реализации концепции устойчивого развития: обобщение опыта России и Китая'

Применение таксономии «зелёных» проектов в реализации концепции устойчивого развития: обобщение опыта России и Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / таксономия / «зеленые» / «адаптационные» проекты / ESG-инвестирование / «ценные» бумаги / sustainable development / taxonomy / «green» / «adaptation » projects / ESG-investing / securities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяйнов Александр Ильич

В данной статье рассматриваются таксономии «зеленых» проектов Российской Федерации и Китая. Проведен детальный анализ «зеленой» и «адаптационной» таксономии, разработанной ВЭБ.РФ, ее категорий «зеленых» проектов и требования таксономий для соответствия «зеленым» и «адаптационным» проектам. Со стороны Китая, в качестве таксономии «зеленых» проектов, был рассмотрен «Каталог», проанализированы его требования к признанию проектов «зелеными», а также требования китайского правительства к самой таксономии проектов устойчивого развития. В данной статье также сравниваются объемы выпуска ценных бумаг, связанных с устойчивым развитием, выпущенными самыми крупными эмитентами российского и китайского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE TAXONOMY OF «GREEN» PROJECTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND CHINA

This article examines the taxonomies of green projects in the Russian Federation and China. A detailed analysis of the «green» and «adaptation» taxonomy developed by VEB.RF, its categories of «green» projects and the taxonomy requirements for compliance with «green» and «adaptation» projects was carried out. On the Chinese side, the Catalog was reviewed as a taxonomy of «green» projects, its requirements for recognition of projects as «green» were analyzed, as well as the requirements of the Chinese government for the very taxonomy of sustainable development projects. This article also compares the volumes of sustainability-related securities issued by the largest issuers in the Russian and Chinese markets.

Текст научной работы на тему «Применение таксономии «зелёных» проектов в реализации концепции устойчивого развития: обобщение опыта России и Китая»

Применение таксономии «зелёных» проектов в реализации концепции устойчивого развития: обобщение опыта России и Китая

Горяйнов Александр Ильич,

студент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации E-mail: lazmanit@gmail.com

В данной статье рассматриваются таксономии «зеленых» проектов Российской Федерации и Китая. Проведен детальный анализ «зеленой» и «адаптационной» таксономии, разработанной ВЭБ.РФ, ее категорий «зеленых» проектов и требования таксономий для соответствия «зеленым» и «адаптационным» проектам. Со стороны Китая, в качестве таксономии «зеленых» проектов, был рассмотрен «Каталог», проанализированы его требования к признанию проектов «зелеными», а также требования китайского правительства к самой таксономии проектов устойчивого развития. В данной статье также сравниваются объемы выпуска ценных бумаг, связанных с устойчивым развитием, выпущенными самыми крупными эмитентами российского и китайского рынка.

Ключевые слова: устойчивое развитие, таксономия, «зеленые», «адаптационные» проекты, ESG-инвестирование, «ценные» бумаги.

LO S Ое

со см о см см

Введение

В настоящее время, даже несмотря на все политические условия в мире, повестка устойчивого развития не потеряла свою актуальность и компании, и политические центры по всему миру продолжают ее развивать, совершенствовать свои стратегии устойчивого развития, выпускать новые законы и т.д. И даже в России повестка только набирает обороты, крупные банки продолжают внедрять принципы устойчивого развития в свою работу, например, цифровизация банковских услуг для снижения использования бумаги, ответственное взаимодействие с клиентами и местными сообществами и инклюзивность, выпускать экологические и социальные облигации, совершенствовать таксономии зеленых и социальных проектов. Правительство Москвы выпустило зеленые облигации на сумму 2 млрд рублей и население и их раскупило всего за 5 недель1.

Но если раньше политики и бизнес в большей степени ориентировались на «запад», то сейчас на «восток», на новых, в частности, китайских партнеров. В 2023 году Китай стал одним из лидеров по размещению ценных бумаг по устойчивому развитию в мире2. Китайский банк «Industrial Bank» выпустил «зелёные» облигаций на 3,2 млрд долларов, «China Everbright Bank Company» - 2,8 млрд долларов и «Industrial and Commercial Bank of China» на 1,4 млрд долларов3.

