Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 209-212
УДК 316.614.5
Е.Л. Руднева, Е. С. Глухова
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Актуализируется проблема развития социальной активности молодежи, в котором особая роль сегодня отводится организациям общественно-политической направленности. Представлены результаты исследования условий развития социальной активности участников молодежных общественно-политических организаций г. Томска. Предпринята попытка определить наиболее эффективные технологии, внедрение и использование которых непосредственно влияет на повышение уровня социальной активности участников. Подробно описаны современные технологии повышения социальной активности личности в условиях деятельности молодежных организаций.
Ключевые слова: социальная активность молодежи; социальные технологии; организации общественно-политической направленности.
Молодёжь признана важнейшим стратегическим ресурсом государства, в связи с чем задача воспитания её социальной активности ставится и обсуждается как приоритетная различными государственными и общественными институтами. Задача развития социальной активности молодежи нашла отражение в новой Концепции ФЦП «Молодежь России» на 2012-2016 гг. В стратегии молодежной политики Российской Федерации отмечена особая необходимость в программах и технологиях по выявлению, продвижению и поддержке активности молодежи в социально-экономической, общественно-политической и творческой сферах. В дальнейшем такие программы должны будут способствовать формированию инновационного климата, необходимого для развития конкурентоспособности, возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России.
Социологическая энциклопедия предлагает рассматривать социальную активность как социологическую категорию, характеризующуюся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвива-ется к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [1].
В работах отечественных психологов А.В. Бруш-линского, К.А. Абульхановой, Д.Б. Эльконина, М. Андреевой, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и др. социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
По мнению организаторов работы с молодежью, ученых в сфере социологии, политологии, психологии, педагогики, важную роль в развитии социальной активности молодежи в России в целом и в отдельных регионах играют молодежные организации. Для активного включения молодого поколения в процесс участия в жизни общества были созданы международные и региональные молодежные объединения, курируют которые политические организации. Среди молодежных организаций, привносящих особый вклад в развитие социальной активности молодежи, по нашему мнению,
особую роль играют организации общественно-политической направленности. Молодежные организации общественно-политической направленности сегодня -важный социальный институт, который выполняет целый ряд функций: это социализация молодежи, привитие жизненных ценностей и установок, обучение, воспитание, развитие социальной активности молодежи. Они позволяют удовлетворить присущую большинству молодых людей потребность в преобразующей деятельности, тем самым развивая их активность в социуме. В организациях создается не только поле для социально-политической деятельности, но и возможность для проявления социальных и гражданских чувств, общих переживаний, стремления к преобразованию.
Томск, где значительную часть населения составляет именно молодежь, всегда испытывает потребность в молодежных организациях как одном из основных институтов развития социальной активности молодых людей. По данным Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области (2012 г.), в городе осуществляют свою деятельность 177 молодежных организаций, 20 из которых общественно-политической направленности. Реализация программ и создание условий для повышения и развития социальной активности являются одной из основных форм деятельности таких организаций.
В течение 2010-2012 гг. нами проводилось социологическое исследование, направленное на выявление технологий, способствующих развитию социальной активности участников молодежных организаций общественно-политической направленности г. Томска. В исследовании приняли участие три молодежные организации общественно-политической направленности регионального и федерального значения. Было опрошено 90 участников этих организаций. Для выполнения исследовательских задач был использован метод опроса, проведены анкетирование участников и интервью с руководителями организаций.
Нами были определены три уровня развития социальной активности участников молодежных организаций:
1. Низкий уровень социальной активности проявляется у людей, которые принимают участие в социально-значимой деятельности нерегулярно или от случая к случаю, не выступая её инициаторами.
2. Средний уровень свойствен молодым людям, которые являются участниками социальных практик, но не проявляют личной инициативы в их организации;
3. Высокий уровень свойствен молодым людям, которые регулярно осуществляют социально-значимую деятельность и являются ее инициаторами. Выступая организатором, человек в наибольшей степени способен проявить инициативу и реализовать свои идеи.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о том, что значительная часть участников молодежных организаций проявляет средний или высокий уровень социальной активности. По результатам анкетирования 80% участников считают, что они активно включены в деятельность своих организаций. Из них 45% обосновали такое суждение тем, что они регулярно осуществляют деятельность в организации и часто предлагают новые формы работы для организации, а также являются инициаторами проектных направлений и разовых мероприятий. Необходимо отметить, что в большинстве случаев существует взаимосвязь между уровнем развития социальной активности молодого человека и стажем его деятельности в организации. По мнению руководителей молодежных организаций общественно-политической направленности, возрастание уровня социальной активности их участников с течением времени объясняется особенностями деятельности организации и теми условиями, в которых она реализуется.
