Научная статья на тему 'Применение обратной силы уголовного закона в отношении лиц, отбывающих наказание, в условиях Концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года'

Применение обратной силы уголовного закона в отношении лиц, отбывающих наказание, в условиях Концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ КАРАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ / ОТКРЫТОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / ОСУЖДЕННЫЙ / ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА / ПРАВОЗАЩИТНИК / HUMANIZATION OF PENAL POLICY / CRIMINAL JUSTICE / TRANSPARENCY OF THE CORRECTIONAL SYSTEM / THE SUSPECT / CONVICTED / RETROACTIVE CRIMINAL LAW / LAW PROTECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обернихина Олеся Валерьевна

в статье рассматриваются актуальные вопросы практического применения положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Основная идея статьи раскрытие вопроса о невозможности полного применения положений Концепции в связи со слабой проработанностью теоретической базы, что не позволяет правомерно решить вопрос о действии ст. 10 УК РФ и ст. 17-19 Конституции РФ в отношении лиц, отбывающих наказание, что влечет за собой нарушение основополагающих прав человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обернихина Олеся Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROACTIVE APPLICATION OF THE CRIMINAL LAW AGAINST INMATES UNDER THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE RF PENAL SERVICE UNTIL 2020

The article contains a current practical application of the provision of the Concept of the RF Penal Service until 2020 (further-the Concept) in respect of persons serving sentences in places of imprisonment. The Concept positions are not applied completely because of imperfection of its theoretical base. It doesnt allow to solve the problem of a full application of the RF Criminal Code art. 10 and the RF Constitution art. 17-19 in respect to persons serving sentences. Such retrospective action of the law involves violation of fundamental human rights.

Текст научной работы на тему «Применение обратной силы уголовного закона в отношении лиц, отбывающих наказание, в условиях Концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года»

O.V. OBERNIHINA*

RETROACTIVE APPLICATION OF THE CRIMINAL LAW AGAINST INMATES UNDER THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF THE RF PENAL SERVICE UNTIL 2020

УДК 343.8 ББК 67.409.02 О-13

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы практического применения положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы РоссийскойФедерации до 2020 года в отношениилиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы Основная идея статьи - раскрытие вопроса о невозможности полного применения положенийКонцепции в связи со слабой проработанностью теоретической базы, что не позволяет правомерно решить вопрос о действии ст. 10 УК РФ и ст. 17-19 КонституцииРФ в отношениилиц, отбывающихнаказание, что влечет за собой нарушение основополагающих прав человека Ключевые слова: гуманизация карательной политики, уголовное правосудие открытость уголовно-исполнительной системы, подозреваемый, осужденный, обратная сила уголовногозакона, правозащитник.

ОЛЕСЯ ВАЛЕРЬЕВНА ОБЕРНИХИНА*

ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ СИЛЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ, В УСЛОВИЯХ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УИС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Annotation: The article contains a current practical application of the provision of the Concept of the RF Penal Service until 2020 (further-the Concept) in respect of persons serving sentences in places of imprisonment. The Concept positions are not applied completely because of imperfection of its theoretical base. It doesn’t allow to solve the problem of a full application of the RF Criminal Code art. 10 and the RF Constitution art. 17-19 in respect to persons serving sentences. Such retrospective action ofthe law involves violation of fundamental human rights.

Key words: humanization of penal policy, criminal justice, transparency of the correctional system, the suspect, convicted, retroactive criminal law, law protector.

В современной модернизации развития общественно-политической жизни огромную роль сыграла Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция). Грядущая перестройка системы видов исправительных учреждений повлечет за собой изменение не только самой системы исполнения наказаний, но и общественного мнения об уголовно-исполнительной системе в целом. Концепция преследует определенные цели, которые направлены на улучшение положения лиц, отбывающих наказания, а также тех, кто ожидает решения суда в следственных изоляторах. Подобные мотивации нововведений берут свое начало в международном опыте обращения и содержания лиц, совершивших преступные деяния, где, помимо достижения целей исправления осужденных, восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений, есть и не менее важные задачи, например соблюдение прав человека, гуманизация карательной политики, обеспечение последовательного и преемственного социально-реабилитационного воздействия на правонарушителя с момента попадания лица в сферу уголовного правосудия, создание последовательной системы постпени-тенциарной реадаптации лиц, освобожденных из

* Преподаватель

(Кузбасскийинститут ФСИН России) E-mail: Olesia.Obernihina@yandex.ru.

