Применение средств компьютерной визуализации учебного материала на занятиях студентов языкового факультета
Рассада Светлана Анатольевна,
к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения иностранным языкам, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» E-mail: [email protected]
Принцип наглядности получил мощное развитие, успешно трансформировался в принцип компьютерной визуализации учебного материала, сегодня преподавателям стали доступны современные средства компьютерной визуализации, которые по своим дидактическим характеристикам превосходят средства традиционной наглядности. В статье приводятся результаты анкетирования преподавателей вуза на предмет использования ими данных средств и делается вывод о необходимости грамотной интеграции средств компьютерной визуализации в учебный процесс. Цель данной статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и предложить преподавателям, учителям иностранного языка примеры упражнений, направленных на формирование языковых навыков и речевых умений в зависимости от стадии или этапа их развития на занятиях иностранного языка с опорой на средства компьютерной визуализации учебного материала.
Ключевые слова: языковые навыки, речевые умения, средства компьютерной визуализации.
Основоположником принципа наглядности в обучении является Я.А. Коменский. Согласно данному принципу в ходе занятия в восприятии учебного материала должны быть задействованы все органы чувств. Ученый считал, что наглядность является самым естественным и простым методом обучения и выполняет функцию основного источника знаний [3].
Проблема наглядности долгое время изучалась зарубежными, отечественными педагогами, психологами и методистами. К.Д. Ушинский, доказывал, что одним из средств воспитания и обучения являются ощущения, что познать мир в необходимом объеме можно лишь посредством комплекса органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания. Кроме того, ученый указывал на то, что способность учащегося запомнить определенный объем учебного материала напрямую зависит от того, сколько органов чувств при этом задей-ствуется [5].
Иоганн Песталоцци не ограничивал свое понимание наглядности тем, что учащимся следует давать знания только на основе чувственного опыта. Он считал, что развитие логического мышления является неотъемлемой частью принципа наглядности. [3].
Принцип наглядности в обучении иностранному языку сохранил и приумножил свою актуальность на современном этапе развития общества. Принцип наглядности получил мощное развитие, он успешно трансформировался в принцип компьютерной визуализации учебного материала. Сегодня преподавателям стали доступны современные средства компьютерной визуализации, которые по своим дидактическим характеристикам превосходят средства традиционной наглядности.
К средствам компьютерной визуализации учебного материала мы относим представленные в цифровой форме фото, видеофрагменты, видеоруководства, мультимедиа ресурсы, включающие в себя тексты, иллюстрации, статические модели, графические и картографические материалы, аудиозаписи, аудиокниги, символьные объекты, деловую графику, текстовые документы и другие материалы, необходимые для полноценного учебного процесса, которые могут быть использованы на современном занятии иностранного языка, облегчают преподавателю подготовку к уроку, делают занятия современными и увлекательными, а деятельность учащихся более разнообразной.
На занятиях по иностранному языку в вузе с помощью средств компьютерной визуализации можно решать целый ряд задач: формировать лекси-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
ческие, грамматические, фонетические навыки речи; обучать всем видам иноязычной речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию, письму; расширять активный, пассивный и потенциальный словарный запас; развивать у учащихся страноведческую компетенцию, включающую в себя речевой этикет, лингвострановедческие реалии страны изучаемого языка, поддерживать у учащихся устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности.
Для того, чтобы выяснить состояние вопроса применения средств компьютерной визуализации для формирования иноязычных языковых навыков и речевых умений на факультете филологии переводоведения и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского нами было проведено анкетирование преподавателей в количестве 98 человек.
Преподавателям было предложено ответить на вопросы о том, насколько часто ими используются средства компьютерной визуализации; какую функцию выполняют они на занятии: обучающую (служат для презентации языкового материала), тренирующую (служат для отработки лексических, фонетических и грамматических навыков и развития коммуникативных умений), контролирующую (служат средством контроля навыков и умений); комбинированную (сочетает элементы функций, отмеченных выше); как часто преподаватели используют на своих занятиях аутентичные материалы в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах; как часто преподаватели факультета используют прикладные программы (MS Word, MS Power Point, веб - браузеры) интернет и дополнительные компьютерные программы при обучении иностранному языку.