В новых текущих условиях российским компаниям и инвесторам нужно ориентироваться на азиатские рынки, выпускать там свои облигации, покупать другие или привлекать интерес азиатских инвесторов к своим ценным бумагам. Но насколько различаются социальные и зеленые таксономии России и Китая?

Таксономия зеленых и социальных проектов России

В Российской Федерации таксономия по зеленым и адаптационным проектам была разработана ВЭБ.

1 Официальный сайт Мэра Москвы. Данные по объему «зеленых» облигаций. // Ссылка: https://www.mos.ru/news/ ^/126389073/

2 АЦ «Форум». Ответственное инвестирование и стандарты ESG: события и тренды в июне 2023 г. Международный мониторинг. // Ссылка: https://mfc-moscow.com/assets/files/analyt-ics/ESG%20MONITORING/monitoring_ESG_June_2023.pdf

3 АЦ «Форум». Ответственное инвестирование и стандарты ESG: события и тренды в июне 2023 г. Международный мониторинг. // Ссылка: https://mfc-moscow.com/assets/files/analyt-ics/ESG%20MONITORING/monitoring_ESG_June_2023.pdf

РФ в период с марта 2020 года по май 2021 года1. Данная таксономия была принята в 2021 году постановлением Правительства Российской Федерации. Она определяет основные направления и критерии проектов в целях определения соответствия финансовых инструментов стандартам, направленным на финансирование проектов устойчивого развития. До введения таксономии, основными эмитентами облигаций устойчивого развития выступали крупнейшие банки, которые применяли свои критерии. Таксономии призваны унифицировать и дать четкие критерии того, какие проекты можно признавать устойчивыми.

Принятая Правительством таксономия содержит в себе следующие части:

1. Таксономия зеленых проектов.

2. Таксономия адаптационных проектов.

3. Требования к системе верификации:

• Какие требования устанавливаются к финансовым инструментам устойчивого развития?

• Какие требования предъявляются к верификаторам и как осуществляется отбор верификаторов?

• Как происходит верификация финансовых инструментов устойчивого развития?2 Методика ВЭБ подразумевает деление проектов на 3 категории: зелёные, социальные, адаптационные. Россия стала первой страной в мире, которая добавила в свою таксономию адаптационные проекты. Адаптационные проекты - это финансирование проектов, которое направлено не на что-то «будущее», например создание новых технологий ВИЭ, а на решение проблем, которые есть сейчас. Например, утилизация попутного нефтяного газа, который сжигается и не утилизируется

Например, в направлении перечня «Создание и модернизация инфраструктуры передачи электро- и теплоэнергии» входит более 150 проектов, которые разбиты на основные категории3, а все перечни, содержащиеся в таксономии, находятся в таблице ниже:

Таблица 1. Категории и направления «зеленых» проектов, предусмотренные в таксономии ВЭБ.РФ

Категория проекта Направления проектов

1. Обращение с отходами 1.1 Создание или модернизация производств по обращению с отходами производства и потребления

1 Методология «зеленых» финансов ВЭБ.РФ. // Ссылка: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metod-о^уа/

2 Методология «зеленых» финансов ВЭБ.РФ. // Ссылка: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metod-ologiya/

3 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587 (ред. от 11.03.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской-Источник: Федерации и требованииИсточник: к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в РоссийскойИсточник: Федерации». // Ссылка: https://veb.ru/ files/?file=241564b6389fa131150d57c7813ffd6b.pdf

Продолжение

Категория проекта Направления проектов

1.2 Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде

1.3 Создание и модернизация инфраструктуры для производства биоразлагаемых материалов и внедрение их в оборот

1.4 Производство экологичной тары и упаковки с последующей эффективной утилизацией

2. Энергетика 2.1 Создание и модернизация генерирующих объектов и поддерживающей инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии (далее - ВИЭ) и низкоуглеродных видах топлива.

