УДК 378.162 ББК 74.58
А.С. Казанцев
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Использование педагогических программных средств в учебном процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.
Ключевые слова: Информационные технологии в образовании, педагогические программные средства, профессионально обучение, педагог профессионального обучения.
Как показывает практика, большинство пользователей компьютером уже не представляет себе, как бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще пять - десять лет назад без его помощи. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно без овладения информационными технологиями.
Информатизация в области подготовки будущего специалиста (педагога) предполагает, прежде всего, повышение эффективности процесса обучения, а также повышение его квалификации и профессиональной грамотности. Компетентность будущего педагога зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться, а для этого необходимы знания и умения об информационных технологиях.
В условиях новой экономической ситуации образование получило четко сформированный заказ на подготовку качественно новых специалистов, способных адаптироваться к профессиональным инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества в условиях его информатизации, эффективно исполь-
зовать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности. В первую очередь он отражен в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается на необходимость подготовки высококвалифицированного в своей области специалиста. Модель развития «Российское образование -2020: модель экономики, основанной на знаниях» предполагает модернизация методов и содержания образования на основе эффективного использования возможностей современных информационных технологий [5].
Таким образом, информационные технологии, являясь средствами профессиональной деятельности, могут быть успешно реализованы в учебном процессе при выявлении возможностей их использования в качестве средства обучения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил нам констатировать тот факт, что проблема использования информационных технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. В наиболее общем виде её актуальность обусловлена необходимостью целенаправленной работы по повышению уровня готовно-
сти будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности, недостаточной разработанностью проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности и отсутствием спроектированных моделей использования информационных технологий для подготовки будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности, отвечающих требованиям, отраженным в современных документах в области образования.
С учетом этого нами была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске путей использования информационных технологий для повышения эффективности подготовки будущих педагогов профессионального обучения в рамках Программы «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» [5].
Однако в настоящее время нет научно обоснованных рекомендаций по использованию информационных технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения, что обусловливает актуальность исследования.
Так, например, значительная роль в разработке концепции профессионального образования, различных подходов к профессиональной подготовке специалистов принадлежит таким ученым, как С. Я. Батышев, А.Т. Глазунов, A.M. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.; содержание и технологии обучения отражены в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязин-ского, М.В. Кларина, В.В. Краевского, B.C. Леднева, А.Н. Лейбовича, И.Я. Лер-нера и др.; дидактические и методические подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения обозначены в работах В.П. Бес-палько, И.Г. Захаровой, Д.Ш. Матроса, Н.Н. Мельниковой, В.М. Монахова, Е.С. Полат, Д.М. Полева, И.В. Роберт и
др.; вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процесс-се исследованы в работах М.И. Башма-кова, Л.И. Долинера, Е.И. Машбица, П.А. Резника, Б.Е. Старченко и др.
Анализ работ названных авторов показал, что вопросам подготовки специалистов средствами информационных технологий посвящено достаточно большое количество работ, однако в них не рассматривается подготовка педагогов профессионального обучения, нет научно обоснованных рекомендаций по использованию информационных технологий как средства подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Это в очередной раз подтверждает актуальность темы и обнаруживает противоречие между увеличением потребности рынка труда в педагогах профессионального обучения, способных работать в условиях информатизации общества, и недостаточной разработанностью методик, позволяющих использовать информационные технологии при подготовке студентов вуза.
С целью выявления состояния проблемы подготовки будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности в педагогической практике, студентам пятого курса профессионально-педагогического института ЧГПУ был предложен блок психолого-педагогических методик, направленных на оценку наличествующего у них уровня производственно -технологической, теоретической, научно-творческой, эмоционально-волевой, мотивационной, социально-личностной и др. видов готовности, по которым мы могли судить об общем уровне готовности будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности. В результате нами были получены следующие данные: более 70% студентов, оканчивающих профессионально-педагогический институт ЧГПУ, по большинству из выделенных крите-
риев оказались слабо подготовленными к профессиональной деятельности. На наш взгляд, это было продиктовано наличием рассогласования в средствах обучения, используемых преподавателями в учебном процессе, и требованиями, предъявляемыми веком информационных технологий к организации и осуществлению процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Учитывая этот аспект, мы сделали попытку разрешить данное противоречие посредством разработки и внедрения в образовательный процесс информационных технологий, реализованных в форме педагогических программных средств.
