являлась составной частью военно-мобилизационной деятельности. Она проводилась на основе решения Государственного комитета обороны (ГКО) от 16 июля 1941 года «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-морского флота»3.
Первые дни войны показали, что накопленные в мирное время резервы специалистов оказались недостаточными для развёртывания частей радиоразведки действующей армии. Потребность в младших специалистах планировалось удовлетворить за счёт призыва из запаса (примерно на 50 проц.) и кадрового состава развёрнутых частей4. Но поскольку чёткого и планомерного развёртывания спецподразделений по мобилизационным планам произвести не удалось, то многие кадровые формирования западного направления (394, 541, 480, 474, 561 ордн), понеся ощутимые потери в первые же дни войны, сами оказались в некомплекте и не смогли выделить кадры для формирования на своей базе радиочастей. При отсутствии учебных подразделений в развёрнутых до войны дивизионах, а также запасных и учебных частей потребность в личном составе специалистов радиоразведки резко возросла, в то время как мобилизационные ресурсы в приграничных округах из-за потери значительной территории СССР существенно сократились. Тогда-то и возникла острая необходимость форсировать обучение нужных кадров в сформированном 15 июля 1941 года 3-м отдельном запасном радиодивизионе (г. Горький)5, где готовили для радиодивизионов действующей армии радистов-пеленгаторщиков, приёмослежечников, двусторонников и радиомастеров. <...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Связь в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945 гг. Л.: ВКАС, 1961. С. 115.
2 Текущий архив в/ч 86622. Д. 1813. Л. 3.
3 См.: 50 лет Вооружённых Сил СССР. М.: Воениздат, 1968. С. 226.
4 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 313 ОРДН. Оп. 553848. Д. 1. Л. 2; Ф. 370 ОРДН. Оп. 351766. Д. 2. Л. 4.
5 Текущий архив в/ч 86622. Д. 1813. Л. 1.
ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ
КЛИМОВ Андрей Алексеевич —
заместитель начальника отдела Центра оперативно-тактических исследований Внутренних войск МВД России, полковник, кандидат исторических наук (111250, г. Москва, ул.
Красноказарменная, д. 9а)
ПРИМЕНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ И ЧАСТЕЙ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК НКВД — МВД СССР ЗА ГРАНИЦЕЙ В
1940—1950-Е ГОДЫ
Силовой составляющей МВД РФ являются внутренние войска (ВВ), которые в современных условиях вместе с другими правоохранительными органами обеспечивают внутреннюю безопасность российского государства. Представляется, что теория и практика военного строительства сегодня должны базироваться на фундаменте богатейшего исторического опыта развития внутренних войск НКВД — МВД СССР1 в послевоенный период, творческое использование которого позволит уйти от повторения многих ранее имевшихся ошибок, дать правильные ответы на острые вопросы организационного строительства и служебно-боевой деятельности, стоящие перед ВВ МВД РФ.
По мере изгнания немецко-фашистских войск с территории Советского Союза важной задачей для внутренних войск оставалась охрана правительственных и особо важных объектов и выполнение оперативных заданий органов государственной безопасности. Для этого на территории оккупированной Германии было сформировано Управление внутренних войск в Германии (просуществовало до 1957г.). В дальнейшем находившиеся в его распоряжении части были либо возвращены в СССР, либо расформированы.
Существенно возросли функции войск, связанные с охраной военнопленных за границей и конвоированием их на территорию СССР. Пришлось увеличить численность конвойных войск за счёт частей, переданных из Красной армии (КА). Кроме конвоирования и охраны военнопленных конвойные части охраняли особые лагеря с военными преступниками и тюрьмы, а также конвоировали лиц, содержащихся под стражей, в судебные учреждения, по железным дорогам, морским, речным путям сообщений. По мере освобождения военнопленных части конвойных войск сокращались.
