Научная статья на тему 'Применение служебного теста САТ в целях эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа'

Применение служебного теста САТ в целях эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел РФ / специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа / служебные тесты / стимульно-адаптационный тест (САТ) / полиграф / полиграфолог / адаптация и стимуляция обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа / professional psychological selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation / special psycho-physiological research using a polygraph / service tests / stimulus-adaptation test (SAT) / polygraph / polygraph examiner / adaptation and stimulation of the person being examined within the framework of the SPFI using a polygraph

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ирина Викторовна Усачева, Мария Сергеевна Сиворонова

Представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей обследуемых лиц в рамках проведения СПФИ с применением полиграфа, способствующие успешному решению задач их адаптации и стимуляции на этапе применения служебных тестов. Описаны задачи служебных тестов в рамках проведения СПФИ с применением полиграфа. Раскрыты индивидуально-психологические особенности обследуемых лиц, которые обеспечивают оптимальный подбор стимульно-адаптационного теста, вопросы которого в наименьшей степени способствуют возникновению ассоциированных следов в памяти, для стандартизации процедуры проведения психофизиологического исследования с применением полиграфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ирина Викторовна Усачева, Мария Сергеевна Сиворонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the SAT service test for the purpose of effectively solving problems of adaptation and stimulation of the person being examined within the framework of the SPFI using a polygraph

The results are presented of a study of the individual psychological characteristics of the examined persons as part of the SPFI using a polygraph, which contribute to the successful solution of the problems of their adaptation and stimulation at the stage of applying service tests. The tasks of service tests within the framework of conducting SPFI using a polygraph are described. The individual psychological characteristics of the subjects being examined are revealed, which ensure the optimal selection of a stimulus-adaptation test, the questions of which least contribute to the emergence of associated traces in memory, to standardize the procedure for conducting a psycho-physiological study using a polygraph.

Текст научной работы на тему «Применение служебного теста САТ в целях эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа»

Научная статья УДК 159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-303-308 EDN: https://elibrary.ru/nzdnhu NIION: 2003-0059-7/23-937 MOSURED: 77/27-003-2023-07-136

Применение служебного теста САТ в целях эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа

Ирина Викторовна Усачева1, Мария Сергеевна Сиворонова2

'•2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 irina-u@yandex.ru

2 sivoronovams@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей обследуемых лиц в рамках проведения СПФИ с применением полиграфа, способствующие успешному решению задач их адаптации и стимуляции на этапе применения служебных тестов. Описаны задачи служебных тестов в рамках проведения СПФИ с применением полиграфа. Раскрыты индивидуально-психологические особенности обследуемых лиц, которые обеспечивают оптимальный подбор стимульно-адаптационного теста, вопросы которого в наименьшей степени способствуют возникновению ассоциированных следов в памяти, для стандартизации процедуры проведения психофизиологического исследования с применением полиграфа.

Ключевые слова: профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел РФ, специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, служебные тесты, стимульно-адаптационный тест (САТ), полиграф, полиграфолог, адаптация и стимуляция обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа

Для цитирования: Усачева И. В., Сиворонова М. С. Применение служебного теста САТ в целях эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 303-308. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-303-308. EDN: NZDNHU.

Original article

Application of the SAT service test for the purpose of effectively solving problems of adaptation and stimulation of the person being examined within the framework of the SPFI using a polygraph

Irina V. Usacheva1, Maria S. Sivoronova2

1-2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 irina-u@yandex.ru

2 sivoronovams@mail.ru

Abstract. The results are presented of a study of the individual psychological characteristics of the examined persons as part of the SPFI using a polygraph, which contribute to the successful solution of the problems of their adaptation and stimulation at the stage of applying service tests. The tasks of service tests within the framework of conducting SPFI using a polygraph are described. The individual psychological characteristics of the subjects being examined are revealed, which ensure the optimal selection of a stimulus-adaptation test, the questions of which least contribute to the emergence of associated traces in memory, to standardize the procedure for conducting a psychophysiological study using a polygraph.

Keywords: professional psychological selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation, special psychophysiological research using a polygraph, service tests, stimulus-adaptation test (SAT), polygraph, polygraph examiner, adaptation and stimulation of the person being examined within the framework of the SPFI using a polygraph

For citation: Usacheva I. V., Sivoronova M. S. Application of the SAT service test for the purpose of effectively solving problems of adaptation and stimulation of the person being examined within the framework of the SPFI using a polygraph. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):303-308. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-303-308. EDN: NZDNHU.