Разработка и продвижение педагогических программных средств является одним из основных направлений информатизации образования. При этом в данной сфере до сих пор нет устоявшейся терминологии, в качестве синонимов педагогических программных средств употребляют: «электронные учебные издания», «образовательные компакт-диски» и др.
Назовем основные проблемы, возникающие при создании педагогических программных средств, как отмечает Е.И. Машбиц:
• потребность переработки учебного курса для его компьютеризации;
• необходимость корректировки организации учебного процесса с применением средств обучения нового поколения;
• определение доли и формы представления учебного материала;
• выбор средств осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления знаний и умений [6].
К педагогическим программным средствам с точки зрения пользователя можно отнести:
• программные средства - отдельные компьютерные программы с методическими рекомендациями или инструкциями для пользователя;
• компьютерные (или компьютеризированные) курсы - предметно-ориентированные педагогические программные средства, охватывающие тему или раздел изучаемого предмета;
• электронные учебные пособия -предметно-ориентированные и интегрированные компьютерные курсы с методическими рекомендациями для пользователя;
• программно-методические комплексы - совокупность программных средств, компьютерных курсов, электронных учебных пособий, объединенных в комплекс тематическим планом для достижения общей цели и методическое пособие для работы с ними [1, с. 103-105].
Главный недостаток многих имеющихся программ состоит в неправомерном переносе традиционных форм и методов обучения в компьютерную обучающую программу. Конечно, это следствие того, что потребности практики не были еще достаточно обеспечены соответствующими теоретическими проработками и отсутствовали квалифицированные специалисты-постановщики компьютерных курсов.
До сих пор в этой сфере нет устоявшейся терминологии, можно слышать об «электронных учебных изданиях», «образовательных компакт-дисках», «учебном софте» и т.д. В проекте «Информатизация системы образования» принят термин «электронное учебное пособие».
Электронное учебное пособие - это обучающая программа, система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения; предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность; осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные
услуги при условии интерактивной обратной связи.
В электронном учебном пособии отражена совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя, которая может находиться на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+, и др.), а также в электронной компьютерной сети [2, с. 32-36].
Структурно электронное учебное пособие состоит из:
• блока учебного материала;
• блока внутреннего контроля или самоконтроля (вопросы, упражнения, тесты);
• блока самообразования (дополнительные вопросы для самостоятельного изучения, ссылки на источники);
• блока внешнего контроля (упражнения, лабораторные работы). Вышеуказанные блоки взаимосвязаны между собой следующим образом: пособие разбито на модули, содержащие разделы; каждый раздел обязательно содержит теоретические сведения; блок самоконтроля. Также в электронное учебное пособие входят блок самообразования и блок внешнего контроля.
Следует назвать дидактические принципы, которым должна удовлетворять разработка электронного учебного пособия [4].
Принцип научности изложения. Особое внимание этому принципу следует уделять в прикладных дисциплинах, где терминология еще не устоялась. Необходимо рассматривать связи данной прикладной дисциплины с фундаментальными науками.
Принцип учета межпредметных связей между дисциплинами. Принцип предполагает освещение материала о развитии информационных систем, способствует актуализации знаний, полученных студентами при изучении курса
информатика; в ней даются понятия: информационная система, данные, носители данных и т.д.
Принцип системности. Учебный материал разбивается на темы, несколько тем группируются в главы, связь между темами осуществляется посредством введения гиперссылок, особое внимание уделяется связи данной дисциплины с другими дисциплинами. Основная цель создания электронного курса - указать на взаимосвязь данной дисциплины с другими, раскрыть значение изучения дисциплины для будущей профессиональной деятельности, тем самым повысить интерес студента к будущей профессиональной деятельности.
Принцип доступности. В пособии используются различного рода подсказки, контрольные вопросы, упражнения, которые способствуют более глубокому усвоению материала.
Принцип наглядности. Материал как лекционный, так и размещенный в электронном учебном пособии содержит большое количество примеров, поясняющих отдельные фрагменты изучаемого материала, используются, где это было оправдано и необходимо, различные схемы, рисунки. При оформлении электронного материала внимание уделяется цветовой гамме, размерам шрифтов, их стилю, единообразию оформляемого материала [3, с. 10-15].
Использование педагогических программных средств в учебном процессе предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ как преподавателю, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.
