Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145). Право. Вып. 18. С. 74-77.
ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
Т. А. Военная
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКА С ЦЕЛЬЮ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Представлена проблема борьбы с одним из наиболее распространенных видов преступного бизнеса в России — торговлей людьми и незаконным использованием чужого труда.
Ключевые слова: работорговля, торговля людьми, незаконное использование чужого труда.
Опубликованные в разных источниках материалы научных и практических исследований за последние десять лет показывают, что торговля людьми до сих пор остается распространенным явлением.
Торговля людьми стала самой быстроразви-вающейся и очень прибыльной деятельностью для транснациональной организованной преступности. Статистические данные неопровержимо указывают на тенденцию возрастания данного вида преступной деятельности не только в Российской Федерации, но и во многих других странах мира.
Так, если за четыре века классической работорговли ее «оборот» не превысил 12 миллионов человек, то за последние тридцать лет в одной лишь Азии число женщин и детей, проданных в секс-рабство, составило 30 миллионов. Большая часть этого бесчеловечного бизнеса находится в руках преступных организаций1. На этом было акцентировано внимание и на состоявшемся в апреле 2000 года X конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
На проходившей в Бухаресте конференции по проблемам нелегальной миграции и торговли людьми директор ФБР США Луис Фри отметил, что вынесенный на обсуждение вид незаконного бизнеса занимает третье место в деятельности организованной преступности после незаконного оборота наркотиков и оружия. По его словам, такой бизнес ежегодно приносит прибыль от 6 до
8 миллионов долларов, а около миллиона детей и женщин становятся жертвами криминальных дельцов2. По оценкам Госдепартамента США, во всем мире ежегодно продается, покупается, задерживается и транспортируется помимо их воли около 4 миллионов человек3.
Международные эксперты определяют, что ежегодная мировая прибыль от работорговли достигает 9,5 млрд долларов. По оценкам других экспертов, общий оборот этого рынка достигает 19 млрд долларов, и Россия, по данным Центра ООН по предотвращению международных преступлений, занимает первое место в списке стран-поставщиков4.
Согласно статистическим данным, например, за одну девушку «торговец» получает за границей от 200 до 5 тыс. долларов США (это зависит от страны, уровня посредника, условий сделки и «качества» товара)5.
Следует отметить, что официальных статистических данных, характеризующих торговлю девушками и женщинами, не имеется. Причиной этому служит высокий уровень латентности, который зависит от личности потерпевших. Почти 3/4 потерпевших находятся в возрасте до 30 лет. За последнее время нередко регистрируются факты вовлечения в занятие проституцией, причем на профессиональной основе, детей в возрасте 13-14 лет и даже 10-12 лет. Среди них представлены как положительно характеризующиеся, но опередившие свой возраст подростки, так и предельно развращенные, занимающиеся про-ституцией6.
На виктимность поведения потерпевших существенное влияние оказывает ряд факторов. В первую очередь, к таковым следует отнести их тяжелое материальное положение, связанное с высоким уровнем безработицы, и законодательную незащищенность женщины на рынке труда. Низкий уровень жизни и высокий уровень безработицы толкают женщин на поиски работы за пределами государства.
Россия и бывшие республики СССР являются ведущими странами — экспортерами живого
товара, «соперничая» с традиционными экспортерами женщин — государствами Азии и Латинской Америки. Русские, украинские и белорусские женщины вывозятся в Западную Европу и США для некоммерческого рабства в таких формах, как принудительное замужество, принудительная беременность, фиктивное усыновление (удочерение) с последующим использованием «усыновленных» в качестве домашних рабов. Россия не только экспортирует «живой товар» за границу, но и выступает его импортером. По оценкам экспертов, ежегодно из различных государств на ее территорию ввозится до 1 миллиона человек.
Существующие международно-правовые документы, запрещающие торговлю людьми, оказали положительное влияние на формирование зарубежного уголовного законодательства, направленного на борьбу с названными преступлениями.
В Уголовном кодексе РФ 1996 г. нормы международного права, посвященные борьбе с торговлей людьми, нашли свое частичное отражение лишь в декабре 2003 г. посредством установления ответственности за торговлю людьми (ст. 1271 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ). За год их действия по фактам торговли людьми в России возбуждено уже
9 уголовных дел, случаев же использования рабского труда выявлено не было.
