Научная статья на тему 'Применение стандарта ISO 31010:2009 для повышения эффективности системы управления рисками при реализации таможенных услуг'

Применение стандарта ISO 31010:2009 для повышения эффективности системы управления рисками при реализации таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1433
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / СТАНДАРТЫ ISO / ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Лямкина Анна Юрьевна

Внедрение в практику работы таможенных органов международных стандартов определяют перспективы повышения качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами Российской Федерации. В работе проведено исследование, направленное на внедрение в практику работы специализированных подразделений таможенных органов, обеспечивающих управление таможенными рисками международного стандарта ISO 31010:2009, содержащего признанную мировым сообществом методологию оценки рисков. Представлен авторский анализ последствий нарушений таможенного законодательства при предоставлении таможенных услуг, исследованы причинно-следственные связи, определяющие степень вероятности возникновения ситуаций нарушения таможенного законодательства, выявляемых при совместном использовании системы управления рисками и инспекционно-досмотровых комплексов. Выполнена оценка взаимосвязи между качеством и эффективностью совместного применения системы управления рисками и инспекционно-досмотровых комплексов при предоставлении таможенных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афонин Петр Николаевич, Лямкина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение стандарта ISO 31010:2009 для повышения эффективности системы управления рисками при реализации таможенных услуг»

Применение стандарта ISO 31010:2009 для повышения эффективности системы управления рисками при реализации таможенных услуг

USING THE STANDARD ISO 31010:2009 FOR IMPROVEMENT OF RISK MANAGEMENT SYSTEM EFFICIENCY AT REALIZATION OF THE

CUSTOMS SERVICES Афонин Петр Николаевич,

доктор технических наук, профессор-заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики, академик международной академии прогнозирования, академик международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности [email protected]

Лямкина Анна Юрьевна

студент 5 курса экономического факультета Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии

anutka [email protected] Afonin Petr Nikolaevich a doctor of the technical sciences (GrandPhD), professor, the head of the department of Technical means of customs control and criminalistics of the Saint-Petersburg branch named after V.B. Bobkov of Russian customs academy, academician of international Academy of the forecasting, academician of international academy of ecology and health and safety

[email protected]

Lyamkina Anna Jurevna

a student 5 courses of the economic faculty of the Saint-Petersburg branch named after V.B. Bobkov of Russian customs academy

anutka [email protected]

Аннотация

Внедрение в практику работы таможенных органов международных стандартов определяют перспективы повышения качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами Российской Федерации. В работе проведено исследование, направленное на внедрение в практику работы специализированных подразделений таможенных органов, обеспечивающих управление таможенными рисками международного стандарта ISO 31010:2009, содержащего признанную мировым сообществом методологию оценки рисков. Представлен авторский анализ последствий нарушений

таможенного законодательства при предоставлении таможенных услуг, исследованы причинно-следственные связи, определяющие степень вероятности возникновения ситуаций нарушения таможенного законодательства, выявляемых при совместном использовании системы управления рисками и инспекционно-досмотровых комплексов. Выполнена оценка взаимосвязи между качеством и эффективностью совместного применения системы управления рисками и инспекционно-досмотровых комплексов при предоставлении таможенных услуг.

Ключевые слова: таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность, управление, система управления рисками, стандарты ISO, инспекционнодосмотровые комплексы, таможенные услуги, качество.

The Abstract

Introduction in practical work of customs administrations the international standards defines prospects of improvement of quality of the customs services that given by Customs administration of the Russian Federation. The investigation devoted to including international standard ISO 31010:2009 in practical work of specialized departments of customs administration which supplies of risk management system. This international standard contains the methodology of risk estimation which recognized by the world community. The author's analysis of consequences of infringements of the customs legislation is presented by granting of customs services, the relationships of cause and effect defining degree of probability of occurrence of situations of infringement of the customs legislation, revealed under joint use of risk management system and X-Ray Cargo Vision Systems. The interrelation estimation between quality and efficiency of joint application of risk management system and X-Ray Cargo Vision Systems is executed when granting of customs services.

Keywords: customs affair, foreign trade activities, management, risk management system, standards ISO, X-Ray cargo vision systems, customs services, quality.

