2017, № 3
И.М. ДЕМЕНТЬЕВ,
заведующий отделом планирования, координации и внедрения научных исследований1, e-mail: [email protected] А.Н. ГУРОВ,
д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья Факультета усовершенствования врачей (ФУВ) МОНИКИ1, e-mail: [email protected]
1ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 614.2
Дементьев И.М, Гуров А.Н. Применение программного комплекса для паспортизации травматологических центров и контроля качества лечения пациентов, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в Московской области (ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия)
Аннотация. В рамках Единой медицинской информационно-аналитической системы Московской области разработан программный комплекс (ПК) для паспортизации травматологических центров, который позволяет осуществлять статистический и экономический анализ для проведения финансового моделирования работы травматологических центров в интересах обеспечения высокого качества лечения и предотвращения экономических потерь общества, снизить летальность пострадавших после ДТП в медицинских организациях.
Ключевые слова: Программный комплекс, информационная система, травматологический центр, дорожно-транспортные происшествия, показатель QALY, предотвращенный экономический ущерб.
UDC 614.2
Dementiev I.M., Gurov A.N. Application of a software package for the certification of trauma centers and quality control of treatment of patients affected by road traffic accidents in the Moscow Region (Moscow Regional Research and Clinical Institute "MONIKI"), Moscow, Russia)
Abstract. Within the framework of the Unified Medical Information and Analytical System of Moscow Region («EMIAS») there was developed a software package for the certification of trauma centers, which allows to perform statistical and economic analysis for the financial modeling of trauma centers to ensure high quality of treatment and to prevent economic losses of the society and reduce the lethality of the victims after a car accident.
Keywords: Software package, information system, trauma center, traffic accidents, QALY indicator, prevented economic damage.
-4-
© И.М. Дементьев, А.Н. Гуров, 2017 г.
и информационные
технологии
здравоохранении Московской области продолжает совершенствоваться Региональный сегмент (Рс) единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), реализуемый в рамках Государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2017-2021 годы, подпрограмма «Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области» [1].
Особую актуальность приобретает создание программных комплексов для оперативного мониторинга, паспортизации травматологических центров и контроля качества лечения пациентов, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях.
Как известно, одним из важнейших показателей, направленных на снижение смертности от внешних причин, является показатель, характеризующий смертность от дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
В Московской области (МО) этот показатель в последние годы колеблется с тенденцией на снижение: в 2014 г. - 9,6 случая в расчете на 100 тыс. населения; в 2015 г. - 9,3;
в 2016 г. - 10,2 случая в расчете на 100 тыс. населения (в плане на 2018 г., определенном в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 - 8,6 случаев в расчете на 100 тыс. населения) (рис. 1). В 2016 г. по данному показателю Московская область занимала в Российской Федерации 10 место, в Центральном Федеральном округе (ЦФО) -4 место, т.е. очевидные успехи в этой работе, и это несмотря на одну из самых высоких плотностей дорожной сети в Российской Федерации после г. Москвы [2].
Травмы, полученные в результате ДТП, в ряде случаев не являются смертельными, а пострадавшие достаточно часто погибают от осложнений, которых можно было бы избежать при раннем начале оказания первичной специализированной медицинской помощи, что еще раз подчеркивает ее значение в спасении жизни и сохранении здоровья пострадавшим. Лишь 20% летальных исходов до прибытия в лечебное учреждение связаны с получением травм, несовместимых с жизнью, а 80% - с несовершенством в организации и технологии выполнения работ по ликвидации последствий ДТП.
10,5 10 9,5 9 8,5
10,2
9,9
8
7,5
2015 2016 2017
—•—Целевые показатели
2018 ■Фактические
2019
Рис. 1. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в Московской области фактические и целевые (плановые) показатели в расчете на 100 тыс. населения
2017, № 3
2500 2000 1500 1000 500 0
2250
Всего коек в ТЦ, ТЦ 1 уровня ТЦ 2 уровня из них:
■ 2015 В2016
84
ТЦ 3 уровня
Рис. 2. Общее число стационарных коек медицинских организаций в травматологических центрах различных уровней в 2015 г и 2016 г.
