Научная статья на тему 'Применение седельных автопоездов для оперативного перемещения войск и эвакуации неисправных вооружения, военной и специальной техники'

Применение седельных автопоездов для оперативного перемещения войск и эвакуации неисправных вооружения, военной и специальной техники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Перегруппировка / транспортирование / эвакуация / колесный тягач / полуприцеп / вооружение / военная и специальная техника / Regrouping / transportation / evacuation / wheeled tractor / semi-trailer / armament / military and special equipment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скляренко Виктор Викторович, А.М. Захаров

Показана значимость применения седельных тягачей для перегруппировки войск в ходе ведения современных боевых действий, а также необходимость эвакуации и транспортировки вышедших из строя образцов вооружения, военной и специальной техники. Обозначены проблемы и высказаны предложения о необходимости проведения работ по дальнейшему развитию и совершенствованию структуры транспортной составляющей системы материально-технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скляренко Виктор Викторович, А.М. Захаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Semi-Trailer Trucks for Operational Movement of Troops and Evacuation of Malfunctioning Weapons, Military and Special Equipment

The significance of the use of semi-trailer trucks for regrouping troops in the course of modern combat operations, as well as the need for evacuation and transportation of out-of-service armament, military and special equipment is shown. Problems are outlined and proposals are made on the need to carry out work on further development and improvement of the structure of the transportation component of the logistics system.

Текст научной работы на тему «Применение седельных автопоездов для оперативного перемещения войск и эвакуации неисправных вооружения, военной и специальной техники»

Применение седельных автопоездов для оперативного перемещения войск и эвакуации

неисправных вооружения, военной и специальной техники

Полковник В.В. СКЛЯРЕНКО Полковник А.М. ЗАХАРОВ

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Показана значимость применения седельных тягачей для перегруппировки войск в ходе ведения современных боевых действий, а также необходимость эвакуации и транспортировки вышедших из строя образцов вооружения, военной и специальной техники. Обозначены проблемы и высказаны предложения о необходимости проведения работ по дальнейшему развитию и совершенствованию структуры транспортной составляющей системы материально-технического обеспечения.

Перегруппировка, транспортирование, эвакуация, колесный тягач, полуприцеп, вооружение, военная и специальная техника.

The significance of the use of semi-trailer trucks for regrouping troops in the course of modern combat operations, as well as the need for evacuation and transportation of out-of-service armament, military and special equipment is shown. Problems are outlined and proposals are made on the need to carry out work on further development and improvement of the structure of the transportation component of the logistics system.

KEYWORDS

Regrouping, transportation, evacuation, wheeled tractor, semi-trailer, armament, military and special equipment.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ХАРАКТЕР ведения современных боевых действий требует от подразделений и частей высокой мобильности, самостоятельности и автономности как в оперативно-тактических вопросах, так и в вопросах технического обеспечения, в частности эвакуации поврежденной (неисправной) техники.

Для доставки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) к местам боевого применения используются силы и средства оперативного перемещения войск, а именно: железнодорожный, авиационный, водный транспорт и автопоезда (се-

дельные тягачи с полуприцепами) из состава подразделений многоосных тяжелых колесных тягачей (МТКТ).

Основная задача оперативного перемещения войск заключается в транспортировании ВВСТ к месту выполнения боевых задач — процес-

се, включающем приведение данных образцов в транспортное положение, погрузку, крепление на транспортном средстве, перевозку, перегрузку с одного транспортного средства на другое (в случае необходимости), выгрузку, приведение в исходное (боевое) положение.

За всю историю военных действий вопрос организации и проведения оперативных мероприятий по перемещению (транспортированию) войск (сил) не утратил важности и актуальности.

В настоящее время вопрос организации оперативной перегруппировки войск (сил) в ходе операции является одним из наиболее значимых. В современных условиях под перегруппировкой войск (сил) понимается изменение существующих группировок и оперативного построения войск (сил) на театре военных действий (ТВД), стратегическом (операционном) направлении, в полосе (на участке) наступления (обороны). Как правило, перегруппировка проводится в целях усиления войск (сил), действующих на главном направлении, закрытия образовавшихся брешей в обороне, переноса усилий на новое направление, восстановления вторых эшелонов (резервов) и т. д.

В зависимости от целей и масштабов перегруппировки войск (сил) могут быть стратегическими, оперативными и тактическими.

К стратегическим относятся перегруппировки войск (сил), осуществляемые на новые стратегические направления или ТВД.

К оперативным перегруппировкам войск (сил) относятся те, которые осуществляются при подготовке или в ходе операций.

К тактическим относятся действия при подготовке боя (направления, наступления соединения из положения обороны). Перегруппировки войск (сил) могут осущест-

вляться путем передвижения ВВСТ своим ходом (маршем, перелетом, переходом морем), перевозкой войск (сил) различными видами транспорта и комбинированным способом1.

