психологические науки
Усова Наталия Владимировна ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО ...
УДК 159.923:316.6
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДИАХРОНИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
© 2018
Усова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Технологическое образование» Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты исследования социально-политической активности на основе системно-диахронического подхода. Показано, что основным критерием эволюции социально-политической активности личности является последовательность детерминант во времени и их качественное различие не позволяющее объединить следующие друг за другом во времени явления в одну систему. Результаты исследования позволили выделить уровни направления и формы социально-политической активности и их детерминанты. В проведённом исследовании мы смогли обозначить отношения и связи детерминант социально-политической активности в динамике и исторической последовательности их возникновения. Доказали, что социально-политическая активность структурно сложно организованное, подчиненное жизненно важным целям, постоянно и динамично функционирующее явление обусловленное многочисленной системой детерминации. Системообразующей категорией социально-политической активности является взаимодействие между социально-политической средой и личностью. Именно через взаимодействие личность погружается в социально-политическую среду, приспосабливается к ней с последующей интеграцией. Процесс взаимодействия позволяет реализовать процесс взаимовлияния личности и социально-политической среды и обеспечить во времени инициативные и ответные личностные и средовые влияния. Благодаря взаимодействию личности и среды социально-политическая активность приобретает функциональность и согласованность. При отсутствии взаимодействия социально-политическая активность нарушается с целью организации качественно новой системы взаимодействия, которая будет функционировать в последующий временной промежуток.
Ключевые слова: социальная активность, политическая активность, системно-диахронический подход, форма, направление и уровни социально-политической активности, конструктивная и деструктивная активность, субъект-ность, опосредованность, детерминанты, ценности, общество потребления, патриотизм.
APPLICATION OF THE SYSTEM-DIACHRONIC APPROACH IN THE RESEARCH OF THE SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITY OF THE PERSON
© 2018
Usova Natalia Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor
of «Technological education» Saratov State University N.G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya St., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the results of a study of socio-political activity on the basis of a system-diachronic approach. It is shown that the main criterion of the evolution of the socio-political activity of an individual is a sequence of determinants in time and their qualitative difference does not allow combining the phenomena that follow each other in time into one system. The results of the study allowed us to identify the levels of direction and form of socio-political activity and their determinants. In our study, we were able to identify the relationships and relationships of the determinants of social and political activity in the dynamics and historical sequence of their occurrence. They proved that socio-political activity is structurally complex, subordinated to vital goals, a constantly and dynamically functioning phenomenon due to a numerous system of determination. The backbone category of socio-political activity is the interaction between the socio-political environment and the individual. It is through interaction that the personality is immersed in the sociopolitical environment, adapts to it, with subsequent integration. The interaction process allows you to implement the process of mutual influence of the individual and the socio-political environment and to ensure in time the initiative and responsive personal and environmental influences. Due to the interaction of the individual and the environment, social and political activity acquires functionality and consistency. In the absence of interaction, social and political activity is violated in order to organize a qualitatively new system of interaction, which will function in the subsequent time period.
Keywords: social activity, political activity, system-diachronic approach, form, direction and levels of socio-political activity, constructive and destructive activity, subjectivity, mediation, determinants, values, consumer society, patriotism.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной психологии по-прежнему остается социально-политическая активность современной молодежи. Повышенный интерес к данному вопросу продиктован с одной стороны тем, что молодежи отводиться главная роль в воспроизводстве социальной структуры и социальных отношений [1, с. 137], а с другой молодёжь является основным ресурсом и потенциалом эффективного социального, экономического и политического развития государства. Вышесказанное свидетельствует о том, что главной задачей молодёжной политики Российской Федерации должно являться создание условий для более активного включения молодёжи в социально-политическую жизнь общества, так как любые преобразования, происходящие в России в области политики, экономики, культуры, будут иметь положительный эффект только при условии высокой социальной активности широких слоев населения.
В психологии и смежных науках можно найти достаточно большое количество разнообразных трактовок социально-политической активностью молодежи.