2.2 Создание и модернизация инфраструктуры, производство оборудования для производства, хранения и транспортировки низкоуглеродного топлива

2.3 Реализация проектов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности объектов энергетики

2.4 Создание и модернизация инфраструктуры по утилизации отходов - продуктов энергетической отрасли

2.5 Производство оборудования или установок для генерации энергии на ВИЭ и низкоуглеродных видах топлива

2.6 Строительство объектов хранения электроэнергии, полученной с помощью ВИЭ

3. Строитель- 3.1 Строительство зеленых зданииИсточник: и соо-руженииИсточник:

ство 3.2 Реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности и теплоэффективно-сти деиИсточник:ствующих сооруженииИсточник:, способствующее значительному повышению их эффективности по следующим направлениям

3.3 Строительство общественных пространств (тер-риторииИсточник: общего использования, свободных от транспорта и предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения)

4. Промышленность 4.1 Производство продукции при отсутствии негативного воздеиИсточник:ствия на окружающую среду (с традиционно значительным отрицательным экологическим эффектом - модернизация деи-Источник:ствующих производств или запуск новых производств с низким негативным воздеиИсточ-ник:ствием на окружающую среду)

4.2 Модернизация деиИсточник:ствующих производств, направленная на повышение энергоэффективности, ресурсосбережение, снижение негативного воздеиИсточник:ствия на окружающую среду или сокращение выбросов парниковых газов

5. Транспорт и про-мыш-ленная техника 5.1 Производство рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирскии-Источник:, грузовоиИсточник:), закупка рельсового транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего рельсового транспорта на экологичные источники энергии

Продолжение

Категория проекта Направления проектов

5.2 Производство водного транспорта речной, морскоиИсточник:) на экологичных источниках энергии, закупка транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего водного транспорта на экологичные источники энергии

5.3 Производство и закупка воздушного транспорта на экологичных источниках энергии, закупка транспорта на экологичных источниках энергии, перевод существующего воздушного транспорта на экологичные источники энергии

5.4 Производство автомобильного транспорта (легкового, общественного, грузового) на экологичных источниках энергии, закупка автомобильного транспорта на экологичных источниках энергии в целях организации системы общественного транспорта, такси, шеринговых сервисов, перевод существующего автомобильного транспорта на экологичные источники энергии

5.5 Производство велосипедов и средств индивиду-альноиИсточник: мобильности, закупка велосипедов и средств индивидуальноиИсточник: мобильности в целях организации системы общественного транспорта, шеринговых сервисов

5.6 Производство и закупка промышленноиИсточ-ник:, сельскохозяиИсточник:ственноиИсточник:, дорожноиИсточник:, строительноиИсточник: или коммунальноиИсточник: техники на экологичных источниках энергии, перевод существующеиИсточ-ник: промышленноиИсточник:, сельскохозяиИсточ-ник:ственноиИсточник:, дорожноиИсточник:, стро-ительноиИсточник: или коммунальноиИсточник: техники на экологичные источники энергии

5.7 Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии (включая строительство железных дорог и трамваи-Источник:ных линииИсточник:)

5.8 Строительство и модернизация инфраструктуры для транспорта на экологичных источниках энергии, а также для немоторизированного транспорта (включая заправочную инфраструктуры, зарядные установки, оборудование и системы доставки и хранения топлива)

5.9 Производство и закупка техники на экологичных источниках энергии для эксплуатации в логистических центрах, портах, аэропортах, грузовых и пассажирских терминалах, перевод существующеиИсточ-ник: техники на экологичные источники энергии

5.10 Строительство и модернизация объектов транс-портноиИсточник: инфраструктуры, способствующе-иИсточник: снижению выбросов парниковых газов

6. Водоснабже- 6.1 Строительство и модернизация водопропускных и гидротехнических сооруженииИсточник:

ние и во- доотве- дение 6.2 Строительство и модернизация инфраструктуры питьевого водоснабжения

6.3 Строительство и модернизация инфраструктуры очистки воды

6.4 Строительство и модернизация инфраструктуры по утилизации отходов систем водоснабжения и водоотведения

Окончание

Категория проекта Направления проектов

6.5 Реализация проектов, направленных на повышение эффективности использования водных ресурсов