Перегруппировка войск в ходе проведения операций может осуществляться: из тыла к фронту, от фронта в тыл, вдоль фронта и с одного стратегического (операционного) направления на другое.

Исходя из пространственного размаха планируемых операций, предельные значения расстояний намеченных перегруппировок войск могут в среднем составить: из тыла к фронту — до 1000 км; вдоль фронта (с одного операционного направления на другое) — до 500 км; с одного стратегического направления на другое — свыше 1500 км.

Перегруппировка войск может проводиться своим ходом (маршем) с одного операционного направления на другое на расстояние до 800— 1000 км (с величиной суточного перехода 200—250 км и более).

В случае необходимости перегруппировка соединений (воинских частей) может осуществляться железнодорожным, воздушным, морским (внутренним водным) транспортом, а также комбинированным способом при выдвижении из глубины страны и проведении межтеатровых (вну-тритеатровых) перегруппировок на расстояние более 1000 км (с величиной суточного перегона 500—600 км (в зависимости от возможностей железнодорожной сети)).

В ходе проведения операции перегруппировку войск на расстояние 600—1000 км планируется осуществлять комбинированным способом (гусеничной техники — железнодорожным транспортом (от 600 км), колесной техники — своим ходом до 200—300 км).

Вместе с тем анализ возможных действий противника по срыву пла-

нируемых мероприятий по перегруппировке войск в ходе военных (боевых) действий предполагает, что к исходу первых операций инфраструктура железнодорожной сети в зоне воздействия средств поражения противника может быть полностью уничтожена или потребует длительного восстановления.

В случае невозможности использования железнодорожной сети основным способом перегруппировок войск в ходе проведения операции станет передвижение своим ходом. При этом расход ресурса гусеничной техники в данных условиях передвижения из тыла к фронту, вдоль фронта и с одного стратегического (операционного) направления на другое может достигать предельных значений, требующих проведения мероприятий по восстановлению ее ресурса еще до применения ВВСТ в операции, что в свою очередь создаст предпосылки для срыва выполнения боевых задач.

Нормативный запас ресурса гусеничной техники на операцию, в соответствии с руководящими документами, составляет в среднем 800 км (для танков и машин на их базе — 700 км, для боевых машин пехоты (БМП) и машин на их базе — 1000 км, для гусеничных машин (ГМ) и машин на их базе — 800 км).

Анализ опыта войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает, что в современных условиях операции и боевые действия войск (сил) характеризуются увеличением их пространственного размаха, рассредоточенностью войск и высокой маневренностью. Одновременно сокращаются временные показатели на разработку и принятие решения, организацию боевых действий и непосредственное выполнение боевых задач, при этом значительно выросла быстротечность самих боевых действий.

Изменения форм и способов применения войск связаны с оснащением их новейшими системами вооружения и техники, средствами разведки, связи, передачи информации и внедрением автоматизированных систем управления войск.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, в соответствии с утвержденной программой переоснащения войск (сил), достаточно высокими темпами осуществляются разработка и создание современных высокотехнологичных образцов ВВСТ, а также проводится глубокая модернизация находящейся на вооружении техники.

В современных условиях значительного повышения мобильности боевых действий, которые преимущественно не будут иметь сплошных фронтов, но будут носить очень интенсивный и высокоманевренный характер, успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного применения всех имеющихся сил и средств: огневых, боевого, технического, тылового и других видов обеспечения. В этих условиях характерной тенденцией проявляется возрастание роли оперативных объединений (армия, корпус) как автономного и самодостаточного формирования для действий в назначенной зоне ответственности.

То же самое можно сказать и о тактическом звене. При этом для всех звеньев управления особую важность приобретает вопрос организации максимально оперативного решения задачи по переброске войск (сил), в частности частей и соединений, оснащенных тяжелыми образцами гусеничной военной техники.

Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отмечает: «Тяжелая техника имеет серьезные ограничения по ресурсу ходовой части и двигателей. Учитывая стоимость подобной техники, расходовать ее

ресурс на совершение длительных маршей нерационально. Тем более делать это по дорогам общего пользования — танки их просто разобьют. Поэтому технику всегда перебрасывали либо железнодорожным транспортом, либо автомобильным. Железная дорога имеет свои недостатки — по ней нельзя подвезти технику непосредственно к месту ее боевого применения. Современные тяжелые автопоезда могут это успешно сделать!»2

В современных условиях ведения боевых действий широкое использование частей и подразделений МТКТ является наиболее рациональным способом решения задачи по оперативной переброске войск (сил) в части образцов ВВСТ на базе тяжелой гусеничной техники.

В целом опыт применения автомобильных батальонов (автб) МТКТ в ходе выполнения оперативных мероприятий боевой подготовки войск (в том числе в ходе проведения учений на незнакомых полигонах) доказал их высокую эффективность.