В самом широком понимании социально-политическую активность можно рассматривать как форму социальной активности, один из фундаментальных элементов человеческого поведения реализуемый в сфере социально-политической жизни общества [2]. Согласно Д. В. Ольшанскому, социально-политическая активность понимается как «деятельность социальных групп или индивидов, связанная с формулированием и выражением собственных потребностей и интересов, со стремлением изменить существующий политический или социально-экономический порядок и соответствующие политические институты» [3]. Интересным и наиболее близким к логике нашего исследования является определение социально-политической активности молодежи через категорию «политическое участие», которое представляет собой деятельность, при помощи которой молодое поколение может влиять на функционирование, развитие или трансформацию политической системы, отстаивать собственную субъектность [4].
Все многообразие имеющихся подходов к пониманию и исследованию социально-политической актив-
Usova Natalia Vladimirovna psychological
APPLICATION OF THE SYSTEM ... science
ности молодежи достаточно полно снабжает нас актуальными данными об уровне политической активности общества и, отчасти, позволяют нам провести анализ данного явления с точки зрения культурно-исторического развития общества на определенном временном этапе. Тем не менее, проведенный нами анализ, свидетельствует об отсутствии такого научного подхода, который позволил бы изучить социально-политическую активность с учетом прошлого, настоящего и будущего в ее развитии. Так, Р. М. Шамионов, говоря о том, что социально-психологические феномены не могут подвергаться какому-либо линейному описанию в силу того, что являются сложными, многоуровневыми и нелинейными системами предлагает включение принципа диахронии, полагая, что он позволит понять не только характер временных изменений, но и противоречивую согласованность становления различных (разноуровневых) инстанций личности, те внутренние (и латентные) изменения, которые создают основу для прогресса всей системы [5].
Применение системно-диахронического подхода к исследованию социально-политической активности личности позволит нам изучить данный феномен в реальном временном промежутке и на необходимом уровне психологического анализа с учетом целостной системы детерминант. Мы считаем, что применение системно-диахронического подхода в исследовании социально-политической активности позволит наиболее адекватно описать данный феномен, определить новые основания и детерминанты ее развития. Забегая несколько вперед, отметим, что под детерминантами социально-политической активности мы понимаем те причины и движущие силы, которые побуждают личность к активной социально-политической деятельности и одновременно способные формировать или трансформировать данную активность, задавать ее направление и формы.
Исследование социально-политической активности личности с применением системно-диахронического подхода диктует нам необходимость определить системы, перерастающие в своем развитии себя и переходящие в другие системы, а также определения детерминант данного перехода [6]. При этом, именно систему взаимоотношений между социально-политической средой и личностью, как структурно сложно организованную, динамично функционирующую, подчиненную важным целям и сочетающую в себе возможность учесть многочисленные детерминации, мы считаем целесообразным взять за единицу психологического анализа.
В соответствии с системно-диахроническим подходом к исследованию социально-политической активности мы определили следующие единицы анализа: формы, направления, детерминанты и уровни сформиро-ванности социально-политической активности, а также особенности взаимодействия личности и социально-политической средой.
С этой целью нами была разработана анкета, содержащая открытые и закрытые вопросы результаты которой мы подвергли качественной и количественной обработке и интерпретации с применением контент-анализа и математико-статистических расчетов. В процессе сбора эмпирических данных также использовалось шкалирование и глубинное интервью.
В исследовании принимали участие испытуемые в возрасте от 15 до 25 лет, общее количество опрошенных 170 человек.
Основные результаты нашего исследования. В целом по выборке выявлен достаточно низкий уровень социально-политической активности молодежи, что в целом согласуется с результатами исследования М. А. Белик и, скорее всего, свидетельствует о приоритете в молодежной среде индивидуалистических жизненных стратегий над общественными [7]. Следует помнить о том, что социально-политическая активность молодежи является «показателем формирования ее гражданской и 366
жизненной позиции, желания участвовать в принятии государственных решений, что, в свою очередь, является залогом демократического развития общества и национальной безопасности» [8, с. 18]. Обнаруженный нами результат, свидетельствующий о пассивности значительной части молодежи в общественных, политических мероприятиях способствует обеднению их образа жизни, деформации гражданской позиции и, в целом, способствует развитию правового нигилизма.
Полученный результат также позволяет нам отметить рост социально-политической активности молодежи во взаимосвязи с возрастом (г=0,21 при р<0,05), уровнем образования (г=0,32 при р<0,001), дохода (г=0,22 при р<0,05) и сферой профессиональной деятельности (г=0,25 при р<0,05).