7. Природные 7.1 Реализация проектов, направленных на сохранение и восстановление биоразнообразия

ландшафты, реки, водоемы 7.2 Реализация лесоклиматических проектов

7.3 Реабилитация и ремедиация земель, в т.ч. загрязненных, эродированных, захламленных

и био-разнообразие 7.4 Реализация проектов, направленных на развитие или обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорииИсточник:

7.5 Реализация проектов в сфере экологического туризма

8. Сельское хозяйство 8.1 Закупка с целью использования минеральных удобренииИсточник:, позволяющих повысить эффективность усвоения питательных компонент и сокращающих поступление вредных веществ в почву и грунтовые воды, а также парниковых газов при использовании в сельском хозяиИсточник:стве

8.2 Создание и модернизация ирригационноиИсточ-ник: инфраструктуры для эффективного орошения сельскохозяиИсточник:ственных земель

8.3 Создание и модернизация инфраструктуры использования сточных вод для сельскохозяиИсточ-ник:ственных целеиИсточник:

8.4 Реализация проектов, основанных на технологиях нулевой обработки сельскохозяйственных земель

8.5 Реализация проектов, направленных на увеличение сева многолетних бобовых сельскохозяиИсточ-ник:ственных культур с замещением сева иных культур

8.6 Реализация проектов сельскохозяиИсточник:-ственного земледелия на деградированных землях

8.7 Реализация проектов в животноводстве, основанных на технологиях снижения выделения СН4 при пищеварительном процессе крупного рогатого скота

8.8 Реализация проектов, направленных на снижение загрязняющих веществ диффузного стока с сельскохозяиИсточник:ственных земель

Как следует из данных таблицы 1 Таксономия ВЭБ.РФ подразумевает раскрытие критериев соответствия каждому из 8 направлений деятельности. По каждому из направлений заложено разное количество критериев, соответствующих законам и стандартам, а также критерии, определённые верификатором.

Для того, чтобы зеленый или адаптационный проект соответствовал критериям таксономии, он должен советовать следующим требованиям: • Проект поможет осуществить достижение целей Парижского соглашения по одной или нескольким из следующих целей устойчивого развития ООН: Цель № 6 (Чистая вода и санитария), Цель № 7 (Доступная и чистая энергия),

Цель № 8 (Достойная работа и экономический рост), Цель № 9 (Индустриализация, инновация, инфраструктура), Цель № 11 (Устойчивые города и сообщества), Цель № 12 (Рациональное потребление и производство), Цель № 13 (Срочные меры по борьбе с изменение климата), Цель № 14 (Рациональное использование ресурсов океана), Цель № 15 (Рациональное использование экосистем суши)1.

• Проект способствует достижению таких целей как: сохранение, охрана или восстановление окружающей среды, снижение вредных выбросов в атмосферу или уменьшение отходов, уничтожающих окружающую среду, сокращение выбросов парниковых газов, а также повышение энергоэффективности и рациональное использование ресурсов.

• Соответствие технологическим показателям Наилучшей Доступной Технологии (Представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения).

• Отсутствие значимых побочных эффектов на окружающую среду (принцип Do Not Significant Harm). Для проектов, реализуемых на территории Российской Федерации, принцип Do Not Significant Harm выполняется при соответствии проекта требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

• Соответствие федеральным законам и постановлениям правительства Российской Федерации.

Для того, чтобы верифицировать свои «зеленые» и «адаптационные» проекты инициатору выпуска, в качестве которого может выступить банк, необходимо передать пакет документов подтвержденному верификатору (например MOEX), затем верификатор проверяет документы по критериям таксономий и делает заключение, которое направляется Методологическому центру верификации ВЭБ.РФ, после чего проект признается верифицированным, и инициатор получает разрешение.

Методика ВЭБ подразумевает деление проектов на 3 категории: зелёные, социальные, адаптационные. Россия стала первой страной в мире, которая добавила в свою таксономию адаптационные проекты. Адаптационные проекты - это финансирование проектов, которое направлено не на что-то «будущее», например создание новых технологий ВИЭ, а на решение проблем, которые есть сейчас. Например, утилизация попутного нефтяного газа, который в основном просто хранится или сжигается и не утилизируется.

