Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / MOTIVATION LEVELS / EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION / SELF-MOTIVATION / MOTIVATIONAL PEDAGOGICAL PRACTICE / LANGUAGE LEARNING SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская С. В.

It is discussed the use of motivational pedagogical practice in order to improve the quality of teaching a foreign language to undergraduate students of the economic university. The author provides the opinions of modern researches who consider the question of the influence of motivation on learning from the theoretical and practical points of view. The article presents different definitions of motivation concepts, analyzes motivating and demotivating factors that affect learning foreign languages, clarifies the differences between internal and external motivation, and suggests specific approaches to the formation, maintenance and promotion of motivation. The use of motivation is crucial for foreign language teachers, because it is motivation that is one of the key factors determining the success of language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MOTIVATIONAL PEDAGOGICAL PRACTICE IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING

It is discussed the use of motivational pedagogical practice in order to improve the quality of teaching a foreign language to undergraduate students of the economic university. The author provides the opinions of modern researches who consider the question of the influence of motivation on learning from the theoretical and practical points of view. The article presents different definitions of motivation concepts, analyzes motivating and demotivating factors that affect learning foreign languages, clarifies the differences between internal and external motivation, and suggests specific approaches to the formation, maintenance and promotion of motivation. The use of motivation is crucial for foreign language teachers, because it is motivation that is one of the key factors determining the success of language teaching.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2021-86-3-245-252

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

С.В. Самарская

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия s. samarskaya@inbox.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

[Svetlana V. Samarskaya Application of motivational pedagogical practice

in a foreign language teaching]

It is discussed the use of motivational pedagogical practice in order to improve the quality of teaching a foreign language to undergraduate students of the economic university. The author provides the opinions of modern researches who consider the question of the influence of motivation on learning from the theoretical and practical points of view. The article presents different definitions of motivation concepts, analyzes motivating and demotivating factors that affect learning foreign languages, clarifies the differences between internal and external motivation, and suggests specific approaches to the formation, maintenance and promotion of motivation. The use of motivation is crucial for foreign language teachers, because it is motivation that is one of the key factors determining the success of language teaching.

Key words: motivation, motivation levels, external and internal motivation, self-motivation, motivational pedagogical practice, language learning success.

Успех любой деятельности обычно зависит от того, насколько человек стремится достичь своей цели, а также от желания сделать это. Такой психологический фактор известен как мотивация - импульс, который порождает действие. Как указывает сам термин, это «движущая сила», то что побуждает, стимулирует действие. Однако, говорить о том, что мотивация - это только побуждение к начальным стадиям действия или возбуждение первоначального интереса, неправильно и односторонне. Более важно поддерживать это состояние побуждения, чтобы человек сделал необходимое усилие для завершения действия [2].

Мотивированные студенты - это мечта каждого педагога: они готовы усердно работать, добавлять свои собственные цели к целям группы, сосре-

дотачивать свое внимание на текущих задачах, настойчиво преодолевать трудности; они не нуждаются в постоянном поощрении и могут даже стимулировать других, способствуя совместному обучению. Однако мотивация у разных студентов может быть совершено разная и может изменяться в процессе обучения, в зависимости от целей, которые они ставят перед собой в данный момент. Но как обеспечить постоянную мотивацию у студентов, и как использовать мотивацию одних и распространить ее на других?

Актуальность данной проблемы обусловлена поиском эффективных мотивирующих педагогических практик и оптимизации содержания обучения иностранному языку, так как в современных условиях из-за пандемии СОУГО-19 и закрытия границ мотивация изучения иностранного языка значительно снижается на всех возрастных этапах обучения. Условия, которые способствуют успешному изучению иностранного языка, часто отсутствуют или их просто недостаточно: нет погружения в языковую среду, не хватает возможностей для взаимодействия с носителями языка, и, как правило, студенты не имеют достаточно сильных образцов для подражания, способствующих изучению иностранного языка.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей и конкретных подходов к формированию мотивации, целесообразно сначала обратиться к определению самого понятия «мотивация». Многие зарубежные исследователи, такие как М. Уильямс и Р. Берден, рассматривают мотивацию как состояние когнитивного и эмоционального возбуждения, как состояние, которое приводит к сознательному решению действовать и порождает период устойчивых интеллектуальных и/или физических усилий [10].

