УДК 330.190.2
ПРИМЕНЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
© Николай Николаевич КИРЕЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
Статья посвящена оценке социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в регионе и использованию системы сбалансированных показателей на региональном уровне.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; социально-экономическая эффективность; регион.
Рассматривая предпринимательство в контексте особого стиля хозяйственного поведения, в основе которого лежат поиск новых возможностей для развития бизнеса, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для собственного развития ресурсы из самых разнообразных источников, по нашему мнению, именно развитие предпринимательства в регионе является основным фактором в достижении цели экономического и социального развития региона.
Однако невозможность получить объективные данные для оценки развития предпринимательской деятельности в регионе препятствует процессу планирования ее дальнейшего развития и постановки задач для достижения стратегических целей. В связи с новизной проблемы, методов оценки и управления развитием предпринимательской деятельности в регионе пока предлагается мало. Поэтому существует необходимость в наличии системы оценки эффективности предпринимательской деятельности в регионе. При этом особенно важно, во-первых, включить в систему показатели, оценивающие различные стороны развития предпринимательской деятельности в регионе, и, во-вторых, дать инструмент достижения поставленных стратегических целей. Целевые показатели должны быть доведены до нижестоящих звеньев, а система мотивации должна стимулировать достижение этих целей и направлять усилия многочисленных подразделений для достижения генеральной цели.
Данная задача в различных отраслях и предприятиях успешно решается с помощью
«Системы сбалансированных показателей» [1, р. 74-79].
Автором данной статьи предполагается применить основные положения Сбалансированной системы показателей для эффективного управления развитием предпринимательской деятельности как основного фактора социально-экономического развития региона.
Система сбалансированных показателей (ССП) - инструмент достижения целей, позволяющий связать стратегическое и оперативное управление на основе ключевых показателей эффективности и причинно-следственных связей между ними. ССП строится сверху, т. е. стратегические цели предприятия логически раскладываются на частные составляющие, становящиеся задачами линейного менеджмента. Классически сбалансированная система использует измеряемые показатели, по крайней мере, в следующих четырех направлениях [2]:
- финансовое, рассматривающее эффективность деятельности компании с точки зрения отдачи на вложенный капитал;
- оценка полезности товаров и услуг компании с точки зрения конечных потребителей;
- внутренняя операционная эффективность, оценивающая эффективность внутренней организации бизнес-процессов (хозяйственных операций);
- инновации и обучение, т. е. способность организации к восприятию новых идей, ее гибкость, ориентация на постоянные улучшения.
Таким образом, усилия предприятия при использовании ССП сосредотачиваются на достижении нескольких основных целей в приоритетных направлениях, используя возможность контроля влияния текущих операций на его перспективы. ССП отражает три момента во времени: вчера, сегодня и завтра. Усилия, направленные предприятием сегодня для улучшения своего финансового положения в будущем, могут не дать очевидного результата в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. И самое главное. происходит перенос внимания руководства от исключительно финансовых показателей к другим, относящимся к персоналу, знаниям информационных технологий, отношениям с потребителем и т. д. [3, 4].
Следует отметить, что показатели четырех проекций ССП связаны между собой. В основе цепочки взаимодействия лежит причинно-следственная связь. Система сбалансированных показателей характеризует различные существенные для деятельности предприятия аспекты и условия деятельности. Причем сами по себе показатели не играют однозначной ведущей роли в модели ССП. Ее сущность кроме этого состоит в организации контроля за выполнением установленных показателей и в сопутствующей дискуссии о составе и динамике наиболее существенных для реализации стратегии компании показателей.
Логика внедрения ССП в коммерческих организациях понятна. В итоге коммерческая организация хотела бы достичь финансовых целей, выраженных показателями стоимости, но для этого она должна получить определенные результаты в части работы со своими клиентами. Это, в свою очередь, требует совершенствования или изменения внутренних бизнес-процессов, для чего необходимо развитие инновационного потенциала организации и ее способности к развитию.
Но в более сложных системах — отраслевых комплексах, органах управления территориями - при построении ССП возникают иные задачи. Здесь гораздо больше участников с их интересами, очень важны нефинансовые факторы в системе, осложнен процесс внедрения ССП, т. к. требуется обмен данными и координация дальнейших действий.
Эффективность предпринимательской деятельности в регионе представляет иную и
более сложную систему, чем отдельное предприятие или корпорация, поэтому для нее требуется несколько изменить состав показателей ССП. В ССП развития предпринимательской деятельности региона предлагается включить показатели, касающиеся следующего:
- финансовая деятельность;
- организация функционирования;
- социальная сфера;
- инновации и технологии.
