Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НАГЛЯДНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / СКРИПТ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лев Яков Борисович, Яскина Ольга Александровна

В статье обоснована эффективность применения приемов визуализации информации для формирования естественнонаучной грамотности у студентов. Комплексное и систематическое использование приемов визуализации информации позволит осуществить активизацию познавательного интереса, познавательной активности и будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лев Яков Борисович, Яскина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION VISUALIZATION TECHNIQUES AS A MEANS OF NATURAL SCIENCE LITERACY FORMATION

The article substantiates the effectiveness of the use of information visualization techniques for the formation of natural science literacy among students. The complex and systematic use of information visualization techniques will allow for the activation of cognitive interest, cognitive activity and will contribute to the formation of students' natural science literacy.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Все это требует совмещения практико-ориентированного подхода и углубленного изучения теоретического массива информации, определяющего наличие знаний о методах решения конфликтов, о методах выявления негативных социальных явлений. На наш взгляд, в данном случае, потенциал у системы образования, выстроенной вокруг компетенций будущих выпускников, значительный. Данная наша позиция совпадает с позицией отечественных исследователей, настаивающих на необходимости пересмотра образовательного процесса при обучении педагогов. Так, например, можно обратить внимание на разработанную Р.Н. Грошевой модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения [3]. Карту компетенций будущего педагога, определяющую возможность работы с подростками девиантного поведения предложила в своем исследовании О.С. Рыжова [7]. Между тем, мы видим, что законодатель, устанавливая компетенции, которые будут лежать в основе подготовки будущих педагогов, и которые будут реализованы в процессе обучения бакалавров и магистров педагогики не уделяет достаточного внимания конкретно вопросу подготовки к работе с детьми и подростками девиантного поведения.

Результаты проведенного исследования доказывают, что роль педагога в современном образовательном процессе достаточно велика. Педагог, как мы видим, в сложившихся условиях, является не просто учителем, но и при определенных условиях, - воспитателем. И как мы видим, в условиях работы с девиантными подростками, педагог как раз реализует функции воспитателя, формируя определенные социальные установки, преодолевая трудности, связанные с асоциальным поведением.

Полученные нами результаты указывают на то обстоятельство, что необходимо совершенствование системы подготовки будущих педагогов, органичное сочетание теоретической подготовки и развития практико-ориентированных умений и навыков, формирование первичного опыта работы в сложных педагогических условиях. Безусловно, реализуемый сегодня в образовательном процессе компетентностный подход отвечает этой задаче. Однако, ограничения, связанные с программой обучения, временные ограничения и целый ряд иных ограничений, могут просто не позволить реализовать важную и актуальную для современной педагогики задачу подготовки будущих педагогов к работе с подростками и детьми девиантного поведения.

Литература:

1. Vorobyeva Irina V., Kruzhkova Olga V., Krivoshchekova Marina S. The genesis of vandalism: from childhood to adolescence // Psychology in Russia. - 2015. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/the-genesis-of-vandalism-from-childhood-to-adolescence (дата обращения: 15.10.2021).

2. Гонеев А.Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - №2(50). - С. 113-118.

3. Грошева, Р.Н. Модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 253-259.

4. Емец М.С. Готовность будущего педагога профессионального обучения к работе с подростками девиантного поведения. URL: http://www.rusnauka.com/9_NND_2014/Pedagogica/2_164770.doc.htm (дата обращения: 15.10.2021).

5. Карпова Т.В. Модель деонтологического поведения как основа формирования личности будущего педагога // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - №93 (33). - С. 160-163.

6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz6gyWlEG0P (дата обращения 13.02.2021) - (дата обращения: 15.10.2021).

7. Рыжова О.С. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Евразийский союз ученых. - №7-4. - 2015. - С. 117-120.

8. Соснина, Н.Ф. Самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов на раннем этапе обучения в педагогическом вузе как средство формирования готовности к работе учителя // Совершенствование методики преподавания как условия модернизации высшего профессионального образования материалы межвузовской научно-практической конференции. - Пятигорск. - 2005. - С. 112-115.

