УДК 796.344 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-4-92-98
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИБОРА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ВОЛАН» В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ 14-15-ЛЕТНИХ
БАДМИНТОНИСТОВ
А.А. Русина, Н.В. Привезенцева, С.В. Никулов
Рассмотрена технико-тактическая подготовка спортсменов-бадминтонистов. Предложены упражнения для многоволанной тренировки на основе анализа научно-методической литературы. Обоснованы особенности использования прибора «Электронный волан» в сочетании с комплексом упражнений на координацию для улучшения техники защитных ударов в системе подготовки 14-15-летних бадминтонистов.
Ключевые слова: бадминтон, многоволанная тренировка, спортсмен, технико-тактическая подготовка.
THE USE OF THE "ELECTRONIC SHUTTLECOCK" DEVICE AT THE TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF 14-15 YEARS OLD BADMINTON PLAYERS
Rusina A.A., assistant, alinarusina92@gmail. com, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University, Privezentseva N.V., senior lecturer, nataoz 71@icloud.com, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University,
Nikulov S.V., senior lecturer, nikulov1959@ mail.ru, Russia, Orekhovo-Zuyevo, State Humanitarian and Technological University
The technical and tactical training of badminton athletes is considered. Exercises for multi-wave training are proposed based on the analysis of scientific and methodological literature. The features of the use of the "Electronic Shuttlecock" device in combination with a set of exercises for coordination in order to improve the technique of defensive blows in the system of training 14-15 year old badminton players are substantiated.
Key words: badminton, multi-wave training, athlete, technical and tactical training.
Русина Алина Алексеевна, ассистент, alinaru-sina92@gmail.com, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет,
Привезенцева Наталья Викторовна, старший преподаватель, nataoz71@icloud. com, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет,
Никулов Сергей Васильевич, старший преподаватель, nikulov1959@mail.ru, Россия, Орехово-Зуево, Государственный гуманитарно-технологический университет
Анализ соревновательной деятельности показывает, что в настоящее время лидерами в мировом бадминтоне являются спортсмены-азиаты. Наблюдая за их стилем игры, невозможно не отметить превосходство в скорости полета волана, а также в скорости передвижения спортсмена и точности попадания в игровую площадку. В связи с этим, к подготовленности игроков предъявляются максимально высокие требования. Вопрос, каким образом выстроить тренировочный процесс, чтобы приблизиться к
эталону, является актуальным.
Спортивная техника (техника определенного вида спорта) - совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное выполнение двигательных заданий, обусловленных спецификой конкретного вида спорта и соревнований [1]. Стоит заметить, что техника спорт -сменов изменчивая. Очень многое зависит от актуальных условий вида
спорта: изменений правил проведения соревнований, новых технологий производства спортивного инвентаря, новейших методик тренировок спортсменов, специального спортивного питания [2]. Все это приводит к ускорению полета волана и, соответственно, темпа игры, что, в свою очередь, приводит к увеличению тренировочных нагрузок.
В бадминтоне, как и во всех других видах спорта, существует модель современной и совершенной техники, которой тренеры стараются обучать своих учеников [3]. Неизменно то, что физическая и техническая подготовки едины, следовательно, важнейшее положение методики техни -ческой подготовки в спорте: спортсмен владеет таким уровнем спортивной техники, какой позволяет достичь ему уровень индивидуальной физической подготовки [4].
В этом ключе рассмотрим одно из важнейших упражнений в тренировочном процессе бадминтониста любого уровня - от начального до мастеров спорта - многоволанную тренировку.
Многоволанная тренировка - одно из специальных упражнений в бадминтоне, развивающая выносливость на площадке, технику выполнения удара, а также тактическое мастерство игрока [5].
Для проведения данной тренировки необходимо иметь специальный инвентарь: воланы в большом количестве, специальное оборудование - прибор «Электронный волан», который бросает воланы. Накидывать воланы в этом упражнении может и тренер, пушка же создана для удобства и большей точности набрасывания за счет программирования специальных настроек. Для наиболее стабильного результата выполнения упражнения необходимо использовать аппарат для набрасывания и при правильных его настройках отработка техники будет более четкой.
Существует несколько видов упражнения: отработка ударов в одной точке площадки, отработка в нескольких точках поочередно в заданной комбинации или произвольная комбинация накидывания по всей площадке с произвольным ответом или же с ответом в заданные точки. В этом случае работу со спортсменом должен выполнять тренер, так как большую роль играет тактическая составляющая.
Следуя этапам обучения технической подготовке, при начальном разучивании ударов в бадминтоне возможно использование многоволан -ной тренировки в заданной точке площадки.
Формирование навыка технически правильного удара - первая ступень в освоении тактической составляющей игры в бадминтон [5]. Тренеру необходимо изначально следить за правильностью выполнения движений спортсмена, замечать и устранять грубые ошибки для перехода на сле -дующий уровень подготовки игрока. Индивидуальная техническая и тактическая манера, стиль игры спортсмена, часто являются решающим сред-
ством в спортивном состязании, зависят от владения эффектными допол -нительными действиями, которые присущи только конкретными лично -стям с их физическими и психическими возможностями [6].
