Научная статья на тему 'Применение сиквейн-блоков и креативных творческих заданий на уроках экономики'

Применение сиквейн-блоков и креативных творческих заданий на уроках экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ УРОК / СИКВЕЙН-БЛОКИ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / БИЗНЕС-ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Сергеевна, Махова А.В.

Задачей данной статьи является ознакомление читателя с структурой сдвоенных креативных уроков, и их применение в процессе обучения. В статье предложена методическая разработка урока по теме «Сдвоенный креативный урок на примере разработки бизнес-плана в виде игры с применением кейсовых заданий» в рамках реализации учебной программы в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение сиквейн-блоков и креативных творческих заданий на уроках экономики»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161_

УДК 372.8:33

Павлова Екатерина Сергеевна

магистрант1 года обучения, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», филиал в г.

Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: janepat1719@mail.ru А.В. Махова

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ СИКВЕЙН-БЛОКОВ И КРЕАТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Задачей данной статьи является ознакомление читателя с структурой сдвоенных креативных уроков, и их применение в процессе обучения. В статье предложена методическая разработка урока по теме «Сдвоенный креативный урок на примере разработки бизнес-плана в виде игры с применением кейсовых заданий» в рамках реализации учебной программы в университете.

Ключевые слова Креативный урок, сиквейн-блоки, творческие задания, бизнес-план.

Структура креативного урока по применению творческих заданий существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки,которые реализуют цели урока, так же подходят целям креативного образования в целом. Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс

обучения развивающим. Такой вид обучения, оказывает влияние на развитие, а так же формирует активные

виды познавательной деятельности самих учащихся.

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно- эмоциональных игр, театрализацию и др.

БЛОК 1 м . БЛОК 3 . ПР

. БЛОК 2 сч . БЛОК 4 Г

ПЕРЕБЫВ П

БЛОК 6 ^ сч и БЛОК 8 ^ Р

БЛОК 5 я ИР ^ БЛОК 7 КИП

Рисунок 1 - Структура креативного урокас применением сиквейн-блоков

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161_

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр- головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.Далее представлена разработка креативного урока на примере разработки бизнес-плана в виде игры, с применением кейсовых заданий.

В начале занятия необходимо заинтересовать учащихся, для этого можно использовать Блок №1 «Мотивация» (сюрприз, удивление), а также Блок№2 «Содержательная часть». Т. к. занятие будет посвящено разработке бизнес-планов, нужно для начала ознакомить аудиторию с понятием «бизнес-план» и его составляющими. Например: Сегодня на занятии мы научимся составлять бизнес-план для нового, а также действующего предприятия. Давайте для начала разберёмся, для чего нужны бизнес-планы?

Разработка бизнес плана - это важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.

Чем более уникальна и интересна идея вашего бизнес-плана, тем вероятнее успех вашего дела. В мире есть множество различных идей для бизнеспланирования, например такие с которыми мы сталкиваемся ежедневно, это кафе, магазины, парихмахерские, идеи для крупного бизнеса.

Сегодня каждый из Вас попробует придумать и составить свои бизнес план.

Как написать бизнес-план?

Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

1. Резюме.

2. Описание фирмы.

3. Описание продукции (услуг).

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Финансовый план.

8. Направленность и эффективность проекта.

9. Риски и гарантии.

1) Резюме

В данной методической разработке блоки сдвоенного урока привязаны к разделам бизнес-плана. Например, раздел бизнес-плана Резюме, поэтому он может быть представлен на занятии в следующем виде:

Дадим определение, что такое «резюме»

Резюме - это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть. Так как в резюме главным является постановка цели, то для того чтоб было легче определить цель бизнеса, учащимся будет предложено в качестве разминки рассмотреть несколько сиквейнов по теме, что будет являться Блоком №3 «Интеллектуальная разминка». Приведем примеры сиквейнов:

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161_

Кейс №1

Голубева Ксения Петровна решила открыть собственное предприятие, так как всегда мечтала об этом. Она поставила перед собой цель: открыть кондитерскую на другом конце улицы. Она тщательно готовилась, учился, брала пример с опытных бизнесменов и открыла свое дело. Вскоре после открытия кондитерской, бизнес стал приносить прибыль, появились постоянные покупатели, и все было относительно стабильно. Успех сопутствовал процветанию кондитерской в течении трёх лет, но вскоре на этой же улице открыли ещё одна кондитерская, с более широким выбором товара, и более низкими ценами. Спустя пять месяцев кондитерская Ксении Петровны закрылась. Что послужило причиной тому, что кондитерскую пришлось закрыть?

