Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карабицина Екатерина Федоровна, Ямщиков Андрей Сергеевич, Гуц Денис Сергеевич

В настоящее время остро стоит вопрос качества услуг социальной сферы. Одним из способов решения данной проблемы является развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) посредством реализации мер государственной поддержки. Цель исследования - предложить инструмент, который позволит оценить вклад СО НКО в повышение качества услуг социальной сферы и поможет оказывать меры государственной поддержки более направленно. В статье рассмотрены формы государственной поддержки СО НКО и показатели, применяемые для отражения результатов ее оказания, а также подходы к оценке качества услуг СО НКО. Научная новизна заключается в применении результатов оценки качества услуг СО НКО при реализации мер государственной поддержки. В результате установлена связь направлений оценки качества услуг с формами государственной поддержки СО НКО и способами их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карабицина Екатерина Федоровна, Ямщиков Андрей Сергеевич, Гуц Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE RESULTS OF ASSESSING THE QUALITY OF SERVICES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE IMPLEMENTATION OF STATE SUPPORT MEASURES

Currently, the issue of the quality of social services is urgent. One of the ways to solve this problem is the development of socially oriented non-profit organizations (SO NPOs) through the implementation of state support measures. The purpose of the study is to offer a complex tool that will help assess the contribution of SO NPOs to improving the quality of social services and provide state support measures in a more targeted manner. The article discusses the forms of state support for SO NPOs and the indicators used to reflect the results of its provision. The approaches to assessing the quality of services of SO NPOs are also considered. The scientific novelty lies in the application of the results of assessing the quality of services of SO NPOs in the state support measures implementation. As a result, a connection was established between the directions for assessing the quality of services, forms of state support for SO NPOs and ways to improve them.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

вительства Российской Федерации от 23 декабря 2014г. N 1461.

21. Федеральный стандарт оценки "Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценка (ФСО I)" утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200,

22. Федеральный стандарт оценки "Виды стоимости (ФСО И)" утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200.

23. Федеральный стандарт оценки "Процесс оценка (ФСО Ш)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200.

24. Федеральный стандарт оценки "Задание на оценку {ФСО IV}", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200.

25. Федеральный стандарт оценки "Подходы и методы оценки (ФСО V}", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 Г, N 200.

26. Федеральный стандарт оценки "Отчет об оценке (ФСО VI}", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200.

27. "Методические рекомендации по оценке объектов недвижимости, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия" (одобрены к применению Советом по оценочной деятельности (заседание от 23.06.2015)).

28. Федеральный закон ся" 29,06,2015 N 162~ФЗ(ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации",

APPUCATION OF THE RESULTS OF ASSESSING THE QUALITY OF SERVICES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZA HONS IN THE IMPLEMENTA HON OF STA TE SUPPORT MEASURES

Kara bitsina Ekaterina Fedorovna, Senior Lecturer, Basic Department ofDigital Financial Technologies of the Sberbank of Russia, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Yamshchikov An drey Sergee vich, DSc of Economics, Professor, Siberian Federal University; Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V,F, Voino-Yasenetsky of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Krasnoyarsk Guts Denis Sergee vich, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Currently, the issue of the quality of social services is urgent One of the ways to solve this problem is the development of socially oriented non-profit organizations (SO NPOs) through the implementation of state support measures. The purpose of the study is to offer a complex tool that will help assess the contribution of SO NPOs to improving the quality of social services and provide state support measures in a more targeted manner The article discusses the forms of state support for SO NPOs and the indicators used to reflect the results of its provision. The approaches to assessing the quality of services of SO NPOs are also considered. The scientific novelty lies in the application of the results of assessing the quality of services of SO NPOs in the stare support measures implementation. As a result, a connection was established between the directions for assessing the quality of services, forms of state support for SO NPOs and ways to improve them.

Keywords: socially oriented non-profit organizations; measures of state support; assessment of the quality of services.

DOI 10.24923/2222-243Х.2022-45.10

ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬ TA TOB ОЦЕНКИ KÄ ЧЕСТВА УСЛУГ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

8 настоящее время остро стоит вопрос качества услуг социальной сферы, Одним из способов решения данной проблемы является развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) посредством реализации мер государственной поддержки. Цель исследования - предложить инструмент, который позволит оценить вклад СО НКО о повышение качества услуг социальной сферы и поможет оказывать меры государственной поддержки более направленно. В статье рассмотрены формы государственной поддержки СО НКО и показатели, применяемые для отражения результатов ее оказания, а также подходы к оценке качества услуг СО НКО, Научная новизна заключается в применении результатов оценки качества услуг СО НКО при реализации мер государственной поддержки. В результате установлена связь направлений оценки качества услуг с формами государственной поддержки СО НКО и способами их совершенствования.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации; меры государственной поддержки; оценка качества услуг,

УДК 332.025.12 ВАК РФ 5.2.3

5 Карабщина ЕЖ, 2022 i Ямщиков A.C., 2022 5 Гуц Д.С., 2022

Г\!