При отработке ударов в заданной точке площадки необходимо придерживаться следующих принципов:
- спортсмен должен возвращаться в игровой центр;
- скорость накидывания воланов должна поддерживать средний темп перемещений спортсмена, давая ему возможность вернуться в игро -вой центр;
- при выполнении данного варианта упражнения спортсмену необходимо уделять внимание как технике выполнения удара, так и точности удара.
Необходимо использование мишеней для контроля точности при выполнении упражнения. Подведение к отработке техники в многоволан -ной тренировке при помощи «Электронного волана» требует определенных знаний, а также спортсмен должен предварительно выполнить нагрузку не только на развитие скорости и выносливости, но и на развитие координации. Известно, что развитие координационных способностей происходит в раннем возрасте 8-12 лет [7].
Рекомендации по проведению занятий:
- теоретическое обучение технике и тактике (с последующим закреплением) помогает быстрее понять и лучше усвоить полученные знания [8];
- необходимо наличие большого количества воланов (от 30 штук на одну серию);
- обязательно выполнение нескольких серий с перерывом между сериями от 1 до 10 минут;
- интенсивность выполнения упражнений определяется тренером индивидуально для каждого спортсмена;
- по мере формирования технических навыков необходимо увеличивать количество серий и количество воланов в серии упражнения;
- для улучшения результатов работы предпочтительно использовать видеосъемку выполнения упражнения и последующий разбор ошибок с тренером;
- для усложнения выполнения упражнения следует использовать всю площадь бадминтонной площадки;
- основной задачей спортсмена является выполнение удара как можно раньше, выше и быстрее.
Цель исследования - обосновать особенности использования прибора «Электронный волан» для улучшения техники защитных ударов в системе подготовки 14-15 летних бадминтонистов.
Задачи исследования:
1) провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2) выявить показатели точности защитных ударов 14-15 летних бадминтонистов при использовании прибора «Электронный волан»;
3) обосновать методику применения упражнений на координацию с использованием прибора «Электронный волан» и оценить ее эффективность.
Методика и организация исследования. Методы исследования:
1) анализ литературы и интернет-источников;
2) наблюдение;
3) педагогический эксперимент;
4) тестирование;
5) методы математической статистики;
Исследование проводилось на базе ДЮСШ, в котором участвовали 16 спортсменов (мальчики и девочки 14-15 лет) учебно-тренировочной группы по бадминтону, имеющие I разряд и КМС. Спортсмены были разделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную. Бадминтонисты экспериментальной группы тренировались с использованием прибора «Электронный волан» и использовали предварительное проведение ком -плекса упражнений на координацию. План тренировок контрольной группы не включал данный комплекс, спортсмены выполняли многово-ланную тренировку при помощи ручного накидывания. Для проведения эксперимента было выбрано упражнение на отработку техники защитного удара.
Также был разработан комплекс упражнений на координацию, включающий прыжки ноги вместе - ноги врозь, бег с высоким подниманием бедра, прыжки с поворотом на 180 °, прыжки вперед-назад, прыжки вправо-влево с продвижением вперед, бег в среднем темпе с выпрыгиванием вверх с двух ног, интервальный бег.
Исследование проводилось в течение 6 месяцев и включало тестирование точности и наблюдение на всероссийских соревнованиях.
Исследование состояло из четырех частей:
- первая: проведение тестирования технической подготовленности спортсменов перед проведением эксперимента, то есть, измерение точности попадания в мишень воланом при отработке приема атакующих ударов (защитных ударов);
- вторая: выполнение спортсменами экспериментальной группы два раза в неделю комплекса упражнений на координацию и отработка защитных ударов с прибором «Электронный волан»;
- третья: выступление спортсменов контрольной и экспериментальной групп на областных и всероссийских соревнованиях в течение эксперимента, наблюдение тренером за результатами.
- четвертая: проведение повторного тестирования технической подготовленности спортсменов обеих групп и сравнение их результатов.
Результаты исследования их обсуждение. По результатам первого тестирования результаты участников контрольной и экспериментальной групп отличались незначительно.
В ходе наблюдения за выступлением на соревнованиях участники обеих групп показывали стабильные для своего уровня результаты, улучшения или ухудшения не наблюдалось. Однако спортсмены экспериментальной группы демонстрировали более длительное удержание волана в игре, что включало также и элементы защиты. По наблюдениям тренера спортсмены экспериментальной группы принимали большее количество атакующих ударов и совершали меньше ошибок при выполнении защитных ударов.
Результаты тестирования по завершении эксперимента выявили прирост точности попадания у спортсменов экспериментальной группы. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу по ^кри-терию Стьюдента, который выявил наличие достоверных различий, свидетельствующих об эффективности разработанной методики.
