Научная статья на тему 'Применение проектного менеджмента как наиболее эффективного инструмента управления интеллектуальным потенциалом в регионе'

Применение проектного менеджмента как наиболее эффективного инструмента управления интеллектуальным потенциалом в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ / ДОРОЖНАЯ" КАРТА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECTUAL POTENTIAL / HUMAN POTENTIAL / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / PROJECT MANAGEMENT / REGION / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL MANAGEMENT MECHANISM / ROAD MAP / SYNERGETIC EFFECT / INTELLECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будаева Инесса Олеговна

Отмечено, что современная модель формирования и развития интеллектуального потенциала в регионе характеризуется широким спектром видов интеллектуальной деятельности человека и, как следствие, концентрацией внимания на возможности реализации его личностных качеств и амбиций. Утверждается, что данный факт вынуждает находить более адаптированные к новой системе механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона для обеспечения его наиболее эффективного использования. Обоснована значимость уровня институциональной среды как основного фактора, влияющего на формирование и развитие интеллектуального потенциала региона. Для характеристики развития институциональной среды и определения степени ее влияния на объем интеллектуального потенциала региона автором выделены основные показатели ее оценки. На основании этих показателей разработан механизм управления интеллектуальным потенциалом региона. Проведен хронологический анализ методов государственного управления, выделены этапы форм взаимодействия в системе управления регионом. Обосновано применение проектного менеджмента как наиболее эффективного способа управления регионом. Предложена дорожная карта в виде семи проектов, реализация которых приведет к достижению поставленных целей, направленных на повышение уровня интеллектуального потенциала Республики Бурятия. Сделан вывод, что непрерывное увеличение интеллектуального потенциала делает обоснованным создание регионального механизма управления, поскольку после наделения регионов соответствующими полномочиями будут приняты поправки регионального характера, способствующие компенсировать недостатки базовых федеральных законов. В частности, отмечено, что применение проектного управления регионами решит проблему комплексности, т. е. даст возможность анализировать решаемую проблему с разных точек зрения специалистов широкого круга профиля в рамках исследуемого региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PROJECT MANAGEMENT AS THE MOST EFFECTIVE INSTRUMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL MANAGEMENT IN THE REGION

A modern model of the formation and development of intellectual potential in the region is characterized by a wide range of types of intellectual activity of a person, and as a consequence of concentration on the possibility of realizing his personal qualities and ambitions. This fact forces us to find mechanisms of management of intellectual potential of the region, more adapted to the new system, to ensure its most effective use. The article substantiates the importance of forming a high level of the institutional environment, as the main factor that influences the formation and development of the region's intellectual potential. Also, to characterize the development of the institutional environment and determine the extent of its impact on the volume of the intellectual potential of the region, the author outlined the main indicators of its assessment. Based on these indicators, a mechanism for managing the intellectual potential of the region has been developed. Further in the article, a chronological analysis of the methods of state administration was conducted; stages of forms of interaction in the regional management system were identified. The author substantiates the use of project management as the most effective way to manage the region. In conclusion, the "road map" is proposed in the form of seven projects, the implementation of which will lead to the attainment of the set goals aimed at increasing the intellectual potential of the Republic of Buryatia. Thus, according to the author, the continuous increase in intellectual potential makes it reasonable to create a regional governance mechanism, since after the regions are given appropriate powers, regional amendments will be adopted that will help to compensate for the shortcomings of the basic federal laws. In particular, the application of project management of regions will solve the problem of complexity, i.e. gives a possibility of analyzing the problem being solved from different points of view of specialists of a wide range of profiles within the region under study

Текст научной работы на тему «Применение проектного менеджмента как наиболее эффективного инструмента управления интеллектуальным потенциалом в регионе»

Экономические науки

УДК 330. 341

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-134-143

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ В РЕГИОНЕ

APPLICATION OF PROJECT MANAGEMENT AS THE MOST EFFECTIVE INSTRUMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL MANAGEMENT IN THE REGION

характеризуется широким спектром видов интеллектуальной деятельности человека и, как следствие, концентрацией внимания на возможности реализации его личностных качеств и амбиций. Утверждается, что данный факт вынуждает находить более адаптированные к новой системе механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона для обеспечения его наиболее эффективного использования.

