УДК 338.45
DOI: 10.28995/2073-6304-2022-1-82-90
Применение проектного подхода для сохранения критически важных компетенций предприятия через реализацию комплексной HR-программы наставничества
Анна Е. Винокурова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, Центр управления отраслями промышленности, Москва, Россия, Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, Москва, Россия, avinokurova@mi-helicopter.ru
Аннотация. В статье приведен обзор проблематики реализации на промышленном предприятии механизмов формирования устойчивых конкурентных преимуществ, основанных на передаче молодому поколению уникальных технологических компетенций, а также описана методология применения проектного подхода для сохранения критически важных компетенций предприятия через реализацию комплексной программы наставничества.
Ключевые слова: индустрия 4.0, наставничество, проектное управление, HR-цикл, трансфер знаний, нормативная документация
Для цитирования: Винокурова А.Е. Применение проектного подхода для сохранения критически важных компетенций предприятия через реализацию комплексной HR-программы наставничества // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 1. С. 82-90. DOI: 10.28995/2073-6304-2022-1-82-90
Applying a project approach to preserve critical competencies of the enterprise through the implementation of a comprehensive HR-program of mentoring
Anna E. Vinokurova
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, Industry Management Center, Moscow, Russia, National Helicopter Center Mil&Kamov, Moscow, Russia, avinokurova@mi-helicopter.ru
Abstract. The article considers issues faced, by an industrial enterprise, when implementing mechanisms for the formation of sustainable competitive advantages based on the transfer of unique technological competencies to the
© Винокурова А.Е., 2022 ISSN 2073-6304 • RSUH/RGGU Bulletin: "Economics. Management. Law" Series, 2022, no. 1
young generation, and also describes the methodology for applying the project approach to preserve the critical competencies of the enterprise through the implementation of a comprehensive mentoring program.
Keywords: industry 4.0, mentoring, project management, HR cycle, knowledge transfer, regulatory documentation
For citation: Vinokurova, A.E. (2022), "Applying a project approach to preserve critical competencies of the enterprise through the implementation of a comprehensive HR-program of mentoring", RSUH/RGGUBulletin. "Economics. Management. Law" Series, no. 1, pp. 82-90, DOI: 10.28995/20736304-2022-1-82-90
Введение
Промышленные предприятия в настоящий момент претерпевают изменения, вызванные диверсификацией, запущена трансформация производственных процессов и технологий, набирает обороты цифровизация отраслей экономики, повышается технологичность и эффективность основных операционных процессов. Параллельно с этим ведется активная работа по техническому перевооружению и оснащению ведущих производств современным оборудованием, что требует привлечения дополнительных работников, обладающих уникальными профессиональными компетенциями по профилю деятельности.
В данных условиях предприятия стали активно менять профиль поиска сотрудников и задумываться о необходимости привлечения высококвалифицированных сотрудников с рынка труда или воспитании их из числа работающих на предприятии. Но удовлетворению данных запросов мешают следующие факторы:
- дефицит квалифицированных кадров на рынке труда;
- потеря внутренних критически важных (ключевых) компетенций в связи с выходом компетентных специалистов на пенсию или рынок труда;
- недостаточное количество документов, регламентирующих процесс наставничества и включения его в состав бизнес-процессов предприятия;
- незаинтересованность квалифицированных специалистов предприятия в процессе передачи компетенций молодым специалистам;
- недостаточность объемов финансирования мероприятий, связанных с организацией системы наставничества на предприятии.
Для решения проблем предприятия эволюционно приходят к осознанию необходимости применения системного подхода к наставничеству. Это позволяет им развивать у сотрудников способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них функции, быстро адаптироваться к условиям работы и к корпоративной культуре предприятия.
Институт наставничества не нов: идея получила широкое распространение в нашей стране еще в советское время. На многих российских предприятиях наставничество стало неотъемлемой частью корпоративной культуры. Она также очень популярна и в западных странах1.
Разработка и внедрение системы наставничества является одним из важнейших механизмов формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия, основанных на передаче молодому поколению уникальных технологических компетенций, обладание которыми позволит предприятию решать высокотехнологические задачи, а также обеспечит отрасль технологическим превосходством и выделит потенциал для рыночного лидерства своих продуктов.
Основная часть
Для сохранения критически важных (ключевых) компетенций предприятия, которые определяют профиль его отраслевой принадлежности и поддерживают его текущую деятельность, обеспечивающую высокую конкурентоспособность в данном сегменте промышленности, необходимо обеспечить высокий уровень владения всеми сотрудниками предприятия профессиональными навыками и компетенциями.
Для минимизации рисков потери критически важных (ключевых) компетенций предприятия в связи с выходом специалистов, владеющих такими компетенциями, на пенсию или рынок труда необходимо обеспечить децентрализацию и резервирование таких компетенций среди широкого круга сотрудников предприятия, включая молодых специалистов [Джиоева 2013; Бондаренко 2008].
