Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
логистический подход / пассажирские перевозки / клиентоориентированность / качество услуги / транспортное обслуживание / транспортная подвижность населения / интермодальные транспортные системы / logistic approach / passenger transportation / customer focus / quality of service / transport services / transport mobility of the population / intermodal transport systems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Белова

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска дополнительных мер, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров. В статье концептуальные логистические подходы рассматриваются как инструмент для повышения уровня качества перевозочного процесса: объединения его в единую систему, способную предоставить транспортные услуги населению на должном качественном уровне при минимальных затратах. Качество понимается как поток, функционирующий в заданных границах, качество услуги как оценка процесса обслуживания с точки зрения способности организации выполнять те функции и задачи, которые от неё ожидает клиент. В данной работе рассмотрен зарубежный опыт организации системы пассажирских перевозок и определены основные принципы ее построения определены принципы организации системы пассажирских перевозок и показатели качества характерные для каждой из рассмотренных моделей. Автором проведено исследование, выявлены показатели влияющие на уровень удовлетворенности пассажиров, предложены варианты решений, направленные на повешение уровня лояльности клиентов и качества предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е.А. Белова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF LOGISTICS PRINCIPLES AS A BASIS FOR IMPROVING THE QUALITY OF PASSENGER SERVICE

The article is devoted to level of quality of services provided. In the article, conceptual logistics approaches are considered as a tool for improving the quality of the transportation process: combining it into a single system capable of using the services of the system at the proper quality level at minimal cost. Quality is a flow that functions within given boundaries, quality of services as an assessment of the process in terms of the organization's ability to perform the functions and tasks that the client expects from it. In this article, the foreign experience of organizing the passenger transportation system is considered and the basic principles of its construction are determined, the principles of organizing the passenger transportation system and the quality indicators characteristic of each of the considered models are determined. The author conducted a study, identified indicators affecting the level of passenger satisfaction, suggested options for solutions aimed at increasing the level of customer loyalty and the quality of services provided.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ»

2. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС/Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 52-56.

3. Панзабекова А. Ж. Зарубежный опыт противодействия коррупции и возможности его применения в странах ЕАЭС. Россия: тенденции и перспективы развития // материалы ХУ Международной научной конференции. 2015. С. 73-78

4. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах //Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 7-12.

5. Transparency International: Индекс восприятия коррупции - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.transpar-ency.org.ru

References:

1. Alekseeva E. У., Zakharov P. У. Features and problems of personnel management in the customs authorities of the Russian Federation//Economics and business: theory and practice. 2019. No. 12-1 (58). Pp. 15-17.

2. Dorozhkina T. V., Romashkova A. K., Iochis Ya. a. Modern anti-corruption policy in the customs authorities of the EAEU member States//Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. No. 1. P. 52-56.

3. Panzabekova A. Zh. Foreign experience in countering corruption and its application in the EAEU countries. Russia: trends and prospects of development / / proceedings of the XV International scientific conference. 2015. Pp. 73-78

4. Petrushina O. M., Borzenkova A.V. Corruption and the fight against it in the customs authorities //Herald of the Kaluga state University. 2018. No. 3. Pp. 7-12.

5. Transparency International: The index of perception of corruption [Electronic resource]. - Mode of access: www.transpar-ency.org.ru

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10590

Е.А. Белова - к.с.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, belka11960@yandex.ru,

E.A. Belova - Ph. D., associate Professor of the Department «Эксплуатации автомобильного транспорта » of the «Pacific National University».

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЛОГИСТИКИ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ APPLICATION OF LOGISTICS PRINCIPLES AS A BASIS FOR IMPROVING THE QUALITY

OF PASSENGER SERVICE

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска дополнительных мер, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров. В статье концептуальные логистические подходы рассматриваются как инструмент для повышения уровня качества перевозочного процесса: объединения его в единую систему, способную предоставить транспортные услуги населению на должном качественном уровне при минимальных затратах. Качество понимается как поток, функционирующий в заданных границах, качество услуги как оценка процесса обслуживания с точки зрения способности организации выполнять те функции и задачи, которые от неё ожидает клиент. В данной работе рассмотрен зарубежный опыт организации системы пассажирских перевозок и определены основные принципы ее построения определены принципы организации системы пассажирских перевозок и показатели качества характерные для каждой из рассмотренных моделей. Автором проведено исследование, выявлены показатели влияющие на уровень удовлетворенности пассажиров, предложены варианты решений, направленные на повешение уровня лояльности клиентов и качества предоставляемых услуг.

