Научная статья на тему 'Применение соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России'

Применение соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / сотрудники полиции / методы физического воспитания / соревновательный метод / физические качества / контрольные упражнения / physical training / police officers / methods of physical education / competitive method / physical qualities / control exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгений Владимирович Флусов, Сергей Николаевич Баркалов

Рассматривается один из аспектов тренировки сотрудников полиции к выполнению контрольных упражнений общей физической подготовки и совершенствования основных двигательных качеств посредством применения соревновательного метода при проведении учебных занятий. Предложены рекомендации по организации и проведению соревнований по общедоступным видам физических упражнений в рамках одного учебного занятия в системе образовательных организаций МВД России с учетом опыта проведения мероприятий по комплексу ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгений Владимирович Флусов, Сергей Николаевич Баркалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the competitive method in classes on general physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

This article discusses one of the aspects of training police officers to perform control exercises of general physical fitness and improving basic motor qualities through the use of a competitive method during training sessions. Recommendations on the organization and conduct of competitions on publicly available types of physical exercises within the framework of one training session in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the experience of holding events on the TRP complex, are proposed.

Текст научной работы на тему «Применение соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России»

Научная статья УДК 37

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-154-157 NIION: 2018-0077-1/23-301 MOSURED: 77/27-024-2023-01-500

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Применение соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России

Евгений Владимирович Флусов1, Сергей Николаевич Баркалов2

1 Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Брянск,

Россия, flusev72@inbox.ru

2 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, barkalov2009@mail.ru

Аннотация. Рассматривается один из аспектов тренировки сотрудников полиции к выполнению контрольных упражнений общей физической подготовки и совершенствования основных двигательных качеств посредством применения соревновательного метода при проведении учебных занятий. Предложены рекомендации по организации и проведению соревнований по общедоступным видам физических упражнений в рамках одного учебного занятия в системе образовательных организаций МВД России с учетом опыта проведения мероприятий по комплексу ГТО.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, методы физического воспитания, соревновательный метод, физические качества, контрольные упражнения

Для цитирования: Флусов Е. В., Баркалов С. Н. Применение соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 154-157. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-154-157.

Original article

Application of the competitive method in classes on general physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Evgeniy V. Flusov1, Sergey N. Barkalov2

1 Bryansk branch All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of

Russia, Bryansk, Russia, flusev72@inbox.ru

2 Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia, barkalov2009@mail.ru

Abstract. This article discusses one of the aspects of training police officers to perform control exercises of general physical fitness and improving basic motor qualities through the use of a competitive method during training sessions. Recommendations on the organization and conduct of competitions on publicly available types of physical exercises within the framework of one training session in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, taking into account the experience of holding events on the TRP complex, are proposed.

Keywords: physical training, police officers, methods of physical education, competitive method, physical qualities, control exercises

For citation: Flusov E. V., Barkalov S. N. Application of the competitive method in classes on general physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):154-157. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-154-157.

В задачи физической подготовки сотрудников полиции, в том числе слушателей образовательных организаций МВД России, входит воспитание и поддержание на должном уровне профессионально важных физических качеств [1]. В связи с этим обстоятельством

в структуре образовательных программ профессионального обучения по должности служащего «Полицейский» предусмотрена факультативная дисциплина «Общефизическая подготовка». Содержание практических занятий определено темами «Прикладная гимнастика и атле-

© Флусов Е. В., Баркалов С. Н., 2023

154 PEDAGOGICAL SCIENCES

тическая подготовка» и «Легкая атлетика и ускоренное передвижение». Номенклатура упражнений по этой тематике представлена в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации и включает: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, жим гири 24 кг, наклоны вперед из положения лежа на спине, силовое комплексное упражнение для мужчин, силовое комплексное упражнение для женщин, поднос прямых ног к перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, челночный бег 10*10 м и 4*20 м, бег на 100 м, бег (кросс) на 1, 3 и 5 км.

