Научная статья на тему 'Применение систем компьютерной математики в подготовке специалистов экономического профиля'

Применение систем компьютерной математики в подготовке специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическая модель / информационные технологии / система компьютерной математики / сквозной образовательный маршрут / экономическое явление / экономический показатель / предельный анализ / эластичность / mathematical model / information technology / system of computer mathematics / through educational route / economic event / economic indicator / marginal analysis / elasticity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т. А. Алексеева, А. А. Коропец

В статье анализируется эффективность использования систем компьютерной математики (СКМ) в преподавании дисциплин экономикоматематического цикла, формулируются критерии отбора программного продукта линейки СКМ для применения в учебном процессе, выявляется роль СКМ в формировании сквозного образовательного маршрута и установлении междисциплинарных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Т. А. Алексеева, А. А. Коропец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the systems of computer mathematics in preparation of experts of an economic profile

In article efficiency of use of the systems of computer mathematics (SCM) in teaching of disciplines of an economic-mathematical cycle is analyzed, criteria of selection of software product of ruler SCM for application in educational process are formulated, role SCM in formation of a through educational route and an establishment of interdisciplinary communications comes to light.

Текст научной работы на тему «Применение систем компьютерной математики в подготовке специалистов экономического профиля»

Содержание курса рассчитано на 60 часов (15 час. - лекции, 45 час. - лабораторные занятия). В процессе изучения предусмотрены следующие формы контроля: текущий контроль - отчет по каждой лабораторной работе, итоговый контроль - зачет по теоретической и практической частям курса и защита курсового проекта.

Список литературы

1. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб.: Питер, 2001.

2. Смолин Д.В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций. -М.: Физмат, 2004.

3. Ямушева А.А. Формализованное представление методов информационной поддержки принятия решений: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.13. - М., 2004.

УДК 378.016:51:330.4:004.9 ББК 74.582.6

Т. А. Алексеева, А. А. Коропец

Применение систем компьютерной математики в подготовке специалистов экономического профиля

В статье анализируется эффективность использования систем компьютерной математики (СКМ) в преподавании дисциплин экономико-математического цикла, формулируются критерии отбора программного продукта линейки СКМ для применения в учебном процессе, выявляется роль СКМ в формировании сквозного образовательного маршрута и установлении междисциплинарных связей.

In article efficiency of use of the systems of computer mathematics (SCM) in teaching of disciplines of an economic-mathematical cycle is analyzed, criteria of selection of software product of ruler SCM for application in educational process are formulated, role SCM in formation of a through educational route and an establishment of interdisciplinary communications comes to light.

Ключевые слова: математическая модель, информационные технологии, система компьютерной математики, сквозной образовательный маршрут, экономическое явление, экономический показатель, предельный анализ, эластичность.

Key words: mathematical model, information technology, system of computer mathematics, through educational route, economic event, economic indicator, marginal analysis, elasticity.

Сегодня уровень подготовки специалиста экономического профиля в значительной степени характеризуется его способностью свободно оперировать моделями в предметной области экономика. Модель возникает как результат формального описания экономического явления, отражающего существенные стороны последнего, при этом степень формализации обуславливает эффективность исследования и использования модели. Поскольку наивысшую степень формализации может обеспечить только математическая модель, то становится очевидной необходимость применения мате -матических методов в изучении экономических процессов. Учитывая, что экономические явления относятся к классу трудноформализуемых объектов в силу их подверженности влиянию множества разнонаправленных и часто случайных факторов, то успешность моделирования во многом зависит от использования компьютерных технологий, которые дают возможность автоматизировать учет этих факторов и проводить вычислительный эксперимент. Таким образом, достижение практических результатов и накопление «портфеля умений» в специальностях экономической направленности должно базироваться на трех «китах»:

• экономической теории,

• математическом инструментарии,

• информационных технологиях.

Реализация этих составляющих в рамках учебного процесса позволяет проложить сквозной образовательный маршрут, проходящий через следующие циклы Государственного образовательного стандарта ЕН - «Общие математические и естественно-научные дисциплины», ОПД - «Общепрофессиональные дисциплины» и СД - «Специальные дисциплины», с целью получения того системного эффекта, который свойственен фундаментальному образованию. Следует отметить, что связующей компонентой, обеспечивающей сквозной характер маршрута, являются информационные технологии, которые способны поддержать любой этап обучения.