В ходе проведенного исследования был выявлен достаточно низкий уровень любви к Родине (36), национальной идентичности (27) и сформированности патриотических ценностей (16). Данный результат позволяет нам говорить о важности патриотического сознания как детерминанты социально-политической активности. Очевидно, социально-политическая активность личности обусловлена системой взглядов, норм, ценностей субъекта основанных на любви к Родине. Патриотическое сознание с нашей точки зрения не только определяет уровень социально-политической активности молодого поколения, но и преднамеренность, и осознанность поступков человека, их целесообразность, мотивы поведения в той или иной ситуации. Под патриотический сознанием мы понимаем высший уровень психической активности человека, как социального существа, свидетельствующий о принятии им ценностей национального государства, ценностей культуры своего народа и страны в качестве ведущих элементов его ценностно-нормативной системы, обуславливающих направленность и интенсивность его деятельности [9]. Наши рассуждения подтверждаются и корреляционной взаимосвязью между уровнем патриотического сознания и социально-политической активностью (г=0,25, при р<0,05).
В ходе исследования была выявлена склонность к духовно-нравственной деградации, апатии (279), доверчивости (154), беспечности (134) современной молодежи. Полученные результаты также свидетельствуют о таких особенностях электорального поведения, которые способствуют выраженной экстернальности по отношению к политической системе (147), неадекватной самооценки себя, как потенциального субъекта политической жизни (130), неспособности к критическому анализу (48). Данный результат в целом позволяет нам говорить о политическом инфантилизме современной молодежи. Конечно, политический инфантилизм современной молодежи обусловлен деформированной политической социализацией. Деформации политической социализации приводят к тому, что субъект социально-политической активности становится неспособным выполнять функции, возлагаемые на него политической системой и обществом в целом. Полученный результат подтверждается обнаруженной корреляционной взаимосвязью между политическим инфантилизмом и уровнем социально-политической активности (г=0,32, при р<0,001).
С нашей точки зрения инфантилизм общества представляет собой нарушение развития коллективного субъекта, которое формирует его (субъекта) нежелание или неумение переходить на качественно новый уровень общественной жизни. Молодежи присущи лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, именно данные характеристик, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать данной возрастной группой в политических процессах, воздействуя на них извне, активизируя непреднамеренную социально-политическую активность.
Качественный анализ социально-политической ак-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Усова Наталия Владимировна ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО ...
тивности молодежи свидетельствует в пользу того, что в возрасте до 20 лет, лицам, с небольшим доходом, имеющим среднее профессиональное образование и работающим в торговле в большей степени свойственна ре-продуктивно-подражательная социально-политическая активность. Обнаруженный результат позволяет нам говорить о том, что данная группа опрошенных является менее самостоятельной и готовой к освоению и принятию социально-политических взглядов других людей.
Лицам от 20 до 25 лет имеющим высшее образование, более высокий доход и занятых в военной сфере и сфере предпринимательства свойственна поисково-исполнительная социально-политическая активность, что может свидетельствовать об их большей самостоятельности в решении социально-политических задач.
Представителей исследуемой возрастной группы готовых самостоятельно ставить, находить новые и оригинальные пути решения социально-политических задач и проявлять творческую социально-политическую активность, нами не обнаружено.
В ходе исследования выявлен средний уровень рефлексии собственных социально-политических действий (98). Корреляционный анализ свидетельствует о значимой статистической взаимосвязи между рефлексией и преднамеренной социально-политической активности молодежи (1=0,27, при р<0,05). Мы считаем, что детер-минантой преднамеренной социально-политической активности молодежи является рефлексия собственных действий, так как она способствует осознанию логики происходящих политических событий, решению возникающих социальных задач, ответственности в критической ситуации, организации взаимопонимания с окружающими людьми.