г\; О

Г\! Л Cl ю

<ъ ф

о г

S

ei

КАРАБИЦИНА Екатерина Федоровна, старший преподаватель базовой кафедры цифровых финансовых технологий Сбербанка России, Сибирский федеральный университет, Красноярск

ЯМЩИКОВ Андрей Сергеевич, доктор экономических наук, профес сор, Сибирский федеральный университет; Красноярский государственный медицинский университет имени профессора в.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации, Красноярск

ГУЦ Денис Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск

В настоящее время в каждом регионе приняты меры государственной поддержки СО НКО, реализация которых требует значительных финансовых и административных ресурсов. В то же время отсутствует информация о качестве услуг, оказываемых СО НКО, и о влиянии мер поддержки на качество услуг социальной сферы. Таким образом, невозможно оценить - обеспечивают ли меры государственной поддержки СО НКО достижение первоочередной цели: повышение качества услуг социальной сферы. Цель исследования структурировала следующие задачи: 1} определить, каким образом реализация государственных мер поддержки СО НКО способствует развитию некоммерческого сектора; 2) изучить процесс реализации мер государственной поддержки СО НКО; 3) проанализировать показатели, применяемые для оценки результатов реализуемых мер поддержки и качества услуг СО НКО; 4) сформулировать предложения по применению результатов оценки качества услуг СО НКО при разработке мер государственной поддержки.

Доля некоммерческого сектора в валовом внутреннем продукте и в численности занятых за 2020 год составила 0,8%. Несмотря на скромные показатели, нельзя недооценивать роль социально ориентированных некоммерческих организаций в социально-экономических процессах общества. СО НКО восполняют дефицит в социальных услугах, способствуют формированию конкурентной среды на рынке социальных услуг, выступают посредником между государством и населением [4, 124]. Способность СО НКО решать социальные проблемы, одновременно воздействуя на экономические аспекты, объясняет интерес к их деятельности со стороны государства [5,4]. Финансирование указанных организаций за счет средств государства с 2017 по 2020 год возросло с 98,3 млрд рублей до 156,7 млрд рублей, в общем объеме полученного СО НКО финансирования доля государственных средств увеличилась с 13,8% до 17,5% [14].

Государственная поддержка СО НКО может быть финансовой, имущественной, консультационной, информационной, а также заключаться в подготовке и дополнительном профессиональном образовании работников СО НКО и добровольцев [16]. Финансовая поддержка реализуется посредством предоставления налоговых льгот, закупки товаров, работ или услуг, предоставлении субсидий. Имущественная поддержка реализуется посредством предоставления объектов движимого или недвижимого имущества по льготной цене или на безвозмездной основе. Каждая из форм поддержки направлена на решение наиболее острых проблем, характерных для негосударственного некоммерческого сектора. Налоговые льготы предоставляются для снижения налогового бремени и стимуляции деятельности СО НКО. Осуществление закупки товаров, работ или, услуг у СО НКО, а также предоставление субсидий способствуют сохранению финансовой устойчивости организаций. Имущественная поддержка направлена на укрепление материально-технической базы СО НКО, снижение расходов на арендную плату, в целях направления высвободившихся средств на развитие деятельности. Консультационная поддержка направлена на правильное выстраивание организационно-административных процессов в организациях, особенно вновь созданных, информирование СО НКО о реализуемых мерах поддержки, о возможностях выстраивания отношений внутри сектора и о перспективах межсекторного взаимодействия. Информационная поддержка направлена на продвижение СО НКО в информационной среде путем создания официальных сайтов в сети Интернет, информирование населения о

возможностях получения услуг у СО НКО в средствах массовой информации. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников СО НКО и добровольцев направлены на снижение кадрового дефицита в секторе. Совокупность реализуемых мер поддержки должна способствовать развитию некоммерческого сектора.