К сожалению, существует значительный временной и содержательный разрыв между традиционным курсом высшей математики, осваиваемым на начальном этапе обучения, и прикладными дисциплинами экономической направленности, которые вводятся на старших курсах. Студенты абстрактно воспринимают как математические методы, так и дисциплины предметной области, поскольку их связь в рамках учебного процесса не очевидна. Еще более серьезной проблемой становится отсутствие у будущих специалистов перспективного видения возможности применения математического

инструментария в профессиональной деятельности. Необходимость проведения громоздких рутинных математических расчетов пред -ставляет для большинства непреодолимое препятствие. Одним из наиболее эффективных и перспективных путей исправления сложившейся ситуации является широкое использование компьютер -ных технологий в преподавании следующих дисциплин: математика, статистика, макро- и микроэкономика, эконометрика, математическая экономика, имитационное моделирование экономических процессов и др. Основным вопросом на этом направлении становится выбор единого программного средства, которое можно было бы максимально использовать для решения задач в разных учебных курсах. При этом, с одной стороны, студенту не надо перенастраиваться при появлении нового предмета, а с другой - он получает возможность не поверхностного, а более глубокого и осмысленного освоения профессионального программного обеспечения. В этой связи представляется оптимальным изучение и применение систем ком -пьютерной математики (СКМ) в рамках указанных выше дисциплин.

Использование СКМ на лабораторных занятиях позволяет решить следующие методологические задачи:

• дать целостную картину практического применения математических методов для решения задач в конкретной предметной облас -ти (в данном случае в экономике);

• помочь усвоению основных теоретических понятий математики и экономики посредством графической визуализации и моделирования;

• показать междисциплинарную связанность учебного процесса;

• на практике разобраться в вопросах адекватности модели реальному явлению.

Особо следует отметить целесообразность использования СКМ при выполнении курсовых и дипломных работ. Они позволяют значительно расширить круг и содержание тем этих работ, дают возможность применять математические методы в виде встроенных функций и процедур как готовый инструмент для решения поставленных задач, оформлять полноценные отчеты о проделанной работе.

На мировом и российском рынке наиболее широкое распространение имеют различные версии четырех СКМ: MATHCAD, MAPLE, MATLAB, MATHEMATICA. Разные парадигмы интерфейса и построения вычислительного ядра позволяют этим СКМ, дополняя друг друга, мирно конкурировать и удовлетворять потребности практически любого специалиста, которому необходимо использование тех или иных математических методов.

При отборе систем компьютерной математики для применения в учебном процессе в качестве основных можно указать следующие критерии:

• простота освоения;

• гибкий и удобный интерфейс;

• универсальность;

• полнота предлагаемых инструментов для реализации математических методов с учетом объема и тематики курса;

• богатые графические возможности для визуализации промежуточных и окончательных этапов решения задачи;

• наличие встроенной информационно-поисковой системы;

• доступность пакета для студентов вне учебных компьютерных классов.

Опыт авторов убеждает, что указанным критериям в наибольшей степени удовлетворяет СКМ МаШаб.

Далее рассмотрим использование СКМ Mathcad для решения задач экономического анализа посредством методов дифференциального исчисления. Этот раздел занимает значительное место в курсе математики, при этом его изучение и применение в практических целях часто вызывает у студентов ряд трудностей.

Важными направлениями применения дифференциального исчисления в экономике являются предельный анализ, исследование эластичности экономических показателей, анализ производственных функций, задачи потребительского выбора, задачи экономической динамики и др. [2, с. 42-43].

Предельный анализ представляет собой совокупность приемов поиска оптимального значения переменной - экономического показателя, производимый путем сравнения изменения издержек и вы -год, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной. Математически предельные показатели (предельный доход, предельные издержки, предельная производительность труда, предельные склонности к потреблению и сбережению и т. д.) выражаются производной (для функции одной переменной) или частной производной (для функции нескольких переменных). Однако производная, характеризующая скорость изменения величины, не всегда удобна в экономике, поскольку зависит от единиц измерения. В этом контексте для измерения чувствительности изменения пока -зателя к изменению влияющего фактора в экономике используют понятие эластичности, которая отражает относительное изменение исследуемого показателя под действием относительного изменения фактора на единицу (1 %).

В качестве примера рассмотрим ключевую задачу. На ее основе можно разработать целый класс задач для исследования экономических моделей, в которых наглядно проявляется связь трех со -ставляющих экономического образования: экономической теории,

математики и информационных технологий.

Ключевая задача

Для заданной функции спроса Р=Р(д)

1. Найти эластичность Ер(д) спроса по цене и соответствующий предельный доход.

2. Построить графики функции спроса, предельного дохода, интерпретировать графически эластичность Ер(д).

3. Найти значение д и соответствующую цену, при которой спрос нейтрален.

4. Показать графически и аналитически области эластичного и неэластичного спроса.

5. Дать геометрическую интерпретацию эластичности.