Целью проекта «Наставничество» является разработка, внедрение и эффективное применение в бизнес-процессах предприятия
1 Институт наставничества // Алгоритм решения стратегических задач в области управления персоналом Algoplus. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.algocons.ru/category.php?id_current_cat=110 (дата обращения 10 октября 2016).
методологии, обеспечивающей непрерывную передачу критически важных (ключевых) для предприятия знаний и умений квалифицированных работников молодым специалистам.
Задачами проекта являются:
- проведение аудита профессиональной среды предприятия с целью выявления компетентных сотрудников, готовых взять на себя роль наставников;
- разработка рекомендаций по внесению изменений в организационно-штатную структуру предприятия с целью эффективной реализации программы «Наставничество» (далее -Программа);
- разработка комплекта нормативной документации в виде положений и стандартов предприятия, определяющих порядок планирования и контроля деятельности Программы в период ее внедрения и последующего применения в рабочих процессах деятельности подразделений предприятия, вовлеченных в реализацию Программы.
Содержание Программы определяется ее направленностью на сохранение критически важных (ключевых) компетенций организации, которое осуществляется посредством передачи уникальных знаний и умений молодому специалисту опытным высококвалифицированным работником, владеющим уникальными техническими знаниями и профессиональными компетенциями.
Схема интеграции Программы в ИИ-цикл изображена на рис. 1.
Рис. 1. Схема интеграции Программы в HR-цикл ISSN 2073-6304 • Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право». 2022. № 1
Программа реализует развитую ролевую модель, которая определяет ее содержание, функции участников процесса и их взаимодействие между собой и окружением.
Наставник повышает свой статус в компании, развивает собственные навыки управления, укрепляет свою репутацию в качестве профессионала и завоевывает доверие коллег, а также принимает непосредственное участие в формировании профессиональной команды, частью которой он является, что повышает его вовлеченность в деятельность предприятия как ключевого центра компетенции.
Сотрудник получает своевременную адресную помощь на этапе интеграции в компанию, поддержку в профессиональном и карьерном развитии.
Служба управления персоналом получает дополнительный поддерживающий ресурс, в компаниях с развитой системой наставничества наставники задействованы практически во всех основных HR-процессах.
Компания стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров), формирует команду высококвалифицированных лояльных сотрудников.
Основными целевыми группами специалистов предприятия, которые должны быть включены в Программу, являются:
- новички, пришедшие в слаженную команду - им требуется не только доступ к информации и обучение новым навыкам, но и просто человеческая помощь и поддержка;
- сотрудники, у которых есть большой потенциал для профессионального роста - в перспективе они смогут привести команду к новым достижениям;
- работники с низкой эффективностью труда - от этого зависит общая результативность работы всей команды.
В тех же организациях, где ориентация на карьеру лежит в основе корпоративной философии, наставник нужен каждому члену команды.
В рамках представленной Программы наставничество рассматривается как передача критически важных (ключевых) компетенций предприятия молодому специалисту опытным высококвалифицированным работником.
Программа должна поддерживать в своем составе развитый набор инструментов, необходимых для успешной реализации проекта:
- разработанные и утвержденные нормативные акты, регулирующие условия и порядок реализации проекта (положение, порядок, календарные графики и т. п.);
- трудовые резервы HR-службы, достаточные для реализации проекта;
- объем финансирования, достаточный для полного материального обеспечения реализации проекта;
- достаточный уровень мотивации участников проекта заказчиком проекта.
Нормативные акты, регулирующие реализацию проекта, должны содержать цели, задачи, описание, порядок, условия, роли и ответственность участников реализации проекта.
Трудовые резервы HR-службы для реализации проекта определяются организацией индивидуально, в зависимости от структуры HR-службы, и должны в полном объеме обеспечивать реализацию, контроль и координацию проекта на всех стадиях. При отсутствии трудовых резервов в действующей структуре HR-службы допускается создание дополнительных рабочих мест или привлечение работников иных подразделений организации на соответствующие цели. Привлекаемые к проекту специалисты должны обладать достаточным объемом компетенций для реализации проекта.
Финансирование проекта включает в себя необходимые элементы, достаточные для полной реализации проекта:
- расходы на мотивационные выплаты участникам проекта;
- расходы на оплату труда специалистов, обеспечивающих реализацию Программы.
В случае отсутствия возможности финансирования в текущем календарном году возможно привлечение средств из резервов, нераспределенной прибыли или средств иных организаций.
Укрупненный план Программы должен включать в себя следующие мероприятия:
1) первичный анализ состояния организации до реализации «пилотного» проекта;
2) формирование HR-куратором базы наставников-экспертов в соответствии с критериями отбора:
- владение уникальными профессиональными компетенциями по профилю деятельности;
- способность, желание и искреннее стремление передавать знания;
- наличие коммуникативных навыков;
- понимание целей и задач организации;
- эмоциональная уравновешенность, организованность и требовательность к себе и окружающим;
- способность к конструктивной критике;
- корпоративная вовлеченность и лояльность к организации;
- готовность инвестировать свое время в развитие другого человека;
и критерии оценки:
- написание научно-практических публикаций в корпоративных и других изданиях (для научных организаций);
- написание методичек, технологических карт, «работающих» стандартов;
- участие в формировании единой информационной базы -библиотеки знаний;
- оценка знаний и навыков наставляемого.
