Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО IV СТУПЕНИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО IV СТУПЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьники / соревновательный метод / физическая культура / тестирование двигательных качеств / ГТО / schoolchildren / competitive method / physical culture / motor qualities testing / GTO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Алатырева Яна Алексеевна, Поздняков Василий Евгеньевич, Курякова Любовь Николаевна

Рассмотрена возможность использования соревновательного метода при подготовке школьников седьмого класса к выполнению нормативов ВФСК ГТО в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Предложены средства физического воспитания и определена их эффективность в ходе педагогического эксперимента на основе анализа динамики показателей физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобков Виталий Викторович, Алатырева Яна Алексеевна, Поздняков Василий Евгеньевич, Курякова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPETITIVE METHOD IN THE PREPARATION OF TRAINING TO IMPLEMENT THE STANDARDS OF THE VFSK GTO IV LEVEL

The possibility of using the competitive method in the preparation of seventh grade schoolchildren for the implementation of the standards of the VFSK GTO within the framework of the academic discipline "Physical Culture" is considered. The means of physical education and con-trol tests are proposed to verify their effectiveness in the course of a pedagogical experiment based on the analysis of the dynamics of physical fitness indicators.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО IV СТУПЕНИ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-5-3-10

ПРИМЕНЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО IV СТУПЕНИ

В.В. Бобков, Я.А. Алатырева, В.Е. Поздняков, Л.Н. Курякова

Рассмотрена возможность использования соревновательного метода при подготовке школьников седьмого класса к выполнению нормативов ВФСК ГТО в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Предложены средства физического воспитания и определена их эффективность в ходе педагогического эксперимента на основе анализа динамики показателей физической подготовленности.

Ключевые слова: школьники, соревновательный метод, физическая культура, тестирование двигательных качеств, ГТО.

APPLICATION OF COMPETITIVE METHOD IN THE PREPARATION OF TRAINING TO IMPLEMENT THE STANDARDS OF THE VFSK GTOIVLEVEL

Bobkov V.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, junior research fellow, vitaly-x5@yandex.ru, Russia, Moscow, Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Federal Science Center of Phisical Culture and Sports (FRS VNIIFK),

Alatyreva Y.A., graduate student, yana. Alaty-reva@yandex.ru, Russia, Moscow, Federal Science Center of Phisical Culture and Sports (FRS VNIIFK),

Pozdnyakov V.E., senior lecturer, A04091954@ yandex.ru, Russia, Moscow, Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Kuryakova L.N., senior lecturer, m13102009 @yandex.ru, Russia, Moscow, Moscow International University

The possibility of using the competitive method in the preparation of seventh grade schoolchildren for the implementation of the standards of the VFSK GTO within the framework of the academic discipline "Physical Culture" is considered. The means of physical education and control tests are proposed to verify their effectiveness in the course of a pedagogical experiment based on the analysis of the dynamics of physical fitness indicators.

Key words: schoolchildren, competitive method, physical culture, motor qualities testing, GTO.

Бобков Виталий Викторович, канд. пед. наук, доц., младший научный сотрудник, vitaly-x5@, yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФНЦ ВНИИФК),

Алатырева Яна Алексеевна, аспирант, yana. alatyreva@yandex.ru, Россия, Москва, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФНЦ ВНИИФК),

Поздняков Василий Евгеньевич, старший преподаватель, A04091954@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина,

Курякова Любовь Николаевна, старший преподаватель, m13102009@yandex.ru, Россия, Москва, Московский международный университет

Актуальность данного исследования определена условиями сложившейся на сегодняшний день эпидемиологической обстановки, при которой обучающиеся 6-11-х классов большую часть времени, начиная с 2020 года, провели на дистанционном обучении. Осенний и зимний периоды 2021/22 учебного года также проводились в смешанном виде. В начале весеннего семестра 2022 г. образовательным ор-

ганизациям разрешили реализацию образовательного процесса в очном формате, но с учетом дополнительных санитарно-эпидемиологических требований (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16). Согласно данным требованиям общеобразовательная организация должна осуществлять работу по специально разработанному расписанию уроков и перемен, составленному с целью минимиза -ции контактов обучающихся, а именно: каждый класс находится в отдель -ном кабинете по параллелям. В связи с этим уроки по физической культуре стали проходить в принципиально ином формате, появилось больше теоретических занятий с использованием цифровых технологий, что неминуемо привело к тому, что дети меньше стали взаимодействовать друг с другом, меньше двигаться, стали больше подвержены неблагоприятным последствиям гиподинамии [1, 2].

