УДК 378. 147.34
Sorokina A.G., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Constitutional and International Law, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia (Barnaul, Russia)
Shaporev D.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of Constitutional and International Law, Barnaul Law Institute of the Ministry
of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia, E-mail: [email protected]
THE USE OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A HIGHER SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO DEVELOP GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF LAW STUDENTS (WITH REFERENCE TO ELECTRONIC INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF BARNAUL LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA). On the basis of legal acts establishing requirements to results of development of educational programs, the authors analyze ways of use of electronic information educational environment of higher school of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of the Russian Federation in the process of development of general and professional competences of law students. The study is conducted at the Barnaul law Institute of the MIA of Russia. The researchers conclude that a variety of resources are intended for the formation of different elements of general and professional competences (knowledge and skills). The elements most relevant to the needs of law students are identified. The electronic information educational environment of Barnaul Law Institute is satisfactorily rated in the paper.
Key words: electronic information educational environment, general professional competences, professional competences, formation of competences, distance learning.
А.Г. Сорокина, канд. юрид. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул
Д.А. Шапорев, канд. ист. наук, доц., нач. каф. конституционного и международного права, Барнаульский юридический институт МВД России,
г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭИОС ВУЗА МВД РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЮРИДИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭИОС БЮИ МВД РОССИИ)
На основе нормативных правовых актов, устанавливающих требования к результатам освоения образовательных программ, авторы анализируют возможности электронной информационной образовательной среды вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации в формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по юридическим специальностям по заочной форме обучения на примере ресурсов Барнаульского юридического института МВД России. В результате исследования делается вывод о том, что различные ресурсы предназначены для формирования разных элементов общепрофессиональных и профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков), выявлены элементы, максимально соответствующие потребностям обучающихся по заочной форме обучения, дана удовлетворительная оценка в целом ЭИОС вуза.
Ключевые слова: электронная информационная образовательная среда (ЭИОС), общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, формирование компетенций, заочная форма обучения.
Заочная форма обучения в системе профессионального образования в Российской Федерации существует длительное время и вполне себя оправдывает, поскольку дает возможность реализовать конституционное право на профессиональное образование без отрыва от работы или службы [1]. Лица, желающие получить помимо имеющегося другое профессиональное образование, повысить уровень квалификации (магистратура, аспирантура и т.д.), пройти переподготовку, чаще всего обращаются именно к заочной форме обучения, кроме того, не редки ситуации, когда для карьерного роста необходимо наличие специального образования, получить которое оптимально по указанной форме. Для сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники ОВД) актуальны все перечисленные ситуации: обеспечение общественного порядка требует наличия специального образования и высокого уровня профессиональной подготовки. Таким образом, перед образовательными организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации стоит вполне конкретная цель реализации в собственных образовательных организациях различных образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров, в том числе и по заочной форме обучения [2].
В настоящее время по заочной форме обучения в Барнаульском юридическом институте МВД России обучаются действующие сотрудники органов внутренних дел по специальностям 40.03.01 - «Юриспруденция (уровень бакалавриата)», 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)», 40.05.02 - «Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)». Государственные стандарты указанных специальностей закреплены в соответствующих приказах Министерства (на тот период времени) образования и науки [3, 4, 5] и в качестве обязательного требования предъявляют наличие электронной информационной образовательной среды (далее -ЭИОС) вуза и возможности индивидуального, неограниченного, в том числе и удаленного, доступа обучающегося к ее ресурсам [5]. Учитывая уровень развития информационно-коммуникационных сетей и современные требования рынка труда, обучение в 25% объема Блока 1, в котором изучаются собственно учебные дисциплины, в том числе дисциплины специализации (Блок 2 включает в себя практику; Блок 3 - государственную итоговую аттестацию), возможно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Перечисленные условия способствуют активному использованию ЭИОС именно в подготовке обучающихся по заочной форме обучения, т.к. большую часть времени они не имеют возможности использовать материально-техническую базу
вуза непосредственно, проживают и несут службу в других населенных пунктах. Таким образом, вопрос о возможностях ЭИОС вуза в профессиональной подготовке обучающихся по заочной форме обучения является актуальным и требует своего исследования. В рамках настоящей статьи предпринята попытка анализа возможностей использования ЭИОС Барнаульского юридического института МВД России в формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся по заочной форме обучения.