1 Таксономия «зеленых» финансов, разработанная ВЭБ. РФ. // Ссылка: https://veb.ru/files/?file=21397339688b9a48ff05f30 9243bb176.pdf

Принятие таксономии стимулировало выпуск зеленых ценных бумаг. Так за 2021-2022 гг. в стране было проведено более 77 выпусков.

Таблица 2. Количество выпущенных зеленых ценных бумаг в России за 2021-2022 год*2.

Эми- Тип облигаций согласно таксономии ВЭБ Ито-

тент Зеленые Адаптаци- Соци- На го, в% от общего итога

онные альные национальные и адап-тацион-ные проекты

ВЭБ. 10 вы- 1 выпуск - 36,34%

РФ пусков на сумму 283 млрд руб. на сумму 5 млрд руб.

Мо- 18 выпу- - 6 выпу- 4 выпу- Нет

сков- сков сков ска дан-

ская ных

бир-

жа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш- 26 вы- 1 выпуск 11 вы- - 63,66%

FRA- пусков на сумму 5 пусков

GRE- на сумму млрд руб. на сум-

EN 394,47 млрд руб. му 105 млрд руб.

Все- 792,47

го 100%

Как мы видим в таблице 2, ВЭБ.РФ провел десять выпусков зеленых облигаций и один выпуск адаптационных, на общую сумму 288 млрд руб. Московская биржа совершила 28 выпусков и из-за текущих политических условий решила не раскрывать точную сумму привлечённых средств. И N FRAGRENN провел 26 выпусков зеленых, 1- адаптационных и 11 - социальных облигаций на общую сумму 504,47 млрд руб.

Что касается проектов, на которые были направлены средства выпущенных облигаций, то на первом месте - обеспечение экологически-чистым транспортом (76%), на втором месте - проекты, направленные на энергоэффективное строительство (15%), а на третьем месте - водоснабжение и водоотведение (4%) (см. рисунок 1).

Социальная таксономия в настоящее время находится в разработке, но с ее проектом от ВЭБ.РФ уже можно ознакомиться. В ней также расписаны проекты, которые могут быть признаны социально-значимыми и критерии к ним. В проекте их более 100, но список продолжает пополняться, ВЭБ.РФ

2 Практика выпуска зеленых облигаций от ВЭБ.РФ. // Ссылка: http://inveb-docs.ru/attachments/article/989/выпуска%20 зеленых%20обл~.pdf

* Также эмитентом зеленых облигаций выступало Правительство Москвы, выпустив ценных бумаг на 2 млрд рублей. В основном, средства ушли на замену старых автобусов -«Электробусами»

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

работает с крупнейшими компании для дальнейшего развития таксономии.

1%

■ Экологичный транспорт ■ ВИЭ ■ Водоснабжение и водоотведение ■ Утилизация отходов

Рис. 1. Направления использования средств за 20212022 год

Источник: Практика выпуска зеленых облигаций от ВЭБ.РФ. // Ссылка: http://inveb-docs.ru/attachments/article/989/выпуска%20 зеленых%20обл~.pdf

Таксономия зеленых проектов в Китае

У «Китая» нет такой строгой классификации проектов как в России или Европейском Союзе, потому тяжело сказать, что у него есть «таксономия». Но под ее определение больше всего подходит Каталог зеленых облигаций, выпущенный в 2015 году Народным Банком Китая (далее Каталог). Данное Руководство или так называемый «Каталог»1 определяет критерии и категории проектов «зеленых» облигаций, в нем изложены официальные требования к тому, какие проекты квалифицируются как «зеленые», как управлять доходами и как формировать свою отчетность, а также «таксономия» в виде каталога проектов, имеющими право называться «зелеными облигациями».

Каталог, предназначенный для финансовых организаций, определяет приемлемые зеленые проекты и содержит рекомендации по классификации проектов и критериям приемлемости в следующих шести экологических секторах:

- сохранение энергии;

- предотвращение и контроль загрязнения;

- сохранение и переработка ресурсов;

- чистый транспорт;

- чистая энергия;

- экологическая защита и адаптация к изменению климата.