Педагогика

УДК 37.013

доцент Лев Яков Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); аспирант Яскина Ольга Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Московский государственный областной университет» (г. Москва)

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В статье обоснована эффективность применения приемов визуализации информации для формирования естественнонаучной грамотности у студентов. Комплексное и систематическое использование приемов визуализации информации позволит осуществить активизацию познавательного интереса, познавательной активности и будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности студентов.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, наглядность, визуализация, интеллект-карта, скрипт, технология. Annotation. The article substantiates the effectiveness of the use of information visualization techniques for the formation of natural science literacy among students. The complex and systematic use of information visualization techniques will allow for the activation of cognitive interest, cognitive activity and will contribute to the formation of students' natural science literacy. Keywords: natural science literacy, visibility, visualization, mind map, script, technology.

Введение. Важным на биологических дисциплинах является не просто увеличение объема знаний обучающегося, а приобретение им разностороннего опыта деятельности. Задачей педагога является организация процесса повышения грамотности, составляющих основу в формировании естественнонаучной грамотности у студентов. Актуальность данной статьи определена тем, что теория и практика применения системы современных приемов визуализации информации изучена достаточно, тем не менее, на практике педагоги затрудняются применять приемы визуализации информации в аспекте формирования естественнонаучной грамотности у студентов. Следовательно, возникает противоречие между

необходимостью формирования естественнонаучной грамотности у студентов и неразработанностью методического обеспечения системы современных приемов визуализации информации на занятиях по биологии.

Изложение основного материала статьи. Одним из способов, с помощью которого можно замотивировать учащихся на образовательный процесс является включение в работу современных занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, научных фантастов, связанных с жизнедеятельностью организмов, часто обсуждаемых проблем, о которых они обычно читают в интернете. Повлиять на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся можно с помощью учебного материала, например, новое содержание всегда вызывает интерес обучающихся, стимул узнать больше побуждает к изучению предмета. Наиболее важными состояниями человека, являются неожиданность, озадаченность, удивление, сопровождающие процесс его активной ориентировки. Новизна - это стимул, который возбуждает эти состояния, несет ученику пользу и положительные эмоции. Новые факты несут сведения, о которых многие обучающиеся даже не могут подозревать.

Использование для повышения естественнонаучной грамотности разнообразных средств и приемов обучения невозможно без учета индивидуальных особенностей обучающихся [1].

Условия обновленного содержания образования требуют внедрения новых современных технологий, методов, приемов, форм работы и средств обучения, которые направлены на формирование естественнонаучной грамотности студентов.

Система учебных методов и приемов, сопровождающая учебный процесс, участвует в создании образовательной среды, построении определенного объективного мира, а с другой, помогает в его анализе и познании [4].

Важными средствами, используемыми при формировании естественнонаучной грамотности, являются применение в процессе обучения современных инновационных технологий, знаково-символических средств, демонстраций новизны исследуемого материала, используя внутри- и межпредметные связи в образовательном процессе.

Одним из эффективных приемов формирования естественнонаучной грамотности учащихся является прием визуализации информации. Разумное использование наглядных средств обучения способствует повышению познавательного интереса [3].

Специфика методики преподавания предмета «биология» основана на использовании принципа наглядности, именно это повлияло на выбор технологий. Сущность принципа визуализации заключается в использовании средств, методов приемов и технологий, которые в процессе обучения способны сформировать у обучающихся умение и навыки для облегченного усвоения учебного материала [2].

При работе с наглядными компонентами необходимо соблюдать ряд дидактических условий, таких как: осуществлять выбор средств обучения, технологий и приемов обучения с учетом психофизических и возрастных особенностей обучающихся, использовать наглядность в меру или на определенных этапах занятия; выделять сначала ключевую мысль, а только потом второстепенные; согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием изучаемого материала; привлекать обучающихся к нахождению и анализу изучаемого материала в наглядной модели; рациональное использование форм, методов и приемов в учебном материале [4].