Отсюда возник ряд сложностей, связанных с организацией физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди обучающихся [3]. Учитывая тот факт, что среди подростков все чаще наблюда -ются случаи употребления электронных сигарет, алкогольных и энергети -ческих напитков, преобладает сидячий и неактивный образ жизни, в связи с чем ухудшается их здоровье. Следует искать новые возможности воздействия на обучающихся с целью формирования здорового образа жизни (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ). На сегодняшний день отмечается, что соревновательный аспект деятельности стал проявляться в организации процесса обучения в значительно меньшей степени, при этом именно соревновательная деятельность способна привить детям правильное ощущение здоровой конкуренции [4, 5].

Большая интеллектуальная нагрузка и режим учебной деятельности обучающихся представляют собой значимый фактор ослабления здоровья и роста количества простудных заболеваний [6]. Следовательно, причинами являются: малоподвижный образ жизни - гиподинамия, накапливание негативных чувств - стресс, которые приводят к деструктивным изменениям в эмоциональной сфере личности [7].

Цель исследования - определить влияние соревновательного метода обучения на показатели двигательной активности в условиях общей физической подготовки по физической культуре, а также при подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Задачи исследования - обосновать эффективность соревновательного метода среди обучающихся 7-х классов и выявить аспекты влияния данного метода на детей, которые принимают участие в этом исследова -нии.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Методика и организация исследования. В рамках педагогического эксперимента занятия по физической культуре в течение полугода проходили в соревновательной форме.

Соревновательный метод - это вид деятельности, при котором дети пытаются одержать первенство, продемонстрировав свой лучший результат [8]. Ученики могут соревноваться как за качество выполнения задания, так и за конечный результат. Соревновательная деятельность вызывает у детей стремление максимально проявить свои способности. Как элемент формы урока соревновательный аспект позволяет способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма и выявлять качественный уровень их развития [9, 10].

Исследование проводилось в ГБОУ города Москвы «Школа № 814». В исследовании были задействованы обучающиеся классов 7М и 7В в количестве 50 чел. (30 мальчиков и 20 девочек). В сентябре по школьной программе осваивался модуль «Легкая атлетика». Каждый урок дети выполняли легкоатлетические упражнения на развитие основных физических качеств и готовились к выполнению нормативов (прыжок в длину с места, челночный бег 3 по 10 м, сгибание туловища из положения лежа на время, подтягивание из виса на высокой перекладине, сгибание и разгибание в упоре лежа). Исходный уровень подготовки был зафиксирован через 2 недели после начала занятий.

После месяца занятий (втягивающего мезоцикла) на уроках стал применяться соревновательный метод. При построении тренировочного процесса во время исследования были использованы следующие средства: общеразвивающие упражнения, разновидности бега и прыжков; упражне -ния на развитие силы мышц рук, ног и туловища; упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов; подвижные игры.

Программа тренировок в обоих классах была схожа, в зависимости от уровня физической подготовленности обучающихся. Соревновательная и урочная формы занятий использовались после разминки в основной части урока. Дети были разделены на группы, в каждой из которой находилось по 5 чел.

По команде преподавателя каждая группа выходила в своей очередности на линию старта. Необходимо было выполнить ускорение из разных положений. Следующее задание заключалось в соревновании между группами по прыжкам в длину. Была создана турнирная таблица, в которой фиксировался результат каждого участника по группам. Еще одним инте -ресным заданием было удержание набивного мяча из разных положений на время. Результаты между собой суммировались, после чего выявляли группу лидеров. Подобным образом, но только в подвижных играх, использовались различные упражнения. Особенность всех упражнений (табл. 1) в соревновательной форме заключалась в стимулировании интереса подростков при выполнении этих упражнений.