Abstract. The article is devoted to level of quality of services provided. In the article, conceptual logistics approaches are considered as a tool for improving the quality of the transportation process: combining it into a single system capable of using the services of the system at the proper quality level at minimal cost. Quality is a flow that functions within given boundaries, quality of services as an assessment of the process in terms of the organization's ability to perform the functions and tasks that the client expects from it. In this article, the foreign experience of organizing the passenger transportation system is considered and the basic principles of its construction are determined, the principles of organizing the passenger transportation system and the quality indicators characteristic of each of the considered models are determined. The author conducted a study, identified indicators affecting the level of passenger satisfaction, suggested options for solutions aimed at increasing the level of customer loyalty and the quality of services provided.

Ключевые слова: логистический подход, пассажирские перевозки, клиентоориентированность, качество услуги, транспортное обслуживание, транспортная подвижность населения, интермодальные транспортные системы.

Key words: logistic approach, passenger transportation, customer focus, quality of service, transport services, transport mobility of the population, intermodal transport systems

В настоящее время концептуальные логистические подходы довольно часто применяются в различных сферах деятельности таких как предпринимательство, государственный сектор, городское хозяйство, транспортной и торговой инфраструктуре, промышленности, сельском хозяйстве, туризме, строительстве и т.д., а также при предоставлении транспортных услуг как грузовладельцам с целью перемещения груза, так и пассажирам.

Учитывая размеры Российской Федерации ее природно-географические, а также геоэкономические и геополитические условия развития, пассажирские перевозки занимают особое место в социально-экономической и культурной жизни страны. В связи с этим важнейшей государственной задачей является: обеспечение транспортной подвижности населения, мобильности и доступности самых отдалённых районов как в целях роста благосостояния людей, так и в целях эффективности использования трудовых и природных ресурсов.

Перевозки пассажиров удовлетворяют значимую человеческую потребность - перемещение. Но отдельные перевозчики и виды транспорта не имеют возможности обеспечить данную потребность, потому как испытывают затруднения в выполнении перевозок «от двери до двери» ввиду особенности размещения инфраструктуры, специфики технологии транспортных процессов и работы подвижного состава. И здесь сказывается, в том числе и то, что транспортная система развивается неравномерно и часто спонтанно под влиянием потребностей клиентов, материально-технических и инвестиционных возможностей перевозчиков, а также целого ряда внешних факторов.

Сокращение времени нахождения пассажира в пути следования (с учётом пересадок) является основой производственной клиентоориентированности видов транспорта и может быть достигнуто, в том числе, за счёт применения логистических подходов.

Логистические подходы в пассажирском сегменте обеспечивают новый уровень обслуживания пассажиров: безопасная, надёжная и непрерывная доставка «от двери до двери» в определённое время и при минимальных затратах. Можно сделать вывод о том, что использование логистического подхода при организации пассажирских перевозок требует применения принципов логистики на всех участках перевозочного процесса и объединения его в единую систему, способную предоставить транспортные услуги населению на должном качественном уровне при минимальных затратах.

В рамках данной работы автором были выделены следующие принципы логистики пассажирских перевозок:

а) принцип системного подхода, характеризующий систему как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих составляющих транспортной системы для достижения единой цели управления;

б) принцип полных расходов, а именно, учёт всей совокупности потерь управления потоками транспортных предложений и находящимися с ними в тесной связке информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи;

в) принцип массовой оптимизации. При оптимизации структуры или же управления в синтезируемой логистической системе транспорта нужно согласование локальных целей функционирования составляющих системы для заслуги массового оптимума;

г) принцип логистической координации и интеграции подразумевает достижение слаженного, интегрального взаимодействия всех звеньев логистической системы транспорта в управлении логистическими потоками при осуществлении целенаправленной функции;

д) принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна стабильно работать при разрешенных отклонениях параметров условий внешней среды. При значимых колебаниях стохастических условий внешней среды, логистическая система должна приспосабливаться к ним, изменяя план функционирования, параметры и аспекты оптимизации;

е) принцип единого управления качеством - обеспечение стабильности функционирования и повышение свойства работы каждого элемента логистической системы транспорта с целью предоставления высокого уровня качества предоставляемых услуг.

Использование логистических принципов при выполнении пассажирских перевозок, связанных с разработкой и поиском более совершенных и новых методов управления, организацией оптимального процесса перевозки, внедрением и сертификацией систем качества в соответствии с международными стандартами, способствует не только оптимизации перевозочного процесса, снижению уровня потерь, а также к повышению качества транспортного сервиса. Качество рассматривается как поток, функционирующий в заданных границах, а потоки различных видов (материальные, информационные, финансовые) являются объектом логистики. С другой стороны, реализация различных взаимоотношений (потребителей, поставщиков и др.) позволяет обосновывать общие процессы формирования качества и логистики.