Далее мы рассматривали социально-политическую компетентность современной молодежи. В ходе исследования опрошенные продемонстрировали низкий уровень политических знаний (106) и умений (91) и отсутствие, как такового, политического опыты (39). Исключение составило участие в выборах президента и участие в массовых митингах. Социально-политическая компетентность взаимосвязана с уровнем преднамеренной социально-политической активности (г=0,38, при р<0,001). Мы считаем, что данная компетентность способствует становлению полноправного участника социально-политического взаимодействия. Молодёжь, обладающая политической компетентностью, берет на себя ответственность за собственные решения и поступки в ходе общественно-политической деятельности, что позволяет нам рассматривать социально-политическую компетентность как результат политической социализации, по средствам которого происходит осознанное участие в социально-политических процессах [10].
Преднамеренная и непреднамеренная политическая активность представляют собой идеальные типы политических явлений. В действительности граница между преднамеренным и непреднамеренным участием отсутствует, и индивиды демонстрируют смешанный тип участия.
Результаты нашего анализа и выделение преднамеренной и непреднамеренной политической активности позволяют выделить преобладание того или иного типа участия у конкретного индивида и/или группы на основе чего можно сделать вывод о сформированности политических субъектов и их готовности к рационализации политической действительности, а также выработке самостоятельной политической позиции.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о том, что современная молодежь занимает достаточно активную жизненную позицию, связанную в большей степени с самой личностью. Так, на первое место по степени проявляемой активности попадает активность в учебе/работе (126), на второе - активность в построении карьеры и планов на будущее (118) и на третье - проведение досуга (98). Данный результат по-
зволяет нам говорить о том, что опрошенным больше свойственны индивидуалистические ориентиры, а их поведение продиктовано в большей степени мотивами личной выгоды. Следует обратить внимание на то, что современная молодежь вовсе не ограничивает себя материальными притязаниями, а стремится, помимо прочего, к саморазвитию (134), получению новых впечатлений (129), самообразованию (120) и самоутверждению (120). Результаты анкетирования и глубинного интервью позволили нам выявить не только индивидуалистическую, но и коллективистскую ориентацию современной молодежи. Так коллективистская ориентация выявлена нами в сфере семьи и брака (76), а также в сфере межличностных отношений (42). Полученный результат позволяет нам говорить о трансформации коллективистской ориентации в системе ценностей современной молодежи и о некоторой тенденции роста значимости эгоистически-гедонистических ценностей. Не вызывает сомнение факт того, что ценность индивидуализма, переводит внимание человека с социально-политических проблем на проблемы личного характера. Данный результат подтверждается обнаруженной нами корреляционной взаимосвязью между социально-политической активностью и индивидуалистическими ориентациями (г=-0,24, при р<0,05) и социально-политической активностью и коллективистской ориентацией (г=0,31, при р<0,01). Скорее всего, обнаруженные корреляционные связи свидетельствуют о том, что при росте индивидуалистической ориентации происходит ослабление социальных связей, падает интерес к проблематике общественного блага, приоритетным становится сугубо личная жизнь.
Исследование особенностей проведения досуга позволило выделить нам некоторые тенденции в организации свободного времени современной молодежи. На первом месте опрошенные указывают посещение торговых центров и использование их развлекательных функций (кино, игровые автоматы, кафе) (243), на втором месте использование интернет технологий, включая приоритет общения с использованием социальных сетей в ущерб реальному общению (198), и на третьем месте организованные путешествия (145). Выявленные особенности и тенденции организации досуга современной молодежи во многом носят потребительский характер. Потребительский характер организации досуга имеет отрицательную корреляционную взаимосвязь с социально-политической активностью (г=-0,29, при р<0,05). Учитывая, что общество потребления характеризуется глубочайшим духовно-нравственным состоянием можно предположить деструктивный характер социально-политической активности его представителей.
Интересной и подтверждающей наше исследование является точка зрения А. Н. Ильина, свидетельствующая о том, что потребительство упрочивает дефицитарность социального субъекта политической жизни и политических преобразований в обществе [11 с. 101-115.]. Как подчеркивает Г. Л. Тульчинский, бесструктурности и дисперсности общества, при отсутствии в обществе социально-экономических и политических связей и отношений, направленных на реализацию интересов разных социальных групп, при недостаточной осознанности социально-политических интересов, политическая активность приобретает деструктивный характер. В таком обществе политические выборы теряют реальный политический смысл, самозванцы с большими амбициями превращают партии в группировки, а консолидация общества не является главной задачей для власти [12 с. 128 - 149].
