Научная статья на тему 'Применение современных информационных технологий в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях'

Применение современных информационных технологий в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1568
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сметанкина Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных информационных технологий в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях»

Применение современных информационных технологий

в области обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях

Г. И. Сметанкина, канд. техн. наук ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Современная система обеспечения безопасной жизнедеятельности представляется как подсистема Государственной власти, основной задачей которой является предотвращение чрезвычайных ситуаций посредством формирования информационной политики в области защиты населения и территорий от ЧС. Информация такого рода постепенно становится более легкодоступной и действенной мерой воздействия на граждан, чем меры административного принуждения.

Существующая нормативно-правовая база в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности при своем достаточно большом объеме и некоторой внутренней противоречивости, далеко не единственная область знаний, которой должен владеть каждый сотрудник МЧС для разработки правильных и эффективных превентивных мероприятий. Человек объективно не в состоянии в полной мере оперировать такими объемами информации, а если учесть ограничения по времени, то задача представляется весьма трудноразрешимой.

Как показал, статистический анализ работы компьютеров, процесс формирования знаний и навыков работы с компьютерной техникой развивается достаточно медленно. У многих сотрудников, а зачастую у тех должностных лиц, которые должны быть инициаторами внедрения новых информационных технологий, отсутствуют простейшие навыки владения компьютерной грамотностью, в лучшем случае они владеют текстовым редактором Microsoft Word, другие приложения используются достаточно редко. В современных условиях, когда компьютер является основным рабочим инструментом для всех должностных лиц, использование его возможностей в полной мере позволяет существенно повысить производительность труда.

Использование новых информационных технологий в области обеспечения защиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны и пожарной безопасности открывает большие перспективы. Но простая повсеместная установка компьютеров, подключение к Internet и другие технические мероприятия не дадут желаемого результата, необходимо, чтобы во всех структурных подразделениях была создана электронная почта (е-mail), в городах и районах создавались профильные сайты, локальные и региональные сети, а также серверы. Необходимо направить основные средства на: совершенствование материально-технической базы и самое главное на подготовку специалистов. Второе направление представляется

экономически самым дорогим и продолжительным по времени — так как необходимо не только научить людей, но и нужно сформировать целую культуру работы с информацией.

В качестве практического примера такого подхода к решению поставленных задач можно привести использование в ГУ МЧС по Новосибирской области программно-аппаратного комплекса для информационно-методической поддержки деятельности органов государственного надзора в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны «Специальное программное обеспечение «Автоматизированная информационная система сбора информации о состоянии объектов защиты и исполнения административных процедур по осуществлению Государственного надзора на объектах защиты», разработанный Новосибирским филиалом НИИ ВДПО.

Разработано СПО ИАП для УГНД и территориальных ОНД с использованием бесплатно распространяемой СУБД Fierberd 2.1, интерфейс про-граммы-Ое1рЫ 7. Используется для представления выходных документов в редакторе MsOffice. Организованно взаимодействие с информационно-справочной системой нормативных документов по гражданской обороне, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и пожарной безопасности.

Опытный образец СПО ИАП разработан для уровня Управления ГНД субъекта и его подчиненных подразделений.

1) СПО разработано для использования в сетевом и автономном исполнении.

2) СПО содержит настройки, которые позволяют идентифицировать базы данных, созданные органом управления ГНД субъекта, территориальным отделом (отделением) ГНД субъекта.

3) Доступ к базам данных авторизован, каждое должностное лицо должно иметь свой пароль и соответствующий уровень доступа. Группы прав доступа организованы в программе при формировании справочников подразделений ГНД, с данными об инспекторском составе.

4) СПО содержит функции по слиянию БД ТО ГНД в единую БД УГНД субъекта и просмотра информации за субъект в целом.

В перспективе базы данных субъектов будут передаваться на уровень региональных центров и далее на уровень ДНД МЧС.

Программа СПО ИАП предназначена для ведения подразделениями ГНД субъекта базы данных объектов и базы данных исполнения Административных процедур ГНД [4] на объектах защиты. Полученные базы данных позволяют осуществлять планирование работы органов ГНД, вести электронные журналы по Административным процедурам ГНД, формировать анализ и статистические данные по надзорно-профилактической работе органов ГПН субъекта.

Полученные базы данных СПО ИАП могут использоваться в оперативной и аналитической работе ГУ МЧС субъектов РФ.

Современная версия программы предусматривает 3 уровня ведения и использования баз данных СПО ИАП.

1. Уровень руководства и сотрудников Управления ГНД (УГНД), на котором доступна информация по надзорно-профилактической работе всего субъекта, в разрезе каждого района, инспектора, объекта или видов объектов.

Для УГНД разработаны дополнительные функции в работе с СПО ИАП:

- Автоматическое объединение БД подразделений в единую БД субъекта.

- Формирование статистических данных по НПР объектов по конкретному инспектору, по территориальным Отделам ГНД, по УГНД субъекта в целом.

- Централизованное администрирование единой базы данных административной практики субъекта, с возможностью отслеживания сроков оплаты административных протоколов по данным Сбербанка России.

2. Уровень руководства ОГНД, на котором руководителям территориальных ОГНД доступна информация по объектам и надзорно-профилактической работе своего района.

3. Уровень инспекторского состава отдела (отделения) ГНД (ОГНД), на котором Инспектора УГНД и территориальных ОГНД вводят информацию по закрепленным за ними объектам и надзорно-профилактической работе. Им доступна информация своего района в целом.

Для получения эффекта от использования этой программы требуется принятие организационных решений на уровне субъектов, а именно:

- Ведение единой политики администрирования БД СПО ИАП в субъекте.

- Проведение централизованной настройки БД субъекта.

- Провести обучение ответственных лиц, инспекторского состава субъектов пользованию СПО ИАП.

- Разрешить при положительном результате работы с СПО ИАП перейти на электронные журналы, разрешенные Административным регламентом [4], с обязательной архивацией БД.

- Формировать политику отчетности и статистики по работе ГНД в едином ключе, для возможности максимального использования сформированных БД.

- Обеспечить подразделения субъектов вычислительной техникой, согласно современным нормам не менее 1 компьютера на 2 инспекторов. При штате ОГНД более 3-4 человек объединить компьютеры в локальную сеть для ведения единой базой данных.

Таким образом, когда основным ресурсом и результатом деятельности является информация, рациональная организация использования информационных технологий обеспечивает надежную основу и открывает большие

перспективы для эффективного решения задач по обеспечению безопасности в области защиты населения и территорий от ЧС, гражданской обороны и пожарной безопасности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.