Научная статья на тему 'Применение облачных технологий в современномобразовательном процессе'

Применение облачных технологий в современномобразовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Студент Самгту, Россия, Г.Самара Дмитрий Алексеевич, Студент Самгту, Россия, Г.Самара Алексей Павлович, Студент Самгту, Россия, Г.Самара Вероника Ивановна, Студент Самгту, Россия, Г.Самара Никита Игоревич, Золин Алексей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение облачных технологий в современномобразовательном процессе»

Применение облачных технологий в современном образовательном процессе

Семенов Дмитрий Алексеевич Григорьев Алексей Павлович Соломатина Вероника Ивановна Кунгурцев Никита Игоревич

Студенты САМГТУ, Россия, г.Самара Научный руководитель: Доцент кафедры Информационных технологий Золин Алексей Георгиевич

Внедрение информационных технологий во все отрасли современного производства, в бытовую и общественную жизнь стали неотъемлемой частью современного общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение писать и читать. Сегодня Интернет занимает важное место во всех областях человеческой деятельности.

Такие изменения не могли не затронуть современную систему образования. Благодаря использованию информационных технологий, в ходе обучения появились неограниченные возможности для индивидуализации учебного процесса. Возможность работы на компьютере и в Интернете позволяет обеспечивать эффективную организацию познавательной деятельности учащихся. Это рождает новый стиль мышления, повышает качество обучения и результативность знаний. Теперь учащиеся иначе подходят к организации своей учебной деятельности.

На протяжении уже пяти лет, активную позицию среди информационно-коммуникативных технологий занимают облачные технологии, которые значительно улучшают и упрощают электронное взаимодействие между преподавателями и учащимися.

Облачные технологии - это способ организации компьютерной инфраструктуры, которая

позволяет гибко распределять вычислительную мощность и объемы хранилища данных,

заключающиеся в объединении множества серверов под управлением специальных сетевых операционных систем, которые обеспечивают распределение этих ресурсов.

Можно выделить преимущества применения облачных технологий в образовательном процессе:

• доступность данных при наличии Интернет-соединения;

• экономия на обслуживании виртуальной инфраструктуры, на ее приобретении, поддержке, модернизации ПО, оборудовании, а также фактическом пользовании;

• хранение данных на сервере облачного хранилища не только экономит место на жестком диске компьютера и исключает использование традиционных носителей (флэш-карт), но и увеличивает скорость обработки и считывания информации;

• неограниченность вычислительных ресурсов. Процесс администрирования и масштабирования облаков становится легкой задачей, облако самостоятельно предоставляет необходимые ресурсы, а вы платите только за их использование;

• надежность облаков, находящихся в специально оборудованных центрах обработки данных. В этих центрах находятся резервные источники питания, защищенность, регулярное резервирование данных и высокая пропускная способность Интернет-канала;

• облако является достаточно высокой системой безопасности, однако, при невнимательном отношении, эффект может быть противоположным.

Так же, не стоит считать, что в данное время нет недостатков:

• постоянная необходимость наличия Интернет-соединения;

• стоимость оборудования. Для создания собственного облака нужно выделить не малые материальные ресурсы, которые могут позволить далеко не все образовательные учреждения;

• не все облачные хранилища позволяют пользователям извлекать промежуточные и финальные результаты с виртуального сервера, поэтому онлайновые результаты работы не всегда удобны;

• вопрос доверия. В современном мире далеко не все личные данные можно доверить какому-то стороннему провайдеру в Интернете;

• ненадежность хранимой информации. При потере информации, размещенной в облаке, данные удаляются навсегда;

• как упоминалось ранее, облака имеют достаточно надежную систему безопасности, однако, при небрежном отношении, есть риск проникновения злоумышленников, которые получат доступ к огромному хранилищу данных.

Анализируя традиционные методы обучения во всех формах обучения с целью определения эффективности процесса для достижения поставленной образовательной цели, можно выделить основные недостатки обучения:

• проблемы коммуникации;

• медленный темп изучения учебных материалов;

• незначительный объем знаний, усваиваемых учащимися;

• значительный удельный вес данных и знаний, которые получены учащимися в готовом виде от преподавателя, что влечет за собой отсутствие в данном случае самостоятельной работы, нацеленной на приобретение собственных знаний и их дальнейший анализ;

• незнание преподавателя степени усвоения знаний, переданных ученикам;

• преобладание словесных методов передачи знаний (лекции, семинары и т. п.), влекущих за собой появление объективных предпосылок рассеивания внимания;

• невозможность контроля учебного процесса учителем вне учебного времени;

• преобладание неэффективных методов заучивания материала вместо высокого уровня понимания знаний, изложенных преподавателем.

Для совершенствования образовательного процесса выделяют:

Частное облако —облако, расположенное в пределах одного подразделения или организации и предназначенное для коммуникации и использования данных в этой организации.

Примером частного облака может служить учебный тематический сайт, блог или форум.

Публичное облако — инфраструктура, целью которой является предоставление свободного использования информации широкой публике.

Можно привести пример, который иллюстрирует обращение к облачным услугам в процессе современного образования. Этим примером являются электронные почтовые сервисы. Электронная почта является инструментом коммуникации, передачи и хранения индивидуальных данных. Тенденция обмена информацией между учениками и преподавателями с помощью электронной почты стала довольно популярной за последние пять лет.