Можно выделить три этапа формирования понятий с помощью наглядных средств. На первом этапе происходит воздействие с помощью наглядных средств на органы чувств. На втором этапе осуществляется опыт и остаточные знания о предмете, самостоятельный анализ информации синтез наблюдений, знаний, заложенных ранее, формируются у обучающихся предметные действия, посредством которых они могут в учебном материале выявлять связи изучаемых объектов, а зачем изучать их свойства. Использование знаково-символических средств, опорных сигналов, интеллект-карт, таблиц, графических конспектов, кластеров, схем, рисунков, текстов является важнейшим познавательным универсальным учебным действием у студентов, активизирует умственную деятельность учащихся, играет огромную роль в формировании понятий, а также развивает инициативу и самостоятельность [8, С. 71]. Третий этап приводит к формированию эмпирических понятий.

Под визуализацией мы будем понимать такую систему знаково-символических средств, способствующую более глубокому пониманию объемного материала и обеспечивающую удобное восприятие посредством наглядности. Используя приемы визуализации, можно наблюдать познавательный процесс, видеть ошибки мышления и организовывать управление познавательной деятельностью каждого студента таким образом, чтобы в конечном итоге в его сознании сформировалась адекватная система понятий. К таким приемам можно отнести таблицы, графики, схемы, диаграммы, рисунки и презентации, интеллект-карты, инфографика, скрайбинг, скрипты [3].

Приемы визуализации информации могут повысить результативность естественнонаучной грамотности учащихся на занятиях по биологии.

Чтобы выявить, сформировать и внедрить дидактические условия, способствующие, формированию естественнонаучный грамотности у студентов была проведена опытно-практическая работа, которая включала в себя определенные этапы.

На первом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, который заключался в определении у студентов уровня активизации деятельности, а также установлении характера мотивации учебного процесса, уровня активности и самостоятельности учащихся.

Полученные результаты были учтены при выборе педагогических технологий.

На втором этапе работы были разработаны и применены приемы визуализации информации на занятиях по биологии. Предположено, что включение в обучение технологии визуализации, будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности у студентов.

На третьем этапе работы (контрольный эксперимент) осуществлялась диагностика уровня сформированности естественнонаучной грамотности у студентов.

С целью формирования естественнонаучной грамотности студентов проводилась серия занятий по биологии. Дидактические условия, которые использовались при разработке дисциплины - это внедрение в содержательный процесс приемов визуализации информации, которые, способствуют формированию естественнонаучной грамотности студентов.

При формировании естественнонаучной грамотности студентов, важной формируемой компетенцией при работе с информацией является ее преобразование, через опорные сигналы, знаковую систему, таблицы, графики, диаграммы, что позволяет активировать мыслительную деятельность, которая помогает прочному запоминанию изучаемого материала, его систематизации, установлению причинно-следственных связей, обобщению, формулированию выводов.

Главные достоинства - краткость, наглядность, доступность, минимум текстовой информации расположенной в логическом порядке, понятные ассоциации, оптимальное цветовое решение, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Для формирования естественнонаучной грамотности нами использовались следующие приемы визуализации.

Таблица - удобный способ представления информации в виде структурирования или распределения данных по однотипным строкам и столбцам.

График - это один из видов диаграмм, изображенных при помощи кривых, дающих наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой.

Схема - это графический способ изложения какой-либо информации, с помощью условных, знаково-символических обозначений.

Для актуализации знаний целесообразно использовать прием технологии развития критического мышления «Кольца Венна». Этот графический прием позволяет выявлять у обучающихся умение воспроизводить ранее изученный материал. «Кольца Венна» помогают выделить общее в двух или нескольких изучаемых объектах или явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знания по заявленной теме.

Для повышения интереса обучающихся, также используется прием «Интеллект-карта» - прием технологии развития критического мышления, который с помощью графических выражений, ассоциативных связей помогает эффективно проанализировать, структурировать изучаемую информацию, используя весь творческий потенциал учащихся. Интеллект-карта представляет собой сложную разветвленную структуру похожую на нейрон и строится на основе ассоциаций. На занятиях студенты с помощью компьютерной программы ConceptDraw Mindmap Professional составляют интеллект-карты, используя научные тексты, пояснения преподавателя, интернет в соответствии с уровнем своих знаний и креативностью. Все интеллект-карты получаются красивыми, яркими, насыщенными и информативными.

