Научная статья на тему 'Аудиторские услуги и налог на прибыль'

Аудиторские услуги и налог на прибыль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

Зачастую налоговые органы оспаривают экономическую обоснованность и направленность на деятельность, связанную с получением доходов затрат на проведение добровольного аудита и исключают такие затраты из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Такая позиция налоговых органов не находит поддержки в арбитражных судах. В статье автор анализирует арбитражную практику по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудиторские услуги и налог на прибыль»

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ И НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

ЮМ ЛЕРМОНТОВ, советник налоговой службы II ранга

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.

При отнесении к расходам затрат по оплате аудиторских услуг необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 119-ФЗ) данный вид деятельности является лицензируемым. Таким образом, для правомерного отнесения затрат по аудиторской проверке к расходам, учитываемым в целях налогообложения, наличие лицензии обязательно.

В соответствии со ст. 7 Закона № 119-ФЗ установлено понятие обязательного аудита. Так, под обязательным аудитом понимается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 119-ФЗ);

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 119-ФЗ);

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год

превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 119-ФЗ);

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подп. 3 п. 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены (подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 119-ФЗ);

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом (подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона № 119-ФЗ).

Отдельными федеральными законами определено требование об обязательном аудите и в ряде других случаев. Так, обязательному аудиту подлежат:

— сельскохозяйственные производственные кооперативы (ст. 32 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»);

— акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ст. 49 — 50 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);

— профессиональные объединения страховщиков (ст. 28 Федерального закона от 25.05.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Пунктом 2 ст. 7 Закона № 119-ФЗ установлено, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на

оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Заметим, что зачастую налоговые органы оспаривают экономическую обоснованность и направленность на деятельность, связанную с затратами на проведение добровольного аудита, и исключают такие затраты из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Такая позиция налоговиков не находит поддержки в арбитражных судах.

Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 04.10.2005 N А66-12629/2004 отверг доводы налогового органа, состоящие в том, что налогоплательщик не представил документы, подтверждающие экономическую оправданность затрат на организационный аудит. Не принят во внимание и довод налогового органа о том, что в структуре организации существовала группа внутреннего аудита, поэтому привлечение сторонней организации для выполнения услуг аудита противоречит принципу рациональности.

При этом судом указано, что экономическая обоснованность и направленность на деятельность, связанную с получением доходов, подтверждается итоговым отчетом исполнителя, согласно которому он разработал и внедрил план необходимых изменений для перехода из системы действующих организационной и функциональной структур предприятия, а налогоплательщик в соответствии с данными рекомендациями провел реорганизацию отделов управления, которая направлена на повышение эффективности его работы.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2005 № Ф08-1643/2005-689А отвергнуты доводы налогового органа, что налогоплательщик неправомерно уменьшил облагаемый налогом на прибыль доход на сумму расходов, которые не являются экономически обоснованными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, поскольку провел аудиторскую проверку добровольно. Судом также указано, что расходы на аудиторские услуги экономически оправданы и связаны с производственной деятельностью, НК РФ не содержит положений, согласно которым отнесению на расходы подлежат только затраты на проведение обязательного аудита. Экономическая обоснованность расходов на проведение добровольного аудита подтверждается фактом получения по итогам 2002 г. убытка и необходимостью выяснения его причин. В результате применения рекомендаций аудиторского

заключения по результатам деятельности за 2003 г. убыточность была ликвидирована.

Пример. Государственное унитарное предприятие, подлежащее обязательному аудиту на основании подп. 3 и 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», опубликовало в средствах массовой информации объявления о предварительном отборе аудиторских организаций для проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации. Можно ли уменьшить на сумму таких расходов налогооблагаемую прибыль?

Согласно подп. 3 и 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 119-ФЗ) ежегодная обязательная аудиторская проверка осуществляется в государственных унитарных предприятиях, если объем выручки за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 119-ФЗ при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 10 Правил проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 № 706 (далее — Правила), организатор конкурса публикует извещение о проведении предварительного отбора в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги» и как минимум в одном периодическом печатном издании, зарегистрированном территориальным органом Федеральной службы по надзору за соб-

налогообложение

людением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по месту нахождения организатора конкурса, не позднее 10 дней с даты опубликования такого извещения в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги».

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и

(или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.

Таким образом, государственное унитарное предприятие, подлежащее обязательному аудиту на основании подп. 3 и 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе включить сумму затрат на публикацию в средствах массовой информации объявления о предварительном отборе аудиторских организаций для проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, при условии соблюдения п. 10 Правил.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.