„ Как мы видим отличие с российской таксономией заключается в количестве направлений. В Кае

со

ем _

о

еч 1 Каталог одобренных проектов «Зеленых облигаций Ки-

^ тая». // Ссылка: http://www.greenfinance.org.cn/displaynews.

^ php?cid=79&id=468

талоге отсутствуют такие направления, как строительство, промышленность и сельское хозяйство.

В зависимости от характера внутреннего китайского эмитента на них распространяются различные правила «зеленых» облигаций, которые определяют, что представляет собой данные проекты, финансируемые за счет внутренних «зеленых» облигаций Китая. Существуют следующие рекомендации:

«Зеленые» облигации, выпущенные финансовыми организациями, подпадают под действие Данным «Каталогом» может воспользоваться любая компания, желающая выпустить «зеленые» ценные бумаги.

Зеленые внутренние корпоративные облигации (и, как правило, китайские правительственные компании, не зарегистрированные на бирже), подпадают под действие Руководства по зеленым облигациям Национальной комиссии развития и реформ (NDRC), которое было принято в 2016 году.

Зеленые облигации, выпущенные зарегистрированными на бирже компаниями, и корпоративные ценные бумаги, обеспеченные активами, подпадают под действие Руководящих принципов Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая (С$-RC) по поддержке развития зеленых облигаций, которые были приняты в 2017 году.

Китайское правительство постановило, что «каталог» должен соответствовать следующим требованиям:

- Выделение экологических преимуществ: поддержка проектов с заметными экологическими преимуществами и положительными побочными эффектами.

- Быть простым и ясным: принимая во внимание тот факт, что большинство практиков рынка капитала не являются профессионалами в области окружающей среды, и, таким образом, использовать метод определения и классификации, которому легко следовать и которым легко пользоваться.

- Постоянная корректировка: своевременное обновление «каталога» в соответствии стехноло-гическим прогрессом, корректировкой политики, стандартными обновлениями и изменениями в ресурсных и экологических условиях. (это идет из китайского документа)

В «Каталоге» содержатся три категории и подкатегории «зеленого» проекта, описание и критерии проекта, национальный классификационный код отраслей и содержатся примечания. Это позволяет продемонстрировать организация, желающим выпустить «ценные» бумаги, лучше понять суть проекта, на который выделяются деньги, сформировать четкие критерии к ответственным за проект.

Данный Каталог выглядит больше, как рекомендация, а не обязательное требование, как в России. Нет такого же строго процесса верификации, банки сами определяют в какие «зеленые» проекты вкладываться, сами решают, когда стать эми-

тентами. Но в то же время, можно заметить, что китайский Каталог содержит более подробное описание, четко выраженные критерии, а в дополнениях могут быть, как законы и постановления, так и дополнительная классификация. Это позволяет его пользователям сделать свой «зеленый» проект гораздо качественнее, и чтобы он соответствовал всем нормам и классификациям.

Разработка «зеленой» таксономии в виде принятия Каталога и других документов способствовало росту выпусков «зеленых» облигаций в Китае (см. рис. 2).

Рис 2. Объем «зеленых» облигаций в Китае

Источник: График изменения стоимости зеленых облигаций, выпущенных в Китае с 2014 г. по 2022 г. // Ссылка: https://www. statista.com/statistics/1289032/value-of-green-bonds-issued-china/

Таблица 3. Объем «зеленых» ценных бумаг, выпущенных китайскими эмитентами-лидерами за первое полугодие 2023 г.1

Эмитент Объем, в млрд долл США Итого, в%

Industrial Bank 3,2 млрд долл 43,24%

China Everbright Bank Company 2,8 млрд долл 37,83%

Industrial and Commercial Bank of China 1,4 млрд долл 18,93%

7,4 млрд долларов

Как следует из данных на рисунке 2, самый пик выпусков пришелся на 2021 и 2022 год. В 2021 было выпущено облигаций на 70,2 млрд долл, а в 2022 году - на 85,4 млрд долл. И в 2023 году рынок станет только больше, так как Китай взял на себя ответственность за исполнение климатических обязательств до 2030 года и до 2060 года2.