Введение. Совершенствованию системы отбора, подготовки и дальнейшему «сопровождению» личного состава правоохранительных органов во всех

© Усачева И. В., Сиворонова М. С., 2023

развитых странах мира уделяется большое внимание. Общество всегда предъявляло высокие требования к профессиональным, интеллектуальным, морально-

этическим и физическим качествам сотрудников органов охраны правопорядка.

В последнее десятилетие проблема собственной безопасности и укрепления законности в правоохранительных органах является приоритетным направлением. Одним из путей решения данного вопроса является применение полиграфных устройств при решении ряда кадровых задач, в том числе при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел [1].

Получение правдивой информации имеет решающее значение во всех видах деятельности сотрудников органов внутренних дел. Сотрудникам отдела по работе с личным составом зачастую непросто принять решение о назначении на должность того или иного кандидата, особенно если учесть наличие неизвестного прошлого. Для оперативных сотрудников также важно получение правдивой информации от лиц, совершивших какое-либо противоправное действие [2].

Многолетний опыт практического применения полиграфа в разных странах мира способствовал формированию нескольких теорий, обосновывающих принципиальную возможность его использования в целях проверки сообщаемой человеком информации. Сегодня можно констатировать, что закономерности психофизиологического реагирования человека при воздействии на него раздражителей различной значимости (стимулов) хорошо изучены. Поэтому целенаправленное создание в ходе психофизиологического исследования (далее — ПФИ) условий, способствующих актуализации следов памяти с учетом особенностей эмоционального реагирования обследуемого, является залогом его успешного проведения.

Однако следует помнить, что универсальной методики производства ПФИ, одинаково пригодной для эффективного применения в любых ситуациях, складывающихся на практике, не существует. Специалисты-полиграфологи при проведении каждого конкретного исследования должны творчески подходить к использованию приемов, предусмотренных различными методиками [6].

В целях эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках специальных психофизиологических исследований (далее — СПФИ) с применением полиграфа, необходимо использование стимульно-адаптационного

установочного теста (САУТ, чаще встречается сти-мульно-адаптационного теста (САТ)), с учетом индивидуально-психологических особенностей обследуемого [3; 4]. Проведение стимульно-адаптацион-ного теста необходимо для:

♦ адаптации обследуемого к процедуре СПФИ;

♦ оценки общей реактивности обследуемого;

♦ стабилизации динамики физиологических показателей перед предъявлением проверочных тестов;

♦ укрепления веры обследуемого в эффективности СПФИ;

♦ нормализации психофизиологического состояния добросовестного обследуемого и исключения ненужного волнения;

♦ повышения уровня тревожности у обследуемых, которые не заинтересованы в объективном исходе проверки, способствуя усилению в последующем реакций, связанных с ложью;

♦ выявления приемов противодействия, которые может применять обследуемый;

♦ повышения качества настройки полиграфа в каждом конкретном случае.

Процедура полиграфных проверок, любые методики, тесты и предъявляемые вопросы направлены на выявление психофизиологических реакций, вызванных предъявленными стимулами (вопросами, фотографиями, рисунками, предметами и т. д.). Основополагающим в структуре полиграфных проверок является принцип оценки реагирования организма на предъявляемую информацию с учетом ее личностной значимости для обследуемого [5].

Основная задача, стоящая перед полиграфологом в процессе тестирования — качественно и количественно оценить изменение регистрируемых психофизиологических показателей, вызванное реакцией на предъявляемый вопрос, и на этом основании составить объективное заключение.

При оценке информативных признаков необходимо учитывать состояние обследуемого, а также условия внешней среды, в которой проходит исследование. Также на результаты проверки оказывают влияние индивидуально-психологические особенности обследуемого. И в этой связи подбор стимульно-адаптационного теста, вопросы которого в наименьшей степени способствуют возникновению ассоциированных следов в памяти, является чрезвычайно важным условием для стандартизации процедуры проведения психофизиологического исследования с

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

применением полиграфа и играет большую роль в эффективной адаптации обследуемого к предстоящей процедуре.

Помимо этого, в процессе проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа специалисты должны учитывать индивидуально-психологические особенности обследуемых, способствующие успешному решению задач их адаптации и стимуляции на этапе применения служебных тестов. К индивидуально-психологическим особенностям различных категорий обследуемых можно отнести:

♦ особенности пола;

♦ особенности возраста;

♦ особенности национальности;

♦ особенности, связанные с профессиональной деятельностью;

♦ уровень интеллектуального развития;

♦ особенности познавательных процессов;

♦ уровень ситуативной и личностной тревожности;

♦ уровень коммуникативных навыков;

♦ актуальное психоэмоциональное состояние;

♦ ведущую репрезентативную систему;

♦ темперамент, характер, способности, интересы и др.