Как правило, занятия по дисциплине «Общефизическая подготовка» проводятся комплексно и включают в своем содержании упражнения из двух вышеуказанных тем. На освоение дисциплины отводится 30 часов учебного времени, что при двух- и трехразовых занятиях в неделю (плюс занятия по обязательной дисциплине «Физическая подготовка») дает основания и возможность организовать полноценный тренировочный процесс совершенствования техники выполнения общефизических упражнений и целенаправленного воспитания физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости). При таком способе организации учебно-тренировочного процесса особые требования предъявляются к отбору методов и средств обучения.

Как известно, специалистами выделены следующие специфические методы физического воспитания: метод строго регламентированного упражнения (упражнения выполняются в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой), игровой метод (использование упражнений в игровой форме), соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме) [3, 4, 5].

Каждый из этих методов решает определенные задачи при освоении обучающимися новых двигательных действий, воспитании физических качеств, имеет свои специфические особенности, преимущества (достоинства) и недостатки (слабые стороны).

Приводя краткую характеристику указанных методов, необходимо отметить, что метод строго регламентированного упражнения при обучении движениям применяется в виде расчлененно-конструктивного и целостно-конструктивного упражнений.

Метод расчлененно-конструктивного упражнения используется при обучении сложно-координационным двигательным действиям, а также в тех случаях, когда упражнение состоит из большого числа элементов. Суть метода заключается в разделении («расчленении») упражнения на составные части, разучивание частей, а затем объединение их в единое действие. Как правило, разучивание начинают с ведущего звена техники выполнения упражнения. Основным преимуществом этого метода является то обстоятельство, что внимание занимающихся сосредоточено на каждой из деталей упражнения, из недостатков - специалисты отмечают трудность объединения разученных элементов упражнения в единое целое.

Метод целостно-конструктивного упражнения предусматривает освоение упражнения в целостной структуре с начала и до конца его выполнения, без разделения на части. Как правило, применяется при обучении несложным по структуре движениям. Сильная сторона метода заключается в формировании прочных условно-рефлекторных связей одновременно на все элементы двигательного действия. Не рекомендуется использовать для обучения сложным физическим упражнениям, так как ошибки, возникающие в выполнении деталей техники, могут привести к неправильному выполнению всего упражнения.

Игровой метод применяется при комплексном совершенствовании двигательных действий в усложненных или облегченных условиях, на фоне проявления психофизических качеств личности занимающихся. Его основной отличительной чертой является организация игры по какому-либо сюжету или сценарию, где занимающиеся выполняют двигательные действия на основе определенных правил. В занятиях могут использоваться подвижные игры, элементы спортивных игр, а также спортивные игры по упрощенным и официальным правилам. Достоинство этого метода заключается в присутствии высокого эмоционального фона и хорошей стимуляции деятельности, сложность дозирования нагрузки является его обратной стороной.

Соревновательный метод малопригоден для обучения двигательным действиям, особенно на начальном этапе, однако успешно решает задачи по совершенствованию умений и навыков в различных условиях, оценке качества владения упражнениями. Эти обстоятельства и обуславливает его сильные и слабые стороны. Соперничество является отличным способом стимулирования занимающихся к максимальному уровню проявления физических и морально-волевых качеств. Одним из условий эффективного применения этого метода является предварительная подготовка занимающихся и мест проведения, а также квалифицированное педагогическое руководство (в том числе судейство).

Рассмотренные методы успешно применяются на разных этапах прохождения дисциплины «Общефизическая подготовка». Вместе с тем более пристального внимания, на наш взгляд, заслуживает обсуждение проблем, относящихся к особенностям применения соревновательного метода. Это обусловлено тем обстоятельством, что выполнение определенной номенклатуры упражнений на протяжении ряда занятий снижает интерес занимающихся к их выполнению, а также мотивацию в дальнейшем совершенствовании физических качеств. Кроме того, в проведенном нами исследовании 86 % слушателей высказались за проведение занятий, связанных с выполнением контрольных упражнений общей физической подготовки, в форме соревнований.