Актіально

Актуально

учреждений УИС, направленной на их социальное, экономическое; нравственное, психологическое и правовое благополучие. Все это и послужило толчкомк разработке Концепции и, учитывая перспективу ожидаемых положительных изменений, можно говорить о том, что российская система исполнения наказаний нуждалась в подобной корректировке уже давно.

Подобные качественные изменения в истории России не всегда приводили к желаемому результату. Как правило, для того чтобы максимально достичь поставленных целей, следует в первую очередь рассматривать не только ментальные особенности общества, в котором предполагаются изменения, но и готовность самой системы как на экономическом, социальном, так и на политическом уровне соответствовать поставленным задачам реформирования. Следует учесть, что развитие системы исполнения наказаний влечет за собой глобальные корректировки законодательных актов, и прежде всего Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов РФ.

Новый этап реформирования УИС начался в условиях целостной, сбалансированной, основанной на международно-правовых стандартах уголовной и уголовно-правовой политики.

У головная политика согласно мировым стандартам должна опираться на принципы неотвратимости и соразмерности наказания, использования заключения под стражу только в качестве крайней меры, защиты прав личности и уважения человеческого достоинства на всех стадиях отправления правосудия и исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика должна осуществляться на принципах:

- уважения прав, законных интересов и человеческого достоинства осужденных, ограничения этих прав и интересов лишь в той степени, в какой это необходимодля достижения целей уголовного наказания;

- защиты прав и законных интересов, уважения человеческого достоинства сотрудников УИС, содействия их профессиональному росту, предупреждения профессионального выгорания;

- нормализации условий в местах принудительного содержания для того, чтобы осужденные чувствовали себя полноценным субъектом социальных процессов и отношений;

- приближения места отбытия наказания к месту жительства семьи и (или) месту постпе-нитенциарной адаптации;

- открытости уголовно-исполнительной системы и максимального участия представите-

лей общества в социальной интеграции осужденных и иных аспектах деятельности УИС;

- соразмерности режимных требований целям уголовного наказания, обеспечению прав человека, защите прав потерпевших;

- применения заключения под стражу до вынесения приговора в качестве крайней меры защиты общественных интересов1.

Несмотря на стройность Концепции, члены Общественной палаты нашли в ней большое количество «дыр», которые образовались на месте поступивших от них неучтенных предложений. Так, в проекте нет ни слова об институте пробации - условного наказания, во время которого осужденный не отправляется в тюрьму, а помещается под надзор специальных органов. Правозащитники также не нашли в ней упоминания о правах оказавшихся в местах заключения женщин и детей. «Когда все это будет прописано, можно будет сказать, что система УИС повернулась лицом к людям», - заявил директор Института прав человека В. Гефтер.

Кроме того, в проекте реформы нет ни слова о пагубной роли следствия в жизни подозреваемых, вина которых еще не установлена судом В связи с этим члены Общественной палаты поспешили напомнить пример юриста фонда Hermitage Capital С. Магнитского, не получившего медицинской помощи и скончавшегося в следственном изоляторе.

Не представляется также возможным рассмотреть положение о действии ст. 10 УК РФ, а именно применение обратной силы уголовного закона в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, точнее, пересмотреть условия их содержания, изменения назначенного наказания в соответствии с коррективами законодательной базы. Подобная ситуация возникает и тогда, когда совершение преступлений и исполнение наказаний происходят в период действия одного закона, а принимаемый закон, вводя новые (как в Концепции) виды учреждений (тюрьмы), недостаточно прорабатывает условия, при которых ст. 10 УК РФ могла бы реализоваться в полном объеме, а не частично. Это порождает правотворческую и правоприменительную проблемы, решение которых связано с необходимостью принятия закона, который в большей степени обеспечивал бы охрану соответствующих интересов, прав и свобод личности и мог распространяться на деяния, совершенные в период действия уголовного закона, утратившего силу.

Следовательно, очень важно, чтобы законодатель, формируя закон такого рода, руковод-

ствовался едиными и общедоступными критериями, в основе которых лежали бы задачи по охране общественных отношений от преступных посягательств, права и свободы личности как приоритетной ценности российского общества и государства. Такой подход законодателя упростит правоприменительную практику в рассматриваемой области, обеспечит решение задач, стоящих перед Уголовным кодексом РФ, и реализацию уголовно-правовых принципов.