1 АЦ «Форум». Ответственное инвестирование и стандарты ESG: события и тренды в июне 2023 г. Международный мониторинг. // Ссылка: https://mfc-moscow.com/assets/files/analyt-ics/ESG%20MONITORING/monitoring_ESG_June_2023.pdf

2 Выпуск зеленых облигаций в Китае вырастет на 35 процентов и достигнет рекордных 155 миллиардов долларов США в 2022 году, поскольку страна стремится достичь климатических целей. // Ссылка: https://finance.yahoo.com/news/green-bond-issuance-china-grows-093000547.html#:~: text=China>s%20 cumulative%20green%20bond%20volume, volume%20of%20 US%24380%20billion.

В текущем 2023 году крупнейшие китайские банки, такие как Промышленный банк Китая (Industrial Bank), Китайская банковская компания Everbright, Индустриальный и коммерческий банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China) выпустили зеленых облигаций в общей сложности на 7,4 млрд долл (см. табл. 3).

Как следует из таблицы 3, на Промышленный банк Китая, который входит в четверку крупнейших банков страны с государственным участием, занимает в рейтинге Forbes Global 2023 14 место, приходится большая доля средств, привлеченных для реализации зеленых проектов.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с Россией в Китае гораздо больше рынок «зеленых» облигаций и он продолжает развиваться. У инвесторов, банков и компаний есть большой интерес к повестке устойчивого развития. Китайский Каталог дает более подробную информацию по классификациям и критериям выпуска «зеленых» ценных бумаг. Это позволяет его использовать как гибкий инструмент, позволяющий адаптировать под разные стратегии инвестирования.

Российские организации и инвесторы могут привлекать зарубежных партнеров строгой верификацией проектов и их надежностью. Если российские инвесторы, при выходе на китайский рынок будут учитывает классификации и критерии, которые дает российская сторона и китайская, они смогут представить надежный и глубоко проработанный «зеленый» проект. Перспективным направлением в данной сфере является возможность привлечения средств под адаптационные облигации, их критерии и классификацию. В Китае очень много угольных электростанций и отходов, которые нужно перерабатывать, вопрос с которыми, помогут решить адаптационные облигации.

Литература

1. Замхатов Д.Ю. Таксономия устойчивых финансов и ESG-принципы// Мир экономики и управления, 2022, Т. 22, № 3. С. 5-20. // Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/taksonomiya-ustoychivyh-finansov-i-esg-printsipy/viewer (Дата обращения 20.11.2023)

2. Официальный сайт Мэра Москвы. Данные по объему «зеленых» облигаций. // Ссылка: https://www.mos.ru/news/item/126389073/ (Дата обращения 20.11.2023)

3. АЦ «Форум». Ответственное инвестирование и стандарты ESG: события и тренды в июне 2023 г. Международный мониторинг. // Ссылка: https://mfc-moscow.com/assets/files/analyt-ics/ESG%20M0NIT0RING/monitoring_ESG_ June_2023.pdf (Дата обращения 20.11.2023)

4. Методология «зеленых» финансов ВЭБ. РФ. // Ссылка: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/

=

Г5 О 00 г m Р

г

Н

т;

m

У»

zeljonoe-finansirovanie/metodologiya/ (Дата обращения 20.11.2023)

5. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 N 1587 (ред. от 11.03.2023) «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Рос-сийскойИсточник: Федерации и требовании-Источник: к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в РоссийскойИсточник: Федерации». // Ссылка: https://veb.ru/files/?file=241564b6389fa131150d-57c7813ffd6b.pdf (Дата обращения 20.11.2023)

6. Таксономия «зеленых» финансов, разработанная ВЭБ.РФ. // Ссылка: https ://veb. ru/files/?file= 21397339688b9a48ff05f309243bb176.pdf (Дата обращения 20.11.2023)

7. Практика выпуска зеленых облигаций от ВЭБ. РФ. // Ссылка: http://inveb-docs.ru/attachments/ article/989/выпуска%20зеленых%20обл~.pdf (Дата обращения 20.11.2023)