Преподаватель, разрабатывая и используя педагогические программные средства в учебном процессе, имеет возможность:
• легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как однажды созданная программа легко тиражируется;
реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся, индивидуализируется процесс обучения; уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования; проводить отработку различных навыков и умений обучаемых, используя ЭВМ как тренажер;
• осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний;
легко поддерживать историю обучения каждого ученика, вести и отрабатывать статистические данные, тем самым более точно и достоверно осуществлять управление учебной деятельностью;
• уменьшить количество рутинной работы, тем самым высвободить время для творческой и индивидуальной работы с учащимися;
• сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится и контролируемой, и управляемой.
С использованием педагогических
программных средств обучаемый:
• получает возможность вести работу в оптимальном для него темпе;
• обучается тем методом и на том уровне изложения, который наиболее соответствует уровню его подготовленности и психофизическим характеристикам;
• имеет возможность вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться;
• может наблюдать динамику различных процессов, взаимодействие различных механизмов и т.п.
• может управлять изучаемыми объектами, действиями, процессами и видеть результаты своих воздействий;
• легче преодолевать барьеры психологического характера (нерешитель-
ность, боязнь насмешек) вследствие определенной анонимности контакта с ЭВМ;
отрабатывать необходимые умения и навыки до той степени подготовленности, какая требуется вследствие исключительной «терпеливости» ЭВМ. В процессе нашей работы разработаны педагогические программные средства «Архитектура ЭВМ», «Мультимедиа», «Системное программирование», которые представляют собой электронные учебные пособия. Например, педагогическое программное средство «Информационные технологии управления» включает в себя следующие блоки:
• теоретический блок, в состав которого входит теоретическая часть материала по изучаемой дисциплине, практические примеры изучаемых процессов и явлений;
• лабораторно-практический блок, включающий инструкцию к выполнению лабораторно-практических занятий, а также разработку самих ла-бораторно-практических занятий и критерии оценивания полученного результата;
• контрольный блок, содержащий тесты. Основой для разработки электронных
учебных пособий являются:
• Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Профессиональное обучение»;
• требования методики профессионального обучения;
• тенденции разработки, применения современных информационных технологий.
Данное педагогическое средство может быть использовано педагогами в образовательном процессе, студентами для самообразования и как дистанционное средство обучения.
Библиографический список
1. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы
использования [Текст] / А.С. Казанцев. - М.: Школа Пресс, 1994.
2. Виштынецкий, Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения [Текст] / Е.И. Виштынецкий // Информационные технологии. - 1998. - № 2. - С. 32-36.
3. Брановский, Ю.С. Состояние и перспективы использования современных информационных технологий в учебном процессе и научных исследованиях университета [Текст] / Ю.С. Брановский. - М.: Пед. информатика. -1999. - № 1. - С. 15-19.
4. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова -М.: Гуманитар. издат. центр ВЛАДОС, 2006. - 231 с.
5. Кошкарова Л.С. Модель образования, основанной на знаниях [Текст] / Л.С. Кошкарова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2008. -№ 2. - С. 4-6.
6. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст] / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 1986.
УДК 378 ББК 74.58
Е.М. Прживальская
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПОМОЩЬЮ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Дается анализ состояния проблемы профессиональной компетентности и рейтинговой системы в педагогической литературе и на практике. Выявлены недостатки внедрения рейтинговой системы в учебный процесс. Рассмотрены основные пути решения проблемы внедрения рейтинговой системы.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, рейтинговая система
Первые упоминания понятия «компетентность» в научной психологической литературе встречается в работах немецкого ученого О. Хабермаса, который использует это понятие как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации.
В дальнейшем в работах по социальной психологии понятие «компетентность» рассматривается как совокупность качеств, присущих специалисту, тех качеств, уровня которых должен достичь каждый овладевающий профессией индивид [2]. Следовательно, компетентность понимается здесь как атрибут профессионализма.
Таким образом, в психологических исследованиях компетентность, в основном, рассматривается с двух позиций: как уровень профессионального разви-
тия специалиста и как элемент его общей психологической характеристики.
В последние годы проблема компетентности приобретает новое звучание. Многие ученые говорят уже не просто о компетентности, а о профессиональной компетентности как показателе соответствия будущего специалиста к требованиям профессионального труда (Л.Г. Антропова, Е.В. Арцишевская, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, М.К. Кабардов, ЮН. Ко-люткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов и др.).
На основании анализа трактовок понятия «профессиональная компетентность» различными авторами [2, 6, 9, 10, 11] мы можем сделать вывод, что разноплановость трактовок данного понятия обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельност-