Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА-ОДНОДНЕВКА / МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ОБНАЛИЧИВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грязнов И.С.

Современная система налогообложения РФ далека от идеала, в виду того, что в ней имеется множество проблем. Одной из наиболее сложно решаемых проблем остается уклонение от уплаты налоговых обязательств. Исправно и в полном объеме налоги в бюджет платят около 17% налогоплательщиков, примерно 60% плательщиков налогов любыми законными и незаконными способами минимизируют суммы налогов, которые они должны уплатить в бюджет. Остальные, вовсе, не исполняют свои налоговые обязательства. Данная статья посвящена проблемам связанной с фирмами однодневками, вопросам регулирования и своевременному принятию мер для пресечения незаконной деятельности налогоплательщиков в этой области. В статье рассматриваются варианты применения налогового законодательства, с целью пресечения правонарушений налогового законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TAX LEGISLATION IN THE FRAMEWORK OF THE SUPPRESSION OF ILLEGAL ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS

The modern taxation system of the Russian Federation is far from ideal, since there are many problems in it. Tax evasion remains one of the most difficult problems to solve. About 17% of taxpayers regularly pay the full amount of taxes to the budget. Approximately 60% of tax payers minimize the amount of taxes they have to pay to the budget by any legal or illegal means. The rest do not fulfill their tax obligations at all. This article is devoted to the problems associated with one-day firms, regulatory issues and timely measures to curb the illegal activities of taxpayers in this area. The article discusses the options for the application of tax legislation in order to prevent violations of tax legislation

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

И.С. Грязнов, магистрант

Научный руководитель: Е.П. Антипова, канд. юрид. наук

Сочинский филиал Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (Россия, г. Сочи)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-3-11-15

Аннотация. Современная система налогообложения РФ далека от идеала, в виду того, что в ней имеется множество проблем. Одной из наиболее сложно решаемых проблем остается уклонение от уплаты налоговых обязательств. Исправно и в полном объеме налоги в бюджет платят около 17% налогоплательщиков, примерно 60% плательщиков налогов любыми законными и незаконными способами минимизируют суммы налогов, которые они должны уплатить в бюджет. Остальные, вовсе, не исполняют свои налоговые обязательства. Данная статья посвящена проблемам связанной с фирмами однодневками, вопросам регулирования и своевременному принятию мер для пресечения незаконной деятельности налогоплательщиков в этой области. В статье рассматриваются варианты применения налогового законодательства, с целью пресечения правонарушений налогового законодательства

Ключевые слова: фирма-однодневка, минимизация налоговых обязательств, обналичивание, налоговые органы, мероприятия налогового контроля.

Активное развитие и совершенствование налогового законодательства, такие как: изменения в законодательстве субъектов РФ, в НК РФ, разъяснительные письма Минфина РФ и ФНС России, издание новых регламентов по работе налоговых органов, судебная практика свидетельствует о том, что в настоящий момент налоговое законодательство имеет большое количество нерешенных проблем и является несовершенным.

Различные точки зрения специалистов в области налогообложения по поводу проблем налогового законодательства, которые складываются из-за проблем осуществления налогового контроля, позволяют структурировать проблемы самого налогового законодательства. И тут стоит отметить проблему правового характера.

Проблемы правового характера, заключаются в том, что налоговое законодательство страны является неустойчивым, запутанным. М.В. Романовский и О.В. Врублевская отмечают, что «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием ин-

тересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп» [4].

Налоговое законодательство в РФ содержит неурегулированные моменты, приводящие к возникновению схем по уменьшению налоговой базы. Действующее налоговое законодательство содержит множество положений рекомендательного характера, которые следовало бы пересмотреть в сторону принудительного, но, при этом, не отпугивая добросовестных налогоплательщиков от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Можно выделить следующие правовые проблемы налогового законодательства:

- неустойчивость налогового законодательства;

- противоречия с применяемой практикой;

- отсутствие жесткой юридической ответственности в отношении налогоплательщиков;

- отсутствие законотворческой деятельности от современных тенденций.

Отсутствие полномочий и жестких мер контроля в отношении неравноправной деятельности налогоплательщиков, по-

рождает образование «площадок» по «обналичиванию» денежных средств с помощью создания технических организаций.

У сотрудников налоговой службы недостаточно полномочий по контролю и пресечению деятельности таких организаций. Многие организации стали регистрироваться и получать ключи ЭЦП онлайн, и проверка таких плательщиков на благонадежность при регистрации является неудовлетворительной. Все больше подается деклараций с отражением схемных вычетов и реализацией, с помощью ЭЦП, полученными злоумышленниками на имена руководителей организации без их ведома, или с помощью номинальных руководителей.

Данная статья посвящена проблемам связанной с фирмами однодневками, вопросам регулирования и своевременному принятию мер для пресечения незаконной деятельности налогоплательщиков в этой области.

Что же из себя представляют так называемые фирмы-однодневки и какой вред они наносят не только региональным бюджетам РФ, но и государственному бюджету в целом?

В письме ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-707/84 приведено определение: «Фирма-однодневка - это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации» [3].