Рассмотрим, почему важно учитывать некоторые из вышеперечисленных индивидуально-психологических особенностей обследуемых при проведении полиграфной проверки. Еще на этапе предтестовой беседы полиграфолог должен учитывать, каким темпераментом и характером обладает обследуемое лицо, пришедшее на обследование, какими способностями и склонностями он обладает, какие интересы у него преобладают. Данная информация способна помочь легко установить психологический контакт с обследуемым, учитывая его индивидуально-психологические особенности.

В зависимости от того, кем является человек по темпераменту: сангвиником, холериком, флегматиком или меланхоликом можно определить тактику проведения беседы, спрогнозировать как обследуемый себя поведет во время проведения обследования, какие возможные реакции от него ожидать, также можно подобрать соответствующие вопросы при составлении тестов проверки, подстроиться под его поведение. Важно определить эмоциональное состояние человека, если он находится в состоянии эмоционального возбуждения, либо негативно настроен на про-

цедуру проверки, или же, наоборот, тревожен и мнителен, необходимо предпринять меры по стабилизации состояния обследуемого, что позволит качественно провести обследование.

Полиграфологу важно понять насколько обследуемый открыт и готов к общению, узнать его отношение к окружающим людям и обстановке (экстраверт или интроверт). Психолог-полиграфолог должен иметь навыки установления доверительных отношений с любым обследуемым. Возникновение коммуникативных проблем может быть обусловлено индивидуальными особенностями восприятия (посылаемых и получаемых речевых сообщений) и представлениями людей друг о друге.

Эффективность коммуникации в предтестовой беседе может быть увеличена с помощью использования психологических технологий, связанных с понятием «репрезентативной системы личности», это системы поиска, приема и переработки информации из окружающего мира, которые позволят полиграфологу правильно построить предтестовую беседу и получить максимальное количество признаний еще до одевания датчиков. Связь между особенностями репрезентативных систем участников процесса коммуникации и эффективностью этого процесса весьма очевидна. У каждого обследуемого есть ведущая репрезентативная система, которая относится к одной из сенсорных модальностей: визуальной, аудиальной, кинестетической. Как правило, у каждого человека чувствительность в какой-либо одной сенсорной модальности развита больше, чем в других.

В процессе предтестовой беседы полиграфолог может определить репрезентативную систему обследуемого, внимательно слушая, как обследуемый отвечает на вопросы, касающиеся описания своих общих биографических данных и жизненного опыта. Визуальную репрезентативную систему можно распознать по описанию, состоящему из картин и образов, аудиальную — по описанию, состоящему из выделения звукового и речевого сопровождения в качестве основных, кинестетическую — по описанию, состоящему из чувств и ощущений. Также методами определения ведущей репрезентативной системы человека являются: изучение глазодвигательных реакций, вербализация собеседника и самоотчеты (сообщения испытуемых о предпочитаемой ими сенсорной модальности). Правильная иденти-

фикация репрезентативной системы обследуемого и присоединение к этой системе в процессе взаимодействия с ним способствует установлению эффективного общения с испытуемым во время проведения СПФИ.

Важно отметить, что на этапе проведения служебных тестов, для повышения эффективности проводимых методик, полиграфологу необходимо подобрать такие вопросы, которые вызывают наименьшее количество ассоциаций. Другими словами, наличие ассоциированных следов в памяти обследуемого, возникающих в ответ на определенный вопрос в служебной тесте (САТ), должно быть минимальным. Также, при проведении именного теста САТ необходимо учитывать особенности восприятия национальных имен, например, если испытуемый является татарином, в именном тесте САТ в качестве нейтральных вопросов следует использовать знакомые ему татарские имена, если испытуемый является русским, то русские имена и т. д. Такое же правило применимо и к национальным фамилиям.

На основе рассмотренных в ходе теоретического анализа индивидуально-психологических особенностей различных категорий обследуемых мы провели эмпирическое исследование, направленное на изучение индивидуально-психологических особенностей обследуемых, способствующих успешному решению задач их адаптации и стимуляции на этапе применения служебных тестов.

