Научная статья на тему 'Применение организационноэкономических аспектов планирования в интенсификации комбикормового производства в РСО-Алания'

Применение организационноэкономических аспектов планирования в интенсификации комбикормового производства в РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение организационноэкономических аспектов планирования в интенсификации комбикормового производства в РСО-Алания»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

лением для экономики. Уменьшение налогового бремени по отношению к сбережениям и инвестициям означает большее накопление капитала. Это повышает производительность, внедрение новых технологий, существенно отражается на развитии экономики в долгосрочном плане, на повышении уровня жизни.

Можно сказать, что налоговая конкуренция ограничивает разрастание правительственного аппарата. Большинство расходных статей бюджета пополняются за счет налоговых доходов. В этом смысле политика снижения налогов вынуждает осуществлять более жесткий контроль над расходами бюджета. Таким образом, налоговая конкуренция учит правительства стран быть более бережливыми с теми доходами, которые они получают от налогообложения, и расход народных средств осуществляется более эффективно. Налоговая конкуренция не требует от правительств снижения ставок налогов до нулевого уровня, а вынуждает более экономно использовать полученные доходы.

ЛМТЕРАТУРА

1. Fiscal affairs // OECD - 2000.

2. Harmful tax competition: an emerging global issue // OECD - 1998.

3. Tax and trade // The Wall Street Journal Europe. 1999. September 22.

4. Towards global tax co-operation // OECD Report To The 2000 Ministerial Council Meeting and Recommendations by The Committee on Fiscal Affairs. 2000.

КОЛОЕВА Г.Н., ГОГИЧАЕВ А.Н., Д30БЕЛ0В С.Б.

ПРИМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ КОМБИКОРМОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В РСО-АЛАНИЯ.

Сегодня проблема взаимоотношений комбикормовых предприятий с сельскохозяйственными производителями имеет чрезвычайно важное значение и не только экономическое. Решение правительства о передаче функций управления, формирования государственной политики в названных отраслях Минсельхоза РФ, в рамках национального проекта «Развитие АПК» позволит активизировать процесс интеграции предприятий агропромышленного комплекса - производителей животноводческой и птицеводческой продукции, комбикормовых предприятий, поставщиков сырья для производства комбикормов, перерабатывающих и торговых организаций.

Рынок заставит конкретного товаропроизводителя использовать все научно-технологическо-технические достижения на основе инноваций в этой области для того, чтобы поддержать свое производство на конкурентно-устойчивом уровне.

Среди важнейших функций стратегического планирования по повышении конкурентоспособности животноводческой и комбикормовой продукции - разработка и содействие реализации региональных программ по развитию птицеводства и комбикормового производства, организация племенного дела, выполнение роли государственного заказчика на разработку новых видов технологического оборудования, разработка рецептур комбикормов на основе нововведений кормовых факторов, схем кормления птицы; закупка и поставка продукции птицеводства для нужд государства, осуществление единой технической политики и полномочий по управлению объектами птицеводческой отрасли, находящимися в республиканской собственности, и пакетами акций птицеводческой и комбикормовой промышленности, организация подготовки и переподготовки кадров, санация предприятий обеих отраслей.

Теснейшее тактическое сотрудничество комбикормщиков и птицеводов на единый конечный результат также способствует повышению эффективности производства этих двух подсистем в сельскохозяйственном производстве, только на основе нововведений структуры комбикормовых предприятий с внешней подконтрольностью (птицеводческие предприятия и потребители птицеводческой продукции) как основного фактора экономической безопас-

ности предприятий. Чем обусловлен акцент на тесное стратегическое сотрудничество именно производителей птицеводческой продукции и комбикормов, как на федеральном, так и на региональном уровне?

Причины эти объективны и сводятся к следующим:

- птицеводство - наиболее динамичная отрасль агропромышленного комплекса. В условиях нарастающего дефицита продовольствия и ухудшения питания людей, особенно белкового, большое значение приобретает сохранение и дальнейшее развитие птицеводства, которое является одним из основных источников быстрого наращивания производства мяса и яйца;

- птицеводство - отрасль с наиболее высоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов, в том числе и кормления, что подразумевает использование только сухих комбикормов;

- особенности устройства пищеварительной системы птицы и очень интенсивный уровень обмена веществ у них вызывает необходимость производства полнорационных сухих комбикормов в зависимости от поло-возрастного фактора птицеводства.