В процессе реализации мер государственной поддержки можно выделить следующие этапы: формирование направлений поддержки, подготовка нормативной правовой базы, реализация поддержки, анализ результатов оказанной поддержки, корректировка реализуемых мер государственной поддержки. Этап формирования направлений поддержки предполагает выявление наиболее востребованных форм и способов поддержки, определение необходимых ресурсов, ожидаемых результатов предоставления поддержки. Подготовка нормативной правовой базы предполагает формирование порядков предоставления государственной поддержки, определение ответственных лиц. Этап реализации поддержки включает проведение отбора получателей мер поддержки и их непосредственное предоставление, а также сбор и подготовку отчетов о проделанной работе. Анализ результатов оказанной поддержки предполагает оценку достижения показателей результативности, оценку достижения целей и задач поддержки, рассмотрение спорных вопросов, возникших при реализации мер поддержки. Корректировка реализуемых мер государственной поддержки предполагает совершенствование нормативно правового, организационно-административного, финансового механизмов реализации мер поддержки.

Цели и задачи государственной политики в отраслях социальной сферы, механизмы, а также перечень необходимых мероприятий для достижения целей и задач в увязке с финансовым обеспечением и сроками отражаются в государственных (муниципальных) программах. Учитывая изложенное, предлагаем рассмотреть какие показатели отражают результаты предоставления финансовой поддержки СО НКО на примере государственных программ, направленных на развитие здравоохранения и развитие гражданского общества, поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, Ханты-Мансийс-кого автономного округа - Югры, Республики Татарстан и Самарской области - субъектов, которые в 2021 году заняли лидирующие позиции в рейтингах по уровню качества жизни

в регионе и реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства [12; 13].

Государственной программой, направленной на развитие здравоохранения, Ханты-Ман-сийского автономного округа - Югры предусмотрено привлечение СО НКО к проведению массовых мероприятий, направленных на информирование о первичной профилактике злокачественных заболеваний и пропаганде здо- ™ ровогообраза жизни. Показателем реализации данного направления является вовлечение не л менее одной тысячи жителей за год в указан- о ные мероприятия [10]. В Республике Татарстан ^ в рамках аналогичной государственной про- ч; граммы предоставляются субсидии СО НКО, ре- СгГ ализующим проекты в антинаркотической сфе-ре. Показателем эффективности реализации о мероприятия является доля наркологических г

больных, находящихся в ремиссии более двух |-

лет [6]. В Самарской области в государственной программой в сфере здравоохранения предус-мотрено привлечение СО НКО к реализации таких мероприятий, как проведение доабортно-го консультирования беременных, где показателем результативности является доля б-женщин, принявших решение вынашивать беременность, и оказание паллиативной помощи, где показателем результативности является обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым и детям [8]. В рамках государственной программы, направленной на развитие гражданского общества, в Самарской области показателями результативности финансовой поддержки оказанной СО НКО является количество СО НКО, получивших поддержку, и численность населения, охваченная их мероприятиями [9]. В Республике Татарстан показателем результативности является количество СО НКО, которым оказана поддержка [7]. Государственная программа, направленная на развитие гражданского общества, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра устанавливает связь мероприятий, направленных на поддержку СО НКО, с такими показателями, как количество проектов, получивших государственную поддержку, доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью, количество молодых людей от 14 до 35 лет, вовлеченных в реализацию социально значимых проектов [11], Исходя из изложенного, можно сказать, что отсутствует единый подход при определении показателей, отражающих результаты оказания государственной поддержки СО НКО. Применяемые показатели можно разделить на следующие

<

о

=п

9.

гп

64

группы: показатели, констатирующие факт оказания мер поддержки; показатели, отражающие охват населения мероприятиями, реализуемыми СО НКО; показатели, отражающие результативность реализуемых СО НКО мероприятий. Первая группа наименее информативна для процесса реализации мер государственной поддержки, поскольку позволяет оценить только соотношение средств и объема поддержки. Основываясь на таких данных, возможно только принятие решения относительно общего объема финансирования, выделяемого на поддержку, и максимально возможного размера субсидии. Вторая группа показателей позволяет оценить вклад СО НКО в обеспеченность населения услугами социальной сферы. Третья группа показателей позволяет оценить результативность услуг СО НКО, оказанных в рамках государственной поддержки. Однако ни одна группа показателей не позволяет оценить качество услуг оказываемых СО НКО, влияние реализуемых мер поддержки на состояние некоммерческого сектора, а также выявить потребности сектора. Недостаток такого рода информации не позволяет повышать эффективность управления процессом реализации государственной поддержки СО НКО [3, 43].

На сегодня в отношении СО НКО, получающих финансовую поддержку, проводится независимая оценка качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания по таким критериям, как открытость и доступность информации об организации; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации; удовлетворенность качеством оказания услуг [15].