Одной из предотвратимых причин летальности вследствие ДТП является своевременное оказание медицинской помощи на месте происшествия или по пути в медицинскую организацию. В течение первого часа после ДТП погибает около 60% пострадавших с крайне тяжелой травмой, а среди доставленных в стационар таких пациентов - 75% умирает в первые сутки.
Важным фактором, влияющим на уровень смертности вследствие ДТП, является организация оказания медицинской помощи пострадавшим на стационарном этапе. При этом уровень летальности при лечении в специализированных травматологических центрах (отделениях) вдвое ниже у взрослых и втрое ниже у детей по сравнению с таковым в случае лечения в общехирургических отделениях.
Медицинская помощь пострадавшим при ДТП на территории Московской области оказывается в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 г. № 927н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с соче-танными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком»,
от 12.11.2012 г. № 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия», приказом Министерства здравоохранения Московской области от 13.05.2016 г. № 995 «Об организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области», а также на основе клинических руководств и стандартов медицинской помощи [3-6].
В Московской области в медицинских организациях (МедО) вдоль основных автодорожных трасс создана система травматологических центров (ТЦ). Всего ТЦ - 48, из них: ТЦ 1 уровня - 6, ТЦ 2 уровня - 27, ТЦ 3 уровня - 15. Общее число стационарных коек в травматологических центрах медицинских организаций Московской области в 2016 г. выросло по сравнению с 2015 г. на 42, 3% за счет дополнительного создания на базе травматологических отделений ТЦ 1 уровня в 4-х МедО, ТЦ - 2 уровня в 13 МедО, ТЦ - 3 уровня в 12 МедО, рис. 2.
Для совершенствования работы травматологических центров, при оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, созданный
>
■4л :
и информационные
технологии
нами программный комплекс позволяет осуществлять анализ показателей независимой оценки качества оказания услуг, определённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.05.2015 г. № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».
Анкеты заполняются на интернет-сайтах https://www.rosminzdrav.ru министерства здравоохранения Московской области и медицинских организаций, затем выгружаются в созданный нами программный комплекс. При этом анализировались показатели, которые содержали критерии, характеризующие:
- открытости и доступности информации
о ТЦ;
- комфортность условий предоставлений услуг и доступность их получения;
- время ожидания предоставления услуг;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников ТЦ;
- удовлетворенность качеством оказания услуг;
- наличие обоснованных жалоб на работу сотрудников ТЦ.
С использованием имеющихся программных средств был разработан механизм математической, алгоритмической и статистической обработки данных с применением компьютерных технологий.
Результаты изучения анкет, заполненных на интернет-сайтах, позволяют заключить, что открытостью и доступностью информации о ТЦ удовлетворены на 70% в ТЦ 3 уровня, на 75% в ТЦ - 2 уровня и на 80% в ТЦ 1 уровня.
Комфортность условий предоставлений услуг и доступность их получения удовлетворяет пациентов на 70% в ТЦ 3 и 2 уровня и на 90% в ТЦ 1 уровня. Причиной неудовлетворенности, как правило, является отсутствие ремонта в помещениях, старая мебель и неудовлетворительное санитарно - гигиеническое состояние.
Время ожидания предоставления услуг удовлетворяет пациентов на 75% в ТЦ 3 уровня, на 85% в ТЦ 2 уровня и на 90% в ТЦ 1 уровня.
Доброжелательность, вежливость, компетентность работников ТЦ удовлетворяет пациентов на 60% для ТЦ 3 уровня, на 70% для ТЦ 2 уровня и на 85% для ТЦ 1 уровня.
Удовлетворенность качеством оказания услуг устраивает пациентов в ТЦ 3 уровня на 75%, в ТЦ 2 уровня на 75% и в ТЦ 1 уровня на 80%.
В травматологических центрах организуется круглосуточное оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи на госпитальном этапе пострадавшим при ДТП, в том числе с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, их осложнениями и последствиями.