В отличие от производства, связанного с изготовлением материальных благ в вещественной форме, транспорт создаёт услугу, основными свойствами которой являются нематериальность, неделимость, несохраняемость, неравномерность во времени и т.д. Так, по мнению кандидата экономических наук, В.И. Гиссина, «во-первых, качество является не только экономической категорией, но и категорией логистики, так как оно определяет динамику и интенсивность пассажиропотока; во-вторых, логистическая концепция качества предусматривает, с одной стороны, применение принципов и методов логистики для управления качеством, а с другой - формирование логистической системы соответствующей организации и адекватные управляющие воздействия на качество как объект управления». [2]

Таким образом, опираясь на характерные свойства услуги, можно сделать вывод, что мы не можем оценить её с точки зрения качественных характеристик до момента получения. Исходя из этого качество услуги -это оценка процесса обслуживания с точки зрения способности организации выполнять те функции и задачи, которые от неё ожидает клиент.

На транспортном рынке пассажирских перевозок услуги предоставляются автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Исходя из этого пассажир, руководствуясь своими возможностями, целями и т.д., отдает предпочтение определенному виду транспорта. И как показывает практика, приоритет пассажир отдает именно уровню качества транспортной услуги, оттесняя на второй план экономические критерии. В обстоятельствах усиливающейся межвидовой конкуренции организации, специализирующиеся на пассажирских перевозках проводят исследования в сфере уровня качества предоставляемых услуг, основываясь на действующих методах оценки качества, которые строятся, как правило, на выборе системы показателей, носящих объективный и субъективный характер.

Следует подчеркнуть, что субъективный характер, это восприятие клиентом качества транспортного обслуживания, поскольку в его сознании происходит формирование чувственного образа различий между ожидаемым и фактически полученным уровнем качества с последующим перерастанием этого образа (сквозь восприятие и оценку основных свойств полученного обслуживания) в соответственный эмоциональный настрой по отношению к перевозочному процессу. Вместе с тем, выделяют сильный положительный настрой который характеризуется высокой степенью удовлетворённости (высокий уровень качества) и сильный отрицательный настрой - высокая степень неудовлетворённости (низкий уровень качества). Сопоставление ожидаемого и фактического уровня качества является проявлением субъективности.

Для определения объективной характеристики качества транспортного обслуживания населения существует система показателей, установленная государственным Стандартом Российской Федерации. Данный стандарт определяет номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок: информационный, комфортность, скорость, своевременность, сохранность багажа, безопасность, надежность функционирования транспортных средств, профессиональная пригодность исполнителей транспортных услуг. Представленные в Стандарте показатели можно условно разделить на две группы: в первую входят те, которые, определяют уровень качества обслуживания со стороны организации, вторая же, представлена показателями, которыми руководствуется клиент при оценке уровня обслуживания.

Так, для организации, главной целью которой является получение прибыли и минимизация издержек, соответственно, приоритетными являются следующие показатели - скорость, своевременность, сохранность багажа, безопасность, так как любое изменение в них может повлиять на увеличение дополнительных затрат для организации.

Что же касается пассажиров, то их выбор основывается на таких показателях качества как своевременность и информированность. Исходя из предпочтения одного показателя другому, клиент выбирает определенный вид транспорта.

На наш взгляд, при оценке уровня качества транспортной услуги необходимо объединение взглядов и приоритетов так как в условиях развитой конкурирующей среды каждая организация должна оценивать качество с позиции удовлетворения потребностей клиента, при этом основываясь на показателях, которые, по нашему мнению, должны строиться, в целях повышения эффективности деятельности и удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг, в том числе на принципах логистики среди которых оптимизация маршрутной сети; комплексность транспортного обслуживания; наличие дополнительных услуг и пр.

Основная идея логистизации качества позволяет оперативно реагировать на своевременно идентифицируемые несоответствия и вносить коррективы в перевозочный процесс, тем самым повышая конкурентоспособность компании и уровень обслуживания клиентов.

В рамках данной работы автором был изучен зарубежный опыт организации системы пассажирских перевозок и определены основные принципы ее построения. Так на основании проведенного исследования автором были выделены следующие основные модели - Азиатская, Американская, Европейская.