Основной целью фирм-однодневок является минимизация налоговых обязательств организаций осуществляющие реальную финансово-хозяйственную деятельность. Суть схемы с участием фирм-однодневок довольно проста: они искусственно включаются в цепочку хозяйственных связей, при этом реальный налогоплательщик и фирма-однодневка совершают согласованные противоправные действия для достижения определенной цели - минимизация суммы налога для уплаты в бюджет РФ.

Фирмам-однодневкам присуще ряд признаков, которые приведены в письме ФНС РФ от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ и

Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. На основании данных документов у налогоплательщиков есть возможность провести самостоятельную оценку рисков, которые могут сигнализировать о недобросовестной организации.

Налоговыми органами приведен перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недостоверности указанных сведений в ЕГРЮЛ:

- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица;

- участники юридического лица являются таковыми в значительном количестве иных юридических лиц;

- адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом значительного количества иных юридических лиц;

- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, имеется информация о его смерти.

Фирмы-однодневки в большинстве случаях является подконтрольной организацией и создана исключительно для участия в цепочке схемных вычетов в целях уменьшения налоговой нагрузки для действующих организаций. Фирмы-однодневки в действительности не осуществляют реальной финансово-хозяйственной деятельности.

Легализация преступно нажитых доходов, вывод денежных средств за рубеж, обналичивание денежных средств, оптимизация налогообложения - являются теми причины, по которым создаются фирмы-однодневки, несут огромную угрозу не только бюджету государства, бизнесу, но и наносят вред гражданам РФ.

Следовательно, встает вопрос, каким меры применяются и какие меры следует применять налоговым органам для прекращения незаконной деятельности таких организаций.

Существует два случая выявления фирм-однодневок налоговыми органами:

1. При создании организаций;

2. В ходе мероприятий налогового контроля, когда данные организации уже участвуют в схемах от уплаты налогов.

В обоих случаях налоговые органы первым делом проводят осмотр юридического адреса организации. Если организация не располагается по юридическому адресу или данная организация зарегистрирована по массовому адресу регистрации, налоговые органы проводят процедуру для дальнейшего внесения сведений о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Налоговые органы направляют уведомление о недостоверности адреса местонахождения и предлагает подтвердить достоверность данных, содержащихся в реестре. Соответствующая отметка (недостоверность юридического адреса) появляется в ЕГРЮЛ, если ответ не направлен [2]. У компании есть 30 дней на ответ. Если запись о недостоверности сведений находится в реестре более шести месяцев с момента внесения, налоговый орган вправе ликвидировать юридическое лицо во внесудебном порядке.

Данные мероприятие налогового контроля проводятся с целью ликвидации данных организаций, но зачастую фирмы-однодневки отвечают на данные уведомления, соответственно отметка (недостоверность юридического адреса) не появляется в ЕГРЮЛ и ликвидация не возможна.

Следующим способов ликвидации организации является внесение записи о недостоверности руководителя или учредителя в ЕГРЮЛ. Руководитель или участник ООО заявляет в ИФНС о том, что сведения о нём в ЕГРЮЛ недостоверны, налоговики вносят отметку о недостоверности. В большинстве случаев фирмы-однодневки оформляют на номинальных руководителей - бездомных и студентов, малоимущих которые согласились за небольшую сумму числиться руководителя-

ми компаний, при этом бенефициаром является иные неустановленные лица.

Для этого налоговые органы в соответствии со ст. 90 НК РФ и подпункта 4 пункта 1 ст. 31 НК РФ вызывают руководителей организаций для дачи пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

В данном случае налоговые органы испытывают ряд трудностей:

1. Номинальные руководители не приходят в налоговые органы для дачи пояснений;

2. Данных лиц затруднительно найти, т.к. они могут не проживать по месту прописки, находится в другом регионе, а также не знать о том, что являются руководителями организаций;

3. Номинальные руководители дают показания по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом от руководства организацией проверяемое лицо не отказывается и осуществить внесение записи о недостоверности руководителя или учредителя в ЕГРЮЛ становится невозможным.

Кроме осмотра юридического адреса организации, допроса руководителя и учредителя организации налоговые органы проводят ряд других контрольных мер: посредством программы АСК НДС-2 проверяются данные и находятся несоответствия по НДС, в последствия которых проводятся выездные налоговые проверки; при возникновении подозрений налоговые инспекторы приостанавливают на месяц ликвидацию, реорганизацию и внесение изменений в учредительные документы; налоговики ведут реестр недобросовестных компаний; ведется контроль за миграцией организаций. Инспекторы проверяют куда переезжает организация, не является ли фиктивным этот переезд.

О внесении отметки о недостоверности в ЕГРЮЛ юридического адреса на основании осмотра, следует пересмотреть процесс внесения данных сведений: взамен направления уведомления о недостоверности адреса местонахождения и предложения подтвердить достоверность данных, следует внести уточнение, что руководитель лично должен явится в налоговый ор-

ган, в котором стоит на учете для подтверждения адреса регистрации. В случае неявки данная отметка будет вносится автоматически.