Все респонденты используют на своих занятиях средства компьютерной визуализации; у 70% из них средства компьютерной визуализации сочетают обучающую, тренирующую и контролирующую функции. Все опрошенные используют аутентичные материалы на иностранном языке в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах), предпочтение отдается аудио - материалам (70%), для демонстрации изучаемого материала на занятиях часто используются прикладные программы (MS Word, MS PowerPoint, веб -браузеры).
Все преподаватели отметили эффективность средств компьютерной визуализации для формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе преподавания дисциплины «Практический курс иностранного языка».
Но самое главное, что нам удалось выяснить в процессе анкетирования, это то, что все без исключения преподаватели подчеркивают важность понимания, что эффективность примене-с ния средств компьютерной визуализации зависит " от того, как именно они интегрируются преподава-g телем на занятии в учебный процесс.
В этой связи нами были разработаны упражне-z ния, направленные на формирование у студентов
языкового факультета языковых навыков и речевых умений с опорой на средства компьютерной визуализации.
В первую очередь рассмотрим как преподавателю можно организовать работу над развитием языковых навыков посредством языковых упражнений. К языковым навыкам мы относим: фонетический навык, лексический навык и грамматический навык.
Под фонетическим навыком мы понимаем способность учащегося корректно воспринять слышимый звуковой образ, соотнести его мысленно со значением и уметь воспроизвести. Выделяют определенные стадии формирования и развития фонетического навыка: восприятие - ознакомление со звуком, имитация, дифференциация - осознание, звуковое комбинирование, интонационное сочетание [1]. Данные стадии были положены нами в основу разработки упражнений, направленных на формирование фонетического навыка посредством компьютерной визуализации.
На стадии восприятия учащимся предлагается многократно услышать звук, который им предстоит усвоить. Учащиеся многократно прослушивают высказывания насыщенные звуком «s», подлежащим усвоению. Например: «She sells seashells on a seashore» или «The shells she sells are seashells, I am sure». На слайде мультимедийной презентации представлены скороговорки, преподаватель включает аудиосопровождение. После чего учащиеся прослушивают изолированный звук.
На стадии имитации учащимся предлагается произнести скороговорки целиком, не вычленяя слова и звук «s», произнести вслед за диктором слоги, слова и словосочетания, обращая внимание на изучаемый звук.
На стадии дифференциации - осознания учащиеся прослушивают аудиофайл с рядом звуков и поднимают руку тогда, когда слышат изучаемый звук.
На стадии звукового комбинирования учащиеся сами называют слова, которые содержат изучаемый звук «s»: place, cause, hearse, price, niece, loose.
На стадии интонационного сочетания учащиеся называют предметы, изображенные на картинках на экране, обращают свое внимание на произношение изучаемого звука; принимают участие в фонетической игре. В качестве игры учащимся может быть предложено прослушать аудиофайл с песней, на экране проектора предложен текст песни, задача учащихся - заполнить пробелы в иноязычной песне словами с изучаемым звуком. Побеждает тот, кто справится верно и быстрее остальных. Другой игрой, которую можно реализовать средствами компьютерной визуализации, это просмотр мультфильма на изучаемом языке с последующим выполнением тестовых заданий, направленных на формирование фонетического навыка.
Под лексическим навыком понимается автоматическое действие, преполагающее выбор опре-
деленной лексическом единицы и ее корректное комбинирование с другими единицами в речи. При разработке комплекса упражнений, направленного на развитие лексического навыка с опорой на средства компьютерной визуализации, мы опираемся на существующие этапы данного навыка, выделенные Е.И. Пассовым: 1) ориентировочно-подготовительный этап (восприятие слова учащимися и создание его звукового образа, осознание значения слова); 2) ситуационно - стереотипизи-рующий этап (подразумевает имитацию изолированной лексической единицы, самостоятельное называние объектов, комбинирование - вступление слова в связи с другими лексическими единицами); 3) вариативно - ситуативный этап (применение изучаемого слова в разных контекстах) [1].
