Научная статья на тему 'Применение системы электронного мониторинга подконтрольных лиц: сравнительно-правовое исследование'

Применение системы электронного мониторинга подконтрольных лиц: сравнительно-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИТОРИНГ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ / ДОМАШНИЙ АРЕСТ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БРАСЛЕТЫ / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / TECHNICAL DEVICES / SYSTEM OF MONITORING / ELECTRONIC MONITORING / RESTRICTIONS OF FREEDOM / HOME ARREST / ELECTRONIC BRACELETS / ADVANCED EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева Е. А., Мотин О. А.

Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию применения технических устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Рассматриваются европейский и североамериканский опыт применения СЭМПЛ и возможности его использования в практике правоохранительных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF SYSTEM OF ELECTRONIC MONITORING OF CONTROLLED SUBJECTS: COMPARATIVE LAW RESEARCHING

This article is devoted to the comparative law research of the usage of technical devices for the system of electronic monitoring of controlled subjects (SEMCS). We consider the European and North-American experience of the usage of SEMCS and the possibility of its use in practice of law enforcement authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Применение системы электронного мониторинга подконтрольных лиц: сравнительно-правовое исследование»

Приобретение, хранение, использование, изготовление осужденным, а также передача, продажа, сбыт, обмен запрещенных для осужденных к обращению веществ и предметов путем провоза, проноса, переброса, сокрытия, производства или каким-либо иным способом, совершенное или после наложения административного либо дисциплинарного взыскания за подобное же нарушение, или неоднократно либо в крупных размерах, или относительно особо опасных веществ либо предметов, наказывается...

Предполагается внести эту статью в 32-ю главу УК РФ «Преступления против порядка управления» к ст. 321 примечание 1, что, на наш взгляд, более логично, или в 31-ю главу УК РФ «Преступления против правосудия», к ст. 314 примечание 1.

2. В статью 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и в статью 26 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» внести дополнение о закреплении в качестве обязанности для каждого сотрудника администрации исправительного учреждения предупреждения противоправных деяний со стороны осужденных и иных лиц, противодействия поступлению в учреждение запрещенных предметов; в пункте 77 главы 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений закрепить обязательное проведение обысков всех лиц, прибывших на свидание, а не их досмотров.

1 Пенин О. В. Противодействие проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 12.

2 Перминов А. В. Организационная система предупреждения поступления в исправительную колонию наркотических средств // Человек: преступление и наказание: науч. журн. / Академия ФСИН России. - 2008. - № 3.

3 Там же.-С. 14.

4 Барабанов Н. П., Перминов А. В. Теоретические, организационные и правовые основы предупреждения поступления запрещенных предметов в исправительные учреждения: учебное пособие. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007.

5 Барабанов Н. П. Роль начальника отряда исправительно-трудовой колонии в организации борьбы с наркоманией. - Рязань, 1995.-С. 25-26.

6 Дергачев А. Предупреждение поступления в ИУ запрещенных вещей // Ведомости УИС. - 2008. - № 11. - С. 10.

7 Там же. - С. 11.

8 Смирнов С. Ю. Опыт учреждений и органов ФСИН России по предупреждению поступления средств мобильной связи в исправительные учреждения и следственные изоляторы: сборник передового опыта / НИИ ФСИН России. - М., 2010.

THE PROBLEM ASPECTS CONNECTED WITH PROHIBITED ITEMS AND SUBSTANCES PENETRATION TO THE TERRITORY OF THE CORRECTIONS

© 2012 A. Kozlov, V. Nedospelov

Summary. In the article the problems connected with the prison staff activity on effective prevention ofprohibited articles penetration, finding and elimination of the promoting factors are discussed as well as the ways out of the situation.

Keywords: prohibited items, the group of factors, operative information, delivery channels.

УДК 343.847

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО МОНИТОРИНГА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ЛИЦ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

© 2012 Е. А. Тимофеева

кандидат педагогических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

© 2012 О. А. Мотин

кандидат юридических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию применения технических устройств системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Рассматриваются европейский и североамериканский опыт применения СЭМПЛ и возможности его использования в практике правоохранительных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: технические устройства, система мониторинга, электронный мониторинг, ограничение свободы, домашний арест, электронные браслеты, передовой опыт.