О внесении сведений о недостоверности в ЕГРЮЛ о руководителе или учредителе на основании допроса также следует, внести изменения. В случае неявки в налоговый орган по повестке, в течение месяца, отметка о недостоверности будет вносится автоматически.

С первого взгляда кажется, что изменения не существенны, они не соответствуют новой налоговой политики - электронного документооборота, ведь все уведомления и ответы на них передаются по телекоммуникационным каналам связи, да и у реального налогоплательщика может показаться появится новые проблемы. Но если посмотреть иначе, то действующие налогоплательщики не сталкиваются с данными трудностями и зачастую своевременно являются в налоговые органы. Единственные кто столкнётся с проблемами в ужесточении данных процедур, так это организации бенефициары в чьих интересах создавать фирмы-однодневки.

Также стоит отметить об уголовной ответственности участников «площадок» (с использованием фирм-однодневок) по «обналичиванию» денежных средств.

В законодательстве нет термина «обналичивание», поэтому участников таких схем привлекают к уголовной ответственности по разным статьям. «Клиентов», «фирмы-однодневки» - за неуплату налогов (ст. 199 УК РФ), а организаторов и работников «обнальных площадок» - за незаконную банковскую деятельность (ст. 172 УК РФ). Дополнительно им могут вменить еще несколько составов, от неправомерного оборота средств платежей (ст. 187 УК РФ) до перевода денег иностранцам по подложным документам (ст. 193.1 УК РФ).

Правда, наказания по большей части не самые суровые. Около половины всех приговоров - это условные сроки и штрафы:

1) Размер наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 187 Уголовного кодекса РФ, определен в следующих пределах:

«Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до двух лет» [1].

2) Ч. 2 ст. 187 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за совершение деяния, указанного в части 1 данной статьи, если оно совершено организованной группой. Размер наказания уже определяется в объеме: «Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет или без такового» [1].

3) Характеристика организованной группы содержится в ч. 3 ст. 35 УК РФ:

«Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений» [1].

Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев, если в схеме по обналичиванию денег участвовало несколько человек, то характер их взаимоотношений будет расцениваться именно как организованная группа.

Последний тренд тактики и стратегии работы по таким делам - привлекать к уголовной ответственности номинальных руководителей, данные о которых есть в ЕГРЮЛ. И уже на основе их показаний вычисляют адрес «обнальной площадки», а также других участников преступной схемы. Хотя до некоторых бывает сложно добраться, как и писалось ранее.

По всем перечисленным статьям прослеживается положительная динамика. С каждым годом все больше правонарушителей оказываются осужденными за незаконную предпринимательскую деятельность.

Штрафы в 300 и 500 тысяч рублей, лишение свободы на 3 и 5 лет - вполне достаточные санкции, чтобы злоумышленники задумались о необходимости прекратить свою преступную деятельность.

Придумывать что-то еще в данной области законодательства, не имеет смысла. Это только приведет к тому, что «обналичивание» денежных средств подорожает, поскольку формально риски у фирм-однодневок вырастут. Таким образом, внесение в законы более серьезных видов наказания за деятельность фирм-однодневок только ухудшит ситуацию.

Тем не менее нелегальный бизнес продолжает работу, так как налоговая нагрузка на бизнес в последние годы не ослабляется. И коронавирусный кризис точно не «убедит» предпринимателей отказаться от подобной экономии на налогах и выплат зарплат «в конвертах».

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2022).

2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2022).

3. Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 N 3-7-07/84 "О рассмотрении обращения" // Консуль-тантПлюс: справочно-правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.04.2022).

4. Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит // О.В. Врублевская, М.В. Романовский. - И.: Юрайт-Издат. 2016. - 543 с.

APPLICATION OF TAX LEGISLATION IN THE FRAMEWORK OF THE SUPPRESSION OF ILLEGAL ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS

I.S. Gryaznov, Graduate Student

Supervisor: E.P. Antipova, Candidate of Legal Sciences

Sochi branch of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (Russia, Sochi)

Abstract. The modern taxation system of the Russian Federation is far from ideal, since there are many problems in it. Tax evasion remains one of the most difficult problems to solve. About 17% of taxpayers regularly pay the full amount of taxes to the budget. Approximately 60% of tax payers minimize the amount of taxes they have to pay to the budget by any legal or illegal means. The rest do not fulfill their tax obligations at all. This article is devoted to the problems associated with one-day firms, regulatory issues and timely measures to curb the illegal activities of taxpayers in this area. The article discusses the options for the application of tax legislation in order to prevent violations of tax legislation

Keywords: a one-day company, minimizing tax liabilities, cashing out, tax authorities, tax control measures.

Хотя ФНС РФ издала письмо, как доказывать умышленную неуплату налогов и «обналичку», этого недостаточно. «Размытое» толкование термина «обнал» позволяет «видеть чёрную кошку в тёмной комнате, когда ее нет», «Правоприменитель может найти преступление там, где его нет, а потенциальный злоумышленник даже не будет знать, что его действия незаконные».

Чтобы избавиться от подобных рисков, самым разумным решением служит расшифровать на уровне федерального закона понятие «обналичивание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.