Перечень и содержание общепрофессиональных (далее - ОПК) и профессиональных компетенций (далее - ПК) выпускников закрепляется в соответствующих пунктах вышеупомянутых приказов Минобрнауки России [3, 4, 5]. Следует отметить, что перечень ОПК обучающихся на уровне бакалавриата значительно шире (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7), однако охватывает ОПК выпускников специалитета (ОПК-1, ОПК-2) и в обязательном порядке включает в себя знания, умения и навыки применения основных понятий, категорий, институтов и норм права. Сравнительный анализ ПК специалистов по правоохранительной деятельности, правовому обеспечению национальной безопасности и бакалавров юриспруденции также позволяет сделать вывод о схожести их содержания, что в совокупности с результатом анализа содержания перечней ОПК по указанным специальностям и уровням подготовки дает основание для изучения деятельности образовательных организаций по их формированию у обучающихся в целом. Спецификой реализации образовательных программ по разным специальностям и уровням подготовки скорее является форма обучения, чем содержание компетенций.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют проанализировать возможности использования ЭИОС БЮИ МВД России в процессе профессиональной подготовки обучающихся по заочной форме обучения по всем трем специальностям, тем более что результаты их освоения - ОПК и ПК - имеют единую структуру (знать, уметь, владеть). На наш взгляд, ЭИОС вуза следует оценивать с точки зрения ее возможностей в удовлетворении потребностей формирования каждого из трех компонентов ОПК и ПК обучающихся, а именно получения знаний, обучения умениям и выработки навыков.
ЭИОС БЮИ МВД России в настоящее время соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и активно развивается. В соответствии с Разделом III «Положения об электронной информационно-образовательной среде федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт Министерства
внутренних дел Российской Федерации»», утвержденным Приказом БЮИ МВД России № 270 от 22.06.2017, структура ЭИОС БЮИ МВД России включает в себя конкретные базовые составляющие (официальный сайт института, системы дистанционного обучения, тематические порталы, библиотечные системы, системы управления, консультативно-образовательные порталы и т.д.), обеспечивающие удовлетворение потребностей образовательной организации. Большая часть ресурсов ЭИОС БЮИ МВД России обеспечивает осуществление образовательного процесса; внутренний корпоративный портал является источником официального опубликования локальных нормативных правовых актов, организованы системы составления расписания, контроля выполнения поручений и учебной нагрузки, использование системы дистанционного обучения «Moodle» позволяет организовать дистанционное обучение, консультативно-образовательные порталы предназначены для изучения положительного опыта деятельности органов внутренних дел и т.п. Перечисленные ресурсы используются различными структурными подразделениями института, в том числе не имеющими прямого отношения к реализации образовательных программ, не все ресурсы доступны и используются непосредственно обучающимися и профессорско-преподавательским составом. В рамках предмета исследования данной статьи нас интересуют возможности использования ЭИОС БЮИ МВД России в формировании ОПК и ПК обучающихся, конкретно каждого из их компонентов - знаний, учений и навыков.
На наш взгляд, наибольшим количеством возможностей ЭИСО БЮИ МВД России располагает для формирования теоретических знаний обучающихся (компонент «знать»). В первую очередь речь идет об электронном библиотечном каталоге собственной библиотеки института и электронных библиотечных системах, с владельцами которых у вуза есть договор, консультативно-образовательных порталах, автоматизированной информационной системе «Методика», базе локальных правовых актов, СДОТ «Moodle» (http://lms.buimvd.ru). Все перечисленные ресурсы содержат весьма подробную информацию об источниках, структуре и содержании учебных дисциплин, в процессе изучения которых формируются ОПК и ПК, использование размещенной на них информации позволяет сформировать систему профессиональных знаний, однако для обучающихся по заочной форме обучения большая часть материалов недоступна.
Информационная система управления электронными учебно-методическими комплексами «Методика», которая является источником официального опубликования рабочих программ дисциплин, тематических планов, лекций, практических заданий и иных методических исключает удаленный доступ, воспользоваться ее возможностями можно только на территории института, аналогично обстоит дело с библиотечными ресурсами и базой локальных правовых актов. Однако задача обеспечения формирования компонента ОПК и ПК «знать» у обучающихся по заочной форме обучения вполне успешно решается за счет использования СДО «Moodle» и консультативно-образовательных порталов. Доступ к http://lms.buimvd.ru открыт в любое время и с любого устройства.
