Научная статья на тему 'Применение педагогических программных средств в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения'

Применение педагогических программных средств в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / EDUCATIONAL SOFTWARE / TRAINING / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцев Антон Сергеевич

Использование педагогических программных средств в учебном процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцев Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of pedagogical tools in the process of preparing future teachers of vocational training

The use of pedagogical tools in the learning process of preparing future teachers of vocational training offers a number of new features and benefits as a teacher and learner, as compared with the traditional way of learning.

Текст научной работы на тему «Применение педагогических программных средств в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения»

УДК 378.162 ББК 74.58

А.С. Казанцев

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Использование педагогических программных средств в учебном процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.

Ключевые слова: Информационные технологии в образовании, педагогические программные средства, профессионально обучение, педагог профессионального обучения.

Как показывает практика, большинство пользователей компьютером уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще пять - десять лет назад без его помощи. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения информационными технологиями.

Информатизация в области подготовки будущего специалиста (педагога) предполагает, прежде всего, повышение эффективности процесса обучения, а также повышение его квалификации и профессиональной грамотности. Компетентность будущего педагога зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться, а для этого необходимы знания и умения об информационных технологиях.

В условиях новой экономической ситуации образование получило четко сформированный заказ на подготовку качественно новых специалистов, способных адаптироваться к профессиональным инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества в условиях его информатизации, эффективно исполь-

зовать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности. В первую очередь он отражен в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается на необходимость подготовки высококвалифицированного в своей области специалиста. Модель развития «Российское образование -2020: модель экономики, основанной на знаниях» предполагает модернизация методов и содержания образования на основе эффективного использования возможностей современных информационных технологий [5].

Таким образом, информационные технологии, являясь средствами профессиональной деятельности, могут быть успешно реализованы в учебном процессе при выявлении возможностей их использования в качестве средства обучения.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил нам констатировать тот факт, что проблема использования информационных технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. В наиболее общем виде её актуальность обусловлена необходимостью целенаправленной работы по повышению уровня готовно-

сти будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности, недостаточной разработанностью проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности и отсутствием спроектированных моделей использования информационных технологий для подготовки будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности, отвечающих требованиям, отраженным в современных документах в области образования.

С учетом этого нами была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске путей использования информационных технологий для повышения эффективности подготовки будущих педагогов профессионального обучения в рамках Программы «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» [5].

Однако в настоящее время нет научно обоснованных рекомендаций по использованию информационных технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения, что обусловливает актуальность исследования.

Так, например, значительная роль в разработке концепции профессионального образования, различных подходов к профессиональной подготовке специалистов принадлежит таким ученым, как С. Я. Батышев, А.Т. Глазунов, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.; содержание и технологии обучения отражены в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязин-ского, М.В. Кларина, В.В. Краевского, B.C. Леднева, А.Н. Лейбовича, И.Я. Лер-нера и др.; дидактические и методические подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения обозначены в работах В.П. Бес-палько, И.Г. Захаровой, Д.Ш. Матроса, Н.Н. Мельниковой, В.М. Монахова, Е.С. Полат, Д.М. Полева, И.В. Роберт и

др.; вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процесс-се исследованы в работах М.И. Башма-кова, Л.И. Долинера, Е.И. Машбица, П.А. Резника, Б.Е. Старченко и др.

Анализ работ названных авторов показал, что вопросам подготовки специалистов средствами информационных технологий посвящено достаточно большое количество работ, однако в них не рассматривается подготовка педагогов профессионального обучения, нет научно обоснованных рекомендаций по использованию информационных технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Это в очередной раз подтверждает актуальность темы и обнаруживает противоречие между увеличением потребности рынка труда в педагогах профессионального обучения, способных работать в условиях информатизации общества, и недостаточной разработанностью методик, позволяющих использовать информационные технологии при подготовке студентов вуза.

С целью выявления состояния проблемы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности в педагогической практике, студентам пятого курса профессионально-педагогического института ЧГПУ был предложен блок психолого-педагогических методик, направленных на оценку наличествующего у них уровня производственно -технологической, теоретической, научно-творческой, эмоционально-волевой, мотивационной, социально-личностной и др. видов готовности, по которым мы могли судить об общем уровне готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности. В результате нами были получены следующие данные: более 70% студентов, оканчивающих профессионально-педагогический институт ЧГПУ, по большинству из выделенных крите-

риев оказались слабо подготовленными к профессиональной деятельности. На наш взгляд, это было продиктовано наличием рассогласования в средствах обучения, используемых преподавателями в учебном процессе, и требованиями, предъявляемыми веком информационных технологий к организации и осуществлению процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Учитывая этот аспект, мы сделали попытку разрешить данное противоречие посредством разработки и внедрения в образовательный процесс информационных технологий, реализованных в форме педагогических программных средств.