Повышение качества таможенных услуг, внедрение в практику управления таможенными бизнес-процессами стандартов ISO 9000 связано с необходимостью улучшения всех составляющих понятия «качество» -эффективности, продуктивности, лабильности и устойчивости. Одним из наиболее критичных показателей на сегодняшний день является эффективность. Эффективность системы управления рисками (СУР) - ее

способность обеспечивать экономический, социальный эффекты при реализации таможенных услуг, связана с использованием анализа возможных изменений состояний объектов анализа рисков, определенных ст.129 Таможенного кодекса Таможенного союза, в интересах управления ими. Мировой опыт, практические технологии анализа рисков изложены в стандарте «ISO/IEC 31010:2009 “Risk management - Risk assessment techniques”, открывающем конкретные пути для эффективного управления рисками.

В этой связи, целью данной работы является выявление особенностей возникновения рисков и исследование эффективности управления рисками на основе стандарта ISO 31010:2009 при предоставлении таможенных услуг.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач, а именно:

1. Провести на основе технологий стандарта ISO 31010:2009 анализ последствий нарушений таможенного законодательства при предоставлении таможенных услуг.

2. Исследовать причинно-следственные связи определяющие степень вероятности возникновения ситуаций нарушения таможенного законодательства (рисков), выявляемых при совместном использовании СУР и инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

3. Оценить взаимосвязь между качеством и эффективностью совместного применения СУР и ИДК при предоставлении таможенных услуг.

1. Анализ последствий нарушений таможенного законодательства на основе технологий стандарта ISO 31010

В настоящее время таможенными органами наряду с подготовкой и

реализацией профилей рисков на постоянной основе осуществляется

контроль применения соответствующих форм таможенного контроля. На

основании оценки и анализа риска, а также эффективности СУР

производится постоянное совершенствование инструментов СУР и

3

существующей системы таможенного контроля, в том числе корректировка областей рисков, сценариев применения мер по минимизации рисков, разработка новых мер по минимизации рисков и т.п.[2].

Анализ риска возникновения таможенного правонарушения при предоставлении таможенных услуг включает рассмотрение причин и источников риска, оценку их возможных последствий в случае, если не осуществить комплекс мер по их предотвращению. Факторы, которые затрагивают причины и последствия возникновения нарушений таможенного законодательства, представлены в виде рекомендованной к применению стандартом КО 31010:2009 [1] диаграммы «Галстук-бабочка» (рис.1.).

Анализ диаграммы «Галстук-бабочка» - простой способ наглядно представить информацию о причинах и последствиях риска и препятствиях (барьерах) или контролях, которое могло бы предотвратить, уменьшить или стимулировать происходящие события.

На рис.1. видно, что причинами возникновения риска нарушения таможенного законодательства могут послужить:

- недостатки нормативных документов в таможенном законодательстве;

- слабое техническое оснащение таможенных органов;

- участие в международном товарообороте недобросовестных участников ВЭД;

- коррупционная составляющая таможенной службы Российской Федерации.

В рамках исследования по каждой первопричине, приводящей к нежелательному событию, выделены препятствия, которые могли бы предотвратить причину (вертикальные планки).

Например, для уменьшения негативных последствий фактора «Слабое техническое оснащение таможенных органов» рекомендуются меры по предотвращению правонарушений в виде:

- развития инфраструктуры внутренних таможенных постов и пунктов пропуска;

- передислокации имеющихся ИДК в связи с постоянно меняющимися товарными потоками;

- своевременного технического обслуживания ТСТК;

- разработки новых и усовершенствование имеющихся в распоряжении таможенных органов технологий таможенного контроля.

Рис. 1. Нежелательные последствия нарушений таможенного законодательства в виде диаграммы, представленной в

форме «Г алстука-бабочки»

С правой стороны анализа «галстук-бабочка» указываются различные потенциальные последствия риска и проведены линии от риска происшествия к каждому потенциальному последствию. Нарушения таможенного законодательства приводит к следующим основным негативным последствиям:

1) уклонение и, как следствие, неуплата таможенных платежей в федеральный бюджет;

2) угроза жизни и здоровью населения страны;

3) изменение конъюнктуры рынка и недобросовестная конкуренция между участниками товарообмена.

Следует учитывать, что нарушения таможенного законодательства в большинстве случаев имеют сложные последствия для состояния экономической безопасности государства. Решением данной проблемы является обеспечение эффективного управления мероприятиями по выявлению потенциальных и минимизации выявленных рисков при предоставлении таможенных услуг, в том числе, на основе применения технических средств таможенного контроля, в частности, ИДК.

2. Причинно-следственные связи, определяющие риски, выявляемые при совместном использовании СУР и ИДК

Существующие средства управления рисками на современном этапе развития таможенных органов позволяют производить причинноследственный анализ для исследования влияния первоисточников (причин), влияющих на возникновение определенных событий или нежелательных последствий. В соответствии с международным опытом, необходим анализ обстоятельств, влияющих на результативность совместного функционирования СУР и ИДК с использованием рекомендованной стандартом КО 31010:2009 диаграммы Исикавы (также называется диаграмма «Рыбья кость»). Построение данной диаграммы (рис.2) позволило выявить следующие факторы, влияющих на эффективность применения ИДК в рамках СУР:

- уровень материально-технического обеспечения;

- качество нормативного обеспечения;

- уровень информационного обеспечения;

- эффективная организация таможенных органов;

- уровень подготовки сотрудников;

- качество контроля за применением СУР.

Каждая группа факторов имеет в своей основе первопричины. В результате анализа данных, полученных при построении диаграммы «Рыбья кость», можно сделать вывод, что на уровень информационного обеспечения таможенных органов оказывают влияние следующие инструменты:

- качество информационного взаимодействия подразделений;

- своевременность информирования;

- модернизация информационных систем.

Обеспечение положительного воздействия каждого фактора, отраженного в диаграмме «Рыбья кость», на систему управления рисками, главным образом отразится на показателях эффективности данной системы. Применение данных совокупностей первопричин позволит создать бесперебойное функционирование системы управления рисками, снизить вероятность возникновения таможенных правонарушений за счет повышения результативности применения мер по минимизации рисков.

Следовательно, степень контроля за применением СУР в многокритериальной системе влияющих факторов оказывает прямое воздействие на эффективность функционирования данной системы.

Рис.2. Факторы, влияющие на эффективность совместного применения СУР и ИДК

3. Оценка взаимосвязи между качеством и эффективностью совместного применения СУР и ИДК при предоставлении таможенных услуг

В настоящие время таможенными органами РФ реализуются меры по повышению качества предоставления таможенных услуг в рамках международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества»[3]. Непременным элементом системы управления по критерию качества является политика в области качества результатов деятельности, которая определяет цели организации, включает обязательства соответствовать требованиям и постоянно улучшать эффективность системы менеджмента. В таможенной системе на первое место среди показателей качества выходит надежность таможенного контроля, в том числе и качество контроля за функционированием СУР, в рамках которого необходимо совершенствовать следующие направления деятельности:

- оперативность и систематичность мониторинга;

- осуществление выборочного повторного анализа изображений, полученных с использованием ИДК;

- реализация механизма постконтроля принятых решений.

Однако понятие «эффективность», определяемое как достижение определенных результатов с минимально возможными издержками, неразрывно связано с повышением качества таможенных услуг.

Качество и объективность значений эффективности СУР зависит от выполнения следующих условий[4]:

1. Управление рисками осуществляется в отношении максимально возможного объема товарных партий, перемещаемых через таможенную границу.

2. Количество случаев, когда по результатам применения мер по минимизации рисков признаки наличия нарушений таможенного законодательства не были выявлены - минимально, т.е. количество ошибок (неэффективного отбора области риска) не превосходит заданного значения,

которое может отличаться для различных инструментов СУР.

3. Количество товарных партий, оформленных с нарушениями таможенного законодательства, которые не были выявлены в ходе применения СУР до выпуска товаров - минимально (выполнение данного условия оценивается косвенно, на основе результатов замеров соответствия требованиям таможенного законодательства, таможенного контроля после выпуска товаров, выявленных расхождений в данных статистики внешней торговли и т.п.).

Степень приближения к выполнению этих условий определяет текущий уровень эффективности СУР. Для оценки уровня выполнения этих условий применяется система показателей оценки эффективности.

Оценка эффективности СУР включает два направления:

- оценка эффективности мер по минимизации рисков и их комплексов (сценариев);

- оценка эффективности инструментов СУР и решений должностных лиц таможенных органов о применении мер по минимизации рисков.

Первое направление включает оценку эффективности непосредственного применения конкретных мер по минимизации рисков безотносительно способа определения товарной партии, к которой они должны быть применены. Анализируется лишь эффективность меры, направленной на выявление определенных нарушений таможенного законодательства, при этом не имеет значение основание применения меры по минимизации рисков - инструмент СУР (профиль риска, срочный профиль риска или модель оценки уровня риска) или решение должного лица таможенного органа.

Второе направление включает оценку эффективности конкретного основания выбора товарных партий для применения мер по минимизации рисков. При этом оценивается эффективность и корректность отбора товарных партий на основе профилей риска, срочных профилей риска,

моделей оценки уровня риска, решений должностного лица.

11

Общая оценка эффективности СУР зависит от оценок эффективности отдельных обозначенных направлений. Направления оценки эффективности тесно взаимосвязаны. В силу того, что выявление признаков нарушения таможенного законодательства возможно только путем применения мер по минимизации рисков (учитывая, что их эффективность в общем случае не равна 100%), для получения объективных оценок по второму направлению необходимо принимать в расчет существование вероятности не выявить нарушение, которое на самом деле присутствует, даже при правильном выборе товарной партии. В то же время, для получения оценок эффективности по первому направлению требуется наличие некоторого количества товарных партий, оформленных с нарушениями таможенного законодательства, которые не были выявлены при применении мер по минимизации рисков.

Эффективность применения системы управления рисками напрямую и в большей степени зависит от качества организации и реализации таможенного контроля. В настоящее время на эффективное применение СУР в таможенных органах Северо-Западного региона крайне негативное влияние оказывает низкое качество проведения таможенного контроля должностными лицами таможенных постов и формальный подход к применению СУР. Работа таможен и таможенных постов по применению СУР во многом сводится просто к выполнению установленных контрольных показателей. При этом дела об административных правонарушениях (АП), которые возбуждаются при применении СУР, в большинстве случаев, можно отнести к категории малозначительных.

Наиболее ярким примером малозначительности дел об АП являются

результаты применения срочных профилей рисков (далее СПР). Так в 2011

году (по состоянию на 30.11.2011) снято с контроля 632 СПР, в соответствии

с которыми были проведены таможенные досмотры. По результатам

проведенных таможенных досмотров было возбуждено 195 дел об АП, а

сумма наложенных штрафов составила 93,67 млн. руб. На основании

12

вышеизложенного, экономическая эффективность по делам об АП от применения одного СПР в среднем составляет 148 тыс. руб. В таможенных органах Северо-Западного региона данный показатель в разы ниже, что свидетельствует о слабом уровне организации контроля и низком его качестве, неэффективном использовании имеющихся ресурсов для выявления случаев заявления недостоверных сведений о товарах.

Выводы

Таким образом, целью применения СУР при представлении таможенных услуг таможенными органами является выявление нарушений таможенного законодательства, имеющих в большинстве случаев серьезные последствия для состояния экономической безопасности государства. Решением данной проблемы является обеспечение эффективного анализа причин и условий возникновения рисков на основе международных стандартов, в том числе стандарта КО 31010:2009, а также управления мероприятиями по выявлению потенциальных и минимизации выявленных рисков при предоставлении таможенных услуг на основе применения технических средств таможенного контроля, в частности, ИДК.

Степень контроля за применением СУР в многокритериальной системе влияющих факторов оказывает прямое воздействие на эффективность функционирования данной системы.

Необходимость выполнения контрольных показателей по возбуждению дел об административных правонарушениях определяет, в ряде случаев «выхолащивание» результата, способствует повышению производительности СУР выявлением малозначительных правонарушений при явном снижении ее эффективности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. ISO/IEC 31010:2009 “Risk management - Risk assessment techniques”.

2. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Data Mining в управлении таможенными рисками. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 243 с.

3. Корняков К.А. Рамочные стандарты ВТО и таможенный контроль: монография / К.А. Корняков, Ю.Н. Егоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. - С.4.

4. Лямкина А.Ю. Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами Таможенного союза / Таможенные чтения - 2011. инновационная Россия: вызовы образованию и науке: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том III. Инновационная Россия - страна возможностей: взгляд молодых лидеров./ Под общ.ред. профессора А.Н.Мячина - СПб.: СПбФ РТА, 2011. С. 91-97.

References

1. ISO/IEC 31010:2009 “Risk management - Risk assessment techniques”.

2. Afonin, P.N., Gamidullaev, S.N. Data Mining in the management of customs risks. St. Petersburg: Publishing House of the Polytechnic. Press, 2008. 243 p.

3. Kornyakov K.A. Frame standards of the WCO and customs control: monograph / K.A.Kornyakov, JN Egorov. Moscow: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2010. C.4.

4. Lyamkina A. Customs control with application of X-Ray Cargo Vision Systems within the risk management system of the countries of the Customs union. / Customs Readings - 2011. Innovative Russia: Challenges of Education and Science: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference with

international participation. Volume III. Innovative Russia - the land of opportunity: a view of young leaders. / Under obsch.red. professor A.N.Myachin - St. Petersburg.: IOM PTA, 2011. P. 91-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.