Однако в научной литературе нет четкого определения, что представляют собой условия развития социальной активности участников в деятельности молодежных организаций, какое место в этом процессе занимает внедрение социальных технологий и какие технологии непосредственно влияют на развитие уровня социальной активности молодого человека. Таким образом, выявление в деятельности молодежной организации общественно-политической направленности технологий, которые способствуют развитию социальной активности молодежи, становится весьма актуальным.
Молодые люди сначала могут включиться в реализацию проектов в качестве участников, имеющих низкий уровень социальной активности, и через некоторое время достигают уровня инициаторов и организаторов деятельности молодежного объединения. Развитие социальной активности, безусловно, во многом зависит от личностных качеств участника молодежной организации. По мнению социолога С.В. Тетерского [2], у участников молодежных общественных объединений можно выявить следующие группы качеств: направленные на себя (целеустремленность, настойчивость, активность, любознательность, самостоятельность), направленные на общество (лидерство, динамичность, мобильность, оригинальность, общительность, коллективизм и взаимопомощь, восприимчивость к новому и креативность), направленные на государство (ответственность, включенность в политическую практику и публичное поле). Данные качества помогают участникам осмыслить свою деятельность в организации более полно и продолжать реализовывать личностный потенциал, в том числе и повышая свой уровень социальной активности. Это предположение было озвучено и руководителями молодежных организаций общественнополитической направленности в Томске. Владимир
Копышенко - председатель Молодежного парламента -и Антон Пшеленский - руководитель ТРО ВОО «Молодая гвардия» - говорят о том, что зачастую развитию социальной активности способствуют личностные качества молодого человека. В связи с этим руководители отмечают, что в их организациях регулярно ведется работа, которая как раз и направлена на развитие личностных качеств участников. Так, регулярно проводятся психологические тренинги и мастер-классы, тематику которых определяют сами участники. Например, в настоящее время в ТРО ВОО «Молодая гвардия» проходят тренинги по риторике и личностному росту. Обучение, тренинги, семинары, мастер-классы являются эффективными формами работы в молодежных организациях для повышения социальной активности молодого человека через развитие его личностного потенциала. Наряду с технологиями развития личностного потенциала именно в организациях общественнополитической направленности применяются также социальные технологии, способствующие развитию гражданского самосознания, активной жизненной позиции, социальной ответственности, умения реализовывать социально-значимые проекты.
В современной научной литературе содержится немало определений категории «социальные технологии». Один из основателей методологии социальных технологий болгарский исследователь, известный специалист в области социального управления В. Афанасьев рассматривает социальную технологию как «...важный элемент механизма управления, поскольку она являет собой средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей» [3. С. 235].
Э. Маркарян полагает, что в широком смысле все средства регуляции жизнедеятельности человеческих коллективов, выраженные в соответствующих ценностно-нормативных системах и социальных институтах, можно охарактеризовать как социальную технологию [3. С. 259].
А. Зайцев видит в социальной технологии «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» [3. С. 95].
Отечественный социолог Л. Дятченко дает определение социальной технологии «как социально организованной области знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов» [3. С. 16]. Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами, Л. Дятченко определяет их как социально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов [3. С. 8-11].
Таким образом, под «социальными технологиями» мы будем понимать целенаправленный процесс, алгоритм
действий, направленный на изменение существующей действительности и получение определенного результата. Внедрение в деятельность молодежных общественнополитических организаций социальных технологий будет способствовать не только достижению поставленных целей организации, направленных на построение гражданского общества, представление интересов молодежи и привлечение молодежи к решению социальных проблем, но и развитию социальной активности ее участников.
Результаты исследования позволили выявить основные социальные технологии, которые непосредственно влияют на повышение уровня социальной активности участников организаций общественно-политической направленности.
Технология создания креативной среды. Определение креативной среды даёт американский экономист, автор теории креативного класса Ричард Флорид. Он считает, что креативная среда отвечает принципам «Три Т»: технологичность, толерантность, талант. Под технологичностью подразумевается возможность преобразования новых идей в продукт или услугу; под талантом - способность привлекать и удерживать креативных людей: а под толерантностью - открытость и восприимчивость к новому - идеям и людям.