Отбор средств для таких занятий играет важную роль, учитывая условия их применения в рамках одного учебного занятия. При этом соревновательные упражнения должны быть информативными для оценки уровня общефизической подготовленности слушателей (с выставлением отметки в журнал успеваемости), до-

СКИЕ НАУКИ 155

ступны в техническом плане при выполнении и судействе, травмобезопасны, интересны для слушателей.

При организации соревнований в рамках одного практического занятия необходимо учитывать следующие факторы: ограничение по времени; профилактика травматизма; подготовка мест занятий; судейство.

Поскольку в образовательных организациях МВД России учебное время рассчитывается в академических часах, то продолжительность одного учебного занятия не может превышать 90 минут. Ограничение по времени предъявляет достаточно жесткие требования к отбору видов и количества соревновательных упражнений, которые будут включены в программу, а также к организации занятия.

Профилактика травматизма предусматривает проведение качественной разминки (как общей, так и специальной) для каждого соревновательного упражнения, а также разъяснением и усвоением правил соревнований.

Подготовка мест занятий включает следующий инвентарь и оборудование: площадка или дорожки для челночного бега, дорожка для прыжков в длину с места, станок для подсчета отжиманий, гимнастическая скамейка с разметкой для определения результата в выполнении наклона вперед, гимнастические маты или татами, высокая и низкая перекладины, гири 24 кг.

Судейство в соревнованиях является одним из основных его составляющих и должно обеспечить объективный подход к каждому участнику. Общее руководство судейством осуществляет один из преподавателей, проводящих занятие. Он хронометрирует выполнение челночного бега, следит за общей организацией соревнований, разрешает спорные моменты, возникающие в каждом виде программы. Второй преподаватель является секретарем: заносит информацию с результатами участников в каждом виде программы в компьютер с заранее разработанной программой, а также является судьей-информатором. В каждом виде программы результат участника, выполняющего упражнение, определяет участник, выступающий следующим. Участник, выполнивший упражнение, после объявления результата докладывает информацию секретарю соревнований. Такая организация судейства позволяет совершенствовать у слушателей знания о технике правильного выполнения упражнений и воспитывать у них честность и ответственность.

В последнее время большую популярность приобретают соревнования и сдача норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В организации и проведения таких мероприятий накоплен достаточно большой положительный опыт, который мы также использовали в своей работе. Упражнения комплекса ГТО для разных возрастных групп достаточно разнообразны. Часть из них является абсолютно идентичными контрольным упражнениям общей физической подготовки для сотрудников полиции (например, подтягивание на перекладине, отжимания в упоре лежа), некоторые незначительно отличаются по технике выполнения (наклоны

156

вперед из положения лежа на спине, челночный бег), ряд упражнений являются новыми (прыжок в длину с места и др.). В условиях спортивных залов с точки зрения практической реализации хорошо «зарекомендовали себя»: прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине.

Для реализации соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке у слушателей образовательных организаций МВД России в соответствии с вышеуказанными факторами нами были отобраны следующие упражнения (табл. 1).

Таблица 1

Перечень соревновательных упражнений

№ п/п Наименование упражнения

для сотрудников мужского пола для сотрудников женского пола

1 Челночный бег 10x10 м

2 Прыжок в длину с места

3 Сгибание и разгибание рук (отжимания) в упоре лежа

4 Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке

5 Сгибание и разгибание туловища в течение 1 минуты (ноги согнуты, зафиксированы) Сгибание и разгибание туловища в течение 1 минуты (ноги прямые, не зафиксированы)

6 Подтягивание на перекладине (высокой) Подтягивание на перекладине (низкой)

7 Толчок (жим) гири 24 кг

Таким образом, мужчины соревновались в семи упражнениях, женщины - в шести. При этом структура построения занятий выглядит следующим образом: подготовительная часть (15 минут) состоит из вводного слова, общей разминки в составе учебной группы и специальной разминки для выполнения челночного бега; основная часть (70 минут) включает выполнение соревновательных упражнений; заключительная часть (5 минут) содержит подведение итогов, объявление результатов, награждение победителей и призеров, выставление отметок.