Азиатская модель организации системы пассажирских перевозок

В качестве примера автором описан опыт Китайской народной республики и Индии. Обе страны с большой площадью и высокой численностью населения. Высокая плотность населения в одном районе страны и менее заселённые области в других районах привели к неравномерности развития сегмента пассажирских перевозок. Транспортная система данных стран построена на принципе разделения ответственности по видам транспорта, в связи с этим отсутствует связь между разными видами транспорта, что не позволяет в полной мере обеспечить транспортное обслуживание территорий. Для решения данных проблем обе страны продвигают реформу в сфере транспорта, ориентированную на строительство комплексной транспортной системы, путём создания транспортного Министерства. Укрепление связи разных видов транспорта обеспечит рост спроса на комплексные транспортные услуги, развитию транспортной инфраструктуры бедных районов и повышение доступности далёких районов. Так же, в странах данной модели используется перекрёстное субсидирование (субсидирование пассажирских перевозок за счёт доходов от грузовых). В связи с этим транспортная система полностью зависит от государства, что исключает возможность развития конкуренции и деятельности других перевозчиков.

Ряд инвестиций в сегмент пассажирских перевозок ведёт к стабильному совершенствованию и повышению удовлетворённости клиентов. Это обеспечивается за счёт установления стандартов чистоты, наряду с постоянным контролем ее соблюдения; благоустройства станций; установки биотуалетов в поездах; возможности покупки билетов онлайн; использования социальной медиа-платформы, что позволит клиентам получить быструю

и общедоступную обратную связь от министерства; установки видеонаблюдения на крупных станциях и разработки национального телефона доверия. [4]

Американская модель организации системы пассажирских перевозок

Формирование пассажирских перевозок в Соединённых Штатах Америки строится на принципе интеграции, так как развитие происходит за счёт формирования региональных логистических центров, координирующих работу разных видов транспорта. При этом гарантируются равновыгодные условия деятельности всем элементам системы общественного транспорта различных форм собственности. Ещё одним направлением развития транспортной системы США является создание информационно-управляющего канала системы общественного транспорта, способствующего эффективному распределению транспортных услуг на маршрутной сети.

Интермодальная транспортная система Соединённых Штатов Америки существенно влияет на развитие экономики страны, так как около пятидесяти процентов населённых пунктов зависят только от железнодорожного транспорта или автомобильного, следовательно - комбинированная перевозка позволяет повысить транспортную мобильность населения посредством использования нескольких видов транспорта и тем самым обеспечить перевозки на те территории, которые имеют низкие показатели транспортной обеспеченности и доступности. [5]

Европейская модель организации системы пассажирских перевозок

В качестве примера автором рассмотрены Германия, Швеция и Норвегия, так как транспортные системы данных стран признаны самыми эффективными в мире. Транспортная система данной модели построена на принципе разделения зон ответственности за объёмы, качество и конкретные формы организации пассажирских перевозок по федеральным землям. Согласно данному принципу, федеральные земли должны выступать в качестве заказчиков перевозок и финансировать убытки компаний. Для этого представители земель создают специальные учреждения - транспортные администрации, в задачи которых входит проведение конкурсных процедур, заключение договоров с перевозчиками. Кроме того, земли вправе принимать собственные законы в части урегулирования сегмента пассажирских перевозок. У этой модели есть большое преимущество: она позволяет перевозчикам и транспортным администрациям расширить горизонт планирования, способствует заключению долгосрочных договоров на транспортное обслуживание и усилению переговорных позиций при обсуждении возможности использования заёмного финансирования для обновления парка подвижного состава. Транспортная инфраструктура стран данной модели отличается исключительно отличным качеством и высокой пропускной способностью, что позволяет использовать принцип открытости. Транспортные сети не только обслуживают внутренние потребности экономики, но и обеспечивают связь с соседними странами. Важной особенностью данных стран является открытие инфраструктуры для пользования сторонним организациям - иностранным компаниям. [6]

Также в рамках изучения зарубежного опыт автором выделены показатели качества, характеризующие выделенные модели организации пассажирских перевозок (табл. 1).

Таким образом, практика формирования сегмента пассажирских перевозок в ведущих странах мира направлена на повышение качества и надёжности обслуживания пассажиров, уменьшение логистических издержек в сфере создания и реализации транспортных услуг. Как результат, возможности выбора видов транспорта в условиях современного мира должны быть ориентированы на клиента, именно это позволит заинтересовать пассажира в транспортной услуге.