Обоснована значимость уровня институциональной среды как основного фактора, влияющего на формирование и развитие интеллектуального потенциала региона. Для характеристики развития институциональной среды и определения степени ее влияния на объем интеллектуального потенциала региона автором выделены основные показатели ее оценки. На основании этих показателей разработан механизм управления интеллектуальным потенциалом региона. Проведен хронологический анализ методов государственного управления, выделены этапы форм взаимодействия в системе управления регионом. Обосновано применение проектного менеджмента как наиболее эффективного способа управления регионом. Предложена дорожная карта в виде семи проектов, реализация которых приведет к достижению поставленных целей, направленных на повышение уровня интеллектуального потенциала Республики Бурятия.

Сделан вывод, что непрерывное увеличение интеллектуального потенциала делает обоснованным создание регионального механизма управления, поскольку после наделения регионов соответствующими полномочиями будут приняты поправки регионального характера, способствующие компенсировать недостатки базовых федеральных законов. В частности, отмечено, что применение проектного управления регионами решит проблему комплексности, т. е. даст возможность анализировать решаемую проблему с разных точек зрения специалистов широкого круга профиля в рамках исследуемого региона

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал; человеческий потенциал; институциональная среда; проектный менеджмент; регион; региональная экономика; механизм управления регионом; дорожная» карта; синергетический эффект; интеллект

A modern model of the formation and development of intellectual potential in the region is characterized by a wide range of types of intellectual activity of a person, and as a consequence of concentration on the possibility of realizing his personal qualities and ambitions. This fact forces us to find mechanisms of management of intellectual potential of the region, more adapted to the new system, to ensure its most effective use.

The article substantiates the importance of forming a high level of the institutional environment, as the main factor that influences the formation and development of the region's intellectual potential. Also, to characterize the development of the institutional environment and determine the extent of its impact on the volume of the intellectual potential of the region, the author outlined the main indicators of its assessment. Based on these indicators, a mechanism for managing the intellectual potential of the region has been developed. Further in the article, a chronological analysis of the methods of state administration was conducted; stages of forms of interaction in the regional management system were identified. The author substantiates the use of project management as the most effective way to manage the region. In conclusion, the "road map" is proposed in the form of seven projects, the

И. О. Будаева, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ inessa. olegovna91@mail.ru

I. Budaeva, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

Отмечено, что современная модель формирования и развития интеллектуального потенциала в регионе

© И. О. Будаева, 2017

134

implementation of which will lead to the attainment of the set goals aimed at increasing the intellectual potential of the Republic of Buryatia.

Thus, according to the author, the continuous increase in intellectual potential makes it reasonable to create a regional governance mechanism, since after the regions are given appropriate powers, regional amendments will be adopted that will help to compensate for the shortcomings of the basic federal laws. In particular, the application of project management of regions will solve the problem of complexity, i.e. gives a possibility of analyzing the problem being solved from different points of view of specialists of a wide range of profiles within the region under study

Key words: intellectual potential; human potential; institutional environment; project management; region; regional economy; regional management mechanism; road map; synergetic effect; intellect

ведение. В условиях перехода от старой системы формирования интеллектуального потенциала, характеризующейся своей плановостью, новая система, специфическими особенностями которой являются создание рынка образовательный услуг, свобода выбора места жительства и пребывания, либерализированный рынок жилья, наличие широкого спектра видов деятельности, а значит реализации личностных качеств и амбиций и т. д., вынуждает находить более адаптированные к новой системе механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона для обеспечения его наиболее эффективного использования [3; 8; 11].

Эффективность реализации выбранного механизма управления интеллектуальным потенциалом региона оценивается как экономическими, так и внерыночными условиями: влиянием государства, политических партий, профсоюзов, идеологии, культуры, семьи, традиций, обычаев, демографической ситуации, психологии и т.д. Другими словами, успех изменений в большой степени зависит от институциональной среды, которая обеспечивает необходимые для преобразования потенциала в капитал условия. В этом случае государственный интерес заключается именно в ускорении этого процесса [16; 17].

1. Роль институциональной среды в развитии интеллектуального потенциала региона и способ его оценки.

