УДК 342.98
П. А. Волков, М. М. Ченцова
Применение огнестрельного оружия сотрудниками органов
внутренних дел: проблемы практики и возможные пути ее совершенствования
В статье рассматриваются проблемы, возникающие у сотрудников органов внутренних дел при применении огнестрельного оружия в служебной деятельности при исполнении должностных обязанностей. Акцентируется внимание на возникающие сложности морального характера при наличии различных обстоятельств. Сформулирован ряд выводов о необходимости совершенствования действующего законодательства в части, касающейся оснований применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.
In the article, the authors consider the problems encountered by employees of the internal affairs bodies in the use of firearms in official activities in the performance of official duties; focuses on the emerging complexity of a moral nature in the presence of various circumstances. A number of conclusions were formulated on the need to improve the current legislation regarding the grounds for the use of firearms by law enforcement officers.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, сотрудники полиции, проблемы применения, пути совершенствования.
Key words: firearms, police officers, problems of use, ways of improvement.
Характерными чертами развития современного российского общества являются нестабильность, увеличение количества правонарушений и преступлений, в том числе отличающихся особой агрессивностью и жестокостью и затрагивающих право на жизнь, здоровье и свободу человека.
Главной задачей любого государства, безусловно, является защита граждан, их прав, жизни, здоровья и имущества. Для этого государство имеет в распоряжении широкий арсенал правовых средств. Меры административного пресечения занимают одно из главных мест в системе таких правовых средств. Само же пресечение представляет собой потребность в защите законных интересов граждан, прекращение совершения противо-
© Волков П. А., Ченцова М. М., 2018
220
правных деяний и ликвидацию подобных угроз. Необходимо отметить, что характер мер пресечения, их масштаб и интенсивность должны отвечать критериям достаточности для выполнения этих целей.
Государство, выполняя закрепленную в Конституции обязанность по защите прав человека и гражданина, наделяет сотрудников правоохранительных органов специальным правом - правом применения огнестрельного оружия. Для того чтобы регламентировать действия сотрудников во время возникновения различных жизненных ситуаций, связанных с риском и опасностью, законодатель предусматривает случаи, при которых разрешается применять огнестрельное оружие с причинением вреда здоровью посягающего или лишением его жизни [4].
В соответствии с действующим законодательством, целью применения огнестрельного оружия является поражение определенного лица или лиц, производимое для достижения цели, определенной конкретным условием применения огнестрельного оружия, соответствующим положениям ст. 23 Федерального закона «О полиции» [6].
Неоднозначность оценки действий сотрудников полиции при применении ими огнестрельного оружия свидетельствует о том, что между нормами права существуют противоречия, следствиями которых является необоснованное привлечение сотрудников полиции к ответственности, не только дисциплинарной, но и к уголовной.
К сожалению, ежегодно при исполнении своих служебных обязанностей гибнут сотрудники полиции. По данным МВД России, в 2010 г. погибло более 400 правоохранителей, в 2011 и 2012 гг. - более 300 полицейских. В последующих годах статистика улучшилась, но количество погибших всё же остаётся достаточно высоким. Фактически, каждый день в нашем государстве гибнет один полицейский, 3-4 полицейских получают травмы и ранения [9]. По большей части гибель и ранения сотрудников происходят во время задержания преступников и отражения нападений, направленных на завладения их табельным огнестрельным оружием.
Таким образом, можно констатировать, что в обществе в целом возникает следующая ситуация: на фоне непрерывного роста количества насильственных преступлений у сотрудников правоохранительных органов нарастает страх применять оружие. Одновременно при росте деяний, связанных с применением насилия в отношении сотрудников органов внутренних дел, оружие для отражения нападения практически ими не применяется.
Необходимо также сказать, что вопрос применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия регулируется и другими отраслями российского законодательства и представляет собой комплекс взаимосвязанных правовых норм, выступающих отражением подавляющего большинства юридически значимых сторон применения данных мер принуждения. Например, в уголовном законодательстве деятельность сотрудника полиции регулируется нормами Уголовного кодекса Российской Федерации о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление. Следует помнить, что данные уголовно-правовые нормы распространяются и накладывают существенный отпечаток на действия сотрудников органов внутренних дел, связанные с применением физической силы, специальных средств и табельного огнестрельного оружия. Тем не менее, что при применении оружия необходимо учитывать критерий соразмерности вреда, причиняемого правонарушителям. Сотрудники правоохранительных органов освобождаются от ответственности за причинение физического, морального и материального вреда, нанесенного ими в связи с применением специальных мер принуждения в тех случаях, когда не было допущено превышения пределов необходимой обороны, крайней необходимости или превышения мер, необходимых для задержания. Наряду с этим, критерии соизмеримости вреда, причиненного сотрудником полиции правонарушителю, и силы оказываемого противодействия ФЗ «О полиции» не раскрывает.
Поэтому считаем, что проблема применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов нуждается в подробном изучении, анализе практики применения, детальной проработке и разъяснении.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим действия сотрудника полиции при применении огнестрельного оружия, является Федеральный закон «О полиции». Оценка действий полицейских следует практически сразу после применения ими огнестрельного оружия и производится в ходе служебной проверки или, что еще хуже, в ходе расследования уголовного дела. Главной задачей служебной проверки является обеспечение правовой защиты сотрудника полиции, применившего оружие при выполнении своих служебных обязанностей. Соблюдая принцип презумпции невиновности, во время проведений таких проверок закон не дает право считать сотрудника виновным в неправомерном применении оружия. Однако на основании складывающейся практики, той точки зрения, которая освещается в СМИ, полицейские часто выступают теми, кто преступает закон.
Не стоит забывать, что эти «ошибки» могут послужить и общему подрыву авторитета как полиции, так и Министерства внутренних дел в целом. Ведь каждый факт необоснованного применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия негативно отражается во всех системах средств массовой информации, что влияет на отношение всего населения страны (общества в целом) к деятельности правоохранительных органов.
По нашему мнению, следует обозначить некоторые причины, влияющие на своевременное и правомерное применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции, в том числе:
1) проблема, связанная с уровнем служебной, боевой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел;
2) страх сотрудников полиции перед дисциплинарной и, тем более, уголовной ответственностью в результате применения ими огнестрельного оружия;
3) чрезмерно подробная регламентация действий сотрудников при применении огнестрельного оружия.
При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции приходится сталкиваться с ситуациями, связанными с оказанием сопротивления со стороны преступников. Успех в таких случаях обусловлен квалификацией полицейского, его готовностью к отражению силового противодействия, психологической устойчивостью и правовой подкованностью. Безопасность сотрудника напрямую зависит от умения грамотно применять на практике различные способы принуждения, связанные с физической силой, специальными средствами, огнестрельным оружием. В этой связи сотрудник органов внутренних дел обязан постоянного совершенствовать свои знания в области права, навыки владения боевыми приёмами борьбы, обращения со специальными средствами и с огнестрельным оружием, поддерживать физическую форму.
Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 31марта 2015 г. № 385 [8] и предусматривает, что профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудников в целях совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В 2011 г. в связи с переаттестацией сотрудников подразделений полиции многие были уволены из рядов органов внутренних дел. 13 июля 2015 г. президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о сокращении еще на 110 тыс. человек штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации [1]. По словам министра внутренних дел В. А. Колокольцева: «В территориальных органах МВД на уровне субъектов и подчинённых им учреждениях сокращено 68 тыс. 39 единиц, в том числе 43 тыс. 321 единица в учреждениях вневедомственной охраны полиции» [5].
Теперь остановимся на тех типичных характеристиках, когда в отношении сотрудника применяется именно огнестрельное оружие. К таким характеристикам относят:
1) ограниченность времени на извлечение оружия из кобуры и приведение его в готовность;
2) трудности при обнажении оружия, которые обусловлены погодными условиями и временем года;
3) неприцельная стрельба на коротких дистанциях;
4) стрельба в движении и по подвижной цели из различных положений с использованием естественных укрытий;
5) стрельба в особых условиях: ночью, против солнца или источника света, сверху вниз или снизу вверх;
6) напряженность и страх от возможности причинения вреда прохожим, их имуществу или быть убитым и раненым самому.
Таким образом, в случае ведения огневого контакта с правонарушителем, на сотрудника полиции действуют множество как внутренних (психологических), так и внешних факторов.
Безусловно, без законодательного совершенствования сферы применения полицейскими огнестрельного оружия все предложения как по расширению правомочий, так и их ограничению, не будут создавать необходимого эффекта.
Думается, что в нормах, устанавливающих правомерность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление либо административное правонарушение, прослеживается «забота» о преступнике, а не о государственном служащем.
Список литературы
1. Владимир Путин подписал указ о сокращении каждого десятого полицейского // Интернет-ресурс. - URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-426811.html.
2. Власть. Российская газета // Интернет-ресурс. - URL: http:// www. rg.ru/2013/10/30/reforma-mvd-site.html.
3. Депутат Госдумы утверждает, что в 2017 году в МВД может пройти новое сокращение // Интернет-ресурс. - URL: http://tass.ru/politika/2243688http:// tass.ru/politika/2243688.
4. Калмыков Г.И. Правовые, организационные и тактические основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 21 с.
5. Колокольцев: центральный аппарат МВД России сокращен на 10% // Интернет-ресурс. - URL: http://tass.ru/politika/2271268http://tass.ru/politika/2271268.
6. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Парламентская газ. - № 52-53. -02-08.12.2011.
8. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 (ред. от 26.07.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 № 37228). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179599/
9. Полицейские России получат специальную боевую подготовку // Интернет-ресурс. - URL: http://newsland.com/user/4296648054/content/4600120.