П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 373
Е.Г. Веретко
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается важность, эффективность и целесообразность использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения. Отражены достоинства применения мультимедиа технологий в начальной школе.
Ключевые слова: начальная школа, образовательный процесс, информационные технологии, мультимедиа технологии.
В наше современное время всё больше и больше внедряются информационные технологии, которые нашли широкое применение в образовательном процессе. Использование этих технологий позволяет увеличить результаты обучения, усовершенствовать эффективность обучаемости и открывает передовые возможности образования.
Информационные технологии - единство образовательного и информационного пространства, позволяющее реализовать современные подходы в обучении, расширить круг общения, познания и внимания.
Электронные учебные пособия, методика интерактивного обучения, развивающие игры, обучающие программы, технологии дистанционного обучения - далеко не весь перечень используемых в настоящее время образовательных технологий.
В настоящее время мультимедийные технологии все больше и больше внедряются в различные сферы образования. Это одно из наиболее развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Этому способствуют распространение в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает положительное влияние на эффективность обучения школьников.
© Веретко Е.Г., 2021.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения приводит к заинтересованности и самостоятельности учащихся, использованию дополнительных образовательных ресурсов, подготовке преподавателей, осуществляющих учебный процесс на основе выбранных технологий.
Технологии современности дают большие возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». В наше время это уже не схемы, таблицы и картинки, а более понятная природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Та игра, которая удовлетворяет потребности и запросы современности. Прежние картинки и таблицы «ожили» для детского воображения, восприятия и психологии - это огромный плюс. Теперь дети могу познать этот мир быстрее и качественнее, благодаря современной мультимедиа технологии.
Слово «мультимедиа» стало популярным с 90-х годов 20-го столетия. Multimedia - (Англ.) многокомпонентная среда, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию. «Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др. [1].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают учителям и детям образовательные инструменты и ресурсы, которые расширяют учебную среду. При использовании для поддержки цели, принципы и задачи учебной программы начальной школы, эти технологические инструменты имеют потенциал для увеличения и преобразования обучения и преподавания в школе.
С применением мультимедиа технологий экономно используется время, что позволяет выдать и усвоить большой объём материала. Во время урока с использованием информационных технологий учащиеся могут самостоятельно создавать учебно-игровой процесс, что делает обучение результативнее и способствует значительному повышению интереса к изучаемому предмету.
Ценность эффективного применения информационных технологий заключается в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Использования информационно-компьютерных технологий, их наглядность, безусловно, улучшают учебный процесс, развивают творческие способности учащихся, вызывают живой интерес школьников, создают к самообразованию положительную мотивацию [3].
Применение мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами:
1. возможность использования цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
2. возможность обновления учебного материала;
3. небольшие затраты на публикацию и размножение;
4. возможность использования в учебном материале интерактивных веб-элементов, тестов и рабочих тетрадей
5. возможность копирования и переноса частей для цитирования;
6. возможность нелинейного прохождения учебного материала, содержащего гиперссылки;
7. гиперсвязи с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах [4].
Применение мультимедийных средств обучения эффективно, когда учитель не только предоставляет информацию, но также участвует, поддерживает и помогает ученику в усвоении материала. Использование презентаций, сопровождаемых красочными изображениями и анимацией более привлекательны, чем обычный текст, что способствует лучшему восприятию информации и поддержания эмоционального уровня.
Для того, чтобы полученный на занятиях материал лучше усваивался, необходимо задействовать все каналы восприятия информации, а это зрительный когда учащиеся видят информацию, и тут важно, чтобы она была яркой, слуховой канал, его можно задействовать не только при помощи того, что говорит учитель и учащийся, но и с помощью мультимедиа различные аудио записи, механический когда дети фиксируют всю информацию в своих тетрадях и эмоциональный, урок должен быть наполнен положительными и яркими эмоциями. Память превосходно фиксирует эмоциональные всплески. Выполнить эти условия нам позволяют современные мультимедиа технологии.
Интеграция мультимедиа технологий в учебную программу начальной школы должна быть направлена на повышение качества преподавания и обучения. Развитие навыков в области мультимедиа технологий должно быть включено в цели обучения начальной школы и школьную программу. Планирование использование мультимедиа технологий должно осуществляться на уровне школ и должно охватывать ключевые вопросы, включая использование мультимедиа технологий для детей с особенностями развития. Равенство доступа к мультимедиа технологиям для всех детей и рациональность его использования без
вреда здоровью. Роль учителя в обучении, поддержке и оценке детей с помощью мультимедиа технологий имеет центральное значение для эффективной интеграции ИКТ в учебную программу начальной школы.
Библиографический список
1.Гафурова, Н. В, Чурилова Е.Ю. Педагогическое применение мультимедийных средств Часть 1 Учебное пособие - Красноярск, 2008. - 145 с.
2.Ефремов, О.В. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе : учебное пособие / О.В. Ефремов, П.С. Беляев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006 - 124 с.
З.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. вузов М.: Академия, 2005. - 192 с.
4.Информатика и ИКТ. Мультимедийные средства в образовании : учебник / В.В. Андреев, Н. В. Герова, А.А. Москвитина, О.М. Роговая ; РГУ им. С.А. Есенина. - Рязань, 2012. - 128 с.
ВЕРЕТКО ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬЕВНА - магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, Россия.