Вместе с тем в силу ограниченных возможностей, имеющихся у автб МТКТ, не в полной мере гарантировано выполнение задач по перевозке гусеничной ВВСТ в ходе операции на стратегическом направлении.

Анализ результатов проведения стратегических командно-штабных учений (СКШУ), принятых при этом решений, опыта применения седельных автопоездов в локальных кон-фликтах3, а также исследований по автотехническому обеспечению войск с анализом использования седельных автопоездов4 показал, что при высокой интенсивности боевых действий в ходе проведения операции возникает вопрос о необходимости оперативной переброски объединений и соединений в полном составе, для чего имеющихся возможностей автб МТКТ недостаточно.

Вышеизложенное ставит под угрозу срыва выполнение задач по организации и проведению мероприятий по перегруппировке войск в ходе военных действий в целях усиления группировок войск (общевойсковых, артиллерийских, противовоздушных) на операционных направлениях, введения в действие войск второго оперативного эшелона, резервов, а также решения других внезапно возникающих задач в ходе операций (боевых действий).

Наличие проблем в решении транспортных задач подтвердили проведенные маневры войск (сил) «Восток-2018», в ходе которых было выявлено несоответствие состава и возможностей имеющихся подразделений МТКТ реальной потребности в транспортировании тяжелой гусеничной техники в ходе оперативной переброски войск на другие направления (так, расчетная средняя ежесуточная потребность в перевозке может составить до 360 ед. гусеничных ВВСТ на расстояние до 500 км).

При этом необходимо отметить, что ежесуточные возможности одного автб МТКТ по перевозке гусеничных ВВСТ составляют от 40 до 80 ед., т. е. обеспечивается не более 15—20 % от потребности в перевозке, а с учетом потерь (выхода из строя автопоездов по боевым и эксплуатационным причинам) — не более 5—10 %.

В результате анализа текущего состояния дел в отношении организации выполнения транспортных задач были высказаны предложения о необходимости проведения работ по дальнейшему развитию и совершенствованию структуры транспортной составляющей системы материально-технического обеспечения.

Одним из основных предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры транспортных частей и подразделений было предложение о необходимости

формирования в составе каждого из военных округов полка многоосных тяжелых колесных тягачей. На рисунках 1—4 представлены седельные

тягачи с полуприцепами, используемые автб МТКТ для перегруппировки войск и эвакуации поврежденных (неисправных) образцов ВВСТ.

Рис. 1. Седельный тягач КамАЗ-65225 с полуприцепом ЧМЗАП- 9990-01

Рис. 2. Седельный тягач БАЗ-6403 с полуприцепом ЧМЗАП- 9990-02

Рис. 3. Седельный тягач Урал-63704-0029-01 с полуприцепом ЧМЗАП-9990-03

Рис. 4. Седельный тягач Урал-542301 с полуприцепом ЧМЗАП-9326

Кроме выполнения мероприятий по перевозке техники войск в районы боевых действий автопоезда широко используются для эвакуации неисправных и поврежденных машин с мест выхода их из строя к местам ремонта или на станции погрузки на другие виды транспорта.

Основные принципы эвакуации:

• эвакуация поврежденных (неисправных, застрявших) машин осуществляется «на себя» и проводится непосредственно в ходе боевых действий;

• в первую очередь из-под огня противника, из районов (мест), которым угрожает захват противником, эвакуируются машины с установленным вооружением и военной техникой, а также ВВСТ, наиболее важные для обеспечения боеспособности воинского формирования;

• сначала эвакуируются образцы с наименьшим объемом ремонт-

ных работ и самые востребованные образцы;

• в условиях радиационного и химического заражения эвакуационные работы проводятся после радиационной и химической разведки и проведения (при необходимости) частичной специальной обработки.

Анализ организации эвакуации автомобильной техники (АТ) в ходе проведенных оперативно-тактических учений показал, что эвакуация неработоспособных образцов ВВСТ производилась с использованием специальных средств эвакуации тактического звена с мест выхода их из строя до путей эвакуации или на сборные пункты поврежденных машин (рис. 5).

Далее эвакофонд транспортировался к местам ремонта эвакуационными колесными тягачами или многоосными тяжелыми колесными тягачами (рис. 6).

Анализ результатов проведения стратегических командно-штабных учений (СКШУ), принятых при этом решений, опыта применения седельных автопоездов в локальных конфликтах, а также исследований по автотехническому обеспечению войск с анализом использования седельных автопоездов показал, что при высокой интенсивности боевых действий в ходе проведения операции возникает вопрос о необходимости оперативной переброски объединений и соединений в полном составе, для чего имеющихся возможностей автб МТКТ недостаточно.