Основная часть такого занятия организовывается по принципу «муравейника», где участники выполняют соревновательные упражнения в любой последовательности на свободных местах проведения. Роль преподавателя здесь заключается в корректировке оптимального количества занимающихся на виде и разрешению спорных моментов при судействе. Во время соревнования слушателям на экране демонстрируются видеофрагменты с правильной техникой выполнения соревновательных упражнений, что позволяет снизить количество споров между ними.

Для выполнения отобранных упражнений в форме соревнований необходимо было разработать критерии оценки показанных результатов. В каждом виде участники ранжировались по местам, согласно показанным результатам. Затем складывались места участников, занятые в каждом виде программы, и ранжировались. При равенстве набранных очков преимущество отдавалось участнику, показавшему лучший результат

PEDAGOGICAL SCIENCES

в челночном беге. Победитель и призеры соревнований у мужчин и женщин награждались импровизированными грамотами и памятными призами.

Как было отмечено ранее, соревновательный метод выполнения упражнений позволяет выявить и оценить качество владения двигательными действиями, а одним из требований к практическому занятию является выставление отметок. Поэтому параллельно с общим зачетом по всем упражнениям, проводился подсчет результатов в упражнениях, которые являются контрольными при проверках общей физической подготовленности сотрудников полиции, то есть подсчитывалось количество баллов, набранных участниками в челночном беге 10*10 м и силовом упражнении. У сотрудников мужского пола выбирался лучший результат в баллах согласно пункту 200 Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [2] (далее - Порядок), показанный в подтягивании на перекладине, отжиманиях в упоре лежа, жиме (толчке) гири 24 кг, а у сотрудников женского пола - в сгибании и разгибании туловища в течение 1 минуты и отжиманиях в упоре лежа.

Оценка «удовлетворительно» выставлялась, если участник набрал необходимое минимальное количество баллов по своей возрастной группе согласно требованиям пункта 198 Порядка. Оценку «хорошо» получали участники, набравшие количество баллов достаточное согласно пункту 225 Порядка для присвоения квалификационного звания «Специалист III класса», оценку «отлично» - «Специалист II класса».

Приведенные критерии оценивания результатов в контрольных упражнениях общей физической подготовки разработаны исключительно авторами статьи и могут быть изменены в зависимости от целей конкретного занятия.

В заключение необходимо отметить, что применение соревновательного метода в занятиях по общефизической подготовке у слушателей образовательных организаций МВД России позволяет повысить эмоциональный фон, заинтересованность занимающихся, стимулирует участников показать максимальный результат, прививает потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, способствует совершенствованию физических и воспитанию морально-волевых качеств.

Библиографический список

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учебник для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М. : Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

4. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов фак-та физ. культуры пед. ин-тов / под ред. В. А. Ашмарина. М. : Просвещение, 1999. 286 с.

5. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарики, 2003. 488 с.

Bibliographic list

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 450 dated July 1, 2017 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 275 dated May 5, 2018 «On approval of the Procedure for organizing personnel training for positions in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // SPS «Con-sultantPlus».

3. Matveev, L. P. Theory and methodology of physical culture (general fundamentals of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professionally applied forms of physical culture): Textbook for in-tov phys. Culture / L. P. Mat-veev. M. : Physical culture and sport, 1991. 543 p.

4. Theory and methodology of physical education: studies. for students of the faculty of physics. culture of pedagogical in-tov / edited by V. A. Ashmarin. M.: Enlightenment, 1999. 286 p.

5. Physical culture of a student: textbook / edited by V. I. Ilyinich. M. : Gardariki, 2003. 488 p.

Дополнительная информация об авторах Е. В. Флусов - старший преподаватель кафедры огневой, физической и тактико-специальной подготовки, кандидат педагогических наук;

С. Н. Баркалов - начальник кафедры физической подготовки и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors E. V. Flusov -Senior Lecturer of the chair of weapon, physical and special tactical training, candidate of sciences (pedagogical);

S. N. Barkalov - Head of the chair of physical training and sports, Candidate of sciences (pedagogical), assistant professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests. Статья поступила в редакцию 15.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 15.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.