В ТЦ 1 и 2 уровней преимущественно организуется оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП с сочетанной черепно-мозговой и черепно-лицевой травмой, со-четанной травмой позвоночника и спинного мозга, с сочетанной травмой груди, с соче-танной травмой живота, таза и органов за-брюшинного пространства, с сочетанной и множественной травмой конечностей, со-четанной травмой с двумя и более тяжелыми (доминирующими) повреждениями, с тяжелой изолированной травмой груди, живота и таза, с тяжелой травмой сосудов, а также пострадавшим для этапного хирургического лечения последствий травм, полученных при ДТП.
В ТЦ 3 уровня преимущественно организуется круглосуточное оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП с изолированными травмами, не сопровождающимися шоком.
При поступлении в медицинские организации, не являющиеся ТЦ, и в травматологические центры 2 или 3 уровней пострадавших, нуждающихся в оказании медицинской помощи в условиях ТЦ 1 или 2 уровней (соответственно), организуется их оперативная
медицинская эвакуация бригадами скорой медицинской помощи реанимационного профиля или бригадами экстренной медицинской помощи ГКУЗ МО «Территориальный центр медицины катастроф».
Практически во всех травматологических центрах медицинских организаций Московской области в 2016 г. заметно уменьшилась летальность пострадавших в ДТП. На основе полученных таким образом данных рассчитывается показатель QALY - количество приобретенных в результате оказанной медицинской помощи в травматологических центрах лет качественной жизни за счет спасения жизни и улучшения качества жизни травмированных в ДТП пациентов.
Основные положения концепции QALY: показатель QALY соответствует значениям в диапазоне от 1,0 до 0; один год здоровой жизни или абсолютного здоровья оценивается как 1,0; год, прожитый с проблемами со здоровьем, оценивается меньше 1,0 [7].
Несмотря на то, что показатели QALY содержат ряд допущений: показатели QALY равны между собою у людей, получивших травму
2017, № 3
в разном возрасте (подростки и пожилые), разного пола, разных профессий. Хотя с экономической точки зрения год качественной жизни трудоспособного мужчины и пожилого или инвалида не равны. С экономической точки зрения значение небольшой прибавки лет качественной жизни для большого количества людей и большой прибавки качественных лет жизни для небольшого числа больных равнозначны.
В качестве примера, в 2016 г. из-за спасенных жизней после ДТП в Подольской ГКБ (ТЦ- 1) было получено 50 единиц QALY, из которых на долю мужского населения приходится 73,4% (37 QALY) и 26,6% (13 QALY) - среди женщин. Наибольшие абсолютные приобретения числа лет качественной жизни (QALY) для обоих полов пришлись на возрастную группу 30-40 лет.
Принимая во внимание, что единица QALY соответствует одному году здоровой жизни или абсолютного здоровья после оказанной качественной медицинской помощи, в травматологических центрах МО можно оценить предотвращенные потери валового регионального продукта (ВРП) Московской области
344777
350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0
164766
| 216374
103008 112514
484561
379^2^05
^^Л V
Весь экономический эффект от спасенных жизней в ТЦ, тыс. руб. в расчете за год
в том числе в ТЦ 1 уровня
2015
в том числе в ТЦ 2 уровня
2016
в том числе в ТЦ 3 уровня
Рис. 3. Величина предотвращенных потерь валового регионального продукта Московской области в результате сохранения жизни и здоровья пострадавших в ДТП от работы травматологических центров, тыс. руб. в расчете за год
и информационные
технологии
от предотвращенной смертности, которая могла бы наступить в результате ДТП. При этом за возраст окончания экономической активности человека принимали 72 года [8].