Результаты проведенной оценки применяются для формирования рейтингов организаций, а также для разработки предложений по улучшению качества их работы. Поскольку услуга -это нематериальный объект,то ее качество определяют следующие составляющие: ресурсы, используемые поставщиком при оказании услуги (персонал, материально-техническая база), удовлетворенность получателя услуги, результативность оказанной услуги [2]. Если проводить связь с составляющими качества услуги и критериями, которые включены в независимую оценку качества, то можно сказать, что применение такой системы оценки не позволяет оценить качество услуги в полной мере (табл. 1).

Таблица 1 - Связь направлений независимой оценки качества услуг и составляющих качества

Критерии, включенные в независимую оценку качества Составляющие качества услуги

Ресурсы, используемые поставщиком при оказании услуги Удовлетворенность получателя услуги Результативность оказанной услуги

персонал материально- техническое обеспечение

Открытость и доступность информации об организации - + + -

Комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения - + + -

Время ожидания предоставления услуги - - - -

Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации - - + -

Удовлетворенность качеством оказания услуг - - + -

Таблица 2- Применение результатов оценки качества услуг СО НКО

Направление оценки Форма поддержки Применение результатов оценки качества

Персонал подготовка и дополнительное профессиональное образование работников СО НКО и добровольцев, консультационная выявление наиболее востребованных направлений обучения

Материально-техническая база финансовая, имущественная, консультационная корректировка перечня имущества, предоставляемого СО НКО; поиск новых способов оказания имущественной поддержки; изменение условий оказания финансовой поддержки (сроки перечисления средств, отчетность, направления использования средств субсидии, размер (»финансирования срок оказания поддержки и др.)

Удовлетворенность получателя услуги все формы поддержки целесообразность передачи оказания определенного вида услуг СО НКО

Результативность оказанной услуги все формы поддержки

Совершенствование критериев, применяемых в рамках независимой оценки качества, с учетом всех аспектов качества услуги, позволит обеспечить связь с реализуемыми мерами поддержки, поскольку будет являться своеобразным мониторингом состояния некоммерческого сектора. Результаты оценки качества услуг СО НКО будут применяться при анализе результатов оказанной поддержки СО НКО и влиять на решение о корректировке реализуемых мер поддержки {табл. 2, см. выше) [1, 87].

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Реализуемые меры государственной поддержки СО НКО направлены на развитие некоммерческого сектора через воздействие на определенные ресурсы организаций: кадровый потенциал, материальную базу, финансовое обеспечение, организационно-административные процессы, информационные ресурсы.

2. Процесс оказания мер государственной поддержки СО НКО включает этапы: планирования, реализации, анализа и внесения изменений в осуществляемые процессы.

3. Показатели, применяемые для анализа реализуемых мер поддержки, не позволяют оценить их влияние на ресурсы СО НКО (материальную базу, кадровый потенциал и др.), а значит, и на развитие сектора в целом. Независимая оценка качества условий оказания услуг, проводимая в отношении СО НКО, включает критерии, которые только частично характеризуют качество услуги, в связи с чем оценить вклад СО НКО в повышение качества услуг социальной сферы также невозможно. Обозначена необходимость совершенствования подходов к оценке качества услуг СО НКО, исходя из того, что качество услуги включает в себя такие составляющие, как персонал, материально-техническая база, удовлетворенность получателя услуги и результативность оказанной услуги.

4. Возможность применения результатов оценки качества услуг, оказываемых СО НКО, при реализации мер государственной поддержки обусловлена пересечением составляющих качества услуги и ресурсов СО НКО, на которые направлены меры поддержки. На основе данных о качестве услуг, оказываемых СО НКО, возможно выявление востребованных и невостребованных мер поддержки, выявление потребности в изменении условий предоставления мер поддержки, а также принятия решения о целесообразности передачи оказания определенного вида услуг СО НКО.

Таким образом, внедрение полноценной системы оценки качества услуг, оказываемых СО НКО, позволит получить информацию о наиболее проблемных аспектах деятельности СО НКО, об удовлетворенности населения оказанными услугами, об изменении состояния некоммерческого сектора во временном периоде, а также обеспечить информационно-аналитическую базу в сфере принятия решений о реализации мер государственной поддержки СО НКО.

Литература:

1. Аксенова B.C. Контроль качества оказания услуг социально ориентированными некоммерческими организациями / B.C. Аксенова // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. мат-лов I Международной науч.-практич. конф. Новосибирск, 2017. - С. 83-89,

2. ГОСТ Р 50691 2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Модель системы обеспечения качества услуг. [Электронный ресурс]. URL: https://cfocs.спtd.ru/docurnent/ 1200104957 (дата обращения: 29,10.2022)

3. Громова M.H. Государственная поддержка НКО и проблема оценки ее эффективности / М.Н. Громова, 14.В. Мерсиянова // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2016. - № 1, - С. 39-44.

