Научная статья на тему 'Применение оперативного планирования процесса перевозок грузов помашинными отправками в микрои особо малой автотранспортных системах с учетом вероятностных факторов'

Применение оперативного планирования процесса перевозок грузов помашинными отправками в микрои особо малой автотранспортных системах с учетом вероятностных факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОГРАММНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MOTOR TRANSPORTATION SYSTEMS / PLANNING OF TRANSPORTATION OF GOODS / PROBABILISTIC FACTORS / PROGRAM SOFTWARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ловыгина Н. В., Витвицкий Е. Е., Антипенко Н. Ф.

Разработанные вероятностные модели описания функционирования микро и особо малой автотранспортных систем, методика их применения и ее программно-математическое обеспечение позволяют осуществлять планирование, учитывая дискретный характер транспортного процесса, определять возможные плановые величины выработки и результаты функционирования при планировании перевозок грузов в городах, в требуемое время и с достаточной точностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ловыгина Н. В., Витвицкий Е. Е., Антипенко Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF OPERATIONAL PLANNING OF PROCESS OF TRANSPORTATION OF GOODS OF CAR-BY-CAR BY SENDINGS IN MICRO AND ESPECIALLY SMALL MOTOR TRANSPORTATION SYSTEMS TAKING INTO ACCOUNT PROBABILISTIC FACTORS

The developed probabilistic models of the description of functioning of micro and especially small motor transportation systems, technique of their application and its program software allow to carry out planning, considering discrete nature of transport process, to determine possible planned sizes of development and results of functioning when planning transportation of goods in the cities, in demanded time and with a sufficient accuracy.

Текст научной работы на тему «Применение оперативного планирования процесса перевозок грузов помашинными отправками в микрои особо малой автотранспортных системах с учетом вероятностных факторов»

УДК 656.1

Н.В. Ловыгина, Е.Е. Витвицкий, Н.Ф. Антипенко

ПРИМЕНЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ПОМАШИННЫМИ ОТПРАВКАМИ В МИКРО- И ОСОБО МАЛОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ С УЧЕТОМ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ФАКТОРОВ

Разработанные вероятностные модели описания функционирования микро и особо малой автотранспортных систем, методика их применения и ее программноматематическое обеспечение позволяют осуществлять планирование, учитывая дискретный характер транспортного процесса, определять возможные плановые величины выработки и результаты функционирования при планировании перевозок грузов в городах, в требуемое время и с достаточной точностью.

Автотранспортные системы; планирование перевозок грузов; вероятностные факторы; программно-математическое обеспечение

N. V. Lovygina, E.E.Vitvitsky, N.F.Antipenko APPLICATION OF OPERATIONAL PLANNING OF PROCESS OF TRANSPORTATION OF GOODS OF CAR-BY-CAR BY SENDINGS IN MICRO AND ESPECIALLY SMALL MOTOR TRANSPORTATION SYSTEMS TAKING INTO ACCOUNT PROBABILISTIC FACTORS

The developed probabilistic models of the description of functioning of micro and especially small motor transportation systems, technique of their application and its program software allow to carry out planning, considering discrete nature of transport process, to determine possible planned sizes of development and results of functioning when planning transportation of goods in the cities, in demanded time and with a sufficient accuracy.

Motor transportation systems, planning of transportation of goods, probabilistic factors, program software

Повсеместно наблюдаются отклонения в ежедневной работе автомобилей (преждевременное прибытие либо опоздания по графику). Причинами отклонений является влияние вероятностных факторов, полный перечень которых установить не представляется возможным [1].

Практика выполнения перевозок грузов автотранспортными средствами показала, что реально существует множество автотранспортных систем перевозок грузов (АТСПГ), отличающихся друг от друга многими особенностями, которые обусловили подход к выработке языка описания и математической формулировке функционирования конкретной АТСПГ, что отражено в классификации и моделях АТСПГ, разработанных в СибАДИ. Среди них выделяются микро (Smukpo) и особо малые (Som) АТСПГ, получившие в настоящее время широкое распространение в экономике государства. В Smukpo и Som АТСПГ работает один автомобиль в силу ограниченности заявки обслуживаемой клиентуры. Несмотря на то, что объем перевозок в указанных АТСПГ невелик, таких АТСПГ на практике наблюдается ежедневно значительное количество и от того насколько качественно спланированы перевозки, зависят себестоимость готовой продукции (услуг) и конечные результаты деятельности грузоотправителей и грузополучателей.

Обзор состояния теории грузовых автомобильных перевозок показал, что для Smukpo и Som имеются теоретические и методические решения для перевозок грузов автомобилями помашинными отправками, но разработаны они без учета вероятности протекания транспортного процесса [4].

В СибАДИ было выполнено совершенствование положений теории грузовых автомобильных перевозок за счет разработки вероятностных моделей описания функционирования Smukpo и Som [2,3]. Наряду с полезным эффектом использования разработанных моделей появился отрицательный момент - возросла количественная и качественная сложность математических зависимостей и их применения, что стало основанием необходимости создания инструмента, упрощающего практическое применение моделей и восприятие полученных результатов. Поэтому была разработана методика применения вероятностных моделей описания функционирования Smukpo и Som (Smukpo и S ом ) и ее программно-математическое обеспечение (рис. 1) [5].

На первом этапе пользователь определяется с необходимостью учета в расчетах вероятностных отклонении ТЭП. Далее пользователь выбирает в какой АТСПГ выполняются расчеты, выбор производится среди двух АТСПГ по двум подходам:

• расчет результатов работы в Smukpo и Som (подход детерминированный)

• расчет результатов работы в Smukpo и Sом (подход вероятностный).