Разработка и продвижение педагогических программных средств является одним из основных направлений информатизации образования. При этом в данной сфере до сих пор нет устоявшейся терминологии, в качестве синонимов педагогических программных средств употребляют: «электронные учебные издания», «образовательные компакт-диски» и др.

Назовем основные проблемы, возникающие при создании педагогических программных средств, как отмечает Е.И. Машбиц:

• потребность переработки учебного курса для его компьютеризации;

• необходимость корректировки организации учебного процесса с применением средств обучения нового поколения;

• определение доли и формы представления учебного материала;

• выбор средств осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления знаний и умений [6].

К педагогическим программным средствам с точки зрения пользователя можно отнести:

• программные средства - отдельные компьютерные программы с методическими рекомендациями или инструкциями для пользователя;

• компьютерные (или компьютеризированные) курсы - предметно-ориентированные педагогические программные средства, охватывающие тему или раздел изучаемого предмета;

• электронные учебные пособия -предметно-ориентированные и интегрированные компьютерные курсы с методическими рекомендациями для пользователя;

• программно-методические комплексы - совокупность программных средств, компьютерных курсов, электронных учебных пособий, объединенных в комплекс тематическим планом для достижения общей цели и методическое пособие для работы с ними [1, с. 103-105].

Главный недостаток многих имеющихся программ состоит в неправомерном переносе традиционных форм и методов обучения в компьютерную обучающую программу. Конечно, это следствие того, что потребности практики не были еще достаточно обеспечены соответствующими теоретическими проработками и отсутствовали квалифицированные специалисты-постановщики компьютерных курсов.

До сих пор в этой сфере нет устоявшейся терминологии, можно слышать об «электронных учебных изданиях», «образовательных компакт-дисках», «учебном софте» и т.д. В проекте «Информатизация системы образования» принят термин «электронное учебное пособие».

Электронное учебное пособие - это обучающая программа, система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения; предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность; осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные

услуги при условии интерактивной обратной связи.

В электронном учебном пособии отражена совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя, которая может находиться на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+, и др.), а также в электронной компьютерной сети [2, с. 32-36].

Структурно электронное учебное пособие состоит из:

• блока учебного материала;

• блока внутреннего контроля или самоконтроля (вопросы, упражнения, тесты);

• блока самообразования (дополнительные вопросы для самостоятельного изучения, ссылки на источники);

• блока внешнего контроля (упражнения, лабораторные работы). Вышеуказанные блоки взаимосвязаны между собой следующим образом: пособие разбито на модули, содержащие разделы; каждый раздел обязательно содержит теоретические сведения; блок самоконтроля. Также в электронное учебное пособие входят блок самообразования и блок внешнего контроля.

Следует назвать дидактические принципы, которым должна удовлетворять разработка электронного учебного пособия [4].

Принцип научности изложения. Особое внимание этому принципу следует уделять в прикладных дисциплинах, где терминология еще не устоялась. Необходимо рассматривать связи данной прикладной дисциплины с фундаментальными науками.

Принцип учета межпредметных связей между дисциплинами. Принцип предполагает освещение материала о развитии информационных систем, способствует актуализации знаний, полученных студентами при изучении курса

информатика; в ней даются понятия: информационная система, данные, носители данных и т.д.

Принцип системности. Учебный материал разбивается на темы, несколько тем группируются в главы, связь между темами осуществляется посредством введения гиперссылок, особое внимание уделяется связи данной дисциплины с другими дисциплинами. Основная цель создания электронного курса - указать на взаимосвязь данной дисциплины с другими, раскрыть значение изучения дисциплины для будущей профессиональной деятельности, тем самым повысить интерес студента к будущей профессиональной деятельности.

Принцип доступности. В пособии используются различного рода подсказки, контрольные вопросы, упражнения, которые способствуют более глубокому усвоению материала.

Принцип наглядности. Материал как лекционный, так и размещенный в электронном учебном пособии содержит большое количество примеров, поясняющих отдельные фрагменты изучаемого материала, используются, где это было оправдано и необходимо, различные схемы, рисунки. При оформлении электронного материала внимание уделяется цветовой гамме, размерам шрифтов, их стилю, единообразию оформляемого материала [3, с. 10-15].