Курсы в «Moodle», как правило, соответствуют учебным дисциплинам и специальностям, например, 40.03.01 - «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» или «Муниципальное право». 40.05.01 - «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)». Структура курса предполагает наличие в нем обязательного компонента, включающего в себя рабочую программу дисциплины и другие методические материалы, а также тексты лекций, тесты, практические задания, возможности для получения консультаций преподавателя, ведения коллективного обсуждения различных вопросов и организации дискуссии.
На наш взгляд, учитывая универсальный характер ОПК, целесообразно создание курса лекций по базовым учебным дисциплинам для обучающихся по заочной форме обучения по всем или нескольким специальностям. Безусловно, речь идет о дисциплинах базовой части Блока 1, к которым относятся русский и иностранный языки, теория государства и права, конституционное право России, муниципальное право, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, гражданское право, гражданский процесс, уголовное право и процесс и т.д. Перечисленные учебные дисциплины составляют основу профессиональной подготовки юриста независимо от его специальности и специализации. Курс лекций должен состоять из лекций - опорных конспектов, содержащих основные термины и определения, анализ базовых понятий и норм темы и т.д., кроме того, каждая лекция должна включать список литературы, состоящий из источников, к которым возможен удаленный доступ из сети Интернет. Сори-
Библиографический список
ентировавшись по лекции - опорному конспекту, обучающийся может перейти к более углубленному изучению материала из других источников. Таким образом, для расширения возможностей ЭИОС в формировании теоретического компонента ОПК обучающихся по заочной форме обучения необходимо разнообразное и качественное наполнение курсов «Moodle», использование максимального количества его элементов от «субкурса» до «файла» и «страницы». Создание универсального курса по учебной дисциплине для формирования у обучающихся ОПК позволит упростить структуру курсов по отдельным специальностям и располагать в них задания с учетом особенностей формируемых ими ПК обучающихся.
Возможности ЭИОС БЮИ МВД России в формировании умений и навыков обучающихся юридическим специальностям по заочной форме обучения не менее широки, чем в формировании теоретического компонента, но пока используются реже. Связано это с тем, что процесс формирования умений и на первых порах выработки навыков должен идти под контролем преподавателя, организовать который дистанционно не просто. Одной из возможностей формирования умений и навыков ОПК и ПК у обучающихся по заочной форме обучения является демонстрация положительного примера и результатов успешного применения умений и навыков (положительного опыта). В качестве источника положительных примеров и опыта ЭИОС БЮИ МВД России использует такие элементы, как консультационно-образовательные порталы по должностным категориям «Участковый уполномоченный полиции», «Дознаватель», «Следователь», портал поддержки образовательного процесса, однако доступ к ним для обучающихся по заочной форме обучения ограничен стенами вуза и сессионным периодом, кроме того, указанные ресурсы содержат информацию, опубликование которой в сети Интернет нецелесообразно или вообще запрещено, и предназначены они, скорее, для формирования ПК, чем ОПК. Поэтому, на наш взгляд, следует вновь обратиться к системе «Moodle». В специальных курсах, предназначенных для обучающихся по заочной форме обучения, возможно размещение учебных методических материалов, способствующих формированию ОПК и ПК в виде разных элементов, например, алгоритмов решения практических задач (кейсов), мастер-классов в форме видео- или аудиофайлов, тестов-тренажеров, адаптивных тестов, элементов, дающих возможность моделирования конкретных жизненных ситуаций и прогнозирования их развития, элементов - игр, интерактивных симуляторов и т.д. Важным обстоятельством является то, что обучающиеся по заочной форме обучения являются действующими сотрудниками ОВД, поэтому уже обладают определенными умениями и навыками ОПК и ПК, в связи с чем перед преподавателем стоит задача не столько сформировать у них умения и навыки, сколько оценить, скорректировать и развить имеющиеся. Для этих целей подходят тесты-тренажеры и адаптивные тесты. Вопросы для тестов-тренажеров формируются так, чтобы, используя имеющиеся ресурсы ЭИОС, обучающиеся сами отыскали верный ответ, параметры теста задаются таким образом, чтобы по окончании тестирования указывалось на вопросы с неверными ответами, давалось несколько попыток прохождения теста. Адаптивные тесты составляются таким образом, чтобы обучающемуся предлагался следующий вопрос с учетов ответа на предыдущий, что позволяет постепенно усиливать сложность и выявлять «слабые» места в умении применять правовые знания. Что касается задач и кейсов, то опубликование решений является обязательным, чтобы обучающийся мог сравнить свое решение и решение правильное. Игры и особенно симулято-ры, с одной стороны, не дают двигаться в игре дальше, если нарушены правила (формируют знания норм права), с другой, - позволяют сформировать навык действия в типичных ситуациях профессиональной деятельности. В настоящее время в ЭИОС БЮИ МВД России активно используются тесты-тренажеры, задачи и кейсы. На наш взгляд, имеющиеся возможности ЭИОС БЮИ МВД России формирования умений и навыков ОПК обучающихся по заочной форме обучения достаточны, находятся в стадии развития и совершенствования.