Поскольку в Som (S’ом) могут использоваться четыре вида маршрута, но в конкретной АТСПГ применяется один, на третьем этапе выбирается один из четырех указанных маршрутов. На практике может проявляться вероятностное влияние, как одного из двух факторов (VT или tnB), так и их возможных комбинаций, поэтому на четвертом этапе пользователь выбирает, какие именно вероятностные ТЭП (VT или tnB) и в каких комбинациях будут учитываться в расчетах (см. рисунок). На пятом этапе рассчитывается план перевозок грузов по детерминированным моделям Smukpo и Som и разработанным вероятностным моделям Smukpo и Sом. Затем выполняется оценка полученных результатов, результаты расчета, например для Smukpo, представляются в таблице.

Результаты планирования перевозок в Бмикро

М И К Р О С И С Т Е М А

Показатели Детерминированный подход Вероятностный подход

-я; -я + ^ +я + ^ -я +я -я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Общее количество ездок, ед. 4 4(5) 3 4 4(6) 4 4(7) 3 4

Выработка автомобиля за смену, т 20 20(25) 15 20 20(30) 20 20(35) 15 20

Выработка автомобиля за смену, ткм 400 400 (500) 300 400 400 (600) 400 400 (700) 300 400

Общий пробег автомобиля, км 164 164 (204) 124 164 164 (244) 164 164 (284) 124 164

Фактическое время нахождения автомобиля в наряде, ч 8,56 8,56 (8,99) 8,18 10,24 8,56 (10,24) 8,9 8,56 (9,6) 9,43 9,15

Если результаты таблицы удовлетворяют перевозчика и заказчика, то заявка принимается к исполнению и выполняется восьмой этап. В противном случае осуществляется возврат во второй или четвертый этапы.

Возврат во второй этап производится также, когда изменилась транспортная схема или исходные величины ТЭП. Возврат в четвертый этап производится также, когда требуется выбрать другой фактор или иной шаг (диапазон, исходные данные) расчетов.

Используя профессионально-логический подход и результаты таблицы, грузоотправитель и перевозчик принимают решение о количестве груза, которое гарантированно будет перевезено в известных условиях, и количестве груза, для перевозки которого необходимы дополнительные действия и средства.

Разработанные вероятностные модели описания функционирования Sмикро и Sом, методика их применения и ее программно-математическое обеспечение (ПМО) позволяют осуществлять планирование, учитывая дискретный характер транспортного процесса, определять возможные плановые величины выработки и результаты функционирования при планировании перевозок грузов в городах, в требуемое время и с достаточной точностью.

Внедрение результатов работы в практику обучения студентов СибАДИ позволило повысить качество подготовки специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта. Научную и практическую значимость полученные результаты представляют для аспирантов и соискателей, занимающихся исследованиями в области совершенствования теории и практики организации перевозок, экономики и управления на автомобильном транспорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хохлова Н.В., Николин В.И. Необходимость учета вероятности в управлении транспортным производством // Автотранспортное предприятие. 2008. №7. С. 54-55.

2. Хохлова Н.В., Николин В.И. Модель микросистемы с учетом вероятностных факторов // Перспективы развития транспорта в XXI веке: материалы I научной межвузовской Интернет-конференции, г. Иркутск, 28-30 ноября 2007 г. Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2007. С. 120-123.

3. Хохлова Н.В. Модель особо малой системы с учетом вероятностных факторов // Межвузовский сборник трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. Омск: СибАДИ, 2008. Вып. 5. Ч. 1. С. 332-335.

4. Ловыгина Н.В., Витвицкий Е.Е. Возможность влияния случайного отклонения на процесс автомобильных перевозок // Технология, организация и управление автомобильными перевозками: сб. науч. тр. №2. Омск: СибАДИ, 2009. С. 40-48.

5. Ловыгина Н.В., Витвицкий Е.Е. Программно-математическое обеспечение оперативного планирования процесса перевозок грузов помашинными отправками в микро и особо малой автотранспортных системах с учетом вероятностных факторов. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15857 от 25.06.2010). Государственная академия наук, Российская академия образования, институт научной информации и мониторинга, объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование». г. Москва, 2010.

маятниковый маршрут, с обратным груженым пробегом;

маятниковый маршрут, с обратным груженым пробегом не на всем расстоянии перевозок груза; маятниковый маршрут, с обратным груженым пробегом, но разной загрузкой кольцевой маршрут

Ловыгина Надежда Васильевна -

кандидат технических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирской автомобильнодорожной академии (СибАДИ)

Витвицкий Евгений Евгеньевич -

доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Организация перевозок и управление на транспорте» Сибирской автомобильно-дорожной академии (СибАДИ)

Антипенко Наталья Федоровна -

старший преподаватель кафедры «Информационные технологии», заместитель декана факультета «Нефтегазовая и строительная техника» Сибирской автомобильно-дорожной академии (СибАДИ)

Nadezhda V. Lovygina -

Candidate of Technical Sciences, the associate professor «The organization of transportations and management on transport» the Siberian automobile and road academy.

Evgeny E. Vitvitsky -

Doctor of Engineering, the associate professor, the head of the department «The organization of transportations and management on transport» the Siberian automobile and road academy.

Natalia F. Antipenko -

the senior teacher of Information Technologies chair, the deputy dean of faculty «Oil and gas and construction equipment» the Siberian automobile and road academy

Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.