Научная статья на тему 'Социальная активность студенческой молодежи'

Социальная активность студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3179
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная активность / молодежь / студенты / формы социальной активности / анкетирование / social activity / youth / students / motives forms of social activity / survey

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балог Анжела Ивановна

Статья посвящена раскрытию особенностей социальной активности современной студенческой молодежи. В начале статьи рассматриваются различные классификации форм социальной активности, что доказывает их большое разнообразие. Для выявления специфики социальной активности студенческой молодежи рассматриваются результаты анкетирования, проведенного среди студентов вузов г. Кирова. Проанализированы готовность студентов к участию в общественной деятельности, популярность различных общественных организаций в студенческой среде, ожидания, связанные с социальной активностью, и субъективное самоопределение уровня социальной активности среди студенческой молодежи. Следует отметить, что на сегодняшний день действительно общественные молодежные организации достаточно широко представлены в нашей стране. Если же говорить о студенческой молодежи, то, безусловно, самыми распространенными из общественных организаций в этой среде являются органы студенческого самоуправления. Они представлены студенческими советами, профсоюзными организациями, студенческими научными обществами, студенческими кадровыми центрами и агентствами, советами общежитий и другими организациями. При этом большинство респондентов предъявляют к молодежным организациям требования развития своих лидерских и организаторских качеств, а также способствования самоорганизации молодежи. Это доказывает необходимость развития молодежных общественных организаций и проведения грамотной государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH

The article is devoted to disclosure of features of social activity of modern student's youth. At the be-ginning of the article different classifications of so-cial activity forms are described, that proves their great diversity. To identify specifics of social activity of modern student's youth we used the results of the survey conducted among university students in Ki-rov. We analyzed the readiness of students to partic-ipate in social activities; the popularity of various social organizations in the student environment; the expectations related to social activity and subjective self-determination of the level of social activity of student's youth. It should be noted that to date, in-deed public youth organizations are well represented in our country. As for the student youth, then, of course, the most common of the non-governmental organizations in this environment are the bodies of the student government. They are represented by student councils, trade unions, student scientific society, student centers and personnel agencies, councils of dormitories and other organizations. The majority of respondents to impose requirements youth organizations develop their leadership and managerial qualities as well as promote self-organization of young people. This proves the need for the development of youth public organizations of competent state youth policy.

Текст научной работы на тему «Социальная активность студенческой молодежи»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

УДК 316.6

БАЛОГ Анжела Ивановна,

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет), Нижний Новгород, Россия anzhela [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена раскрытию особенностей социальной активности современной студенческой молодежи. В начале статьи рассматриваются различные классификации форм социальной активности, что доказывает их большое разнообразие. Для выявления специфики социальной активности студенческой молодежи рассматриваются результаты анкетирования, проведенного среди студентов вузов г. Кирова. Проанализированы готовность студентов к участию в общественной деятельности, популярность различных общественных организаций в студенческой среде, ожидания, связанные с социальной активностью, и субъективное самоопределение уровня социальной активности среди студенческой молодежи. Следует отметить, что на сегодняшний день действительно общественные молодежные организации достаточно широко представлены в нашей стране. Если же говорить о студенческой молодежи, то, безусловно, самыми распространенными из общественных организаций в этой среде являются органы студенческого самоуправления. Они представлены студенческими советами, профсоюзными организациями, студенческими научными обществами, студенческими кадровыми центрами и агентствами, советами общежитий и другими организациями. При этом большинство респондентов предъявляют к молодежным организациям требования развития своих лидерских и организаторских качеств, а также способствования самоорганизации молодежи. Это доказывает необходимость развития молодежных общественных организаций и проведения грамотной государственной молодежной политики.