Таблица 1 - Показатели качества, характеризующие выделенные модели организации

пассажирских перевозок

Модель Показатели качества

Азиатская • комплексность транспортного обслуживания; • использование научно - технических инноваций; • транспортная обеспеченность территории; • интервал движения; • продолжительность поездки

Американская • комплексность транспортного обслуживания; • частота рейсов; • время ожидания; • продолжительность обслуживания; • надёжность; • близость остановочных пунктов к начальной и конечной точкам маршрута; • уровень загруженности пассажирских транспортных средств; • стоимость проезда; • безопасность вождения

Европейская • транспортная обеспеченность территории; • комплексность транспортного обслуживания; • информирование о расписании и движении; • время планирования поездки и её осуществления; • клиентоориентированность; • комфорт; • безопасность; • воздействие на окружающую среду

В рамках данной работы автором был проведен опрос потенциальных потребителей транспортных услуг. Основная цель проведенного исследования заключалась в определении уровня удовлетворенностью потребителей транспортной услугой и выявлении факторов, влияющих на данный уровень, и предпочтений клиентов.

Также при проведении опроса автором была определена значимость каждого ключевого фактора, влияющего на свободный показатель удовлетворённости, а также выявлены проблемы определяющие низкое качество предоставляемых услуг.

Так, на вопрос об уровне качестве предоставляемых услуг более 30 % опрошенных респондентов оценили уровень «неудовлетворительно». Более 54 % пассажиров, принявших участие в опросе, оценили уровень комфорта в салоне транспортного средства как неудовлетворительный (рис.1).

_53,4_

46,6

Удовлетворительно Неудовлетворительно

Рисунок 1 - Результаты вопроса об уровне комфорта в салоне поезда, %

Причины: устаревший парк транспортных средств, неудобные посадочные места, недостаточно чисто в салоне и пр.

По причине того, что уровень комфорта зависит в первую очередь от степени удовлетворения потребностей клиентов, как результат росту комфортности препятствует, прежде всего, низкий контроль над принятыми стандартами обслуживания.

Другим немаловажным показателем, влияющим на удовлетворенность и, тем самым, на уровень качества предоставляемых услуг, является «Регулярность», которая характеризуется удобством расписания и интервалом движения транспортных средств (рис. 2).

67,4

32,6

62.5

37,5

Удовлетворительно Неудовлетворительно Расписание движения поездов

Удовлетворительно Неудовлетворительно

Интервал движения поездов

Рисунок 2 - Результаты вопроса о расписании и интервале движения поездов, %

Так, из общего количества опрошенных респондентов удобством расписания и интервалом движения не удовлетворены 32,6 % и 37,5% пассажиров соответственно.

Рассогласованность между видами транспорта особенно на междугородних маршрутах, ошибки в составлении расписания и, тем самым, отклонения между интервалами движения транспортных средств приводят к нерегулярности движения, перегруженности и недозагруженности маршрутов и других.

Помимо вопросов, связанных с комфортом, в рамках исследования были заданы вопросы, касающиеся организации маршрутов (рис.3).

58,3

41,7

Удовлетворительно Неудовлетворительно

Рисунок 3 - Результаты вопроса о возможности добраться до конечного пункта

на одном виде транспорта, %

Так, 58,3 % опрошенных респондентов не имеют возможности добраться до конечного пункта следования на одном виде транспорта. Как результат, отсутствие беспересадочных маршрутов до конечной точки следования вызывает дискомфорт у пассажиров и приводит к оттоку клиентов на альтернативные виды транспорта. Соответственно, возможность выбора транспорта в условиях современного мира должна быть ориентирована на потенциального пассажира, что позволит заинтересовать его в транспортной услуге. Одним из вариантов решений, направленных на повышение показателей «Регулярность» и «Комплексность транспортного обслуживания», как было отмечено выше, является логистизация пассажирских перевозок посредством применения современных перевозочных технологий, в частности организация интермодальных перевозок.

В ходе данного исследования нами было проведён опрос на выявление значимых для пассажиров качественных характеристик транспортного обслуживания. Результаты опроса показаны на рисунке 4.

Стоимость билета Частота отправления ТС Объём дополнительных услуг Скорость Комфортабельность Время на оформление билета График отправлений и прибытий

I 3,5

: 5,6

: 11,5

: 16,7

И 17,7

: 21,7

=] 23,3

Рисунок 4 - Результаты опроса пассажиров, %

Эти данные свидетельствуют о том, что первостепенное значение для пассажиров имеет своевременность отправления и прибытия транспортных средств (23,3%), а также время, затрачиваемое на приобретение билета (21,7%), остальным характеристикам пассажиры придавали меньшее значение.