В 2016 г. за счет сохранения жизни пострадавших в ДТП в процессе работы травматологических центров медицинских организаций Московской области получен экономический эффект в размере 344 777 тыс. руб., что больше, чем в 2015 г. на 47,8%. Как видно из рис. 3, в 2016 г. наибольший суммарный предотвращённый экономический ущерб в результате сохранения жизни от качественной работы и большом потоке пациентов получен в травматологических центрах 2 уровня - 216 374 тыс. руб., что на 52% больше, чем в 2015 г. и ТЦ 1 уровня - 103 098 тыс. руб., что на 47% больше, чем в 2015 г.
Руководители медицинских организаций, в структуре которых созданы ТЦ, обеспечивают:
• контроль за организацией и качеством оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в соответствии с Порядком и стандартами медицинской помощи;
• укомплектованность учреждений медицинскими кадрами и материально-техническое оснащение в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;
• организацию профессиональной подготовки и своевременной переподготовки врачей и среднего медицинского персонала по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
• проведение клинического разбора каждого случая смерти пострадавшего при ДТП, наступившего в период его нахождения в медицинской организации, на врачебной комиссии МедО в течение 10 рабочих дней после получения заключения судебно-медицинской экспертизы.
Неудовлетворенность медицинской помощью являлась объектом особо пристального исследования, т. к. представляет собой
свойство процесса взаимодействия врача и пациента.
В ходе проводимого нами исследования по сбору информации об обоснованных жалобах на оказание медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих ТЦ, выявлено, что в 2016 г. уменьшилось общее количество неудовлетворенности пациентов работой ТЦ - на 31%; значительно сократилось число незаконного взимания денежных средств и необходимости приобретать лекарства за свой счет; наблюдается тенденция к искоренению других негативных действий медицинских работников, приводящих к жалобам.
Таким образом, созданный программный комплекс (ПК) позволяет осуществлять статистический и экономический анализ для проведения финансового моделирования работы травматологических центров в интересах обеспечения высокого качества лечения и предотвращения экономических потерь общества в результате сохранения жизни и здоровья пострадавших в ДТП.
ПК предназначен для формирования, расчетов, корректировки и хранения информации о показателях деятельности травматологических центров медицинских организаций.
ПК обеспечивает справочно-информаци-онную поддержку принятия управленческих и врачебных решений на основе оперативного доступа к достоверной статистической информации и диагностическим исследованиям с функцией ведения электронной истории болезни. Программа содержит справочники экономических данных (нормативы из порядков оказания помощи и цены на основные виды оборудования и расходных материалов) и встроенный алгоритм расчета стоимостных показателей.
ПК используется для ведения регистра пациентов, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, формирования оптимальной системы маршрутизации пациентов, контроля в онлайн режиме качества лечения,
а также осуществления закупок расходных материалов и оборудования.
В целом работа, проводимая с использованием программного комплекса для паспортизации травматологических центров
2017, № 3
и контроля качества лечения пациентов, позволит улучшить качество лечения и снизить летальность пострадавших после ДТП в травматологических центрах медицинских организаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Об утверждении государственной программы Московской области «Эффективная власть» на 2017-2021 годы» // Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 г. № 781/39 http://mosreg.ru.
2. Итоги работы системы здравоохранения Московской области в 2015 г. и задачи на 2016 г. М.О. Красногорск: 2017. - 334 с.
3. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком» // приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 г. № 927н http://traumatolog.zagorsk.ru/docs/927n_ politrauma_2012.pdf.
4. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия» // приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 901н http://traumatolog.zagorsk.ru/ docs/901n_trauma_2012.pdf.
5. «Об организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях на территории Московской области» // приказ Министерства здравоохранения Московской области от 13.05.2016 г. № 995 http:// www.consultant.ru.
6. Травматология национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова и С.П. Миронова. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008. - 808 с.
7. Ермаков С.П., Царьков А.О., Антонюк В.В. Оценка тенденций и общая характеристика показателей глобального бремени болезней российского населения за 1965-2002 гг. - М.: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2004. - 96 с.
8. «Об утверждении Методологии расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» // Приказ Министерства экономического развития РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минфина РФ и Федеральной службы государственной статистики от 10 апреля 2012 г. № 192/323н/45н/113. http://www.garant.ru.