Научная статья на тему 'Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности предпринимательской деятельности в социально-экономическом развитии региона'

Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности предпринимательской деятельности в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / ENTREPRENEURSHIP / SOCIO-ECONOMIC EFFECTIVENESS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреев Николай Николаевич

Статья посвящена оценке социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в регионе и использованию системы сбалансированных показателей на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF BALANCED SCORECARD TO EVALUATE EFFECTIVENESS OF ENTREPRENEURSHIP IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

The article focuses on assessing the socio-economic efficiency of entrepreneurship in the region and uses of the balanced scorecard at the regional level.

Текст научной работы на тему «Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности предпринимательской деятельности в социально-экономическом развитии региона»

УДК 330.190.2

ПРИМЕНЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

© Николай Николаевич КИРЕЕВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: okolianka@mail.ru

Статья посвящена оценке социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности в регионе и использованию системы сбалансированных показателей на региональном уровне.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; социально-экономическая эффективность; регион.

Рассматривая предпринимательство в контексте особого стиля хозяйственного поведения, в основе которого лежат поиск новых возможностей для развития бизнеса, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для собственного развития ресурсы из самых разнообразных источников, по нашему мнению, именно развитие предпринимательства в регионе является основным фактором в достижении цели экономического и социального развития региона.

Однако невозможность получить объективные данные для оценки развития предпринимательской деятельности в регионе препятствует процессу планирования ее дальнейшего развития и постановки задач для достижения стратегических целей. В связи с новизной проблемы, методов оценки и управления развитием предпринимательской деятельности в регионе пока предлагается мало. Поэтому существует необходимость в наличии системы оценки эффективности предпринимательской деятельности в регионе. При этом особенно важно, во-первых, включить в систему показатели, оценивающие различные стороны развития предпринимательской деятельности в регионе, и, во-вторых, дать инструмент достижения поставленных стратегических целей. Целевые показатели должны быть доведены до нижестоящих звеньев, а система мотивации должна стимулировать достижение этих целей и направлять усилия многочисленных подразделений для достижения генеральной цели.

Данная задача в различных отраслях и предприятиях успешно решается с помощью

«Системы сбалансированных показателей» [1, р. 74-79].

Автором данной статьи предполагается применить основные положения Сбалансированной системы показателей для эффективного управления развитием предпринимательской деятельности как основного фактора социально-экономического развития региона.

Система сбалансированных показателей (ССП) - инструмент достижения целей, позволяющий связать стратегическое и оперативное управление на основе ключевых показателей эффективности и причинно-следственных связей между ними. ССП строится сверху, т. е. стратегические цели предприятия логически раскладываются на частные составляющие, становящиеся задачами линейного менеджмента. Классически сбалансированная система использует измеряемые показатели, по крайней мере, в следующих четырех направлениях [2]:

- финансовое, рассматривающее эффективность деятельности компании с точки зрения отдачи на вложенный капитал;

- оценка полезности товаров и услуг компании с точки зрения конечных потребителей;

- внутренняя операционная эффективность, оценивающая эффективность внутренней организации бизнес-процессов (хозяйственных операций);

- инновации и обучение, т. е. способность организации к восприятию новых идей, ее гибкость, ориентация на постоянные улучшения.

Таким образом, усилия предприятия при использовании ССП сосредотачиваются на достижении нескольких основных целей в приоритетных направлениях, используя возможность контроля влияния текущих операций на его перспективы. ССП отражает три момента во времени: вчера, сегодня и завтра. Усилия, направленные предприятием сегодня для улучшения своего финансового положения в будущем, могут не дать очевидного результата в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. И самое главное. происходит перенос внимания руководства от исключительно финансовых показателей к другим, относящимся к персоналу, знаниям информационных технологий, отношениям с потребителем и т. д. [3, 4].

Следует отметить, что показатели четырех проекций ССП связаны между собой. В основе цепочки взаимодействия лежит причинно-следственная связь. Система сбалансированных показателей характеризует различные существенные для деятельности предприятия аспекты и условия деятельности. Причем сами по себе показатели не играют однозначной ведущей роли в модели ССП. Ее сущность кроме этого состоит в организации контроля за выполнением установленных показателей и в сопутствующей дискуссии о составе и динамике наиболее существенных для реализации стратегии компании показателей.

Логика внедрения ССП в коммерческих организациях понятна. В итоге коммерческая организация хотела бы достичь финансовых целей, выраженных показателями стоимости, но для этого она должна получить определенные результаты в части работы со своими клиентами. Это, в свою очередь, требует совершенствования или изменения внутренних бизнес-процессов, для чего необходимо развитие инновационного потенциала организации и ее способности к развитию.

Но в более сложных системах — отраслевых комплексах, органах управления территориями - при построении ССП возникают иные задачи. Здесь гораздо больше участников с их интересами, очень важны нефинансовые факторы в системе, осложнен процесс внедрения ССП, т. к. требуется обмен данными и координация дальнейших действий.