В настоящее время взаимодействие пассажирских перевозчиков в пределах ДВФО можно представить в виде модели с социально - экономическими и управляющими плоскостями. Так, на маршрутной сети в одном и том же направлении функционируют два перевозчика, что вызывает конфликт взаимодействия перевозчиков в плоскости маршрутной сети. Дублирование маршрутов разных перевозчиков вызывает снижение наполняемости транспортных средств, а, следовательно, и доходность перевозчиков. Отсюда возникает потребность в согласованной работе разных видов транспорта на основе логистического подхода.

Автором данной работы предложен вариант взаимодействия субъектов пассажирских перевозок в рамках которого междугородний рейс А-В-С одного из перевозчиков заменяется на два рейса АВ, DB (автомобильный транспорт) и ВС (железнодорожный транспорт). Пункт В является пунктом пересадки пассажиров. Таким образом, в пункте В происходит суммирование пассажиропотоков, которое позволяет увеличить доходность перевозочной деятельности железнодорожного перевозчика (рис. 5).

Рисунок 5 - Схема перераспределения маршрутов при реализации предложенной модели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительный экономический эффект достигается также за счёт ускорения времени оборота транспортного средства, и, как следствие, сокращения числа потребных транспортных единиц. Высвобождение производственных мощностей позволит перевозчикам оказывать услуги на внешнем рынке. Улучшение качественных и количественных показателей работы транспортных средств перевозчиков позволяет сделать вывод о наличии дополнительного системного экономического эффекта от совместной деятельности, который обусловлен изменением свойств элементов, составляющих систему взаимодействия.

В зарубежной практике чаще всего встречается обозначение - intermodal (интермодальные). В отечественных публикациях данные термины используются одновременно, а зачастую одно заменяется другим, это происходит по причине смешения русского и латинского обозначений видов перевозки (смешанные перевозки в иностранных источниках записываются как combine (комбинированные)).

С.П. Вакуленко и Е.В. Копылова трактуют интермодальную перевозку в пассажирском сообщении, «как перевозку пассажиров на отдельно взятом направлении транспортными средствами одного или нескольких перевозчиков на основе логистических принципов по единому проездному документу и под ответственностью одного перевозчика». [7]

В иностранной литературе интермодальные перевозки определяются как система с использованием двух или более транспортных средств для перевозки пассажиров от пункта отправления до пункта назначения с принятием ответственности за весь процесс по единому документу (Intermodal Freight Transportation).

Следует подчеркнуть, что главное обстоятельство, которое создает условия дляэффективного функционирования, это создание единой системы обслуживания пассажиров, обусловливающее взаимодействие отдельных перевозчиков (элементов системы) в результате объединения. У каждого элемента системы возможны изменения (изменение маршрутной сети, расписания движения, типа эксплуатируемых транспортных средств отдельных видов транспорта) которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими её элементами (видами транспорта). Следовательно, место перевозчика и/или вида транспорта в логистической системе пассажирских перевозок зависит от эксплуатационных параметров и характеристик транспортных средств, инфраструктуры, и определяется прогнозными данными о параметрах обслуживаемого пассажиропотока.

На наш взгляд, принцип мобильности и вариативности услуг - дает возможность транспортной организации охватить большую часть рынка транспортных услуг, а потенциальным клиентам предоставляет возможность выбора, наиболее подходящего для них способа удовлетворения потребностей в перевозке. Из этого следует, что необходимо создавать большую вариативность интермодальных пассажирских перевозок на каждом маршруте, различающихся по потребительским характеристикам (стоимость, качество и т.д.).

Интегральным показателем качества, характеризующим комплексность транспортной услуги интермодальной пассажирской перевозки, является принцип комплексности, который подразумевает интегративное развитие всех элементов логистической системы.

Вследствие создания интермодальной транспортной системы можно достичь более чёткого и наиболее полного взаимодействия видов транспорта в сегменте пассажирских перевозок по согласованным расписаниям с минимальным нахождением пассажиров в пунктах пересадки, надёжности перевозки, хорошей информированности пассажиров, унификации проездных документов.

Реализация принципа комплексности в рамках интермодальной перевозки возможна посредством: использования единого перевозочного документа, позволяющего пользоваться всеми видами транспорта, входящими в логистическую цепочку; синхронизации расписания всех участников логистической цепочки как единой системы с учётом времени, необходимого пассажиру для пересадки с одного вида транспорта на другой; обеспечения взаимных расчётов и распределение выручки от оказания комплексной интермодальной услуги; использования информационных систем продаж билетов и увеличение доли продаж через и интернет, используя механизм электронного билета и электронной регистрации; продвижения интермодальной услуги и совместный маркетинг; формирования соглашений об обслуживании пассажиров в случае разрыва логистической цепочки (например, задержка/отмена рейса).