Таким образом, анализ электронной информационной образовательной среды БЮИ МВД России позволяет сделать вывод, что она включает в себя элементы, в полной мере удовлетворяющие потребности образовательного процесса вуза, располагает широкими возможностями для формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся юридическим специальностям по заочной форме обучения и обладает большим потенциалом развития.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Available at: http://www.consultant.ru
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г Российская газета. 2012; 31 декабря, № 303 (5976).
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511. Available at: www.pravo.gov.ru
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета). Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1614. Available at: www.pravo.gov.ru
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета). Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 № 1424 (в ред. приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 г № 653). Available at: www.pravo. gov.ru
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993). Available at: http://www.consultant.ru
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. Rossijskaya gazeta. 2012; 31 dekabrya, № 303 (5976).
3. Ob utverzhdeniiFederal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyupodgotovki40.03.01 Yurisprudenciya (uroven'bakalavriata). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511. Available at: www.pravo.gov.ru
4. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.01 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti (uroven'specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19.12.2016 № 1614. Available at: www.pravo.gov.ru
5. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 40.05.02 Pravoohranitel'naya deyatel'nost' (uroven' specialiteta). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16.11.2016 № 1424 (v red. prikaza Minobrnauki Rossii ot 13.07.2017 g. № 653). Available at: www.pravo.gov.ru
Статья поступила в редакцию 25.12.19
УДК 378
Shaporev D.A., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department of Constitutional and International Law,
Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia, E-mail: [email protected]
ON ORGANIZATION OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF SOVIET YOUTH IN ALTAI. The article presents a study of the Soviet experience in the organization and conduct of complex military-patriotic activities aimed at educating pre-conscription youth. The work considers the main directions of work with young people in this area. Besides, it reveals the role of public organizations in the realization of educational activities. The author draws special attention to the work of such organizations of the educational process as the Komsomol, the military-patriotic club and the school. The author highlights the main forms of extracurricular activities of military-patriotic orientation and reveals the content and the main methods of educational impact on young people. The researcher concludes that the experience and lessons of Soviet military-patriotic education can be used to organize such work in modern Russia.
Key words: military-patriotic education, Komsomol, GTO standard, pre-conscription training, initial military training, military-patriotic club, military sports games, propaganda team, Soviet patriotism, Marxist-Leninist worldview.
Д.А. Шапорев, канд. ист. наук, доц., нач. каф. конституционного и международного права, Барнаульский юридический институт МВД России,
г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА АЛТАЕ
Статья посвящена изучению советского опыта по организации и проведению комплексных мероприятий военно-патриотического характера, направленных на воспитание допризывной молодежи. В статье отражены основные направления работы с молодежью по данному направлению, раскрывается роль общественных организаций в осуществлении воспитательных мероприятий. Особое внимание автор уделил работе таких субъектов воспитательного процесса, как ВЛКСМ, военно-патриотический клуб и школа. Автором изложены основные формы проведения внешкольных мероприятий военно-патриотической направленности, раскрыта содержательная сторона и основные методы воспитательного воздействия на молодежь. В заключение автор приходит к выводу о том, что опыт и уроки советского военно-патриотического воспитания могут быть использованы для организации подобной работы в условиях современной России.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, ВЛКСМ, комплекс ГТО, допризывная подготовка, начальная военная подготовка, военно-патриотический клуб, военно-спортивные игры, агитбригада, советский патриотизм, марксистско-ленинское мировоззрение.