Технические устройства системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ) давно и широко используются в Европе и Америке. По оценочным данным, «в мире на нарушителей закона надето больше двухсот тысяч электронных браслетов1.

В Великобритании подсудимые обязаны не только носить на теле электронный датчик, но и пять раз в день звонить в компанию, его установившую. Им запрещено пользоваться компьютером и мобильным телефоном. Некоторых особо опасных арестантов за пределами домашних стен сопровождают полицейские, которые имеют право беспрепятственно входить в их дом2.

В США приговоренные к небольшим срокам имеют право попросить у судьи заменить им тюремное заключение на домашний арест с ношением специальных GPS-браслетов.

Удаленный мониторинг отбывающих наказание и лиц, освобожденных условнодосрочно, является одним из весьма распространенных методов сокращения расходов на пенитенциарную систему3. Например, стоимость электронного мониторинга в сутки колеблется от 9 до 24 долларов, что в 3 - 7 раз меньше затрат на традиционное отбывание наказания. В настоящее время 16 американских компаний предоставляют данную услугу исправительным учреждениям, пользуясь оборудованием от 11 производителей. В 2009 г. в США насчитывалось чуть более 100 устройств мониторинга домашнего ареста и 44 тысячи устройств слежения (Drake, 2009)4. Перевод только 10% осужденных США на один из видов удаленного мониторинга позволит сократить расходы на 4 миллиарда долларов5.

В России условия и правовые основания применения СЭМПЛ появились относительно недавно, хотя домашний арест известен российскому праву еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 г. также предусматривал данную меру, и она в свое время достаточно широко приметалась. Однако из УПК РСФСР 1960 г. ее исключили, но в 2002 г. вновь закрепили в ст. 107 УПК РФ6. В этой же статье, в редакции от 7 декабря 2011 г., содержится указание на возможность использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Как сообщил на заседании коллегии ФСИН России 9 февраля 2012 г. директор службы А. А. Реймер, по состоянию на 1 января 2012 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 13,7 тысяч осужденных к ограничению свободы. В 60 субъектах РФ проведены мероприятия по созданию СЭМПЛ, что позволит значительно повысить эффективность контроля за поведением осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы. В отношении 1,4 тыс. из приведенного количества применены электронные браслеты, которые уже позволили выявить 136 нарушений режима отбывания наказания7.

Россия при внедрении СЭМПЛ использовала опыт своих зарубежных коллег. В частности, были заимствованы отдельные технические решения при производстве электронных браслетов, стационарных контролирующих устройств (СКУ) и мобильных контролирующих устройств (МКУ)8. Однако следует выделить и отличия, состоящие, например, в работе с системой ГЛОНАСС, меньшем весе устройств, конструктивной адаптации браслетов к резким перепадам температур и т.п.

Примерно по такому же пути развития идут и некоторые государства, входившие ранее в СССР: Украина, Белоруссия9 и др. В Беларуси уже разработана нормативная правовая база, регламентирующая применение электронных браслетов, определяются поставщики оборудования и источники финансирования проекта. По мнению заместителя начальника управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Республики Беларусь С. Аляшкевича, «среди иностранных претендентов будут рассматриваться производители из Израиля, Англии и России. В Израиле данная система эффективно работает уже 7 лет. Сегодня такой вид наказания там отбывают 5 тысяч осужденных, что позволяет экономить бюджетные средства, людские ресурсы, обезопасить общество от нарушителей и в то же время не отрывать оступившихся граждан от дома и семьи. Если такая система контроля начнет у нас функционировать на полную мощность, то, учитывая зарубежный опыт, реально разгрузить исправительные учреждения в нашей стране примерно на 30%. Не исключено, что такие системы будут выпускаться и в нашей стране»10.

В России Федеральная служба исполнения наказаний провела испытания первой партии электронных браслетов отечественного производства в г. Тольятти и г. Жигулевске Самарской области. Продемонстрирована работа всей системы электронного мониторинга контролируемых лиц, а также возможностей недавно открывшегося в Жигулевске специального филиала ФГУП «Центральное информационно-технологическое обеспечение связи ФСИН России» (ЦИТОС) по производству электронных браслетов и контролирующих устройств.