Динамично развивающаяся институциональная среда создает условия, при которых возможны инвестиции в физическое, психологическое, социальное здоро-

вье человека, его природный капитал, уровень его образования. Институциональные факторы описывают среду, в которой образовывается и реализуется интеллектуальный потенциал. Они принимают во внимание явления политического и социального характера, правовые особенности территории, а также уровень информатизации общества. Успешная реализация интеллектуального потенциала во многом определена уровнем качества институциональной среды. Современная значимость точного описания институциональной среды и выбора индикаторов определена базирующимся на ней выбором механизма управления и методов взаимодействия всех участников процессов, связанных с интеллектуальной деятельностью [18].

Так, для характеристики уровня развития институциональной среды, в рамках которой формируется интеллектуальный потенциал, нами выбраны следующие доминирующие показатели:

1) наличие законодательной базы по поддержке и развитию инновационной деятельности;

2) наличие в регионе патентного поверенного;

3) доступность информации о состоянии инвестиционных процессов;

4) наличие ресурса «электронное правительство»;

5) наличие технопарка.

Для определения роли институциональной среды в управлении процессами формирования и развития интеллектуальным потенциалом региона составлена таблица.

Управление институциональной средой интеллектуального потенциала на региональном уровне / Management of the institutional environment of intellectual

potential at the regional level

Условия формирования интеллектуального потенциала / Conditions for the formation of intellectual potential Влияние на формирование и развитие интеллектуального потенциала / Influence on formation and development of intellectual potential

Наличие законодательной базы по поддержке и развитию инновационной деятельности в регионе / Presence of legislative base for support and development of innovative activity in the region - усиление государственной поддержки развития науки, инновационной деятельности, образования / strengthening state support for the development of science, innovation, education; - предоставление универсальной оценки результатов научно-технической деятельности / providing a universal assessment of the results of scientific and technical activities; - усиление интеграции образовательного процесса с научными исследованиями / strengthening the integration of the educational process with scientific research; - создание условий, способствующих коммерциализации результатов научного труда / creation of conditions conducive to the commercialization of scientific research results

Наличие в регионе патентного поверенного / The presence in the region of patent attorney - оказание помощи в принятии стратегии использования исключительных прав / assist in the adoption of a strategy for the use of exclusive rights; - предоставление квалифицированной защиты объектов интеллектуальной собственности от подделок и копирования / provision of qualified protection of intellectual property from forgery and copying

Наличие ресурса «электронное правительство»/ Availability of e-government resource - распространение государственной информации, касающейся поддержки развития интеллектуального потенциала / dissemination of state information related to supporting the development of intellectual potential; - ускорение процессов взаимодействия государственных органов с создателями интеллектуальной продукции / acceleration of the processes of interaction of state bodies with creators of intellectual products

Наличие технопарка / Techno-park availability - обеспечение особого порядка административного регулирования отношений, возникающих на всех этапах процесса создания инноваций, который впоследствии сокращает временной интервал от момента зарождения знаний до его коммерциализации / ensuring a special order of administrative regulation of relations arising at all stages of the process of creating innovations, which, subsequently, shortens the time interval from the moment of the origin of knowledge to its commercialization; - сокращение продолжительности периода внедрения новаций в производство и напотребительский рынок / reduction of the period of introduction of innovations into production and the consumer market

Информация о состоянии инвестиционного процесса / Information on the state of the investment process - появление возможности финансовой поддержки инновационной деятельности / opportunity of financial support of innovative activity; - определение субъектов и форм представления поддержки инновационной деятельности / definition of subjects and forms of support representation of innovative activity

Главной целью содействия в формировании интеллектуального потенциала является получение «интеллектуальной ренты», т.е. превращение потенциала в капитализированную форму. С этой точки зрения цель государства — обеспечивать благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала, которые будут заключаться

в сопровождении каждого этапа создания инновационной продукции как капитализированной формы интеллектуального ресурса [13].

Таким образом, схема механизма управления интеллектуальным потенциалом, на наш взгляд, должна выглядеть следующим образом (рис. 1) [9; 10; 14].

Увеличение интеллектуального потенциала региона

Рис. 1. Механизм управления интеллектуальным потенциалом региона Fig. 1. Mechanism for managing the intellectual potential of the region

Анализ методов государственного управления регионами. Выбор методов государственного управления обусловливается различными факторами, такими как уровень социально-политического, экономического, культурно-национального развития общества, интересами правящей элиты, формой государственного устрой-

ства и т.д. В то же время существуют «вызовы внешней среды», которые вынуждают любое государство реформировать административную систему [5; 15].