Ключевые слова: социальная активность, молодежь, студенты, формы социальной активности, анкетирование.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-143-146

BALOG Anzhela I.,

National Research University «Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevskian», Nizhny

Novgorod , Russia anzhela [email protected]

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH

The article is devoted to disclosure of features of social activity of modern student's youth. At the beginning of the article different classifications of social activity forms are described, that proves their great diversity. To identify specifics of social activity of modern student's youth we used the results of the survey conducted among university students in Kirov. We analyzed the readiness of students to participate in social activities; the popularity of various social organizations in the student environment; the expectations related to social activity and subjective self-determination of the level of social activity of student's youth. It should be noted that to date, indeed public youth organizations are well represented in our country. As for the student youth, then, of course, the most common of the non-governmental organizations in this environment are the bodies of the student government. They are represented by student councils, trade unions, student scientific society, student centers and personnel agencies, councils of dormitories and other organizations. The majority of respondents to impose requirements youth organizations develop their leadership and managerial qualities as well as promote selforganization of young people. This proves the need for the development of youth public organizations of competent state youth policy.

Keywords: social activity, youth, students, motives forms of social activity, survey.

Со времени выделения молодежи в особую социальную группу общество приписывает молодому поколению особую социальную роль, обычно связываемую с инновациями, свежими идеями и мыслями, способными изменить традиционные взгляды общества и дать толчок к развитию культуры, производства, технологий и т.д. Как правило, в последние десятилетия к молодежи предъявляются и ожидания проявлений социальной активности, демонстрации заинтересованности в решении социальных проблем. Молодым людям дают возможность предложить и опробовать свои варианты решения тех или иных социальных проблем, дать свои ответы на вызовы сегодняшнего дня.

По критерию мотивационной структуры личности выделяют две основные формы социальной активности [2, с. 58-59]: 1) участие в общественной жизни посредством демонстраций, митингов, акций и т.д., когда человек выражает свое отношение к определенным политическим и социальным явлениям, не являясь при этом последовательным борцом за соответствующие идеи и принципы; 2) участие в политических партиях, организациях, объединениях, в результате которого изменяются или сохраняются социальные отношения.

Встречаются и иные критерии выделения форм социальной активности. Так, в зависимости от предмета деятельности выделяют политическую, экологическую, гражданскопатриотическую, культурно-просветительскую и благотворительную социальную активность.

Интересна также классификация форм, а точнее уровней и сфер, социальной активности, предложенная С.В. Тетерским. Он выделяет следующие уровни: человек-человек (благотворительный уровень), человек-производство (социально-экономический уровень), человек-природа (экологический), человек-государство (социально-политический) и человек-общество (культурный и информационный уровень).

А.В. Сапронов [3, с. 76] выделяет две основные формы проявления социальной активности: адаптивную и творческую. Адаптивная социальная активность характеризуется приспособлением индивидов к условиям окружающей среды. При этом формами адаптивной активности могут выступать, например, рекреационная, потребительская и др. [4, с. 221]. В свою очередь,

- 143 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

социальное творчество рассматривается исследователем как высшая форма социальной активности личности, способная изменить фундаментальные закономерности развития общества.

Так или иначе, социальная активность молодежи проявляется в самых различных формах, что вызывает необходимость теоретического и эмпирического изучения данного феномена. Какие из форм социальной активности наиболее популярны среди сегодняшней молодежи, мы постарались выяснить в ходе анкетирования, проведенного нами среди студентов крупнейших государственных вузов г. Кирова (Вятский государственный гуманитарный университет, Вятский государственный университет, Кировская государственная медицинская академия, Вятская государственная сельскохозяйственная академия).

В исследовании применялась квотная выборка с учетом двух параметров - вуза, в котором проходит обучение респондент, а также его пола (см. табл. 1). Данные о количестве обучающихся и их распределении по полу указаны на официальных сайтах вузов:

• http://vggu.ru/sveden;

• http://www.watsu.ru/nash-universitet/svedeniva-o-watgu/svedeniva-ob-obrazovatel-nov-organizatsii.html;

• http://www.kirovgma.ru/info/all about.php;

• http://www.vgsha.info/svedeniva-ob-obrazovatelnoi-organizatsii.