Эффективность предпринимательской деятельности в регионе представляет иную и

более сложную систему, чем отдельное предприятие или корпорация, поэтому для нее требуется несколько изменить состав показателей ССП. В ССП развития предпринимательской деятельности региона предлагается включить показатели, касающиеся следующего:

- финансовая деятельность;

- организация функционирования;

- социальная сфера;

- инновации и технологии.

Согласно идеологии ССП, достижение

высоких финансовых показателей предпринимательской деятельности в регионе является первоочередной целью. Достижение этой цели невозможно без высокой организованности в функционировании и улучшения благосостояния развития региона. В свою очередь, организация работы требует развития инфраструктуры. Базой же для функционирования всей системы являются инновации и технологии. Соответственно, все сферы предпринимательской деятельности региона являются взаимосвязанными и достижение стратегической цели невозможно без достижения высоких показателей в каждой из них.

Основополагающий же принцип разработки ССП предполагает, что система показателей должна охватывать разные виды деятельности и всех заинтересованных участников. В то же время должно существовать понимание каждого участника его роли в достижении высоких показателей развития предпринимательской деятельности на региональном уровне.

Кроме того, общие документы, направленные на оценку развития территорий, например методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [5], не подразумевают мониторинг инновационного развития и функционирования предпринимательской деятельности в регионе. Поэтому при разработке ССП необходимо интегрировать положения различных документов и добавить разделы и показатели, непосредственно связанные с оценкой функционирования предпринимательской деятельности в регионе.

В ССП для управления предпринимательской деятельностью региона предполагается включить финансовые показатели по

доходам и расходам, возникающим в процессе функционирования региона. К ним относятся: инвестиции, налоги, бюджетные средства. Организационные показатели оценивают сроки, удобство и качество оформления различных операций. В раздел «инфраструктура» включаются показатели для мониторинга развития объектов, обеспечивающих деятельность субъектов предпринимательства. К разделу относится и традиционная инженерная инфраструктура, и услуги различного назначения — консультирование, аудит, помощь при внешнеэкономических операциях и т. д. Четвертый раздел сбалансированных показателей предпринимательской дея-

тельности региона целиком посвящен оценке технологического уровня разработок, степени переработки и вклада науки в конкретном продукте.

Распределение показателей ССП предпринимательства в регионе по подразделам приведено в табл. 1.

Предложенный набор показателей примерный и может быть дополнен или изменен для более объективной и полной оценки функционирования предпринимательства в регионе, оценки деятельности отдельных участников, а также для выработки перечня мероприятий для достижения стратегических целей.

Таблица 1

Примерный перечень показателей в ССП предпринимательской деятельности в регионе

Типы и наименование показателей

Финансовые показатели

- Прирост ВРП за счет субъектов предпринимательства

- Годовой прирост суммарного объема инвестиций в развитие предпринимательской деятельности

- Объем иностранных инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в регионе

- Отношение средней заработной платы, работающего в сфере предпринимательства, к среднему по региону

- Доходы в бюджеты всех уровней, по субъектам предпринимательства___________________________________

- Рентабельность инвестиционных проектов в сфере предпринимательства

- Относительный объем налоговых льгот, полученных предпринимателями в общем объеме уплаченных ими налогов________________________________________________________________________________________________

Показатели, характеризующие организацию функционирования предпринимательской деятельности____________

- Трудоемкость регистрации и оформления предпринимательской деятельности_____________________________

- Организация выдачи лицензий и разрешений на осуществление предпринимательской деятельности____________

- Масштабность и периодичность публикаций по функционированию предпринимательской деятельности в регионе

- Удовлетворенность субъектов предпринимательства деятельностью органов управления

- Реализация принципа одного окна

- Качество планов развития предпринимательской деятельности в регионе

- Удобство доступа к информации и получения консультации субъектами предпринимательства Показатели развития социальной сферы_____________________________________________________

Показатели рождаемости и смертности по региону

- Индекс уровня цен

Среднедушевой доход в регионе

- Экологическая ситуация

Уровень образования населения

Уровень безработицы

- Жилищные условия

Уровень преступности

Показатели по внедрению технологий и инноваций

- Индекс физического объема выпускаемой продукции субъектами предпринимательства

Количество контрактов с иностранными клиентами

- Потенциальный спрос на выпускаемую продукцию

Доля добавленной стоимости в конечной продукции

- Количество зарегистрированных патентов, свидетельств, изобретений на разработки

- Наличие аналогов разработок в России и за рубежом

- Средний выпуск продукции на одного работающего в регионе в сфере предпринимательства

- Количество научных организаций и ученых, принимающих участие в разработке продукции

Для того чтобы успешно создать и внедрить ССП предпринимательства региона, необходимо реализовать определенный порядок этапов. Так как ССП предпринимательства региона отличается от стандартной системы, внедряемой на предприятии, то и схемы разработки также различны. Поэтому автором предложена измененная схема, адаптированная под выбранную предметную область. Схема разработки и внедрения ССП предпринимательства в регионе должна состоять из шести основных этапов, подробно рассмотренных далее.