В ходе исследования нами выявлен низкий уровень доверия современной молодежи по отношению к власти и политическому режиму современного общества. При этом данный показатель имеет значимую корреляционную взаимосвязь с уровнем социально-политической активности (г=0,34, при р<0,001). Объяснение обнаруженной взаимосвязи видится нам в том, что именно до-
Usova Natalia Vladimirovna
APPLICATION OF THE SYSTEM .
psychological science
верие/не доверие выступает условием и задает вектор направленности социально-политической активности, способствуя возникновению позитивных социальных изменений, формированию новых активистских ментальных и поведенческих установок среди современной молодежи [13]. Граждане с высоким уровнем доверия готовы применять свои знания, умения и навыки, творческие способности, а также использовать свое личное время в ходе решения общих задач, тогда как граждане с низким уровнем доверия во взаимоотношениях используют свои ресурсы для протестной социально-политической активности, подчас носящей деструктивный разрушающий характер.
Полученные эмпирическим путем данные позволяют нам сделать следующие выводы.
Рассмотрение социально-политической активности должно производиться на основе системно-диахронического подхода. Данный подход позволяет обозначить отношения и связи детерминант социально-политической активности в динамике и исторической последовательности их возникновения.
Социально-политическая активность - структурно сложно организованное, подчиненное жизненно важным целям, постоянно и динамично функционирующее явление, обусловленное многочисленной системой детерминации.
Развитие социально-политической активности следует рассматривать в трех плоскостях: форма, уровень и направление. 1. Переход от уровня социально-политической пассивности к уровню социально-политической активности детерминирован возрастом, уровнем образования и дохода, профессиональной деятельностью, сформированностью патриотического сознания и отсутствием политического инфантилизма. 2. Переход от деструктивной к конструктивной форме социально-политической активности обусловлен доминированием ценности индивидуализма и индивидуалистической ориентацией, потребительским характером организации досуга и низким уровнем доверия по отношению к власти. 3. Переход от непреднамеренной к преднамеренной социально-политической активности осуществляется с развитием рефлексии, социально-политической компетентности и в целом политической социализацией.
Системообразующей категорией социально-политической активности является взаимодействие между социально-политической средой и личностью. Именно через взаимодействие личность погружается в социально-политическую среду, приспосабливается к ней с последующей интеграцией. Процесс взаимодействия позволяет реализовать процесс взаимовлияния личности и социально-политической среды и обеспечить во времени инициативные и ответные личностные и сре-довые влияния. Благодаря взаимодействию личности и среды социально-политическая активность приобретает функциональность и согласованность. При отсутствии взаимодействия социально-политическая активность нарушается с целью организации качественно новой системы взаимодействия, которая будет функционировать в последующий временной промежуток.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи : Учебник. М. : Норма ; ИНФРА-М, 2011. С. 137.
2. Григоренко Б. Ю. Социально-политическая активность молодежи в современных условиях // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2013 - Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/ Grigorenko_Social-Political-Activity-Youth/(дата обращения 5.06.2018).
3. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М.: Деловая книга, 2002. 576 с.
4. Нестерчук О.А. Формирование социально-политической активности студентов российских вузов в современных условиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 10 (110). С. 21-25.
5. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования 2013 Том 6 No. 27 -Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://psystudy.ru/index. php/num/2013v6n27/782-shamionov27.html (дата обращения 3.04.2018).
6. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013 - Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/diahromcheskiy-podhod-k-issledovaniyu-protsessov-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-lichnosti (дата обращения 3.05.2018).
7. Белик М.А. Социально-политическая активность молодежи как основа ее гражданственности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 2 (102). С. 302307.
8. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. — М. : институт социологии РАН, 2007. — 95 с.
9. Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.
10. Сафонова А.С. Политическая компетентность как определяющий фактор политического участия молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №6. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/ products/politicks-nauki/gid783/pg2/ (дата обращения 1.06.2018).
11. Ильин А.Н. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 101115.
12. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе Н Нева. 2007, №2. С. 128149.
13. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества: Коллективная монография / отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. М.: Изд. Дом НИУ ВШЭ, 2013. 564 с.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00298)
Статья поступила в редакцию 03.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
368
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)