Согласно идеологии ССП, достижение
высоких финансовых показателей предпринимательской деятельности в регионе является первоочередной целью. Достижение этой цели невозможно без высокой организованности в функционировании и улучшения благосостояния развития региона. В свою очередь, организация работы требует развития инфраструктуры. Базой же для функционирования всей системы являются инновации и технологии. Соответственно, все сферы предпринимательской деятельности региона являются взаимосвязанными и достижение стратегической цели невозможно без достижения высоких показателей в каждой из них.
Основополагающий же принцип разработки ССП предполагает, что система показателей должна охватывать разные виды деятельности и всех заинтересованных участников. В то же время должно существовать понимание каждого участника его роли в достижении высоких показателей развития предпринимательской деятельности на региональном уровне.
Кроме того, общие документы, направленные на оценку развития территорий, например методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [5], не подразумевают мониторинг инновационного развития и функционирования предпринимательской деятельности в регионе. Поэтому при разработке ССП необходимо интегрировать положения различных документов и добавить разделы и показатели, непосредственно связанные с оценкой функционирования предпринимательской деятельности в регионе.
В ССП для управления предпринимательской деятельностью региона предполагается включить финансовые показатели по
доходам и расходам, возникающим в процессе функционирования региона. К ним относятся: инвестиции, налоги, бюджетные средства. Организационные показатели оценивают сроки, удобство и качество оформления различных операций. В раздел «инфраструктура» включаются показатели для мониторинга развития объектов, обеспечивающих деятельность субъектов предпринимательства. К разделу относится и традиционная инженерная инфраструктура, и услуги различного назначения — консультирование, аудит, помощь при внешнеэкономических операциях и т. д. Четвертый раздел сбалансированных показателей предпринимательской дея-
тельности региона целиком посвящен оценке технологического уровня разработок, степени переработки и вклада науки в конкретном продукте.
Распределение показателей ССП предпринимательства в регионе по подразделам приведено в табл. 1.
Предложенный набор показателей примерный и может быть дополнен или изменен для более объективной и полной оценки функционирования предпринимательства в регионе, оценки деятельности отдельных участников, а также для выработки перечня мероприятий для достижения стратегических целей.
Таблица 1
Примерный перечень показателей в ССП предпринимательской деятельности в регионе
Типы и наименование показателей
Финансовые показатели
- Прирост ВРП за счет субъектов предпринимательства
- Годовой прирост суммарного объема инвестиций в развитие предпринимательской деятельности
- Объем иностранных инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в регионе
- Отношение средней заработной платы, работающего в сфере предпринимательства, к среднему по региону
- Доходы в бюджеты всех уровней, по субъектам предпринимательства___________________________________
- Рентабельность инвестиционных проектов в сфере предпринимательства
- Относительный объем налоговых льгот, полученных предпринимателями в общем объеме уплаченных ими налогов________________________________________________________________________________________________
Показатели, характеризующие организацию функционирования предпринимательской деятельности____________
- Трудоемкость регистрации и оформления предпринимательской деятельности_____________________________
- Организация выдачи лицензий и разрешений на осуществление предпринимательской деятельности____________
- Масштабность и периодичность публикаций по функционированию предпринимательской деятельности в регионе
- Удовлетворенность субъектов предпринимательства деятельностью органов управления
- Реализация принципа одного окна
- Качество планов развития предпринимательской деятельности в регионе
- Удобство доступа к информации и получения консультации субъектами предпринимательства Показатели развития социальной сферы_____________________________________________________
Показатели рождаемости и смертности по региону
- Индекс уровня цен
Среднедушевой доход в регионе
- Экологическая ситуация
Уровень образования населения
Уровень безработицы
- Жилищные условия
Уровень преступности
Показатели по внедрению технологий и инноваций
- Индекс физического объема выпускаемой продукции субъектами предпринимательства
Количество контрактов с иностранными клиентами
- Потенциальный спрос на выпускаемую продукцию
Доля добавленной стоимости в конечной продукции
- Количество зарегистрированных патентов, свидетельств, изобретений на разработки
- Наличие аналогов разработок в России и за рубежом
- Средний выпуск продукции на одного работающего в регионе в сфере предпринимательства
- Количество научных организаций и ученых, принимающих участие в разработке продукции
Для того чтобы успешно создать и внедрить ССП предпринимательства региона, необходимо реализовать определенный порядок этапов. Так как ССП предпринимательства региона отличается от стандартной системы, внедряемой на предприятии, то и схемы разработки также различны. Поэтому автором предложена измененная схема, адаптированная под выбранную предметную область. Схема разработки и внедрения ССП предпринимательства в регионе должна состоять из шести основных этапов, подробно рассмотренных далее.