На наш взгляд, при создании интермодальной транспортной системы можно достичь чёткого и наиболее полного взаимодействия видов транспорта по согласованным расписаниям с минимальным нахождением пассажиров в пунктах пересадок, надёжности перевозки, хорошей информированности пассажиров, унификации проездных документов.

В рамках реализации проекта автором предлагается организация интермодальных перевозок на территории ДВФО, посредством привлечения автомобильного транспорта к работе на маршрутах, которая может осуществляться посредством заключения договоров о совместной работе с транспортной компанией для организации автобусных маршрутов между станциями отправления/прибытия и населёнными пунктами, находящимися на удалении от инфраструктура железнодорожного транспорта.

При реализации предложенной модели становятся очевидными преимущества для пассажиров. Так, в данной работе автором выделены критерии качества транспортного обслуживания пассажиров и определены преимущества для основного участника перевозки - пассажира (табл.2).

Таблица 2 - Критерии качества транспортного обслуживания при организации

интермодальной перевозки

Критерии качества Преимущества для пассажиров

Минимальное время ожидания транспортных средств в пунктах пересадки Сокращение общей продолжительности поездки пассажира за счёт сокращения времени нахождения его в пунктах пересадки

Надёжность Для пассажиров выражается в уверенности совершить поездку в нужное время с нужной скоростью.

Адресность назначаемых маршрутов следования и оказываемых услуг Адресный график движения позволяет гибко отменять и назначить нитки пассажирских поездов дальнего следования и рейсы автомобильного транспорта в зависимости от меняющегося режима труда и отдыха выделенных сегментов по отдельным периодам времени и сезонам года

Удобное время прибытия и отправления видов транспорта по начально-конечным пунктам (станциям) участка и по станциям с большим объёмом посадки-высадки пассажиров Это актуально при пересадке пассажира на другой вид транспорта

Учитывая низкий уровень транспортной обеспеченности и доступности практически по всей территории Дальнего Востока РФ, использование автомобильного транспорта в качестве подвозящего/вывозящего вида транспорта становится безальтернативным.

Основным условием организации интермодальной перевозки посредством привлечения двух видов транспорта - железнодорожного и автомобильного (автобусное сообщение), является наличие устойчивого пассажиропотока между населённым пунктом.

В рамках данной работы автором предлагаются основные целевые показатели, которые должны быть достигнуты при организации интермодальных перевозок (табл. 3).

Соблюдение всех целевых параметров реализации интермодальных перевозок обеспечит комплексное улучшение уровня качества предоставляемых услуг на всех этапах перевозки.

Таблица 3 - Целевые показатели реализации интермодальных перевозок

Целевые параметры Целевые показатели

Сервис Наличие различных классов обслуживания

Надёжность Гарантированное выполнение перевозки; регулярность перевозки

Доступность Многообразие каналов продаж билетов; информационное обеспечение интермодальных перевозок

Комфорт Удобство пассажира в процессе перевозки

Применение интермодальной модели позволит обеспечить более результативное взаимодействие видов транспорта в сегменте пассажирских перевозок, координацию движения транспортных средств по видам транспортам в рамках согласованного расписания, надёжности перевозки, высокий уровень информированности пассажиров, унификации проездных документов. Совершенно очевидно, что все выше перечисленное будет способствовать повышению качества обслуживания пассажиров. Вместе с тем, реализация данных направлений, основанных на принципах логистики, даст возможность: гармонизовать внутренние процессы компании, интенсифицировать деятельность; увеличить круг потребителей, укрепить свои позиции на рынке транспортных услуг, обслуживание пассажиров поднять на более высокий уровень, создать деловую репутацию, которая позволит отличить компанию от конкурентов, тем самым повышая конкурентоспособность в условиях жёсткой конкуренции на рынке.

Источники:

1. Носов, А.Л. Показатели оценки качества транспортного обслуживания пассажиров [Текст] / А.Л. Носов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12. - с.1 - 5.

2. Гиссин, В.И. Управление качеством (2-е издание). - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов-н/Д: Издательский центр "МарТ", 2003. - 400 с.

3. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества [Текст]. введ с 01.01.1997. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. - 5 с.

4. Аникеева - Науменко, Л.О. Анализ опыта Китайской народной республики в осуществлении высокоскоростных перевозок. Формирование предложений по повышению качества транспортного обслуживания пассажиров при высокоскоростных перевозках для российских компаний [Текст] / Л.О. Аникеева - Науменко // Transport business in Russia. - 2017. - №5. - с. 14 - 16.