Процессы реформирования общественных отношений, перманентно происходящие в нашем государстве на протяжении последних десятилетий, поиск оптимальных форм взаимодействия государства и граждан заставляют по-новому взглянуть на многие явления, происходившие в нашей стране в недалёкой исторической ретроспективе. Речь идет, прежде всего, о переосмыслении советского наследия, изучении опыта и уроков прошлого.
Сегодня в отношении многих достижений Советского Союза существуют неоднозначные, противоречивые, а порой и взаимоисключающие суждения, в том числе и в отношении системы военно-патриотического воспитания молодежи, получившей своё законченное развитие к началу 1990-х гг.
Если в 1990-е гг все прежние достижения в области военно-патриотической работы признавались непригодными для нового демократического общества, а на рубеже 1990-х - 2000-х гг. государство ещё не сформировало какого-нибудь определенного отношения к самой идее военно-патриотического воспитания, то сейчас сомнений в осуществлении мер, направленных на формирование патриотизма у российских граждан, нет. Безусловно, советский опыт был не лишен определенных недостатков и, конечно, заслуживал критической оценки, вместе с тем пренебрегать достижениями, которые были продемонстрированы в тот период, было бы весьма неблагоразумно.
Комплекс мер по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в первой половине 1980-х гг. был представлен в качестве совокупности разнообразных и довольно сложных по характеру мероприятий, призванных оказывать воспитательное, идеологическое и образовательное воздействие на молодое поколение советских граждан.
Так, к числу наиболее занимательных и массовых форм работы с молодежью, которые отличались сложностью форм и методов, а также длительностью проведения являлся поход по местам революционной, боевой и трудовой славы. Как правило, инициатива проведения этого мероприятия исходила от руководящих органов ВЛКСМ.
Как определяло положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы, по итогам XII этапа похода Центрального штаба проводились многочисленные конкурсы:
- на лучшую организацию работы юношеского военно-патриотического объединения;
- на лучшее исполнение военно-патриотических песен;
- на лучший туристский поход по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа;
- на лучшую организацию общественного музея;
- на лучший памятник, созданный на общественных началах;
- на лучший героико-патриотический фильм;
- на лучшую пропаганду Всесоюзного похода в газетах, журналах, по радио и телевидению;
- на лучшую организацию работы у Вечного огня;
- на лучшую организацию работы оборонно-спортивного лагеря [1] и многие другие.
В рамках Всесоюзной акции в 1981 г. комсомольцами и молодежью Рубцовского района был проведен целый комплекс мероприятий.
В колхозе имени Кирова, как следует из материалов отчетной документации, молодые люди активно привлекались к изучению основ коммунистической идеологии. «Изучали политику партии, историю КПСС, достижения советского народа в области экономики и культуры, осуществленные под руководством коммунистической партии. 41 юноша и девушка занимались в кружке «Наш ленинский комсомол», который вел председатель сельского Совета. Слушатели посещали места, связанные с установлением Советской власти в селе [2, с. 3].
Комитетом комсомола колхоза было организовано посещение городского музея и музея комсомольской славы при районном комитете ВЛКСМ. На комсомольские собрания приглашались уважаемые жители села: ветераны войны и труда, ветераны Коммунистической партии.
Проводились конкурсы призывников «А ну-ка, парни». Превратилось в традицию проведение Всесоюзной акции «Вахта Памяти» в честь Дня Победы. У памятника погибшим воинам выставлялся почетный караул из пионеров и комсомольцев Самарской средней школы.
На регулярную основу было поставлено проведение такого крупного по значению и массовому по охвату участников мероприятия, как проводы призывников в ряды Советской Армии, которое проводилось при участии ветеранских организаций и офицеров районных военкоматов.
Призовое место среди учреждений культуры по итогам конкурса заняла комсомольская организация Дома культуры колхоза «Страна Советов». Здесь был организован вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, кружок художественного чтения, кружок кинолюбителей, организован детский кинотеатр «Чайка», кружки «Юный библиотекарь», «Малышок» и др. Согласно данным районной организации ВЛКСМ, в указанных кружках занималось более 180 человек.