Гипотеза исследования: для эффективного решения задач адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа следует учитывать его индивидуально-психологические особенности, которые в меньшей степени способствуют возникновению ассоциированных следов в памяти.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование роли индивидуально-психологических особенностей обследуемых при подборе вида стимульно-адаптационного теста во время проведения СПФИ проводилось на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, в нем приняли участие шесть сотрудников (три мужчины и три женщины). По половой принадлежности нами были сформированы две группы обследуемых. Были проведены специальные психофизиологические исследования, с использованием при тестировании каждого обследуемого трех видов стимульно-адапта-

ционного теста: 1) САТ на имя, 2) САТ «2х2», 3) САТ с неизвестным решением.

Результаты. Качественная оценка полиграмм показала, что психофизиологические реакции на проверочные вопросы стимульно-адаптационного теста на имя, в сравнении с реакциями на нейтральные вопросы, являются достаточно сильными. Значимость собственного имени для обследуемого безусловна и очевидна. Однако, как минус стимульно-адаптацион-ного теста на имя можно выделить сложности в подборе гомогенных имен для составления нейтральных вопросов. Поскольку, как правило, многие имена для обследуемых имеют эмоциональную окраску и вызывают ассоциации. Психофизиологические реакции на проверочные вопросы стимульно-адаптационного теста «2х2», в сравнении с реакциями на нейтральные вопросы, не являются достаточно сильными, реакции на проверочные вопросы теряются среди реакций на нейтральные вопросы. При визуальной оценке полиграмм нельзя однозначно сказать, какой ответ является правильным. Мы считаем, что так происходит потому, что содержание данного стимульно-адапта-ционного теста является для обследуемых не значимым, намного менее значимым, чем собственное имя. В цифровом стимульно-адаптационном тесте неизвестного решения психофизиологические реакции на загаданное обследуемым число являются достаточно сильными. При визуальной оценке полиграмм среди всех реакций несложно выделить реакции на загаданное обследуемым число. В силу того, что при проведении данного теста были задействованы несколько каналов восприятия информации (аудиальный, кинестетический и визуальный), реакции на загаданное обследуемым лицом число ярко выражены.

Помимо качественной оценки зарегистрированные данные подвергались автоматической оценке с помощью специальной компьютерной программы, разработанной для полиграфов модели «Диана-07». После чего, между двумя группами обследуемых осуществлялось сравнение баллов проверочных и нейтральных вопросов каждого стимульно-адапта-ционного теста, полученных при автоматической обработке по итогам трех предъявлений (табл. 1).

Достоверных различий между баллами ПВ мужчин и женщин при использовании САТ «2х2» не выявлено. При сравнении баллов НВ мужчин и женщин при использовании САТ «2х2» различий также не выявлено. Иными словами, интенсивность физиологи-

-^pr-

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Сравнение среднего значения баллов ПВ и НВ мужчин и женщин по всем видам С А Т

Таблица 1

Среднее значение баллов по проверочным вопросам

Виды САТ Мужчины Женщины Общее значение Разница между показателями

На имя 0,91 0,93 0,92 0,02

«2х2» 0,65 0,54 0,59 0,11

Цифровой 0,76 0,99 0,87 0,23

Среднее значение баллов по нейтральным вопросам

Виды САТ Мужчины Женщины Общее значение Разница между показателями

На имя 0,34 0,32 0,32 0,02

«2х2» 0,39 0,39 0,39 0

Цифровой 0,41 0,30 0,35 0,11

ческих реакций на ПВ и НВ мужчин и женщин при использовании стимульно-адаптационного теста «2х2» одинакова. Анализируя суммарные средние значения баллов ПВ и НВ мужчин и женщин вместе, стоит отметить, что стимульно-адаптационный тест «2х2» является недостаточно эффективным при решении задач адаптации и стимуляции обследуемого лица. Поскольку разница между средними значениями баллов ПВ и НВ небольшая, заметно меньше, чем в САТ на имя. Психофизиологические реакции на проверочные вопросы стимульно-адаптационного теста «2х2», в сравнении с реакциями на нейтральные вопросы, не являются достаточно сильными.