4. Кравченко Е.В. Социально ориентированные некоммерческие организации как поставщики социальных услуг: проблемы, векторы развития / Е.В. Кравченко, A.A. Суховеева//Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2020. - 1.1.-№»3.-С 121-134.

5. Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления по п ре достав лению информационной поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и добровольчества / В. Вайнер, О. Дроздова, В. Муравьева [и др.]. - М., 2011. - 40 с.

6. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 1 июля 201.3 года 461 "Об утвер ждении Государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2025 года". [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/463303996 (дата обращения:.^. 10.2022).

7. Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 31 октября 2013 года N 823 "Об утверждении Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан". [Электронный ресурс]. URL https://docs.cntd.ru/document/463305855 (дата обращения: 31.10.2022).

8. Постановление правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 674 "Об утверждении государственной программы Самарской об ласти "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы". [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/430643092 (дата обращения: 22.11.2022).

9. Постановление правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года № 676 "Об утвержде-

нии государственной программы Самарской области "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области" на 2014- 2024 годы". Цлектронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.rU/document/464006629(дэта обращения: 22.1.10.2022).

10. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года № 594-П "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа Югры "Современное здравоохранение". [Электронный ресурс]. URL: https:/ /docs.cntd.ru/document/578039892 {дата обращения: 31.10.2022).

11. Постановление правительства Ханты-Мансий-ского автономного округа - Югры от 31 октября 2021 года № 487-ет "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Развитие гражданского общества". [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ d ос и те nt/577930697 {дата обращения: 31.10.2022).

12. Региональный рейтинг третьего сектора "Реги-он-НКО" (2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: https:// raex-rr.com/charity/russian_nko_ratings/ (Jiai пjregion_raii п g_n ко(дэта обращения: 22.11.2022).

13. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни -2021. [Электронный ресурс]. URL: http:// vidi.rian.ru/ig/ratings/life„2021.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

14. Сведения о деятельности социально ориен тированной некоммерческой организации (на основе формы 1COHKQ) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-sonko.htm! (дата обращения: 08.11.2022).

15. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-Ф3"0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг орга низациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы". [Электронный ресурс]. URL: - URL: hflps://docs.cntd.ru/document/555861277 (дата обращения: 29.10,2022)

16. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_d oc_L AW_8 824/ (дата обращения: oi.i 1.2022).

ECONOMIC POTENTIAL OF THE TERRITORY AND DEVELOPMENT OF TOURISM Kam'tskaya Galina Vladislavovna, PhD of Economics, Associate Professor Miscakova Nadezhda Anatofyevna, PhD of Economics, Associate Professor Perekatieva Tatyana Aleksandroma, PhD of Economics, Associate Professor Ryazan State University named after S.A, Yesenin, Ryazan

The purpose of the study is to assess the economic potential of municipalities to identify problem areas of development as part of the inclusion of municipalities of the Ryazan region in the implementation of the Big Golden Ring project. The scientific novelty consists in determining the mutual influence and interdependence of the elements of the economic potential and its tourist component. The results of the analysis of specific indicators recorded by official statistics are presented, which made it possible to c haracterize the current state of the agglomeration potential and identify the negative trends that have emerged; the possible contribution of the tourism industry to a more complete realization of the economic potential and ensuring economic growth in the studied municipalities is considered.

Keywords: investments; monitoring; municipality; region; tourism; tourist flow; statistical indicators; economic potential.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45,11

УДК 332.1:379.8S ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ

И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Цель исследования - оценка экономического потенциала муниципальных образований для выявления проблемных областей развития в рамках включения муниципальных образований Рязанской области в реализацию проекта "Большое золотое кольцо". Научная новизна заключается в определении в за имовлияния и взаимозависимости элементов экономического потенциала и его туристской составляющей. Приводятся результаты анализа конкретных показателей, фиксируемых официальной статистикой, который позволил охарактеризовать современное состояние потенциала агломерации и определить проявившиеся негативные тенденции; рассматривается возможный вклад туристской отрасли в более полную реализацию экономического потенциала и обеспечение экономического роста в исследуемых муниципальных образованиях.

Ключевые слова: инвестиции; мониторинг; муниципальное образование; регион; туризм; туристский поток; статистические показатели; экономический потенциал.

О Карвицкая Г.В., 2022 ФМишакова H.A., 2022 ФПерекагиева Т.А.,2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.