1. Разработка и актуализация стратегической карты и ССП:

1.1. Предварительный сбор и анализ информации:

- изучение нормативно-правовой базы функционирования предпринимательства в регионе;

- изучение структуры органов управления предпринимательской деятельностью в регионе;

- ознакомление с отчетностью по функционированию предпринимательства в регионе;

- анкетирование и интервьюирование участников;

1.2. Разработка стратегии и ее формализация в формате стратегической карты:

- определение составляющих стратегической карты;

- разработка стратегических целей;

- анализ причинно-следственных связей между стратегическими целями;

1.3. Разработка сбалансированного набора показателей ССП:

- определение ключевых факторов успеха;

- определение показателей для измерения степени достижения стратегических целей;

- определение весов показателей;

- определение фактических значений показателей;

- определение планово-отчетного периода по показателям;

- определение целевых значений показателей;

- формирование паспортов показателей.

1.4. Разработка стратегических мероприятий по достижению целевых значений;

1.5. Интеграция ССП с системой бюджетирования;

1.6. Интеграция ССП с системой мотивации.

2. Каскадирование стратегической карты и сбалансированной системы показателей на нижележащие уровни иерархии системы предпринимательства в регионе:

2.1. Декомпозиция целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт органов управления и субъектов предпринимательства региона;

2.2. Декомпозиция целей стратегической карты и отдельных показателей ССП на уровень стратегических карт руководителей департаментов и начальников управлений;

2.3. Каскадирование отдельных показателей ССП руководителей департаментов до уровня руководителей отделов и отдельных сотрудников.

3. Организация презентации системы.

4. Обучение участников технологии работы ССП.

5. Пересмотр ССП с учетом замечаний руководителей и сотрудников органов управления предпринимательством региона.

6. Автоматизация ССП с помощью информационной системы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.1. Выбор платформы для реализации ССП;

6.2. Разработка ССП предпринимательства региона на базе выбранной платформы;

6.3. Интеграция информационной системы ССП с другими программными продуктами;

6.4. Внедрение информационной системы в органах управления предпринимательской деятельности региона.

В целом появление ССП как технологии управления функционированием развития предпринимательской деятельности в регионе будет являться важным этапом в региональном развитии. При грамотном ее использовании ССП позволит перейти от разрозненной системы сбора данных, в основном предназначенных для подготовки финансовой и организационной отчетности, к комплексной информационной среде, предназначенной для поддержки процесса принятия решений, планирования и контроля. В результате использования ССП предпринимательства регион получит конкурентные преимущества, возникающие при интеграции

финансовой, инфраструктурной, технологической и организационной подсистем.

Для достижения целевых значений ССП предусматривает реализацию стратегических мероприятий. Определение всеобъемлющего списка мероприятий является следующим после разработки ССП этапом и выходит за рамки данной статьи. Отметим только, что при построении подобного списка необходимо установить соответствия между целями, показателями и действиями, которые будут направлены на достижение целей. Для каждого из мероприятий требуется просчитать бюджет и необходимые ресурсы. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс разработки бюджетов (бюджетирования) глубоко интегрирован с ССП. Приняв ССП как основу для рассмотрения бюджетных проектов и программ, можно проводить рациональное финансирование региона, ориентированное на долгосрочные цели.

По предложениям, выдвинутым в данной статье, могут быть сделаны следующие выводы:

- система сбалансированных показателей является эффективным инструментом управления как предприятиями, так и предпринимательской деятельностью в регионе. ССП базируется на четком понимании каждого участника своей роли в достижении стратегической цели всей системы и на мониторинге и контроле основных составляющих деятельности, а не только финансовых;

- основным пользователем и ответственным за внедрение ССП предпринима-

тельства является территориальное управление региона. В ССП следует включать следующие типы показателей: финансы, организация, технологии, социальная сфера. В ходе внедрения ССП будет способствовать созданию системы мотивации субъектов предпринимательства, системы коммуникации участников и организации их взаимодействия;

- совершенствование управления эффективностью предпринимательской деятельности на мезоуровне представляет серьезный резерв развития региона и российской экономики в целом.

1. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard -Measures that drive performance. Harvard, 1992. January-February.

2. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Ветер М. Сбалансированная система показателей. Практическое руководство по использованию. М., 2006.

3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М., 2006.

4. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М., 2007.

5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 г. № 322.

Поступила в редакцию 13.07.2011 г.

UDC 330.190.2

APPLICATION OF BALANCED SCORECARD TO EVALUATE EFFECTIVENESS OF ENTREPRENEURSHIP IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Nikolay Nikolaevich KIREYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: okolianka@mail.ru

The article focuses on assessing the socio-economic efficiency of entrepreneurship in the region and uses of the balanced scorecard at the regional level.

Key words: entrepreneurship; socio-economic effectiveness; region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.