Торговля людьми во всех случаях заключалась в том, что женщин вербовали для работы официантками или танцовщицами, а затем доставляли в бордели, отбирали документы и заставляли заниматься проституцией.
Рабынь переправляли как из России за границу, так и из российской глубинки в Москву. В августе 2004 г. была раскрыта преступная группа, поставлявшая несовершеннолетних девушек из Воронежской области в столицу. Вербовщики получали за каждую единицу живого товара по 20 тыс. р. Организаторам же притона каждая девушка приносила до 80 тыс. р. в месяц. На момент задержания преступников в борделе трудились 22 «работницы сферы услуг» в возрасте от 15 до 17 лет.
Еще одна преступная группа занималась поставкой девушек на Мальту. Им предлагали поучаствовать в конкурсе красоты. Из неволи вызволили 5 россиянок и одну гражданку Украины. В Бурятии раскрыта преступная группировка, поставлявшая девушек в Китай7.
Под торговлей людьми в ст. 1271 УК РФ понимается купля-продажа человека, его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации. В примечании к указанной статье эксплуатация определяется как «использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние».
Задолго до принятия рассматриваемой уголовно-правовой нормы в специальной литературе было предложено несколько вариантов законодательного описания соответствующего общественно опасного деяния. Достоинством некоторых формулировок понятия торговли людьми было то, что авторы, принимая во внимание нормы международного законодательства, определяли торговлю людьми с соблюдением правил внутригосударственной законодательной техники8.
Однако анализ диспозиции ст. 1271 УК РФ показывает, что ни одна из предложенных дефиниций не была принята во внимание.
К такому выводу мы приходим на основании того, что закрепленное в указанной статье понятие торговли людьми практически дублирует определение этого явления в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, в котором оно понимается как «осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство и получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов» 9.
Проблема заключается в том, что практическим работникам будет сложно применять норму, не адаптированную к особенностям российского национального законодательства.
Анализ признаков, образующих содержание понятия торговли людьми по действующему уголовному законодательству России, вызывает ряд дискуссионных замечаний. Законодатель, определяя торговлю людьми, поставил знак
равенства между понятиями «купля-продажа», «вербовка», «перевозка», «передача» и «укрывательство», которые как в сочетании, так и в отдельности образуют состав преступления «торговля людьми». Подобная трактовка торговли людьми с точки зрения русского языка, гражданского и уголовного законодательства, юридической техники представляется некорректной и нелогичной.
На наш взгляд, вербовка, перевозка, передача, получение или укрывательство образуют действия по приготовлению либо покушению на совершение купли-продажи человека.
Излишним также является указание на специальную цель эксплуатации, поскольку у посредника сделки либо продавца в отдельных случаях такая цель может отсутствовать.
Как справедливо утверждает А. И. Милевский, «посредником-пособником является лицо, которое, действуя по поручению продавца или покупателя, непосредственно выполняет отведенное только ему поручение. У посредника, несмотря на внешнюю совместность действий с торговцами, отсутствует умысел на достижение единой преступной цели с той стороны (сторонами), от имени которой (которых) он выступает» 10
В отличие от продавцов, посредники, передающие человека по поручению продавца, не всегда получают вознаграждение от покупателя. Они могут действовать безвозмездно либо за вознаграждение, но получаемое от продавца. Поэтому посредники могут и не преследовать цели эксплуатации «предмета сделки».
На наш взгляд, для правильной квалификации содеянного принципиально важным является решение вопроса о юридической оценке факта торговли людьми с согласия потерпевшего на его продажу.
Международное законодательство, направленное на борьбу с торговлей людьми, рекомендует не исключать уголовной ответственности лиц за торговлю людьми, если на то было дано согласие жертвы, исключающее ее добровольность.
Так, в соответствии с п. «в» ст. 3 упомянутого Протокола «согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных в определении понятия “торговля людьми”: угроза силой или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью
положения, либо путем подкупа, в виде плате -жей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо».
Анализ содержания вышеуказанного положения позволяет сделать вывод о том, что если на жертву не было оказано какого-либо противоправного давления, обманных или мошеннических действий, то деяния, связанные с торговлей людьми при наличии согласия потерпевшего, исключают уголовную ответственность.
В соответствии с п. «с» названного Протокола добровольное согласие потерпевшего на вербовку, перевозку, передачу, укрывательство, составляющие обязательный признак торговли людьми для последующей эксплуатации, не принимается во внимание, если такие действия были совершены в отношении несовершеннолетнего.
Отдельные международные документы признают преступными общественно опасные действия, направленные на торговлю людьми, и в том случае, когда они совершены после получения добровольного согласия потерпевшего на их осуществление.
Так, Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. в ст. 1 признает преступным деянием не только эксплуатацию проституции с согласия лица, но и его склонение или совращение в этих же целях. В российском законодательстве вопрос о юридической оценке совершения сделки в отношении человека с его согласия не получил должного отражения. Однако учение о согласии потерпевшего на причинение вреда его правам и законным интересам позволяет сделать вывод о том, что действия виновных по осуществлению торговли людьми являются уголовно наказуемыми даже в том случае, когда на потерпевшего не было оказано какого-либо влияния с целью получению согласия на осуществление сделки в отношении него11.
Обратимся также к квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам торговли людьми и использования рабского труда. Интересным представляется тот факт, что среди них нет таких традиционных для российского права признаков, как «совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности» и «совершение преступления с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия».
На наш взгляд, общественная опасность торговли беременными женщинами и использования
их рабского труда существенно выше, чем аналогичных преступлений, совершенных в отношении других лиц. Известны ситуации, когда беременную женщину похищали и продавали для того, чтобы она родила ребенка на территории другого государства.
Также, по нашему мнению, необходимо внести в качестве квалифицирующего признака рассматриваемых составов преступлений «совершение преступления с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Мы считаем, что использование оружия существенно повышает общественную опасность использования рабского труда, потому что может нанести более ощутимый вред психическому и физическому здоровью потерпевшего.
Возможна ситуация, когда человек, ставший рабом, перестает быть полезным для своего «хозяина», и последний решает его убить. В данном случае налицо жестокое, циничное убийство. Однако если мы обратимся к ст. 105 УК РФ, то в числе квалифицирующих признаков не найдем указания на совершение убийства, сопряженного с торговлей людьми или использованием рабского труда. Пункт «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ устанавливает в качестве квалифицирующего признака «совершение убийства лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника». При этом применение аналогии закона в уголовном праве не допускается (ч. 2 ст. 3 УК РФ).
В связи с этим представляется целесообразным изложить п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ в следующей редакции:
«в) лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека, захватом заложника, торговлей людьми либо использованием рабского труда;».
Ст. 1271 УК РФ содержит примечание: «Лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное частью первой или пунктом «а» части второй настоящей статьи, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления»7.
Этот пункт вызвал критику международных организаций, поскольку он противоречит Конвенции ООН о транснациональной организованной преступности и Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Однако, по мнению законодателя, такое условие необходимо для решения проблем в Чечне, где часто применяется рабский труд. Российский уголовный закон в данном случае представляется более гуманным, чем международные документы.
По этой же причине представляется нецелесообразным установление в указанном примечании какого-либо срока, в течение которого возможно освобождение от уголовной ответственности в случае освобождения потерпевшего.
В заключение хотелось бы отметить, что с точки зрения русского языка содержание названия статьи «Торговля людьми» не получает своего выражения в тексте диспозиции. Таким образом, представляется необходимым внесение изменений в текст диспозиции ст. 1271 УК РФ.
Примечания
1 См.: Виоланте Л. Деньги в руках преступников опаснее оружия (коррупция, ее причины, жертвы, победы, поражения) // Новая газ. 2000. № 34.
2 Труд. 2001. 24 мая.
3 См.: Бабасян Н. В России торгуют людьми // Известия. 2002. 7 июня.
4 См.: Горай Б. Рабы XXI века // Интерпол-экспресс (Москва). 2003. 9 дек. С. 2.
5 См.: Левченко Е. А. Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство? // Обществ. науки и современность. 2000. № 4. С. 63.
6 См.: Ривман Д. В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. С. 148-149.
7 См.: Терентьев Д. В России введена уголовная ответственность за торговлю людьми // Совершенно секретно. 2004. № 12. С. 12.
8 См.: Евстифеева Е. В. Теоретические проблемы уголовно-правовой ответственности за торговлю людьми: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 3-11.
9 Овчинский В. С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001. С. 109.
10 См.: Милевский А. И. Уголовно-правовая борьба с торговлей несовершеннолетними: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.
11 См.: Михайлов В. И. Согласие лица как обстоятельство, исключающее преступность деяния // Законодательство. 2002. № 2-3. С. 37.