Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселая Анастасия Александровна

В статье анализируется применение мультимедийных образовательных ресурсов в условиях цифровой трансформации. Исследование проводилось на основе опроса педагогов и учащихся учреждения среднего профессионального образования. Приведены результаты анализа данных, показывающие, что возможность их применения делает обучение наиболее эффективным и интересным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MULTIMEDIA EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article analyzes the use of multimedia educational resources in the conditions of digital transformation. The study was conducted on the basis of a survey of teachers and students of secondary vocational education. The results of data analysis show that the possibility of their application makes learning the most effective and interesting, involving in the process of perception of educational information most of the sensory components of the student.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Рис. 28. Тренажер

Считается, что человек получает два образования: одно дает ему школа, другое, более важное, он получает сам. Всякое настоящее образование добывается только путем самостоятельной работы. Пока человек сам не осознает необходимость в овладении какого-либо знания, не предпримет соответствующие действия по достижению этого знания, не достигнет хотя бы базового владения этим знанием, никто ему не поможет.

Характеристика современных информационных технологий, описанная в работе, доказала, что современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксюхин, А.А., Вицен, А.А., Мекшенева, Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 50-52.

2. Санжиева, Ю.Г, Резникова, Т.К. Краткий словарь современной педагогики // под. ред. Л.Н. Юмсуновой. изд-е 2-е, перераб. доп. Улан Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

3. Мироненко, О.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе //. -Молодой ученый. - 2015 г. № 13 (93). - С. 664-668.

4. Ремчукова, И.Б. Математика 5-8 классы: игровые технологии на уроках // И.Б. Ремчукова - журнал «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях», 2019 г.

5. Башарина, С.А. Сущность понятия "самостоятельная работа", ее роль в образовательном процессе / -«Профобразование», 2021 г.

А. А. Веселая

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье анализируется применение мультимедийных образовательных ресурсов в условиях цифровой трансформации. Исследование проводилось на основе опроса

педагогов и учащихся учреждения среднего профессионального образования. Приведены результаты анализа данных, показывающие, что возможность их применения делает обучение наиболее эффективным и интересным.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, мультимедийные образовательные ресурсы.

А. А. Veselaya

APPLICATION OF MULTIMEDIA EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT

OF DIGITAL TRANSFORMATION

Abstract. The article analyzes the use of multimedia educational resources in the conditions of digital transformation. The study was conducted on the basis of a survey of teachers and students of secondary vocational education. The results of data analysis show that the possibility of their application makes learning the most effective and interesting, involving in the process of perception of educational information most of the sensory components of the student.

Keywords: digital transformation of education, multimedia educational resources.

Сегодня мы наблюдаем новую ступень модернизации российского образования - цифровую трансформацию. Данная реформа цифровизации образования заключается в «оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира» [3]. Однако недостаточно обеспечить образовательные учреждения современной техникой (компьютерами с возможностью подключения к сети Интернет), нужно научить педагогов качественно использовать огромный спектр возможностей компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся. Новые компьютерные технологии, позволяющие качественно расширить обучающие возможности современной техники и обеспечить интерактивность учебного процесса, стали средствами мультимедиа.

Используя мультимедийные средства в учебном процессе, можно повысить эффективность учебного процесса и развить коммуникативные и социальные способности учащихся [1].

Помимо этого, существует возможность осуществлять активно-деятельную форму обучения с помощью высокой мультимедийности и интерактивности, увеличивать и расширять функционал и повышать эффективность самостоятельной учебной работы [2].

Можно сказать, что формирование мультимедийных образовательных ресурсов является одной из задач цифровизации образования.

Исходя из выше сказанного, было принято решение провести анализ применения мультимедийных средств в учебном процессе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Таганрогского колледжа морского приборостроения» (далее ГБПОУ РО «ТКМП»).

Анализ проводился с двух точек зрения:

1) с позиции педагога;

2) с позиции учащегося.