Таблица 1

Средства физического воспитания

№ Упражнения Подвижные игры

п/п

1 Бег на месте - ускорение «Салки по линиям». Участники распределяются по залу и встают на линии. По сигналу водящий пытается догнать участников, передвигаясь по линиям. Если водящий осалил одного из участников, то участник выбывает из игры. Водящий побеждает, если успеет за определенное время осалить всех

2 Приседание - ускорение «Цу - е - фа». Раскладываются обручи в вертикальном положении. С одной стороны встает команда 1, с другой стороны - команда 2. По сигналу первые участники начинают прыгать через обручи. Как только встречаются вдвоем в обруче, то скидываются на «Цу - е - фа». Кто выигрывает раунд, тот продолжает прыгать, кто проигрывает, возвращается в ко -нец своей команды, вместо него продолжает прыгать следующий участник. Задача игрока прыгать до последнего обруча и выйти из него до того, как впрыгнет участник другой команды. Выигрывает команда, которая больше всего наберет очков

3 Сгибание рук в упоре лежа - ускорение -

4 Выпрыгивание -ускорение -

5 Удержание медицинбола на время (и.п - руки вверх, и.п. - руки вперед) -

В сложившихся условиях каждый ученик оказался в конкурентной среде, где присутствовала атмосфера соперничества. Исходя из этого, соревновательный метод позволяет развивать функциональные возможности организма, преодолевать трудности. Тестирование исследуемых клас -сов проводилось на основе стандартных тестов по физической подготовке школьников (табл. 1) в течение четырех месяцев. Повторное тестирование было проведено в конце декабря с использованием аналогичной вводному тестированию батареи тестов.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ проведенного исследования показал, что в первом триместре (при использовании соревновательного метода) количество обучающихся, которые улучшили свои результаты при выполнении контрольных испытаний, составило более 60 %.

Был рассчитан средний процент успеваемости обучающихся при численности в двух классах 50 чел. (7В -27 чел., 7М - 23 чел.).

С другой стороны, количество обучающихся, улучивших свои показатели, значительно возросло, что не могло положительным образом отра -зиться на общей успеваемости, которая повысилась до 78 % (рисунок).

120

100

80

60

40

20

I Удовлетворительно I Хорошо, отлично

До применения соревновательного метода

40

60

После примения соревновательного метода

22

78

0

Анализ успеваемости обучающихся по предмету «Физическая культура» в первом триместре, %

Следует отдельно отметить тот факт, что обучающиеся стали более эмоциональны, занятия проводились в атмосфере всеобщей включенности в образовательный процесс, что сказалось не только на учебной успевае -мости, но и на настроении. У детей появилось желание улучшить свои показатели, продемонстрировать свои умения в условиях соревновательной деятельности, а также в выполнении нормативов ГТО.

По результатам оценочной таблицы уровень физической подготовленности обучающихся классов 7М и 7В приблизительно одинаковый. В ходе исследования было выявлено, что показатели физической подго -товленности обучающихся улучшились. Самое главное, в обоих классах вырос уровень самооценки, появились лидеры, что выражалось в желании отдельных обучающихся на каждом уроке добиваться улучшения результатов по сравнению с другими учениками, а также относительно своих результатов, показанных несколькими уроками ранее.

Анализ проведенного исследования показал, что применение соревновательного метода обучения на уроках по физической культуре в 7-х классах является эффективным, что выразилось в значительном сни -жении количества отстающих учеников по всем видам тестовых испыта-

ний. Под отстающими учениками подразумевалось, что они не могут выполнить испытание на оценку удовлетворительно, что соответствует бронзовому знаку отличия ВФСК ГТО (табл. 2).

Таблица 2

Виды тестов и процентное соотношение динамики результатов среди наименее подготовленных учеников, %

Результат отстающих

№ Вид тестирования (% от общего количества испытуемых)

п/п До применения соревновательного метода После применения соревновательного метода

1 Челночный бег 3*10 м 8 4

Наклон вперед

2 из положения стоя 4 2

с прямыми ногами на гимнастической скамье

Подтягивание из виса

на высокой перекла-

3 дине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа 12 8

4 Прыжок в длину 10 6

с места

Поднимание туло-

5 вища из положения лежа 6 2

Выводы. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы касательно возможного использования соревновательного метода на уроках физической культуры:

1. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию высоких показателей работоспособности. Дети, которые смогли улучшить показатели физической подготовленности, под конец триместра меньше уставали от учебной нагрузки.