5. Ширяев, С.А. Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания населения и возможности его использования в России [Текст] / С.А. Ширяев, О.С. Кодиленко, А.С. Кодиленко // Международный научный журнал: Молодой учёный. -2016. -№7. - с. 218 - 221.

6. Шагимуратова, А.А. Роль железнодорожного транспорта в формировании системы транспортно-пересадочных узлов на примере Германии [Текст] / А.А. Шагимуратова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - №2. -с. 1 - 16.

7. Вакуленко, С.П. Логистика пассажирских перевозок: особенности и основные понятия [Текст] / С.П. Вакуленко, Е.В. Копылова // Мир транспорта. - 2015. - №3. - с. 32 - 36. References:

1. Nosov, A.L. Indicators for assessing the quality of transport services for passengers [Text] / A.L. Nosov // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2016. - No. 12. - p. 1 - 5.

2. Gissin and V.I. Quality management (2nd edition). - M .: ICC "Mart", Rostov-n / D: Publishing center "Mart", 2003. - 400 p.

3. GOST R 51004-96. Transport services. Passenger Transportation. Nomenclature of quality indicators [Text]. entered from 01.01.1997. - M .: IPK Publishing house of standards, 1997. - 5 p.

4. Anikeeva - Naumenko, L.O. Analysis of the experience of the People's Republic of China in the implementation of highspeed transportation. Formation of proposals for improving the quality of transport services for passengers in high-speed transportation for Russian companies [Text] / L.O. Anikeeva - Naumenko // Transport business in Russia. - 2017. - No. 5. -from. 14 - 16.

5. Shiryaev, S.A. Foreign experience of organizing transport services for the population and the possibility of its use in Russia [Text] / S.A. Shiryaev, O.S. Kodilenko, A.S. Kodilenko // International scientific journal: Young scientist. -2016. -№7. -from. 218 - 221.

6. Shagimuratova, A.A. The role of railway transport in the formation of a system of transport interchange hubs on the example of Germany [Text] / A.A. Shagimuratova // "Science" Internet magazine. - 2016. - No. 2. - from. 1 - 16.

7. Vakulenko, S.P. Logistics of passenger transportation: features and basic concepts [Text] / S.P. Vakulenko, E.V. Kopylova // World of Transport. - 2015. - No. 3. - from. 32 - 36.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10591

Е.А. Белова - к.с.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, belka11960@yandex.ru

E. A. Belova - Ph. D., associate Professor of the Department Operation of motor transport of the «Pacific National University», belka11960@yandex.ru

С.А. Чернявская - к.с.н., доцент кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, S.A.Chern@mail.ru

S.A. Chernyavskaya - Ph. D., associate Professor of the Department of Social and cultural service and tourism of the «Pacific National University», S.A.Chern@mail.ru

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF THE «ACCESSIBLE ENVIRONMENT» PROJECT»

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что абсолютная и относительная численность людей с ограниченными возможностями увеличивается и возникает необходимость создания условий, обеспечивающих мобильность данной группе. Государство как гарант социального благополучия граждан, берет на себя обязательства по поддержке маломобильных групп населения. В данной работе рассмотрены существующие группы граждан, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении необходимой информации и ориентации в пространстве. При пользовании объектами инфраструктуры маломобильные граждане сталкиваются с различного рода барьерами, которые либо являются труднопреодолимыми или вообще непреодолимыми. В рамках данной статьи авторами рассмотрены и систематизированы барьеры с которыми сталкиваются маломобильные группы населения и уточнены их понятия. Изучив передовой зарубежный и российский опыт реализации проектов, направленных на повышение уровня комфортности маломобильных групп населения, в рамках данной работы авторами предложен алгоритм формирования доступной среды для лиц испытывающими разного рода ограничения.

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that the absolute and relative number of people with disabilities is increasing and there is a need to create conditions that ensure mobility for this group. The state, as a guarantor of social well-being of citizens, undertakes to support low-mobility groups of the population. This paper examines the existing groups of citizens who have difficulties in independent movement, obtaining the necessary information and orientation in space. When using infrastructure facilities, people with limited mobility face various kinds of barriers, which are either difficult to overcome or even insurmountable. In this article, the authors consider and systematize the barriers faced by low-mobility groups of the population and clarify their concepts. Having studied the best foreign and Russian experience in implementing projects aimed at improving the comfort level of people with limited mobility.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, маломобильные группы населения, инвалиды, доступная среда, барьеры, инфраструктура.

Key words: people with disabilities, people with limited mobility, people with disabilities, accessible environment, barriers, infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.