Рис. 5. Эвакуация неисправных образцов АТ специальными средствами эвакуации

Рис. 6. Эвакуация неисправных образцов БТВТ седельными тягачами

В составе Вооруженных Сил Российской Федерации сформировано шесть подразделений (автомобильные батальоны МТКТ в составе ре-монтно-эвакуационных полков и отдельные автомобильные батальоны МТКТ (в Западном и Восточном военных округах)).

На оснащении автб МТКТ в зависимости от организационно-штатной численности содержатся от 42 до 82 ед. армейских седельных автопоездов-тяжеловозов (БАЗ-6403 с ЧМЗАП-99901, КамАЗ-65225-22 с ЧМЗАП-9990-02, КамАЗ-65221 с ЧМЗАП-9990-02, Урал-63704-01 с ЧМЗАП-9990-03, Урал-542301-10 с ЧМЗАП-9326), способных в составе автопоездов осуществлять перевозку техники массой от 25 до 65 т по всем видам дорог и отдельным участкам местности.

В основном в состав отдельных автомобильных батальонов МТКТ входят: 70 % — седельные тягачи КамАЗ-65225-22 и КамАЗ-65221 с полуприцепами-тяжеловозами ЧМ-ЗАП-9990-02 грузоподъемностью до 55,0 т, 15 % — седельные тягачи Урал-63704-01 с полуприцепами-тяжеловозами ЧМЗАП-9990-03 грузоподъемностью 40,0 т, 10 % — седельные тягачи БАЗ-6403 с полуприцепами-тяжеловозами ЧМЗАП-99901 грузоподъемностью 65,0 т, 5 % — седельные тягачи Урал-542301-10 с полуприцепами-тяжеловозами ЧМЗАП-9326 грузоподъемностью 25,0 т5.

При этом расчетные мощности по эвакуации ВВСТ группировки войск (сил) на 10—17 % превышали потребности. Однако фактические возможности по эвакуации ВВСТ не в полной мере соответствовали потребностям

из-за того, что плечи эвакуации в оперативном и оперативно-стратегическом звене превышали нормативные.

Анализ данных показывает, что реальные значения расстояний эвакуации колесными тягачами превышают нормативные: в оперативном звене — в 2,8 раза, оперативно-стратегическом звене — в 1,5 раза, что приводит к несвоевременной эвакуации неисправной техники и снижению эвакуационных возможностей подразделений эвакуации.

Данное обстоятельство связано с тем, что ремонтно-восстановитель-ные органы расположены на значительном удалении от боевых подразделений в целях обеспечения их защиты от средств поражения противника, способных поражать силы и средства технического обеспечения на всю глубину построения войск. В этих условиях применение многоцелевых колесных тягачей является особенно актуальным и позволяет решить задачу по перевозке неисправной техники, что в большей степени сохраняет ресурс средств эвакуации ремонтных подразделений.

Вместе с тем особенностью эвакуации ВВСТ в ходе специальной военной операции стали диверсионные действия, проводимые отдельными лицами местного радикально настроенного населения. Диверсанты устанавливали на путях эвакуации или на технике взрывоопасные предметы,

что приводило к преждевременному выходу из строя МТКТ, осуществляющих перевозку неисправных образцов ВВСТ, и, как следствие, к снижению эффективности функционирования системы эвакуации в целом.

Для устранения негативных последствий отмеченной проблемы требовалось включение в состав эва-когруппы специалистов инженерных подразделений, которые в случае обнаружения взрывоопасных предметов осуществляли их разминирование или ликвидацию. Одним из технических решений данной проблемы является применение боестой-ких шин повышенной грузоподъемности в конструкции седельных автопоездов.

Таким образом, применение седельных автопоездов не только для перемещения войск (сил), но и для эвакуации неисправных образцов ВВСТ в ходе выполнения войсками (силами) специальных задач является актуальным и целесообразным. Вместе с тем анализ результатов проведенных учений свидетельствует о необходимости проведения организационно-технических мероприятий по увеличению количества и технической оснащенности автб МТКТ в целях обеспечения своевременной перегруппировки частей и соединений в ходе операций, а также эвакуации поврежденной и неисправной техники и доставки ее к местам ремонта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2007. 532 с.

2 Мураховский В.И. Современные тяжелые автопоезда // Арсенал Отечества. 2022. № 6. С. 19—28.

3 Результаты научных исследований по совершенствованию автотехнического обеспечения войск в период с 2020 по 2023 год. Бронницы: ФГБУ «21 НИИИ ВАТ» Минобороны России, 2023.

4 Силкин М, Полетко М, Кузнецов Ю. Применение седельных автопоездов в подсистеме эвакуации неисправных вооружения и военной техники // Научно-технический сборник ФГБУ «21 НИИИ ВАТ» Минобороны России. 2023. № 4. С. 17—26.

5 Результаты научных исследований по совершенствованию автотехнического обеспечения войск в период с 2020 по 2023 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.