Цель технологии - создание условий для свободного взаимодействия между людьми и их самореализации посредством создания принципиально нового продукта или услуги.
Задачи технологии:
- обеспечить условия для генерации идей человеком или группой;
- предоставить необходимые ресурсы для воплощения идей новых продукта или услуги.
Результаты технологии: применение данной технологии позволяет молодому человеку довести идею до реализованного проекта в кратчайшие сроки и с затратой меньшего количества ресурсов. Участник приобретает навыки проектной деятельности, командной работы, умение самостоятельно решать поставленные задачи за счет генерирования новых идей.
Технология Форсайт-игры (от англ. foresight -«взгляд в будущее»). Это организационно-деятельностная игра с моделированием социальных контекстов и конструированием образов будущего.
Цель технологии: определение возможных и предпочтительных вариантов будущего посредством игровой коммуникации.
Задачи технологии:
- организация эффективного взаимодействия между участниками игры (содействие активной позиции каждого из участников игры и групповой коммуникации);
- получение новых знаний в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций;
- развитие неформальных взаимосвязей между участниками форсайт-игры и создание единого представления о возможных и предпочтительных вариантах образа будущего;
- создание предпосылок для разработки практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.
Результаты технологии: участники научатся определять стратегические цели развития своей организации с учетом возможных рисков.
Технология «Знаниевый реактор» [4]. Разработана социологом, футурологом и писателем С.Б. Переслеги-ным и негосударственной исследовательской организацией «Конструирование будущего», которая занимается долгосрочным прогнозированием. Общие подходы к организации коллективного мышления базируются на основе организационно-деятельностных игр педагога и социолога Г.П. Щедровицкого, деловых игр, социальных тренажёров, а также методики «мозгового штурма». Данная технология предназначена для генерирования у группы людей принципиально новых идей и решений в отношении заданного вопроса или имеющейся проблемы. Формирование новых идей и решений происходит за счет построения особого взаимодействия между членами группы.
Цель технологии: формирование у группы людей уникальных идей и инноваций во время форсайтных исследований при построении стратегий и сценариев «образа будущего», снижая при этом затраты времени и усилий.
Задачи технологии:
- сократить время, которое исследовательская группа тратит на принятие решений, формирование принципиально новых, значимых идей во время фор-сайт-сессий;
- понизить информационное сопротивление и конфликтность на переговорах, конференциях, экспертных советах в процессе формирования «образа жизни будущего» среди людей, которые работают над одним проектом.
Результаты технологии: новое качество идей, решений, полученных в ходе мыслительного процесса участников форсайт-сессий, с минимальными затратами времени и мыслительных усилий участников «Зна-ниевого реактора».
Технология «Старший товарищ». Применение данной технологии позволяет более опытным участникам организации оказать тьюторское сопровождение остальным участникам, помочь их адаптации в деятельности организации и оказать сопровождение реализации социального проекта участников на всех этапах.
Цель технологии: создание условий для свободного взаимодействия между участниками организации посредством кураторской поддержки.
Задачи технологии:
- обеспечить условия для успешного вхождения участников в деятельность организации;
- обеспечить условия для реализации проектов участников посредством помощи старших товарищей.
Результаты технологии. Приобретение участниками новых навыков, опыта командной работы, умения командно решать поставленные задачи; деятельность новых проектных команд, полная реализация проектов, позитивный климат в коллективе.
Технология социального проектирования. Это процесс переработки идеи по изменению существующей действительности в конкретный план действий и доведения его до разработки социального проекта и его реализации. Сам социальный проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных механизмов и этапов по ее изменению.
Цель технологии: создать условия для социальных преобразований посредством самостоятельной инициативной распланированной деятельности молодого человека.
Задачи технологии:
- создать инструменты для непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных проблем и социальных задач;
- создание качественного материального и нематериального продукта посредством деятельности участников.
Результаты технологии: введение в социальную среду социальных инноваций. Приобретение молодым человеком опыта социальных преобразований, навыков распланированной и ответственной деятельности. Также к результатам можно отнести расширение горизонтов деятельности организации, так как реализация проектов помогает организации вести непрерывную деятельность.
Перечисленные выше разновидности социальных технологий и описание некоторых из них позволяют сделать вывод о том, что внедрение социальных технологий в деятельность молодежных организаций общественно-политической направленности сосредоточено не только на социальных преобразованиях в местном сообществе и решении вопросов организационного проектирования, но также направлено на развитие социальной активности участников.