6. Сделать выводы.

Решение в МаШаС

Зададим входные параметры экономико-математической модели.

Найдем эластичность функции спроса по цене. Поскольку задана зависимость Р(д), то воспользуемся свойством эластичности для обратной функции и вычислим инверсию эластичности

Ер (о) = —1— . к Ед(Р)

Зададим функцию дохода Я(д) и вычислим предельный доход Яр(д) как производную функции дохода.

R(q) ■-- q ■ P(q) функция дохода

3 ч

R(q) expand ,q -. 1 ' q3 + —; я q 2 + 7 ■ q

шщ ■■= pm

aq

simplify

float,з

-.300 ■ q + 1.20 - q i .700 предельным доход

Найдем точку нейтрального спроса q0, решив уравнение

\Epfa) = 1. Среди полученных решений выбираем одно q0 = 4.52,

удовлетворяющее условию неотрицательности показателя. Вычислим цену Р, при которой имеет место нейтральный спрос [1, с. 3637].

Рассчитаем области эластичного и неэластичного спроса аналитически, решив неравенства |Ер^)< 1 и |Ер^)> 1 соответственно.

< Р

К > 0 )

solve М

ЩШ > 1

float ,з

solve

4.52 < gr

область

неэластнчного спроса

float,3

(q_ < 3.) -(p<qj (?_< 0 ■ (-.517 < gj (з. <gj-(g_<4.52)

область

эласпгшого спроса

Зададим уравнение касательной к кривой спроса в точке нейтрального спроса.

Построим графики функций спроса, дохода, предельного дохода и эластичности.

Проанализируем по графику поведение функции спроса и покажем связь эластичности и предельного дохода. Сравним полученные аналитически области эластичного и неэластичного спроса с геометрической интерпретацией решения.

1) На участке РЫ кривая эластичности расположена выше линии нейтральной эластичности (| £р(д)| = 1), следовательно, на этом участке спрос Р(д) эластичен, в точке N спрос на данный товар нейтрален при д = 4.52, Р = 1.37 , на участке ЫК кривая эластичности лежит

ниже линии нейтрального спроса, что означает неэластичный спрос на товар при таком уровне цены.

2) При неэластичном спросе на товар |£р(д)| < 1 на участке ЫК (д > 4.52) предельный доход Яр(д) отрицателен, т. е. функция дохода Я(д) убывает (участок кривой дохода МК). При эластичном спросе \Ер(д)\ > 1 на участке РЫ (0 < д < 4.52) Яр(д) положителен, следовательно, функция дохода Я(д) возрастает.

3) Геометрически эластичность функции есть модуль отношения отрезков касательной от точки касания до осей координат соот-

\св\

ветственно, т. е. \Ep(q)\ =—[. По графику видно, что в точке C

\CA\

нейтрального спроса на товар выполняется равенство CB = CA, т. е.

\Ep(q)\ = 1 [2, с. 74-75].

Итак, решая задачу в MATHCAD, рассмотрены понятия эластичность, предельный доход, типы спроса; проанализировано поведение функции спроса на участках эластичного, неэластичного и нейтрального спроса; продемонстрирована связь между типом эластичности спроса на данный товар и предельным доходом.

На базе приведенной задачи можно сформулировать ряд учебно-исследовательских задач для студентов-экономистов. Основными обучающими факторами должны стать:

• изучение понятийного аппарата;

• создание компьютерной математической модели изучаемого процесса;

• изучение свойств математической модели;

• исследование на модели поведения экономического показателя при изменении экзогенных управляющих факторов;

• выявление недостатков модели;

• установление связи между математической и экономической компонентами модели и раскрытие на этой основе практического смысла модели.

Непрерывное развитие науки и техники, предъявление все более высоких требований к выпускнику вуза со стороны потенциальных работодателей способствует тому, что интенсивность процесса обучения, особенно в области информационных технологий, будет расти и далее [3, с. 7-8]. В связи с этим широкое внедрение в различные учебные курсы СКМ и других пакетов прикладных программ уже на ранних этапах обучения позволит оптимизировать образовательный процесс и создать образовательную среду, способствующую подготовке грамотных и конкурентоспособных специалистов, умеющих адаптироваться в современном быстроменяющемся ин-формационном пространстве.

Список литературы

1. Алексеева Т.А. Информационные технологии в математике: учеб. пособие. - Ч. 1. Система Mathcad. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2003. - 60 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: учеб. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. - 368 с.

3. Ивановский Р.И. Компьютерные технологии в науке и образовании. Практика применения системы MathCAD Pro: учеб. пособие / Р.И. Ивановский. -М.: Высш. шк., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.