Научная статья на тему 'Применение нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в отношениях по исчислению и уплате налогов'

Применение нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в отношениях по исчислению и уплате налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОПУТСТВУЮЩИЕ АУДИТУ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городилов Михаил Анатольевич

В условиях динамичного развития законодательства по налогам и сборам, а также аудиторской деятельности представляют не только научный, но и практический интерес взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков по поводу признания в налоговом учете расходов на аудиторские услуги, а также невыполнение предусмотренных законом требований по проведению обязательного аудита. Каким образом возникающие спорные ситуации решаются на практике, читатели узнают из настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the statutory acts regulating auditing activities, subject to calculation and payment of taxes

In the content of dynamical development of the legislation on taxes and charges, and the auditing activities, mutual activity of the tax authorities and the taxpayers regarding admission in tax registration of expences for autiding services, and non-fulfilment of statutory requirements on conducting of compulsory audit present not only a scientific but a practical interest as wel. The readers can learn from the present article the way of solving the arisen disputable matters in practice.

Текст научной работы на тему «Применение нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в отношениях по исчислению и уплате налогов»

© 2009 г. М.А. Городилов

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ОТНОШЕНИЯХ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ

Городилов Михаил Анатольевич - доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», к.э.н.

(E-mail: gorodilov59@yandex.ru)

Аннотация. В условиях динамичного развития законодательства по налогам и сборам, а также аудиторской деятельности представляют не только научный, но и практический интерес взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков по поводу признания в налоговом учете расходов на аудиторские услуги, а также невыполнение предусмотренных законом требований по проведению обязательного аудита. Каким образом возникающие спорные ситуации решаются на практике, читатели узнают из настоящей статьи.

Ключевые слова: налоговый учет, аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги.

налоговый учет расходов на сопутствующие аудиту услуги

Рассмотрим дело, касающееся взаимоотношений между клиентом и налоговым органом по поводу признания в налоговом учете расходов на сопутствующие аудиту услуги (постановление ФАС СевероЗападного округа от 2 августа 2004 года по делу № А56-1475/04).

В анализируемой ситуации налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества, по результатам которой составлен акт проверки и принято решение о доначислении обществу налога на прибыль и НДС . Основанием для этого явилось то, что аудиторской организацией были оказаны услуги по ограниченному обзору1 финансовой отчетности общества, составленной в соответствии с формами, разработанными специалистами головной компании холдинга, в которую входило данное

1 Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность, и предназначенные для применения предполагаемыми пользователями . При этом тестирование бухгалтерских записей и ответов на запросы посредством сбора подтверждающих доказательств, получаемых в ходе инспектирования, наблюдения, подтверждения и подсчета (т. е . в ходе процедур, характерных для аудита), как правило, не предусматривается . См . : п . 16 стандарта № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами» [1] .

общество . Результатом оказанных услуг стал отчет по проверке специальной финансовой отчетности, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, а также заключение о соответствии специальной финансовой отчетности стандартам холдинга1.

Оценив характер услуг, оказанных по названному договору, налоговая инспекция пришла к выводу о том, что расходы по составлению указанной отчетности в соответствии с формами, разработанными специалистами головной компании холдинга, не могут быть признаны экономически обоснованными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а потому - в силу ст. 252 НК РФ - не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль . Безосновательное, по мнению налогового органа, включение в состав расходов стоимости услуг по указанному договору также привело и к неправомерному - в нарушение ст . 171 НК РФ (по услугам, приобретенным для операций, не признаваемых объектом налогообложения) - включению НДС, уплаченного исполнителю таких услуг, в состав налоговых вычетов .

Арбитражный суд кассационной инстанции встал на защиту налогоплательщика, посчитав требования налогового органа необоснованными на основании следующего .

Условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ . Согласно п. 1 названной статьи расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п . 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера и направления деятельности организации подразделяются на внереализационные, а также расходы, связанные с производством и реализацией . К последним в соответствии со ст. 263 НК РФ относятся и прочие расходы, перечень которых установлен ст. 264 НК РФ и который - в соответствии с пп . 49 п . 1 этой статьи - не является исчерпывающим.

По мнению налогового органа, произведенные налогоплательщиком затраты нельзя признать экономически оправданными, поскольку они не обусловлены целями получения дохода и не удовлетворяют принципу рациональности и обычаям делового оборота .

Однако по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, т. е . обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика .

Обязанность общества предоставлять головной компании финансовую отчетность, составленную в соответствии с внутренними стандартами, подтвержденную независимым аудитором, в рассматриваемой ситуации была установлена в заключенном обществом с головной организацией договоре и являлась существенным условием последнего . Невыполнение обществом условий договора могло явиться основанием для его расторжения, повлиять на его продление, а также на получение обществом соответствующего дохода.

При оценке экономической обоснованности понесенных обществом затрат арбитры указали на очевидность того, что деятельность по проверке специальной финансовой отчетности общества требует наличия определенных знаний и навыков, которыми в полной мере владеют только лишь специализированные аудиторские организации . В результате анализа совокупности представленных доказательств суд поддержал налогоплательщика .

Арбитражный суд, как правило, встает на сторону налогоплательщиков в случае признания в налоговом учете расходов, предъявленных им аудиторскими организациями за оказанные сопутствующие

1 По сути, это не финансовая, а управленческая отчетность, являющаяся результатом управленческого учета, т. е . составляемая для нужд управления .

аудиту и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, если из анализа документов следует их необходимость и оправданность . Это, к примеру, услуги:

- по проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2007 по делу № А28-1923/2007-37/11, от 10.06.2008 по делу № А82-4718/2007-27, ФАС Поволжского округа от 29.07.2008 по делу № А55-15619/2006);

- по проверке годовой бухгалтерской отчетности, подготовленной для целей консолидации в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета Франции (постановление ФАС Московского округа от 19.03. 2007, 26.03.2007 по делу № КА-А40/1804-07);

- по проверке бухгалтерской отчетности, связанной с обращением ценных бумаг аудируемого лица на зарубежных фондовых рынках (постановления ФАС Московского округа от 22.08.2006, 29.08.2006 по делу № КА-А40/7923-06-П, ФАС Уральского округа от 02.11.2005 № Ф09-4935/05-С2);

- по проведению организационного аудита - разработке для аудируемого лица наиболее целесообразных, оптимальных решений организационной и функциональной структур (плана необходимых изменений для перехода от системы действующих организационной и функциональной структур предприятия «Как есть» к системе действующих организационной и функциональной структур предприятия «Как должно быть»), проведению обучения работников общества, направленного на формирование знаний и навыков, которые необходимы работникам для управления реорганизованным предприятием, а также осуществлению дальнейших преобразований (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2005 по делу № А66-12629/2004) и др .

Заметим, что спектр услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, достаточно широк . В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [2], в состав аудиторских услуг включаются:

- аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

- сопутствующие аудиту услуги. Согласно разъяснениям официального ведомства [3], под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в федеральных правилах (стандартах) [1]: № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; № 31 «Компиляция финансовой информации»; № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое, управленческое консультирование, оценка имущества и т.д.

Вывод о возможности учета для целей налогообложения расходов по «нестандартному» аудиту при условии обоснования соответствующих расходов делался арбитрами на основе анализа ряда актов нормативно-правового и ненормативного характера . Так, в частности, в постановлении от 10.06.2008 по делу № А82-4718/2007-27 ФАС Волго-Вятского округа указал следующее:

«В силу подпункта 17 пункта 1 статьи 264 [Налогового] кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги. Аналогичная правовая позиция изложена в письмах Министерства финансов РФ от 20.06. 2006 № 03-03-04/1/535, от 23.01. 2007 № 03-03-06/1/28 и от 26.06. 2007 № 03-03-06/1/413, в которых также указано, что организация может учесть расходы по проведению аудита и составлению отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, если эти расходы удовлетворяют требованиям статьи 252 [Налогового] кодекса в части экономической обоснованности...

Аудиторская проверка комплекта финансовой отчетности Общества необходима для составления консолидированной финансовой отчетности холдинга в целях управления группой компаний., а сам анализ финансовой отчетности и аудиторских заключений позволяет более эффективно использовать накопленный опыт группы компаний в области продаж, закупок, планирования и управленческого учета, что способствует дальнейшему развитию холдинга, повышению прибыльности и эффективности производства .

При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о том, что результаты аудиторской проверки связаны с производственной деятельностью Общества, а также о правомерности отнесения Обществом затрат по проведению аудита на расходы в целях налогообложения прибыли и о заявлении к вычету соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за оказанные услуги» .

Интересный подход, не правда ли? Эффективность, развитие, прибыльность, управленческий учет... - это те теоретико-экономические категории, которые могут оказать реальную практическую помощь в обосновании целесообразности дорогостоящего аудита отчетности по МСФО. Но не всегда. По мнению автора, в аналогичных случаях должны использоваться более сильные аргументы с экономическим обоснованием соответствующих расходов, сопоставлением истинного размера последних с доходами, выгодами, а «общие» слова, не подкрепленные цифрами и(или) иными фактами, могут оказаться не доказательными

В связи с вышеизложенным хороший пример «убедительности» доказательств приведен в постановлении ФАС Поволжского округа от 29.07.2008 по делу № А55-16294/2007:

«Установлено, что заявитель заключил кредитное соглашение с одним из крупнейших международных банков. Согласно указанному Соглашению заемщик обязуется поддерживать бухгалтерские книги и другие учетные документы, объективно отражающие истинный и реальный взгляд на консолидированное финансовое состояние заемщика и его дочерних компаний и неконсолидированное финансовое состояние и результаты его деятельности только заемщика в соответствии с МНБУ1. Заемщик обязуется привлекать в качестве аудиторов [для проведения проверки отчетности, составленной по МНБУ] фирму независимых бухгалтерских работников, разумно приемлемую для банка» .

Обобщая вышеизложенное, в аналогичных спорных ситуациях стратегия защиты налогоплательщика должна основываться не на доказывании того, что в действиях организации отсутствовал умысел потратить денежные средства на, казалось бы, бесполезные мероприятия (негативное отрицание, или «Пусть налоговый орган попробует доказать мою вину!»), а представлении суду конкретных аргументов и констатации того, что данными действиями преследовалась исключительно деловая цель, связанная с дальнейшим повышением эффективности производства или финансовой инфраструктуры предприятия (позитивное убеждение, или «Пусть налоговый орган попробует опровергнуть мои доводы, основанные на фактах!») . Используя доктрину деловой цели, можно существенно увеличить вероятность выигрыша .

меры ответственности к организациям и индивидуальным предпринимателям, уклоняющимся от обязательного аудита

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя [2, ст 5]

Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263, действовавшими до декабря 2001 г. , была предусмотрена достаточно серьезная мера ответственности экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки [4, п. 7]. Так, на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции, с экономического субъекта мог быть взыскан штраф в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда; с руководителя экономического субъекта - в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда

Указанная норма активно применялась на практике налоговыми органами, и с виновных лиц соответствующие штрафные санкции взыскивались в доход государства по решению арбитражного суда (см., к примеру, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2001 № Ф04/448-63/ А27-2001, от 09.08.2000 № Ф04/1952-431/А70-2000 и др . ).

В декабре 2001 г. Временные правила были отменены . В первой редакции прежнего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [5] ответственность за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения еще была предусмотрена в виде штрафа в размере от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда Однако Фе-

1 Международные нормативы (нормы) бухгалтерского учета . Прим . авт.

деральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ какие-либо меры ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей за уклонение от обязательного аудита были отменены.

В дальнейшем в Государственную Думу был представлен законопроект о введении ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита (№ 245944-3 «О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Законопроект, который был принят в первом чтении еще осенью 2003 г. , предполагал существенное усиление ответственности должностных лиц при проведении обязательных ежегодных аудиторских проверок:

«Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда».

Однако депутаты посчитали, что до внесения необходимых изменений в регулирующее законодательство, в частности в Закон «Об аудиторской деятельности», принятие данного законопроекта преждевременно1, поэтому он был отклонен.

Таким образом, с 2002 г. меры административной ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита законодательно не установлены. Новым законом «Об аудиторской деятельности», вступившим в силу с 01.01.2009, какие-либо санкции в отношении нарушителей также не предусмотрены [2].

Слабым утешением для налоговых органов является то, что налогоплательщики могут быть привлечены к налоговой ответственности за непредставление документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50 руб . (ст. 126 НК РФ).

Действительно, согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» . При этом согласно ст. 13 последнего в состав бухгалтерской отчетности организации включается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту

Таким образом, непредставление в составе бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, свидетельствует о невыполнении обязанностей налогоплательщика, предусмотренных ст. 23 НК РФ, и служит основанием для привлечения его к ответственности согласно ст. 126 НК РФ .

Судебной практике известны случаи привлечения организаций к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, за непредставление в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения (см . , к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2006 № Ф09-11483/06-С7).

В то же время встречались и неординарные случаи, когда в удовлетворении исковых требований налоговым органам было отказано (см. постановления ФАС Центрального округа от 17.02.2006 по делам № А35-10881/04-С3, А35-10882/04-С3 и др . ). Однако они были обусловлены неправильными действиями представителей налоговых органов в суде, когда доказательства, свидетельствующие о нарушениях со стороны налогоплательщиков - игнорирование обязательного проведения аудиторской проверки - в нарушение п . 1 ст. 65, а также п. 5 ст. 200 АПК РФ, не были представлены.

Практике известен и действительно необычный случай отказа в привлечении нарушителя к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, когда в суде налогоплательщик заявил, что «у него отсутствует аудиторское заключение, поскольку в ходе переговоров с аудиторскими фирмами не было достигнуто соглашение о стоимости аудиторской проверки» . А поскольку по смыслу ст. 126 НК РФ для привлечения к ответственности необходимо, чтобы налогоплательщик «располагал истребованными налоговым органом документами, но уклонялся от их представления для проверки», это могло озна-

1 См . : Заключение Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и законодательному строительству от 16 .02.2006, в котором приведены аргументированные доводы против принятия соответствующего законопроекта

чать то, что сам факт отсутствия аудиторского заключения привел к невозможности уклониться от его представления! Приведенный выше, хотя и не вполне логичный вывод послужил суду достаточным основанием для отказа в привлечении налогоплательщика к ответственности (постановление ФАС СевероЗападного округа от 12.05.2008 по делу № А66-6135/2007).

И хотя это единственный и далеко не типичный случай, однако последний убедительно показывает несостоятельность существующих на сегодняшний день законодательных норм в рассматриваемой сфере, нарушающих принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение .

Учитывая действующий на сегодняшний день размер штрафных санкций (50 руб . ), можно утверждать, что данная ответственность является формальной и способствует активному уклонению от проведения ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности тех организаций, которые непременно подлежат аудиторской проверке . В связи с этим, на наш взгляд, требуется скорейшее принятие мер по установлению ответственности для организаций, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц, уклоняющихся от обязательного аудита .

Литература

1. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696//Собрание законодательства РФ, 30.09. 2002. (С изменениями и дополнениями)

2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12. 2008 № 307-Ф3 // Российская газета, 31.12. 2008.

3. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 16.01.2009). URL: http://www1.minfin .ru; Информационное сообщение для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 12 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (дата обращения: 21.01.2009). URL: http://www1.minfin .ru .

4. Об аудиторской деятельности в РФ: Указ Президента РФ от 22.12.1993 № 2263//Российская газета, 29.12 .1993. (Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.12.2001 № 1459).

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ//Российская газета, 09.08.2001. (С изменениями и дополнениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.