1). Педагогам, преподающим дисциплины по специальности 38.02.04 «Коммерция» была предоставлена анкета с вариантами ответов. Количество опрошенных составляло 15 человек, их результаты ответов представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты ответов педагогов по вопросам применения мультимедийных средств в учебном __процессе__

№ вопрос а Вопрос Варианты ответов % к общему числу ответов (15 человек)

1 Применяете ли вы мультимедийные средства в учебной деятельности? Да 93,3

Нет 6,7

2 Насколько часто вы используете мультимедийные средства в проведении занятия? Редко 0

Иногда 7,2

Часто 42,8

Всегда 50

3 На каких именно этапах проведения учебного занятия, на ваш взгляд, предпочтительней использование мультимедийных средств? (возможно несколько вариантов ответов) Организация начала занятия (приветствие) 28,6

Объяснение нового материала 64,2

Закрепление и проверка материала 57,1

Проверка домашнего задания 85,7

4 Перечислите, какие именно мультимедийные средства, вы используете при проведении учебного занятия. (возможно несколько вариантов ответов) Видео ролик 64,2

Презентация 85,7

Учебный фильм 14,3

Электронная версия учебника 35,7

Интерактивная доска 42,9

Анимационное имитирование 14,3

Другое 0

Из данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных педагогов используют в своей деятельности мультимедийных средства (14 человек или 93,3%).

2. Не применяет на своих занятиях мультимедийных средства только один педагог дисциплины «ОБЖ» (6,7%), стаж которого составляет более 25 лет, объясняя это тем, что преподавание его дисциплины, лучшего всего осваивается традиционным способом без применения каких-либо новшеств.

3. При ответе на вопрос «Насколько часто вы используете мультимедийные средства в проведении занятия?»:

• вариант «редко» не выбрал не один педагог;

• вариант «иногда» выбрал один преподаватель дисциплины «Физкультура» (7,2%), объясняя свой выбор тем, что студентам иногда проще один раз увидеть, чем несколько раз рассказать;

• вариант «часто» ответили 6 респондентов (42,8%), это были преподаватели таких дисциплин как: «История», «Логистика», «Экономическая теория», «Анализ хозяйственной деятельности», «Иностранный язык», «Обществознание»;

• вариант «всегда» ответили наибольшее число опрошенных 7 человек (50%), это были педагоги ведения таких дисциплин как: «Маркетинг», «Менеджмент», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Стратегическое планирование», «Высшая математика», «Статистика».

4. На вопрос: «На каких именно этапах проведения учебного занятия, на ваш взгляд, предпочтительней использование мультимедийных средств?» были даны следующие варианты ответов:

• вариант «Организация начала занятия (приветствие)» отметили наименьшее количество человек - 4 человека или 28,6%;

• вариант «Закрепление и проверка материала» выбрали 8 преподавателей или 57,1%;

• вариант «Объяснение нового материала» был вторым по популярности, его выбрали 9 человек или 64,2%;

• вариант «Проверка домашнего задания» оказался самым удобным и применяемым педагогами в учебной деятельности, его предпочитают 12 человек или 85,7% от общего числа ответивших.

Что касается вопроса об использовании мультимедийных средств, при проведении учебного занятия, были даны разные ответы. Наибольший выбор использования мультимедийных средств был у преподавателей дисциплин «Маркетинга», «Бухгалтерского учета», «Менеджмента» и «Стратегического планирования», объяснение их было связано с тем, что данные дисциплины требуют большого внимания с точки зрения видимости (например, в маркетинге - это реклама, спрос и продвижение товаров; стратегическом планировании - это построение матриц и их анализ).

Наименее популярными мультимедийными средствами, применяемыми в образовательном процессе, стали «Учебный фильм» и «Анимационное имитирование», их выбрали по 2 человека или 14,3%. Электронную версию учебника выбрали 5 человек или 35,7%, интерактивную доску используют 6 педагогов. Использование видео ролика в качестве мультимедийных средств на занятиях предпочитают 9 преподавателей или 64,2%. Самым простым, но и самым востребованным и применяемым мультимедийным средством среди опрашиваемых педагогов стало использование презентации на своих занятиях. Данный вариант был выбран 12 педагогами или 85,7%. Вариант «другие» мультимедийные средства не был никем выбран.