2. Физические упражнения с применением соревновательного метода положительно влияют на развитие таких важных качеств, как сила, выносливость, подвижность и уравновешенность нервных центров, вызывают прилив положительных эмоций, позволяют преодолевать усталость и стресс.

3. Существенно улучшились показатели двигательной активности у обучающихся, что выражалось заметным желанием улучшить свои результаты путем здоровой конкуренции между собой. Обучающие стали проявлять такие качества, как организованность, собранность, целеустремленность, дисциплинированность.

4. Разработанная методика организации занятий физической культурой показала свою эффективность при подготовке к выполнению норм ГТО, так как моделирует ситуацию, которая возникает при выполнении тестов ГТО, когда каждый поставлен в условия необходимости проявлять предельные физические возможности.

Список литературы

1. Бобков В.В. Дистанционное обучение на кафедре физического воспитания и спорта // Будущее в настоящем: человеческое измерение цифровой эпохи: сб. материалов III Междунар. науч. конф. М.: Издат. центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2018. С. 17-19.

2. Германов Г.Н., Никитушкин В.Г., Цуканова Е.Г. Физическая культура в школе. Легкая атлетика: учеб. пособие. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 461 с

3. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология // Тео -рия и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 5-7.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГАФК, 1999. 320 с.

5. Масловская Ю.И. О сущности и признаках соревновательного метода в физическом воспитании // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверсггэта. Фшалопя. Журналютыка. Педагопка. 2014. № 3. C. 75-78.

6. Масловская Ю.И. Построение занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» с использованием соревновательного метода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2018. 28 с.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

8. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьника. М.: Просвещение, 2014. 143 с.

9. Тозик О.В. Повышение функциональных резервов организма учащихся старших классов средствами физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 24 с.

10. Ясько А.И., Баймагамбетова А.С. Учебно-методическое пособие по подвижным играм. М.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 216 с.

References

1. Bobkov V.V. Distancionnoe obuchenie na kafedre fizicheskogo vospitaniya i sporta [Distance learning at the Department of Physical Education and Sports] // Future in the present: human dimension of the digital era: sat. materials III Intern. scientific conf. M.: Publishing house. center of the Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkina, 2018. P. 17-19.

2. Germanov G.N., Nikitushkin V.G., Cukanova E.G. Fizicheskaya kul'tura v shkole. Legkaya atletika [Physical culture at school. Athletics]: textbook. allowance. M.: Yurayt Publishing House, 2018. 461 p.

3. Kuz'min M.A. Differencial'naya sportivnaya psihologiya [Differential sports psychology] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 4. P. 5-7.

4. Kuramshin Yu.F. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical culture]: ucheb. allowance. St. Petersburg: SPbGAFK Publ., 1999. 320 p.

5. Maslovskaya Yu.I. O sushchnosti i priznakah sorevnovatel'nogo metoda v fizi-cheskom vospitanii [On the essence and features of the competitive method in physical education] // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika [Bulletin of the Belarusian State University. Philology. Journalism. Pedagogy]. 2014. No. 3. C. 75-78.

6. Maslovskaya Yu.I. Postroenie zanyatij po uchebnoj discipline «Fizicheskaya kul'tura» s ispol'zovaniem sorevnovatel'nogo metoda [Construction of classes in the academic discipline "Physical culture" using the competitive method]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Minsk, 2018. 28 p.

7. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical culture]: a textbook for in-t nat. culture. M.: Fizkultura i sport, 1991. 543 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Mejkson G.B., Lyubomirskij L.E. Metodika fizicheskogo vospitaniya shkol'nika [Methods of physical education of a schoolchild]. M.: Education, 2014. 143 p.

9. Tozik O.V. Povyshenie funkcional'nyh rezervov organizma uchashchihsya star-shih klassov sredstvami fizicheskogo vospitaniya [Increasing the functional reserves of the body of high school students by means of physical education]: author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 2011. 24 p.

10. Yas'ko A.I., Bajmagambetova A.S. Uchebno-metodicheskoe posobie po pod-vizhnym igram [Teaching aid for outdoor games]. M.: Publishing house of the Russian State Pedagogical University im. A.I. Herzen, 2015. 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.