Обсуждение результатов. Таким образом, анализируя данные, представленные в таблице, можно сказать, что достоверных различий между баллами ПВ мужчин и женщин при использовании САТ «2х2» не выявлено. При сравнении баллов НВ мужчин и женщин при использовании САТ «2х2» различий также не выявлено. Иными словами, интенсивность физиологических реакций на ПВ и НВ мужчин и женщин при использовании стимульно-адаптационного теста «2х2» одинакова. Анализируя суммарные средние значения баллов ПВ и НВ мужчин и женщин вместе, стоит отметить, что стимульно-адаптационный тест «2х2» является недостаточно эффективным при решении задач адаптации и стимуляции обследуемого лица. Поскольку разница между средними значениями баллов ПВ и НВ небольшая, заметно меньше, чем в САТ на имя. Психофизиологические реакции на проверочные вопросы стимульно-адаптацион-

ного теста «2х2», в сравнении с реакциями на нейтральные вопросы, не являются достаточно сильными. Реакции на проверочные вопросы теряются среди реакций на нейтральные вопросы.

Заключение. Таким образом, исходя из данных, указанных в таблице, можно сделать вывод о том, что влияние ассоциированных следов в памяти обследуемых на формирование физиологических реакций в служебном тесте САТ на имя ниже, чем в остальных использованных нами стимульно-адаптационных тестах. Также можно сделать вывод о значимости для обследуемых собственного имени и фамилии. Так, стимульно-адаптационный тест на имя является наиболее эффективными для адаптации и стимуляции обследуемого лица в рамках СПФИ с применением полиграфа, а стимульно-адаптационный тест «2х2» — наименее эффективным. Содержание стимульно-адап-тационного теста «2х2» является для обследуемых не значимым. При сравнении между собой двух групп обследуемых, различия между мужчинами и женщинами выявлены только при использовании цифрового стимульно-адаптационного теста неизвестного решения. Мы предполагаем, что различия в интенсивности физиологических реакций на проверочные вопросы мужчин и женщин обусловлены большей эмоциональной подвижностью женщин, в сравнении с мужчинами. Отметим, что в целях повышения эффективности полиграфных проверок следует учитывать индивидуально-психологические особенности обследуемых при подборе вида стимульно-адапта-ционного теста во время проведения СПФИ.

Список источников

1. Приказ МВД России от 18 марта 2010 г. № 201 дсп «Об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Варламов В. А., Варламов Г. В. Компьютерная детекция лжи. М. : Печатный дом «Илигар», 2010.

3. Настольная книга полиграфолога: учебно-методическое пособие для полиграфологов / под ред. П. Б. Корочкина, Л. Г. Алексеева, Н. К. Данилевича, Я. В. Комиссаровой и др. М. : Центр интеллектуальных психофизиологических технологий «Эксперт», 2018.

4. Оглоблин С. И., Молчанов А. Ю. Инструментальная детекция лжи: академический курс. Ярославль : Нюанс, 2004.

5. Основы проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в кадровой работе: учеб. пособие для организационных психологов / Д. В. Деулин, В. Е. Петров, И. Н. Носс; под общ. ред. В. Д. Серякова. М. : Издательство «Спутник+», 2021.

6. Сошников А. П., Комиссарова Я. В., Пелени-цын А. Б. и др. Полиграф в практике расследования преступлений: метод. рекоменд. М. : Московский

государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (ТУ), 2008.

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 18, 2010 No. 201 dsp «On the organization of psychophysiological studies using a polygraph in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

2. Varlamov V. A., Varlamov G. V. Computer lie detection. M. : Printing house «Iligar», 2010.

3. Polygraph examiner's handbook: educational and methodological manual for polygraph examiners / ed. by P. B. Korochkina, L. G. Alekseeva, N. K. Danilevich, Ya. V. Komissarova et al. M. : Center for Intelligent Psychophysiological Technologies «Expert», 2018.

4. Ogloblin S. I., Molchanov A. Yu. Instrumental lie detection: academic course. Yaroslavl : Nuance, 2004.

5. Fundamentals of special psychophysiological research using a polygraph in personnel work: A textbook for organizational psychologists / D. V. Deulin, V. E. Petrov, I. N. Noss; under general Ed. V. D. Seryakov. M. : Sput-nik+ Publishing House, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Soshnikov A. P., Komissarova Ya. V., Peleni-tsyn A. B. and others. Polygraph in the practice of crime investigation: methodological recommendations. M. : Moscow State Institute of Radio Engineering, Electronics and Automation (TU), 2008.

Информация об авторах

И. В. Усачева — преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук;

М. С. Сиворонова — Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат психологических наук.

Information about the authors

I. V. Usacheva — Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Psychological Sciences.

M. S. Sivoronova — Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 13.11.2023; одобрена после рецензирования 28.11.2023; принята к публикации 13.12.2023.

The article was submitted 13.11.2023; approved after reviewing 28.11.2023; accepted for publication 13.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.