Научная статья на тему 'Применение современных технологий в вузовском образовании как основа повышения качества обучения студентов (о результатах проведения межвузовской научно-практической конференции)'

Применение современных технологий в вузовском образовании как основа повышения качества обучения студентов (о результатах проведения межвузовской научно-практической конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных технологий в вузовском образовании как основа повышения качества обучения студентов (о результатах проведения межвузовской научно-практической конференции)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(о результатах проведения межвузовской научно-практической конференции)

Качество образования традиционно связывается с обеспечением общества высококвалифицированными специалистами. Эта проблема стала еще более актуальной в период осуществления перестройки системы высшего профессионального образования. В связи с этим в настоящее время все острее проявляется потребность во всестороннем совершенствовании процесса обучения, в привитии студентам умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в достижениях науки и культуры.

Профессионализм преподавателя проявляется, прежде всего, в свободном владении педагогикой, психологией, методикой вузовского обучения и воспитания. Иначе говоря, преподаватель все больше выступает не только как специалист в той или иной области знаний, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса. Одно из проявлений этого - продуманное использование различных методов и средств обучения в соответствии с характером изучаемого материала, целями каждого вида работы, особенностями обучаемых. Таким образом, инициаторы и организаторы проведения на базе ВятГГУ межвузовской научно-практической конференции на тему «Использование современных технологий в вузовском образовании» ставили перед собой первоочередную задачу - акцентировать внимание руководителей образовательных учреждений и их представителей: ученых, педагогов-практиков - на проблемах учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе и использования современных технологий в образовательной, научной и профессиональной деятельности.

В Вятском государственном гуманитарном университете в ходе работы конференции 1112 октября 2006 г. приняли участие 128 преподавателей из десяти высших учебных заведений, одного среднего профессионального и трех общеобразовательных учреждений гг. Кирова, Слободского, Ижевска и Глазова.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на конференции:

1. Модернизация содержания и критериев оценки качества образования.

2. Эффективность и результативность современного педагогического процесса.

3. Личностно-развивающие технологии профессионального образования.

4. Информационные технологии в образовательной, научной и профессиональной деятельности.

5. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза.

В день открытия конференции, 11 октября, на пленарном заседании было заслушано 4 научных доклада:

- «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе». Докладчик Т. В. Ма-шарова - д. пед. н., профессор, проректор по учебно-воспитательной работе ВятГГУ;

- «Технологии открытого образования как ресурс развития личности». Докладчик Е. О. Галиц-ких - д. пед. н., профессор, зав. кафедрой русской литературы и методики обучения литературе;

- «Междисциплинарный подход в подготовке специалистов». Докладчик А. Л. Бондаренко -д. мед. н., профессор, проректор по учебно-методической работе КГМА;

- «Использование интернет-ресурсов в обучении студентов». Докладчик Г. Н. Некрасова -д. пед. н., доцент, декан факультета технологии и дизайна.

Кроме того, работало три секции: «Модернизация содержания и критериев оценки качества образования», «Личностно-развивающие технологии профессионального образования», «Информационные технологии в образовательной, научной и профессиональной деятельности», - на которых было заслушано 18 докладов.

12 октября вниманию участников конференции был предложен просмотр трех аудиторных занятий со студентами с последующим обсуждением:

- «Применение информационных технологий в образовательном процессе вуза». Преподаватель Н. А. Бушмелева - к. пед. н., доцент, зам. декана факультета информатики;

- «Использование метода проектов в преподавании гуманитарных дисциплин». Преподаватель Е. А. Кобелева - к. пед. н., доцент кафедры русской литературы и методики обучения литературе;

- «Коммуникативная компетентность преподавателя вуза». Преподаватель Г. И. Корчаги-

Научная жизнь

на - к. психол. н., доцент кафедры практической психологии.

Необходимо отметить, что большинство преподавателей с интересом откликнулись на просьбу опубликовать статьи в сборнике, в который вошли 80 статей, включая работы авторов, принявших в конференции заочное участие.

В день окончания конференции была принята резолюция и вынесено решение:

1. Развивать сотрудничество преподавателей вузов, ссузов и учителей средних общеобразовательных школ г. Кирова и Кировской области с целью совершенствования образовательного процесса и повышения его эффективности на основе современных технологий обучения.

2. Признать в качестве эффективного средства систему междисциплинарных заданий, интегрирующих предметную и информационную подготовку студентов.

3. Разрабатывать учебные программы, учебные материалы на электронных носителях и технологии обучения, направленные на успешную интеграцию выпускника в профессиональную деятельность, развитие его личностной и профессиональной культуры.

4. На базе ВятГГУ организовать работу межвузовского научно-методического семинара по проблемам модернизации содержания высшего профессионального образования и критериев оценки его эффективности.

5. Для обобщения опыта использования развивающих образовательных технологий создать электронный портал современных методических разработок.

6. Регулярно проводить межвузовские конкурсы методических материалов и разработок.

7. Центру дополнительного образования ВятГГУ организовать работу по повышению квалификации преподавателей вузов г. Кирова в области использования современных информационных и коммуникационных технологий обучения.

8. Сделать регулярным проведение межвузовских научно-практических конференций по актуальным проблемам высшего профессионального образования в Кировской области с проведением серии открытых аудиторных занятий (по применению современных технологий в вузовском образовании).

Е. А. Агафонова, методист отдела образовательных программ и стандартов профессионального обраования учебно-методического управления, ассистент кафедры педагогики ВятГГУ

ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ»

3 апреля 2007 г. в Вятском государственном гуманитарном университете состоялся проблемный семинар «Перспективы образования в XXI веке», организованный Вятским философском обществом и социально-гуманитарным факультетом. В его подготовке участвовали Вятский фонд сотрудничества и развития, Кировский филиал Института бизнеса и политики, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Работой семинара руководили секретарь Вятского философского общества, директор Кировского филиала Института бизнеса и политики, кандидат философских наук Вячеслав Михайлович Селезнев и проректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Валерий Теодорович Юнгблюд.

На семинаре были заслушаны и обсуждены два доклада. Первый доклад на тему «Образование в свете теории генетического единства мира» зачитал Борис Александрович Астафьев, доктор медицинских и философских наук, профессор, действительный член и научный руководитель Отделения проблем школьного образования РАЕН, автор известных монографий «Основы Мироздания», «Законы Творения», «Стратегический прогноз и управление».

Второй доклад - «Законы мира и образование» - был сделан Наталией Владимировной Масловой. Она - доктор психологических наук, профессор, действительный член и председатель бюро Отделения проблем школьного образования РАЕН, автор монографий «Периодическая система всеобщих законов Мира», «Периодическая система законов человеческого общества», «Ноосферное образование», учебных пособий «Древо английской грамматики», «Русский язык», разработчик системы «Ноосферное образование».

Докладчики отталкивались от идей В. И. Вернадского о ноосфере и основателя синергетики Ильи Пригожина, свободно цитировали Библию и Гераклита. Объясняли землетрясения на нашей планете метагалактическими циклами периодом в сотни миллиардов и в триллионы лет. Была продемонстрирована формула генома мира, открытая Борисом Александровичем. Приведем эту формулу:

\ С Зе х е„_1

£ о,5н - Л е х [Л1: (П - Р)]"1 ^^ во,5н + АежРц : (П-.Р)

Докладчики подчеркивали, что открытые ими законы устройства Вселенной необходимо напря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.