Часть работы по созданию СЭМПЛ выполняют осужденные, содержащиеся в исправительной колонии № 10 ГУФСИН России по Самарской области: они заняты пошивом чехлов и сборкой элементарных электронных деталей, а сложные схемы устройств собирают в Самарском филиале ЦИТОС.

Особо следует отметить тот факт, что в СЭМПЛ используется отечественное программное обеспечение. Комплекты будут стандартными, и в дальнейшем это позволит объединить всю систему, а также быстро реализовывать новшества, которых нет у зарубежных аналогов. Например, СКУ планируют оснастить видеокамерой, а МКУ - алкотестером, чтобы контролируемый дышал в него перед камерой каждый вечер11.

Причем эксплуатация браслета и устройств СЭМПЛ для российского осужденного будет бесплатной, в отличие от стран Западной Европы и Америки. Для государства электронный комплекс и его эксплуатация стоит около 111 тысяч рублей, но все же это дешевле, чем содержание под стражей12.

В то же время зарубежный опыт показывает, что возможности развития системы электронного мониторинга не исчерпываются реализацией меры пресечения в виде домашнего ареста и наказания в виде ограничения свободы. Французские коллеги предлагают использовать электронные браслеты для предупреждения семейного насилия. По данным статистики, в последние 2 года жертвами рукоприкладства во Франции стали 675 тысяч женщин. В 2007 г. от него погибло 166 женщин, в 2008 - 15613.

В середине февраля Францию потрясло совершенное в пригороде Парижа убийство женщины, у которой бывший сожитель похитил ребенка. При этом преступнику решением суда было запрещено приближаться к бывшей семье. Чтобы исключить повторение подобных трагедий, правительство предложило использовать электронные браслеты для наблюдения за мужчинами, склонными к насилию. По мнению французского госсекретаря по делам семьи Н. Морано, необходимо расширить действие закона о запрете посещать старое место жительства для лиц, состоявших в официальном браке, и распространить его на лиц, живших в гражданском браке и просто проживавших вместе, а также ввести электронные браслеты для бывших супругов, склонных к насилию. Это позволит наблюдать за неблагонадежным субъектом, чтобы он не приближался к жертве ближе, чем, например, на 400 метров. Слежение будет круглосуточным посредством использования контрольного экрана14. Кроме того, подобная практика уже более года применяется и в Испании.

В Нидерландах электронные браслеты используются также для обеспечения безопасности внутри исправительных учреждений (тюрем). В экспериментальном пенитенциарном учреждении, расположенном в городе Лелистад (около Амстердама), рассчитанном на 150 заключенных, работают только 6 надзирателей, поскольку все здесь контролируется техникой.

Здание построено в виде полумесяца, а выполненный из стекла командный пункт находится в центре, что позволяет сотрудникам всех рангов видеть тюрьму практически полностью. В тех местах, которые не попадают в зону прямого видения, идет постоянная видеосъемка. Не сходя с места, ответственный сотрудник легко определяет, где находятся люди, за которых он отвечает. Каждому заключенному на запястье надевается электронный браслет, напоминающий большие наручные часы, - он позволяет отслеживать на экране все передвижения человека по тюрьме. Если кто-то из заключенных в установленное время не находится там, где должен, - в комнате для занятий, в спортзале, в камере и т.д., - раздается сигнал тревоги. Передвигаться по тюрьме заключенные могут небольшими группами. При этом создается впечатление, что делают они это абсолютно свободно, хотя в реальности находятся под очень плотным электронным контролем. Внутри камер техника также «не

дремлет». Видеонаблюдения нет, но все шумы улавливает микрофон. Разговоры не записываются, но фиксируется уровень агрессивности. Когда напряженность разговора возрастает, датчики это показывают15.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ применения СЭМПЛ демонстрирует, что в России при внедрении системы электронного мониторинга подконтрольных лиц необходимо учитывать имеющийся зарубежный передовой опыт и совершенствовать как технические и организационные, так и правовые аспекты данного процесса.

