Научная статья на тему 'Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспита нием студентов'

Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспита нием студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожанов Виктор Иванович

Применение рейтингового контроля в вузах России показывает, в целом, его положительное влияние на повышение качества управления образовательным процессом. А одним из перспективных направлений совершенствования контроля как подсистемы управления физическим воспитанием студентов является применение технологии рейтингового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспита нием студентов»

УДК 37

Кожанов Виктор Иванович

Заведующий кафедрой физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, tanjanal@yandex.ru, Чебоксары

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ

Kozhanov Viktor Ivanovich

Physical education department chairman of the Chuvash State Pedagogical university after

I. Y. Yakovlev; tanjanal@yandex.ru, Cheboksary

THE RATING CONTROL SYSTEM PRACTICE IN THE MANAGEMENT OF STUDENTS’ PHYSICAL

EDUCATION

В педагогике всё более актуальным и научно разрабатываемым направлением становится рассмотрение педагогического процесса, в том числе и физического воспитания, с позиций управления. Управление педагогическими системами с учетом их сложности и динамичности строится на идеях синергетики, предполагающими возможность достижения цели и задач их функционирования через создание определенной свободы в выборе образовательной траектории для каждого учащегося. В системе управления образовательным процессом учащиеся, как объекты управляющих воздействий, в соответствии с личностно-ориентированным подходом, занимаю!' одновременно и активную позицию субъекта деятельности.

Одним из существенных и необходимых элементов образовательного процесса как целостной педагогической системы выступает подсистема педагогического контроля. Она выполняет специфическую роль, заключающуюся в обеспечении образовательного процесса информацией о результатах его функционирования, и занимает свое место в его содержании, как один из необходимых этапов: этап измерения и оценки параметров функционирования педагогической системы.

Система управления образовательным процессом и подсистема педагогического контроля взаимодействуют между собой как целое и его часть. С одной стороны, цель, задачи, содержание и процесс функционирования педагогического контроля как элемента педагогической системы определяются структурными и функциональными характеристиками образовательного процесса в целом. С другой стороны, образовательный процесс как деятельностная, целостная и развивающаяся система обладает способностью к совершенствованию при условии четкой, научно обоснованной организации управления на основе корректирующих воздействий. Эффективность этих

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ...

воздействий возможна только при наличии обратной связи в организации учебного процесса, реализуемой посредством подсистемы педагогического контроля.

Наблюдаемые в настоящее время кардинальные изменения в обществе, роли и места образования в современном мире, его целевой и содержательной направленности требуют внесения адекватных изменений в систему педагогического контроля образовательного процесса, в том числе и в области физического воспитания студентов,

В настоящей статье автор считает необходимым дать краткую характеристику педагогического контроля и особенностей его функционирования в управлении физическим воспитанием студентов. В государственных и программно-нормативных документах, а также в работах ведущих ученых говорится о необходимости социогуманитарной направленности образования в целом. В соответствии с этим стратегической целью физического воспитания студентов провозглашается формирование личностной физической культуры. Между тем результаты ряда диссертационных исследований, в том числе и выполненного нами констатирующего педагогического эксперимента, свидетельствуют о низком уровне развития компонентов физической культуры студентов. Для них характерна слабая вооруженность студентов знаниями, умениями и навыками организации физкультурноспортивной деятельности. Студенты осознают и понимают личностную и социальную значимость занятий физическими упражнениями, но это не отражается в их поведении. Ограниченный объем двигательной активности в форме физических упражнений является основной причиной низкого уровня развития физических качеств и функциональных возможностей организма большинства студентов.

В этих условиях педагогический контроль физического воспитания студентов должен быть нацелен иа выявление рассогласования между его целью и задачами и достигаемыми результатами посредством измерения и оценки показателей развития каждого из компонентов физической культуры личности. При соответствующих педагогических условиях он может оказать существенное влияние на все составляющие образовательного процесса посредством реализации воспитывающей, обучающей, развивающей, организующей, стимулирующей, методической и диагностической функций. Вместе с этим можно констатировать, что традиционные способы организации педат'огического контроля физического воспитания студентов в целом непригодны для эффективной реализации этих функций.

В контексте исследуемой нами проблемы весьма важно также рассмотреть существующие в науке подходы к применению рейтингового оценивания в управлении физическим воспитанием учащейся молодежи.

Практика показывает, что основными недостатками традиционных подходов к контролю являются субъективизм, слабая дифференцирующая способность, невозможность отразить качественные характеристики приобретаемых студентами знаний, умений и навыков (сложность, профессиональ-

ная значимость), трудности контроля самостоятельной работы. Преодоление этих недостатков возможно через применение рейтинговой системы оценивания.