Учитывая вышеназванные причины, в РСО-Алания перед специалистами Министерства сельского хозяйства и научными работниками, специализирующимися в производстве животноводческой продукции и укреплении кормовой базы, встали неотложные вопросы стратегического и тактического планирования дальнейшего неуклонного роста продукции птицеводства, подкрепленное производством необходимого количества комбикормов, сбалансированных, согласно физиологических норм кормления.

В 1980-1990 годах в республике была создана производственно-техническая база, позволившая производить в год более 8 тыс. тонн мяса птицы и до 70 млн штук яиц. Однако в силу объективных причин в период с 1991 по 1997 год производство мяса птицы сократилось в 7, яиц в 3,5 раза, потребление мяса птицы на душу населения снизилось с 10,6 кг до 2,5 кг, яиц - с 254 до 127 штук в год.

В целях сохранения и максимального использования производственного потенциала птицеводческих предприятий в ноябре 1998 года была принята «Программа развития птицеводства в республике Северная Осетия-Алания на 1999-2003 годы», которая позволила за последние 5 лет увеличить производство мяса птицы с 970 до 2800 тонн, яиц - с 15,2 до 18,6 млн штук.

Решающее значение для внедрения научно обоснованного концептуального подхода имеет правильное конструирование инновационного менеджмента предприятий - производителей кормовых концентратов, и птицефабрик - их потребителей. Экономические выгоды от решения этой проблемы трудно переоценить.

В ближайшие 5 лет не следует ориентироваться на большой рост поголовья кур-несушек, поскольку экономически целесообразно сосредоточиться на повышении их продуктивности за счет экономической эффективности инновационных процессов в интенсивном птицеводстве. Известно, что основным фактором формирования себестоимости птицеводческой продукции являются затраты кормов. И в этом случае следует обратить внимание, во-первых, на уровень кормления птиц, во-вторых, на себестоимость базисных кормовых компонентов и, в-третьих, на улучшение их качества.

Вместе с тем, дальнейшее развитие отрасли птицеводства в РСО - Алания, рост производства продукции птицеводства сдерживается изношенностью птицеводческих объектов и технологического оборудования, большим дефицитом зерна и сложностями в сбыте продукции.

Учитывая важную роль птицеводства в обеспечении населения республики качественными продуктами питания собственного производства, за счет использования внутренних резервов птицепредприятий и оказания соответствующей государственной поддержки в развитии отрасли нами совместно со специалистами отделов животноводства и кормопроизводства, объединений «Птицепрома» и ОАО «Бесланский комбикормовый завод» была предложена и утверждена Правительством Республики Северная Осетия-Алания «Программа развития птицеводства в Республике Северная Осетия-Алания на 2007-2010» годы, предусматривающая рост производства мяса птицы и яиц в два раза.

Новые рыночные условия, вылившиеся в значительный диспаритет цен между производимой продукцией и стоимостью материально-технических и энергетических ресурсов,

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

сокращение государственной поддержки и отсутствие оборотных средств, ставят птицеводческие предприятия в тяжелое финансовое положение. Поэтому стратегическое планирование увеличения производства продукции птицеводства за 5 лет в республике подразумевает оздоровление финансовой поддержки отрасли. Исходя из этого, в указанной программе предусмотрено:

1. Руководителям и специалистам птицеводческих предприятий в процессе производства предусматривать и осуществлять меры, обеспечивающие снижение себестоимости производимой продукции и рентабельное ведение отрасли.

2. Ежеквартально выделять из Республиканского бюджета дотации птицеводческим предприятиям на содержание племенного маточного поголовья и за реализованные в республике мясо птицы и яйцо по ставкам, принятым Правительством республики.

3. Выделять птицеводческим предприятиям финансовые средства, предусмотренные в республиканском бюджете на проведение противоэпизоотических мероприятий.

4. Оказывать финансовую поддержку в приобретении племенной продукции и внедрении высокопродуктивных пород и кроссов птицы.

5. Ежегодно в бюджете республики для птицеводческих предприятий предусматривать финансовые средства на возвратной основе для приобретения материальных ресурсов в соответствии с представляемыми предприятиями и принимаемыми Министерством финансов республики расчетами.

6. С целью недопущения финансового дефицита в производстве и дальнейшем развитии предприятий налаживать тесное сотрудничество с банками республики, предоставляющими кредиты на взаимовыгодных условиях.