3) формирование HR-куратором базы наставляемых для получения уникальных компетенций от наставников-экспертов по следующим критериям отбора:
- стаж работы по специальности не менее 3-х лет;
- собеседование с наставником-экспертом;
- рекомендация руководителя структурного подразделения;
- рекомендация HR-куратора;
- оценка личных достижений по научно-техническому направлению;
4) выпуск приказа о прикреплении к молодому специалисту наставника-эксперта с указанием фамилий наставников-экспертов и закрепленных за ними молодых специалистов, срока прикрепления и критериев оценки работы наставников-экспертов HR-куратором по результатам собеседования;
5) выстраивание работы наставника-эксперта с молодым специалистом по передаче критически важных (ключевых) компетенций по профилю деятельности;
6) оказание наставником-экспертом содействия молодому специалисту при написании научно-практических публикаций в корпоративных и других научных изданиях, методических материалов и стандартов организации;
7) предоставление молодым специалистом отчета о результатах работы с наставником-экспертом HR-куратору не позднее 5 рабочих дней после окончания периода наставничества.
Ожидаемые результаты от реализации программы могут состоять в:
- совершенствовании работы по непрерывной передаче уникальных знаний и умений от опытных работников молодым специалистам;
- сохранении и развитии уникальных знаний и умений по специфике работы подразделения от наставника-эксперта;
- формировании кадрового резерва на ключевые позиции, связанные с критически важными (ключевыми) компетенциями предприятия;
- формировании и наполнении единой информационной базы уникальных знаний и умений предприятия, определяющих профиль его отраслевой принадлежности;
- формировании системы привлечения и удержания молодых специалистов за счет расширенных возможностей овладения ими ключевыми компетенциями критически важными для предприятия;
- снижении затрат на обучение и подборе персонала за счет развития системы непрерывной передачи знаний внутри предприятия и эффективного использования внутреннего кадрового потенциала.
Основные выводы
Реализация Программы обеспечит высокий уровень владения всеми сотрудниками предприятия профессиональными навыками и компетенциями в целях сохранения критически важных (ключевых) компетенций предприятия, которые определяют профиль его отраслевой принадлежности и поддерживают его текущую деятельность, обеспечивающую высокую конкурентоспособность в данном сегменте промышленности.
Децентрализация и резервирование критически важных (ключевых) компетенций среди широкого круга сотрудников предприятия, включая молодых специалистов, способствует минимизации рисков потери критически важных (ключевых) компетенций предприятия в связи с выходом специалистов, владеющих такими компетенциями, на пенсию или рынок труда.
Разработка, внедрение и эффективное применение в бизнес-процессах предприятия данной Программы обеспечит непрерывную передачу критически важных (ключевых) для предприятия знаний и умений квалифицированных работников молодым специалистам.
По результатам реализации пилотной Программы объема внедрения должно быть принято решение о масштабировании результатов Программы на другие подразделения предприятия и предприятия Холдинга/Авиационного кластера.
Основой масштабирования Программы является комплект нормативной документации в виде положений и стандартов предприятия, определяющих порядок планирования и контроля деятельности Программы в период ее внедрения и последующего применения в рабочих процессах деятельности подразделений предприятия, вовлеченных в реализацию Программы.
Литература
Бондаренко 2008 - Бондаренко Н. Организация наставничества как бизнес-процесса // Кадровик. 2008. № 7 (09). С. 25-30.
Джиоева 2013 - Джиоева Ф.А. Система наставничества как инновационный вектор развития экономики труда // Российский рынок труда глазами молодых ученых: Сб. статей. VII Фестиваль науки МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2013. С. 258-268.
References
Bondarenko, N. (2008), "Organization of mentoring as a business process", Kadrovik, no. 7 (09), pp. 25-30.
Dzhioeva, F.A. (2013), "Mentoring system as an innovative vector for the labor economy development", Rossiiskii rynok trudaglazami molodykh uchenykh: Sb. statei. VIIFestival' nauki MGU imeni M.V. Lomonosova [Russian labor market through the eyes of young scientists. Collection of articles, VII Science Festival of Lomonosov Moscow State University], Moscow, Russia, pp. 258-268.
Информация об авторе
Анна Е. Винокурова, Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова, Москва, Россия; 115054, Россия, Москва, ул. Большая Пионерская, д. 1; avinokurova@mi-helicopter.ru
Information about the author
Anna E. Vinokurova, National Helicopter Center Mil & Kamov, Moscow, Russia; bld. 1, Bolshaya Pionerskaya Street, Moscow, Russia, 115054; avinokurova@mi-helicopter.ru