Применение в учебной деятельности средств Web 2.0, например, YouTube, сервис DocMe и Wiki-сайты, упрощают и ускоряют такие процессы как поиск информации, обработка и передача полученных данных. Благодаря данным сервисам у пользователя есть возможность в кротчайшие сроки бесплатно получить новейший контент.

Таким образом, частное и публичное облака решают следующие проблемы в традиционном образовательном процессе:

• частичное решение проблем коммуникации (комплексное решение проблем коммуникации будет рассмотрено ниже);

• значительно ускоряет темп изучения учебных материалов;

• увеличивает объем усвоенных знаний;

• позволяет быстро получать и обрабатывать требуемую информацию, приобретая при этом

• собственные знания и используя их для дальнейшего анализа;

• быстрый доступ к полному объему учебного материала устраняет последствия рассеянного восприятия информации на занятиях;

• использование электронной почты и электронной библиотеки повышает степень восприятия изложенных преподавателем знаний, активизируя познавательную деятельность учащихся.

Популярными инструментами решения проблем коммуникации в диаде «преподаватель-учащийся» являются электронная почта, интерактивное общение и общение в социальных сетях. Но из-за ограниченного объема функциональных возможностей и наличия большого количества развлекательной информации, в частности в социальных сетях, эти инструменты нельзя считать самыми эффективным для достижения поставленной образовательной задачи.

Решить эту проблему коммуникации можно, внедрив в образовательный процесс целенаправленные платформы на базе Microsoft. Например, решение Office 365 для образовательных учреждений, включающее в себя:

• один из самых современных и передовых почтовых систем Exchange Online;

• простой и очень удобный инструмент для общения Lync Online;

• создание портальных решений с помощью SharePoint Online;

• преимущество облачного сервиса Office 365 в том, что работать можно с любого компьютера, планшета или смартфона.

При заочной форме обучения, главной целью образовательного процесса являются результаты обучения с точки зрения полученных знаний, их понимания и возможности применения. Средства и методы обучения, используемые преподавателями для достижения эффективных результатов, отходят на второй план. Процесс преподавания в заочной форме обучения представляет собой активную образовательную деятельность студента, учитывая его личностные особенности и потребности, делая акцент на самостоятельной деятельности и на повышении личной ответственности за результаты обучения. Для преподавателя важно построить партнерские отношения со студентом и наладить с ним обратную связь, это позволит ему использовать различные средства контроля процесса обучения.

Для улучшения и ускорения передачи и обработки информации при заочной форме обучения следует использовать сайты и приложения, созданные с целью проведения тематических семинаров и опПпе-стажировок, видеосвязь и телеконференции (Skype, Google+Hangouts и т. п.). Эти средства являются удобными и незаменимыми помощниками в образовательном процессе, помогая решить проблемы коммуникации и презентации учебного материала.

Дополнительным и незаменимым помощником в образовательном процессе при заочной форме обучения является система удаленного управления компьютером. Она обеспечивает непосредственный доступ педагога к компьютеру учащегося, улучшая процесс интерактивного обучения. Примером использования системы удаленного управления компьютером может стать программное решение TeamViewer.

Уже сегодня многие высшие образовательные учреждения вводят новую форму заочного обучения — дистанционное образование.

Дистанционная форма обучения — это новая организация традиционных методов обучения и лучших современных средств и методов, которые основываются на использовании сети Интернет и современных информационно-коммуникационных технологий, а также на принципах самостоятельного обучения, которые позволяют получать образование любого уровня в любое

время, без посещения очных занятий. Дистанционная форма обучения доступна каждому, невзирая на материальное обеспечение, место проживания и состояние здоровья.

В состав системы дистанционного обучения входят все Интернет-ресурсы совместного использования: информирующие системы (базы справочных данных, официальные сайты учреждений), интерактивные вычислительные пакеты, электронные карты, хостинги, веб-сайты различных тематик, социальные сети, мессенджеры и многое другое.

Дистанционное обучение можно осуществлять с любой профессиональной деятельностью или обучением по другому направлению.

Система дистанционного обучения предполагает бесплатный доступ к специализированным Интернет-ресурсам и Интернет-технологиям для работы в режиме онлайн.

Система дистанционного обучения открывает любому количеству учащихся доступ к неограниченному числу учебной информации различных источников, тем самым, с помощью телекоммуникационных средств связи, упрощает общение учащихся между собой и преподавателями.

При внедрении системы дистанционного обучения появляются возможности применять в учебном процессе информационных технологий новых достижений, это улучшает адаптацию учащихся в современном мировом информационном пространстве.

Дистанционное обучение способствует повышению творческого и интеллектуального потенциала у учащихся в практической деятельности. Это происходит за счет самоорганизации и стремления к применению знаний, полученных при использовании современных информационных технологий.

Дистанционное образование помогает решить кадровый вопрос путем привлечения к дистанционному обучению педагогов из других учебных заведений, городов и даже стран.

В нашей статье рассмотрены перспективы применения облачных технологий в современном

образовательном процессе. Их внедрение в сферу образования является актуальной и

перспективной задачей, поскольку реальный процесс обучения до сих пор базируется на традиционных аудиторно-групповых методах.

^исок литературы

1. Облачные Технологии. Теория и практика Авторы: Монахов Д.Н., Монахов Н.В., Прончев Г.Б.,

Кузьменков Д.А.

2. Клементьев И.П. Устинов В.А. Введение в Облачные вычисления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.