При объеме генеральной совокупности свыше 100 000 чел., объем выборки составил 625 чел. (согласно таблице определения объема выборки [1, с. 398]). Репрезентативность данных обеспечивается ошибкой выборки 4% и доверительным интервалом 95%.

Таблица 1. Расчет выборки для анкетирования

Table 1. Calculation of sample size for the survey

Сокращенное наименование вуза Численность обучающихся очной формы обучения, чел. Числен-ность обучающихся в % от общего числа по указанным вузам, % Численность мужчин и женщин от общего числа обучающихся в вузе, чел. Численность мужчин и женщин от общего числа обучающихся в вузе, % Количество опрошен- ных студентов, чел. Количество мужчин и женщин среди опрошенных, чел.

м ж м ж м ж

ВятГСХА 2392 14,5 1014 1378 42,4 57,6 91 39 52

ВятГГУ 4869 29,4 1463 3406 30,0 70,0 183 55 128

ВятГУ 6346 38,4 3236 3110 51,0 49,0 240 122 118

КГМА 2928 17,7 875 2053 29,9 70,1 111 33 78

Итого 16535 100 6588 9947 100 100 625 249 376

В ходе исследования студентам задавался вопрос: «В какой общественной деятельности вы готовы участвовать?». Из распределения ответов видно, что самой популярной является работа в общественных молодежных организациях (27,2%) и сбор средств, вещей, книг в пользу нуждающихся (17,0%). При этом есть различия в ответах и по половому признаку. Так, например, сбор средств, вещей, книг в пользу нуждающихся гораздо чаще (практически в 2 раза) упоминается девушками (20,2% среди девушек против 11,3% у юношей). Кроме того, важным замечанием является то, что в 20,0% случаев молодые люди не собираются принимать участия ни в каких видах общественной деятельности, тогда как среди девушек этот процент гораздо ниже (6,4%).

При всех различиях респондентов в ответах на вопрос «В какой общественной деятельности вы готовы участвовать?» общая тенденция все же прослеживается довольно четко. Самой популярной является деятельность общественных молодежных организаций. Следует отметить, что на сегодняшний день действительно общественные молодежные организации достаточно широко представлены в нашей стране. Если же говорить о студенческой молодежи, то, безусловно, самыми распространенными из общественных организаций в этой среде являются органы студенческого самоуправления.

Как показывают результаты исследования, самыми популярными после социальных виртуальных сетей (56,7%) как раз и являются студенческие сообщества. 20,2% опрошенных указали, что являются их членами, а это пятая часть всех респондентов.

Однако по критерию пола видны различия по членству студентов в общественных организациях. В том числе, мужчины более чем в 2 раза чаще становятся членами неформальных объединений (7,9% и 3,2% соответственно), политических партий (2,9% и 1,1% соответственно) и клубов общения, социально-психологической помощи (3,5% и 1,6% соответственно).

- 144 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

При этом вопрос членства в общественных объединениях еще не единственный в масштабах определения уровня социальной активности студенческой молодежи. Следует также понять, как часто студенты принимают участие в деятельности общественных организаций.

Анализируя результаты опроса, мы видим, что лишь 11% опрошенных принимают участие в деятельности общественных организаций постоянно; еще 22,3% респондентов - время от времени. Вообще не участвуют в деятельности общественных организаций 20,8% опрошенных; остальные - редко или практически никогда этого не делают (26,7% и 19,2% соответственно).

При этом выявлена статистически значимая зависимость частоты участия респондентов в деятельности общественных организаций от их пола (х2 Пирсона, р=0,001). Мы вновь видим численное преимущество девушек, активно участвующих в деятельности общественных организаций: 12,1% из них постоянно участвуют в данной деятельности, еще 26,4% - время от времени.