Разработанные интеллект-карты студентам можно использовать при закреплении изученного материала, тем самым создаются условия, при которых обучающиеся оценивают свою проделанную работу, выявляют свои пробелы в знаниях, осмысливают и ставят цель, что нужно изучить по данной теме, чтобы устранить эти пробелы. Использование приема «Интеллект-карта» улучшает у обучающихся память, развивает мышление, интеллект, познавательную активность и интерес, способствует проявлению творческих способностей, повышению мотивации, работоспособности. Благодаря использованию интеллект-карт на занятиях по биологии информация воспринимается более осознано, так как весь материал по изучаемой теме структурирован. При необходимости карта позволяет дополнять ее новой информацией.

Хорошо зарекомендовало себя внедрение в образовательный процесс наглядных, заранее заготовленных опорных схем, таблиц, кластеров, которые помогают в анализе и обобщении информации, ее легком поиске и усвоении, когда вся необходимая для изучения темы информация заносится в «скрипты».

«Скрипт» может включать задания в виде опорных рисунков, схем, кластеров, интеллект-карт, таблиц, диаграмм, графиков, что позволяет обучающимся в наглядной и структурированной форме легко усваивать объемный материал.

Предлагаемые студенту задания располагаются последовательно на чистом листе и требуют поиска логического решения. «Скрипт» разрабатывается педагогом заблаговременно. К схемам в «скрипте» нет пояснений, потому что он сам является опорным конспектом, в котором изучаемая информация располагается последовательно, лучше доработать материал, нежели потратить место на прописанное текстом задание.

Для определения динамики сформированности естественнонаучной грамотности у обучающихся, был проведен контрольный эксперимент. Целью данного эксперимента являлось интерпретация результатов и оценка эффективности применения приемов визуализации информации.

Результаты уровня активизации деятельности студентов на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень активизации деятельности у студентов при проведении занятий с использованием приемов

визуализации информации

Оценка Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Высокий уровень 23% 34%

Средний уровень 35% 38%

Низкий уровень 42% 28%

Из полученных результатов видно, что уровень активизации деятельности у студентов с использованием приемов визуализации информации на высоком и среднем уровне повысился.

Результаты определения уровня обученности студентов на констатирующем и формирующем этапах представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты уровня обученности студентов

Оценка Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Высокий уровень 17% 28%

Средний уровень 35% 42%

Низкий уровень 48% 30%

Результаты усвоения знаний и уровень обученности изменились в положительную сторону, количество студентов с низким уровнем уменьшилось, в то время как количество студентов с высоким и средним уровнем увеличилось, что говорит о положительной динамике в процессе применения приемов визуализации информации.

Студенты способны самостоятельно осваивать положения, раскрываемые на занятиях, легко переносят знания в новые ситуации, за короткое время достигают высокого уровня знаний и методов их получения, готовы к переходу на новые уровни умственного развития, выделять главное, существенное не сразу, а после выполнения необходимых упражнений, умеют видеть общее в частном; овладевая знаниями и способами действий.

Выводы. По результатам проведенного эксперимента с использованием приемов визуализации информации можно наблюдать позитивную тенденцию в формировании естественнонаучной грамотности студентов. Таким образом, приемы

визуализации информации повышают уровень знаний студентов на занятиях по биологии и способствуют формированию естественнонаучной грамотности.

Литература:

1. Арбузова Е.Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии / Е.Н. Арбузова // Биология в школе. - 2017. - № 3. - С. 23-35.

2. Арбузова Е.Н., Яскина О.А. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин» в магистратуре высшей бизнес-школы // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5, Т. 1. - С. 125-132.

3. Арбузова Е.Н. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по методике обучения биологии: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Арбузова Елена Николаевна. - Москва, 2015. - 46 с.

4. Арбузова Е.Н. Визуализация образовательного процесса по биологии средствами инфографики / Е.Н. Арбузова // Биология в школе. - 2017. - № 5. - С. 39-47.