Применительно к системе управления образовательным процессом рейтинг определятся как сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени по определенным правилам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Определение рейтинга осуществляется посредством рейтинговой системы оценивания, которая представляет собой совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающих обработку информации по количественным и качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов для присвоения персонального рейтинга каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Применение рейтинговой системы оценивания предполагает модульный принцип построения изучаемого курса с определением видов и сроков контроля, максимальных и минимальных рейтинговых баллов по контрольным мероприятиям и по модулю в целом. Определение интегральной оценки (рейтинга) осуществляется на основе системного подхода к проведению контрольных мероприятий, позволяющем сформировать наиболее полный алгоритм контроля усвоения учебного материала дисциплины. При этом рейтинг студента по дисциплине определяется суммированием результата итогового контроля и оценки за текущую работу в семестре по каждому модулю.

Таким образом, анализ опыта применения рейтингового контроля в вузах России показывает, в целом, его положительное влияние на повышение качества управления образовательным процессом. В то же время мало исследованными остаются вопросы применения рейтинговой системы контроля в физическом воспитании учащейся молодежи, что не позволяет в полной мере использовать ее богатый дидактический потенциал. Поэтому сложившаяся противоречивая ситуация выступает одной из значимых причин низкой эффективности обучения студентов предмету «Физическая культура». Разрешение этого противоречия является одной из актуальных задач теории и методики физического воспитания.

На основе теоретического анализа научно-методической литературы нами выделены основные педагогические условия эффективности применения педагогического контроля в управлении физическим воспитанием студентов. К ним относятся: 1) ведущая роль развивающей функции контроля по отношению к остальным его функциям; 2) оценка уровня и динамика развития физической культуры личности в целом и ее отдельных слагаемых на основе метрической шкалы измерений; 3) модульный принцип организации физического воспитания; 4) адекватность содержания контроля стратегической целевой направленности физического воспитания на формирование физической культуры личности; 5) интегрирование результатов оценивания отдельных критериев с учетом их значимости в развитии и фун-

______________ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ..._______________

кционировании физической культуры, как целостной личностной характеристики; 6) профессиональная готовность преподавателей к эффективному применению контроля в физическом воспитании; 7) минимальный уровень нормативных требований по каждому критерию в сочетании с оптимальными нормативными требованиями к значениям интегральной оценки; 8) учет в качестве одного из критериев аттестации индивидуальных темпов развития физических качеств; 9) единство контроля преподавателя и самоконтроля; 10) создание атмосферы гласности результатов контроля; 11) минимальная задержка обратной информации о ходе и результативности физического воспитания; 12) простота и оперативность применения методов контроля; 13) единство оперативного, текущего, промежуточного и итогового видов контроля.

Таким образом, одним из перспективных направлений совершенствования контроля как подсистемы управления физическим воспитанием студентов является применение технологии рейтингового контроля. Нами установлено, что применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студенток обеспечивает повышение качества усвоения теоретических и методических знаний; качества усвоения умений и навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями; посещаемости учебных занятий в семестре; темпов прироста показателей физических качеств; результатов посещаемости занятий в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных клубах; качества участия в соревнованиях и в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Библиографический список

1. Аршииов, В. И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур [Текст] / В, И. Аршинов // Высшее образование в России. - 3994. -№ 4. -С. 21-24.

2. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] /

В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.

3. Батура, М. П. Типовая рейтинговая система аттестации студентов на этапе завершения ими первой ступени обучения в вузе : методич. пособие для преподавателей и студентов [Текст] I М. П. Батура, А. В. Ломако. - Минск : БГУИР, 5997.-57 с.

4. Бянкнн, В. В. Управление процессом физического воспитания учащихся 5-11 классов с использование системы рейтингового контроля [Текст]; дис.... канд, пед. наук: 13.00.04 / В. В. Бянкин. - Хабаровск, 2003. - 137 с.

5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: ИРПО, 1996. - 336 с.

6. Быховская, И, М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) [Текст] / И. М. Быховская, - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 209 с.

7. Варенова, Л. И. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения [Текст] / Л. И. Варенова, В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов. - М., 1993. — 67 с.

8. Васильева, Н. А. Квалиметрические основы рейтинговой системы контроля знаний студентов; дне. ... канд. пед. наук : 13.00,04, 13.00.08 [Текст] / Н. А. Васильева. - Ижевск, 1988. - 151 с.

9. Гареев, В. М. Принципы модульного обучения [Текст] / В. М. Гареев,

С. М. Куликов, Е. М. Дурко // Вестник высшей школы. - 1987, — № 8. - С. 30-37.

10. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Текст] //Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации гю высшему образованию. — 1996. -№ 10. — С. 1-59.

11. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Текст] // Олимпийский вестник. - 1999, -№• 20 - 22.

12. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] //Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. -1996. -№ 2.

13. Касимов, Р. Я. Рейтинговый контроль [Текст] / Р. Я, Касимов, В. А. Зинченко, И. И. Грандберг // Высшее образование в России. - 1994. - № 2. - С, 83-92.

14. Князева, Е. Д. Синергетика как средство интеграции естественно научного и гуманитарного образования [Текст] / Е. Д. Князева // Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.