8. Каталог одобренных проектов «Зеленых облигаций Китая». // Ссылка: http://www.green-finance.org.cn/displaynews.php?cid=79&id=468 (Дата обращения 25.11.2023)

9. График изменения стоимости зеленых облигаций, выпущенных в Китае с 2014 г. по 2022 г. // Ссылка: https ://www.statista. com/statis-tics/1289032/value-of-green-bonds-issued-china/ (Дата обращения 25.11.2023)

10. Выпуск зеленых облигаций в Китае вырастет на 35 процентов и достигнет рекордных 155 миллиардов долларов США в 2022 году, поскольку страна стремится достичь климатических целей. // Ссылка: https://finance. yahoo.com/news/green-bond-issuance-china-grows-093000547.html#:~: text=China's%20cu-mulative%20green%20bond%20volume, ume%20of%20US%24380%20billion. (Дата обращения 25.11.2023)

APPLICATION OF THE TAXONOMY OF «GREEN» PROJECTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: GENERALIZATION OF THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND CHINA

Goryaynov A.I.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article examines the taxonomies of green projects in the Russian Federation and China. A detailed analysis of the «green» and «adaptation» taxonomy developed by VEB.RF, its categories of «green» projects and the taxonomy requirements for compliance with «green» and «adaptation» projects was carried out. On the Chinese side, the Catalog was reviewed as a taxonomy of «green» projects, its requirements for recognition of projects as «green» were analyzed, as well as the requirements of the Chinese government for the very taxonomy of sustainable development projects. This article also compares the volumes of sustainability-related securities issued by the largest issuers in the Russian and Chinese markets.

Keywords: sustainable development, taxonomy, «green», «adaptation» projects, ESG-investing, securities.

References

1. Zamkhatov D. Yu. Taxonomy of sustainable finance and ESG principles // World of Economics and Management, 2022, Vol. 22, No. 3. P. 5-20. // Link: https://cyberleninka.ru/article/n/ taksonomiya-ustoychivyh-finansov-i-esg-printsipy/viewer (Date of access: 20.11.2023)

2. Official website of the Moscow Mayor. Data on the volume of "green" bonds. // Link: https://www.mos.ru/news/ item/126389073/ (Date of access: 20.11.2023)

3. AC "Forum". Responsible investment and ESG standards: events and trends in June 2023. International monitoring. // Link: https://mfc-moscow.com/assets/files/analytics/ESG%20 M0NIT0RING/monitoring_ESG_June_2023.pdf (Date of access: 20.11.2023)

4. Methodology of "green" finance VEB.RF. //b Link: https://veb. ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metodologiya/ (Date of access: 20.11.2023)

5. Decree of the Government of the Russian Federation of September 21, 2021 N 1587 (as amended on March 11, 2023) "On approval of criteria for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation and requirements for the verification system for financing instruments for sustainable development in the Russian Federation." // Link: https://veb.ru/ files/?file=241564b6389fa131150d57c7813ffd6b.pdf (Date of access: 20.11.2023)

6. Taxonomy of «green» finance, developed by VEB.RF. // Link: https://veb.ru/files/?file=21397339688b9a48ff05f309243bb176. pdf (Date of access: 20.11.2023)

7. Practice of issuing green bonds from VEB.RF. // Link: http://in-veb-docs.ru/attachments/article/989/issue%20green%20reg~. pdf (Date of access: 20.11.2023)

8. Catalog of approved China Green Bond projects. // Link: http:// www.greenfinance.org.cn/displaynews.php?cid=79&id=468 (Date of access: 25.11.2023)

9. Graph of changes in the value of green bonds issued in China from 2014 to 2022 // Link: https://www.statista.com/statis-tics/1289032/value-of-green-bonds-issued-china/ (Date of access: 25.11.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Green bond issuance in China will rise 35 percent to a record US$155 billion in 2022 as the country strives to meet climate goals. // Link: https://finance.yahoo.com/news/green-bond-issuance-china-grows-093000547.html#:~: text=China's%20 cumulative%20green%20bond%20volume, volume%20of%20 US%24380%20billion. (Date of access: 25.11.2023)

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.