Педагогика

УДК 37.011

доктор педагогических наук, доцент Лопанова Елена Валентиновна

ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (г. Омск);

кандидат педагогических наук, доцент Савина Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск), ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И КАСТОМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. На основе промежуточных результатов изучения реализации позиции субъектности обучающегося в образовательном процессе ставится проблема корректного использования смежных понятий - персонализации, персонификации и кастомизации образования. Представлены результаты конкретизации и сравнительного анализа указанных дефиниций, которые определяют единый методологический подход к их использованию - индивидуализацию. В аспекте различий определено, что персонализация ориентирует на учет потребностей субъекта, персонификация - на учет возможностей субъекта образования, а кастомизация - на учет требований работодателя (внешнего потребителя). Предложено интегративное понимание индивидуального образовательного трека. Обозначены перспективы дальнейших исследований в плане корректировки как образовательного процесса в целом, так и отдельных его аспектов.

Ключевые слова: персонализация, персонификация, кастомизация, образовательный процесс, субъектность, индивидуализация.

Annotation. Based on the intermediate results of studying the implementation of the student's subjectivity position in the educational process, the problem of the correct use of related concepts - personalization, personification and customization of education is posed. The results of concretization and comparative analysis of these definitions are presented, which determine a single methodological approach to their use - individualization. In the aspect of differences, it is determined that personalization focuses on taking into account the needs of the subject, personification - on taking into account the capabilities of the subject of education, and customization - on taking into account the requirements of the employer (external consumer). An integrative understanding of an individual educational track is proposed. The prospects for further research in terms of adjusting both the educational process as a whole and its individual aspects are outlined.

Keywords: personalization, personification, customization, educational process, subjectivity, individualization.

Введение. Образование сегодняшнего дня разнопланово, вариативно, изменчиво и ориентировано на конечных потребителей - обучающегося и работодателя (в системе профессионального образования). Наши научные изыскания по вопросу возможности реализации в образовательном процессе субъектной позиции обучающегося, выраженной в свободе выбора им своей образовательной траектории, были представлены с позиций персонализированного подхода к образованию [11, 16, 17]. Мы провели исторический экскурс по вопросу возникновения понятия персонализации образования, обосновали, что к основным характеристикам персонализации можно отнести свободу выбора, возможность обучающегося управлять своей деятельностью, проявлять свою индивидуальность, воздействовать на других людей, разрабатывать личный образовательный трек. Обосновали методологическую основу персонализации образования, которая представлена на конкретно-научном уровне антропологическим, аксиологическим, личностно ориентированным подходами, не утверждая их полноту и исключительность. Выделили отдельные компоненты персонализации в образовательном процессе, провели диагностику значимости этих компонентов для студентов педагогического вуза. Соотнесли развитие универсальных компетенций у студентов педагогического вуза с возможностью разработки персонализированной модели обучения. Однако в ходе теоретического исследования вопроса мы пересекались со смежными понятиями - персонификация и кастомизация образования. Эти понятия как дополняли персонализацию, иногда выступая полными синонимами, так определялись как противоречивые. В опубликованном З.А. Каргиной несколько лет назад обзоре научных исследований по интересующим нас дефинициям [4] представлен внушительный список авторов и источников, однако сравнительного анализа автор не делал ввиду другой цели статьи. Возникла необходимость в более детальном анализе указанных понятий. Цель данной статьи - уточнить понятия персонализации, персонификации, кастомизации образования и определить их соотношение. Исследование проводилось на идеях аксиологического, антропологического и личностно ориентированного подходов [11]. Использовались методы сравнительного анализа, конкретизации, обобщения.

Изложение основного материала статьи. Актуальность представленного персонализированного подхода в образовании достаточно обоснована исторически. А.В. Петровский еще в 80-х гг. прошлого века, разрабатывая свою концепцию персонализации, констатировал: «Общественная необходимость персонализации очевидна» [9, С. 87]. Сегодня внедрение персонализации как принципа организации образовательного процесса на всех уровнях образования объективно назрело. И связано это с теми вызовами, которые прямо указывают на гибкую технологию подготовки современных кадров для новой экономики. Такие тенденции обозначены в материалах Всемирного экономического форума, ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и других социально и экономически значимых событиях мирового и российского масштабов. Для технологического прорыва нашей страны во всех областях экономики необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.