Данные этапы были положены нами в основу разработки комплекса упражнений, направленных на формирование лексического навыка посредством компьютерной визуализации.
На первом этапе можно осуществить а) се-мантизацию единиц лексики с помощью рисунка на экране проектора, где детали рисунка демонстрируют их значение (например, рисунок на тему «At the theatre»), слова, означающие эти детали, тоже приводятся на рисунке; б) также на данном этапе можно применить прием «исключение»: вместе с изучаемым словом на экране предложены иноязычные слова, которые имеют иные значения, учащиеся же должны установить соответствие.
На втором этапе учащимся можно предложить следующие упражнения: а) на экране проектора в рамках предложений вместо слов изображены рисунки предметов и действий, учащимся предстоит вставить изучаемые слова вместо данных рисунков; б) на рисунках на экране проектора изображены персонажи, учащиеся выбирают из предложенного списка недостающие реплики персонажей; в) учащиеся используют предложенную на экране проектора серию взаимосвязанных рисунков, вставляют недостающие слова в реплики и составляют диалог.
На третьем этапе учащиеся выполняют следующие упражнения: а) прослушивают аудиотекст, передают в устной форме его содержание с помощью вербальной опоры или изобразительной опоры, представленным с помощью средств компьютерной визуализации; б) составляют вопросы к просмотренному видеосюжету и отвечают на них; в) отвечают на предложенные преподавателем вопросы в процессе прослушивания аудиозаписи; г) учащимся можно предложить описать несколько взаимосвязанных рисунков с помощью ключевых слов; д) составление диалога, аналогично прослушанному на аудиозаписи.
Грамматический навык способствует правильному выбору модели, адекватной речевой ситуации и правильному применению в речи определенной грамматической формы. В своем формировании грамматический навык также проходит определенные стадии: восприятие грамматической
формы; ее имитация; подстановка, с помощью которой улучшается способность воспроизведения грамматической формы по аналогии; трансформация, под которой мы понимаем способность изменить грамматическую форму в зависимости от ситуации; репродукция (самостоятельное применение учащимися изученной грамматической формы) [4].
На стадии восприятия преподаватели могут
а) использовать учебные видеофильмы для наглядного представления особенностей употребления в речи изучаемой грамматической формы;
б) использовать картинки, которые моделируют ситуации жизни, когда употребляется изучаемое явление; в) на экране проектора может быть предложено ряд ситуаций, учащимся предстоит указать те из них, в которых может быть употреблена изучаемая грамматическая структура.
На стадии имитации учащимся может быть предложено: подтвердить прослушанные на аудиозаписи высказывания; прочесть предложения хором вслед за диктором и т.д.
На стадии подстановки преподаватель может предложить учащимся воспользоваться подстановочной таблицей на экране и составить предложения; пользуясь таблицей ответить на вопросы, пользуясь графиком на экране, составить предложения; рассказать о ... используя логико - синтаксическую схему, представленную на экране; рассмотреть фотографии и назвать отличия; воспользовавшись содержанием таблицы на экране проектора принять участие в диалоге и др.
На стадии трансформации можно воспользоваться учебными ресурсами сайта wordwall.net, которые предоставляет интерактивные учебные материалы, типа: выбери правильную грамматическую форму глагола из нескольких предложенных; дайте начало ряда диалогов; выясните, когда происходят события; составьте предложения из ряда заданных слов и др.
На стадии репродукции преподаватель может предложить своим учащимся просмотреть видеофильм с изучаемым грамматическим явлением и разыграть беседу персонажей; с опорой на график озвучить результаты соц. опроса; «оживить» предложенную картину; прослушать аудиосюжет и объяснить почему. с использованием изучаемого грамматического явления.