Ответ: Изначально была поставлена очень слабая цель, реализации которой Ксения Петровна добилась достаточно быстро и остановился на этом. Изначально нужно было поставить более сложную цель (открыть уютное кафе-кондитерскую, или кондитерскую с услугой доставки товара на дом), а уже реализовывать ее начать с небольшой кондитерской на другом конце улицы. Бизнес не может оставаться на месте, ему нужен постоянный рост.

Кейс №2

Котов Денис решил создать свой бизнес. Он хотел создать организацию по производству посуды с логотипом заведения для баров, ресторанов, клубов. До него на рынке этого города никто этим не занимался, приходилось все заказывать из других городов. Он был слабо знаком со стратегическим планированием и решил не заморачиваться по этому поводу. В течении пяти лет бизнес Дениса существовал, без видимых конкурентов в данном деле, он расширил свой бизнес, не внося в него ни каких изменений. За это время у него уже появились постоянные клиенты. В это же время Арсений Петрович также открыл свой бизнес. Основной профиль создаваемого бизнеса был абсолютно такой же, как и у Котова Дениса, но он составил грамотный бизнес- план. Основная цель звучала так: «Стать основным производителем посуды с логотипом заведений на рынке города». Спустя полгода фирма Арсения закрылась, хотя организовано было все гораздо тщательнее, чем у Котова Дениса, но почему же его бизнес существует до сих пор, а бизнес Арсения был вынуждена уйти с рынка.

Ответ: Бизнес - своего рода лотерея, и, несмотря на то, что Котов Денис вообще не занимался планированием, в отличие от Арсения Петровича, который спланировала все очень тщательно, его бизнес имел успех, а его -нет. Но это-то не правило, а скорее исключение, ведь стратегическое планирование -далеко не 100% гарантия успеха. Главная ошибка Арсения Петровича состояла в том, что цель, которую она перед собой поставила не обладала одной из самых главных характеристик- достижимостью.

2) Описание предприятия и отрасли.

В данном разделе описываются: общие сведения о фирме; финансово-экономические показатели деятельности фирмы; структура управления и кадровый состав; направления деятельности, продукция; партнерские связи и социальная активность.

3) Описание продукции (услуг)

В этом разделе нужно дать описание и определение всем тем видам продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Тут можно будет использоватьБлок №4 «Головоломка». Учащиеся должны будут придумать различные креативные виды продуктов или услуг, придумать название, описать их основные характеристики продукции, при этом сделать акцент на преимуществах, которые их продукция несет перед потенциальными покупателями. Так же разработать маркетинговую стратегию, придумать рекламу, товарный знак и. т.д., например, разрекламировать товар сок «Весёлый сад», участники должны будут примерить на себя роли Яблока, Апельсина или Персика, и смешно представить зрителям свой фрукт (виде сценки, зачитать четверостишья и т.д.). Пример: - Я слива лиловая, спелая, садовая! - Я абрикос, на юге рос! - А я томат! Вмести мы весёлый сад!

4) Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161_

продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа. Здесь можно применить Блок №5 «Психологическая разгрузка», учащиеся с помощью, разработанной ими раннее маркетинговой стратегии, попробуют продать свой товар или услуги друг другу, креативными способами. Например, придумать и рассказать (показать), несколько способов использования товара не по назначению. К примеру: товар набор инструментов «На все руки мастер». Пила - если в доме нет линейки, вам поможет папина пила,если нечем бить орех, вам поможет в этом молоток,чтоб лопата без дела не лежала, можно использовать ее как вешалку для шляпы и т. д. Таким образом перечислять различные качества товара, за которые его нужно приобрести.

5) Производственный план

В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.

6) Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.

7) Финансовый план

Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

При рассмотрении 5-7 разделов бизнес-плана, можно применить Блок № 6 «Компьютерная интеллектуальная поддержка».

Для того чтобы начать свой бизнес, сначала нужно рассчитать его рентабельность. Давайте попробуем рассчитать рентабельность ваших бизнес-планов по примеру.

Рентабельность измеряется в процентах (%). Основная формула расчета рентабельности: деление прибыли на сумму потраченных средств для производства и продажи товаров и услуг.

Формула расчета рентабельности для всех единая: Р = П/(ОПФ + ОА). В данной формуле значение показателей таково: П - прибыль балансовая; ОПФ - цена основного производственного фонда; ОА -средняя цена всех активов, находящихся в обороте.

8) Направленность и эффективность проекта

В этом разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации. Тут можно использовать Блок №7 «Интеллектуальная разгрузка», в виде игры, учащиеся проведут защиту своих уже разработанных бизнес-планов. Игра может быть представлена в таком формате:

Участники игры: учащиеся 1-2 го курса.

- Оборудование:

- компьютерный класс с интерактивной доской;

- презентация своей фирмы;

- плакаты с рекламой.

Организационный момент. Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.

Начало игры:

- Дамы и господа! Сегодня на занятии мы разработали с вами ваши первые бизнес-планы, теперь давайте узнаем, чей безнес-план будет самым успешным. Пожелаем им удачи.

Каждый участник представляет свой бизнес-план, а после выбранное ранее жюри, подводит итог.

- Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.

Жюри подводит итоги по критериям:

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №8/2016 ISSN 2411-7161

- Реалистичность.

- Целесообразность.

- Эффективность.

- Экономическая и юридическая обоснованность. Оригинальность бизнес-плана.

9) Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. Тут можно использовать последний Блок№ 8 «Резюме». После подведения итогов игры, можно провести мини опрос по занятию, например:

Сегодня на занятии мы научились составлять и рассчитывать бизнес-планы:

- Какой жизненный урок вы получили сегодня?

- Какие открытия сегодня вы сделали?

- Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

- Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали? Применение креативных уроков положительно сказывается на уменьшении перегрузки учащихся при

умелой организации лекционных занятий. На таких уроках более основательно излагается содержание программного материала, повышается научно-теоретический уровень его изложения, достигается более полное усвоение его непосредственно во время уроков. Так же на креативных уроках могут решаться узловые мировоззренческие проблемы средствами различных учебных предметов и наук одновременно, с участием двух или нескольких учителей.Следовательно, применение таких уроков в процессе обучения даёт положительный результат.

Список использованной литературы:

1. Брякова И. Е.Методическая система формирования креативной компетентности студентовпедагогического вуза специальность экономика [Текст] : учеб. пособие / И. Е. Брякова. — Москва, 2015.

2. Гаджиев Г. М. Тренинг как средство формирования творческой активности будущего учителя [Текст] : учеб. Пособие / Г. М. Гаджиев, М. К. Биланов, Д. А. Салматов. Среднее профессиональное образование. — М., 2013 — 156 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Евплова Е.В. Блиц-игры или как сделать учебный процесс интересным [Текст] : учеб. пособие /Е. В. Евплова. Начальная школа плюс До и После, 2011. -87 с.

4. Зиновкина, М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе [Текст] /М.М. Зиновкина // Концепт. - 2015. - 100 с.

5. Макарушина, Е. Н. Педагогические условия эффективного применения модели креативной направленности обучения студентов вузе [Текст] / Е. Н. Макарушина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - 12-18 с.

© Павлова Е.С., МаховаА.В., 2016

Панова Валентина Анатольевна

канд. пед. наук, доцент кафедры естествознания и БЖД ТГПИ им. А. П. Чехова ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог, РФ

Panval2008@gmail.com

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БЛАГОДАРЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИМ НАБЛЮДЕНИЯМ

Аннотация

Статья содержит краткую характеристику особенностей современной образовательной системы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.