Ситуация действительно сложна. На строительство комбикормовых и птицеводческих предприятий затрачены огромные средства, а производственные мощности сегодня загружены лишь на 30-50%. Этому способствовали также опережающие темпы роста цен на сырье для производства комбикормов, по сравнению с их ростом на птицеводческую продукцию. Кроме того, ухудшилась обеспеченность комбикормовых заводов фуражным зерном. Обострилась белковая проблема. На рыбную муку, соевый шрот установились мировые цены. При такой системе показатели работы птицеводческих предприятий в Северной Осетии оставались посредственными, в пределах 50%.

Передел собственности во всех отраслях народного хозяйства, отсутствие инвестиций, низкое финансирование научных учреждений привело к развалу системы сложившейся в советский период развития общества. Однако маркетинговые исследования рынка показывают, что общество требует качественной и дешевой отечественной продукции. Постоянно снижается спрос на импортную сельскохозяйственную продукцию.

Как бы тщательно не была проведена оценка эффективности, внедрение нового товара или технологий это всегда риск. В регионах, ориентированных на развитие производства птицеводческой продукции, должна создается специальная структура анализа состояния материально-технического состояния товаропроизводителей всех форм собственности, чтобы вести грамотное тактическое планирование организационно-экономических приемов по укреплению их материально-технического базы и минимизации рисков при их выведении на рынок. Однако и крупным птицефабрикам и более мелким товаропроизводителям всех форм собственности требуется государственная поддержка.

В теоретическом плане определяющими элементами стратегии предприятий всех форм собственности являются решения о размещении ресурсов для внедрения инноваций и создания конкурентных преимуществ в современный период. Решение о размещении ресурсов - это выбор предприятий и рынков, на которых будут внедряться технологические или организационные инновации. В стратегическом рыночном менеджменте для оптимизации решения данных задач рекомендуется использовать матрицу направлений материально-технических и финансовых вливаний в развитие отрасли.

Нами совместно со специалистами объединения «Птицепром» РСО - Алания и планово-экономического отдела Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики был проведен комплексный анализ состояния материально-технической базы товаропроизводителей всех форм собственности, на основе чего были представлены расчеты, определяющие тактические подходы при планировании организационно-экономических мероприятий по укрепле-

нию материально-технической базы региональной отрасли птицеводства. Они вошли в основу «Программы развития птицеводства в Республике Северная Осетия-Алания на 2004-2008» годы.

Намечаемые в программе объемы роста производства мяса птицы и яиц будут решаться за счет укрепления материально-технической базы отрасли. Анализ состояния птицеводческих предприятий свидетельствует о том, что созданная в 80-е годы материальная база птицеводства сегодня находится в критическом состоянии. На птицеводческих предприятиях из 89 птичников сегодня работает 58, остальные требуют капитальной реконструкции, в них нет технологического оборудования. В так называемых «рабочих» птичниках 80 процентов технологического оборудования практически эксплуатируются 2-3 нормативных сроков, и сами птичники требуют капитального ремонта. В аналогичном состоянии находятся линии по убою и переработке птицы, холодильное хозяйство, кормоцеха и другие объекты птицеводства.

Для частичного восстановления птицеводческих объектов, приобретения и установки технологического оборудования по самым минимальным расчетам на 2004-2008 годы необходимо 69,3 млн рублей. Распределение финансовых средств по укреплению материально-технической базы товаропроизводителей всех форм собственности в РСО-Алания представлено в табл. 1.

Таблица 1

Мероприятия по укреплению материально-технической базы птицеводства

РСО-Алания на 2004-2008 гг.

Наименование предприятий, объекта и работ Кап. Вложения всего: В том числе по годам

2004 2005 2006 2007 2008

По птицефабрике «Северо-Осетинская»

Реконструкция кормоцеха 1500 1500 - - - -

Капитальный ремонт с установкой клеточного оборудования 5 корпусов откормочников 25000 5000 5000 5000 5000 5000

Реконструкция 1 корпуса для содержания кур-несушек 800 - 800 - - -

ИТОГО: 27300 6500 5800 5000 5000 5000

По ГППП «Михайловское»

Строительство кормоцеха 1700 1700 - - - -

Строительство навозохранилища в Урухском цехе 300 300 - - - -

Газификация Эльхотовского цеха 900 900 - - - -

Установка технологического оборудования КРМ-12 в 2-х птичниках Эльхотовского цеха 1300 - 1300 - - -

Газификация Моздокского птицецеха (работы выполнены) 1200 1200 - - - -

Строительство котельной на центральной усадьбе 3000 - 2000 1000 - -

ИТОГО: 8400 4100 3300 1000

В течение всего периода развития птицеводства до 90-х годов в стране происходило усиление роли специализированных птицеводческих предприятий, производство продукции в которых осуществлялось на промышленной (интенсивной) основе. В этом направлении был перестроен и колхозно-совхозный сектор птицеводства региона.