Далее рассмотрим как преподавателю можно организовать работу над развитием речевых умений учащихся посредством упражнений. К речевым умениям мы относим умения в следующих видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Под аудированием мы понимаем процесс, в рамках которого одновременно происходит восприятие некоего сообщения на слух, его осмысление и понимание с опорой на опыт учащихся [1]. Все упражнения по обучению аудированию можно разделить на условно-речевые и речевые.
Примерами условно-речевых упражнений с применением средств компьютерной визуализации
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
могут быть: 1) на экране проектора представлены иллюстрации, задача учащихся состоит в том, чтобы прослушать аудиофрагменты и обозначить соответствующие иллюстрации; 2) прослушайте небольшой фрагмент текста и найдите его место в представленном на экране проектора графическом тексте; 3) на экране проектора представлены изображения, учащимся предлагается поставить их в порядке, согласно изложению звучащего аудиотекста; 4) используя картинку, выяснить, о каких предметах информация в аудиоподкасте отсутствовала; 5) заполнить таблицу, указывая информацию из аудиоподкаста (имена, профессии, хобби персонажей и др.); 6) сравнить фактические данные, обозначенные на графике на экране проектора и те, что звучат в аудиофайле.
Что касается речевых упражнений с опорой на средства компьютерной визуализации для обучения аудированию, они могут быть представлены следующими примерами: 1) рассмотрите рисунок на экране, прослушайте начало аудиофраг-мента и предскажите на иностранном языке, что произошло далее; 2) прослушайте аудиофрагмент и перескажите на иностранном языке ту его часть, которая продемонстрирована на графике на экране; 3) прослушайте диалог и пользуясь пунктами плана, представленными на экране, передайте содержание прослушанного; 4) опишите содержание данных таблицы на экране, иллюстрирующих то, о чем говорилось в аудиоподкасте.
Под говорением мы понимаем обмен информацией в диалогической и монологической формах для достижения поставленной цели коммуникации. Необходимо также отметить, что формирование умений говорения у учащихся сегодня является приоритетным направлением в обучении иностранному языку на языковом факультете, суть которого состоит в том, чтобы заложить основы умений логично излагать собственные мысли в рамках изучаемых разделов: «Внешнось», «Характер человека. Манеры», «Одежда», «Дом. Квартира», «Покупка жилья», «Проблемы быта», «День студента», «Проблемы времени» и др.
Примерами упражнений, направленных на обучение монологу, могут быть сдедующие: 1) расскажите о ..., воспользовавшись предложенной на экране проектора логико - синтаксической схемой; 2) на основе тезиса на экране и ключевых слов составьте высказывание по теме.; 3) приведите аргументы (контраргументы) по предложенной теме высказывания; 4) передайте содержание сюжета видеофильма; 5) прокомментируйте предложенные на экране пословицы.
Обучение диалогической речи может быть реализовано следующими упражнениями: 1) составьте диалог по фото; 2) ответьте на вопросы но основе просмотренного видео по теме и составьте диалог.; 3) составьте диалог к серии предложенных на изображениях обстоятельств и др.
Упражнения, направленные на обучение письму и письменной речи могут включать следующие примеры:1) отнесите слова из списка на экране
к разным частям речи; 2) соотнесите предложения с вопросами; 3) прослушайте аудиотекст и запишите интересующую вас информацию в связи с поставленной преподавателем задачей; 4) воспользовавшись таблицей с информацией на экране подготовьте письменное сообщение и др.
Под чтением мы понимаем речевую деятельность по восприятию и осознанию письменного текста с целью получения информации. Обучение чтению может осуществляться посредством выполнения упражнений на прогнозирование: 1) заполните таблицу словами и цифрами (по горизонтали представлены вопросы поднимаемые в тексте); 2) изучите денотатную схему и предвосхитите содержание текста; упражнения на нахождение смысловых опор: 1) рассмотрите диаграмму и скажите какой текст из прочитанных описывает ее; 2) рассмотрите денотантую схему и найдите в тексте потверждающие факты; упражнения на понимание единичных фактов: 1) изучите чертеж, и скажите какие данные не отражены в прочитанном тексте; 2) исправьте предложенный на экране проектора план текста на основе прочитанного.
Поскольку в УМК не предлагаются комплексы упражнений, которые опирались бы на средства компьютерной визуализации, преподавателям самим приходится заниматься их разработкой. Выделим основные моменты, которые важно учитывать в этой работе: а) соблюдать последовательность стадий формирования языковых навыков и только после этого развития речевых умений учащихся; б) учет цели выполнения упражнений; в) учет речевого материала при разработке упражнений; г) учет принципа постепенного нарастания трудности; д) стремиться, чтобы в ходе выполнения упражнений языковые формы усваивались непроизвольно; е) обеспечить максимальное соответствие упражнений развиваемому виду речевой деятельности; ж) соблюдать переход от управляемых к свободным речевым действиям учащихся.
Основные требования, которые необходимо предъявлять к средствам компьютерной визуализации на занятии по иностранному языку состоят в том, что они должны соответствовать цели занятий, их содержанию; данные средства должны быть яркими и доступными; преподаватели должны применять их творчески, методически корректно; при подготовке к занятию преподаватели должны тщательно продумывать упражнения и целесообразность сопровождения их средствами компьютерной визуализации.
Литература
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - Москва: ИКАР, 2009-152 с.
2. Алхазишвили, А.А. Теория и практика обучения устной речи на иностранном языке: учебное пособие для яз. вузов и фак. [Текст] / А.А. Алхазишвили. - Тбилиси: Ганатлеба, 1984. -224 с.
3. Константинов, Н.А., Медынский, Е.Н., Шабае-ва, М.Ф. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева -5-е изд. - Москва: Просвещение, 1982-447 с.
4. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
5. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. [Текст] / К.Д. Ушинский - Том 1. - Санкт-Петербург: Лань, 2013-371 с.
THE USE OF COMPUTER VISUALIZATION TOOLS FOR EDUCATIONAL MATERIAL IN THE CLASSROOM OF STUDENTS OF THE LANGUAGE FACULTY
Rassada S.A.
Omsk State University named after F.M. Dostoevsky
The principle of visualization has received powerful development, has been successfully transformed into the principle of computer visualization of educational material, today modern computer visualization tools have become available to teachers, which in their didactic characteristics surpass the means of traditional visualization. The article presents the results of a survey of university teachers on the subject of their use of these tools and concludes that it is nec-
essary to competently integrate computer visualization tools into the educational process. The purpose of this article is to theoretically substantiate, develop and offer teachers, teachers of a foreign language examples of exercises aimed at the formation of language skills and speech skills, depending on the stage or stage of their development in foreign language classes based on computer visualization of educational material.
Keywords: language skills, speech skills, computer visualization tools.
References
1. Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts [Text] / E.G. Azimov, A.N. Shchukin - Moscow: ICARUS, 2009-152 p.
2. Alkhazishvili, A.A. Theory and practice of teaching oral speech in a foreign language: a textbook for yaz. universities and fac. [Text] / A.A. Alkhazishvili. - Tbilisi: Ganatleba, 1984. - 224 p.
3. Konstantinov, N.A., Medynsky, E.N., Shabaeva, M.F. History of pedagogy [Text] / N.A. Konstantinov, E.N. Medynsky, M.F. Shabaeva - 5th ed. - Moscow: Prosveshchenie, 1982447 p.
4. Passov, E. I. Fundamentals of communicative teaching methods foreign language communication [Text] / E.I. Passov. - M.: Russian language, 1989. - 276 S.
5. Ushinsky, K.D. Man as a subject of education. The experience of pedagogical anthropology. [Text] / K.D. Ushinsky - Volume 1. - St. Petersburg: Lan, 2013-371 p.