Относительно развития российского уголовного законодательства необходимо отметить важную роль Концепции. В тексте Концепции, в частности, указываются направления, которые позволят переосмыслить оценку порядка и условий исполнения наказания с новых позиций определения вида исправительного учреждения.

Реформу предлагается завершить к 2016 г. Это означает, что до этого срока все 500 тыс. осужденных должны быть переведены из колоний в тюрьмы. Но у половины из них сроки лишения свободы обязывают содержать их именно в колониях, ведь перевод в тюрьму -это ухудшениеих положения. Значит, нужен новый приговор суда, но за одно и то же преступление (хоть по международным нормам, хоть по российским законам) дважды не судят. Следовательно, не просчитаны в полной мере даже основополагающие положения реформы.

Фактически мы можем наблюдать следующее: в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, суд будет выносить решение на основании нового уголовного закона, и, как следствие, они будут отбывать наказание либо в колонии-поселении, либо в тюрьме в зависимости от тяжести совершенного преступления. Возникает логичный вопрос о том, что делать с теми лицами, в отношении которых суд вынес решение еще до вступления нового закона в силу, то есть лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 10 УК РФ «уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет». Справедливо предположить, что после вступления нового закона в силу в связи с тем, что наказание за содеянное усиливается, а закон обратной силы не имеет, отбывание наказания также не будет представляеться возможным по причине реформирования системы исправительных учреждений.

Итак, можно сделать вывод: по факту получается две категории лиц, на которых будет

распространяться новый закон: 1) лица, в отношении которых приговор не вступил в силу; 2) лица, в отношении которыхзакон уже вступил в силу, и они отбывают наказание. Если с первой категорией все более-менее понятно, то в отношении второй возникает масса вопросов, так как декриминализация деяний не произошла и смягчения наказания, как такового, тоже, следовательно, законодатель может двигаться только в направлении применения закона, иным образом улучшающего (ухудшающего положение лица.

Разработчики Концепции разъясняют, что изменение видов исправительных учреждений будет проходить в несколько этапов, то есть на территории одного ИУ одновременно будут организовываться новые виды тюрем и постепенно, в зависимости от освобождения тех, кто уже отбывает наказание, будут ликвидироваться старые2. Это означает, что отойти целиком от старой системы видов ИУ будет возможно только с освобождением последнего осужденного (по данным ФСИН России, такая возможность представится приблизительно в 2033 г.)3. Следовательно, ст. 10 УК РФ, как и ст. 2, 17-19 Конституции РФ, в отношении указанной категории лиц будут действовать ограниченно, что недопустимо в рамках политики нашего государства и ратифицированных международных актов.

Свою точку зрения по данному вопросу высказали и члены Общественной палаты. О. Зыков потребовал от чиновников ФСИН России и Минюста России четко ответить, ставит ли реформа во главу угла судьбу человека, попавшего в трудную ситуацию, или является простой бюрократической формальностью. На это авторы Концепции заявили, что обсуждение реформы пенитенциарной системы будет продолжено, а преобразования не ограничатся пе-речисленным4.

Можно лишь предполагать возможность пересмотра положения и ситуации в целом в отношении лиц, уже отбывающих наказание, в условиях динамического развития системы отбывания наказаний и надеяться на то, что положения Конституции РФ и Уголовногокодек-са РФ, а равно других федеральных законов и международных актов найдут свою реализацию на практике, а именно гуманизируют положение граждан, находящихся по обе стороны закона.

Как бы то ни было, но дальнейшая реализация положений Концепции зависит от конкретных законотворческих инициатив, направленных на реформирование данной сферы. Правозащитники и Общественная палата полага-

Актуально

Актуально

ют, что при разработке данных законопроектов органы власти учтут их принципиальные замечания и пожелания. И представители Минюста России, и общественники единодуш-

1 См.: Правозащитный центр «Русский вердикт». I

2 См.: http://www.pravo.ru/news/view/25080/

3 См.: http://www.rg.ru/2010/04/09/turma.html.

4 См.: http://www.gazeta.ru.

но сошлись во мнении о том, что в перспективе речь должна идти о принятии нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который будет отвечать современным реалиям.

/http: rusverdict@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.