Также проведенное исследование выявило, что комплекс упражне -ний на координацию, выполненный непосредственно перед работой на технику защитного удара спортсменов-бадминтонистов 14-15 лет, в сочетании с применением прибора «Электронный волан» в многоволанной тренировке повышает скорость реакции на летящий волан и скорость передвижения по площадке, а соответственно, и точность попадания воланом в определенную точку площадки.
Выводы
1. Анализ литературных источников и рекомендаций ведущих спе -циалистов показал, что в настоящее время на современном этапе развития бадминтона актуальной является проблема эффективного обучения технико-тактическим действиям у бадминтонистов 14-15 лет.
2. В процессе шестимесячного педагогического эксперимента обос -нована методика применения упражнений на координацию и использование прибора «Электронный волан»: перед отработкой технических элементов защитных ударов спортсмены бадминтонисты 14-15 лет выполняли специальный комплекс упражнений в течение 20 минут, после этого приступали к непосредственной работе с прибором на отработку защитных ударов.
3. В ходе проведения педагогического эксперимента с использованием прибора «Электронный волан» доказана эффективность методики, которая подтверждается ростом у спортсменов экспериментальной группы показателей защитных действий и точности попаданий в мишень.
Список литературы
1. Кадетова Н.В., Пасикова М.В. Проблема управления тренировочным процессом в спортивных играх (на примере игры в бадминтон) // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 170-172.
2. Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных видах спортивных игр / И.Г. Макси-менко [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 8. С. 8890.
3. Волохов Д.А., Федорова Т.М., Русина А.А. Физическая подготовка бадминтонистов // Современные здоровьесберегающие технологии. 2021. № 1. С. 20-30.
4. Показатели специальной и общей выносливости у спортсменов -игровиков различной специализации и квалификации / И.Г. Максименко [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 7. С. 76-78.
5. Илькевич К.Б., Медведков В.Д. Особенности модели современного бадминтониста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 (164). C. 101-105.
6. Сулеева К.М., Бабушкин Г.Д. Интеграция физической и техниче -ской подготовки бадминтонистов // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 191-194.
7. Мартынова А.С. Совершенствование методики развития координационных способностей юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки // Омский научный вестник. 2011. № 3 (98). С. 159-162.
8. Сафронов А.И., Анисимов А.В., Структурно-содержательные компоненты раздела психодиагностика в учебной дисциплине «Психоло -гия спорта» для бакалавров профиля «Физическая культура» // Инновационные методы обучения и воспитания: сб. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 131-134.
References
1. Kadetova N.V., Pasikova M.V. Problema upravleniya trenirovochnym processom v sportivnyh igrah (na primere igry v badminton) [The problem of managing the training process in sports games (on the example of badminton)] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2015. No. 2 (51). P. 170-172.
2. Skorostnaya i skorostno-silovaya podgotovlennost' sportsmenov, specializiruyush-chihsya v razlichnyh vidah sportivnyh igr [Speed and speed-strength readiness of athletes specializing in various types of sports games] / I.G. Maksimenko [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 8. P. 88-90.
3. Volohov D.A., Fedorova T.M., Rusina A.A. Fizicheskaya podgotovka badminto-nistov [Physical training of badminton players] // Sovremennye zdorov'esberegayushchie tekhnologii [Modern health-saving technologies]. 2021. No. 1. P. 20-30.
4. Pokazateli special'noj i obshchej vynoslivosti u sportsmenov - igrovikov razlich-noj specializacii i kvalifikacii [Indicators of special and general endurance in athletes - gamers of various specializations and qualifications] / I.G. Maksimenko [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 7. P. 76-78.
5. Il'kevich K.B., Medvedkov V.D. Osobennosti modeli sovremennogo badmintoni-sta [Features of the model of a modern badminton player] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 2 (164). P. 101-105.
6. Suleeva K.M., Babushkin G.D. Integraciya fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovki badmintonistov [Integration of physical and technical training of badminton players] // Oms-kij nauchnyj vestnik [Omsk scientific bulletin]. 2015. No. 3 (139). pp. 191-194.
7. Martynova A.S. Sovershenstvovanie metodiki razvitiya koordinacionnyh sposob-nostej yunyh badmintonistov na etape nachal'noj podgotovki [Improving the methodology for the development of coordination abilities of young badminton players at the stage of initial training] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk scientific bulletin]. 2011. No. 3 (98). P. 159-162.
8. Safronov A.I., Anisimov A.V., Strukturno-soderzhatel'nye komponenty razdela psihodiagnostika v uchebnoj discipline «Psihologiya sporta» dlya bakalavrov profilya «Fizi-cheskaya kul'tura» [Structural-content components of the psychodiagnostics section in the discipline "Sports Psychology" for bachelors of the profile "Physical culture"] // Innovative methods of training and education: coll. articles VI Intern. scientific-practical. conf. Penza: Science and Education, 2021. P. 131-134.