2). Возвращаясь к анализу применения мультимедийных средств в учебном процессе ГБПО РО «ТКМП» уже с позиции учащихся, было решено провести анкетирование среди студентов, изучающих дисциплину «Маркетинг». В опросе приняло участие 25 человек, им было задано также три вопроса, после чего, результаты были занесены в таблицу 2.

Таблица 2.

Результаты ответов учащихся по вопросам применения мультимедийных средств в

преподавании дисциплины «Маркетинг»

№ вопроса Вопрос Вариант ответов % к общему числу ответов (25 человек)

1 Нравится ли вам, когда преподаватель использует на занятии мультимедийные средства? Да 64

Нет 16

Мне безразлично 20

2 Какие чаще всего преподаватель дисциплины «Маркетинг» использует мультимедийные средства? Видео ролик 20

Презентация 72

Учебный фильм 0

Электронная версия учебника 0

Интерактивная доска 4

Анимационное имитирование 4

Другое 0

3 Применение мультимедийных средств в преподавании дисциплины «Маркетинг» помогает вам в ... (возможно несколько вариантов ответов) Лучше осваивать сложности нового материала 20

Делает занятие более интересным и запоминающимся 48

Получении наглядного примера к материалу занятия 16

Умении использовать самостоятельно мультимедийные средства 8

Практически никак не влияет на мое восприятие учебного материала 8

Другое 0

Таким образом, из таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

1. Ответы опрашиваемых наглядно демонстрируют интерес к использованию мультимедийный средств в преподавании дисциплины «Маркетинг», поскольку, отвечая на вопрос «Нравится ли вам, когда преподаватель использует на занятии мультимедийные средства?» большинство учащихся (16 человек или 64%) выбрали вариант ответа «да». Четверым учащимся или 16% не нравится использование мультимедийных средств в преподавании анализируемой дисциплине, и пятью студентам или 20% безразлично использование мультимедийных средств.

2. На вопрос: «Какие чаще всего преподаватель дисциплины «Маркетинг» использует мультимедийные средства?», подавляющее большинство учащихся, а именно 18 человек или 72% выбрали вариант ответа «презентация», на втором месте был выбран ответ «видео ролик», его отметили 5 человек (20%). На третьем месте оказались два мультимедийных средства, которые, по мнению, студентов, а именно по 1 студенту (4%), меньше всего используются в преподавании дисциплины «Маркетинг», это «интерактивная доска» и «анимационное имитирование». Другие мультимедийные средства, такие как «Учебный фильм» и «Электронная версия учебника» не используется педагогом.

3. При вопросе «Применение мультимедийных средств в преподавании дисциплины «Маркетинг» помогает вам в ...» были даны следующие варианты ответов:

• вариант «Делает занятие более интересным и запоминающимся» оказался самым популярным, его выбрала наибольшая часть опрашиваемых, их число было 12 человек или 48%;

• вариант «Лучше осваивать сложности нового материала» выбрало 5 человек или 20%;

• вариант «Получение наглядного примера к материалу занятия» отметили 4 респондента или 16%;

• варианты «Умение использовать самостоятельно мультимедийные средства» и «Практически никак не влияет на мое восприятие учебного материала» выбрали по два студента или по 8% соответственно.

• вариант «Другое» никто не выбрал.

Таким образом, проведя небольшой опрос среди педагогов и учащихся ГБПО РО «ТКМП», можно сделать следующие выводы.

В общем, применение мультимедийных образовательных ресурсов дают возможность сделать обучение наиболее эффективным и интересным. В частности, проводимое исследование показало, что применение мультимедийных средств в преподавании дисциплины «Маркетинг» помогает учащимся получать объективные представления о спросе и предложении продукции и услуг, о продвижении товара на рынок сбыта, о сбытовой политике, о региональной сети продаж через Интернет, о проведении социальных опросов для выявления своей нише на рынке продаж и другое. Таким образом, учащиеся получают комплексные знания, которые нужны им для использования в повседневной реальной жизни через формирование навыков и умений грамотно продвигать свою продукцию, и достигать поставленные цели и задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, Е.Г., Веселая, А.А. Особенности применения современных технологий в системе образования // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 115-117.

2. Веселая, А.А. Приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1. С. 122-125.

3. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. 2018. №31. С. 3-7.

32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.