1 См.: Бодня Т. Ордер на расправу [Электронный ресурс] // Материалы сайта Международного агентства информационных расследований (МАИР). - URL: http://mair.in.ua/inquest/show/id/12495 (дата обращения: 16.02.2012).

2 См.: Там же.

3 См.: Sergevnin V. (2010) The USA county and municipal management of the correctional institutions under budget deficit. In: Modernization of the state and municipal management: history, present day and prospects. International conference proceedings. Russian Academy of Public Administration under the President of Russian Federation, Vladimir, Russian Federation, November 19,2010.-P. 80-88.

4 Drake G. (2009). Offender Tracking in the United States. Online: http://www.cepprobation.org/uploaded_files/Pres%20EM09%20Dra.pdf. Retrieved April 18, 2010.

5 Cm.: Sergevnin V. Указ. соч. - С. 80-88.

6 См.: Бодня Т. Указ. соч.

7 См.: Трефилова Н., Кононов А. Федеральная служба исполнения наказаний начала массовое применение электронных браслетов для контроля над приговоренными к ограничению свободы уже в 60 регионах РФ [Электронный ресурс] // Сайт «РИА Новости» 13:19 09/02/2012. - URL: http://www.ria.ru/society/20120209/561170230.html (дата обращения: 15.02.2012).

8 Первые электронные браслеты заработают в Москве уже весной [Электронный ресурс] // Материалы сайта «Тюрьма и жизнь за решеткой». - URL: http://tyurma.com/pervye-elektronnye-braslety-zarabotayut-v-moskve-uzhe-vesnoi (дата обращения: 15.02.2012).

9 См.: Борисевич К. Электронные браслеты в Беларуси носят уже 15 человек [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 5 августа 2011 г., 00:00. - URL: http://kp.by/daily/25731/2720949/ (дата обращения: 16.02.2012). По данным К. Борисевич, содержание одного осужденного в колонии обходится государству в месяц в 2,5 миллиона белорусских рублей, а обслуживание электронного браслета - примерно в 700 тысяч рублей.

10 См.: На осужденных водителей могут надеть электронный браслет [Электронный ресурс] // По материалам сайта ABW.BY 2011-12-08. - URL: http://www.abw.by/news/132940/ (дата обращения 16.02.2012).

11 По материалам сайта «Тюрьма и жизнь за решеткой». - URL: http://tyurma.com/elektronnye-braslety-itogi-trekhletnei-razrabotki (дата обращения: 15.02.2012).

12 См.: Тюремные нововведения [Электронный ресурс] // Материалы сайта «Wec.ru» Дата: 02.02.2012 г. Источник: ТВ6-

Владимир. - URL: http://www.wec. ru/?f_id=62&NewsID=45616&NewsState=news_content_view&PHPSESSID=

nmi4j0msga64q98s0v6hgeg2q0 (дата обращения: 16.02.2012).

13 См.: Русев Д. Свирепых мужей «закуют» в электронные браслеты («Radio France Internationale», Франция) [Электронной ресурс] // По материалам сайта «Радио «Ролос России» 27.02.2010,00:53. - URL: http://rus.ruvr.ru/2010/02/27/4870176.html (дата обращения 16.02.2012).

14 См.: Там же.

15 Александров Ю. Тюрьмы мира: по материалам зарубежных СМИ // Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс/Досье на цензуру» [Электронный ресурс]. - URL: http://index.org.ru/nevol/2009-20/alexan-n20.html (дата обращения: 16.02.2012).

USAGE OF SYSTEM OF ELECTRONIC MONITORING OF CONTROLLED SUBJECTS: COMPARATIVE LAW RESEARCHING

© 2012 E. Timofeeva, O. Motin

Summary. This article is devoted to the comparative law research of the usage of technical devices for the system of electronic monitoring of controlled subjects (SEMCS). We consider the European and North-American experience of the usage of SEMCS and the possibility of its use in practice of law enforcement authorities of the Russian Federation.

Keywords: technical devices, system of monitoring, electronic monitoring, restrictions of freedom, home arrest, electronic bracelets, advanced experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.