В своих трудах по социальной психологии Р.К. Гарднер определяет мотивацию как сочетание усилий, желание достичь цели и благоприятное отношение к цели, которая должна быть достигнута. Он выделяет следующие аспекты, которые влияют на эффективность изучения иностранного языка - языковые способности, личность, отношение и мотивация [6].

П.Д. Макинтайр, К. МакМастер и С.С. Бейкер определяют мотивацию как признак личности, характеризующий психологические качества, лежащие в основе поведения по отношению к конкретной задаче, где целенаправленное поведение проявляется через отдельные действия мотивированного индивида [7]. Мотивированный индивид прилагает усилия, настойчив и внимателен,

имеет цели и стремления, получает удовольствие от своей деятельности, использует методы, способствующие достижению целей, испытывает подкрепление от успеха и разочарование от неудачи. Следовательно, мотивацию следует рассматривать как гибридное понятие, «внутренний атрибут, являющийся результатом действия внешней силы» [7].

Существует три уровня мотивации, доступных для прямого воздействия со стороны преподавателя при обучении иностранному языку. От того, насколько широко преподаватель может задействовать один или все уровни мотивации, зависит, станет ли он сам «мотивирующим» центром.

Первым уровнем, центральным ядром мотивации является увлеченность обучением. Заинтересованность и увлечённость означают главные цели человека в жизни, то, о чем он больше всего заботится, о том, что волнует его эмоционально. Поэтому необходимо найти способ связать изучение иностранного языка с главным интересом в жизни [5].

Преподаватель может помочь студентам привнести свою увлеченность в группу несколькими способами. Один из них заключается во введении «горячих элементов», когда преподаватель вводит или позволяет студентам самим предложить к изучению образцы современных песен, статьи о жизни известных людей или модные видеоклипы. Эти триггеры создают определённую культуру группы и развивают некий «азарт», энтузиазм, большую вовлеченность в процесс обучения.

Следующий способ - это организация занятия, дающего возможность самовыражения: персонализированные задания, журналы идей, разговорные кружки, интерактивные анкеты. Когда студенты осознают, что в содержание обучения включены темы, касающиеся их личной жизни, и, что преподаватель воспринимает их как личности, а не только как людей, изучающих язык, это способствовует более глубокому уровню приверженности и мотивации. Еще один способ вызвать увлеченность и энтузиазм в обучении - использовать себя в качестве модели (психологический принцип «непосредственности») [4].

Второй уровень мотивации заключается в изменение реальности мотивации обучаемого. При всех благоприятных условиях для изучения иностранного языка студенты часто не могут достичь хороших результатов, потому что на изучение иностранного языка выделяется мало учебных часов, они не получают достаточно внимания на занятиях, либо им не хватает значимого взаимо-

действия с преподавателем. Самостоятельная, внеаудиторная работа с последующим обсуждением результатов на занятиях может повысить качество обучения. Использование современных цифровых технологий, различные сайты изучения языка, качественные аудио, видео и мультимедийные источники обучения, интернет-викторины позволяют повысить эффективность обучения при малом количестве аудиторных часов и поддержать интерес и мотивацию к изучению иностранного языка. Помочь студентам сделать простые, самостоятельные шаги в изучении иностранного языка, подтолкнуть их к осознанному выбору в отношении обучения, взглянуть на изучение языка по-новому [5].

Третий уровень мотивации - вовлечение в учебную деятельность - относится к включению намерения, внимания и памяти в саму деятельность. Для того чтобы все студенты принимали активное участие в занятиях, можно порекомендовать несколько важных «связующих моментов», которые могут быть использованы в учебных материалах: персонализированные разминки, провокационные темы, наглядность в обучении, различные стили обучения (межличностный, кинестетический, музыкальный, поэтический). Назначение ролей в парных и групповых действиях позволит убедиться, что каждый сту -дент вовлечен в работу.

Индуктивное обучение даёт возможность студентам самостоятельно открывать для себя новые вещи - грамматические моменты, прагматические паттерны, лексику. Студентам надо дать время подумать, сделать своё маленькое открытие - и это не менее важно, чем обучение с помощью объяснений и презентаций.

При создании мотивации к изучению иностранного языка необходимо учитывать личностные качества обучающихся. Успешные студенты чаще демонстрируют такие типы личностных качеств, как экстравертность, уверенность в себе, активность, в то время, как неуспешные студенты не проявляют уверенности в себе, они застенчивы, нервничают и боятся выражать свое мнение. Страх или тревога, в сочетании с такими социальными мотивами, как стремление к статусу в группе и социальному одобрению, мешают и даже препятствуют прогрессу в изучении иностранного языка. Негативное мнение других членов группы может разрушить веру в собственные способности и достижение успеха. Дружественная и поддерживающая среда может иметь решающее значение в таких случаях [1].

Для того чтобы повысить мотивационный климат в группе существуют определенные педагогические стратегии. После того как начальные мотивационные условия успешно созданы - т.е. установлены дружественная атмосфера и доверительные отношения между преподавателем и студентом - можно переходить к установлению мотивационной педагогической практики, состоящей из трех фаз: а) формирования исходной мотивации; б) поддержания и защиты мотивации; в) поощрения позитивной ретроспективной самооценки [3].

На первом этапе формирования первоначальной мотивации необходимо активно генерировать позитивное отношение студентов к изучению иностранного языка. Даже если у нас группа с высокой степенью академической мотивации, можно предположить, что не все её участники учащиеся предпочтут курс иностранного языка всем другим предметам, которые они изучают.

Техники создания начальной мотивации студентов можно разделить на несколько групп.

Первая группа относится к повышению языковых ценностей и установок студентов. Прежде всего это интерес и ожидаемое удовольствие от процесса обучения. К этой же группе можно отнести интерес к его носителям и культуре изучаемого языка, а также практические, прагматические выгоды, которые может принести овладение иностранным языком.

Следующая группа - это повышение целеустремленности студентов. Очень часто многие студенты не совсем понимают, почему они выполняют то или иное задание, они могут быть не согласны с официальной целью освоения содержания курса и преследовать свои индивидуальные цели изучения иностранного языка, которые должны быть учтены.

Далее необходимо учебные материалы сделать релевантными пожеланиям студентов. Очень часто они заявляют, что темы учебника устарели и не интересны им, что грамматика не является важным аспектом изучения иностранного языка. Использование современных аутентичных материалов, дискуссии на злободневные темы, использование цифровых технологий позволят усилить мотивацию на начальном этапе [3].

После того как основные аспекты создания начальной мотивации студентов были определены, можно генерировать или выбирать различные конкретные методы обучения.

Следующим этапом мотивационной практики является поддержание и повышение мотивационного уровня. Спектр мотивационных стратегий, относящихся к этой фазе, довольно широк - это и постановка конкретных целей, и представление задач мотивирующим образом, и повышение уверенности в себе. Но особый акцент следует сделать на продвижение самомотивирующих студентов. Самомотивирующие стратегии представляют собой динамическую систему психологического контроля процессов, защищающих концентрацию и направленное усилие на обучение при наличии неблагоприятных личностных и/или средовых отвлекающие факторов [2]. То есть они включают в себя способы мотивации студентов и тем самым поддерживают действия, когда первоначальная мотивация ослабевает. Эти стратегии особенно важны при изучении иностранного языка, поскольку процесс обучения носит длительный характер, и мотивация может быть утеряна. Сохранить или увеличить первоначальную целеустремленность студентов можно, если напомнить им о благоприятных ожиданиях, использовать положительные стимулы и вознаграждения. Добавление дополнительной привлекательности или интереса к задаче, использование фантазии для оживления задачи также поможет повысить мотивационные характеристики обучения.

Многие исследования мотивационной составляющей обучения показали, что степень удовлетворения студентов от прошлых достижений, от успешного выполнения заданий, в значительной степени определяет их подход к последующим учебным задачам. Эффективность изучения иностранного языка напрямую зависит от объективного уровня, достигнутого ими успеха, и от того, как они субъективно интерпретируют свои достижения [1; 2].

Преподаватель должен выявлять, поддерживать и развивать мотивацию, но самое главное - научить студентов культивировать мотивацию, находить ее там, где они меньше всего ожидали. При создании мотивации следует обязательно учитывать личность студента, те мелкие детали и особенности, которые составляют его социальный и психологический портрет, так как язык является частью идентичности личности и используется для передачи этой идентичности другим. Следовательно, изучение иностранного языка оказывает важное влияние на социальное бытие обучающегося, поскольку оно предполагает принятие новых социальных и культурных моделей поведения и способов мышления.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гаинцева О.И., Карпова О.Л., Найн А.Я. Мотивация учебной деятельности студента как залог успешной профессиональной подготовки выпускника вуза // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 6. С. 263-267.

2. Оселедец М.А., Новикова Т.А. К вопросу о мотивациях студентов к обучению // Инновационная экономика и общество. 2014. № 2 (4). С. 67-73.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 304 с

5. Соколков Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания. Учебное пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2007. 384 c.

6. Gardner R.C. Motivation and Attitudes in Second Language Learning // Encyclopedia of Language & Linguistics (Second Edition). 2006. Pages 348355. [Электронный ресурс]. URL:https://doi.org/10.1016/B0-08-044854-2/00625-8 (дата обращения 04.04.2021).

7. MacIntyre P.D., MacMaster K. and Baker S.C. The convergence of multiple models of motivation for second language learning: Gardner // International Journal of Modern Education and Computer Science (IJMECS). 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/THE-CONVER-GENCE-OF-MULTIPLE-MODELS-OF-MOTIVATION-%3A-Maclntyre (дата обращения 04.04.2021).

8. Dornyei Z. Attitudes, orientations, and motivations in language learning. Malden, Mass: Blackwell Publishing, 2003. 120 p.

9. Williams K.C., & Williams C.C. Five Key Ingredients for Improving Student Motivation // Research in Higher Education Journal, 12, 2011. Pp. 1-23.

R E F E R E N C E S

1. Gaintseva O.I., Karpova O.L., Nain A.Ya. Motivation of student's educational activity as a pledge of successful professional training of a university graduate // International scientific journal "Symbol of Science". 2015. No. 6. Pp. 263-267.

2. Oseledets M.A., Novikova T.A. On the question of students ' motivations for learning // Innovative economy and society. 2014. № 2 (4). Pp. 67-73.

3. Panfilova A.P. Innovative pedagogical technologies: Active learning. Textbook. M.: Publishing center "Academy", 2009. 192 p.

4. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality. Textbook. M.: Publishing center "Academy", 2001. 304 p.

5. Sokolkov E.A. Psychology of cognition: methodology and methodology of teaching. Textbook. M.: University book; Logos, 2007. 384 p.

6. Gardner R.C. Motivation and Attitudes in Second Language Learning // Encyclopedia of Language & Linguistics (Second Edition), 2006, Pages 348-355. URL:https://doi.org/10.1016/B0-08-044854-2/00625-8 (accesses 04.04.2021).

7. MacIntyre P.D., MacMaster K. and Baker S.C. The convergence of multiple models of motivation for second language learning: Gardner // International Journal of Modern Education and Computer Science (IJMECS), 2005. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/THE-CONVERGENCE-OF-MULTI-PLE-MODELS-OF-MOTIVATION-%3A-Maclntyre (accessed 04.04.2021).

8. Dornyei Z. Attitudes, orientations, and motivations in language learning. Malden, Mass: Blackwell Publishing, 2003. 120 p.

9. Williams K.C., & Williams C.C. Five Key Ingredients for Improving Student Motivation // Research in Higher Education Journal, 12, 2011. Pp. 1-23.

_08 апреля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.