Деятельность социальных институтов, в том числе и молодежных организаций, нуждается во внедрении
и использовании социальных технологий моделирования будущего организации, социального проектирования, технологий, направленных на динамику социальной активности участников. Технологии активно востребованы общественными организациями, так как являются основным механизмом оптимизации деятельности и развития организации и саморазвития участников. Так, выявление и описание социальных технологий в деятельности молодежных организаций общественно-политической направленности актуально с позиции изучения их опыта по внедрению социальных технологий развития социальной активности в деятельность других молодежных организаций, понимания места социальных технологий в деятельности организации. Представленный в исследовании опыт молодежных организаций по внедрению в свою деятельность социальных технологий может стать полезным для других молодежных организаций: при построении дорожных карт, создании программ деятельности, направленных на повышение социальной активности участников.
Мы полагаем, что выявленные и описанные выше социальные технологии при их внедрении в деятельность других молодежных организаций общественнополитической направленности помогут данным организациям стать эффективными центрами повышения социальной активности молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социологическая энциклопедия. Т. 1 : Национальный общественно-научный фонд. М. : Мысль, 2003. 694 с.
2. Картирование технологий // Стратег.Ру. 2002-2005. ИЯЬ: http://stra.teg.rU/library/global/Prognoz/foresight/9 (дата обращения: 26.12.2012).
3. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий : учеб. пособие. Киев : МАУП, 2004. 608 с.
4. Технология «Знаниевый реактор». [2010]. ИЯЬ: http://znatech.ru/ (дата обращения: 27.04.2013).
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 23 октября 2013 г.
Rudneva Yelena L., Glukhova Yevgeniya S. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
THE APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES IN YOUTH SOCIO-POLITICAL ORGANISATIONS AIMED AT THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL ACTIVITY OF YOUTH.
Key words: social activity of youth; social technologies; organisation of social and political orientation.
Youth is recognised as a critical strategic resource of the State, the task of raising their social activism is discussed as a priority across Government and public institutions. For the active inclusion of young people in the process of participation in the society international and regional youth associations were established, which political organisations oversee. Among youth organisations that make special contribution to the development of the social activity of youth, in our view, a special role is given to the social and political organisations. These organisations can meet the need inherent to most young people in transformative action, thus developing their activity in the society. During 2010-2012 we conducted a sociological research aimed at identifying technologies that promote social participation of youth organisations of the socio-political orientation in Tomsk. The study involved three youth organisations of the socio-political orientation of regional and federal importance. Ninety participants were interviewed. The results of our study suggest that a significant portion of youth organisations have a medium or high level of social activity. According to the research 80% of the participants feel that they are actively included in the activities of their organisations. 45% of these substantiated such a judgement by stating that they regularly carry out activities in the organisation, often offer new forms of work for the organisation, and initiate project directions and one-time events. It should be noted that in most cases there is a correlation between the level of development of the social activity of youth and their experience in the organisation. Introduction of social technologies in youth socio-political organisations does not only contribute to the reaching of their goals aimed at building a civil society, representation of the interests of young people and youth involvement in social issues, but also promotes social activity. The study results revealed major social technologies that directly influence the increase of social activity of participants of socio-political organisations. These technologies are: creative environment development, foresight games, ''Znanievy reactor'' (knowledge reactor), ''Senior Fellow'', and social project planning. The experiences of youth organisations in implementing the social technologies presented in the study may be useful for other youth organisations on the use of technology in building road maps, programmes of activities aimed at enhancing the social activity of the participants.
REFERENCES
1. Sotsiologicheskaya entsiklopediya. T. 1 : Natsional'nyy obshchestvenno-nauchnyy fond. M. : Mysl', 2003. 694 s.
2. Kartirovanie tekhnologiy // Strateg.Ru. 2002-2005. URL: http://stra.teg.ru/library/global/Prognoz/foresight/9 (data obrashcheniya: 26.12.2012).
3. Surmin Yu.P., TulenkovN.V. Teoriya sotsial'nykh tekhnologiy : ucheb. posobie. Kiev : MAUP, 2004. 608 s.
4. Tekhnologiya "Znanievyy reaktor''. [2010]. URL: http://znatech.ru/ (data obrashcheniya: 27.04.2013).