Если самой популярной формой проявления социальной активности среди студентов является участие в молодежных общественных организациях, то в чем сами представители молодого поколения видят цели существования данных организаций? Проанализируем ответы респондентов на вопрос «По вашему мнению, молодежные организации призваны...».

Отвечая на этот вопрос, большинство респондентов отмечают, что молодежные организации призваны развивать лидерские, организаторские качества молодых людей (26,0%) и способствовать самоорганизации молодежи через участие в социальных проектах, акциях, общественной деятельности (25,9%).

Причем в распределении ответов на данный вопрос в зависимости от пола мы вновь видим более скептическое отношение к социально активной деятельности со стороны молодых людей. Так, среди ответивших, что молодежь должна учиться/работать, а не заниматься общественной деятельностью, доля мужчин больше, чем женщин (5,7% и 1,6% соответственно). Кроме того, таблица 16 показывает нам, что девушки чаще, чем юноши, указывают на то, что молодежные организации должны развивать лидерские, организаторские качества молодых людей (28,5% против 21,6%).

Как же сами респонденты оценивают уровень своей социальной активности? Считают ли они себя социально активными или нет? Для того чтобы разобраться в этом, мы задали респондентам прямой вопрос: «Считаете ли вы себя социально активным?», то есть постарались выявить их субъективное самоопределение по этому вопросу. Как выяснилось, большая часть опрошенных считает себя активными (66% в совокупности ответов «Да, я считаю себя социально активным» и «Я иногда проявляю социальную активность»). Однако ещё 16,1% респондентов не считают себя социально активными либо практически никогда не проявляют свою социальную активность (17,9%).

Таким образом, исходя из полученных в ходе исследования данных, мы можем говорить о среднем уровне социальной активности среди студенческой молодежи. При этом самой популярной формой ее проявления является деятельность в рамках общественных молодежных организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Таго Y. Elementary Sampling Theory. Englewood Cliffs. - NJ.: Prentice-Hall, 1967. - Р. 398.

2. Николаева А.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодежи. Дис. ... канд. социол. наук. - Орел, 2010. - С. 58-59.

3. Сапронов А.В. Социальная активность как конструктивная основа образа жизни молодежи в условиях социокультурных трансформаций. Дис. ... канд. социол. наук. - Курск, 2007. - С. 76.

4. Яценко Л.В. Творческое измерение инженерного проектирования. Становление человека в творчестве. - М., 1994. - С. 221.

REFERENCES

1. Tago Y. Elementary Sampling Theory. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1967. P. 398.

2. Nikolaev A.A. Social activity as a factor of formation of civil identity of modern Russian student youth [Sotsial'naya ak-tivnost' kak faktor formirovaniya grazhdanskoy identichnosti sovremennoy rossiyskoy studencheskoy molodezhi]. The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences. Eagle, 2010. P. 58-59.

3. Sapronov A.V. Social activity as a constructive basis for the lifestyle of youth in conditions of sociocultural transformation [Sotsial'naya aktivnost' kak konstruktivnaya osnova obraza zhizni molodezhi v usloviyakh sotsiokul'turnykh transformatsiy]. The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of sociological Sciences. Kursk, 2007. P. 76.

4. Yatsenko L.V. Creative dimension of engineering design [Tvorcheskoe izmerenie inzhenernogo proektirovaniya]. The development of man in the works. Moscow, 1994. P. 221.

- 145 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

Информация об авторе

Балог Анжела Ивановна, аспирант кафедры социологии культуры и духовной жизни Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет), anzhela [email protected]

Получена: 16.11.2015

Для цитирования статьи: Балог А. И., Социальная активность студенческой молодежи. Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

Information about the author

Balog Anzhela I., Postgraduate student , Sociology of Culture and Spiritual Life Department, National Research University “Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachev-skian”, Nizhny Novgorod , Russia anzhela [email protected]

Received: 16.11.2015

For article citation: Balog A. I., SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH. [Sotsial'naya aktivnost' studencheskoy molodezhi]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

- 146 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.