Столыпинский вестник №8/2022
Научная статья
Столыпинский
вестник
Original article УДК 378.1
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД
РОССИИ
APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF
RUSSIA
Килина О.А., старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков, СибЮИ МВД России, Россия, г. Красноярск
Kilina O.A., Senior lecturer, departments of foreign and Russian languages, SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация: В статье говорится о применении информационно -коммуникационных технологий в обучении иностранному языку курсантов и слушателей вузов системы МВД России. Автор подробно анализирует применение специальной цифровой образовательной платформы, получившей название электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). В завершение автор делает вывод о том, что вопрос применения современных информационных технологий в обучении дисциплины «Иностранный язык» в
4514
образовательных организациях МВД России изучен не в полной мере и требует решения как в теоретическом, так и практическом плане. Annotation: The article considers the use of information and communication technologies in teaching a foreign language to cadets and students of educational institutions of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author analyzes in detail the use of a special electronic educational platform, called the electronic information and educational environment. At the end the author concludes that the issue of using modern information technologies in teaching the discipline "Foreign Language" at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia has not been fully studied and requires a solution both theoretically and practically.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, информационно -коммуникационные технологии, электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение, образовательные организации МВД России.
Keywords: foreign language training, information and communication technologies, electronic information educational environment, e-learning, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russia.
На сегодняшний день современный образовательный стандарт высшего образования предъявляет особые требования к организации образовательного процесса в условиях электронного обучения. Под электронным обучением мы понимаем - такой вид образовательной деятельности, который предполагает применение информации, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ; информационных технологий, обеспечивающих ее обработку; технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации.
4515
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 3273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы определенные условия для внедрения электронного обучения в учебный процесс, по этой причине на базе многих высших учебных заведений были созданы специальные цифровые образовательные платформы, получившие название электронной информационно-образовательной среды. Электронная информационно-образовательная среда вуза (далее ЭИОС) представляет собой совокупность необходимых электронных информационных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ [4].
В настоящее время ЭИОС образовательных организаций МВД России соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования и активно развиваются. Целью ЭИОС является создание единого образовательного пространства для повышения качества и эффективности образования, информационного обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями к реализации образовательных программ.
На основе вышеуказанной цели можно сформулировать следующие задачи ЭИОС: 1) обеспечение доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин, к изданиям электронных библиотечных систем в режиме удаленного доступа; 2) предоставление возможности в электронной форме размещать, сохранять, структурировать материалы образовательного процесса; 3) обеспечение проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения; 4) приобретение обучающимися ряда компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО [5].
В свою очередь функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами
4516
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. В обобщенном плане под информационно-коммуникационными технологиями понимается
совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [1].
Таким образом, в условиях совершенствования российского высшего образования, а также электронного обучения, применение информационно -коммуникационных технологий в процессе организации аудиторной и внеаудиторной работы, в том числе и по дисциплине «Иностранный язык», является одним из важнейших элементов образовательного процесса в вузах системы МВД России.
Обучение иностранному языку в образовательных организациях системы МВД России является достаточно сложной задачей, связанной с целым рядом трудностей как для обучающихся, так и для преподавателей иностранных языков, особенно в рамках применения электронного обучения. В связи с этим преподавателям иностранного языка приходится направлять все свои усилия на оптимизацию процесса обучения, иначе организовывать свою профессиональную деятельность и применять наиболее эффективные методики преподавания, а именно: информационно -коммуникационные технологии, которые активно используются для передачи информации и взаимодействия преподавателя и обучающихся в современных системах электронного образования [3].
Согласно рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность изучение иностранного языка способствует формированию умения применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4), то есть наличие так называемой коммуникативной компетенции [2]. Хотя на
4517
сегодняшний момент в формулировках некоторых исследователей в число как профессиональных, так и универсальных компетенций обучающихся включена информационно-коммуникационная компетенция или медиа компетенция, которую мы определяем, как умение владеть информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности для решения практических и исследовательских задач.
Анализ научно-методических литературы по теме исследования показывает, что обучению иностранному языку с использованием информационно-коммуникативных технологий в неязыковом вузе посвящены исследования многих авторов. Так, возможности использования новых информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) в образовательном процессе исследованы в работах С.А. Бешенкова,
А.Г. Гейна, Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, А.А. Кузнецова, А.С. Лесневского, С.В. Панюковой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Н. Тихонова, А.Ю. Уварова и др. В исследованиях В.Д. Байкова, Е.Н. Кареловой, А.С. Лесневского, А.В. Могилева, А.Н. Тихонова и других показано, что ИКТ могут быть применены в качестве наглядного, доступного средства обучения. В работах Н.В. Апатовой, Е.И. Горошко, Е.А. Ильиной, Ю.Ю. Марковой, Т.Ю. Павельевой, П.В Сысоева рассматривается образовательный потенциал ИКТ в формировании информационно-коммуникативной компетенции.
Однако несмотря на имеющиеся исследования в аспекте повышения эффективности обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий, в частности, их использование при обучении иностранному языку обучающихся образовательных организаций МВД России решены слабо как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Кроме того, недостаточно изучены современные методические возможности использования информационно-коммуникационных технологий,
позволяющие решать задачи формирования коммуникативных компетенций
4518
будущего специалиста с точки зрения владения им навыками иноязычной речи в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, не выявлены эффективные формы и методы применения информационно -коммуникационных технологий в процессе организации аудиторной и внеаудиторной работы по иностранному языку в образовательных организациях МВД России.
Использованные источники:
1. Дубаков, А.В. Анализ отечественных и аутентичных Интернет-ресурсов для преподающих и изучающих английский язык // Информационно -коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Сборник научных статей / отв. ред. А.В. Дубаков. Шадринск: ШГПИ, 2012. С. 7-12.
2. Иностранный язык : рабочая учебная программа дисциплины по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация Оперативно-розыскная деятельность, профиль образовательной программы - Деятельность подразделений по контролю за оборотом наркотиков / Т.В. Куприянчик, М.А. Арская, Н.А. Ермякина. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2021. - 42 с.
3. Казакова, Т.А. Использование информационно -коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. №2 3
(17).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета): утвержден приказом Минобрнауки России от 28 августа 2020 г. № 1131.
4519
Sources used:
1. Dubakov, A.V. Analysis of domestic and authentic Internet resources for teaching and learning English // Information and communication technologies in teaching foreign languages: Collection of scientific articles / ed. A.V. Dubakov. Shadrinsk: SHSPI, 2012. pp. 7-12.
2. Foreign language : the working curriculum of the discipline in the specialty 40.05.02 Law enforcement (specialization Operational investigative activities, profile of the educational program - the activities of drug control units / T.V. Kupriyanchik, M.A. Arskaya, N.A. Ermyakina. - Krasnoyarsk : SibUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. - 42 p.
3. Kazakova, T.A. The use of information and communication technologies in the process of teaching a foreign language at a university // Topical issues of modern philology and journalism. 2015. № 3 (17).
4. Federal Law of the Russian Federation No. 273 FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html .
5. Federal State educational standard of higher education in the specialty 40.05.02 Law enforcement (specialty level): Approved by Order No. 1131 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated August 28, 2020.
© Килина О.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022
Для цитирования: Килина О.А. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022
4520