Использование педагогических программных средств в учебном процессе предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.

Преподаватель, разрабатывая и используя педагогические программные средства в учебном процессе, имеет возможность:

• легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как однажды созданная программа легко тиражируется;

реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируется процесс обучения; уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования; проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ЭВМ как тренажер;

• осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;

легко поддерживать историю обучения каждого ученика, вести и отрабатывать статистические данные, тем самым более точно и достоверно осуществлять управление учебной деятельностью;

• уменьшить количество рутинной работы, тем самым высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;

• сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится и контролируемой, и управляемой.

С использованием педагогических

программных средств обучаемый:

• получает возможность вести работу в оптимальном для него темпе;

• обучается тем методом и на том уровне изложения, который наиболее соответствует уровню его подготовленности и психофизическим характеристикам;

• имеет возможность вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться;

• может наблюдать динамику различных процессов, взаимодействие различных механизмов и т.п.

• может управлять изучаемыми объектами, действиями, процессами и видеть результаты своих воздействий;

• легче преодолевать барьеры психологического характера (нерешитель-

ность, боязнь насмешек) вследствие определенной анонимности контакта с ЭВМ;

отрабатывать необходимые умения и навыки до той степени подготовленности, какая требуется вследствие исключительной «терпеливости» ЭВМ. В процессе нашей работы разработаны педагогические программные средства «Архитектура ЭВМ», «Мультимедиа», «Системное программирование», которые представляют собой электронные учебные пособия. Например, педагогическое программное средство «Информационные технологии управления» включает в себя следующие блоки:

• теоретический блок, в состав которого входит теоретическая часть материала по изучаемой дисциплине, практические примеры изучаемых процессов и явлений;

• лабораторно-практический блок, включающий инструкцию к выполнению лабораторно-практических занятий, а также разработку самих ла-бораторно-практических занятий и критерии оценивания полученного результата;

• контрольный блок, содержащий тесты. Основой для разработки электронных

учебных пособий являются:

• Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Профессиональное обучение»;

• требования методики профессионального обучения;

• тенденции разработки, применения современных информационных технологий.

Данное педагогическое средство может быть использовано педагогами в образовательном процессе, студентами для самообразования и как дистанционное средство обучения.

Библиографический список

1. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы

использования [Текст] / А.С. Казанцев. - М.: Школа Пресс, 1994.

2. Виштынецкий, Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения [Текст] / Е.И. Виштынецкий // Информационные технологии. - 1998. - № 2. - С. 32-36.

3. Брановский, Ю.С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях университета [Текст] / Ю.С. Брановский. - М.: Пед. информатика. -1999. - № 1. - С. 15-19.

4. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова -М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 231 с.

5. Кошкарова Л.С. Модель образования, основанной на знаниях [Текст] / Л.С. Кошкарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. -№ 2. - С. 4-6.

6. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1986.

УДК 378 ББК 74.58

Е.М. Прживальская

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПОМОЩЬЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ

Дается анализ состояния проблемы профессиональной компетентности и рейтинговой системы в педагогической литературе и на практике. Выявлены недостатки внедрения рейтинговой системы в учебный процесс. Рассмотрены основные пути решения проблемы внедрения рейтинговой системы.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, рейтинговая система

Первые упоминания понятия «компетентность» в научной психологической литературе встречается в работах немецкого ученого О. Хабермаса, который использует это понятие как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации.

В дальнейшем в работах по социальной психологии понятие «компетентность» рассматривается как совокупность качеств, присущих специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид [2]. Следовательно, компетентность понимается здесь как атрибут профессионализма.

Таким образом, в психологических исследованиях компетентность, в основном, рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального разви-

тия специалиста и как элемент его общей психологической характеристики.

В последние годы проблема компетентности приобретает новое звучание. Многие ученые говорят уже не просто о компетентности, а о профессиональной компетентности как показателе соответствия будущего специалиста к требованиям профессионального труда (Л.Г. Антропова, Е.В. Арцишевская, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, М.К. Кабардов, ЮН. Ко-люткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов и др.).

На основании анализа трактовок понятия «профессиональная компетентность» различными авторами [2, 6, 9, 10, 11] мы можем сделать вывод, что разноплановость трактовок данного понятия обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.