С конца мая 1945года внутренние войска выполняли следующие основные служебно-боевые задачи: по борьбе с бандитизмом, особенно в западных областях Украинской и Белорусской республик и на всей территории Прибалтийских республик; по охране тыла групп войск КА, охране союзных контрольных комиссий и советских посольств; выполняли оперативно-боевые задания оперативных групп НКВД СССР, находившихся за границей; по охране правительственных учреждений и органов НКВД — НКГБ, отдельных промышленных объектов (нефтепромыслы, озокеритовые заводы и др.), по выполнению оперативных заданий местных органов НКВД — НКГБ; по поддержанию порядка в ряде крупных городов, таких как Москва, Ленинград, Киев, Тбилиси, Ташкент, Алма-Ата и др.; по обеспечению условий успешного проведения предвыборной кампании, выборов и охране выдвигаемых кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР, особенно в западных областях Украинской и Белорусской республик и на всей территории Прибалтийских республик.
В докладе штаба войск НКВД СССР по охране тыла Центральной группы войск (ЦГВ) начальнику Главного управления внутренних войск (ГУВВ) НКВД СССР о боевой и оперативно-служебной деятельности внутренних войск (за период с 10мая по 31декабря 1945г.) сообщалось о послевоенной оперативной обстановке в тылу ЦГВ, а именно на территории стран Восточной Европы. Обстановка характеризовалась чрезвычайной засоренностью враждебным и преступным элементом, наличием политической борьбы между местными политическими партиями за влияние на массы и подпольной деятельностью фашистских элементов. Особенно подчёркивалось, что мелкие группы солдат и офицеров немецкой армии, преимущественно из войск «СС», не желая сдаваться в плен Красной армии, с оружием скрывались в горно-лесистых
районах Австрии и Чехословакии, нападали на мелкие группы военнослужащих КА, на автотранспорт и местное население в целях приобретения продуктов питания, одежды и документов. Часть немецких солдат и офицеров переодевались в гражданскую одежду, оседали в глухих населённых пунктах, выдавая себя за местных жителей2.
О количестве солдат и офицеров противника, находившихся в тылу ЦГВ, можно было судить из того, что только за май—декабрь 1945года войска НКВД СССР задержали 51534человека3.<...>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Внутренние войска МВД СССР в исследуемый период — это оперативные части внутренних войск (части оперативного назначения), пограничные войска, конвойные войска, войска местной противовоздушной обороны (МПВО), войска по охране железных дорог, войска по охране особо важных предприятий промышленности и войска правительственной высокочастотной связи (ВЧ связи), которые после окончания Великой Отечественной войны с 1945г. входили в состав НКВД СССР, с 1946г. — в состав МВД СССР, частично с 1947г. — в состав МГБ СССР, с 1953г. — вновь в составе МВД СССР. См.: Органы и войска МВД России. М., 1996; Лубянка. ВЧК — ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ — МВД — КГБ. 1917—1960. Справочник. М., 1997.
2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.38650. Оп. 1. Д. 227. Л. 27.
3 Там же. Д. 242. Л. 41.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Арцыбашев Валерий Александрович —
заведующий сектором научно-справочного аппарата отдела информационного обслуживания Центрального московского архива-музея личных собраний г. Москвы, кандидат исторических
наук (E-mail: [email protected])
«ЦЕЛЬЮ ВОЙНЫ КОАЛИЦИИ БУДЕТ РАЗГРОМ ПРОЛЕТАРСКОГО ГОСУДАРСТВА...»
Мы продолжаем публикацию документов, свидетельствующих о разногласиях в 1920—1930-х годах в высшем советском военном руководстве по вопросам подготовки к будущей войне. В № 11 журнала за 2009 год были помещены письмо А.А. Свечина к К.Е. Ворошилову и его записка о характере возможной войны и подготовительных мерах к ней. Сегодня мы публикуем ответ на записку А.А. Свечина начальника Штаба РККА Б.М. Шапошникова.