1. Разработка и актуализация стратегической карты и ССП:
1.1. Предварительный сбор и анализ информации:
- изучение нормативно-правовой базы функционирования предпринимательства в регионе;
- изучение структуры органов управления предпринимательской деятельностью в регионе;
- ознакомление с отчетностью по функционированию предпринимательства в регионе;
- анкетирование и интервьюирование участников;
1.2. Разработка стратегии и ее формализация в формате стратегической карты:
- определение составляющих стратегической карты;
- разработка стратегических целей;
- анализ причинно-следственных связей между стратегическими целями;
1.3. Разработка сбалансированного набора показателей ССП:
- определение ключевых факторов успеха;
- определение показателей для измерения степени достижения стратегических целей;
- определение весов показателей;
- определение фактических значений показателей;
- определение планово-отчетного периода по показателям;
- определение целевых значений показателей;
- формирование паспортов показателей.
1.4. Разработка стратегических мероприятий по достижению целевых значений;
1.5. Интеграция ССП с системой бюджетирования;
1.6. Интеграция ССП с системой мотивации.
2. Каскадирование стратегической карты и сбалансированной системы показателей на нижележащие уровни иерархии системы предпринимательства в регионе:
2.1. Декомпозиция целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт органов управления и субъектов предпринимательства региона;
2.2. Декомпозиция целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт руководителей департаментов и начальников управлений;
2.3. Каскадирование отдельных показателей ССП руководителей департаментов до уровня руководителей отделов и отдельных сотрудников.
3. Организация презентации системы.
4. Обучение участников технологии работы ССП.
5. Пересмотр ССП с учетом замечаний руководителей и сотрудников органов управления предпринимательством региона.
6. Автоматизация ССП с помощью информационной системы:
6.1. Выбор платформы для реализации ССП;
6.2. Разработка ССП предпринимательства региона на базе выбранной платформы;
6.3. Интеграция информационной системы ССП с другими программными продуктами;
6.4. Внедрение информационной системы в органах управления предпринимательской деятельности региона.
В целом появление ССП как технологии управления функционированием развития предпринимательской деятельности в регионе будет являться важным этапом в региональном развитии. При грамотном ее использовании ССП позволит перейти от разрозненной системы сбора данных, в основном предназначенных для подготовки финансовой и организационной отчетности, к комплексной информационной среде, предназначенной для поддержки процесса принятия решений, планирования и контроля. В результате использования ССП предпринимательства регион получит конкурентные преимущества, возникающие при интеграции
финансовой, инфраструктурной, технологической и организационной подсистем.
Для достижения целевых значений ССП предусматривает реализацию стратегических мероприятий. Определение всеобъемлющего списка мероприятий является следующим после разработки ССП этапом и выходит за рамки данной статьи. Отметим только, что при построении подобного списка необходимо установить соответствия между целями, показателями и действиями, которые будут направлены на достижение целей. Для каждого из мероприятий требуется просчитать бюджет и необходимые ресурсы. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс разработки бюджетов (бюджетирования) глубоко интегрирован с ССП. Приняв ССП как основу для рассмотрения бюджетных проектов и программ, можно проводить рациональное финансирование региона, ориентированное на долгосрочные цели.
По предложениям, выдвинутым в данной статье, могут быть сделаны следующие выводы:
- система сбалансированных показателей является эффективным инструментом управления как предприятиями, так и предпринимательской деятельностью в регионе. ССП базируется на четком понимании каждого участника своей роли в достижении стратегической цели всей системы и на мониторинге и контроле основных составляющих деятельности, а не только финансовых;
- основным пользователем и ответственным за внедрение ССП предпринима-
тельства является территориальное управление региона. В ССП следует включать следующие типы показателей: финансы, организация, технологии, социальная сфера. В ходе внедрения ССП будет способствовать созданию системы мотивации субъектов предпринимательства, системы коммуникации участников и организации их взаимодействия;
- совершенствование управления эффективностью предпринимательской деятельности на мезоуровне представляет серьезный резерв развития региона и российской экономики в целом.
1. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard -Measures that drive performance. Harvard, 1992. January-February.
2. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Ветер М. Сбалансированная система показателей. Практическое руководство по использованию. М., 2006.
3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М., 2006.
4. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М., 2007.
5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 г. № 322.
Поступила в редакцию 13.07.2011 г.
UDC 330.190.2
APPLICATION OF BALANCED SCORECARD TO EVALUATE EFFECTIVENESS OF ENTREPRENEURSHIP IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION
Nikolay Nikolaevich KIREYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
The article focuses on assessing the socio-economic efficiency of entrepreneurship in the region and uses of the balanced scorecard at the regional level.
Key words: entrepreneurship; socio-economic effectiveness; region.