Сложившееся состояние дел в птицеводстве, наряду с другими причинами (объективного и субъективного характера), в значительной мере объясняется отсутствием конкуренции в полном смысле слова и, как следствие, низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Расчеты показали, что среднегодовые темпы прироста объемов производства яиц в стране до 1990 г. составили 20%, мяса птицы - 40-60%. Затем произошел резкий спад производства (соответственно в 3-4 раза). Примерно аналогичная картина в Северной Осетии-Алании.

Таким образом, вхождение в рынок оказалось более сложным процессом, чем казалось, и требует вдумчивого подхода, государственного и регионального регулирования, развития инициативы и самостоятельности со стороны птицеводческих предприятий.

В то же время следует особо подчеркнуть, что политико-правовые воздействия, имеющие двоякий характер (ограничивающие санкции и поддержание), могли бы быть направлены на поддержание и стимулирование птицеводческих предприятий. Кроме того, стратегическое планирования производства птицеводческой продукции подразумевает суммирование результатов тактических приемов увеличения производства птичьего мяса и куриных яиц.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Основой выполнения производственной программы по увеличению в 2 раза в течение 5 лет выпуска мяса птицы и куриных яиц является наличие собственной племенной базы. За последние годы на базе Госплемптицепредприятия «Михайловское» создана племенная база для производства инкубационных яиц кур мясных пород, позволяющая обеспечить потребности хозяйств и население республики. Имеется и маточное стадо кур мясо-яичного направления «Адлерская серебристая», пользующаяся повышенным спросом у населения. Имеются маточные стада кур мясных пород на птицефабрике «Северо-Осетинская» и Агрокомбинате «Дон».

Вместе с тем, в республике практически отсутствует племенное стадо кур яичных пород и хозяйства вынуждены завозить молодняк для комплектации промышленного стада кур-несушек из-за пределов республики. Учитывая накопленный положительный опыт ГППП «Михайловское» в совершенствовании маточных стад кур мясных пород, планируется возложить на это предприятие основную работу по развитию и увеличению племенной продукции в тесной связи с птицеводческими хозяйствами, колхозами и совхозами республики, занимающимися птицеводством, для чего оказывать ему необходимую материально-техническую и финансовую помощь. Для приобретения племенной продукции ежегодно требуется не менее 12 млн руб.

Повышение эффективности работы птицеводческих предприятий по производству мяса должно строиться на основе нового понимания экономического роста, в частности, производства крупных цыплят-бройлеров, лучшей организации маркетинга и сбыта. Процесс дальнейшего развития и углубления бройлерного производства зависит от принятия решений по ускорению разработки новой продукции, обеспечивающей конкурентоспособность птицеводческих предприятий. Нами изучены особенности роста и развития цыплят-бройлеров изменение затрат кормов и на основе этого определить два вида продуктов: мясной цыпленок порционного типа с живой массой до 1500 г в возрасте 7-8 недель; цыплёнок среднего типа с живой массой свыше 2000 г в возрасте 9-11 недель. В настоящее время фактически производится порционный мясной цыпленок, а для получения полуфабрикатов и кулинарных изделий нужны крупные мясистые тушки с выходом мяса грудной мышцы до 30%.

Быстрый рост производства мяса в республике в целом обеспечивается в основном за счет отрасли птицеводства, на птицефабриках удалось сохранить основу материально-технической базы, кадры и технологии. При устойчивом развитии кормовой базы и рациональном использовании генетического потенциала высокопродуктивных пород и кроссов птицы в ближайшие пять лет есть возможность удвоить производство мяса птицы и довести его в 2008 году до 7900 тонн, в том числе по предприятиям.

литература

1. Афанасьев В. Научно-техническое обеспечение комбикормового производства // Комбикорма. 2005. № 6.

2. Басаев Б.Б., Басиев К.А., Бесолов Ф.Э. и др. Система ведения агропромышленного производства. Владикавказ: Иристон, 2002.

3. Бутковский В. Первый всероссийский экономический форум предприятий АПК // Комбикорма. 2006. № 1.

4. ШутьковА. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // АПК: Экономика, управление. 2000. № 1.

КРАСНЮК Л.В., НОВОСЁЛОВА Н.Н.

НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В наиболее общепринятом значении, совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы агропромышленного комплекса предусматривается по ряду направлений.

Первое направление повышения эффективности механизма государственного регулирования - совершенствование кредитной и налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.