Одним из таких вызовов является переориентация экономики государства на такую модель экономического роста, в которой преобладает роль интеллектуальных

ресурсов. Данная трансформация повлекла за собой:

— образование населения, создание «интеллектуальных активов», поскольку путь к инновационному развитию и процветанию территории лежит именно через это. Обучение является прямым фактором повышения эффективности инновационной деятельности регионов, который необходимо учитывать, контролировать и анализировать при оценке деятельности региона, при разработке стратегии и тактики развития государства;

— охрану и защиту интеллектуальной собственности, т.к. это является важным условием эффективного использования ресурсов, ведь интеллектуальные ресурсы региона способствуют развитию инновационного потенциала только в том случае, если они надежно защищены.

Анализируя хронологию этапов развития интеграционных форм взаимодействия в системе управления регионом, прежде всего, следует отметить региональную кластеризацию экономической деятельности, основоположником которой является М. Портер. В этот период очевидным стал тот факт, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе.

Параллельно с понятием «региональная кластеризация» развивалось понятие «региональный менеджмент», которое введено в 1994 г. А. М. Лавровым и В. С. Сурни-новым. С точки зрения экономико-географического подхода они определили данную категорию как элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на микроуровень (предприятий и фирм), а на мезо-уровень (области, края, республики).

Таким образом, взаимодействие таких понятий, как «региональная кластеризация» и «региональный менеджмент», способствовало нахождению регионами профильных отраслей производства, что повлекло за собой их модернизацию путем государственного инвестирования, увеличения количества предприятий и активизации предпринимательской деятельности

в регионе именно в этих отраслях. В то же время этот факт стал причиной усиления региональных диспропорций [4].

В связи отсутствием генеральной схемы развития территории следующим этапом в процессе поиска эффективных форм содействия экономическому развитию регионов стало создание в 2004 г. Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России). Данное событие позволило рассматривать региональную экономику России как систему взаимодополняющих и конкурирующих региональных стратегий обеспечения социально-экономического развития. Однако столь пристальное внимание к проблеме поиска наиболее эффективного механизма управления регионами привело к тому, что к 2014 г. в стране существовали Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство по делам Крыма и Министерство по развитию Северного Кавказа. Иными словами, к этому периоду произошел переход к территориальному принципу управления. Этот факт сделал дальнейшую работу Министерства регионального развития РФ нецелесообразной, что привело к его упразднению, а функции расформированного министерства переданы Министерству экономического развития РФ, Министерству культуры РФ и Министерству юстиции РФ.

Очевидно, что в рамках больших территорий, обладающих значительной численностью населения, территориальное управление — более рациональный вид управления, поскольку при разработке стратегических программ развития территории в этом случае появляется возможность более детального учета специфических особенностей анализируемой группы регионов, например, таких как климат, природный потенциал, человеческий ресурс и т.д. [12].

Следующей формой содействия региональному развитию стало внедрение в регионы государственно-частного партнерства (ГЧП). Реализация проектов социального значения (дорожного, транспортного хозяйств, социальная инфраструктура,

защита окружающей среды, жилищного строительства, водоочистных сооружений, энерго- и газообеспечения и т.д.), как правило, находится в региональном ведомстве, поэтому как механизм регионального управления государственно-частное партнерство является одним из перспективных направлений решения задачи масштабного финансирования модернизации инфра-структурныгх объектов, физический и моральный износ многих из которых может привести к хроническим проблемам и сдерживанию экономического развития.

Отсутствие у перечисленных региональных механизмов управления экономической деятельности комплексности, т.е. анализа решаемой проблемы с разных точек зрения специалистов широкого круга и профиля, привело к разработке механизма проектного управления регионами. Нормативно-правовым обеспечением является Постановление от 15 октября 2016 г. № 1050, распоряжение от 15 октября 2016 г. № 2165-р.

В качестве базового принципа работы взят комплексный подход — любому новому инвестору предлагается три ключевых инструмента, которые работают в совокупности:

1) административное сопровождение и консультирование, содействие в решении вопросов подготовки персонала;

2) налоговые льготы;

3) финансовая поддержка.

Указанные условия оптимизируют деятельность инвестора, поскольку сокращают трансакционные издержки и временные параметры. Все это помогает инвестору быстро входить в регион и начинать свою работу на более вы1годныгх условиях.

В рамках разработки механизма проектного управления регионами созданы проектные офисы, отвечающие за реализацию дорожных карт по лучшим практикам, выявленным в ходе проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В целом, организационные преобразования заключаются в следующих этапах:

1) формирование проектной команды, состоящей из сотрудников различных

функциональных подразделений и органов управления субъектов;

2) создание плана мероприятий по каждому блоку работ;

3) описание проекта;

4) формирование дорожной карты;

5) назначение руководителя, который будет координировать время и ресурсы данного проекта.

Применение механизма проектного управления регионами в рамках возрастающей сложности проектов и их организации позволит сделать процесс реализации проектов оперативным и обоснованным, т.к. проектный менеджмент предполагает прозрачное и спланированное управление проектами. С другой стороны, в силу того, что современный этап развития экономики характеризуется интенсивной конкуренцией и ускорением научно-технического прогресса (НТП), при реализации проектов необходим учет существующих специфических проблем управления и ресурсообеспе-ченности региона.

Это позволяет сделать вывод, что при разработке мер по созданию условий более эффективного функционирования управленческой системой региона данный механизм проектного управления способен учитывать организационно-структурные изменения в силу своей «прозрачности» и учета региональных особенностей развития. Также данный механизм не имеет границ применения и в его рамках могут реализовываться проекты не только в виде партнерства государства и бизнеса, но и те, где партнерами могут выступать любые субъекты [1; 5].

2. Применение проектного менеджмента в управлении регионом.

В рамках процессов формирования и развития интеллектуального потенциала Республики Бурятия разработка механизма управления регионом с точки зрения проектного менеджмента будет заключаться в создании дорожной карты, которая представляет собой результат комплексного проекта.

В целом, разрабатываемая дорожная карта направлена на решение задачи фор-

мирования единого набора инструментов проектного управления интеллектуальным потенциалом Республики Бурятия, осуществляющих реализацию задач по увеличению интеллектуального ресурса региона. Ожидаемым результатом внедрения является разработка организационной структуры и необходимых инструментов проектного управления интеллектуальным потенциалом на региональном уровне (рис. 1) [2; 7].

Таким образом, общими целями дорожной карты являются:

1) использование интеллектуального потенциала как ключевого фактора развития Республики Бурятия;

2) финансово-правовая поддержка экзогенных факторов, влияющих на формирование интеллектуального потенциала Республики Бурятия;

3) достижение соответствия фактического уровня интеллектуального потенциала Республики Бурятия номинальному уровню.

Составные части дорожной карты

— это набор взаимосвязанных проектов. Разработка уникальных проектов, входящих в состав дорожной карты, осуществлялась согласно количественной и качественной оценке интеллектуального потенциала Республики Бурятия по данным на 2015 г. Ввиду этого, количественная оценка выявила низкий уровень показателей образовательного потенциала, отношенческого потенциала и социального благополучия, а качественная

— отсутствие в регионе технопарка и патентного поверенного. В то же время для перехода к повышению количественных и качественных характеристик необходимо создать проектную группу и провести мониторинг состояния интеллектуального потенциала в Республике Бурятия в 2015 г. Для достижения поставленных целей выделено семь проектов, представленных на рис. 2.

Рис. 2. Дорожная карта / Fig. 2. Roadmap

1. Создание проектной команды. Данный этап имеет своей целью определение участников системы управления разрабатываемого проекта. Для достижения поставленной цели необходимо:

1) создание организационного штаба управления проектом для организации и координации деятельности участников команды;

2) создание проектного офиса с целью координации, контроля, мониторинга и методической поддержки реализации проектов;

3) создание рабочей группы для разработки и мониторинга сроков реализации блоков дорожной карты;

4) определение исполнителей проектов, отвечающих за оперативное исполнение проектов и мероприятий дорожной карты.

2. Аудит количественных и качественных показателей интеллектуального потенциала Республики Бурятия. Аудит количественных и качественных показателей формирования и развития интеллектуального потенциала Республики Бурятия в 2015 г.

3. Создание рабочих мест на предприятиях, входящих в проектную группу. Поскольку оценка уровня социального благополучия показала низкие результаты, то в качестве одного из этапов дорожной карты целесообразно включить меры по его росту.

4. Увеличение бюджетных мест в учебных заведениях высшего образования. В связи со стабильным ростом цен на образовательные услуги в Республике Бурятия и имеющего тенденцию к снижению показателя социального благополучия, уровень студентов высшего образования ежегодно снижается, что приводит к нулевым показателям уровня образовательного потенциала региона.

Список литературы_

5. Мониторинг потребителей инновационной продукции. Развитие образовательного потенциала в совокупности с социальным благополучием населения приводит к активизации процесса создания инновационной продукции и увеличению инвестиционной активности.

6. Открытие технопарка. Следствием увеличения количественных показателей в регионе является необходимость строительства базовой площадки для реализации кадрового, образовательного, научного, инвестиционного потенциалов Республики Бурятия. В этих условиях наличие технопарка — возможность качественного прогресса в развитии интеллектуального потенциала региона в целом.

7. Введение услуги патентного поверенного. Завершающим этапом разработанной дорожной карты является введение в республике услуги патентного поверенного. Как и в предыдущем проекте, его участниками выступают и бизнес-сообщества, и образование, и наука, и исполнительная власть, поскольку для реализации данного блока необходимо использовать ресурсы каждого.

Заключение. Таким образом, поэтапная реализация каждого проекта представленной дорожной карты приведет к активизации процессов, связанных с накоплением и капитализацией всего существующего интеллектуального ресурса Республики Бурятия. Возможность получения «интеллектуальной ренты» вследствие синергетического эффекта использования знаний, умений и навыков обусловливает экономическую заинтересованность региона в анализе процессов, связанных с формированием и развитием интеллектуального потенциала региона.

1. Атанов Н. И., Бадмаева М. В., Егоров М. М. Проектный пространственный подход к развитию региональной экономики: сравнительные характеристики / / Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № SD. С. 3-10.

2. Атанов Н. И., Мункодугарова А.Б. Депрессивные приграничные регионы: проблемы развития // ЭКО. 2014. № 6. С. 142-151.

3. Бадлуева М. П. Креативный потенциал территории как фактор развития туристической сферы региона // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2015. № 4. С. 50-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Беломестнов В. Г., Цыденов О. Д. Формирование новой экономической политики регионов // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2015. № 1. С. 11-15.

5. Ванчикова Е. Н., Осодоева О. А., Плотников В. А. Реализация адаптационных процессов управления инновационной деятельностью // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2015. № 3. С. 5-13.

6. Ванчикова Е. Н., Чимитдоржиева Е. Ц., Гарматаров 3. В. Методический подход к оценке пространственного социально-экономического развития региона // Известия Юго-Западного гос. ун-та. 2012. № 2. С. 12-18.

7. Доржиева В. В. Современные тенденции экономического развития Республики Бурятия// Фундаментальные исследования. 2016. № 12-5. С. 1076-1080.

8. Доржиева В. В., Мишенин А. С. Инструменты региональной промышленной политики в контексте обеспечения технологической независимости // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-4. С. 62-67.

9. Котенкова С. Н. Оценка интеллектуального потенциала регионов Приволжского федерального округа РФ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1447-1451.

10. Лосева О. В., Дресвянников В. А. Методология оценки интеллектуального потенциала региона в условиях инновационного развития// Вестник финансового университета. 2014. № 6. С. 38-50.

11. Мишенин А. С., Доржиева В. В. Роль промышленной политики в развитии экономики Республики Бурятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6, № 12 А. С. 99-106.

12. Романова И. В., Романова Н. П. Состояние профессионального ресурсного потенциала муниципальных служащих Забайкальского края: базовые индикаторы / / Управление человеческими ресурсами: теория и практика: материалы II междунар. научн. практ. конф. Чита, 2015. С. 149.

13. Рубан В. А. Управление развитием территориально-отраслевой системы на основе повышения качества использования экономических ресурсов // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № 1. С. 82-88.

14. Цыренов Д. Д., Атанов Н. И. Подходы к становлению экономики знаний в регионах России: зарубежный опят и отечественное наследие // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 1. С. 56-69.

15. Цыренов Д. Д., Слепнева Л. Р. Рейтинг регионов в зависимости от уровня развития экономики знаний // Известия Санкт-Петербургского гос. экон. ун-та. 2015. № 2 (92). С. 24-28.

16. Bounfour A., Edvinsson L. Intellectual capital for communities. Routledge, 2012.

17. Chadee D., Roxas B. Institutional environment, innovation capacity and firm performance in Russia // Critical perspectives on international business. 2013. Vol. 9. No. 1/2. P. 19-39.

18. Slepneva L. R., Kokorina A. A., Slepneva J. V., Tsyrenov D. D., Munkueva I. S. Socio-Economic Development of Regions of Russia: Assessment of the Stateand Directions of Improvement // InternationalJournal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6. No. 2. P. 179-187.

References_

1. Atanov N. I., Badmaeva M. V., Egorov M. M. Vestnik Buryatskogo gos. un-ta (Bulletin of Buryat State University), 2012, no. SD,pp. 3-10.

2. Atanov N. I., Munkodugarova A. B. EKO(ECO), 2014, no. 6, pp. 142-151.

3. Badlueva M. P. Vestnik Buryatskogo gos. un-ta (Bulletin of the Buryat State University), 2015, no. 4, pp. 50-61.

4. Belomestnov V. G., Tsydenov O. D. Vestnik Buryatskogo gos. un-ta (Bulletin of the Buryat State University, 2015,no. 1, pp. 11-15.

5. Vanchikova Ye. N., Osoidyeva O. A., Plotnikov V. A. Vestnik Buryatskogo gos.un-ta (Bulletin of the Buryat State University), 2015, no. 3, pp. 5-13.

6. Vanchikova Ye. N., Chimitdorzhieva E. Ts., Garmatarov Z. V. Izvestiya Yugo-Zapadnogogos. un-ta (News of the South-Western State University), 2012, no. 2, pp. 12-18.

7. Dorzhieva V. V. Fundamentalnyeissledovaniya (Fundamental researches), 2016, no. 12-5, pp. 1076-1080.

8. Dorzhieva V. V., Mishenin A. S. Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tekh-nologii (Competitiveness in the global world: economics, science, technology), 2017, no. 3-4, pp. 62-67.

9. Kotenkova S.N. Fundamentalnye issledovaniya (Fundamental researches), 2014, no. 6-7, pp. 1447-1451.

10. Loseva O. V. , Dresvyannikov V. A. Vestnik finansovogo universiteta (Bulletin of the financial university), 2014, no. 6, pp. 38-50.

11. Mishenin A. S. , Dorzhieva V. V. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra (Economics: yesterday, today, tomorrow), 2016, vol. 6, no. 12A, pp. 99-106.

12. Romanova I. V., Romanova N. P. Upravlenie chelovecheskimi resursami: teorijaipraktika: materialy II mezhdunar. nauchn. prakt. konf. (Human Resource Management: Theory and Practice: Materials II International. scientific. Pract. Conf. ). Chita, 2015. pp. 149.

13. Ruban V. A. Vestnik Buryatskogo gos. un-ta (Bulletin of the Buryat State University), 2012, no. 1, pp. 82-88.

14. Tsyrenov D. D., Atanov N. I. Aziatsko-tihookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo(Asia-Pacific region: economics, politics, law), 2015,no. 1, pp. 56-69.

15. Tsyrenov D. D., Slepneva L. R. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gos. ekon. un-ta (News of St. Petersburg. Econ. University), 2015,no. 2 (92), pp. 24-28.

16. Bounfour A., Edvinsson L. Intellectual capitalfor communities (Intellectual capital for communities). Routledge, 2012.

17. Chadee D., Roxas B. Critical perspectives on international business (Critical perspectives on international business), 2013, vol. 9, no. lA, pp. 19-39.

18. Slepneva L. R., Kokorina A. A., Slepneva J. V., Tsyrenov D. D., Munkueva I. S. International Journal of Economics and Financial Issues (International Journal of Economics and Financial Issues), 2016, vol. 6, no. 2, pp.179-187.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Будаева Инесса Олеговна, аспирант, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение», Восточно-Сн-бнрскнй государственный университет технологий н управления, г. Улан-Удэ, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, экономика знаний inessa.olegovna91@mail.ru

Inessa Budaeva, postgraduate, Accounting, Analysis, Audit and Taxation department, East Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: regional economic, economics of knowledge

Образец цитирования _

Будаева И. О. Применение проектного менеджмента как наиболее эффективного инструмента управления интеллектуальным потенциалом в регионе // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. M 9. С. 134-143. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-134-143.

Budaeva I. Application of project management as the most effective instrument of intellectual potential management in the region // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 9, pp. 134-143. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-134-143.

Дата поступления статьи: 02.09.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.09.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.